Предприятия № 151-200

      

Ордена Ленина завод № 183 им. Коминтерна НКОП, НКСМ, НКТП, Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) Русского паровозостроительного и механического АО, ХПЗ ВСНХ, ХПЗ им. Коминтерна НКТП, Государственный ХПЗ (ГХПЗ), Уральский танковый завод (УТЗ) № 183 им. Коминтерна НКТП, УТЗ им. Сталина НКТП, «Уралвагонзавод» (УВЗ) НКТП, Минтрансмаша, ПО «УВЗ»им. Ф.Э. Дзержинского», ФГУП «ПО «УВЗ им. Ф.Э. Дзержинского» ФАП, ОАО «Научно-производственная корпорация (НПК) «УВЗ им. Ф.Э. Дзержинского»

      /г. Харьков Петинская ул., 126 (1909г.); ул. К. Либни, 84 (1918г.); п/я 61 «Коминтернзавод» (1938г.); г. Нижний Тагил/

      /622007(51) г. Нижний Тагил Свердловской обл. Восточное ш., 28 тел. 231-774, 345-018 www.uvz.ru/

      /Московское представительство: г. Москва Гоголевский б-р, 29/

      ХПЗ основан в 1895г. Русским паровозостроительным и механическим АО для производства паровозов и запчастей к ним. В 1902г. имелся артиллерийский отдел, выполнялся заказ на 100 тыс. 3-дм шрапнелей. В 1911-12г. изготовил металлоконструкции для эллингов и мастерских, мостовые краны для завода «Руссуд» (г. Николаев). Строил паровые котлы для военных кораблей. 7.12.1916г. получил заказ от Управления уполномоченного ГАУ по заготовлению гранат французского образца на 200 тыс. запальных стаканов для 3-дм гранат.162

      После революции завод национализирован и передан в ведение ГОМЗА Отдела металла ВСНХ, в 05.1921-03.1922г. – ЦПТИ, в 05.1922г. – Главметукра ГУМП ВСНХ. Входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.). В 11.1925-07.1926г. ХПЗ – в ведении ЮМТ ГУМП. Кроме того, в 05.1921г. контролировался СВП, в 07.1926г. – инженерно-техническим подотделом ВПУ ВСНХ.125 В 1927г. – ХПЗ им. Коминтерна, в 1931г. – ГХПЗ треста «Парвагдиз» ВСНХ. В соответствии с пост. СНК № 574 от 16.07.1931г. завод передан из «Парвагдиза» в ведение созданного ВО «Локомотив» ВСНХ, затем – в Спецмаштрест НКТП. В 1936г. вошел в состав ГУВП НКТП. По пр. НКОП № 06сс от 30.12.1936г. ХПЗ им. Коминтерна переименован в завод № 183 им. Коминтерна. По пр. № 09с от 23.01.1937г. Ордена Ленина завод № 183 им. Коминтерна передан в ведение 8ГУ НКОП, Устав завода утвержден пр. № 52 от 4.02.1937г., в 12.1938г. – в ведении 8ГУ. В 1939г. передан в ведение вновь образованного НКСМ. По пр. НКСМ № 530 от 12.09.1941г. передан в непосредственное подчинение созданного НКТП.

      В 1920-22г. на заводе организован ремонт трофейных танков (в 1921г. отремонтировано несколько десятков). Заседанием Мобилизационного совещания ВСНХ от 28.03.1928г. определено довести мощность завода по тракторам – 490 шт., по танкам: Т-12 – 100 шт. (с началом выпуска в 1928/29г.), «Лилипут» – 500 шт. в год. В 1932-05.1934г. на ХПЗ был танковый цех, подчинявшийся Спецмаштресту НКТП.92 Заседанием Политбюро ЦК ВКП(б) от 4.05.1934г. (протокол № 6) в цехе введён особый порядок найма и увольнения рабочих. Численность персонала (01.1934г.)- 25663 пр. раб. Танковый отдел завода в 1932г. получил название Т2, а СКБ в его составе – Т2К. Для испытаний танков в 1932г. организован опытный отдел. В 1935г. имелся заводской полигон для испытания танков.

      В 1927г. при заводе организовано КБ для сопровождения производства танка Т-12. Пост. Политбюро ЦК ВКБ(б) от 20.02.1931г. средний танк ТГ утверждён в серийное производство (взамен Т-24) с созданием к весне 1932г. мощностей по производству в военное время 2000 машин в год. Решением РВС от 8.05.1931г. на 1931г. оставлено задание на 80 Т-24. Решением КО от 23.05.1931г. начато освоение производства танка БТ. Требовалось изготовить два опытных танка к 15.09.1931г., первые 20 серийных машин – к 1.11.1931г., а к 1.01.1932г. – 100 машин. В соответствии с пост. КО от 1.08.1931г. требовалось создать к концу 1932г. производство годовой мощностью (на военное время) 2 тыс. БТ. На 1932г. выдан план на 900 БТ, затем уменьшен до 482 (на 1.09.1932г. было выпушено 76 шт.); план на 1933г. – 1000 БТ, 30 Т-35. Производство БТ-2 (шт.): (1931г.)- 3, (1932г.)- 434, (1933г.)- 224.160

      Заседанием Мобилизационного совещания ВСНХ от 17.01.1928г. утверждена годовая мощность завода на 1.10.1928г. по производству морских взрывателей – 19,2 тыс. шт.64

      Пост. СНК заводу во втором полугодии 1933г. было поручено начать серийный выпуск танка Т-35А, для этого в 06.1933г. на завод передан опытный Т-35-2. Первый танк собран в 11.1933г. Пост. Главного Военного Совета СССР от 8.06.1939г. производство Т-35 было прекращено.

