Предприятия № 6-10

      

ГС ордена Ленина завод № 10 им. Ф.Э. Дзержинского НКОП, НКБ, МСХМ, Завод И.И. Любимова, Завод Г.А. Лесснера, Завод (бывший Лесснера) в Перми ВСНХ, Пермский государственный авторемонтный завод НКПС, 1-я Уральская государственная фабрика сепараторов («Уралсепаратор»), Завод «Сепаратор» (бывший Лесснера) ВСНХ, Пермский государственный завод «Уралсепаратор» им. Ф.Э. Дзержинского ВСНХ, ГС Завод им. Дзержинского НКТП, п/я 212, Пермский машиностроительный завод им. Ф.Э. ДзержинскогоМОП, ММ, ПО «Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского»ММ, А-7702, ФГУП «Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского» («ЗиД») Росбоеприпаса

      /г. Пермь Уральской обл., Почтовое агентство № 13 (1934г.); г. Молотов, 5; (614008 г. Пермь, 8) 614005 г. Пермь, 5 ул. Дзержинского, 1 (1984г.) п/я 212 «Станок» (1934-43г.), «Восток» (1984г.)/

      /614990 г. Пермь ул. Дзержинского, 1; ул. Дзержинского, 59; ул. Лесозаводская, 3 тел. 22-70-88 zid.perm.ru/

      В 1858г. англичанином Гектором Гуллетом организована механическая мастерская в Перми около устья Данилихи. В 1859г. владельцем стал Эдвард Тет, в этом году построены первые два парохода. В 1870г. завод сгорел. В 1876г. он приобретён и восстановлен И.И. Любимовым (владельцем химических заводов). Начат ремонт буксирных пароходов. Затем строил грузовые и пассажирские пароходы, морские шхуны для Каспия. Выпускал также паровые котлы и машины, механические станки, паровые насосы, рудоподъёмные и воздуходувные механизмы. 17.06.1883г. вновь произошёл сильный пожар, и вновь завод был восстановлен. В 1911г. завод продан наследниками Любимова Пермской городской управе и был остановлен. В 1914г. завод приобрёл Г.А. Лесснер (владелец автозавода в Петрограде). Производство перепрофилировано на выпуск дистанционных трубок для снарядов, гранат и мин. Строительство завода закончено в 1916г.

      После революции завод (б. Лесснера) в Перми национализирован и передан в Управление Пермского района Отдела металла ВСНХ (и на 03.1922г.).64На его базе в 1919г. организованы авторемонтные мастерские 3-й армии Восточного фронта. На площадке также размещалась Уральская фабрика Гознака. В 05.1920г. сюда переведены из Златоуста мастерские 5-й армии. Расп. бюро от 25.05.1920г. обе мастерские объединены в Пермский гос. авторемонтный завод. С 1922г. он – в ведении Уральского окружного управления местного транспорта НКПС. В конце 1924г. реорганизован в 1-ю Уральскую гос. фабрику сепараторов, в 08.1925г. переименован в Пермский завод сепараторов. Входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.). В 09.1925-10.1927г. завод «Сепаратор» – в ведении «Уралсельмаша» УралоблСНХ ВСНХ РСФСР, в 06.1926г. в мобилизационном отношении подчинялся подотделу вооружения ВПУ ВСНХ.125 В 1926г. Пермскому гос. заводу «Уралсепаратор» присвоено имя Ф.Э. Дзержинского. В соответствии с пост. СНК № 574 от 16.07.1931г. завод передан из «Союзстанкоинструмента» в ведение созданного «Станкообъединения» ВСНХ. В 1932г. передан в ведение Патрубвзрыва НКТП. В 05.1934г. завод № 10 им. Дзержинского – в ведении ГВМУ НКТП. В 01.1937г. – ГС Завод им. Дзержинского НКТП. В 02.1937г. завод № 10 – в ведении 4ГУ НКОП. Пр. НКОП № 91 от 13.03.1937г. утвержден Устав ГС завода № 10. По пр. НКОП № 0180 от 15.08.1937г. завод передан из 4ГУ в новое 14ГУ.139 В 02.1939г. завод № 10 14ГУ НКОП передан в ведение 14ГУ НКБ. Указом ВС СССР от 24.11.1942г. завод награжден орденом Ленина. В 12.1942-09.1944г. – в ведении 2ГУ НКБ. Имел наименование «п/я 212» (1943г.).

