Предприятия № 21-40

ГС завод № 36 НКАП, МАП, МОП, ГКАТ, Щербаковский ГС завод п/я 20, Рыбинское предприятие п/я 20, Рыбинский моторостроительный завод (РМЗ) МАП, Рыбинское ПКО МАП, ПО моторостроения МАП, В-8683, Андроповское ПО моторостроения МАП, Рыбинское МПО МАП, АООТ, ОАО «Рыбинские моторы» (РМ)

/152903 г. Рыбинск, г. Андропов, 3 Ярославской обл. пр. Ленина, 163 «Сатурн» тел. 24-31-00, 24-36-00 www.npo-saturn.ru/

/Московское представительство: 123373 г. Москва ул. Василия Петушкова, 27 тел. 949-33-00/

/НПО «Сатурн»: 152903 г. Рыбинск Ярославской обл. пр. Ленина, 163 тел. 29-61-00 www.npo-saturn.ru/

На площадке эвакуированного завода № 26 в Рыбинске (в Северном поселке) в соответствии с пост. ГКО № 1284сс от 15.02.1942г. и по пр. НКАП № 144сс от 21.02.1942г. и от 5.03.1942г. образован новый Рыбинский ГС завод № 36 в 3ГУ НКАП. В 04-05.1942г. из Уфы на новый завод переведена группа 130 чел. ИТР и раб., а также оборудование.

По пр. № 90/96с от 12.02.1943г. завод подлежал передаче в НКТП для организации производства танковых дизелей, однако пр. № 175сс/161сс от 20.03.1943г. передача была отменена.

Сначала занимался ремонтом авиамоторов М-100, М-103, М-105. В соответствии с пост. ГКО № 4555 от 12.11.1943г. на заводе организован выпуск мотора М-62ИР. С 1944г. – серийный моторостроительный завод. В 1944г. на завод завезено оборудование с заводов Перми, Куйбышева, Горького, Новосибирска. В 1946г. заводу выделено 2117 трофейных станков из Германии (на 01.1946г. получен 1621 станок).

Производство (шт.): (1945г.): АШ-62ИР – 448; (1946г.): АШ-62ИР – 2020 (вместе с № 19); (1947г.): АШ-62ИР – 1205 (вместе с № 19), АШ-73ТК – 136 (вместе с № 19); (1948г.): АШ-62ИР – 1794, АШ-73ТК – 307 (вместе с № 19); (1949г.): АШ-62ИР – 1550 (вместе с № 478), АШ-73ТК – 1450 (вместе с № 19).166

С 1943г. на заводе работало ОКБ-36-1 В.А. Добрынина, а в 1946-48г. еще и ОКБ-36-2.

С 03.1946г. завод № 36 – в ведении 3ГУ МАП. С 10.1946г. получил название Щербаковский ГС завод п/я 20, с 10.1957г. – Рыбинский ГС завод п/я 20 МАП. По пр. МОП № 475с от 7.07.1953г. завод № 36 передан в ведение его 3ГУ. В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. передан в ведение Управления приборостроения и ОП Ярославского СНХ РСФСР. С 19.01.1960г. – Рыбинское предприятие п/я 20 Управления приборостроения Ярославского СНХ, с 03.1963г. – в подчинении Управления агрегатостроения Верхне-Волжского СНХ, с 1965г. – в 3ГУ МАП (и на 1975г.). С 1966г. – Рыбинский моторостроительный завод. С 12.1974г. получило статус Рыбинского ПКО (производственно-конструкторского объединения) моторостроения, с 1976г. – ПО, с 03.1984г. – Андроповское ПО моторостроения. В 1987г. – в ведении 13ГУ МАП. С 1989г. – Рыбинское МПО (моторостроительное) МАП. Имело наименование «п/я В-8683» (1984-87г.).

В 1946г. на заводе планировалось серийное производство М-250. Планировалось передать ОКБ корпус № 43 и механический цех серийного производства № 35, а также выделить 50% мощности инструментального цеха для заказов ОКБ; отремонтировать и передать 4-й и 3-й этажи 2-го административного корпуса.

По пр. № 88сс от 14.02.1956г. план по выпуску в 1956г. АШ-73ТК уменьшен с 1120 до 770 шт.166

Производство (шт.): (1950г.): АШ-73ТК – 945, АШ-62ИР – 88; (1951г.): АШ-73ТК – 3259 (вместе с № 19); (1953г.): АШ-73ТК – 668; (1954г.): АШ-73ТК – 609 (все заводы 868); (1955г.): АШ-73ТК – 1091; (1956г.): АШ-73ТК – 771, ВД-7 – 49.166

В 08.1964г. на заводе создан информационно-вычислительный центр (ИВЦ). К 1965г. построены 4 новых производственных корпуса площадью 44.000м2, новая компрессорная, испытательная станция.