      В 1931-33г. на заводе на базе авиационных дизелей АД-1 и АН-1 был спроектирован и построен опытный танковый дизель БД-1 («быстроходный дизель»), затем – БД-2 (далее на его базе создан В-2). Пост. СТО № 229/43с от 26.03.1935г. требовалось форсировать строительство дизельного цеха завода мощностью 8000 дизелей в год. Пр. № 00156 от 14.07.1937г. на завод командировано 10 специалистов по дизелям. По расп. СНК № 2358сс от 27.07.1937г. и пр. НКОП № 00174 от 9.08.1937г. заводу передан из ведения ГУ ГВФ Харьковский НИ авиадизельный институт в качестве научно-исследовательской базы Отдела «400» по доводке дизеля БД-2. Во исполнение решения правительства № 168сс от 1.11.1937г. пр. № 45сс от 5/7.02.1938г. заводу предписано вести подготовку производства в 1938г. дизелей: авиационного АН-1РТК, морского МН-1 и танкового БД-2. Для этого сюда должны были быть командированы специалисты по дизелям (29 чел.) из ЦИАМ и к 15.03.1938г. передана тематика по дизелям со всем оборудованием и кадрами из ХАИ. Пр. № 381сс от 29.09.1938г. завод определен базой крупносерийного производства дизелей АН-1РТК, АН-1А и БД-2. Моторный цех завода в 1938г. выделен в самостоятельный моторостроительный завод № 75.

      По решению СНК № 94сс от 15.08.1937г. на заводе создано отдельное КБ для разработки танка БТ-20.

      «В связи с неудовлетворительными темпами работ» 13/20.01.1938г. вышел пр. № 10с провести обследование реконструкции завода. Пр. № 291с от 7.08.1938г. требовалось: обеспечить в 1938г. окончание строительства и монтаж оборудования отделов: моторного, цветного литья, кузнечно-штамповочного, инструментального; цехов: медницкого (отдела 100), малярно-сдаточного; к 1.05.1939г. закончить строительство ново-инструментального цеха; ГПИ-8 разработать проекты опытного и радиаторного цехов отдела 100 и электроремонтной мастерской для обеспечения их строительства в 1939г., для этого организовать на заводе филиал ГПИ-8.

      Пр. № 50сс от 4/9.02.1938г. заводу поручено в 1,5-месячный срок разработать конструкцию деталей из экранированной брони для БТ-7, в 1,5- месячный срок после получения деталей изготовить 5 машин.

      Пр. № 121с от 3.04.1938г. заводу требовалось к 15.04.1938г. сдать моторы КИН для катеров крейсера «Киров».

      На 1939г. планировался выпуск танков: БТ-8: усовершенствованный, химтанк, арттанк с 76-мм пушкой Л-10, с оборудованием для подводного хождения; усовершенствованный Т-35.

      В соответствии с пост. КО № 443 от 19.12.1939г. начато производство Т-34. Требовалось изготовить 2 опытные машины к 15.01.1940г. и 03.1940г., до конца года – 200 машин. В 01-02.1940г. изготовлены два опытных А-34. Строился новый мощный конвейер для крупносерийного производства Т-34. В соответствии с пост. Политбюро ЦК ВКП (б) от 01.1940г. и пост. СНК № 967-368сс от 06.1940г. в 1940г. заводу необходимо было выпустить 500 Т-34 (было выпущено 115). Пост. СНК № 1216-502(6)сс/оп от 5.05.1941г. заводу утвержден план выпуска Т-34 на 1941г. 1800 танков с выпуском 140 шт. в мае и 175 шт. в августе.128 Этим же пост. заводу поручено изготовить к 15 октября два опытных образца танка Т-44. Мощность завода перед войной – 250-300 машин в месяц.

      В 1930-е г. завод выпускал также паровозы, тракторы, мощные дизели. В 1936г. построено 264 паровоза.

      В составе завода отделы (1938г.): 100, 200, 300, дизельный 400, 500, 630, 700.

      27.06.1941г. производство переведено на трёхсменный (круглосуточный) режим работы. В соответствии с пост. ГКО № 667сс от 12.09.1941г. (1-я очередь) и № 731 от 4.10.1941г. (2-я очередь) по пр. № 4сс от 13.09.1941г. и № 53сс от 7.10.1941г. завод эвакуирован (2721 ед. оборудования и 5234 чел.) в период 17.09-19.10.1941г. на площадку Нижнетагильского вагонзавода, эшелоны прибыли на место 27.11-1.12.1941г. В Нижний Тагил так же эвакуирован Мариупольский завод им. Ильича (732 чел.) и Московский станкостроительный завод им. Орджоникидзе (1005 чел.). По пр. НКТП № 32с от 25.09.1941г.производство танков с завода № 183 и деталей к ним с Мариупольского завода переведено на Уралвагонзавод и образован единый Уральский танковый завод № 183. Этим же пр. назначено руководство завода. К концу 1941г. прибыло 1914 ед. оборудования, 1675 из них было установлено. Всего на завод прибыло около 1500 вагонов с оборудованием и 8758 чел. В 1942г. на завод принято 25064 рабочих (в т.ч. 1800 с СТЗ). В 1943-44г. назывался также УТЗ им. Сталина.128 Часть ХПЗ эвакуирована в Свердловск на площадку завода «Уралэлектроаппарат».

      Пр. НКТП № 15сс от 18.09.1941г. заводу поручено в 5-дневный срок отработать установку на Т-34 авиационного двигателя М-17, но работа не была выполнена. Пост. ГКО № 695сс от 20.09.1941г. заводу № 183 установлены суточные планы по выпуску Т-34: в период 1-25.10.1941г. – по 3 шт.; 26-31.10.1941г. – по 4 шт. Затем, в связи с эвакуацией завода, вышло новое расп. ГКО о начале выпуска танков на новом месте с 15.11.1941г. Реально первые 25 машин были собраны 8.12.1941г. из деталей, изготовленных в Харькове. Пост. ГКО № 899сс от 14.11.1941г. по пр. № 27 от 17.11.1941г. заводу установлен суточный план по выпуску Т-34 – 20 шт. к концу января 1942г. 7.07.1942г. вышло пост. ГКО № 2000 об обеспечении выпуска танков на заводе. В 1941г. выпущено 1585 Т-34, в 1942г. – 5684, в 1943г. – 8466 (7466106), в 1944г. – 8429 (8421106), в 1945г. – 7362.128

      В 02.1942г. на заводе организован опытный участок, представлявший собой часть пролета между корпусным и сборочным цехами, накрытый навесом. Имелся также испытательный участок (размещавшийся под открытым небом до 1950-х г.). Впервые в мире на заводе была внедрена полуавтоматическая сварка броневой стали под флюсом (к концу 1941г. работало 3 полуавтомата, к 11.1942г. – 6), поточно-конвейерная сборка танков. Заводу поручено изготовление сварочных автоматов для других заводов НКТП. В 05.1942г. организован второй конвейер по сборке Т-34 (в начале 1944г. он ликвидирован, а на его месте организовано башенное производство для Т-34-85). В составе завода (1943г.): цех № 130 по сборке Т-34 с конвейером, сдаточный цех № 150; отделы 520, 540. В 1942г. действовало 8 сталеплавильных печей общим тоннажем 160 т, в 1943г. – 12 (240 т), в 1944-45г. – 14 (250 т). В годы войны на территории Ново-Тагильского меткомбината построен танкодром для завода.

