Предприятия № 21-40

      

Завод № 37 им. Г.К. Орджоникидзе НКТП, НКОП, НКСМ, НКТП, Военно-автомобильная мастерская, Московская окружная военно-явочная мастерская ГВИУ, 4-й Государственный авторемонтный завод (ГАРЗ-4) ВСНХ, 2-й Броне-танко-автомобильный завод (БТАЗ-2) НКпоВД, 2-й автосборочный завод ВАТО, НКТП

      /г. Москва Преображенская застава, 3 (1920г.); г. Свердловск/

      В 12.1916г. на Преображенской заставе на базе 2-й автомобильной роты Техуправления армии были созданы авторемонтные мастерские. Мастерские разместились в помещениях, принадлежащих П.П. Рябушинскому, и занимались ремонтом автомобилей, в основном, грузовых «Паккард». В 1917г. они получили название Московские военные авторемонтные мастерские Военного ведомства.

      9.10.1918г. мастерская национализирована и передана в ведение ВСНХ. В 1920г. Московская окружная военно-явочная мастерская 2-й зап. автороты – в ведении ГВИУ Промвоенсовета Чусоснабарма СТО. В том же году мастерские преобразованы в 4-й ГАРЗ, он подчинён Мострансу. В 02.1921г. 4-й ГАРЗ – в ведении ЦАС СВП ВСНХ. В 03.1922г. в результате объединения 4-го ГАРЗ и Броневого автомобильного ремонтного завода образован 2-й автобронетанковый ремонтный завод в ведении Промброни НКпоВД (и на 09.1923г.). В 06.1926г. Авто-бронетанковый завод – в ведении Автотреста ГУМП ВСНХ, в мобилизационном отношении подчинялся авто-авиа подотделу ВПУ. По пр. ВСНХ/НКВМД/ОГПУ № 4сс/567/108 от 26.10.1927г. переименован в автомобильный завод № 2 Автотреста ВСНХ.125 В 1929г. переименован во 2-й автосборочный завод Всесоюзного автотракторного объединения (ВАТО).104 В 1932г. передан в ведение Спецмаштреста НКТП (и на 1933г.). В 1933г. завод № 2 переименован в завод № 37.104 По пр. № 09с от 23.01.1937г. передан в ведение 8ГУ НКОП, Устав завода утвержден пр. № 52 от 4.02.1937г. В 1939г. передан из 8ГУ НКОП во вновь образованный НКСМ. По пр. НКСМ № 530 от 12.09.1941г. передан в непосредственное подчинение созданного НКТП.

      Мастерская действовала в 1918г.64 Затем вновь завод начал работу с 7.03.1922г. В марте сюда переведено более 200 чел. личного состава и около 50 ед. оборудования с ликвидированных Ремонтно-автомобильных мастерских. В 1922г. выполнялся ремонт танков. В 1923г. сюда с БТАЗ-1, переданного в концессию Юнкерсу, переведено производство автомобилей «Промбронь». В 1923г. при заводе действовала единственная на тот момент в стране шинонабивочная мастерская. Строилось перекрытие между существующими корпусами, что позволяло увеличить производственную площадь на 2 тыс. кв. сажен. В 1925г. выполнял ремонт автомобилей «Фиат» и «Уайт». Заседанием Мобилизационного совещания ВСНХ от 4.07.1927г. было решено организовать на Московском бронетанковом заводе производство маломощных двигателей внутреннего сгорания с выпуском в 1928г. 110 шт.; для этого требовалось передать на завод станки с завода ЛОГАРЗ.

      В составе завода цехи (1922г.): кузовной, малярный.

      В 1930г. велись работы по танку Т-41, начат выпуск легких танков, танкеток и артиллерийских тягачей гл. конструктора Н.А. Астрова. Далее Н.А. Астров назначен гл. конструктором КБ танкового производства ГАЗа (создан танк Т-70). В 1930г. планировалось освоение выпуска танкеток Т-25, для этого организовано КБ завода. Пост. Политбюро ЦК ВКП(б) от 20.02.1931г. танкетка Т-27 утверждена в серийное производство с выпуском на заводе в 1931г. 400 машин и созданием мощностей по производству в военное время 4000 машин в год. План на 1932г. – 2100 Т-27, на 1933г. – 900.160

      В 1932г. на заводе начато освоение производства Т-37А. На 1933г. заводу выдан план 1200 танков. Реально за 1933г. завод выпустил 126 Т-37А и 12 Т-41. В 1934г. для выпуска легких танков начато строительство двух новых цехов. С 1936г. завод № 37 им. Орджоникидзе становится одним из основных танковых заводов (наряду с Ленинградом и Харьковом). Производство: Т-27: (1931г.)- 303, (1932г.)- 1703.160

      В соответствии с пост. СТО № 24сс от 27.04.1933г. заводу было необходимо обеспечить постановку производства двигателей П-3 и П-6.

