Предприятия № 11-20

      

Завод № 20 ВСНХ, НКТП, НКОП, НКАП, МАП, Омский агрегатный заводим. В.В. Куйбышева МАП, Г-4871, АООТ, ОАО «Омский агрегатный завод», ОАО «Акционерная компания (АК) «Омскагрегат»

      /г. Москва Старопетровский пр-д, 41; г. Омск п/я 38; 644007 (644099) г. Омск, 7 ул. Герцена, 48 «Ива»/

      /644007 г. Омск ул. Герцена, 48 тел. 25-05-88, 25-12-97 www.omskagregat.ru/

      30.11.1928г. была утверждена площадка нового завода «на 11-м км Ленинградского шоссе у Окружной ж/д сзади бывшего Ефремовского завода и лесопилки»; в изменение этого решения протоколом правления Авиатреста от 21.08.1929г. была утверждена площадка «на Ленинградском шоссе, примыкающая к санаторию Мосздрава, близ ст. Подмосковная Сортировочная Балтийской ж/д».133 В соответствии с пост. СТО от 21.10.1929г. начато строительство заводов авиационного вооружения «В» и подсобного моторостроения «П» (есть информация, что строительство начато на базе плугостроительного завода, основанного 2.08.1904г.143). На основании пр. ВСНХ/НКВМ/ОГПУ № 73сс от 9.07.1927г. пр. Авиатреста № 23 от 10.11.1929г. объединенным новостройкам присвоено наименование «завод № 20». В конце 1930г., еще до сдачи в эксплуатацию заводу был установлен новый профиль – моторные и самолетные нормали, моторные насосы, для чего завод был перепроектирован. С 04.1930г. – в ведении ВАО ВСНХ. По пр. ГУАП № 4/23 от 13.01.1932г. завод передан в ведение треста Подсобных производств ГУАП НКТП, по пр. № 7/154 от 15.03.1932г. – в ведение Авиаспецтреста. В 01.1932г. завод входил в число предприятий, имеющих оборонное значение. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП, по пр. № 33сс от 1/3.02.1938г. передан в ведение созданного ГУ авиационного моторостроения, в 12.1938г. – в ведении 18ГУ.

      В начале 1931г. пущена первая очередь завода, с 09.1931г. – производство нормалей и водяных насосов для М-17, бензонасосов «Хорнет». По пр. ГУАП № 21/427 от 15.11.1933г. «во исполнение спецзадания правительства» требовалось обеспечить изготовление к 1.04.1934г. 240 водных помп для мотора ГМ-34 изготовления завода № 24.

      В соответствии с пост. РЗ СТО от 14.01.1930г. требовалось организовать на заводе КБ.

      В соответствии с пост. СТО № 158сс от 25.07.1931г. требовалось в течение 4-го квартала 1931г. – 1-го квартала 1932г. подготовить для завода 2 тыс. рабочих. В соответствии с пост. СТО № 57сс от 11.07.1933г. было необходимо закончить оборудование завода на мощность обеспечения нормалями и помпами 27 тыс. моторов к 1.07.1934г., а к 1.07.1935г.– на полную проектную мощность в 37 тыс. моторов в год. С 04.1932г. вступил в строй литейный цех. По пр. ГУАП № 33/209 от 25.06.1934г. требовалось закончить к 1.07.1934г. оборудование спецмастерской по производству клапанов и поршневых колец для мотора РЦ по методу Вилькокс-Рич, полученному по техпомощи. Выпуск поршневых колец начат с 1935г. По пр. ГУАП № 1/1с от 1.01.1935г. начата подготовка к производству бензопомп АМ с выпуском серии с июля. Пост. СТО № С-44сс от 25.04.1935г. утвержден план развития мощностей завода после расширения на 1937г.: нормали и агрегаты для 75 тыс. самолетов. По пр. № 00276 от 20.12.1937г. заводу поручено организовать производство агрегатов для М-62 (масляная и бензиновая помпа, маслофильтр, поршневые кольца, выпускные клапаны). С 1938г. ликвидировано производство нормалей, и основной продукцией в предвоеннй период стали агрегаты: водяные насосы ВНМ-17, ВНШ-2, ВНАМ-35; маслонасосы МШ-2, МШ-8, МНМ-11, МНАМ-35, МК-1; бензонасосы БНК-10, БНК-12А, БК-1; помпы «88р»; маслофильтры МФМ-25; регуляторы оборотов в/винта Р-2, Р-7; клапаны и поршневые кольца для авиационных двигателей. Поршневые кольца изготовлялись по технологии американской фирмы “Wright”. По пр. № 329с от 8/17.08.1938г. для обеспечения выпуска поршневых колец заводу было выделено 25 единиц оборудования, еще 1 станок был передан с завода № 24; на завод направлено 8 инженеров. Этим же пр. ГПИ-1 поручено разработать проект испытательной станции завода с готовностью ее к монтажу к концу года.