      9.11.1942г. вышло пост. ГКО № 2491сс о восстановлении на УВЗ производства колес Гриффина, пост. ГКО № 2622 от 13.12.1942г. оно отменено. 5.09.1943г. вновь вышло пост. ГКО № 4048 об организации производства колес Гриффина и переносе производства ФАБ-100 на завод № 4. В соответствии с пост. ГКО № 4078 от 9.09.1943г. завод освобожден от выпуска бронекорпусов самолетов. 20.08.1944г. – пост. ГКО № 6408 о плане выпуска и поставок заводом колес Гриффина. Выпускал также запчасти для танков, детали РС, передки для 122-мм гаубицы и для 76-мм полковой пушки.

      В 03.1943г. часть личного состава и оборудования по выпуску М-13 переданы заводу № 183. В 06.1943г. цех обрезинки катков завода № 183 передан в ведение НКРП и реорганизован в самостоятельный завод № 563 по производству катков для Т-34. В соответствии с расп. ГКО № 5498 от 28.03.1944г. на завод в металлургические цеха временно переведено 1000 раб. из Харькова и Мариуполя.

      В годы войны на заводе № 183 им. Коминтерна действовало Главное КБ-34 – центр по работе над Т-34 и модификациям.

      В 07.1944г. отделу 520 поручена разработка 100-мм танковой пушки для Т-34.

      Всего за годы войны выпущено более 30 тыс. единиц бронетанковой техники. Выпуск штамповок и поковок (т): 1942г. – 43067, 1943г. – 44396, 1944г. – 51232, 1-е полугодие 1945г. – 23348. Выплавка стали (т): 1942г. – 145319, 1943г. – 210840, 1944г. – 208910, 1-е полугодие 1945г. – 106322.106

      По пр. № 435с от 12.11.1945г. в расп. завода № 183 НКТП (г. Нижний Тагил) передана территория ликвидированного завода № 120 НКАП.

      В 1947г. УВЗ им. Сталина – в ведении Минтрансмаша. В 1961г. – в ведении Управления общего машиностроения Свердловского СНХ, с 01.1963г. – Управления точного машиностроения, с 03.1965г. – Управления тяжёлого машиностроения Средне-Уральского СНХ.81

      После войны часть оборудования завода № 183 была возвращена в Харьков, где был организован завод № 75 (далее – Харьковский машиностроительный завод им. В.А. Малышева).

      После войны возобновлено производство вагонов.

      В 05.1947г. выпущены первые 20 Т-54 («объект 137»), в 1949г. их производство остановлено из-за доработок конструкции. Цена Т-54 (1947г.)- 326 тыс. руб. В 1954г. выпущены первые 25 Т-54А.

      Завод имел своё металлургическое производство (1947г.).

      В 1952г. на заводе организовано производство изделий криогенной техники на отдельных участках в цехах основного производства. В 1954г. изготовлен опытный образец цистерны 21Н1 для перевозки жидкого кислорода, с 1955г. начат серийный выпуск их модификаций в построенном специализированном цехе криогенного производства – корпусе 200. В соответствии с пост. правительства от 1.10.1954г. на заводе организовано ОКБ-250 по криогенной технике. В 1980г. ОКБ вместе с цехом 251 выделено в самостоятельное УКБМ; с 1983г. – вновь в составе УВЗ; В 1990г. оно реорганизовано в самостоятельный Уральский НПК криогенного машиностроения с цехом серийного производства 200, далее - «Уралкриомаш». В 1962г. в криогенном производстве образован экспериментальный цех 251.

      28.10.1963г. вышло расп. правительства № 2233-рс о выпуске с 10.1963г. танков Т-62 с пушкой У5ТС.

      Завод принимал участие в разработке и изготовлении систем и оборудования для запуска КА и РН, в т.ч. «Энергия-Буран», проекте «Морской старт».

      По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий.

      В составе предприятия (2004-06г.): металлургический завод; механосборочный завод (27 цехов); вагоносборочный завод (11 цехов, в т.ч. механообрабатывающий, сборочно-сварочный, котельный, малярно-сдаточный цех; инструментальный завод; завод нестадартизованного оборудования; экспериментальный цех вагоностроения; проектно-строительный комплекс. Имелись литейный цех № 4, кузнечный цех, корпус инженерных машин; криогенное производство.

      На заводе действовали (2006г.): Уральское КБ вагоностроения (УКБВ), Уральский научно-технологический комплекс, КБ сельскохозяйственной техники, Центр исследований и испытаний материалов.

      На базе УВЗ в 2006г. планировалось создание бронетанкового холдинга ОАО «НПО «Бронетанковая техника и артиллерия», в который должны войти 20 предприятий: УВЗ, ООО «ЧТЗ-Уралтрак», Завод № 9, Уралтрансмаш, УКБТМ, ОАО «Уральский научно-технологический комплекс», ОАО «Уралкриомаш», ОАО «УралНИТИ», КУЛЗ, ОАО «НПО «Электромашина», КБ транспортного машиностроения (Омск), НИИД, ЦНИИ материалов, ЦНИИ «Буревестник», ОАО «Муромское СКБ», Рубцовский машиностроительный завод, ОАО «Внедрение научных и инженерно-технических инноваций», ОАО «Спецмаш», ВНИИтрансмаш, Мотовилихинские заводы. В 08.2007г. указом президента РФ ФГУП «ПО «УВЗ» преобразовано в ОАО «Научно-производственная корпорация (НПК) «УВЗ», в состав которой вошли 19 предприятий. В 2010г. в составе НПК создан центр корпоративоно управления. В 2011г. УВЗ купил «ЧТЗ-Уралтрак», в 2012г. – Томский электротехнический завод. В 2013г. в состав НПК входил также Уралтрансмаш. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      Единственный в России производитель танков (2004г.). Всего по 2010г. выпущено около 100 тыс. единиц бронетехники. В 2013г. доля оборонной продукции составляла 60% объёма производства, велось расширение производства и номенклатуры гражданской продукции, запчастей.