      22.02.1937г. вышел пр. № 039 об организации на заводе базы по стандартизации и взаимозаменяемости по танкам.

      По пр. № 83 от 10.03.1937г. на завод из НИИ-2 НКОП переведено КБ Голосова со всем личным составом (7 чел.), планом работ, объектами Д-1, -2, -3, -4, -5, -6 № 37.

      Пр. № 50сс от 4/9.02.1938г. заводу поручено в 2-месячный срок после получения с Подольского завода экранированных корпусов изготовить 10 Т-38, и в месячный срок – 5 машин «Комсомолец».139

      Пр. № 335сс от 21.08.1938г. заводу поручено изготовить образец опытного плавающего Т-40 (усовершенствованный Т-38). С 02.1939г. начато освоение производства Т-38М, до конца года выпущено не более 15 машин. В соответствии с пост. КО № 443сс от 19.12.1939г. начато производство Т-40. Завод должен был выпустить к 1.03.1940г. первые 3 машины, к 1.08.1940г. – 15 машин, а до конца года – 100 машин.

      Весной 1941г. начато освоение производства Т-50, но завод с ним не справился из-за отсутствия необходимого оборудования. 27.06.1941г. производство переведено на трёхсменный (круглосуточный) режим работы. В соответствии с пост. ГКО № 179 от 17.07.1941г. на заводе начато освоение производства легкого танка Т-60; пост. ГКО № 222сс от 20.07.1941г. утвержден план по их выпуску в 1941г.: август – 200 шт., сентябрь – 650, октябрь – 850, ноябрь и декабрь – по 900. Для этого заводу переданы сборочные площади Московского завода «Свара» Наркомхоза РСФСР. Пост. ГКО № 289сс от 26.07.1941г. заводу поручено продолжить с 15 августа производство Т-60 с установленной 20-мм пушкой вместо пулемёта.

      В соответствии с пост. ГКО № 752 от 9.10.1941г. планировалось эвакуировать завод в Ташкент на площадку завода сельхозмашиностроения, но затем вышло пост. ГКО № 759сс от 10.10.1941г., запрещавшее вывозить оборудование, занятое в производстве Т-60. В соответствии с пост. ГКО № 811сс от 19.10.1941г. завод эвакуирован в Свердловск на две площадки: завода «Металлист» и вагоноремонтного завода им. Воеводина. Эвакуация продолжалась с 28 октября по 6 ноября, на новую площадку поступило 1842 ед. оборудования (400 затем передано другим предприятиям) и 3513 чел. Сюда же эвакуирована часть завода «КИМ», машиностроительный завод, броневое производство Подольского завода им. Орджоникидзе. 10.11.1941г. все они объединены в завод № 37.92,109 Всего к концу 1941г. прибыло 2356 ед. оборудования, 1088 из них было установлено. Продолжено производство танков: 15 декабря изготовлен первый Т-60Ш (вместо 25 ноября по плану), до конца года выпущено 20 машин. Пост. ГКО № 899сс от 14.11.1941г. по пр. № 27 от 17.11.1941г. заводу установлен суточный план по выпуску Т-60 – 15 шт. к концу января 1942г. В соответствии с пост. ГКО № 1417 от 9.03.1942г. начато производство танка Т-70, пост. № 1581сс от 12.04.1942г. начало его производства отложено до июля. Производство (шт.): (1941г.): Т-60 – 703; (1942г.): Т-60 – 1219, Т-70 – 10.106 С 07.1942г. завод переведён на производство танковых деталей. Занимался также переделкой трофейных танков в САУ СУ-76И, изготовлено 200 шт.

      На площадке эвакуированного завода в Москве образован Авторемонтный завод № 6 (АРЗ-6). 7.01.1942г. АРЗ-6 преобразован в филиал завода № 37.

      3(23).07.1942г. завод № 37 в Свердловске влит в состав УЗТМ в качестве филиала № 2 (18.09.1943г. выделен в самостоятельный завод № 50), а филиал в Москве преобразован в новый завод № 37.