      Заседанием Политбюро ЦК ВКП(б) от 4.05.1934г. (протокол № 6) на заводе введён особый порядок найма и увольнения рабочих, организован отдел найма и увольнения. По пр. № 80с от 11.03.1938г. «в целях правильной организации ремонтного производства» на заводе организован ремонтно-эксплуатационный отдел.

      В соответствии с пост. КО от 2.10.1939г. в 1940г. должна была быть завершена реконструкция завода.

      Перед войной в распоряжение завода переданы помещения расположенного рядом лесотарного завода НКПП (Старопетровский пр., 3).

      В соответствии с пост. ГКО № 741с от 8.10.1941г. и пр. № 660сс от 9.07.1941г. и № 1053сс от 9.10.1941г. заводэвакуирован в г. Омск на площадку своего филиала, складов Сибирского военного округа № 25 и площадку завода № 495 НКАП. Здесь пр. № 1093с от 4.11.1941г. объединен с заводом № 495 НКАП в единый завод № 20 НКАП. Часть завода планировалось перевести на площадку завода № 283 НКАП в Ульяновск. Производство клапанов было эвакуировано на моторные заводы (в т.ч. на завод № 24).

      В годы ВОВ производство: бензонасосов БНК-6, БНК-10, БНК-12; маслонасосов МШ-3, МШ-5, МШ-8, МНМ-11; регуляторов оборотов Р-2, Р-7, Р-10.

      На площадке эвакуированного завода в Москве по пр. № 46с от 17.01.1942г. образованы Агрегатные ремонтные мастерские. В 04.1942г. на их базе организован новый агрегатный завод № 451 НКАП при 4ГУ, переведенный позже на площадку бывшего завода № 132 НКАП. По пр. № 424с от 7.06.1942г. на площадку завода № 20 со всем оборудованием, материалами и личным составом был переведен завод № 41 НКАП. Одновременно помещения лесотарного завода (Старопетровский пр., 3) переданы обратно в НКПП для налаживания производства корпусов авиабомб.

      С 03.1946г. завод № 20 – в ведении 4ГУ МАП, в 1953г. переведен из 4ГУ во 2ГУ, с 1.05.1956г. – в 3ГУ. В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. передан в ведение управления агрегатостроения Омского, затем – Западно-Сибирского СНХ РСФСР (и в 1962г.). Омский агрегатный завод им. Куйбышева в 1972г. – в ведении 4ГУ, в 1990г. – 7ГУ МАП, имел наименование «п/я Г-4871» (1984-87г.). В 1990г. на правах юридического лица входил в состав Омского НПО «Агрегат» МАП.74

      С 03.1946г. начато освоение производства насосов непосредственного впрыска НВ-21.

      В 1946г. выпускал также колодезные насосы, плунжерные пары для тракторов, пожарные мотопомпы.

      С 1957г. начато освоение производства изделий для РКТ. Выпускал рулевые машины, приводы, главные клапаны маршевых и рулевых ЖРД, редукторы, электропневмоклапаны, пиропатроны, всего около 150 наименований.

      По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. Указом Президента № 1052 от 10.07.2008г. ОАО исключено из перечня стратегических предприятий и включено в состав Корпорации «Ростехнологии».

      К 1980-м г. завод стал крупнейшим в стране по изготовлению топливной автоматики для авиадвигателей и гидросистем ЛА. Производство (2004г.): топливных многофункциональных регуляторов, насосов шестеренчатых, плунжерных, центробежных, коловратных, гидроусилителей, дозаторов, различных клапанов; компрессоры к холодильникам; насосы для гидросистем тракторов, дорожных и подъемных машин, грузовых автомобилей и автобусов, гидроаппаратуры к зерновым комбайнам, для пищевой промышленности.

      Количество оборудования (05.1946г.)- 915 м/р станков.

      Численность персонала (1932г.)- 1567 чел., (1.12.1933г.)- 2010 пр. раб., (05.1946г.)- 2457 раб., (1964г.)- 7025 чел., (1972г.)- 8950 чел., (1.01.2001г.)- 5500 чел.

