Предприятия № 11-20

Завод № 19 ВСНХ, НКТП, Завод «М» ВСНХ, ГС ордена Ленина завод № 19 им. И.В. Сталина НКОП, НКАП, МОП, Пермский моторостроительный завод им. Я.М. Свердлова МАП, А-3985, Пермское ПО «Моторостроитель» им. Я.М. Свердлова МАП, АО «Пермские авиадвигатели», ОАО «Пермский моторный завод» (ПМЗ)

      /г. Пермь, 10 Сибирский тракт, 4-й км п/я 1 «Арматура» (-1935-37г.-); г. Молотов; 614064 г. Пермь-10 ст. Ляды/

      /614600 г. Пермь ГСП-621 Комсомольский пр., 93 ст. Бахаревка Свердловской ж/д «Дон» (1987г.) тел. 45-05-24, 40-90-01 www.pmz.ru, www.avid.ru/

      /Московское представительство: тел. 950-12-59/

      Завод «М» организован в 1930г. в ведении ВАО ВСНХ. По пр. ВАО № 5 от 4.01.1931г. строящемуся заводу «М» присвоен № 19. По пр. ГУАП № 4/23 от 13.01.1932г. завод передан в ведение организованного Авиамоторного треста ГУАП НКТП. В 01.1932г. завод входил в число предприятий, имеющих оборонное значение. В 12.1935г. присвоено имя Сталина. В 12.1936г. (или начале 1937г.) завод за освоение производства М-25 награжден орденом Ленина. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП, по пр. № 33сс от 1/3.02.1938г. передан в ведение созданного ГУ авиационного моторостроения, в 12.1938г. – в ведении 18ГУ. Перед войной находился в ведении 3ГУ НКАП.

      Заложен в 1931г. на южной окраине Перми вблизи Сибирского тракта (рядом со ст. Бахоревка). В соответствии с пост. СТО № 158сс от 25.07.1931г. требовалось в течение 4-го квартала 1931г. – 1-го квартала 1932г. подготовить для завода 4 тыс. рабочих. В 1932г. построен главный корпус и ОГМ, вступил в строй завод 1.06.1934г., выпустил первую продукцию в 1935г., в том же году получил имя И.В. Сталина. В соответствии с пост. СТО № 101/46сс от 16.02.1932г. требовалось довести в текущем году мощность завода до 1000 моторов.160 В соответствии с пост. СТО № 57сс от 11.07.1933г. было необходимо закончить оборудование завода на мощность 3000 моторов к 1.07.1934г., а к 1.07.1935г.– на полную проектную мощность в 6 тыс. моторов в год. Пост. СТО № С-44сс от 25.04.1935г. утвержден план развития мощностей завода после окончания строительства на 1935-37г.: М-25: 1935г. – 1000 шт., 1937г. – 6000 шт.133В соответствии с пост. СТО № ОК-208сс от 1.10.1936г. завод зачислен в число действующих предприятий НКТП; для форсирования работ по модернизации М-25 требовалось создать производственную базу опытного отдела с вводом ее в эксплуатацию в 4-м квартале 1936г. Уже в 1937г. начата реконструкция завода. Пр. № 0032 от 8.02.1937г. заводу предписано к 1.01.1938г. расширить главный корпус и литейный цех, доведя мощность до 8500 моторов в год. По пр. № 140сс от 5/21.04.1938г. требовалось в 1938г. ввести в эксплуатацию: 6 пролетов гл корпуса – к 1.05.1938г., цех № 30 – к 15.05.1938г., инструментальный цех – к 1.07.1938г., испытательная станция – к 1.08.1938г., 6 пролетов гл корпуса – к 15.08.1938г., сборочный-переборочный цех – к 1.09.1938г., 9 пролетов литейного цеха и 6 пролетов гл корпуса – к 15.12.1938г.

      Первоначально завод был ориентирован на выпуск моторов М-15, М-26 и НАМИ-65, но их не удалось довести до серийного производства. В 1932г. завод переориентирован на выпуск М-22, а в 1933г. – на М-25. В соответствии с пост. СТО № 85сс от 1933г. был утвержден мобилизационный план заводу на военное время: М-22: 1934г. – 750 шт., 1935г. – 2800 шт., 1936г. – 4400 шт. В соответствии с пост. СТО № 130сс от 15.12.1933г. требовалось внедрить в производство мотор «Райт-Циклон» «с выпуском в 1934г. не менее 50 моторов отечественной сборки из закупленных агрегатов». Пост. СТО № С-14сс от 27.02.1935г. заводу поручено производство М-62. Производственная программа на 1935г.: план (сдано на 1.01.1936г.) (шт.): М-25 – 600 (630). Пост. СТО от 20.12.1936г. заводу утверждена производственная программа на 1937г. – 3500 моторов М-25, пр. № 00267 от 15.12.1937г. она была изменена: М-25А и М-25В – 4600 шт., М-62 – 500 шт.; тем же пост. определена мощность завода на военное время – 12 тыс. М-25.

      Производство: (1935г.): М-25 – 660; (1936г.): М-25 – 1716; (1937г.): М-25 – 2969, М-62 – 25; (1938г.): М-25 – 3607, М-62 – 59; (1939г.): М-25 – 8, М-25В – 2828, М-62 – 1613 (вместе с № 24), М-62ИР – 69 (вместе с № 24), М-63 – 973; (1940г.): М-25В – 1134, М-62 – 3759 (вместе с № 24), М-62Р – 36, М-62ИР – 184 (вместе с № 24), М-63 – 2111.166

      Заседанием Политбюро ЦК ВКП(б) от 4.05.1934г. (протокол № 6) на заводе введён особый порядок найма и увольнения рабочих, организован отдел найма и увольнения. В соответствии с пост. СТО № К-91сс от 14.07.1934г. на заводе не позднее 1.10.1934г. должно быть образовано КБ. Действовали цехи: № 2, № 3, штамповочно-медницкий № 5, № 8, инструментальный № 9.

