Предприятия № 1

Комбинат № 1 МСМ, Актауский горно-химический комбинат (ГХК), Западный ГХК, Прикаспийский горно-металлургический комбинат (ПГМК) МСМ, ПО «ПГМК», ОАО «АК «Каскор»

      /Казахская ССР г. Шевченко Мангышлакской обл., Гурьев-16/

      /Казахстан 466200 г. Актау Мангистауской обл. микрорайон № 2/

      Комбинат № 1 создан в соответствии с пост. правительства от 8.01.1959г. для добычи и переработки урано-фосфорных руд с содержанием редкоземельных элементов на базе месторождения Меловое на полуострове Мангышлак. Комбинат находился на территории Гурьевской области. В 1965г. – в ведении МСМ. С 1967г. переименован в Прикаспийский ГМК. В 1984г. комбинат награждён орденом Октябрьской Революции, затем – орденом ТКЗ. В 1990г. преобразован в ПО «ПГМК».

      В составе комбината: две шахты, несколько заводов (сернокислотный, химико-гидрометаллургический, азотно-туковый, машиностроительный, ремонтно-механический), Прикаспийское управление строительства, Мангышлакский энергозавод. Действовали также горно-добывающие предприятия: ст. Коктас Джамбульской обл., ураносодержащие медные руды; пос. Гранитогорск Джамбульской обл., урано-свинцовые руды.

      По пр. Управления строительства ПГМК от 1.08.1964г. в его структуре создан железнодорожный цех. В 01.1970г. он передан в состав ПГМК, а с 1.11.1980г. преобразован в управление ж/д транспорта ПГМК (далее – АО «Каскор-Транссервис».

      Производство урана и скандия (1960-е). Далее освоено производство нитрофосных и аммофосных удобрений (в 1982г. выпущено 4 млн. т). В 1981г. построен цех по производству кормового преципитата мощностью 36 тыс. т в год. В конце 1980-х г. начато строительство завода зубных паст.

      В 08.1992г. комбинат акционирован и преобразован в АО «АК «КАСКОР».

      В начале 1990-х г. добыча и переработка урановых руд и скандия прекращена из-за истощения запасов.

      Директор (1961-70г.)- Р.А. Григорян, Ю.А. Корейшо, Д.С. Юрченко, (10.1973-03.1995г.)- Ю.В. Кузнецов, (1990-е)- Г.М. Исаков.138

      Председатель совета директоров (1995г.)- Ю.В. Кузнецов.

Ремонтно-механический завод (РМЗ) ПГМК МСМ, АО «Казкор-Ремзавод», ОАО «Каспиймунаймаш», ТОО «Прикаспийский машиностроительный комплекс» (ПМК)

      /Казахская ССР г. Шевченко Мангышлакской обл./

      /Казахстан 466200 г. Актау Мангистауской обл./

      В 1970г. на базе центральных ремонтно-механических мастерских ПГМК создан РМЗ.

      В конце 1970г. введены в строй литейный и средний корпуса, в 1972г. – центральный корпус (электроремонтный, механический, котельный и кузнечный цеха). В 1982г. на заводе установлены станки с ЧПУ, в 1990г. – лазерный комплекс.

      В 1997г. на базе РМЗ создано АО «Казкор-Ремзавод», в 2000г. переименовано в ОАО «Каспиймунаймаш», а в 04.2004г. – в ТОО «ПМК».

      В 2005г. открыт цех по ремонту насосов УЭЦН. Действовало литейное производство, лаборатория.

      Работы (2009г.): изготовление и ремонт нефтепромыслового и газоперерабатывающего оборудования; производство ацетилена.

      Гендиректор (2004-09г.-)- В.А. Чекашов.

