Предприятия № 251-300
ГС завод № 288 НКАП
/пос. Савелово, г. Кимры Калининской обл. п/я 11; г. Омск Куломзино/
По пр. № 111с от 10/13.03.1940г. завод № 30 НКАП был переименован в ГС завод № 288 11ГУ НКАП по опытному самолетостроению, а его филиал в пос. Иваньково получил наименование завод № 30.
По пр. № 106с от 5.03.1940г. производственная база завода № 30 (затем завода № 288) закреплена за коллективом КБ П.Д. Самсонова. Работы по МДР-7.
Сюда по пр. № 29с от 18.01.1941г. с завода № 31 перебазировалось в 1940- 03.1941г. ОКБ Г.М. Бериева. Здесь начато производство КОР-2.
15 и 16.10.1941г. завод № 288 7ГУ НКАП и ОКБ Бериева эвакуировались сначала в Чкаловск на площадку Судоремонтного завода, но здесь производственных мощностей не оказалось, и по пр. № 1110сс от 11.11.1941г. эшелоны переориентировали дальше – в Куломзино, г. Омск, на площадку складов УГМР, переданных заводу № 29 НКАП. Часть оборудования и личного состава размещена на площадке завода № 166 НКАП и была влита в его состав. Вскоре по пр. № 7 от 20.12.1941г. завод и ОКБ-288 были размещены на площадке Куломзинского филиала завода № 166 (бывшие авиаремонтные мастерские ГВФ). Этим же пр. филиал со всем оборудованием и личным составом передан в расп. завода № 288. Здесь же разместились конструкторские группы В.М. Мясищева и Томашевича.
На площадке эвакуированного завода в Кимрах по пр. № 149с от 21.02.1942г. образованы Ремонтные мастерские для переоборудования иностранных самолетов (начальник- З.Б. Ценципер). Далее они преобразованы в Савеловские фронтовые мастерские (директор- Поленов). С 06.1943г. здесь разместился завод № 491.
На новом месте в Омске достраивалась опытная серия КОР-2, оказывалась помощь заводу № 166 в производстве Ту-2. Проектировался и строился самолет «110» «Пегас» конструкции Томашевича.
Пр. НКАП от 03.05.1943г. ОКБ-288 переведено в Красноярск на завод № 477.
По пр. № 367сс от 22.06.1943г. завод № 288 ликвидирован; конструкторская группа В.М. Мясищева переведена в Казань и влита в состав ОКБ-22, которое возглавил Мясищев.
Пр. № 469с от 3.08.1943г. все сооружения завода № 288 НКАП (кроме ЛИС и территории, временно закрепленной за ОКБ А.Н. Туполева по пр. № 430сс от 20.07.1943г.) переданы заводу № 29 НКАП.
Директор (05.1940-04.1941г.-)- Н.И. Чеблуков. И.О. директора (12.1941-03.1942г.)- А.В. Ляпидевский. Директор (03.1942-08.1943г.-)- Г.Я. Кутепов.
Гл. конструктор завода (-01.1941г.)- П.Д. Самсонов, (01.1941г.-)- Г.М. Бериев.
Производство: самолёт КОР-2 (1941-42)- 8.98
Заводской №: 28801.
ОКБ-288
Работало с 03.1940г. при заводе. Разработан МТБ-2.
По пр. № 29с от 18.01.1941г. на завод № 288 переведено с завода № 31 ЦКБ МС гл. конструктора Г.М. Бериева, он назначен гл. конструктором завода № 288 и ОКБ. Работы по доводке и летным испытаниям МБР-7.
В 10.1941г. ОКБ вместе с заводом эвакуировано сначала в Чкаловск, а затем – в Омск. Здесь в середине 1942г. занималось разработкой установки РС-82 для Пе-2.
Пр. № 267с от 3.05.1943г. ОКБ-288 переведено в Красноярск на завод № 477 и работало как ОКБ-477 НКАП.
Гл. конструктор (03.1940-01.1941г.)- П.Д. Самсонов (затем- гл. конструктор ОКБ завода № 119), (01.1941-05.1944г.)- Г.М. Бериев.
ОТБ НКВД завода № 288 НКАП
/г. Омск/
По пр. № 7 от 20.12.1941г. конструкторские группы В.М. Мясищева (отдел «102») и Д.Л. Томашевича (отдел «110») переведены с завода № 166 на завод № 288 с сохранением тематики работ. На 06.1942г. работы по постройке и доводке ДВБ-102, модификация Як-9 с ЖРД РД-1, проектирование и постройка самолета «110» «Пегас». Летные испытания проводились на заводском аэродроме.
В соответствии с пост. ГКО № 3601 от 18.06.1943г. и пр. № 367сс от 22.06.1943г. основной конструкторский состав группы Мясищева переведен с завода № 288 в ОКБ и опытный цех завода № 22. Тем же пр. при заводе № 482 образован филиал ОКБ завода № 22 по боевым самолетам, и туда из Омска переведена остальная часть коллектива и оборудования.
Томашевич по 1944г. занимался доводкой «110», затем работал на заводе № 51.
ОКБ-4 НКВД при заводе № 288 НКАП
Действовало при заводе под руководством Р.Л. Бартини, который был переведен сюда из КБ-29 НКВД при эвакуации. Закрыто осенью 1943г. Проекты истребителей «Р», «Р-114» (1941-42г.). В начале 1942г. Бартини был доставлен в «режимное» Специальное КБ в Москву для работы над проектами Р и Р-114. С 09.1946г.- гл. конструктор ОКБ-86 МВД.
В разработке проекта Р-114 принимали участие: Е.П. Шекунов (технология), В.Н. Беляев (прочность), К.Е. Полищук (локатор).
Завод № 288 МПСС, Завод киноаппаратуры «Кинап»
/г. Белово Кемеровской обл./
Завод киноаппаратуры создан на базе эвакуированного после начала ВОВ из Одессы завода «КинАп».
В соответствии с ПСМ № 3516-1465сс от 15.08.1949г. по пр. МПСС/М кинематографии № СС-350/317/м-с от 6.09.1949г. Завод киноаппаратуры Министерства кинематографии передан в ведение 7ГУ МПСС (и на 01.1951г.) по балансу на 1.07.1949г. для производства радиовзрывателей. В соответствии с расп. правительства № 16628-рс от 23.10.1949г. по пр. МПСС № СС-415 от 25.10.1949г. ему присвоено наименование завод № 288.190
Производство (1951г.): спецпродукция; штепсельные разъемы.
Завод «КинАп»
/г. Одесса/
Завод киноаппаратуры «КинАп» после начала войны был эвакуирован в Белово, где на его базе был создан Завод киноаппаратуры.
После освобождения Одессы завод «КинАп» восстановлен, был в 1975г.
Производство: разъем 16СТК-1 (1973).