Предприятия № 61-100
Завод № 88 НКНП
/г. Уфа/
Создан, возможно, на базе эвакуированных после начала войны на на площадку новостройки завода в Сталинском районе Опытного завода натурального каучука «Роскаучук» (г. Москва) и части завода натурального каучука (г. Ливны).121
Завод № 88 НКНП
14.08.1943г. вышло пост. ГКО № 3931 об обеспечении завода № 88 НКНП электроэнергией (возможно, это Бугурусланский НПЗ).
Бугурусланский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ)
/г. Бугуруслан Оренбургской обл./
6.08.1942г. вышло пост. ГКО № 2154 об ускорении строительства завода и ввода его в строй. (возможно, это завод № 88 НКНП).
Петроградский подковно-гвоздильный завод № 88, Подковный и гвоздильный завод Э.Л. Посселя, Завод подков и подковных гвоздей Русского АО Посселя, Петроградский военно-подковный завод, Петроградский народно-подковный завод (бывший Посселя), Военно-подковный завод промышленно-военного хозяйства, Завод металлических изделий и транспортных сооружений «Красный металлист» ВСНХ, Завод подъемно-транспортных сооружений (ПТС) «Красныйметаллист» ВСНХ, НКТП, НКТМ, МТМ, Ленинградский государственный завод ПТС «Красный металлист»
/г. СПБ, г. Петроград Васильевский о-в, 17-я линия, 52 (1909-15г.); г. Ленинград 17-я линия ВО, 52/54 (1941-42г.) «Красный Металлист» (1935г.)/
В 1880г. был основан подковный и гвоздильный завод Э.Л. Посселя. В 1915г. – Завод подков и подковных гвоздей, с 1910г. принадлежал Русскому АО заводов Посселя в Санкт-Петербурге. Затем переименован в Петроградский военно-подковный завод, с 1916г. в ведении Интендантского управления Военного министерства. В 1908-09г. выполнен заказ Военного ведомства на подковы, в 1915г. также выполнял заказы Военного ведомства. В 1909г. имелся также завод в г. Ново-Вилейске.
В 1917г. завод был частично эвакуирован в г. Юрюзань на площадку бывшего железоделательного завода, где находился до 1922г. Заседанием Президиума ВСНХ 6.08.1918г. дальнейшая эвакуация завода была отменена. В 06.1918г. завод переименован в Петроградский народно-подковный завод в ведении Секции по металлу СНХ Северного района (с 1920г. Петроградский СНХ), в 06.1921г. – в Петроградский подковно-гвоздильный завод № 88 треста «Тремасс», в 1923г. – в Военно-подковный завод промышленно-военного хозяйства Петроградского (Ленинградского) военного округа, в 1928г. – в завод металлических изделий и транспортных сооружений «Красный металлист». Входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.).125 В 04.1931г. переименован в завод ПТС «Красный металлист». Находился в ведении: треста «Тремасс» (1926-28г.), ВО ПТС ВСНХ (1928-32г.), ВО «Союзтранстехпром» НКТП (1932-33г.), треста «Союзстальмост» НКТП (1934-37г.), ГУ подъемно-транспортного оборудования НКТП (1938-39г.), ГУПТмаша НКТМ (1939-46г.).
С 1923г. восстановлено производство подков и подковных гвоздей. В 1928г. начато изготовление ленточных транспортёров, элеваторов, штабелёров для лесов. В 1933г. начато освоение производства, монорельсовых тележек, кранов на автомобили, литейных конвейеров. В 1934г. заводу поручено изготовление 18 эскалаторов (высотой 20-30 м) для 1-й линии Московского метрополитена, заказ выполнен в 01.1935г. До начала войны производство эскалаторов стало основным профилем завода. Выпускал также консольные краны, редукторы и др. подъёмно-транспортное оборудование.
В 1934г. завод выполнял заказы по изготовлению: 25 установок авиатехпомощи АТП-1 со сроком готовности в 1934г., 50 АТП-2 – в 1-м квартале 1935г.
14.02.1934г. на базе проектно-конструкторского отдела завода создано специальное эскалаторное бюро (далее – СКБ эскалаторостроения).