Мангышлакский энергозавод Комбината № 1 МСМ, Мангышлакский атомный энергетический комбинат (МАЭК) им. 60-летия СССР, Мангистауский атомный энергетический комбинат (МАЭК), ТОО «МАЭК-Казатомпром»

      /Казахстан 130000 г. Актау Мангитауской обл. а/я 248 Промзона, здание 201 www.maek.kz/

      Мангышлакский энергозавод в составе комбината № 1 пущен 1.07.1968г., с 1.01.1978г. он преобразован в Мангышлакский атомный энергокомбинат (МАЭК), в 12.1982г. ему присвоено имя МАЭК им. 60-летия СССР. В 07.1973г. пущена первая в СССР многоцелевая АЭС с ядерным реактором на быстрых нейтронах БН-350, в составе которой действовали дистилляционныеопреснительные установки (ДОУ). В 1983г. введена в эксплуатацию ТЭЦ-3.

      В 05.2003г. на базе комбината создано ТОО «МАЭК-Казатомпром».

      В 1998г. реактор выведен из эксплуатации. На 2015г. действовало 8 ДОУ, последняя из которых введена в строй в 12.2013г.

      Численность персонала (2015г.)- более 4 тыс. чел.

      Гендиректор (2015г.)- С.Н. Утебаев.


Завод № 1 треста «Кизелуголь» НКУП

      /г. Кизел Молотовской обл. п/я 301/

      Завод № 1 треста «Кизелуголь» создан 20.12.1941г. или15.02.1942г. С 10.06.1942г. – в составе комбината «Молотовуголь».

      Производство промышленных ВВ, спецоборудования для промышленности боеприпасов.

      С 1946г. завод – в ведении МУП. С 1957г. имел наименование «п/я 301». Ликвидирован по пр. от 23.03.1962г. с 30.06.1962г.138


Ташкентский опытно-экспериментальный механический завод № 1 (ТОЭМЗ-1), ООО «ТОЭМЗ-1»

      /Узбекистан 100170 г. Ташкент Мирзо-Улугбекский р-н ул. Мухитдинова, 1; ул. Зиёлилар, 1 тел. (99871) 269-15-96 www.ttemz-kran.uz/

      Завод основан в 1945г.

      Производство (2012г.): башенные и автокраны, краноманипуляторы, автоцистерны, металлоконструкции.

Производство: автокраны: КС-3577, -4574-М, -55724А (2012); краноманипуляторы КМУ-335, -736 (2012); автоцистерны: для технической воды АЦТВ-4, -8, -12, для светлых нефтепродуктов АЦСН-4, -8, -10, -12, для питьевой воды и молока АЦПВ-4, -8, -12, для кислот АЦК-8, -10 (2012); автовышки телескопические высотой подъема 15 и 22 м (2012); передвижные авторемонтные мастерские (2012); спецавтомобиль для перевозки ВМ, вахтовый автобус (2012); кран башенный КБ-403А (2012); мачты для сотовых операторов АМС, металлоконструкции (2012).


Ташкентский опытный электромеханический завод № 1 (ТОЭМЗ-1) МПСАиСУ, ОАО «ТОЭМЗ»

      /Узбекистан 100190 г. Ташкент/

      Создан в 1980-е г.

      Производство электронных компонентов и приборов.

      В 2003г. – ОАО.


Завод электромонтажных изделий № 1(ЗЭМИ-1) МСМ, ООО «ЗЭМИ-1 «Электрон»

      /630010 г. Новосибирск ул. Богдана Хмельницкого, 90 тел. (383) 363-00-30 zemi-1.ru/

      Завод электромонтажных изделий № 1 треста «Химэлектромонтаж» МСМ создан в 1957г.

      Производство инструмента и электрооборудования для АЭС, заводов МСМ.

      Далее ЗЭМИ-1 входил в состав ПМСП «Электрон». В 1999г. завод вышел из него.

      Гендиректор (1999-2003г.-)- В.Н. Астахов.138 Директор (2013г.)- В.А. Шаньгин.

Создано: камера с вакуумным выключателем КСО-304 (2004); комплектная трансформаторная подстанция блочного типа КТП-Б (2006); камера распределительная КРУ-Э (2012).