В соответствии с ПСМ № 1166-413 от 28.12.1967г. по пр. № 30сс от 23.01.1968г. было поручено построить в 1968-70г. 18 опытных двигателей РД36-35ФВ для СВВП Як-36М.

В соответствии с ПСМ № 688-213 от 31.07.1975г. по пр. № 355сс от 5.09.1975г. ПКО поручено к 1.04.1976г. представить план по разработке и производству по заданию КГБ доработанных лыжно-гусеничных снегоходов для пограничной службы.164

В 1977г. в серийном КБ завода создана опытная модификация Д-30КП-30 («Дебош-17»: Дерунов, Бондарев, Шляхтенко) тягой 14 т, Суд= 0,66 кг/кгс.ч.68 В 2000-е г. – модификация Д-30КП-3 «Бурлак».

Производство авиационных двигателей; дизелей (с 1954г.); снегоходов (с 1972г.); наземных ГТУ (с 1993г.). В 2001г. велась реконструкция литейного цеха № 49 под крупногабаритное литье, в корпусе № 12 велась организация участка ионно-плазменных покрытий. В цехе № 4 планировалось разместить установку жаропрочных покрытий МАП-1М. В корпусе № 102 создавались аналитические лаборатории по механическим испытаниям, контролю топлива, химсостава. В 2004г. велось освоение производства ТВД-1500.

С 16.12.1991г. – Рыбинский моторостроительный завод МАП. С 27.11.07.1992г. – АООТ «Рыбинские моторы», с 2.09.1996г. – ОАО. В 1997г. состав ОАО вошло РКБМ. С 1998г. в состав «Рыбинских моторов» входит ОАО ВМЗ Минатома. 5.07.2001г. «Рыбинские моторы» вошли во вновь образованное ОАО «НПО «Сатурн» вместе с ОКБ «Люлька- Сатурн». По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. ОАО «НПО «Сатурн» вошло в число стратегических оборонных предприятий.

В 1980г. в составе ПО образован Житковичский моторостроительный завод (и на 1987г.). Кроме того, в составе ПО (1987г.): Инструментальный завод, Дизельный завод.

В состав ОАО РМ входли (2001г.): КБ и моторостроительный завод, который включает в себя дизельный завод, завод ГТД, инструментальный завод, завод нестадартизированного оборудования, цех № 25. Летом 1999г. ОАО РМ приобрело обанкротившееся ОАО «Волжский машиностроительный завод» (ВМЗ). После этого созданы новые производства (промплощадка № 2): завод парогазовых установок (ПГУ) и завод по изготовлению снегоходов.

С 1998г. начато освоение производства АЛ-41Ф. К 2007г. построено 6 двигателей.

В 2006г. под программу двигателя SaM 146 для RRJ.20 создается испытательный комплекс, состоящий из открытого стенда «Полуево» и трех закрытых стендов.

Количество оборудования (05.1946г.)- 3345 м/р станков.

Численность персонала (05.1946г.)- 6050 раб., (1972г.)- 28100 чел., (1.04.2001г.)- 22083 чел.

Директор (1942-44г.)- С.М. Сова, (06.1944-47г.)- Г.М. Григорьев, (03.1947-49г.)- А.П. Петров, (1949-56г.)- М.И. Субботин, (1956-60г.)- А.Д. Смирнов, (03.1960-72; 1974-86г.)- П.Ф. Дерунов, (1972-74г.)- П.В. Кузнецов. Гендиректор (1974-86г.)- П.Ф. Дерунов, (1986-87г.)- Б.Н. Леонов, (1987-95г.)- В.Н. Аникин, (1995-97г.)- В.И. Шелгунов, (10.1997-2004г.- )- Ю.В. Ласточкин.

Зам. гендиректора (1997-99г.)- В.И. Воскобойников, (2001г.)- Г. Юдин.

Гл. конструктор (08.1975г.)- П.А. Колесов. Ген. конструктор (1997-2000г.)- А.С. Новиков, (2000-03г.-)- М.Л. Кузменко.