      Количество оборудования (09.1923г.)- 80 ед.

      Численность персонала (02.1921г.)- 832 раб., (09.1923г.)- 250 раб.

      Директор (1930г.)- С. Иванов, (1934-29.08.1937г.)- Б.К. Гутнов, (29.08.1937-38г.-)- М.И. Шор.

      Зам. директора (16.09.1937г.-)- Н.Н. Козырев, (1938г.)- М.С. Свердлов. Помощник директора по найму и увольнению (10.07.1938г.-)- А.Ф. Сигунов.

      Директор: технический (-1.02.1937г.)- В.О. Аранович.

      Гл. инженер (16.09.1937-38г.-)- Н.Н. Козырев.

      Гл. конструктор (1936г.)- Н.А. Астров (Т-38, Т-40), (11.1941г.)- Г. Суренян.

      Гл. конструкторы: (1932г.-)- Н. Козырев, (1942г.)- Н.А. Астров (Т-70).

      Помощник начальника цеха: № 14 (-11.1937г.)- С.А. Алабин.

      Начальники отделов: 2-го (-08.1938г.)- Е.Н. Фертман. Начальник технологической станции (-11.1937г.)- Д.В. Чеботарев.

      Создано: танки: Т-38 (1936), Т-40 (1939), Т-60 (1941).

      Производство: автомобиль легковой «Промбронь-24/45» (1923-26)- 22; бронеавтомобиль БА-27 на шасси «Форд-АА» (1930)- 1, «Комсомолец» (1938); танки: Т-23 (1930)- 5, Т-27 (1931-33), Т-41 (1932-33-), Т-37А (1933-36)- 2552,124 Т-43 (1934), Т-38 (1937-39), Т-38М (1939-), Т-40 (1940-41-)- 192 (на 1.06.1941), Т-60 (-1941-42)- 1922,106 Т-70 (1942)- 10.

КБ-Т завода № 37, ОКБ-37

      В 1930г. для освоения производства танкеток на заводе организована конструкторская группа, затем преобразованная в КБ-Т. В 01.1932г. КБ поручена разработка легкого плавающего танка Т-41, в том же году построен опытный экземпляр.

      В 1932г. на заводе начато освоение производства Т-37А разработки ОКМО завода им. Ворошилова. Козырев назначен гл. конструктором танка. В 1934г. П. Шитиковым создан проект плавающей танкетки Т-37Б, опытный экземпляр построен весной 1935г. В 06.1935г. на ее базе создана Т-37В, не строилась.

      В 12.1933г. на конкурсной основе начата разработка легкого плавающего танка Т-43-2 (Астров). Весной 1935г. построен опытный экземпляр, к концу года работы прекращены.

      В 1935г. на базе Т-37А разработан новый проект легкого плавающего танка «09А», опытный экземпляр построен в 06.1935г. Пост. СТО от 29.02.1936г. танк под обозначением Т-38 пнв. Осенью 1937г. КБ поручена модернизация танка, весной 1938г. построены два опытных Т-38М, в 01.1939г. танк пнв.

      В 02.1937г. КБ выдано задание на проектирование плавающего Т-39. Разрабатывались варианты: сухопутный «101» и амфибия «102». Весной 1938г. выдано новое задание на плавающий танк, весной 1939г. построены два опытных Т-40 («010»). Пост. КО № 443сс от 19.12.1939г. Т-40 пнв и запущен в производство на заводе № 37.

      В 1938г. велись работы по освоению серийного выпуска тягача «Комсомолец».

      В 1938г. Астров был арестован, несколько месяцев был под следствием, затем оправдан и восстановлен на работе.

      В 07.1941г. разработан проект танка «030» – неплавающий вариант Т-40, в 09.1941г. он был принят на вооружение как Т-60 и запущен в серию. В 10.1941г. разработан вариант «060» (Т-60Ш) с пушкой ШВАК.

      17.07.1941г. КБ выдано задание разработать в 4-м квартале 1941г. проект и изготовить опытный экземпляр неплавающего варианта танка Т-40 – Т-45, в 07.1941г. работы по нему остановлены, а осенью продолжены. На его базе в 03.1942г. построен опытный Т-61 с двигателем ЗиС-16, а затем – Т-62 с двигателем ЗиС-5 и пушкой ЗиС-19БМ.