Производство: устройство комплектное низковольтное распределения и управления НКУ (2008-); оборудование высоковольтное: КТП киоскового типа, КТП-Б блочного типа, ячейки КРУ серии «Электрон», камеры серии КСО-275, -285, -298, -304, -366 (2013); оборудование низковольтное: панели ЩО70, НКУ-МКЭ, коробка КОС (2013); электромонтажные изделия: короба ККБС, ККПС, изделия для прокладки кабеля (2013).


Архангельская судоверфь № 1 НКРП, Соломбальская верфь, Соломбальский судостроительный завод, Архангельское адмиралтейство, Соломбальская судостроительная ферфь МРХ, ОАО «Соломбальская судостроительная верфь»

      /163020 г. Архангельск Никольский пр., 91 тел. (8182) 23-11-75/

      Соломбальская верфь на о. Соломбале у Архангельска начинала строиться в 1602г., но не была завершена. Основана в 1693г., 7.09.1693г. на ней Петром I был заложен первый корабль. К 1718г. построено 12 кораблей. Численность работающих на верфи временами доходила до 5-6 тыс. чел. В 1721(2)г. верфь была временно закрыта, в 1733г. возобновила деятельность. Был построен сухой док для ремонта подводной части судов, канатный завод. В 1750-е г. верфь с эллингами, мастерскими и складами вошла в состав Архангельского военного порта и получила наименование Архангельское адмиралтейство.

      Для обслуживания верфи в 1785г. создан Ширшинский завод. На нем действовали каменно-литейный, токарный, якорный и кузнечный цеха; работало 250 чел. Завод выпускал платформы для пушек, гвозди, скобы, громоотводы, компасы.

      Судостроительный завод был в 1820-е г. С 1800г. строительство кораблей на верфи было сокращено. В 1824-25г. построен первый пароход. С переходом на строительство металлических судов верфь в 03.1862г. была закрыта. За это время было построено около 500 судов (в т.ч. 74-, 66-, 52-, 32-пушечные корабли, яхты, шнявы, флейты, брандеры, фрегаты, боты, гукоры, пинки, лихтеры, бригантины, катера, канонерские лодки, шлюпы, плавучие батареи, тендеры). Наибольшее количество судов (9) построено в 1774г. В 1887г. на месте верфи создан государственный судоремонтный завод.www.edu.severodvinsk.ru

      В 1909г. на месте бывшей Соломбальской верфи начато строительство по проекту инженера П.Г. Минейко Поморского эллинга, предназначенного для строительства и ремонта малотоннажных деревянных судов. 7.09.1911г. он вступил в строй. Эллинг имел водный ковш, три наклонных слипа (по три дорожки в каждом), горизонтальную площадку для поднятых судов, столярно-слесарную мастерскую, кузницу и такелажный сарай. Штат верфи – 3 чел. Все работы на ней должны были вестись силами судовладельцев. Строились коммерческие суда. В 1914г. верфь была передана Морскому министерству, в 1917г. возвращена обратно.

      После революции Поморский эллинг был национализирован. 29.12.1930г. в Архангельске открыт филиал «Рыбосудстроя» для строительства деревянного рыбопромыслового флота. Эллинг передан в его ведение и преобразован в Архангельскую судоверфь № 1. В 1939г. верфь – в ведении Наркомрыбпрома.

      В соответствии с пост. СТО от 11.07.1933г. на верфи начато строительство каботажных грузопассажирских, рыболовных, зверобойных судов, а также судов вспомогательного и технического флота.92 Строились котельный, литейный, механический цеха. В связи со строительством Амурского ССЗ работы были заморожены.

      С началом войны освоен выпуск волокуш для раненых, снарядных ящиков, аэросаней, понтонов. Велось переоборудование рыболовных мотоботов в катерные тральщики и сторожевые катера для ВМФ.

      После войны возобновлена постройка гражданских судов. Велся также ремонт гидрографических, рыбопромысловых судов, зверобойных шхун. С 1955г. верфь специализировалась на малотоннажном (до 7 т) деревянном судостроении.