      По контракту с Индией завод строил 300 танков Т-90 (на 06.2009г. выбущено более 100) и 1000 комплектов для сборки в Индии.

      Крупнейший в России производитель вагонов (в 2004г. выпустил 21.168 вагонов, более 60%). Всего на 2006г. выпущено более 900 тыс. вагонов. В 2006г. – около 17 тыс. единиц подвижного состава для ж/д, в 2008г. – около 20 тыс. В 02.2009г. приостановлено вагонное производство завода. План производства цистерн на 2013г. – 6615 шт.

      Количество оборудования: (1942г.)- 2982 ед. (в т.ч. 2898 м/р станков), (1943г.)- 4078 ед. (в т.ч. 3976 м/р станков), (1944г.)- 3969 ед. (в т.ч. 3878 м/р станков), (1945г.)- 3827 ед. (в т.ч. 3737 м/р станков).

      Общая производственная площадь (ВОВ)- 312 тыс. м2.

      Численность персонала (1909г.)- 2149 раб.,153 (1940г.)- 21579 чел. (в т.ч. 17988 раб.), (1942г.)- 29060 чел., (1943г.)- 31536 чел., (1944г.)- 29835 чел., (1945г.)- 30245 чел., (1980-е)- около 56 тыс. чел., (2006г.)- более 30 тыс. чел., (2009г.)- 30493 чел., (2010г.)- 27627 чел. (2011г.)- 27,6 тыс. чел.

      Директор (1914г.)- С. Палашковский, (09.1933-03.1937; 11.01-26.07.1938г.)- И.П. Бондаренко (снят); и.о. (07.1937г.-)- Лящ, (08.1938г.)- Парфенов; (27.10.1938-02.1942; 1942-46г.)- г-м Ю.Е. Максарев (в 1942г. снят за невыполнение плана), (02-07.1942г.)- И.М. Зальцман, (05.1947г.)- С.А. Скачков. Гендиректор (07.1997-10.04.2009г.)- Н.А. Малых, (16.04.2009-11г.-)- О.В. Сиенко, (2.03.2017-18г.-)- А.В. Потапов.

      1-й зам. гендиректора (2009-13г.)- Б.А. Дубровский. Начальник строительства (11.1937г.)- Лобойченко. Зам. директора (8.05.1937-11.04.1938г.)- Ф.И. Лящ (снят), (25.09.1941г.-)- М. Кривич. Зам. гендиректора: по производству (2007-09г.)- В.Н. Рощупкин; по экономике и финансам (2010-12г.-)- Р.А. Кондрашов; по инновациям и инвестициям (2012г.)- А. Торгашев; по маркетингу и сбыту (-2006-07г.-)- С.П. Колосок; по корпоративным и правовым вопросам (2009-13г.-)- И.В. Фомин; по железнодорожной технике (2010-12г.-)- А.А. Шленский; (2007г.)- Б. Минеев, (2009г.)- В. Щелоков, (03.2011г.-)- В. Платонов. Помощник директора: (1920-е)- Гордиенко; по найму и увольнению (8.10.1937г.-)- А.Д. Фирсов, (-27.03.1938г.)- Я.Л. Лазарев-Мильдон.

      Директор: по производству (05.2009-13г.-)- В.Н. Рощупкин; коммерческий (2010г.)- А.А. Шленский; по экономике и финансам (2010г.)- Р.А. Кондрашов; (2000-е)- С. Морев.

      Гл. инженер (8.05.1937-11.04.1938г.)- Ф.И. Лящ, (25.09.1941г.-)- В. Ниценко, (1942г.)- Ю.Е. Максарев, Н.П. Реутский, В.А. Андронов, М.Т. Шпак, (2003г.)- В. Шишков.

      Зам. гл. инженера: (1928г.)- М. Андриянов, (1971-78г.)- В.А. Головлев; по криогенному производству- И.И. Разгонов.

      Гл. конструктор (-1939-09.1940г.)- М.И. Кошкин (умер), (1940-05.1947г.-)- А.А. Морозов.

      Гл. технолог (1932г.-)- К. Церевицкий, (12.1944г.)- И.В. Окунев. Гл. металлург (1941г.)- С.А. Скачков. Гл. энергетик (1937-44г.)- А.И. Чурин.

      Зам. гл. технолога по криогенному производству (1952г.-)- Н.Г. Трутнев.

      Начальники управлений: корпоративной собственности и реструктуризации (2008-09г.)- А.В. Полявин; по связям с общественностью (2006г.)- Б. Минеев. Начальники производств: вагонного (1980-е)-Н.Н. Курочкин; инструментального и.о. (10.2010г.)- С.Д. Осипов.

      Зам. начальника управления: экономического (2013г.)- В.Ф. Функ.

      Начальники цехов: механического (03.1937г.)- П.А. Бобров; тракторного (-1929г.)- А.Д. Брускин; холодной штамповки- Н.Н. Курочкин; сборочного (2005-07г.)- В.Н. Рощупкин, (-2012г.)- И. Холманских; общей сборки и испытаний дорожно-строительной техники (2000-05г.)- В.Н. Рощупкин; С.А. Скачков.

      Зам. начальника цеха: сборочно-сварочного № 7 (-2000г.)- В.Н. Рощупкин; тракторного (1928г.)- В. Дудка; (1930-е)- С.А. Скачков, (-2002г.)- В. Якушев. Помощник начальника цеха (-1929г.)- А.Д. Брускин.

