Предприятия № 251-300

      

Завод № 293 НКАП, МАП, Опытный завод «Фотолет»

      /г. Химки Московской обл. п/я 2; пос. Билимбай Свердловской обл.; г. Химки/

      Опытный самолетостроительный завод № 293 (сначала – это опытный завод «Фотолет») образован по пр. № 346с от 10.07.1940г. в 7ГУ НКАП на базе мастерских «Фотолет» и ОКБ-2 завода № 84 НКАП.

      В конце 1940г. на завод № 293 с завода № 84 НКАП переведен В.Ф. Болховитинов, где возглавил собственное КБ.

      На заводе велась постройка опытных самолетов ОКБ Болховитинова.

      По пр. № 1072сс от 15.10.1941г. завод № 293 эвакуирован в пос. Билимбай (60 км от Свердловска) на площадку филиала завода № 468 НКАП (литейный завод).

      На площадке эвакуированного завода в Химках в 1942г. началось восстановление производства. По пр. № 239с от 30.03.1942г. здесь образован Ремонтный завод в системе Главремуправления НКАП для ремонта трофейных самолетов. И.О. директора А.И. Мамучашвили. Планировалось с 01.1942г. наладить производство фюзеляжей «БИ».

      По пост. ГКО от 9.06.1942г. и пр. № 433сс/ов от 11.06.1942г. с Кировского завода на завод № 293 переведена группа А.М. Люльки (23 чел.) для продолжения работ по ТРД (на заводе – с 1.07.1942г.). В 1943г. Люлька переведен в ЦИАМ.СМ-3-4/97 Этим же приказом планировалось перевести на завод конструкторскую группу Л.С. Душкина (В.А. Штоколов, А.В. Палло и др.) из НИИ-3 НКБ, однако, это не было осуществлено.

      В 1942г. группой инженеров велась разработка экспериментальной пушки и пулемёта на базе 14,5 мм ПТР, действующих по принципу ЖРД (в заснарядное пространство непрерывно впрыскивалась смесь керосина и азотной кислоты). Испытания проведены в марте 1943г., но были неудачными.

      Действовал деревообделочный филиал завода в дер. Новая Лужа (позднее – Родионовка) Химкинского р-на, созданный на базе кооператива «Спортснабжение», в соответствии с пост. правительства от 4.09.1942г. переданного в ведение НКАП. По пр. № 58с от 30.01.1943г. филиал со всеми сооружениями передан заводу № 301.

      21.06.1943г. вышел приказ о структуре завода; образован опытный отдел А.М. Исаева по ЖРД, после вхождения завода в состав НИИ-1 это – ОКО НИИ-1. В 12.1943г. начаты работы по двигателю РД-1. В 10.1946г. ОКО А.М. Исаева переведен на основную территорию НИИ-1.

      В соответствии с пост. ГКО № 5201сс от 18.02.1944г. по пр. № 149сс от 28.02.1944г. завод № 293 вошел в состав НИИ-1 НКАП, а по пр. № 370сс от 30.05.1944г. стал его филиалом № 1. Продолжены работы по «БИ».

      В соответствии с пост. СМ № 1145-471сс от 31.05.1946г. (о развитии работ по реактивной технике) по пр. № 361сс от 7.06.1946г. и № 373с от 14.06.1946г. в 7ГУ на базе филиала № 1 вновь образован самостоятельный завод № 293 НКАП (в связи с прекращением работ по самолетостроению в НИИ-1 и непригодности для работ по ЖРД) и передан как опытная база гл. конструктору М.Р. Бисновату. Березняк в 12.1946г. назначен зам. гл. конструктора ОКБ-2 завода № 1 МАП.

      С 1.05.1948г. завод передан из 7ГУ в 14ГУ. 1.04.1953г. завод № 293 передан в подчинение КБ-1 ТГУ СМ (по пр. МАП № 229сс от 21.02.1953г.) как опытная база.

      С начала 1954г. преобразован в опытную базу ОКБ-2 МАП П.Д. Грушина (с этого времени перестало существовать название «завод № 293»).

      Директор (1940-44г.)- В.Ф. Болховитинов, (1944-46г.)- Нейман, (06.1946-52г.)- М.Р. Бисноват, (-03.1952-54г.)- Ф.П. Герасимов.

      Гл. конструктор (1940-44г.)- В.Ф. Болховитинов, (1946-53г.)- М.Р. Бисноват.

      Зам. директора: по производству (09.1940г.-)- А.И. Мамучашвили; по «БИ» (09.1942г.)- И.Ф. Флоров; (06.1946г.-)- В.Н. Елагин.

      Зам. гл. конструктора по «БИ» (09.1942г.)- И.Ф. Флоров.

      Гл. инженер (03.1941г.-)- Л.А. Кац.

      Начальники цехов: сборочного (-10.1940г.)- И.А. Иванов.

      Начальники отделов: двигателей (21.06.1943г.-)- А.М. Исаев.

      Начальник КБ (01.1946г.)- А.Я. Березняк.