Директор: технический (1997-2000г.)- А.С. Новиков, (2000-03г.-)- М.Л. Кузменко; (2001г.)- В.М. Межибовский; коммерческий (-2000-01г.-)- В.Ю. Данилов; по качеству (1994г.-)- А.С. Новиков; по ресурсам, экономике и финансам (1997г.)- Ю.В. Ласточкин, (2001г.)- В.Н. Жигалов; по капстроительству, реконструкции и социально-бытовым вопросам (2001г.)- А.А. Вишняков. Директор Московского представительства (1997-99г.)- В.И. Воскобойников.

Гл. инженер (05.1946г.)- Анисимов, (-1976г.)- В.М. Толоконников, Г.И. Телегин, (-1995г.)- В.И. Шелгунов, (2000г.)- В.Н. Крылов.50

Гл. технолог (-1986г.)- Б.Н. Леонов. Руководитель московского представительства (2001г.)- В.С. Картавенко.

Начальники отделов: КО (1942г.-)- Н.А. Шубин; секретного (1987г.)- Н.И. Кожевников.

Председатель Совета директоров (01.1998-)- В.К. Глухих.

Члены совета директоров (04.2001г.): А.А. Вишняков, В.К. Глухих, О.И. Зайнуллин, Ю.М. Дмитриев, Ю.В. Ласточкин, В.М. Межибовский, А.П. Ситнов, В.Н. Жигалов, А.Г. Федоров.

Производство: двигатели авиационные: поршневые: АШ-62ИР (1944-49)- 1109, АШ-73ТК (1947-57)- 1968; ГТД: ВД-7Б (1958-67), ВД-7М (1960-65)- 510, ВД-19 (~1963)- 16, АЛ-7Ф-1 (1960-74)- более 2000, РД-7М2 (1964-77), РД36-41 (1967-68)- 12, РД36-35ФВ (1969-83)- 575, РД36-35ФВР (1981-89), ТС-21 (1970-), РД36-51А (1968-78)- 86, РД36-51В- 20, Д-30КУ (1971-2004-)- 1584, Д-30КП (1972-2004-)- 4763, Д-30КУ-154 (1983-2004-)- 1384, РД-38 (1985-89)~ 400, РД-41(РД-48) (1982)- 30, РМЗ-640 (2004), ПС-90А12 (1990-е), СТ-7 (-2001-04-), РД-600В (2004), РМЗ-320 (2004), ДН-200 (2004); ГТД для газоперекачивающих станций ДН-70; судовые ГТД М75РУ, М70ФРУ (2000-е); снегоходы «Буран», «Икар», «Тайга»; тракторные дизели Д-48 (1954-65-), Д-65 (2001), Д-75 (2001); дизели для буровых установок, судов РМ-80 (2001);49, 68 аварийно-спасательная машина АСМ 41-07-43101; спасательное оборудование; нестандартное оборудование и арматура для АЭС (2001).

ОКБ-250 при заводе № 36, ОКБ-1 при заводе № 36 НКАП

/г. Уфа п/я 9; г. Рыбинск/

По пр. НКАП от 29.07.1939г. организовано моторостроительное КБ-2 МАИ под руководством В.А. Добрынина, в 1940г. КБ переведено на завод № 16 в Воронеж и влито в состав ОКБ завода.

С началом ВОВ ОКБ завода № 16 гл. конструктора В.А. Добрынина (пр. № 1057сс от 10.10.1941г.) и опытное производство (пр. № 1053сс от 9.10.1941г.) эвакуированы в г. Уфу на площадку завода № 384 НКАП. Здесь по пр. № 1167с от 15.11.1941г. образовано самостоятельное ОКБ-250 НКАП под руководством В.А. Добрынина (ОКБ получило номер вне принятой системы обозначений предприятий – по марке разрабатываемого двигателя). Работы по двигателю М-250. ОКБ базировалось на части территории Протезного завода, который являлся одной из площадок объединенного завода № 26 НКАП.

По пр. НКАП № 538с от 6.09.1943г. ОКБ-250 в полном составе с 1.09.1943г. переведено в Рыбинск на завод № 36 НКАП для обеспечения доводки двигателя М-250. Размещение шло в 10.1943г. на площадях бывшего ОКБ завода № 26. По пр. № 13с от 5.01.1944г. ОКБ введено в состав завода № 36 и исключено из числа действующих.

Гл. конструктор (11.1941-43г.)- В.А. Добрынин.

ОКБ завода № 36 НКАП гл. конструктора В.А. Добрынина

В 03.1946г. ОКБ – в ведении 8ГУ НКАП.