      Пр. № 00116 от 28.05.1937г. заводу поручено к 1.10.1937г. закончить освоение производства мотора ДЖИ-2 для самолета Вулти. Пр. № 0127 от 7.06.1937г. предписано в 1937г. закончить работы по мотору М-62 1100 л.с. и М-25 1500 л.с.; развернуть подготовку к серийному выпуску М-62 во 2 квартале 1938г.; закончить и сдать в эксплуатацию опытный отдел завода к 1.10.1937г. По пр. № 00267 было необходимо построить установки для испытания моторов по типу «Райт-Филт» (Америка) и «Испано-Сюиза» (Франция); в 1-м полугодии 1938г. организовать ЛИС для летных испытаний моторов, к 1.03.1938г. откомандировать на ЛИС Шереметьева (ЦИАМ), Августиновича, Коротнева; к 1.01.1938г. закончить оборудование ремонтного цеха; к 1.01.1938г. укомплектовать ОКО завода необходимыми кадрами. По пр. № 00276 от 20.12.1937г. требовалось передать к 5.01.1938г. на завод № 24 чертежи и технологии по М-62. Пр. № 111с от 23/26.03.1938г. предписано установить в 1938г. на заводе испытательные установки типа «Хинан-Фруд» и «Райт-Филд». По пр. № 140сс было необходимо обеспечить в 1938г. выпуск опытных моторов в счет программы М-62: М-63 – 25 шт., М-70 – 7 шт. Пр. № 207с от 10/13.06.1938г. было предписано форсировать строительство литейного цеха со сдачей под монтаж к 1.11.1938г.

      По пр. № 205с от 10/13.06.1938г. на заводе организовано серийное КБ «для наблюдения за соблюдением технологии производства».

      По пр. № 179/к от 22.05.1938г. на завод сроком на 1 год командирована группа специалистов в количестве 20 чел. с заводов № 20, 22, 24, 25, 32, 34, ГПИ-1 и ЦИАМ. Пр. № 211с от 16.06.1938г. на завод направлена бригада из 50 чел. во главе с начальником 18ГУ Королевым «с целью добиться выпуска качественных моторов», Королеву были предоставлены полные права по управлению заводом; Оргоборонпромом была направлена бригада из 9 чел. во главе с Куликовым для проверки соблюдения технологии производства. В соответствии с пост. правительства № 223сс от 10.09.1938г. и пр. № 381сс от 29.09.1938г. требовалось: выпустить и предъявить на госиспытания: мотор М-63 в 09.1938г., изготовить в 1938г. 25 шт.; М-70 в 04.1939г., изготовить 7 шт.; провести работы по дальнейшему форсажу моторов М-64, М-71, М-80. По пр. № 415 от 5.11.1938г. на завод командировано 6 специалистов из ВИАМ под руководством проф. Акимова и Канторовича.

      На 1.01.1938г. проектная мощность завода составляла 6 тыс. моторов в год, в 1939г. – 12 тыс. М-63. Годовой план на 1939г. – 4618 моторов, на 1941г. – 1600 М-25 и 800 М-62ИР.

      В 07.1941г. в состав завода влит в качестве цеха поршневых колец эвакуированный из Днепропетровска завод № 462 НКАП. Затем на площадку завода эвакуирован завод № 295 НКАП и также пошел в состав объединенного завода № 19 НКАП. В 11.1941г. на площадку строящегося завода № 19 НКАП эвакуированы заводы № 135 и № 450 НКАП.

      9.02.1942г. вышло пост. ГКО № 1263 о развитии производства М-62ИР на заводе. 20.10.1944г. – пост. ГКО № 6752 об увеличении выпуска на заводе мотора АШ-82ФН. Расп. ГКО № 6827 от 29.10.1944г. на заводы № 29 и 19 направлено 3000 освобожденных заключенных.

      Производство (шт.): (1941г.): М-25В – 2068, М-62 – 1450 (вместе с № 24), М-62ИР – 981 (вместе с № 24); (1942г.): М-62ИР – 2211 (все заводы), М-82 – 3942 (вместе с № 29), М-82Ф – 29 (вместе с № 29); (1943г.): М-62ИР – 1443 (все заводы), М-82Ф – 3148 (вместе с № 29), М-82ФН – 1525 (вместе с № 29), М-71 – 24; (1944г.): АШ-62ИР – 1403 (все заводы), АШ-82Ф – 728 (вместе с № 29), АФ-82ФН – 6578 (вместе с № 29); (1945г.): АШ-62ИР – 1186, АШ-82ФН – 5987, АШ-83 – 81, АШ-73 – 3; (1946г.): АШ-62ИР – 2020 (вместе с № 36), АШ-82ФН – 1656 (вместе с № 29), АШ-83 – 6, АШ-73 – 74; (1947г.): АШ-62ИР – 1205 (вместе с № 36), АШ-82ФН – 2318 (вместе с № 29), АШ-73ТК – 136 (вместе с № 36); (1948г.): АШ-82ФН – 3502 (вместе с № 29), АШ-73ТК – 307 (вместе с № 36); (1949г.): АШ-82ФН – 2712 (вместе с № 29), АШ-73ТК – 1450 (вместе с № 36). В начале 1945г. выпускал по 30 моторов в сутки.166 За годы войны построен 31861 мотор.