В соответствии с пост. СНК № 1369-385с от 26.07.1940г. и пр. № 418сс от 12.08.1940г. один из корпусов завода передан вновь созданному заводу № 381 НКАП.
Производство (1935г.): эскалаторы, транспортеры ленточные; тележки: ручные с подъёмной платформой, монорельсовые; краны автомобильные и тракторные; цепи: Галля, пластинчатые; конвейеры литейныеи подвесные; подковы, гвозди, шипы.
Пр. НКТМ № 253сс заводу поручено изготовление 80 комплектов узлов и деталей танка КВ-1 в месяц для Кировского завода. Пр. НКЭП № 167сс от 11.07.1941г. заводу поручено изготовить к 1.11.1941г. 105 телескопических мачт для установок РУС-2. Выпуск продукции продолжался до лета 1942г.
В 1941-42г. завод был эвакуирован: подковно-гвоздичное производство (2 эшелона, 28 чел.; 5 и 15 ноября) – в Кемерово (где организован Военно-подковный завод № 1 НКО), цепное – в Москву на площадку завода № 5 Метростроя. Подъемно-транспортное производство с заделом эскалаторов летом 1942г. эвакуировано в г. Перово Московской обл. на площадку Перовского машиностроительного завода. В 1943г. здесь возобновлено изготовление эскалаторов.
В соответствии с пост. ГКО № 5709с от 23.04.1944г. завод был восстановлен в Ленинграде и пущен в эксплуатацию. В соответствии с пост. ГКО № 8736сс от 26.05.1945г. по пр. № К-302сс от 29.05.1945г. на завод в Ленинграде вывезено оборудование по производству мостовых кранов (220 ед.) с завода фирмы «Флер» в г. Берлине. После войны на завод вернулась основная часть коллектива, эвакуированного в Москву.
С 03.1946г. завод – в ведении ГУ подъемно-транспортного машиностроения МТМ (1946-57г.). В 06.1957г. завод передан в ведение Управления тяжелого машиностроения ЛенСНХ. В соответствии с пост. ЛенСНХ № 450 от 6.10.1959г. Ленинградский государственный завод ПТС «Красный металлист» влит в состав машиностроительного завода им. И.Е. Котлякова.131
С 1949г. возобновлено производство эскалаторов (для Ленинградского метрополитена).
Численность персонала (1909г.)- 542 раб., (1915г.)- 1400 раб., 158 (1.01.1917г.)- 2654 раб., (1.04.1918г.)- 1177 раб.
Директор (1934г.)- Г.Р. Рапопорт, (1938-40г.)- В.Ф. Жигалин.
Технический директор (02.1934г.)- Беззубов.
Гл. инженер (1937-38г.)- В.Ф. Жигалин.
Производство: подковы, гвозди подковные (1909; 1923);153 установки авиатехпомощи АТП-1, -2 (1934); эскалаторы для Московского метрополитена (1934-41).
Специальное эскалаторное бюро завода «Красный металлист», Специализированное КБ эскалаторостроения (СКБЭ)
/г. Ленинград 17-я линия ВО, 44/
Решением НКТП от 23.08.1933г. заводу «Красный металлист» поручено (впервые в стране) проектирование, изготовление и монтаж эскалаторов строящегося Московского метрополитена (к 1.12.1934г.). 14.02.1934г. на базе проектно-конструкторского отдела завода организовано специальное эскалаторное бюро в составе 14 чел. Пр. треста «Союзстальмост» № 39 от 17.02.1934г. персональная ответственность за проектирование эскалаторов возложена на техдиректора завода Беззубова. Для помощи в бюро были направлены конструкторы «Ленстальпроммеханизации» и института Гипрониистальмост.
Далее продолжено проектирование эскалаторов для следующих линий Московского метрополитена, в 1939г. выполнен проект для здания Дворца Советов.
В 1942г. бюро вместе с частью завода эвакуировано в Москву.