В составе ОКБ: механический цех, экспериментальная лаборатория, испытательная станция. В 1946г. планировалось передать ОКБ корпус № 43 и механический цех № 35 серийного производства завода № 36 для организации выпуска крупных деталей опытного производства; доукомплектовать механический цех до 500 станков за счёт станков серийного производства, а также перевести 1000 рабочих; направить 200 ИТР; выделить 50% мощности инструментального цеха завода для заказов ОКБ; отремонтировать и передать ОКБ 4-й и 3-й этажи 2-го административного корпуса; передать ОКБ дополнительно 4 бокса и оборудовать их станками «Фамо», изготовить 30 лабораторных установок, оборудовать динамическую лабораторию на 15-20 установок.

Количество оборудования (1946г.)- 135 ед.

Площадь производственная (1946г.)- 5337 м2.

Численность персонала (1942г.)- 291 чел., (1943г.)- 327 чел., (1944г.)- 444 чел., (1945г.)- 518 чел., (1946г.)- 734 чел.

Гл. конструктор (1946г.)- В.А. Добрынин.166

ОКБ-36-1 МАП, МОП, ГКАТ, Щербаковское предприятие п/я 106, Рыбинское КБ моторостроения (РКБМ) МАП, А-7970, Андроповское КБМ (АКБМ) МАП, АООТ, ОАО «РКБМ»

/152903 (152900) г. Рыбинск, г. Щербаков, г. Андропов, 3 Ярославской обл. пр. Ленина, 179 «Старт» п/я 106/

/152903 г. Рыбинск Ярославской обл. пр. Ленина, 179 тел. 24-31-00, 24-31-44/

ОКБ-36-1 при заводе № 36 образовано 25.06.1946г. (ОКБ завода № 36 действовало в 03.1946г.166). С 1947г. получило название Щербаковское предприятие п/я 106 – ОКБ-36 МАП, с 1957г. – Рыбинское предприятие п/я 106 – ОКБ-36 МАП. По 08.1957г. – в ведении 3ГУ МАП, по пр. № 20сс от 21.01.1958г. передано в ведение 3-го Управления ГКАТ.169 Далее действовало в ведении: МОП (1953г.), ГКАТ (1957-65г.), МАП (1965г.-, в 1972г. – в его 3ГУ, в 1987г. – в 10ГУ). С 1.10.1966г. – РКБМ (по пр. от 30.04.1966г.), «п/я А-7970» (1967-87г.), в 1984-89г. – Андроповское КБМ (АКБМ), затем – вновь РКБМ.

Пост. правительства от 1.04.1952г. ОКБ выдано задание на разработку ВД-5. Пост. от 6.07.1952г. выдано задание на разработку ВД-7. Пост. правительства от 30.07.1954г. задавалось создание на базе ВД-5 двигателей ВД-5М и ВД-5Ф, пост. от 07.1955г. их разработка прекращена в пользу ВД-7.

В соответствии с ПСМ № 697-289 от 19.08.1964г. по пр. ГКАТ № 336с от 8.09.1964г. задана разработка ТРД РД36-41 для Ту-144. По пр. № 362сс от 26.10.1967г. для улучшения ЛТХ самолета на базе РД36-41 задана разработка РД36-51А с изготовлением 4 опытных двигателей во 2-м квартале 1970г.

В соответствии с ПСМ № 1166-413 от 28.12.1967г. по пр. № 30сс от 23.01.1968г. было задано создание на базе РД36-35 подъёмного двигателя РД36-35ФВ для СВВП Р-36М с предъявлением на 25-часовые госиспытания в 3-м квартале 1970г.164

С 1.12.1992г. – АО ОТ «РКБМ», с 1996г. – ОАО. 28.02.1997г. влилось в ОАО «Рыбинские моторы».

Численность работников (1952г.)- 1500 чел., (1972г.)- 3500 чел.

Гл. конструктор (1946-56г.)- В.А. Добрынин {28.05.1895-78г.}, (1960-84г.)- П.А. Колесов {1915-}, (1984-88г.)- В.И. Галигузов, (1988-97г.)- А.С. Новиков, (1997-2003г.-)- М.Л. Кузменко. Ген. конструктор (12.1956-60г.)- В.А. Добрынин {28.05.1895-78г.}, (1966г.-)- С.А. Гаврилов {1914-83г.}.