      С 03.1946г. завод № 19 – в ведении 3ГУ МАП. По пр. МОП № 475с от 7.07.1953г. передан в ведение его 3ГУ. В 1956г. Завод им. Сталина переименован в Завод им. Я.М. Свердлова (по другой информации, имя Я.М. Свердлова присвоено в 1962г.). В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. передан в ведение Пермского СНХ РСФСР. Имел наименование «п/я А-3985». В 1972-75г. моторостроительный завод – в ведении 3ГУ МАП. В 1979(80)г. на базе Пермского моторостроительного завода им. Свердлова как головного предприятия создано ПО «Моторостроитель» им. Свердлова, в 1987г. – в ведении 13ГУ МАП. В состав ПО входил также (1987г.) Новолядовский агрегатный завод (имел те же реквизиты, что и ПО).

      В соответствии с ПСМ № 1502-596сс от 12.06.1953г. по пр. № 378сс/оп от 16.06.1953г. план по выпуску ВК-1А на 1953г. уменьшен с 250 до 100 шт. В соответствии с ПСМ № 1169-513сс от 11.06.1954г. по пр. № 380сс от 18.06.1954г. план выпуска на 1954г.: АШ-82Т увеличен со 160 до 260 шт.; ВК-1А уменьшен с 1400 до 1150 шт., а в соответствии с ПСМ № 2037-940сс от 25.09.1954г. по пр. № 617сс – до 900 шт.166

      Производство (шт.): (1950г.): АШ-73ТК – 1988, АШ-82ФН – 4; (1951г.): АШ-73ТК – 3259 (вместе с № 36); (1952г.): АШ-82В – 183, АШ-73ТК – 2673 (вместе с № 36); (1953г.): АШ-82В – 601, АШ-82Т – 29, АШ-73ТК – 668 (вместе с № 36), ВК-1А – 93, АМ-3 – 53; (1954г.): АШ-82В – 95, АШ-82Т – 206, ВК-1А – 907, АМ-3 – 214; (1955г.): АШ-82В – 29 (вместе с № 29), АШ-82Т – 438 (вместе с № 29), АМ-3 – 1166; (1956г.): АШ-82В – 274 (вместе с № 29), АШ-82Т – 1255 (вместе с № 29), АМ-3 – 561.166

      С 6.10.1951г. на заводе налажено производство редукторов для вертолетов, в 1995г. выделившееся в отдельное предприятием – «Редуктор-ПМ».

      В соответствии с ПСМ № 191-85 от 23.02.1959г. по решению ВПК № 56 от 4.06.1959г. требовалось изготовить в 1959г. 60 двигателей Д-25В.169

      По пр. Пермского СНХ от 12.03.1958г. на заводе создано спецпроизводство по изготовлению ЖРД для освоения РД-214 во главе с С.Ф. Сигаевым, М.И. Гиндисом, Н.Е. Чернобаевым, Ю.Д. Плаксиным и С.Г. Тимченко. В соответствии с пост. правительства от 4.06.1958г. завод освобожден от выпуска гражданской продукции. В 01.1959г. выпущен первый двигатель. С 1962г. начата подготовка производства РД-253, в 1987г. – модернизированного РД-275. В 1964г. производство ЖРД выделено в отдельное «второе производство». В 1995г. на базе «вторго производства» и Ново-Лядовского агрегатного завода создано ОАО «Протон-ПМ».

      На заводе 18.07.1959г. создан Камский филиал № 4 ОКБ-456 (НПО «Энергомаш») для сопровождения серии РД-214 (руководитель- (1959г.-)- Ю.Д. Плаксин); действовал в 1990-е г. В начале 1960-х г. создан дочерний Новолядовский агрегатный завод. Там же, в Новых Лядах находились: ЗИС-3 (комплекс испытательных стендов для авиадвигателей), полигон для испытания ЖРД, ЛИС.

      В 1992г. ПО акционировано и преобразовано в АООТ (пр. № 1406 от 3.11.1992г.), затем – ОАО «Пермские моторы». В ОАО входили: дочернее ОАО «Пермский моторный завод» (ПМЗ) (основано 1.01.1998г.); ЗАО «Протон-ПМ», ОАО «Редуктор-ПМ» (основано в 1995г., производство вертолетных редукторов), «Каскад-ПМ», «Авиагаз-ПМ», «Металлист-ПМ», «Инструментальный завод-ПМ», «Энергетик-ПМ», «Рэмос-ПМ», «Австром-ПМ», «Спардж-ПМ», «Моторсервис-ПМ», «Профилакторий-ПМ», ООО «ПМ-Автотранс» и др. Осенью 2003г. образовано ЗАО «Управляющая компания «Пермский моторостроительный комплекс» (УК ПМК). По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. ОАО ПМЗ вошло в перечень стратегических предприятий.

      Имелись цеха: № 2, научно-исследовательский № 65.

      Всего к 2005г. выпущено более 112 тыс. двигателей.

      Количество оборудования (02.1946г.)- 4250 ед. (в т.ч. 4140 м/р).

      Площадь производственная (02.1946г.)- 280 тыс. м2.

      Численность персонала (1932г.)- 368 чел.,(1.12.1933г.)- 1136 пр. раб., (1.07.1936г.)- 8452 чел., (02.1946г.)- 19 тыс. чел. (13,3 тыс. раб.), (1972г.)- 36800 чел., (1.01.2003г.) – 7689 чел.