      Начальники отделов: Т2 (1931г.)- Тоскин, (1932-03.1937г.-)- Л. Зайчик; 400 (1931г.)- К.Ф. Челпан, (14.07.1937-02.1938г.-)- Т.П. Чупахин; опытного (1932г.-)- А. Кулик; ОТК (1932г.-)- С. Махонин, ОТК танкового отдела (-1941г.)- К.Д. Петухов; снабжения (-1937г.)- Л.Г. Гольденфарб (репрессирован), (1938г.)- Шульман; корпоративной собственности и реструктуризации (2008г.)- А.В. Полявин; имущественных отношений (-2008г.)- И.В. Фомин; бюджетирования (-2009г.)- А.М. Воронин; бюро финансового управления (2006г.)- М. Курашова.

      Зам. начальника отдела: ОТК тракторного отдела (1935-37г.)- К.Д. Петухов; ОТК танкового отдела (1937г.-)- К.Д. Петухов.

      Гл. конструкторы: дизельного отдела (14.07.1937г.-)- К.Ф. Челпан; АСУП (1971-78г.)- В.А. Головлев.

      Зам. гл. технолога дизельного отдела (07.1937г.-)- Поддубный.

      Заведующие бюро: методов ОТК (1934-35г.)- К.Д. Петухов; курортным (-1937г.)- Барков; анализа оборотного капитала (2012г.)- И.Е. Куликова; (1960-е)- В.А. Головлев.

      Председатель совета директоров (04.2009г.-)- Д.В. Мантуров, (10.2011-05.2012г.)- Е. Школов.

      Член совета директоров (04.2009г.-)- О. Бочкарев, (04.2009г.-)- А. Кузнецов, (04.2009г.-)- С. Маев, (04.2009г.-)- Г. Никитин, (04.2009г.-)- А. Потапов, (04.2009г.-)- С. Пугинский, (04.2009г.-)- И. Севастьянов, (04.2009г.-)- О. Сиенко, (04.2009г.-)- А. Силуанов, (04.2009г.-)- А. Тюлин.

      Производство: паровые котлы: для линкора «Императрица Мария» (1913), Ярроу для крейсеров (1914)- 14; паровые шпили, лебедки и рулевые машины для 20 десантных кораблей типа «эльпидифор» (1917); дизели: 1320 л.с. для ПЛ типа «Барс» (1915)- 8, типа Зульцер 715 л.с. для грузопассажирских теплоходов типа «Дельфин» (1928), для сухогрузов типа «Ногин» (1930-е), мотор КИН для катеров (1938); танки: Т-12 (1928), «Лилипут» (1928), Т-24 (1930-31)- 25, Т-35 (1933-39)- 4; БТ-2 (1931-33-), БТ-5 (1933-), БТ-7 (1936-38)- всего более 8000; БТ-7М (А-8, 12.1939-09.1940), БТ-8 (1938), БТ-20 (1938), Т-34 (1940-45)- 31.496,128 Т-44 (1944-45)- 8, Т-54 («объект 137», 1947-49)- 54 (1949), Т-54А (1954-)- 25 (1954), Т-55, Т-62 (1963), Т-72 (-1985-)- всего 7000, Т-90 (1993-), Т-90С (2004); машины: «А», «Е» (1938), мостоукладчики МТУ-1, МТУ-72 (2005), разграждения ИМР-2, БМР-3, ремонтно-эвакуационная БРЭМ-1, траншейная БТМ-4М (2004), БМПТ; навесной танковый бульдозер-снегоочиститель ТБС-86 (1990-); цилиндры авиационного мотора М-85 (1937); коленвалы и муфты «Бамаг» для судовых дизелей (1937); бронекорпуса для Ил-2, корпуса авиабомб, детали для РС М-8, М-13 (1942); паровозы (1938); вагоны (полувагоны, хопперы, платформы, цистерны) (-2004-13-); железнодорожные цистерны: криогенные: 21Н1 (1954, опытная)- 1, для кислорода 8Г52 (1955-), 8Г512, для азота 8Г54 (1955-), 8Г513, аргона 15-558, водорода 8Г514, ЖВЦ-100, этилена 15-147; для светлых нефтепродуктов 15-145, 15-150, 15-5103; системы заправки 8Г117 и дозаправки 8Г118 для КК «Восток» (1956), стационарная система на их основе 11Г722; пожарная автоцистерна АЦ-40; тракторы: «Коммунар» (-1928-30-е), универсально-пропашной РТМ-160 (2006); погрузчик малогабаритный ПМК-6 (2012-).

КБ ХПЗ, Специальное КБ (СКБ) ХПЗ, Т2К

      В 10.1927г. организована танковая конструкторская группа ХПЗ под руководством С. Шукалова для сопровождения производства «маневренного танка» Т-12, созданного в ГКБ ОАТ. Здесь разработана ходовая часть танка. Опытный экземпляр построен в 10.1928-10.1929г. В 1930г. на его базе создан Т-24.

      25.05.1931г. решением КО на базе КБ организовано СКБ для разработки чертежей (к 15.07.1931г.) и внедрения в серию танка БТ («быстроходный танк») по образцу американского «Кристи». Для усиления коллектива в СКБ переведены 20 специалистов от ГКВ № 8, 15 чел. из НАТИ, ВАТО, 2 конструктора с Ижорского завода, 5 специалистов из Укргипромаша и 2 чел. из УММ КА. С ХПЗ переведено 30 копировщиков. Требовалось изготовить два опытных танка к 15.09.1931г. Всего работало 22 конструктора в трех группах – силовой установки, ходовой части и трансмиссии. В 1932г. СКБ, вошедшее в состав танкового отдела завода Т2, получило индекс Т2К. В нем была создана группа совершенствования серийных танков.

      В 1933г. БТ переименован в БТ-2. Разработаны дальнейшие модификации: БТ-4 (07.1932г.), БТ-5, БТ-6. В 1934г. велись работы по модификации БТ-7 с 76-мм пушкой, опытный построен к 1.05.1934г. В конце 1936г. создан БТ-7М (А-8), в 1938г. – проект БТ-7-ИС. Возможно, к 1939г. КБ объединено с ОКБ по танку А-20.