      В 1942г. разработаны зенитные танки Т-70(З) (построен опытный экземпляр) и Т-60-З. В 1942г. на базе Т-70 разработан улучшенный вариант танка «080», в 12.1942г. под маркой Т-80 он пнв.

      Начальник (1930-32г.-)- Н. Козырев (репрессирован); и.о. (1937г.)- Н.А. Астров.

      Гл. конструктор (1938г.)- Н.А. Астров, (1941г.)- Г. Суренян (Т-40), Н. Попов.128

      Гл. конструкторы: (1932г.-)- Н. Козырев.

      Руководитель конструкторской группы: (07.1941г.)- Н.А. Астров (Т-60).

      Работали: (-1934-41г.-)- Н.А. Астров (к), (1941г.)- А. Богачев (к), (1934г.)- Брусенцов (к), (1934г.)- Зорин (к), (1934г.)- Козырев (к), (1934г.)- Сазонов (к), (-1934-39г.-)- П. Шитиков (к), (1941г.)- Ю. Юдович (к).109,124,128

Московские шинонабивочные мастерские

      Мастерские организованы в 10.1919г. в ведении бронеотдела ГВИУ, с 1.01.1922г. – в ведении Промброни НКпоВД.159 В 1923г. шинонабивочные мастерские действовали при 2-м автобронетанковом ремонтном заводе.

Бронево-ремонтный завод ГВИУ, Броневой автомобильный ремонтный завод

      /г. Москва Сокольники ул. Матросская тишина/

      В 1919-02.1921г. Бронево-ремонтный завод – в ведении ГВИУ Промвоенсовета. В 04.1922г. вошел в состав 2-го автобронетанкового ремзавода.104

      В 1920г. завод имел отдел в Москве по Петроградскому ш., 19.125

      В 1921г. отремонтировано около 50 бронемашин и 100 вспомогательных машин.

      Численность персонала (02.1921г.)- 773 раб.

Свердловский вагоноремонтный завод им. Воеводина НКПС, НКТП

      Вагоностроительный завод создан в 1928г. из главных ж/д мастерских в ведении треста «Уралмашстрой». В соответствии с пост. СНК № 574 от 16.07.1931г. Свердловский завод передан из «Парвагдиза» в ведение созданного ВОВАТ ВСНХ. В соответствии с Положением о вагоноремонтных заводах от 5.11.1937г. реконструирован в вагоноремонтный завод. В соответствии с пост. ГКО № 811сс от 19.10.1941г. завод им. Воеводина (Петр Иванович Воеводин {12.07.1884-25.11.1964} – революционер, советский партийный и государственный деятель. Председатель Западно-Сибирского СНХ (1918г.), гл. комиссар Московско-Виндаво-Рыбинской ж/д (1920г.)) передан из НКПС в ведение НКТП.106

      В составе завода: 8 основных, 5 вспомогательных цехов. Пост. Свердловского горсовета от 23.03.1937г. территория заводской плотины передана Свердловскгоркомхозу. Годовое плановое задание по ремонту вагонов: средний ремонт – 4 тыс. шт.; капремонт – 2 тыс. шт.

      Директивой НКПС от 3.01.1940г. планировалось перебазировать завод за черту города с пуском производства на новом месте в 1942г. В соответствии с пост. ГКО от 9.10.1941г. в 10-11.1941г. на площадку завода «Металлист» и Вагоноремонтного завода им. Воеводина эвакуированы: завод № 37, автомобильный завод им. КИМ /г. Москва/, бронекорпусное производство Подольского завода им. Орджоникидзе, сталинградский завод. 10.11.1941г. все они объединены в Свердловский завод № 37 им. Орджоникидзе.

      Численность персонала (1930-е)- 1075 чел.

      

Завод № 37 им. Г.К. Орджоникидзе НКТП, МТрМ, МПСС, Опытный завод № 37, Опытный завод НИРТИ, НИИДАРМРП, В-8400

      /(107143) 107258 г. Москва, Б-258 1-я ул. Бухвостова, 12/11 «Бритва»/

      /107258 г. Москва 1-я ул. Бухвостова, 12/11/

      В 07.1942г. завод № 37 в Свердловске влит в состав УЗТМ, а филиал в Москве преобразован в новый завод № 37. 8.06.1943г. он передан в ведение ГУРТ НКТП.