      Директор (-1934г.)- П.И. Чубуков, (05.1934-04.1936-; -08.1937-5.03.1938г.)- И.И. Побережский (репрессирован), (-12.1936-07.1937г.-)- В.Е. Орлов (репрессирован), (5.03.1938-02.1940г.)- В.Н(М). Дубов, (02.1940-05.41г.-)- Г.В. Кожевников, (1942-05.1946г.-)- А.Г. Солдатов, (1956-73г.)- М.И. Субботин, (1973г.-)- Б.Г. Изгагин. Гендиректор (1979-86г.)- Б.Г. Изгагин, (1987г.)- Э.И. Черкашин, В. Киндеркнехт, (1998г.)- В.Н. Кобелев, (1999-11.2003г.)- Ю.Е. Решетников49, (11.2003-09г.-)- М.Д. Дическул.

      1-й зам гендиректора (2002г.)- Э.И. Черкашин. Зам. директора (08.1934г.)- Чубуков, (8.01.1937г.-)- Э.М. Ринберг, (06.1937г.)- И.М. Макеев, (27.09.1934-5.03.1938г.)- В.Е. Орлов (снят), (-1949г.)- М.И. Субботин; по 2-му производству (1970-е)- П.П. Маджуло; по реконструкции (5.11.1938г.-)- Горлин; по кадрам- В.Т. Коршенинников. Заместитель гендиректора: по маркетингу, продажам и сервису (2002г.)- М.Д. Дическул, (2003г.)- О.Г. Королев; В.И. Петенко. Помощник директора: по техчасти (11.1930г.- Осипов; по найму и увольнению (-12.1937-1.09.1938г.)- К.А. Морзо, (1.09.1938г.-)- А.А. Лабутин.

      Начальник строительства (1931г.-)- П.И. Чубуков, (08.1934г.)- Коняев, (8.01-23.07.1937г.)- Э.М. Ринберг, (8.10.1937г.-)- В.Е. Орлов, (04.1938г.)- Криворучко. Директор: технический (13.06.1938г.-)- А.Д. Швецов, (2005г.)- И. Башкатов; по инженерному обеспечению- В.И. Петенко; управляющий (-10.2004-06г.-)- С.Ю. Смолин; производственно-коммерческой программы (2003г.)- В.И. Горяинов; программы промышленных газовых турбин (2003г.)- А.В. Елецкий; программы поставок ГТУ для газовой промышленности (2003г.)- М.А. Игнатьев; коммерческий (10.2004г.)- А.А. Белышев; по информационным технологиям (2007г.)- С.В. Бормалев.

      1-й зам. управляющего директора (2003г.)- Э.И. Черкашин. Помощник начальника строительства (08.1934г.)- А.П. Веретенов. Зам. начальника строительства (12.1936г.)- В.Е. Орлов.

      Гл. инженер (-12.1936-17.10.1937г.)- И.М. Макеев, (17.10.1937-05.1938г.-)- Е.И. Брискин (репрессирован), (1938г.)- Гурвич, (05.1946г.)- Колосов, (1964-81г.)- Д.А. Дическул.

      Гл. инженер по капстроительству (11.03.1937г.-)- И.О. Гурвич. Зам. гл. инженера: по производству ЖРД (1958г.-)- С.Ф. Сигаев; (-1958г.)- В.С. Белоусов, В.И. Петенко.

      Гл. конструктор (1931-34г.)- А.А. Микулин, (1934-53г.)- А.Д. Швецов.

      Зам. гл. конструктора (-04.1940-09.1942г.-)- В.С. Нитченко.

      Гл. технолог (-05-5.11.1938г.)- М.И. Брискин (снят за необеспечение выпуска моторов), (5.11-2.12.1938г.)- М.Н. Степин. Гл. металлург и.о. (8.01.1935г.-)- В.И. Шушин; (-12.1936-1937г.)- В.И. Шушин (репрессирован). Гл. диспетчер (-12.1936-5.11.1938г.)- А.С. Бассин (репрессирован). Гл. инспектор качества (-13.06.1938г.)- Концевич (снят и осужден).

      Зам. гл. металлурга (-13.06.1938г.)- В.В. Чугунов (снят и осужден). Зам. гл. механика (12.1936г.)- Ф.Д. Киселев.

      Начальник производства (-1958г.)- С.Ф. Сигаев.

      Директор Московского представительства (2003г.)- В.Н. Артамонов.www.avid.ruНачальник управления ВЭД (2003г.)- А.И. Вшивков.

      Начальники цехов: № 2 (08.1934г.)- Жихарев, В.В. Андреев; № 3 (08.1934г.)- Текин; № 5 (-08.1934-12.1936г.-)- Т.И. Шейко; № 8 (08.1934г.)- Палий; № 9 (08.1934г.)- С.П. Мартыненко, (12.1936г.)- Е.И. Брискин; сборки (1930-е)- Л.С. Татко; механического (12.1932г.)- Гольвик, (12.1936г.)- И.В. Теткин; литейного (12.1936г.)- Н.П. Базилев; термического (-12.1936-13.06.1938г.)- В.В. Чугунов, (5.11.1938г.-)- Халявко; испытаний (12.1936г.)- Л.С. Татко.

      Зам. начальника цеха: инструментального (05.1938г.-)- Н.И. Самуйлов; механического (05.1938г.-)- С.А. Жучков, (05.1938г.-)- И.С. Скобелев; (05.1938г.-)- С.С. Гусев, (05.1938г.-)- Г.Л. Левин, (05.1938г.-)- А.П. Плетников. Помощники начальника цеха: № 1 (08.1934г.)- Комаров; № 3 (08.1934г.)- Андреев; № 6 (08.1934г.)- Абахов; № 9 (08.1934г.)- Ровнер; № 12 (08.1934г.)- Андашев. Гл. инженеры цехов: механического (12.1936г.)- М.И. Брискин.