Ответственный руководитель (1943-60г.)- В.А. Добрынин, (1960-84г.)- П.А. Колесов, (1984-88г.)- В.И. Галигузов. Гендиректор (1994-98г.)- А.С. Новиков, (1998-2003г.-)- Ю.В. Ласточкин.

1-й зам. гл. конструктора (1986г.-)- А.С. Новиков. Зам. гл. конструктора (1944-46г.)- Г.С. Скубачевский, (1950-е)- Е.М. Бермант; по расчетно-исследовательским работам (1984г.-)- А.С. Новиков.

Гл. конструкторы: (1962-66г.)- С.А. Гаврилов, (1979г.)- А.Л. Дынкин (РД-38).

Начальники отделов: КО (1950-е г.)- В.Н. Кувыркин; секретного (1987г.)- И.П. Смирнов, (1990г.)- А.В. Лисовенков.

Разработаны: ВД-3ТК (М-251ТК, 1948), ВД-4К (М-253К, 1952), ВД-5 (1954), ВД-7 (1956), ВД-7М (1960), ВД-19 (1963), РД-7М2 (1963), РД36-35 (1964), РД36-41 (1968), РД36-51 (1969), РД-38 для Як-38 (1980), РД-41 (1982), РД-43, РД-51, РД-600В (1988), ТВД-1500 (1991), РМЗ-320; ТРДД для БПЛА 36, 36МТ (2001); судовой дизель Д65А-С, дизели для экскаваторов Д65П, Д75П; маломощный авиационный дизель ДН-200 (1991).49,68

ОКБ-2 завода № 36 МАП, ОКБ-36-2 МАП/МВД

/г. Рыбинск п/я 106/

ОКБ-2 завода № 36 рганизовано в соответствии с ПСМ № 1409-622сс от 26.06.1946г. и пр. № 414сс от 1.07.1946г. и № 550сс/00774 от 15.08.1946г. для создания мощного реактивного двигателя ТРД-7Б. Имело наименование «п/я 106».62

Сформировано из числа специалистов 4-го Спецотдела МВД (на базе ОКБ-4 Спецотдела МВД) и завода № 36. В 1947г. строились опытные экземпляры ТРД.

ОКБ-36-2 ликвидировано по пр. № 440с от 21.06.1948г. в связи с изменением плана опытных работ (по другой информации ОКБ-2 ликвидировано по пр. № 416сс от 17.06.1949г.62). Площади и личный состав переданы заводу № 36 и ОКБ-36-1.

В составе ОКБ-2 работала самостоятельная группа под руководством немецкого специалиста М. Христиана. В 1947-48г. проектировался ТВД. После закрытия ОКБ-2 в середине 1948г. группа переведена в ОКБ завода № 16 МАП для продолжения работ по ТВД.

Гл. конструктор (1946г.)- Д.Г. Кобеляцкий.

Начальник ОКБ (1946г.)- полковник А.П. Балашов.

Работали: К.И. Страхович (руководитель проекта ТРД), А.И. Солженицын,68 немецкие специалисты.

Житковичский моторостроительный завод(ЖМЗ) МАП, Ю-9402, ГП «ЖМЗ»

/Беларусь 247960 г. Житковичи Гомельской обл. «Игла» тел. 22-808/

ЖМЗ образован в 1980г. в составе Рыбинского моторостроительного ПО (и на 1987г.). Имел наименование «п/я Ю-9402» (1987г.).74 В 1991г. прешел в ведение ГК промышленности Республики Беларусь.

Имел филиалы (2002г.)- МГП «Протон», МГП «Сатурн».

Численность персонала (2002г.)- 850 чел.

Директор (1987г.)- В.В. Соймонов, (-1992-2002г.-)- В.Н. Воронов, (2005г.)- В.В. Курьянович.

Начальники отделов: секретного (1987г.)- В.В. Туманенко.

Производство: турбостартер ТС-21 (2002); насосы шестеренчатые НШ10-3, НШ32А-3 (2002); поршни для дизелей Д-240 (2002);69 химические источники тока (1990-е).

Инструментальный завод Андроповского МПО

/152903 г. Рыбинск, г. Андропов, 3 Ярославской обл. пр. Ленина, 163/

В 1987г. входил в состав Андроповского МПО.

Директор (1987г.)- В.Л. Карпов.

Дизельный завод Андроповского МПО, Рыбинский дизельный завод

/152903 г. Рыбинск, г. Андропов, 3 Ярославской обл. пр. Ленина, 163/

В 1987г. входил в состав Андроповского МПО.

Директор- Э.И. Заикин.