      Директор (9.08.1929-30г.)- А.С. Бжезинский, (02.1930г.)- Ф.С. Малахов, (-11.1933-20.08.1934г.)- Н.А. Посох (снят за «необеспеченность руководством завода, невыполнение плана и выпуск низкого качества продукции»); и.о. (20.08.1934г.-)- И.К. Наумов; (4.09.1934-26.02.1935г.)- И.К. Наумов (снят); и.о. (17.01.1935-; 3.09.1935г.-)- М.И. Боцковский, (16.02.1935г.-)- Г.З. Алмазов; (5.03.1935-15.06.1938г.)- Г.З. Алмазов (снят за выпуск брака), (15.06-12.1938г.-)- Д.М. Соколов, (20.01.1939-41г.)- И.Т. Борисов, (-06.1942-07.1943г.-)- А.М. Ивайкин, (09.1943г.)- Ермоленко, (-12.1943-02.1944г.-)- Н.Н. Кругленин, (05.1946г.)- Сибиркин, (1979г.)- Иванов, (1987г.)- А.А. Ямбулатов. Гендиректор (1988-90г.)- А.А. Кульков, (-1992-2002г.-)- Е.Г. Руденко, (-10.2004-06г.-)- С.А. Морев.

      Зам. директора: по техчасти (-1933-09.1934г.)- С.Е. Вейцман, (15.09.1934г.-)- Боцковский; по материально-финансовой части (31.05.1936г.-)- А.В. Каминский, по МФВ (1941г.)- Г.С. Телегин; (-7.10.1933г.)- Кувалдин (снят за «преступно-халатное отношение к охране завода»), (1941г.)- Ф.С. Деменюк. Зам. гендиректора по производству (1990-е )- В.Ф. Беляев, М.А. Пыхаев; (2006г.)- С.К. Малиновский. Помощник директора: по техчасти (22.03.1929-30г.-)- Е.Н. Дмитревский; по материально-финансовой части (21.07.1935г.-)- А.В. Каминский; по найму и увольнению (-08.1935-7.12.1938г.)- А.П. Гусев, (7.12.1938г.-)- И.А. Уваров.

      Директор: технический (08.1934г.)- С.Е. Вейцман, (-01-08.1935г.-)- М.И. Боцковский; исполнительный (2002г.)- С.А. Морев.69

      Гл. инженер (12.1937г.)- М.И. Боцковский, (1941г.)- Ф.С. Деменюк, (05.1946г.)- Смирнов.

      Гл. конструктор (10.1940-46г.-)- П.Н. Тарасов, (1988-90г.)- А.А. Кульков.

      Зам. гл. конструктора (-10.1940г.)- А.Н. Мельников (затем- нач. КО завода № 456), (11.1941г.-)- Н.Г. Гладченко (бывший и.о. директора завода № 495, с 12.1942г.- гл. конструктор ОКБ-315).

      Начальник производства (1941г.)- Н.Н. Кругленин.

      Начальники цехов: ремонтного (07.1934г.)- М.М. Авбесенко.

      Начальники отделов: ОТК (-03.1934г.)- Казанцев, (03.1934г.-)- Ящук; инструментального (-07.1938г.)- М.И. Горячев; перспективного развития (10.2004г.)- Н.А. Раат; ОКС (05.1936г.)- Новаков; секретного (1987г.)- М.Г. Максимов.

      Начальники бюро: технормирования (07.1934г.)- К.Н. Кущ.

      Производство: детали для РС М-13 (1942); рулевая машина 8Л242В, приводы 8Л61, 2111; насос колодезный «Иматра» (1946); компрессоры к холодильникам (1965).

ОКБ завода № 20 НКТП, НКАП, ОКБ-20 НКАП, МАП, МОП, ГКАТ, Омского СНХ, ГС ОКБ-20 МАП, Машиностроительное КБ (МКБ) МАП, Омское машиностроительное КБ (ОМКБ) МАП, А-7142, АООТ, ОАО «ОМКБ»

      /г. Москва; г. Омск ул. Герцена, 74 п/я 36 (1947г.)/

      /644116 (644007) г. Омск, 116 ул. Герцена, 312 «Сила» тел. 68-17-03/

      В соответствии с пост. РЗ СТО от 14.01.1930г. требовалось организовать на заводе «В» КБ по разработке и постройке опытных образцов турелей, пулемётных установок, бомбодержателей и др. авиационного вооружения. Сначала действовал ОКО при заводе. По пр. ГУАП № 44/260 от 9.08.1934г. требовалось до 1.10.1934г. организовать при заводе ОКБ.

      Разработка топливных, масляных насосов, водяных помп, топливных и масляных фильтров, компрессоров.

      В 1941г. ОКБ завода эвакуировано на самостоятельную площадку в г. Омск и работало тут со 2.11.1941г. (размещение закончено 17.11.1941г.) как ОКБ-20 8ГУ НКАП (по 03.1946г.).

      По пр. № 136с от 8.03.1943г. часть оборудования и специалистов ОКБ были переданы для укрепления в ОКБ завода № 315 НКАП.