      В конце 1933г. был разработан улучшенный вариант танка Т-35Б (не строился).

      Имелся двигательный отдел КБ. В 1936г. здесь спроектирован и построен опытный дизель БД-2 мощностью 700 л.с. для танка Т-35. Здесь же проведены работы по форсированию двигателя М-17 до 580 л.с.

      Начальник (-05.1931г.)- И. Алексеенко, (25.05-11.1931г.)- Н. Тоскин, (11.1931-37г.)- А.О. Фирсов (арестован), (1937г.-)- М.И. Кошкин.

      Зам. начальника (1931г.-)- Тоскин.

      Руководитель группы: (1938г.)- Е. Дикалов.

      Работали конструкторы (1928г.): И. Алексеенко, В. Дорошенко, Н. Кучеренко, А. Морозов, М. Таршинов; (1931г.-)- Андрыхевич, Гуревич, Давиденко, Давыденко, Каштанов, Куприн, Марин, Михайлов, Рожков, Серковский, Скворцов, Флеров; (1932г.)- Н.А. Кучеренко, Н. Поляков; (1934г.)- Веселовский, Райхель, Ульяненко.124

Отдельное КБ (ОКБ) завода № 183, КБ-24

      По решению СНК № 94сс от 15.08.1937г. на заводе № 183 в 10.1937г. создано отдельное КБ, подчиненное гл. инженеру завода, для разработки колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20), который требовалось в 1939г. запустить в серию. Для формирования коллектива в ОКБ переведено 8 конструкторов завода; выделено с 5.10.1937г. 30 выпускников академии и с 1.12.1937г. еще 20 чел. Гл. консультантом проекта назначен Е.А. Кульчицкий. В составе ОКБ создана макетно-модельная мастерская, образованы секции: контрольная; корпусная; моторная; трансмиссии; ходовой части. Во исполнение пост. КО № 198сс от 7.08.1938г. пр. № 335сс от 21.08.1938г. требовалось к 1.06.1939г. изготовить три опытных танка БТ-20: два гусеничных (один из них химический), один – колесно-гусеничный. В 01.1939г. были готовы рабочие чертежи А-20, начата разработка гусеничного варианта А-20Г (А-32). 27.02.1939г. вышло пост. КО № 45 о постройке танков, 26.05.1939г. был построен опытный А-32. Пост. КО № 443 от 19.12.1939г. танк Т-32 (А-32) пнв и запущен в серию на СТЗ как Т-34. В 10.1940г. разработан проект модернизированного А-41. В 01.1941г. начаты работы по Т-34М (А-43), после начала войны работы прекращены.

      В 03-04.1941г. разработан проект среднего танка А-44. В 07.1941г. КБ получило задание по всемерному упрощению конструкции Т-34.

      В 12.1941г. КБ выдано задание на проектирование улучшенного Т-34М (Т-43). По ходу проектирования улучшения конструкции были внедрены на серийном Т-34 и в 10.1942г. был построен опытный Т-34С. Опытный Т-43 построен в 12.1942г.

      В начале 1939г. называлось КБ-24.

      Начальник (1937г.-)- А.Я. Дик, (1938г.-)- Н.А. Кучеренко.

      Помощник начальника (1937г.-)- Горюн.

      Гл. конструктор (1937-09.1940г.)- М.И. Кошкин (А-20, А-32), (1940-41г.-)- А.А. Морозов.

      Зам. гл. конструктора (-1940г.)- А.А. Морозов.

      Начальники секций: контрольной (1937г.-)- Дорошенко; корпусной (1937г.-)- Таршинов; моторной (1937г.-)- Горбенко; трансмиссии (1937г.-)- А.А. Морозов; ходовой части (1937г.-)- Васильев.

      Ведущие конструкторы: (1939г.)- А.А. Морозов (А-20, А-32), (1941г.)- А. Бер (А-44).

      Работали: Баран (к), Бондаренко (к), Ефимов (к), Ефременко (к), Лурье (к), Молоштанов (к),128 (1943г.)- В.С. Ниценко.

ГКБ-34 (Главное КБ)

      /г. Нижний Тагил/

      Главное КБ-34 при заводе № 183 действовало в ВОВ как центр по работе над Т-34 и его модификациям.

Нижнетагильский вагоностроительный завод НКТП, «Уралвагонстрой» НКТП, «Уралвагонзавод»

      /г. Нижний Тагил Свердловской обл./

      /Московское представительство: г. Москва пр-д Владимирова, 4 (1935г.)/

      Завод начал строиться в 1931г. как часть Урало-Кузбасского угольно-металлургического центра. Проектная мощность завода – 42 тыс. вагонов в год. В 1935г. действовали Нижнетагильские вагоностроительные заводы «Уралвагонстрой» (строительство) и «Уралвагонзавод». Они имели Объединённое московское представительство.179В 01.1935г. «Уралвагонстрой» – в ведении Главвагонпрома, в 03.1936г. – Главтрансмаша НКТП. По пр. НКСМ № 530 от 12.09.1941г. «Уралвагонзавод» передан в непосредственное подчинение созданного НКТП.106

      11.10.1936г. были изготовлены первые вагоны, этот день стал днем рождения завода. До войны построено более 35 тыс. вагонов, производительность составляла 16 тыс. вагонов в год.

      Перед войной на заводе действовал филиал завода № 120 НКАП. По пр. № 668сс от 12.07.1941г. часть завода (50 %) № 120 и КБ эвакуировались в Нижний Тагил на площадку своего филиала. По пр. № 1079с от 26.10.1941г. часть завода № 120 в Нижнем Тагиле получила статус филиала завода № 120. Начальник филиала- Власов. По пр. № 1183с от 23.12.1941г. филиал в Нижнем Тагиле получил статус основного и наименование завод № 120 НКАП, а завод в Каменске, наоборот, стал филиалом.

      В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. на площадку Уралвагонзавода планировалась эвакуация Кировского завода из Ленинграда.