После войны бюро восстановлено в Ленинграде. Решением СМ РСФСР от 15.10.1959г. эскалаторное КБ завода «Красный металлист» преобразовано в самостоятельное хозрасчётное СКБЭ. По пр. от 16.04.1977г. СКБЭ вошло в состав созданного ЛПО «Эскалатор» им. И.Е. Котлякова. В 1982г. ЛПО «Эскалатор» расформировано, СКБЭ вошло в состав ПО «Ленподъёмтрансмаш».
В 1949г. начато проектирование эскалатора ЛТ-1 для 1-й очереди Ленинградского метрополитена, в 1959г. – эскалатора ЛТ-3 для 2-й очереди Ленинградского метро. В 1961г. разработан эскалатор ЛП-6 для Кремлёвского Дворца съездов, в 1967г.– ЛП-6Е для Советского павильона выставки ЭКСПО-67. Далее созданы эскалаторы для метро в Москве (в начале 1980-х – ЭТ-5М), Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте, Ереване, Минске, Горьком, Новосибирске, Куйбышеве, Свердловске, Днепропетровске. Спроектированы также пассажирские ленточные конвейеры для портов, подземных переходов в метро, на стадионах. Кроме того, было разработано сценическое оборудование для концертных залов Ленинграда, Киева, Баку, Тбилиси, Кишинёва.
Численность персонала (1934г.)- 14 чел., (1959г.)- 25 чел., (1970г.)- около 200 чел., (1983г.)- 267 чел.
Начальник (1934г.-)- М.М. Андрианов, (1940-е-59г.-)- Я.Е. Шкловский.
Гл. конструктор (1944г.)- М.Н. Степанов, (1959г.)- Я.Е. Шкловский.
Работали: (1938-39г.)- Т.Д. Вылкост (к).
Завод кос Э.Л. Посселя
/г. Ново-Вилейск Виленской губ./
В годы I-й Мировой войны завод эвакуирован из Привисленского края в Петроград и Москву.
В 11.1921г. – в ведении ГУМП ВСНХ.64
Численность персонала (1909г.)- 217 раб.153
Чугуно-меднолитейный и механический завод Н.Г. Петрова, 1-й ремонтно-механический и литейный завод, Василеостровский чугунолитейный и механический завод им. И.Е. Котлякова, Ленинградский чугунолитейный и механический завод им. И.Е. Котлякова НКТП, Завод горнообогатительного оборудования им. Котлякова НКТП, НКЦМ, Машиностроительный завод им. И.Е. Котлякова МЦМ, Ордена ТКЗ машиностроительный завод им. И.Е. Котлякова
/г. СПБ Васильевский о-в, 18-я линия, 43 (1909г.); г. Петроград, ВО, 18-я линия, 48 (1915г.); г. Ленинград, ВО, 18-я линия, 43Б (1929г.); 10-я линия, 43Б (1935г.); 17-я линия, 54 «Завод Котлякова» (1935г.)/
Чугунолитейная и механическая Н.Г. Петрова основана в 1882г., в 1893г. преобразована в Литейный и механический завод. Выпускал различное литье. В 1915г. изготовлял оборонную продукцию.
2.12.1917г. завод закрыт. 24.01.1918г. он был национализирован, передан правлению тяжёлой индустрии Секции по металлу СНХ Северного района (с 02.1920г. Петроградский СНХ) и законсервирован. В 1922г. был сдан в аренду Микулицкому, затем – педагогическому техникуму им. Некрасова. В 1925-28г. назывался 1-й ремонтно-механический и литейный завод треста «Ленинградтекстиль», «Ленинградпенькотреста» (1928-29г.). В 1929г. переименован в Василеостровский чугунолитейный и механический завод им. И.Е. Котлякова, в 1930г. – в литейно-механический завод им. Котлякова, в 1936г. – в машиностроительный завод им. Котлякова, в 1938г. – в завод горнообогатительного оборудования им. Котлякова. Действовал в ведении: трестов: «Петрорайкомбинат» ЛОСНХ (с 08.1929г.), «Ленлитмех» ЛОСНХ (с 1930г.), «Ленсредмаш» (1930-37г.), «Ленштамптрест» (1937г.). По пр. НКТП № 1427 от 28.10.1934г. передан из «Ленлитмеха» в ведение Главсредмаша НКТП.196 Далее в ведении: Главгормашина НКТП (1938г.), Главредмета НКЦМ (1939-42г.), Главвольфрама НКЦМ (1942-46г.).