      В 1922г. разработан и построен автомотовоз, затем – аэролодка и аэросани. Выпускал патефонные иглы. В 1924г. перепрофилирован на производство сепараторов, начат выпуск молочных сепараторов по шведскому образцу. В 1928г. выпущено 1000 шт. В 1933г. освоен выпуск судовых сепараторов для очистки масел и дизтоплива. В 1935г. начато производство бензопил. В 1930-34г. проведена реконструкция завода. Заседанием Политбюро ЦК ВКП(б) от 4.05.1934г. (протокол № 6) на заводе введён особый порядок найма и увольнения рабочих, организован отдел найма и увольнения.

      В 1927г. велось восстановление производства взрывателей (164 станка) с вводом в строй к концу года (кроме гальванопластической мастерской, строительство которой к тому времени ещё не было начато).160Заседанием Мобилизационного совещания ВСНХ от 17.01.1928г. утверждена годовая мощность завода на 1.10.1928г. по производству взрывателей УГТ, 3ГТ и 4ГТ – 1 млн. шт.64

      Пр. НКОП № 0025 от 4.02.1937г. заводу предписано к 1.01.1938г. создать мощности по выпуску корпусов взрывателей – 15,4 млн. шт. в год.

      Пр. № 0223 от 28.09.1937г. заводу была установлена программа по выпуску в 1938г. 700 станков. Налажен выпуск точных токарно-винторезных и револьверных станков 73 типов.

      В составе завода: цехи: № 10 (1937г.); (1943г.): основные: механический, термический, волочильный, кузнечно-прессовый, черного литья, цветного литья, станкостроительный; отделы: 2-й – мобилизационный. Количество оборудования- 3400 ед.

      В годы войны – производство взрывателей для снарядов, мин, авиабомб.

      В 1947г. – в ведении МСХМ, с 1957г. – Пермского СНХ. В 1964г. завод № 10 – в ведении Западно-Уральского СНХ. С 1965г. – в ведении МОП, с 1969г. – ММ. В 09.1984г. ПО «Машиностроительный завод им. Дзержинского» – в ведении 7ГУ ММ. ПО имело наименование «п/я А-7702» (1984г.). Имело отраслевой код 0701 7.207

      В соответствии с ПСМ № 73-14 от 15.01.1964г. заводу утвержден план по выпуску боеприпасов на 1964-65г. (тыс. шт.)48:




Боеприпас1964г.1965г.
Взрыватели: ГПВ-2202,9240,7
ГПВ-37,67,1
ГДПВ-1 (В-583)6,216,4
ДБР-256,221,3
МГН402,1402,5
МГНС-2200250
МГ-45у42,855,8
4МР25,530,5
ВПДМ-1М 7,58,5
ВПДМ-22,22,2
Замедлитель Д-60,451

      Производство для изд. «Вихрь» в 1964г. (1965г.) (шт.): дублер Д-26 – 30 (40); замедлитель Д-26М – 60 (80).

      В 1950-е-60-е г. являлся монополистом по производству бензопил. В 1960г. выпущена 100-тысячная бензопила.

      В соответствии с пост. правительства № 906 от 6.08.1999г. ФГУП передано в ведение созданного Росбоеприпаса. По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. вошло в перечень стратегических предприятий. В 2005г. – ФГУП. В 03.2006г. на заводе введено внешнее наблюдение, а с 30.10.2006г. – внешнее управление. В 2008г. предприятие являлось банкротом. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      К 2005г. выпущено 14 млн. бензопил.

      Имелись цеха (2005г.): механические № 1, № 2, № 3, № 21, № 35, литейный № 28, гальванический, ремонтно-механический, металлургический; корпуса (2008г.): № 14, 58, 59.

      Имелись производства (2006г.): заготовительное, литейное, термическое, сварочное, механо-обрабатывающее, гальваническое, пластмасс и резинотехнических изделий, сборочное, инструментальное.

      Площадь (1943г.): производственная- 42370 м2; вспомогательная- 9790 м2; прочая- 12252 м2.

      Численность персонала (1.09.1925г.)- 211 чел. (в т.ч. 175 раб.), (12.1942г.)- 15649 чел., (1970-е)- до 18 тыс. чел., (2002г.)- около 6 тыс. чел.