      По пр. № 453с от 30.07.1943г. на площадке завода № 451 НКАП организован филиал ОКБ завода № 20 по разработке и выпуску опытных агрегатов. Для этого в Москву переведено необходимое оборудование и 50 работников ОКБ из Омска. В 1946г. на базе филиала образовано ОКБ-451, а филиал ликвидирован в 1947г.62

      По пр. № 143с от 19.03.1946г. ОКБ-451 стало головным, а ОКБ завода № 20 получило статус его филиала. По пр. № 299с от 15.05.1946г. начальником филиала назначен Н.И. Топорский. Пр. МАП № 436с от 5.07.1947г. филиал преобразован в ОКБ-20 МАП при 8ГУ. В период 1951-56г. вновь являлось филиалом ОКБ завода № 451. В 1956г. снова преобразовано в самостоятельное ОКБ-20, по пр. от 5.02.1963г. переименовано в ГС ОКБ-20. По пр. от 30.04.1966г. переименовано в МКБ. Действовало в ведении: МАП (03.1946-53; 1953-57; 1965г.-; по 08.1957г. – в ведении его 3ГУ, в 1972-87г. – 4ГУ, в 1990г. – 7ГУ). По пр. № 20сс от 21.01.1958г. передано в ведение 3-го Управления ГКАТ,169 в соответствии с расп. правительства № 1185-рс от 15.04.1958г. по пр. ГКАТ № 127с от 22.04.1958г. ОКБ-20 передано из ГКАТ в ведение Омского СНХ.169 Далее – в ведении МОП (1953г.), ГКАТ (1957-58; 1963-65г.), Омского СНХ (1958-63г.). ОМКБ МАП имело наименование «п/я А-7142» (1984г.).62 В 1990г. МКБ в качестве головного предприятия входило в состав Омского НПО «Агрегат» МАП.

      В 1957г. в состав ОКБ-20 влит филиал ОКБ-451.

      Разработка топливных насосов (1947-56г.), систем топливопитания и регулирования ГТД: для ГТД-3Ф (1961г.), АИ-25, Д-36, Д-136, Д-18, АИ-24, подъемных двигателей, АИ-336 и АИ-22 (1990-е г.). Разработка агрегатов системы смазки для РД-012. Струйные насосы (с 1963г.). Агрегаты и системы для ВСУ: ТА-4ФА, ТА-6А, ТА-8, ТА-12, ВСУ-10.

      В соответствии с ПСМ № 109-38 от 4.02.1975г. по пр. № 141сс от 7.04.1975г. КБ определено головным по разработке систем регулирования двигателя Д-136 для вертолета Ми-26.164

      По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. ОАО вошло в перечень стратегических предприятий. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      Работы (2002г.): разработка топливорегулирующей аппаратуры для ГТД, насосов различного назначения, гидравлического инструмента; промышленные счетчики газа.

      Численность персонала (06.1941г.)- 222 чел., (1942г.)- 224 чел., (1943г.)- 192 чел., (1944г.)- 119 чел., (1945г.)- 83 чел.,166 (1972г.)- 2400 чел.

      Гл. конструктор (1934г.-)- Выгодский, (10.1940-02.1944г.-)- П.Н. Тарасов, (07.1947-51г.)- А.Н. Мельников, (1951-52г.)- Н.И. Серяков, (1952-69г.)- М.М. Тимофеев, (1969-74г.)- П.Н. Мощенко, (1974-80г.)- В.Ф. Березкин, (1980-2002г.-)- А.А. Кульков,49 (2003-06г.-)- Л.Г. Штеренберг {13.04.1946-}.

      Начальник (04.1934г.)- Рогажанский. Гендиректор (1982-90г.; 1992-2002г.-)- А.А. Кульков, (2003-06г.-)- Л.Г. Штеренберг.

      1-й зам. гл. конструктора (1975г.-)- А.А. Кульков. Зам. гл. конструктора (-10.1940г.)- А.Н. Мельников, (1943г.)- С.Я. Ясинский, (2002г.)- Ю.Н. Сушков, (2002г.)- А.Б. Каплан.

      Гл. инженер (2002г.)- Л.В. Куров.

      Зам. гендиректора: по экономике (-2002-03г.)- Л.Г. Штеренберг.69

      Начальник филиала (1943г.-)- С.Я. Ясинский.

      Начальники отделов: КО- Л.Г. Штеренберг; секретного (1987г.)- И.П. Слоневский.74

      Начальник бригады- Л.Г. Штеренберг.

Филиал ОКБ завода № 20 НКАП, МАП

      /г. Москва п/я 38/

      Филиал ОКБ завода № 20 организован на площадке завода № 451 НКАП по пр. № 453с от 30.07.1943г. В 1946г. на базе филиала образовано ОКБ-451, а филиал ликвидирован в 1947г.62

Омское НПО «Агрегат» МАП

      В 1990г. в состав Омского НПО «Агрегат» МАП входили: Машиностроительное КБ (головное предприятие), Омский агрегатный завод им. Куйбышева.74

< 1 46 47 48 52 >