В 1942г. часть оборудования и кадров завода эвакуирована на Урал на Новотурбинный завод и в г. Асбест.
В 1946г. вновь переименован в машиностроительный завод им. Котлякова МЦМ. Указом Президиума ВС СССР от 30.12.1947г. награждён орденом ТКЗ. Далее действовал в ведении: 2ГУ МЦМ (1946-51г.), ОГМ МЦМ (1951-53г.), Главмашмета МЦМ (1953; 1954-57г.), Минметаллургпрома (04.1953-03.1954г.). В 06.1957г. передан в ведение Управления тяжелого машиностроения ЛенСНХ. Пост. ЛенСНХ от 6.10.1959г. в состав завода влит Ленинградский государственный завод ПТС «Красный металлист». С 20.12.1965г. завод – в ведении ГУ подъемно-транспортного машиностроения Министерства тяжелого, транспортного и энергетического машиностроения.
Заводом было изготовлено и смонтировано сценическое оборудование для концертных залов Ленинграда, Киева, Баку, Тбилиси, Кишинёва.
По пр. от 16.04.1977г. на базе завода как головного предприятия создано ЛПО «Эскалатор» им. И.Е. Котлякова. По пр. от 24.11.1982г. ЛПО расформировано, завод вошел в состав ПО «Ленподъемтрансмаш» им. С.М. Кирова. По пр. от 30.12.1986г. завод им. Котлякова вновь вошел в состав созданного ПО «Эскалатор» (но уже в качестве рядовой производственной единицы, входил по 1991г.).131
Численность персонала (1909г.)- 100 раб.,153 (1915г.)- 150 раб.,158 (1.01.1917г.)- 60 раб.
Производство: чугунные отливки, кухонные печи, кресты, части машин (1917); редуктор червячный к мешалке (1938).
СКБ завода им. Котлякова
В соответствии с ПСМ № 656-267 от 18.06.1960г. принимало участие в разработке комплекса технологического оборудования для отработки и испытаний ракеты комплекса Д-6, в 1961г. работы прекращены.
Ленинградское ПО (ЛПО) «Эскалатор» им. И.Е. Котлякова, Арендное предприятие ПО «Эскалатор», АОЗТ «Эскалатор»
ЛПО «Эскалатор» им. И.Е. Котлякова создано по пр. Министерства тяжелого, транспортного и энергетического машиностроения от 16.04.1977г. на базе машиностроительного завода им. И.Е. Котлякова, в его состав вошло также СКБЭ. По пр. от 24.11.1982г. ЛПО расформировано, по пр. от 30.12.1986г. создано вновь. В его состав вновь вошел завод им. Котлякова (но уже в качестве рядовой производственной единицы, входил по 1991г.).
По пр. Концерна «Трансмаш» от 20.05.1991г. и решению Президиума Василеостровского райсовета Ленинграда от 22.07.1991г. ЛПО реорганизовано в Арендное предприятие ПО «Эскалатор». 14.07.1993г. оно преобразовано в АОЗТ «Эскалатор». 23.04.1998г. предприятие признано банкротом, в 1999-2000г. на нем действовало конкурсное управление.131
Ленинградский ремонтный завод НКПС, Ленинградский государственный завод подъемно-транспортных сооружений им. С.М. Кирова ВСНХ, НКТП, НКТМ, Ленинградский государственный завод подъемно-транспортного оборудования (ПТО) им. С.М. Кирова МТЭиТМ, Ленинградское ПО подъёмно-транспортного оборудования («Ленподъемтрансмаш») им. С.М. Кирова, АООТ, ОАО подъемно-транспортного машиностроения («Подъемтрансмаш»)
/г. Ленинград Обводный канал, 118 (1935-42г.)/
/198052 г. СПБ наб. Обводного канала, 118/
В 11.1852г. были основаны ремонтные мастерские Петербург-Варшавской железной дороги, с 1858г. – Петербургские главные мастерские Северо-Западных ж/д. В 1857г. мастерские вместе со строительством ж/д переданы из казны в АО «Главное общество российских железных дорог», в 1894г. вновь стали казенным предприятием. В 11.1896г. реорганизованы в Петербургские мастерские по ремонту подвижного состава Варшавской ж/д МПС, в 04.1907г. переименованы в Главные мастерские Управления Северо-Западных ж/д. Ремонт и сборка подвижного состава.