      В 1957г. верфь вновь получила название Соломбальской, действовала в ведении МРХ. В 1976г. вошла в состав объединения «Архангельскрыбпром» (и в 1990-е).

      В 1993г. преобразована в ОАО.

      В составе верфи (1990-е): участки: лесопильно-деревообрабатывающий, судосборочный; сушильная камера; механический цех.

      Производство (2000-е): прогулочные гребные и парусные лодки, моторные катера, парусно-моторные яхты. В 2009г. построена копия королевской гоночной яхты “Britania” (1893г.).

      Численность персонала (1713г.)- 600 чел., (2000-е)- около 80 чел.

      Директор (1932г.)- И.В. Евдокимов. Гендиректор (1993-2003г.-)- Е.Н. Ватлецов.138

      Зам. гендиректора (2005г.)- Е.Н. Ватлецов.

      Гл. инженер (-1993г.)- Е.Н. Ватлецов.

      Гл. конструктор- Е.Н. Ватлецов.

      Экипажмейстер (1690-е)- Е.Е. Избрант, (1711-25г.-)- Ф. Баженин.

      Корабельные мастера: (1834г.)- Амосов, (1858-60г.)- Большаков, (1735-36г.)- Я. Брант, (1855-56г.)- поручик В.П. Василевский, (1846г.)- Вихмат, (1858-59г.)- Гагарин, (-1708-49г.)- В. Геренс, (1772-75г.)- Гунион, (1800-е)- В.А. Ершов, (1851г.)- Ф.Т. Загуляев («Диана»), (1833-34г.)- Иванов, (1798г.)- Г. Игнатьев, (1851-52г.)- Карловский, (1739-49г.)- Качалов, (1734г.)- Р. Козенц, (1858-59г.)- Кольсерт, (1835-39г.)- Кошкарев, (1807г.)- А.М. Курочкин (87 судов), (1770-73г.)- Мальцев, (1835-36г.)- Мельников, (1855-56г.)- штабс-капитан П.К. Митрофанов, (1833-34г.)- Мордвин, (1774г.)- М.Д. Портнов, (1773-74г.)- Прудовин, (1847-48г.)- Рихтер, (1804-05г.)- Сарычев, (1762-65г.)- Селянинов, (1741-58г.)- Дж. Сутерланд, (1737-68г.)- Л. Ямес.

      Начальники участков: Е.Н. Ватлецов.

Производство: фрегаты: 24-пушечный «Св. Павел» (09.1693-05.1694), «Святой дух» (1702), «Курьер» (1702), 32-пушечный «Св. Петр»; «Гектор», «Кавалер» (1734-), 52-пушечный «Диана» (05.1851-05.1852), винтовые 44-пушечный «Полкан» (-05.1853), «Илья Муромец» (1853-57), «Соломбала» (1859), «Пересвет» (-1860); трехмачтовый флейт (-1701)- 6; линейные корабли: 52-пушечные «Архангел Гавриил», «Архангел Михаил», «Архангел Рафаил» (1712-), «Архангел Варахаил», «Архангел Селафаил» (06.1713-), 54-пушечные «Город Архангельск» (06.1734-06.1735), «Северная звезда» (07.1734-07.1735), «Св. Андрей» (09.1734-), 66-пушечные «Фридемакер» (1740), (1764)- 2, «Слава России» (09.1773-05.1774), «Саратов» (-05.1809), 74-пушечные «Москва», «Ярославль», «Св. Петр» (1798-), «Орел», «Северная звезда», «Борей» (1807), «Царь Константин», «Иезекиль», «Азов», «Кацбах», «Кульм», «Нарва», «Лесное», «Красное», «Бородино» (1826-30); «Нептунус» (03.1735-06.1736), «Победоносец», «Не тронь меня», «Трех Иерархов», «Всеволод», «Святослав», «Норд Адлер», «Принц Густав» (1807-12), «Берлин», «Гамбург», «Дрезден», «Любек» (-1813), «Ингерманланд» (1842); промысловые суда (1725)- 3; яхты: «Диана» (1742); парусно-моторные пр. СОЛ-861, -1185, -1328, -1520, «Британия» (-2009); брандер, бранд-вахтенное судно (1747); экспедиционные суда «Чичагов», «Панов», «Бабаев» (1764); бриг «Новая Земля» (1821); пароход «Легкий» (12.1824-06.1825); шхуны «Новая Земля», «Шпицберген» (1838); винтовые клиперы 6-пушечные «Разбойник», «Стрелок», «Джигит», «Опричник», «Пластун», «Наездник» (1855-56)- 6;112 мотоботы типа «Касатка» (1926-35); рыбопромысловые суда: малые рыболовные сейнеры, изотермические плашкоуты, кошельковые брамы (1930-е-41); моторная лодка типа «Дори» (1951-), зверобойные шхуны «Сивуч», «Лысун», «Астра», «Тювяк» (1951-54); спасательные шлюпки, прогулочный катер «Соломбалец», служебно-разъездные катера типа ЛМ4-87, ЛМ4-87М (1960-е-70-е)- более 3000 (вместе со Свирской верфью и заводом «Пелла»), карбасы (1950-е); суда для перевозки живой рыбы (1982-); суда из полимерных материалов для прибрежного лова (2003-)- 2; лодки типа «Фофан» (2000-е).