      Начальники отделов: опытного (1930-е)- Л.С. Татко, (12.1936г.)- С.К. Луковников; ППО (12.1936г.)- В.С. Краскин; ОТК (08.1934г.)- Голицын; ОПК (08.1934г.)- Матвеев; разд. (08.1934г.)- Ездаков; СШО и.о. (04.1938г.)- Сергеев, секретного (1987г.)- Ю.А. Крайнов. Начальник снабжения (06.1935г.-)- Виноградов.

      Зам. начальника отдела: лабораторий (01.1934г.-)- А.Н. Чернов; технологического цеха (05.1938г.-)- Г.А. Ильин. Зам. начальника опытной станции (05.1938г.-)- Е.И. Калошин. Зам. начальника сборки опытного отдела (05.1938г.-)- Н.Н. Потрехалкин.

      Начальники лабораторий: механической (01.1934г.-)- И.Е. Аранович.

      Начальники бюро: КБ (12.1936г.)- Ф.В. Концевич. Начальники лабораторий: ЦЗЛ (-5.11.1938г.)- Шушин (снят), (5.11.1938г.-)- Дмитриев.

      Начальники участков: крупного литья механического цеха (12.1936г.)- Л.И. Некипелов; ОКС (05.1938г.-)- Н.И. Морозов. Начальник группы ОГМ (05.1938г.-)- М.В. Воронцов.

      Председатель совета директоров (1995-2000г.)- В. Степанков, (2003г.)- М. Дическул.

      Член совета директоров (07.2006г.-): Е. Александрова, А. Дерябина, В. Жеглов, Н. Ивкин, А.А. Иноземцев, Ю. Решетников, С.Ю. Смолин, Е. Травников, С. Фефелова.

Производство: авиационные двигатели: поршневые: М-25 (1935-39), М-25А (1936-), М-25В (1937-), М-62 (1937-41), АШ-62ИР (1939-47), М-63 (1939-41), М-81 (1940)- 10, М-82 (1941-42), АШ-82Ф (1942-44), М-71 (1943)- 24, АШ-82ФН (1943-50), АШ-83, АШ-73 (1945), АШ-73ТК (1947-53), АШ-82В (1952-55), АШ-82Т (1953-55); ГТД: АМ-3 (1953-57), ВК-1 (1953-54), РД-3М, АИ-20 (1957-65), Д-20П (1959-77)- более 700, Д-25В (1959-81)- более 3000, Д-30 (1966-87)~ 2500, Д-30-3 (-2002-04-), Д-30Ф6 (1976-2004-)- более 2000, ПС-90 (1989-2004-)- 209 (на 11.1997г.), ПС-90А-76 (2004-), ТВ2-117 (1965-97)- более 22.000, ТВ3-117; наземные ГТУ (2004); ЖРД: РД-214 (8Д59, 1959-60-е) для Р-12, РД-214У (8Д59У, -1972), РД-253 для РН «Протон» (1962-80-е), РД-275 (1987-); гл. редукторы Р-5 (1952-77), ВР-1 (1952-), Р-7 (1958-), ВР-8 (1964-); ВР-26 (1982-), НВ для Ми-26; ВР-14 (1986-); ВР-34, ХР-34 (1994-) для Ми-34;69 лодочный мотор «Вихрь», мотоблоки.

Новолядовский агрегатный завод МАП, А-3985

      /614600 г. Пермь, ГСП 621 «Дон»/

      Завод создан в 1960-е г., в 1987г. входил в состав Пермского ПО «Моторостроитель».

      Директор (1987г.)- О.С. Сарычев.74

ОАО «Холдинговая компания «Пермские моторы» (ПМ)

      /614990 г. Пермь ГСП 621, Комсомольский пр., 93 тел. 40-92-52 www.politperm.com/news2/13, www.avid.ru/

      ОАО «Пермские моторы создано по пр. № 1406 от 3.11.1992г. В ОАО входили: дочернее ОАО «Пермский моторный завод» (ПМЗ) (основано 1.01.1998г.); ЗАО «Протон-ПМ», ОАО «Редуктор-ПМ» (основано в 1995г., производство вертолетных редукторов), «Каскад-ПМ», «Авиагаз-ПМ», «Металлист-ПМ», «Инструментальный завод-ПМ», «Энергетик-ПМ», «Рэмос-ПМ», «Австром-ПМ», «Спардж-ПМ», «Моторсервис-ПМ», «Профилакторий-ПМ», ООО «ПМ-Автотранс» и др. Осенью 2003г. образовано ЗАО «Управляющая компания «Пермский моторостроительный комплекс» (УК ПМК). По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий.

      Численность персонала (1.07.2003г.)- 376 чел.

      Председатель совета директоров (1995-2000г.)- В. Степанков.

      Член совета директоров (07.2006г.-): И.А. Арбузов, А. Валяйкина, А. Дерябина, М. Дическул, В. Жеглов, Н. Ивкин, А.А. Иноземцев, Л. Ли, Н. Муравьев, Г. Постаногова, М. Портная, Ю. Решетников, С. Смолин, Е. Травников, А. Шайхутдинов.

      Гендиректор (1997-2002г.)- Ю.Е. Решетников;49 и.о. гендиректора (2002г.)- О.В. Коломеец; (-2003-05г.-)- Н.С. Ивкин. Управляющий директор (2006г.)- Н.С. Ивкин.