      28.07.1942г. вышло пост. ГКО № 2120 об организации на заводе в Москве производства Т-34. В соответствии с пост. СНК № 221-65с от 28.02.1944г. на заводе организовано производство запчастей для танковых дизелей.

      22.05.1942г. при заводе организована Московская группа НИИ-48. Далее она преобразована в Московский филиал НИИ-100. В 05.1950г. филиал перебазирован с территории завода в Лианозово.138

      В соответствии с ПСМ № 3516-1465сс от 15.08.1949г. и расп. правительства № 16628-рс от 23.10.1949г. по пр. МПСС/МТрМ № СС-337/404сс от 31.08.1949г. завод № 37 передан из Минтрансмаша в ведение 1ГУ МПСС по балансу на 1.07.1949г. (в 04.1952г. – в ведении его 1ГУ) и перепрофилирован на производство радиотехнической продукции. 30.07.1959г. образован филиал НИИ-108, который был размещен на территории ОКБ. В 05.1960г. филиал преобразован в НИИ-37, а завод преобразован в его Опытный завод № 37. 15.01.1970г. вошел в состав ЦНПО «Вымпел» МРП (и на 1974г.).104 В 1974-83г. – Опытный завод НИИДАР. Имел наименование «п/я В-8400» (1974-83г.).96

      В 1949г. при заводе образовано ОКБ-37. По пр. МПСС № с-177 от 8.03.1952г. и пр. 1ГУ № 54 от 18.04.1952г. при заводе создано Специализированное монтажное управление, по пр. 1ГУ МРТП № 42 от 18.08.1956г. СМУ передано в НИИ-101.

      В соответствии с ПСМ № 3516-1465сс от 15.08.1949г. по пр. № СС-327 от 23.08.1949г. требовалось выпустить в 1950г. 3 РЛС обнаружения для ПВО «Обсерватория» и 20 подвижных РЛС «Перископ». В 1950г. начинается освоение производства РЛС дальнего обнаружения «Кама» системы ПВО Москвы С-25 (в серии – П-20) и П-50.76

      В 1960г. завод был головным по изготовлению РЛС «Дунай-3». В начале 1980- г. изготовлен экспериментальный образец ЭВМ М-13 для РЛС «Дарьял-У».

      В составе завода: цехи: монтажно-сборочный (1950-е), № 1 (1980-е-90-е).

      Директор (1946-52г.)- Н.А. Богородицкий, (1955г.)- П.И. Кузнецов, (1956-59; 1960-61г.)- С.В. Скориков, (1961-78г.)- В.И. Малышев, (1978-83г.-)- А.А. Трухманов.

      Зам. директора: по новой технике (-1961г.)- В.И. Малышев.

      Гл. инженер (02.1950г.)- Козырев, (1974г.)- Ю.Н. Захаров, (1983г.)- А.П. Валакин.

      Зам. гл. инженера (1950-51г.)- А.А. Форштер, (1954г.-)- В.И. Малышев.

      Зам. гл. конструктора и.о. (1948г.)- А.И. Талейсник.

      Гл. технолог (-1978г.)- Я.И. Гаврилов.

      Гл. конструкторы: (1948-70г.)- О.М. Федоров.

      Начальники цехов: (1949-52г.)- Я.И. Гаврилов.

      Начальник конструкторского отделения- А.И. Талейсник, (1970-73г.)- О.М. Федоров.

      Начальники отделов: производственного (1952г.-)- Я.И. Гаврилов, (1964-86г.)- В.Д. Вдовин; технического- О.М. Федоров.

      Руководитель конструкторской группы: (1965г.)- А.И. Талейсник.

      Производство: танки: Т-34 (1942-), Т-80 (ВОВ); автопогрузчики (1951); РЛС: П-20, П-50 (1950-), П-30, П-30М, П-35 (-1958)- всего около 800; «Дунай-3» (1960-е); узлы РЛС А-100 «Кама» системы ПВО С-25 (1950-е); аппаратура РЛС «Дунай-3У», «Крона», «Волга»; приемно-анализирующая аппаратура и ВК для ЗГРЛС «Дуга» (1970-е); спецвычислители К-340А для РЛС «Волга» (1980-е);104 электропроигрыватели: «Эпос-001С, -006С».