      По пр. № 729 от 1941г. на часть площадки Уралвагонзавода был эвакуирован завод № 381 НКАП. Переезд проходил с 1.07 по 5.08.1941г. По пр. № 675с от 14.07.1941г. в состав завода № 381 был влит эвакуированный завод № 380 НКАП. Заводы заняли два производственных корпуса. В соответствии с пост. ГКО № 3028сс от 12.03.1943г. и пр. № 175сс/161сс от 20.03.1943г. площадка завода № 381 со всеми сооружениями передана Уралвагонзаводу в ведение НКТП.

      К началу декабря на площадку Нижнетагильского вагонзавода эвакуированы завод № 183 из Харькова и Мариупольский завод им. Ильича. Образован единый Уральский танковый завод № 183 НКТП.

      Численность персонала (1941г.)- 12047 раб.

      Директор (-09.1941г.)- М. Кривич.

      Управляющий Московского представительства (1935г.)- М.М. Золотухин.

ОКБ «Уралвагонзавода», ФГУП, ОАО «Уральское КБ транспортного машиностроения» (УКБТМ)

      /622007(51) г. Нижний Тагил Свердловской обл. Восточное ш., 28(38) тел. 235-474/

      Образовано в 1941г. С тех пор являлось головным разработчиком бронетанковой техники.

      После освобождения в 1943г. Харькова большое число специалистов вернулось обратно (к 1951г. численность КБ уменьшилась в 6 раз по сравнению с 1945г.).

      Принимало участие в разработке наземных стартовых комплексов РКТ.77

      Пост. ГКО № 4776 от 15.12.1943г. танк Т-34-85 пнв и запущен в серию на заводе № 112.

      В соответствии с пост. ГКО № 6997 от 23.11.1944г. танк Т-44 пнв.

      В 1950-51г. на базе Т-54 созданы: бронированный тягач-эвакуатор БТС-2, машина разведки минных полей, постановки дымовых завес. В соответствии с ПСМ № 900-386сс от 14.05.1954г. танк Т-54 с автоматическим танковым огнеметом (АТО) пнв. В 1954г. пнв Т-54А. В соответствии с ПСМ № 188-114сс от 5.02.1955г. бронетягач на базе Т-54 пнв. В соответствии с ПСМ № 420-246сс от 8.03.1955г. пнв Т-54, оборудованный стабилизатором вооружения СТП-1 и электроприводом наведения ТАЭН-3.

      С 1952г. велись работы по теме «Горизонт» – разработке одноплоскостного стабилизатора танкового орудия.

      В соответствии с ПСМ № 493-230 от 8.05.1958г. средний танк Т-55 пнв и запущен в серию.

      В соответствии с ПСМ № 729-305 от 12.08.1961г. средний танк Т-62 с пушкой У-5ТС пнв. 28.10.1963г. вышло расп. правительства № 2233-рс о выпуске с 10.1963г. танков Т-62 с пушкой У-5ТС.

      В соответствии с пост. СМ СССР от 19.06.1986г. начата разработка дальнейшего развития Т-72- «объекта 188» (Т-90).

      С 1990г. начата разработка дорожно-строительной техники. После распада СССР здесь проведена модернизация машны разграждения ИМР, разработанной в Киевском ОКБ «Стройдормаш».

      По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      Гл. конструктор (-1951г.)- А.А. Морозов (Т-44), (1953-60-е г.)- Л.Н. Карцев, (-1999г.)- В. Поткин (умер), (1999-2006г.-)- В.Б. Домнин.

      Директор (-2005-06г.-)- В.Б. Домнин.

      Гл. инженер (2007г.)- И. Баранов.

      Гл. конструкторы: В.Н. Венедиктов (Т-72).

      Создано: танки: средние Т-34-85, Т-34-85М (1944), Т-44 (пнв 23.11.1944г.), Т-54 (Т-44В, 1945), Т-54 («объект 137», пнв в 04.1946г.), Т-54 (пнв 14.05.1954г.), Т-54А (пнв в 1954г.), Т-55 (пнв 8.05.1958г.), Т-62 (пнв 12.08.1961г.), Т-72,ракетный ИТ-1 (1968), Т-90 (пнв 5.10.1992г.), Т-90С (2000-е); проект танка «объект 140» (1950-е); бронетягач на базе Т-54 БТС-2 (пнв 5.02.1955г.); боевая машина поддержки танков БМПТ (2000); машины: разминирования БМР-3М, разграждения ИМР-3; малогабаритный погрузчик ПУМ-500, ПУМ-600, ПУМ-1000, ПУМ-1250; экскаваторы: гусеничный ЭО-5126; колесный ЭО-33211.101

КБ по вагоностроению УВЗ, Уральское КБ вагоностроения (УКБВ)

      Действовало в 1954-2012г.

      Зам. гл. конструктора (-1954г.)- М.Н. Веремьев.

Особое КБ № 250 (ОКБ-250) при УВЗ, Уральское КБ машиностроения (УКБМ), Уральский НПК криогенного машиностроения, ОАО «Уралкриомаш» (УКМ)

      /622051 г. Нижний Тагил Свердловской обл. Восточное ш., 24 тел. (3435) 34-41-54 www.cryont.ru/

      ОКБ-250 по криогенной технике и наземному стартовому оборудованию при УВЗ создано в соответствии с пост. правительства от 1.10.1954г. В 1980г. ОКБ-250 с экспериментальным цехом 251 выделено в самостоятельное УКБМ. В 1983г. оно вновь включено в состав УВЗ.

      Первой задачей, поставленной перед предприятием в 1954г., стала организация серийного производства железнодорожных цистерн 21Н1 для перевозки жидкого кислорода конструкции завода им. Ильича. Модификации 8Г52 и 8Г54 серийно строились с 1955г. Далее были разработаны и изготовлены цистерны для перевозки нефтепродуктов, сжиженной углекислоты. Также в 1954г. выдано задание на разработку средств заправки для ракеты Р-7. В 1980-е г. создано более 20 агрегатов и систем по программе «Энергия-Буран».

      В 1980-е г. начата разработка криогенного оборудования для особо мощных лазеров.