Ремонт: шхуна «Александр Невский», яхта «Татьяна», пароход «Москва» (1911-12).

Архангельский портовый ремонтный завод, Cоломбальский судоремонтный завод (СРЗ) ВСНХ, Соломбальский государственный СРЗ «Красная Кузница» НКПС, СРЗ «Красная кузница» НКМФ, ММФ, АООТ, ОАО «СРЗ «Красная кузница»

      /г. Архангельск пр. Никольский, 15/

      В 1887г. на месте закрытой в 1862г. Соломбальской верфи организованы мастерские Управления работ по улучшению Архангельского торгового порта. В 1910-13г. проведена реконструкция наливного дока, причалов и мастерских, построены каменные кузница, котельная, слесарный и токарный участки. 27.04.1917г. мастерские преобразованы в государственный Архангельский портовый ремонтный завод Министерства торговли и промышленности.

      В 1918г. Соломбальский СРЗ национализирован и передан в ведение ВСНХ. В период Гражданской войны доки были затоплены, причалы и краны разрушены. После освобождения Архангельска от интервентов в 02.1920г. начато восстановление завода. По решению СВП от 17.03.1920г. Архангельский порт и Судостроительный завод планировалось передать в ведение СВП; решением от 28.06.1920г. Архангельский СРЗ оставлен в ведении Главвода, к нему присоединены мастерские морского порта Архангельска.125 В 1920-24г. введены в строй механический, литейный, корпусной, кузнечный, котельный, сборочный и деревообделочный цехи; построены новые трубопроводный, инструментальный и монтажный цехи, создано КБ. В 1923г. введена должность директора. В 1920-е г. предприятие было единственным заводом по ремонту морских судов Северного бассейна, за зиму ремонтировалось до 100 судов. В эти годы завод строил также катера, плашкоуты, баржи. В начале 1930-х г. построены новые корпусо-сборочный и литейно-модельный цехи. В 1937г. на заводе введена сварка.

      В 1920-21г. завод – в ведении Беломортранса. В конце декабря 1922г. завод передан в ведение НКПС и переименован в Соломбальский государственный СРЗ «Красная кузница». В 1941г. завод «Красная Кузница» - в ведении НКМФ.

      По пр. НКПС от 11.05.1929г. в состав завода вошли Лайский док (с 08.1939г. – вновь самостоятельный) и механические мастерские в Архангельске.

      В годы войны завод освоил выпуск аэросаней, морских барж, корпусов мин и гранат.

      По расп. СНК от 29.03.1944г. на базе Таганрогского СРЗ образован Азовский филиал завода «Красная кузница» для строительства морских барж.