      1-й зам гендиректора по финансам (2002г.)- И.И. Швалева. Зам. гендиректора по по корпоративному управлению (2002г.)- В.Л. Дитятев.69

ЗАО, ОАО «Протон-ПМ»

      /614990 г. Пермь Комсомольский пр., 93 тел. 44-02-94 www.protonpm.ru/

      ЗАО «Протон-ПМ» основано в 1995г. на базе «вторго производства» и Ново-Лядовского агрегатного завода.

      Производство ЖРД для РН «Протон» (единственный производитель на 2004г.). По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. ОАО вошло в перечень стратегических предприятий.

      Имело испытательный полигон со стендами для испытаний агрегатов ЖРД.

      Работы (2005г.): создание сборочно-испытательного комплекса для ГТ электростанций; освоение производства ЖРД РД-191.

      Гендиректор (-2002-04г.-)- В.А. Сатюков, (2011г.)- И. Арбузов.

      1-й зам. гендиректора (2002г.)- И.А. Арбузов. Зам. гендиректора по финансам (2002г.)- М.Г. Целищев.

      Член совета директоров (08.2004г.-): А. Алдохин, Е. Александрова, Т. Захаваев, А.А. Иноземцев, А. Кузнецов, Р. Мощнин, Ю. Решетников.

      Начальник управления маркетинга и продаж (2006г.)- Н.Н. Паршин.

Производство: (2002г.) ЖРД РД-275; узлы и детали авиадвигателей; бытовые газовые нагреватели.69

ОАО «Авиационные редукторы и трансмиссии-Пермские моторы» (ОАО «Редуктор-ПМ»)

      /614990 г. Пермь, Комсомольский пр., 93, тел. 40-80-11www.reductor-pm.ru/

      Основано 31.08.1995г. на базе редукторного производства ПМЗ. Производство вертолетных редукторов.

      Гендиректор (-2002-03г.-)- Н.А. Семикопенко.

      1-й зам. гендиректора (2002г.)- А.Д. Загрышев. Зам. гендиректора: по экономике и финансам (2002г.)- А.М. Белоусов; по производству (2002г.)- С.П. Естифеев; по коммерции (2002г.)- В.А. Плохой.

      Управляющий директор (-2003; 11.2004г.)- Н.А. Семикопенко. Технический директор (-2003-04г.-)- А.Д. Загрышев. Директор: по производству и коммерции (2003г.)- С.П. Естифеев; по производству и снабжению (2004г.)- С.П. Естифеев; по коммерции и сбыту (2004г.)- С.В. Ташкинов. Директор по экономике и финансам (-2003-04г.-)- А.М. Белоусов.

      Начальники отделов: маркетинга (2002г.)- Н.В. Кубышкин.
Производство: вертолетные редукторы: ВР-8А для Ми-8 (2002), ВР-14 для Ми-17 (2002), ВР-26 для Ми-26 (2002), ВР-29, ХР-29 (1995-) для Ми-28; ВР-23, ХР-23 (1997-) для «Ансат»; ВР-34, ХР-34 для Ми-34 (2002);

      промышленные редукторы для ГТУ: Р-25 (1995-2002-), Р-45 (1999-2002-), Р-60 и их модификации для ГТЭС «Урал-2500», «Урал-4000», «Урал-6000»;

      коробки приводов, корпусные детали, валы, зубчатые колеса для двигателей ПС-90А, Д-30, ТВ2-117А.

ЗАО «Моторсервис-ПМ»

      /127015 г. Москва ул. Б. Новодмитровская, 12 тел. 285-07-06/

      Создано в 1995г. как дочернее предприятие ОАО ПМ для послепродажного обслуживания техники.

      Работы (2002г.): выполнение доработок по бюллетеням, продление ресурсов, обслуживание двигателей ТВ2-117, Д-25В, Д-30, ПС-90, редукторов Р-7, ВР-8, ВР-14, ВР-26.69

      Директор (2004г.)- Л.В. Пименов.

      Начальник ИАС (2004г.)- Ю.А. Шевердяков.

ОАО «Металлист-ПМ»

      /614600 г. Пермь Комсомольский пр., 93 тел. 40-90-05/

      Производство (2002г.): алюминиевое, магниевое, титановое и чугунное литье; штамповки и поковки; пружины, штуцеры, переходники.

      Гендиректор (2002г.)- И.М. Коровин. Управляющий директор (2006г.)- Э. Шустер.

      1-й зам. гендиректора (2002г.)- И.П. Каринкин.69

      Член совета директоров (06.2006г.-): В. Жеглов, Н.С. Ивкин, А.А. Иноземцев, С.Ю. Смолин, Е. Травников, Э. Шустер.

ЗАО «Инструментальный завод-ПМ»

      Управляющий директор (2006г.)- Е. Алешков.

      Член совета директоров (06.2006г.-): Е. Алешков, В. Жеглов, И.М. Коровин, С.Ю. Смолин, Е. Травников.

ОАО «Энергетик-ПМ»

      Член совета директоров (06.2006г.-): М.Д. Дическул, В. Жеглов, Н.С. Ивкин, С.Ю. Смолин, Е. Травников.

ЗАО «Рэмос-ПМ»

      Управляющий директор (2006г.)- С. Сердюченко.

      Член совета директоров (06.2006г.-): В. Жеглов, Н.С. Ивкин, С. Сердюченко, С.Ю. Смолин, Е. Травников.

ЗАО «Управляющая компания «Пермский моторостроительный комплекс» (УК ПМК)

      ЗАО «УК ПМК» образовано летом 2003г.