      Управляющий (1877г.)- Л. Тенчинский. Директор (-01-20.08.1937г.)- И.И. Петрашко, (03.1937г.)- Максимов, (20.08.1937-42г.)- С.Я. Бодров, (04.1943г.)- Х.Я. Двинов. Начальник (-11.1943г.)- Х.Я. Двинов; и.о. (11.1943г.)- В.Я. Далингер; (1943г.-)- В.Я. Далингер. Гендиректор (09.1984г.)- В.А. Михеев, (05.2002-05г.)- В.И. Петенко. И.О. гендиректора (07.2003г.)- А.К. Дибижев. Арбитражный управляющий (2006г.)- Е.Н. Лысов. Внешний управляющий (30.10.2006г.-)- Е.Н. Лысов.

      Зам. директора (5.02.1938г.-)- С.Д. Бадоев. Зам. гендиректора: по коммерции (2007г.)- А.В. Иванов; по финансам и экономике (2007г.)- Д.В. Ушаков; по сбыту (2007г.)- Л.Ю. Катаев; по режиму (09.1984г.)- С.И. Осетров. Помощник директора по найму и увольнению рабочей силы (-1.02.1937г.)- Н.Б. Суровцев, (1.02-15.12.1937г.)- В.Н. Коваленко (снят), (15.06.1938г.-)- Г.Г. Титов.

      Директор: технический (2005г.)- А.К. Дибижев; исполнительный (2007г.)- Д.В. Бронников; по управлению персоналом и режиму (2003г.)- П.В. Грибанов.

      Гл. инженер (05.1937г.)- В.Я. Долингер, (5.02.1938г.-)- С.Д. Бадоев, (09.1984г.)- О.А. Мелимука, (2007г.)- А.К. Дибижев.

      1-й зам. исполнительного директора (2007г.)- В. И. Кочетов.

      Начальники отделов: 1-го (09.1984г.)- В.В. Горячев; 2-го (04.1943г.)- Иванов; кадров (2005г.)- В.А. Тэвс; режима (09.1984г.)- А.И. Елисеев.

      Начальники цехов: № 10 (03.1937г.-)- Л.В. Хмара; № 28 (2005г.)- А.Н. Дементьев.

      Начальник 1-го отделения инструментального производства (2004г.)- В.М. Маракулин.

      Работали: (2004г.)- А.Н. Дурбажев (к), (2004г.)- Л.Г. Турбина (м).

      Создано: замедлитель Д-6 к ОТРК «Луна-М»; пирозамедлитель ВПЗ-9 для «Копье» и «Гром» (1960-е).

      Производство: нефтеналивное судно «Арцив Васпуракани» (1894), пароход «Екатеринбург» (1896); взрыватели: КТ-1, -2 (-1935), -3 (1937), КТМ-1 (-1937-43-), МГ-8, АВШ-2, М-50Ш, 2МР, МР (1943); сепараторы: молочный «Звезда-6» (1928); судовой НС-1 (1937), НСМ-1, -2, -3, ТС-20, маслоочистительный судовой СЦ, «Россия» (1965-), СЦ-0,5, -1,5, -3,0 (2007); станки: токарно-винторезные 1612А (1938), 1615А (1943), резьбо-нарезной РН-220, резьбо-накатной РНП-1, маркировочный МК-2, правильный ППС-2, затыловочный НЗ-1 (1943); автомат для обточки сердечников «Торнос № 10» (1938); волочильные станы, волочильные барабаны ПВС (1943); мотопилы (-1938-43-), бензопилы «Урал-2Э, -44, -48, -70, -76», «Дружба-5Э, -4МЭ» (-1958-2004-), «Тайга-245» (2007); мотокусторез МК-403 (2007); снегоочиститель СР-550 (2007); клин валочный КВГ-5; насосы центробежные ЦБН (1960-), ЦБН-4С «Нептун» (-2007-08); резак-приставка РП-1 (-2008); медицинские приборы.

Пермский государственный механический завод № 1 ВСНХ РСФСР

      /г. Пермь Уральской обл. Казанский тракт, 4-я верста/

      В 01-06.1926г. завод – введении Уральского ОблСНХ ВСНХРСФСР, в мобилизационном отношении подчинялся подотделу вооружения ВПУ ВСНХ.125

< 1 40 41 42 50 >