      После войны был продолжен судоремонт (70-90 судов в год). Освоено производство буксировочных и пассажирских катеров, самоходных и несамоходных барж, парусно-моторных шхун, паромов, понтонов, судовых механизмов, электродов. Изготовлялось нестандартное оборудование для арктических экспедиций.

      В соответствии с пост. правительства в 1952г. начата реконструкция завода. Были построены новые причалы. В 1953г. введены в эксплуатацию кислородная и ацетиленовая станции. В 1961г. начата очередная реконструкция завода для подготовки к ремонту судов с ГТД и дизель-электрическими СУ. Были введены в строй новые причалы длиной 400 м, центральная котельная, реконструированы корпусо-сварочный и литейный цехи, электромонтажный участок. В 1966-70г. продолжена реконструкция завода. Введены в строй механический цех со слесарным участком, трубопроводный цех, инструментальный и ремонтно-механический участки, новые лаборатории, модернизировано энергетическое хозяйство. В 1971-75г. построены плавучий док на 5 тыс. т, 300 м причалов, проведена реконструкция стапелей. За 5 лет отремонтировано 420 судов. В 1976-80г. построен пирс, плавучий док № 2 (всего их стало 3), созданы новые участки: по ремонту люковых закрытий, по изготовлению резинотехнических изделий, по ремонту электрорадионавигационных приборов, доковый цех, информационно-вычислительный центр. Отремонтировано 506 судов. В 1981-85г. отремонтировано 473 судна, в 1986-90г. – 378. В 1990г. отремонтировано 75 судов, в 1995г. – 50, в 2000г. – 46, в 2002г. – 30.

      В 1966г. СРЗ «Красная кузница» - в ведении ММФ.

      26.03.1993г. СРЗ «Красная кузница» преобразован в АООТ. В 1994-97г. – в ведении Департамента морского транспорта Минтранса. 5.02.1997г. на предприятии введено внешнее управление. В 2008-09г. ОАО являлось банкротом, имущество выставлено на торги.

      В 1993г. проведена реорганизация производства: расформировано комплексное судоремонтное производство и ремонтно-эксплуатационное хозяйство, организован цех ТНП. На предприятии имелись (2008г.): блок цехов (построен в 1967г., площадь 22047 м2), кузнечный цех (2878 м2), корпус участка сборки металлоконструкций (1990г., 5458 м2), пирс длиной 99 м (1976г.), оградительный причал длиной 266 м (1986г.).

      Работы (2002г.): ремонт судов морского, речного, рыбопромыслового и технического флотов водоизмещением до 18 тыс. т; строительство судов, барж, понтонов водоизмещением до 1000 т; изготовление мостовых металлоконструкций, изделий машиностроения, чугунного и цветного литья, стальных поковок, автономных жилых и хозяйственных модулей.

      Численность персонала (06.1917г.)- около 2000 чел., (02.1920г.)- около 650 чел., (1.01.1984г.)- 2975 чел., (1990г.)- 2683 чел., (1995г.)- 1513 чел., (2000г.)- 925 чел., (2002г.)- 867 чел.

      Начальник (04.1917г.-)- В.Н. Цапенко. Заведующий (1920г.)- Д. Чечурин. Директор (1923г.-)- Н.В. Антипин, (1930-36г.)- В.И. Вежлицев, (1936-38г.)- Т.П. Гулевич, (1938-40г.)- Г.И. Алуферов, (1940-41г.)- В.В. Муратович, (1941-42г.)- П.А. Мочульский, (1942-46г.)- М.И. Стенько, (1946-49г.)- А.П. Ефимов, (1950-55г.)- Л.Н. Марденский, (1955-61г.)- Е.И. Склянин, (1961-69г.)- Н.В. Пермитин, (1969-87г.)- С.Д. Заголовский, (1987-94г.)- А.А. Багаев. Гендиректор (1994-97г.)- В.Б. Шухобов, (1997г.-)- С.И. Хромцов, (2002г.)- В.Н. Дятлов.