      Имело московское представительство (директор (2006г.)- В. Жеглов).

      Председатель совета директоров (2003г.)- А. Кузнецов, (2007г.)- Ю. Решетников.

      Член совета директоров (07.2006г.-): А. Дерябина, В. Жеглов, А.А. Иноземцев, Г. Крошкина, Ю. Решетников, Н. Семикопенко, С.Ю. Смолин, Е. Травников, А. Шайхутдинов.

      Гендиректор УК ПМК (2003г.)- С. Семенов, (2003-7.10.2006г.)- А.А. Иноземцев; и.о. гендиректора (10.2006г.-)- В. Жеглов; (-17.10.2007г.)- В. Жеглов; и.о. (31.10.2007-08г.-)- Ю. Решетников.

      Зам. гендиректора: по корпоративной реструктуризации (2006г.)- Н.С. Ивкин; по экономике (2006г.)- М.Д. Дическул; (2006г.)- И. Коровин, (1.11.2007г.-)- Н.Ф. Никитин.

      Директор: управляющий (2004г.)- М.Д. Дическул; по вспомогательному производству (2006г.)- И. Коровин; по персоналу (2008г.)- А.В. Попов.

ОКБ при заводе № 19 НКАП, ОКБ-19 НКАП, МАП, ГКАТ, Моторостроительное КБ МАП, Пермское моторостроительное КБ (ПМКБ) им. П.А. Соловьева, Р-6837, НПО, НПП «Авиадвигатель», ОАО «Авиадвигатель»

      /г. Молотов, 614600 (614064) г. Пермь, ГСП-624 ст. Бахаревка Свердловской ж/д п/я 282 «Лава»/

      /614990 г. Пермь, ГСП-624 Комсомольский пр., 93 тел. 45-81-41 www.avid.ru/

      /Московское представительство: 113096 ул. Люсиновская, 53/12 тел. 237-47-05/

      В соответствии с пост. СТО № К-91сс от 14.07.1934г. по пр. ГУАП № 44/260 от 9.08.1934г. до 1.10.1934г. на заводе должно было быть образовано ОКБ (ОКЦ) гл. конструктора А.Д. Швецова (по пр. № 14/108 от 1.04.1934г. он назначен начальником ОКБ). В соответствии с пост. СНК № 2032-569 от 11.12.1938(9)г. КБ преобразовано в самостоятельное ОКБ-19 НКАП. ОКБ при заводе № 19 вновь создано в 1943г. в ведении 8ГУ НКАП (по 1946г.).

      Пост. СТО № С-14сс от 27.02.1935г. (во изменение пост. № К-91сс от 14.07.1934г.) срок предъявления на госиспытания мотора М-62 перенесен на 1.01.1936г., постройка мотора поручена заводу № 19. Пост. СТО № С-50сс от 10.05.1935г. утверждены цены на моторы: М-11 – 6,1 тыс. руб., М-25 – 52 тыс. руб. Планом опытного строительства на 1936-37г. была предусмотрена постройка: М-25Е форсированного до 740 л.с. (срок предъявления на госиспытания – 1.10.1936г.), М-25 с двухскоростным нагнетателем (М-62, 700 л.с., 1.11.1936г.); развитие М-25 в 2-рядную 18-цилиндровую звезду 1400 л.с. (1.12.1937г.).133

      В соответствии с пост. ГКО № 574 от 24.08.1941г. мотор М-82 пнв. В 1944г. двигателям Швецова (М-62, М-82) было присвоено наименование «АШ».

      После войны ОКБ-19 в ведении 8ГУ МАП. По 08.1957г. – в ведении 3ГУ МАП, по пр. № 20сс от 21.01.1958г. передано в ведение 3-го Управления ГКАТ.169 В 1972-75г. – вновь в 3ГУ МАП, в 1987г. – 13ГУ. Имело наименование «п/я 282».62 С 1966г. – ПМКБ, имело наименование «п/я Р-6837».

      Планировалось в 1946г. передать ОКБ 5000 м2 новых площадей, построить новый корпус площадью 5000 м2 для второго механического цеха на 200-250 станков и провести пристройку испытательно-лабораторного корпуса на 7500 м2; ввести в эксплуатацию испытательный стенд для мощных моторов, заказать в Англии новую испытательную установку «Хиван-Фруд» на 6000 л.с., построить в 1947-48г. высотную установку, начать в 1947-48г. строительство нового конструкторского корпуса; передать от завода 100 станков и 10 термических печей и 200 станков из трофейного оборудования; перевести в ОКБ с завода 150 ИТР и 1000 рабочих и 80 специалистов из учебных заведений и демобилизованных.166

      В соответствии с ПСМ № 1053-353 от 17.11.1967г. по пр. № 421сс от 12.12.1967г. задана разработка двигателя Д-30КП для самолета Ил-76.164

      С 1990г. – НПО «Авиадвигатель», с 1991г. – НПП, с 1992г. – ОАО «Авиадвигатель».49 ОАО «Авиадвигатель» входило в холдинг «Пермские моторы».

      По пр. № 557 от 23.08.1955г. на заводе № 29 организовано СКБ – филиал ОКБ-19 для сопровождения серийного выпуска и усовершенствования моторов АШ-82Т, -82В (далее – ОКБ-29).

      В 10.1956г. начаты работы по созданию первого отечественного двухконтурного двигателя Д-20П.