      В 1990г. УКБМ преобразовано в Уральский НПК криогенного машиностроения, в его состав включен цех 200 завода. 29.06.1994г. предприятие акционировано и преобразовано в АООТ, 15.07.1996г. – в ОАО. По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. ОАО «Уралкриомаш» вошло в перечень стратегических предприятий. В 2012г. входило в НПК УВЗ. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      Здесь были созданы все в СССР специализированные криогенные железнодорожные цистерны. Предприятие являлось также монополистом (2000-е г.) в России и СНГ по их изготовлению.

      В 1990-е г. разрабатывалось оборудование для агропромышленного комплекса и ТЭК: мини-пивзаводы, установки для заморозки пищевых продуктов, для сублимационной сушки овощей и фруктов, для сушки древесины; установки пожаротушения.

      В составе предприятия (2012г.): СКБ.

      Гл. конструктор (10.1954-86г.)- М.Н. Веремьев {1914-93}, (1986-95г.)- Р.А. Зашляпин. Ген. конструктор (1995-2009г.)- Р.А. Зашляпин; и.о. (2009г.)- А.В. Полявин; (2009-12г.-)- О.Я. Черемных.

      1-й зам. гл. конструктора- Н.П. Реутский. Зам. гл. конструктора (1976г.)- Ю.Г. Федоров.

      Начальник (-1986г.)- М.Н. Веремьев, (1986-90г.)- Р.А. Зашляпин. Гендиректор (1990-2009г.)- Р.А. Зашляпин, (2009г.)- О.Я. Черемных; и.о. (2009-01.2010г.)- А.В. Полявин; (01.2010-12г.)- А.В. Полявин, (2012г.-)- В.А. Стариков.

      1-й зам. гендиректора (-2009г.)- О.Я. Черемных. Зам. гендиректора: по экономике, финансам и работе с персоналом (2009-12г.-)- А.М. Воронин; по производству (2010-12г.-)- В.Ф. Дадон.

      Директор: технический (2012г.)- В.Ф. Суетин; по производству (2008-09г.)- В.Ф. Дадон; по маркетингу, рекламе и сбыту (2012г.)- Д.Т. Мунасипов; по снабжению (2012г.)- П.О. Забродский. Управляющий делами (2012г.)- А.А. Чмель.

      Начальник управления корпоративной собственности и реструктуризации (2009-10г.)- А.В. Полявин.

      Гл. конструкторы: (-2009г.)- О.Я. Черемных, (2009-12г.-)- Р.А. Зашляпин.

      Начальники отделов: кадров (2012г.)- В.Е. Дмитриев.

      Начальник цеха: (1970-е)- М.Т. Шпак; 200 (-2008-12г.-)- В.Ф. Дадон.

      Председатель совета директоров (2010г.-)- Б.А. Дубровский, (2012г.)- А.А. Шленский.

      Член совета директоров (2010-12г.-)- С.Т. Варзиев, (2010г.-)- С.А. Горячев, (2010-12г.-)- Р.А. Зашляпин, (2010г.-)- А.Ю. Нейгебауэр, (2010-12г.-)- А.В. Полявин, (2010-12г.-)- И.В. Фомин, (2010-12г.-)- О.Я. Черемных, (2012г.)- Б.А. Дубровский, (2012г.)- Р.А. Кондрашов.

      Создано: железнодорожные цистерны: для сжиженных газов: кислорода 8Г52 (1955), 8Г512, азота 8Г54 (1955), 8Г513, углекислоты 15-559, аргона 15-558, водорода 8Г514, ЖВЦ-100, этилена 15-147; для алкилбензолсульфоновой кислоты 15-5104 (1990-е), метанола 15-5102 (1990-е), светлых нефтепродуктов 15-145, 15-150, 15-5103 (1990-е); контейнеры-цистерны: для сжиженного газа КЦМ-35/0,6, -42/0,6, КЦ-25/1,8, 25/2,0, -52/1,8, для жидкого водорода КЦВ-20/1,2, для пропилена КЦ-25/2,2, для вязких нефтепродуктов КЦ-20/0,175, для химических продуктов КЦХ-25/0,4; оборудование и системы для заправки КК: заправки 8Г117 и дозаправки 8Г118 для «Восток» (1955), 8Г136 и 8Г143 для Р-9, для «Восход», Н1-Л3 (1966-69), «Союз», «Протон», «Энергия-Буран», «Морской старт» для испытания мощных РД для Индии, для Ту-155; установки для тушения пожаров: на нефтегазовых скважинах «Штурм», на угольных шахтах ГАС-100, МИГ-0,3/1,6 (1990-е).

ОАО «Уральский научно-технологический комплекс»

      /г. Нижний Тагил Свердловской обл./

      В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

ОАО «Рубцовский машиностроительный завод»

      /658225 г. Рубцовск Алтайского кр. пр. Ленина, 204/

      По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. В 08.2007г. вошел в состав созданной НПК «УВЗ». 2.02.2009г. на предприятии введено внешнее управление сроком на 18 месяцев.

      Работы (2009г.): производство пожарной техники; модернизация техники в Ливии и Алжире.

      Внешний управляющий (2.02.2009г.-)- Ю.В. Ремизов.

      Производство: БРМ-3К «Рысь» (2004), передвижной разведывательный пункт ПРП-4М «Дейтерий» (1В145, 2004); ремонтная машина РМ-Г (2004); бронетранспортеры; болотоходы.

КБ Рубцовского машиностроительного завода

      Создано: боевая разведывательная машина БРМ-3 «Рысь» на базе БМП-3.

      

Завод № 183, Киевский станкостроительный завод автоматов НКТП, Станкостроительный завод им. А.М. Горького, Киевский завод станков-автоматов им. А.М. Горького

      /г. Киев, Святошино Рубежовская колония «Станкострой» (1935г.); г. Кизел Пермской обл./

      В 01.1935г. строительство Киевского станкостроительного завода – в ведении Главстанкоинструмента НКТП.196В 08.1941г. станкостроительный завод им. Горького эвакуирован из Киева в г. Кизел на площадку строящейся обогатительной фабрики. Далее заводу в Кизеле присвоен № 183.

      После войны завод реэвакуирован в Киев. В его помещениях размещён рудоремонтный завод.

      Гл. инженер (1939г.)- С.Я. Фомин.

      Директор (1939-41г.)- С.Я. Фомин.

< 1 42 43 44 63 >