      Арбитражный управляющий (5.02.1997г.-)- С.И. Хромцов. Конкурсный управляющий (-2008-09г.-)- О.Г. Смирнов.

      Комиссар (1920г.)- Я.Н. Железников, Эйман, Баранов.

Производство: речной буксир 300 л.с. пр. 378 (1950-е); судно снабжения пр. 1878 «Вавчуга» (1978-83)- 3; самоходный плашкоут (1976-80)- 24; плавучий док на 5 тыс. т (1976-80); амфибийный буксировщик (1970-е-80-е)- 2; лихтер типа ЛЭШ (1981-85)- 40; транспортное судно «Варандей» (1981-85); теплоход-площадка (1986-90)- 3; судовые механизмы, знаки навигационного ограждения (1970-е-80-е);

ремонт: ледокольный пароход «Садко» (1933-34), ледоколы «Ленин», портовые № 6, № 8 (1942);

переоборудование: траулеров в сторожевики и тральщики (ВОВ), парохода «Тбилиси»; теплохода «Котлас» в учебно-тренировочное судно (1986-90).

Судоремонтный завод (СРЗ) «Лайский док», ОАО «Лайский СРЗ»

      /Архангельская обл./

      Завод создан в 1875г. на базе товарищества «Архангельско-Мурманское срочное пароходство». В 05.1899г. на площадке 40 тыс. кв. саженей вблизи Никольского рукава Северной Двины по р. Лая начато строительство собственного дока. В 1906г. построена кузница, 30.05.1907г. вступил в строй Лайский док. С этого времени начат комплексный ремонт судов.В 1907г. отремонтировано 11 судов, в 1908г. – 27.

      После революции Лайский док был национализирован и передан в ведение Беломорского управления ГУ водного транспорта. В 04.1920г. док передан Управлению морского транспорта Белого моря и Ледовитого океана («Белмортранс»), а в 1922г. – в ведение Северной конторы «Севторгфлота», будущего Северного морского пароходства (СГМП). По пр. НКПС от 11.05.1929г. Лайский док включен в состав СРЗ «Красная кузница», в 08.1939г. выделен из состава завода в самостоятельное предприятие в ведении СГМП.

      В 1926г. отремонтировано 22 парохода.

      В 1930-34г. введены в эксплуатацию компрессорное отделение и механический участок. С 1933г. для ремонта внедрена сварка. В 1936г. производство дока было реорганизовано, образовано три цеха: корпусный, доковый и лесопильно-транспортный. В 1937г. построены каркасный сарай и электрогазосварочная мастерская.

      Управляющий (1907-28г.)- В.Ф. Гостев. Начальник (1929-32г.)- В.Е. Щелканов, (1932-35г.)- П.А. Веснин, (1935-57г.)- Д.И. Кокаянин.

      Начальники цехов: корпусного (1936г.-)- С.Н. Симанов; докового (1936г.-)- И.Л. Смиренников; лесопильно-транспортного (1936г.-)- И.Н. Шкаев.

Производство: научно-исследовательское судно «Персей» (1922);

ремонт: ледоколы «Малыгин» (1926), «Сибиряков» (1926), «А. Сибиряков» (ВОВ), «Г. Седов» (ВОВ); морские грузовые суда «Р. Люксембург» (1926), «Чиж» (1926), «Красный Октябрь» (1927), «Войков» (1927), «Сосновец» (1927), «Красное знамя» (1927); теплоход «Рошаль» (1935); СКР-30 (ВОВ), «Вологда» (ВОВ), «Диксон» (ВОВ).

ООО «Петровская верфь»

      /163020 г. Архангельск пр. Никольский, 15/

      22.12.2008г. на предприятии введено внешнее наблюдение.

      Временный управляющий (01.2009г.-)- Я.М. Хадури.

ОАО «Архангельский судоремонтный завод (СРЗ)»

      /г. Архангельск пр. Никольский, 15/

      В 2009г. предприятие являлось банкротом, имущество выставлено на торги.

В составе предприятия (2009г.): корпусной цех (площадь 7124 м2).