      В 1954г. образовано Московское технологическое бюро ОКБ-19 (вероятно, при ОКБ-315), ликвидировано в 1964г. До 1993г. ОКБ имело филиал в г. Рыбинске, в 12.1993г. он передан ОАО «Рыбинские моторы».Ъ-25.09.02

      В состав ОАО «Авиадвигатель» входили ОКБ, опытный завод, московское представительство.

      По решению Правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий.

      В конце 2010г. начаты испытания газогенратора двигателя нового поколения ПД-14.

      Количество оборудования (1946г.)- 165 ед. (в т.ч. 141 станок).

      Площадь производственная (1946г.)- 12382 м2.

      Численность персонала (1972г.)- 3100 чел., (1.01.2003 г.)– 3093 чел.

      Работы (2004г.): по модификациям ПС-90А1, ПС-90А2, ПС-90А76, по двигателю пятого поколения ПС-12.

      Численность персонала (06.1941г.)- 798 чел., (1942г.)- 735 чел., (1943г.)- 683 чел., (1944г.)- 651 чел., (1945г.)- 743 чел., (1946г.)- 770 чел.166

      Гл. конструктор (1934-53г.)- г-л А.Д. Швецов {1892-19.03.1953}, (1953-81г.)- П.А. Соловьёв. Ген. конструктор (1981-89г.)- П.А. Соловьёв {26.06.1917-13.10.1996}, (1989-95г.)- Ю.Е. Решетников, (1995-97г.)- М.Л. Кузменко, (6.09.1997-2006г.-)-А.А. Иноземцев.

      1-й зам. гл., ген. конструктора (1972-82г.)- В.М. Чепкин, (05.1983г.-)- А.А. Иноземцев, (2002г.)- Н.Л. Кокшаров. Зам. гл. конструктора: по опытному производству (12.1940г.-)- С.П. Мельников; по серии- Л.П. Ступников; (ВОВ)- В.С. Нитченко, (-1955г.)- В.А. Глушенков.

      Начальник (1.04.1934г.-)- А.Д. Швецов. Гендиректор (1997-2000г.-)- Ю.Е. Решетников, (28.06.2001-06г.-)- А.А. Иноземцев.

      1-й зам. гендиректора (6.09.1997-28.06.2001г.)- А.А. Иноземцев.

      Зам. гендиректора (2003г.)- А. Малютин. Коммерческий директор (2002г.)- В.А. Бессмертный. Управляющий директор (10.2006г.-)- А.А. Иноземцев.

      Гл. инженер (1969-81г.)- Ю.Е. Решетников, (2002г.)- О.В. Брындин.

      Гл. конструкторы: (1982-83г.)- В.М. Чепкин (Д-30Ф6), (05.1983-89г.-)- А.А. Иноземцев (ПС-90), (2003г.)- А.Н. Семенов.

      Зам. гл. конструкторов: (1948-53г.)- П.А. Соловьёв,49 В.М. Чепкин.

      Начальник отделения ВЭС (2002г.)- А.Н. Саженков. Начальники отделов: секретного (1987г.)- Б.В. Шабунин.

      Начальники бригад: комплексной летных испытаний- М.Л. Кузменко; В.М. Чепкин.

      Председатель совета директоров (1995-2000г.)- В. Степанков, (-05.2003г.)- М. Дическул, (05.2003г.-)- Н. Гусев (по [Ъ-13.09.03] председатель совета директоров с 23.05.2003г.- В. Сорокин), (09.2003-весна 2004г.)- А. Темкин, (10.2004г.-)- Н. Фадеев.

      Члены совета директоров (09.2003г.-): Е. Александрова, Б. Будзуляк, М. Дическул, С. Левченко, С. Пермяков, М. Сироткин, В. Сорокин, С. Фефелова;Ъ-13.09.03 (09.2003-04г.-)- Ю. Дмитриев (начальник управления РАКА), Н. Фадеев; (2004г.-): К. Стасюк, Н. Циркунов, А. Шепельский; (07.2006г.-): Е. Александрова, Г. Беляев, В. Бобылев, Е. Горбунов, А. Киченко, К. Кожевников, В. Максименко, М. Соловьева, Д. Тонков, С. Фефелова, А. Шайхутдинов.

Создано: авиационные двигатели: поршневые: АШ-21, М-25, М-62, М-63, М-64, М-71, М-72, АШ-73, АШ-2, АШ-2ТК, М-81 (1940), АШ-82 (пнв 24.08.1941г.), АШ-83, АШ-84; ГТД: ТВ-2М (1954) и ТВ-2ВМ на базе ТВ-2, Д-20П, Д-21К для «РС» (проект, 1959), Д-25В, Д-30, Д-30КП (1972), Д-27, ПС-90, Д-21, ПС-12; гл. редукторы вертолетов: Р-1, Р-2, Р-3, Р-4, Р-5, Р-7 (1958); СПВРД ПРД-1 для самолета «РС»; ГТУ для газовой промышленности, электроэнергетики, судостроения ГТУ-4П, ГТУ-2,5П, ГТУ-12П, ГТУ-16П, ГТУ-25П;69 топливная автоматика для ГТД-3 (1960-е).

Московское технологическое бюро ОКБ-19 МАП

      /г. Москва п/я 4022/

      Создано в 1954г., ликвидировано в 1964г.62

Рыбинский филиал МКБ МАП, Ж-1942

      /г. Рыбинск Ярославской обл./

      Рыбинский (Андроповский) филиал был в 1987г., в 12.1993г. передан ОАО «Рыбинские моторы». Имел наименование «п/я Ж-1942» (1987г.).

      Действовал на площадке Рыбинского ПО моторостроения.

      Директор (1990г.)- Г.П. Матвиенко.74