ОКБ-293 НКАП гл. конструктора В.Ф. Болховитинова

      /г. Химки Московской обл.; г. Билимбай Свердловской обл/

      При образовании по пр. № 346с от 10.07.1940г. Опытного завода № 293 на базе мастерских «Фотолет», сюда было переведено ОКБ-2 завода № 84 НКАП гл. конструктора В.Ф. Болховитинова и продолжило работу как ОКБ-293.

      Продолжены работы по самолетам ДБ-А, «С».

      В 07.1941г. ОКБ представило в правительство предложение о создании перехватчика с ЖРД. 1.08.1941г. вышло пост. ГКО № 348, которым ОКБ поручалось создать ракетный истребитель «БИ» (Березняк, Исаев) в месячный срок, первый полет БИ-1 выполнил 15.05.1942г. Работы по «БИ» вела конструкторская группа под руководством А.Я. Березняка (планер) и А.М. Исаева (двигатель). После расформирования в 07.1941г. ОКБ-207 по пр. № 792сс от 3/4.08.1941г. сюда перешла (в группу «БИ») группа конструкторов во главе с Боровковым и Флоровым. Боровков в 1943г. перешел на завод № 21.

      17.10.1941г. ОКБ эвакуировано вместе с заводом № 293 в г. Билимбай.

      Во время ВОВ в ОКБ-293 перевели ЭКБ-3 М.М. Бондарюка из НИИ ГВФ, оно подключилось к созданию ПВРД для «БИ».

      В 08.1941-04.1942г. проводились работы по оборудованию Ер-2 ракетными стартовыми ускорителями, работы по установке мотора М-30 на ББ-С.

      9.06.1942г. вышло пост. ГКО № 1903 о постройке войсковой серии и модификации перехватчика самолета «БИ».

      4.02.1943г. в составе ОКБ организовано КБ-Д численностью 5 чел. для разработки ЖРД. Во время эвакуации в состав ОКБ вошла группа конструктора А.М. Люльки, находившаяся в эвакуации в Свердловске. 25.05.1943г. ОКБ-293 перебазировано в Москву. Там вскоре Люлька переведен в ЦИАМ.140

      По пр. № 149сс от 28.02.1944г. ОКБ-293 вместе с ЭКБ-3 вошло в состав вновь образованного НИИ-1 НКАП (но Болховитинов до 1946г. оставался гл. конструктором ОКБ). Флоров по пр. № 370сс от 30.05.1944г. с 07.1944г. назначен начальником сектора НИИ-1.

      Гл. конструктор (1940-46г.)- В.Ф. Болховитинов.

      Начальники бригад: конструкторской (1940-е)- В.П. Мишин; механизмов (-1941-44г.)- А.Я. Березняк; двигателей (-1941-44г.)- А.М. Исаев.

      Зам. технического руководителя КБ-Д (4.02.1943г.-)- А.М. Исаев.

ОКБ завода № 293 МАП, ОКБ-293 МАП гл. конструктора М.Р. Бисновата при заводе № 293

      /г. Химки Московской обл. п/я 2/

      Специальное ОКБ образовано в соответствии с пост. СМ № 1145-471сс от 31.05.1946г. по пр. № 361сс от 7.06.1946г. в системе 7ГУ МАП вместе с образованием завода № 293.

      Работы по исследованию транс- и сверхзвуковых скоростей на летающих моделях ЛМ-6, ЛМ-9, ЛМ-15 (1946-48г.). Спроектирован и построен экспериментальный самолет «5» (1947г.).

      В 1948г. ОКБ перепрофилировано на создание реактивного управляемого вооружения, в связи с чем передано из 7ГУ в 14ГУ МАП. Разработка УРВП, УРВВ (на вооружение ни один образец не принят). В соответствии с ПСМ № 1175-440 от 14.04.1948г. из КБ завода № 51 переданы работы по морскому самолету-снаряду 15ХМ. Здесь он получил обозначение Р-1 «Шторм». ПСМ № 4813-2094 от 4.12.1950г. были уточнены требования к характеристикам снаряда. В 1950-51г. проведены летные испытания пилотируемого аналога Р-1 «Шторм» – ЛМ-15 с носителем Пе-8. В начале 1950-х г. создана и испытана беспилотная летающая модель ЛМ-15 с ПВРД РД-550.

      В соответствии с ПСМ № 533-271сс от 19.02.1953г. ОКБ ликвидировано, все работы в 03.1953г. прекращены. По пр. № 229сс от 21.02.1953г. ОКБ вместе с заводом со всеми площадями и заделом с 1.04.1953г. переданы КБ-1 ТГУ СМ в качестве производственной базы, основная группа конструкторов во главе с зам. гл. конструктора И.И. Дракиным влита в состав отдела № 32 КБ-1.

      Летом 1953г. планировалось возобновить работы в прежнем составе на заводе № 293 под руководством Бисновата, но это не было осуществлено. Конструкторская группа М.Р. Бисновата в 1953-54г. работала в Люберцах в ПКПК по изготовлению наземной аэродромной техники.

      Гл. конструктор (1946-53г.)- М.Р. Бисноват.

      Зам. гл. конструктора (06.1946г.-)- В.Н. Елагин, (1946-53г.)- И.И. Дракин.

      Создано: УРВВ СНАРС-250 («250», тема И-64); ПКР «15ХН» «Шторм».

< 1 44 45 46 53 >