После революции Главные мастерские переданы в ведение НКПС. Затем подчинялись Чрезкомрему ВСНХ (03.1919-12.1922г.), с 1923г. переданы Управлению Северо-Западной железной дороги НКПС (по 1930г.). С 06.1918г. предприятие возглавлял комиссар. В 1928г. мастерские реорганизованы в Паровозо- и вагоноремонтный завод Северо-Западных ж/д, с 15.10.1929г. – Ленинградский ремонтный завод НКПС. В 04.1930г. переименован в Ленинградский государственный завод подъемно-транспортных сооружений и включён в состав «Транстехпрома» Машинообъединения ВСНХ. Пост. «Союзсредмашины» ВСНХ № 14 от 31.01.1931г. заводу присвоено имя С.М. Кирова, он передан в ведение «Союзтранстехпрома» ВСНХ, с 1932г. – в ведении НКТП (в 01.1935г. – в его «Союзстальмосте»), с 1937г. – НКТМ. В 1936г. переименован в Завод подъёмно-транспортного оборудования им. Кирова. В 08.1942г. завод – в ведении ГУПТмаша НКТМ.
В 1928г. организован сварочный участок. В составе предприятия цехи и участки (1930г.): каретный, подъёмный, малослесарный, электрический, столярный, паровозосборочная, чугунолитейный завод, прогоночный, ламповая, кузница, тендерная, малярная, инструментальный, колёсный, бандажный, ремонтно-механический, товарный, обойная, прачечная, дворовая команда.
До 1930г. выполнял ремонт и сборку подвижного состава. В 1931г. на завод передано производство подъемников, тельферов и электролебедок с завода «Красный Октябрь». В 1930-е г. выпускал также краны (мостовые: электрические, грейферные, магнитные; портальные, перегрузочные, консольные, велосипедные, настенные, специальные), подъёмники, редукторы. Велись конструкторские разработки. В 05.1939г. построена первая отечественная паровая катапульта ЗК-1 для старта самолета с борта корабля – крейсера пр. 26бис.39 Пр. НКТМ № 253сс заводу поручено изготовление 80 комплектов узлов и деталей танка КВ-1 в месяц для Кировского завода.
В составе завода цехи (1941г.): 1-й крановый, 2-й крановый, сталелитейный, электро-аппаратурный, литер «Б», литер «В», заготовительный, сварочный, трест-крановый, площадка «Невдубстроя». В соответствии с пост. СНК № 1369-385с от 26.07.1940г. и пр. № 418сс от 12.08.1940г. один из корпусов завода был передан вновь образованному заводу № 381 НКАП.
В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. Завод им. Кирова НКТМ подлежал эвакуации в Барнаул на стройплощадку завода кранов, но эвакуирован не был и в годы войны действовал в Ленинграде, летом 1942г. часть оборудования (233 станка) вывезена на восток. Ремонтировал танки. 24.06.1943г. вышло пост. ГКО № 3644 о ремонтно-восстановительных работах на заводе.
В 1946г. завод переименован в Ленинградский государственный завод ПТО им. С.М. Кирова. в ведении МТМ, в 01.1949г. – Минтрансмаша. В соответствии с ПСМ № 753 от 4.07.1957г. передан находился в ведении Управления тяжелого машиностроения ЛенСНХ (1957-65г.). В соответствии с ПСМ № 728 от 30.09.1965г. передан в ГУПТмаш МТЭиТМ (и на 1982г.), затем – в его «Союзподъемтрансмаш». По пр. № 245 от 16.07.1968г. завод награждён орденом ТКЗ. По пр. № 130 от 14.04.1982г. на базе завода как головного предприятия создано ПО «Ленподъемтрансмаш» им. С.М. Кирова, в его состав включён также строящийся филиал завода в г. Лодейное Поле (строительство не было завершено), СКБЭ. По пр. от 24.11.1982г. в состав ПО вошел машиностроительный завод им. И.Е. Котлякова (вышел в 1986г.). Во исполнение Указа Президента СССР № 535 от 9.08.1990г. расп. СМ № 2148-р от 21.12.1990г. ПО передано в ведение Минтяжмаша.
В соответствии с ПСМ № 228-72сс от 20.01.1949г. завод определен генеральным поставщиком 15 эректоров для строительства метрополитена в Баку. В конце 1950-х-начале 1960-х г. была спроектирована и изготовлена надстройка плавучего крана ПК-1 на 50 т.
В 1960-е г. изготовлен транспортно-установочный агрегат для РН «Циклон-2А».104
В 1953г. организован цех ТНП, выпускавший велосипеды. По пр. № 306 от 4.10.1955г. к предприятию присоединён Завод металлоконструкций и ленточных транспортёров в качестве цеха металлоконструкций и сборки № 6. К середине 1960-х г. на заводе имелось 18 цехов, из них 10 основных, в т.ч. чугунолитейный, сталелитейный, кузнечный, механический, сборочный. В соответствии с ПСМ № 665 от 11.06.1987г. и № 908 от 9.08.1987г. ПО с 1.01.1988г. переведено на полный хозрасчёт.
Решением Регистрационной палаты мэрии СПБ № 327 от 17.03.1992г. ЛПО получило статус ГП в ведении Минпрома. Решением Регистрационной палаты № 4902 от 12.10.1993г. завод преобразован в АООТ, решением № 226696 от 20.12.2000г. – в ОАО «Подъемтрансмаш». Решением Арбитражного суда СПБ от 17.10.2000г. на предприятии введена процедура наблюдения, назначен временный управляющий; определением от 24.05.2002г. введена процедура внешнего управления, решением от 25.12.2002г. предприятие признано банкротом, открыто конкурсное производство. Определением от 26.01.2004г. срок конкурсного производства продлён до 25.12.2004г.
В составе предприятия (2000-02г.): цеха: 1 инструментальный, 9 сталелитейный, сборочно-сварочное производство, 11 механический, 12 паросиловой, 14 автотранспортный, 15 железнодорожный, 20 кузнечно-термический, 21 механический, 22 сборочный АХУ УКС; участки: 4 ремонтно-механический отдел, 7 ремонтно-строительный, 8 электрооборудования, шихтовый, комплексной связи; отделы: ОГК, ОГТ, гл. метролога, гл. сварщика, инструментальный (ИНО), внешних работ (ОВР), энерго-механический (ЭМО), управления качеством (ОУК), ОТК, рекламы и технической информации (ОРиТИ), автоматизации информационных систем (ОАИС), охраны труда и производственного контроля (ООТ), ПДО, экономический (ЭО), управления собственностью (ОУС), маркетинга, договоров и заказов (ОМДиЗ), организации труда и зарплаты (ООТИЗ), финансовый, ОМТС, сбыта (ОСБ), управления и развития персоналом, Главная бухгалтерия, ЦЗЛ, охрана.
Численность персонала (01.1943г.)- около 700 чел.
Директор (08.1941г.)- Мойкин.65 Конкурсный управляющий (2002г.)- Д.И. Балакшин.85
Начальники цехов: (1931г.-)- В.Ф. Жигалин.
Начальник производства: (-1937г.)- В.Ф. Жигалин.
Завод «Стальмост», «Кранстрой», Завод металлоконструкций и ленточных транспортёров
/г. Ленинград/
В 1932г. завод «Стальмост» переименован в «Кранстрой». В 1941-45г. – Центральные мастерские Ленинградской конторы треста «Союзпроммеханизация». В 1945г. мастерские преобразованы в Завод металлоконструкций и ленточных транспортёров треста «Союзпроммеханизация».
По пр. № 306 от 4.10.1955г. завод присоединён к Ленинградскому заводу ПТО им. Кирова в качестве цеха металлоконструкций и сборки № 6.85