Авторемонтный завод № 6 (АРЗ-6)

      /г. Москва Преображенская застава/

      На площадке эвакуированного завода № 37 в конце 1941г. образован Авторемонтный завод № 6 (АРЗ-6). 7.01.1942г. АРЗ-6 преобразован в филиал завода № 37.104

ОКБ-37 при заводе №37 МПСС

      ОКБ-37 при заводе создано в соответствии с ПСМ № 3516-1465сс от 15.08.1949г. по пр. МПСС № СС-327 от 23.08.1949г.

НИИ-37 ГКРЭ, Научно-исследовательский радиотехнический институт (НИРТИ), НИИ дальней радиосвязи (НИИДАР) МРП, ГКООП, Г-4273, Научно-производственный комплекс (НПК)«НИИДАР» МРП, АООТ, ЗАО, ОАО«НПК «НИИДАР»

      /(107143) 107258 г. Москва, Б-258 1-я ул. Бухвостова, 12/11 «Бритва» (1983-94г.)/

      /107258 г. Москва 1-я ул. Бухвостова, 12/11 тел. 963-96-05 www.niidar.ru/

      30.07.1959г. на базе отдела № 1 НИИ-108 образован филиал института. Он размещен на территории ОКБ завода № 37. В соответствии с расп. правительства № 1288-рс от 4.05.1960г. филиал преобразован в самостоятельный НИИ-37 с Опытным заводом № 37. 24.03.1966г. НИИ-37 с опытным заводом преобразован в НИРТИ с опытным заводом. 15.01.1970г. НИРТИ вошел в состав ЦНПО «Вымпел» МРП (и на 1983г.). В 1974г. НИРТИ переименован в НИИДАР. Имел наименование «п/я Г-4273» (1974-83г.).96

      Продолжены работы по РЛС «Дунай-2». По расп. СМ СССР от 4.05.1960г. начата разработка РЛС «Дунай-3» для А-35. С 1966г. – разработка РЛС «Дунай-3М» и «Дунай-3У». «Дунай-3У» построена в 1974г. у пос. Чернецкое (Чеховский р-н; на боевом дежурстве 1978-2004г.-). «Дунай-3М» построена в 1977г. в Кубинке (на боевом дежурстве с 1978г.; 7.05.1989г. потеряна в результате пожара).

      В 1960г. начата разработка специализированной ЭВМ для ПВО (И.Я. Акушский). В 1963г. созданы ЭВМ Т340А и К340А. После этого коллектив разработчиков во главе с И.Я. Акушским и Д.И. Юдицким перешел в НИИФП. Оставшийся коллектив возглавил Л.В. Васильев.

      В 1968г. в институт из НИИ-244 перешел Ю.Г. Бурлаков с коллективом и тематикой РЛС «Программа-2», здесь она переименована в «Неман». В 1970г. он переведен в ОКБ «Вымпел». В 1970г. группа разработчиков алгоритмов переведена в НТЦ ЦНПО «Вымпел».

      Создание стационарных РЛС обнаружения и распознавания баллистических и космических объектов. С середины 1970-х г. институт- головной разработчик этих РЛС. В 1972г. разработан проект дециметровой РЛС 5Н11А «Дарьял-С». РЛС «Волга» разработана в конце 1970-х г. на базе «Дарьял-С». Строительство в районе пос. Ганцевичи в 48 км от Барановичей (Белоруссия) начато в 1982г., в 12.2001г. поставлена на опытно-боевое дежурство, в 10.2003г. пнв.

      С конца 1980-х г. – разработка РЛС высокой заводской готовности (ВЗГ) для СПРН. Проект перебазируемой РЛС «Селенга». Затем создана РЛС ВЗГ «Воронеж-ДМ» модульного типа. Строительство начато в 05.2005г. в пос. Лехтуси (Ленинградская обл.), в 12.2006г. поставлена на опытно-боевое дежурство. Строительство второй РЛС начато в 05.2006г. в районе Армавира (Ставропольский кр.).

      В 05.1962г. в институт из НИИ-101 МРТП переведен отдел Е.С. Штырена в составе 60 чел. для продолжения работ по ЗГРЛС, отдел получил № 17. В соответствии с пост. правительства от 15.11.1962г. институту поручена разработка экспериментальной ЗГРЛС. В 1964г. построена опытная ЗГРЛС Н-17 «Дуга-1» под Николаевом, на ней впервые обнаружены старты БР на дальности 3000 км. В 1965г. совместно с НИИ-2 исследовались возможности загоризонтного обнаружения кораблей и ПЛ по стартам БР. В соответствии с пост. правительства от 30.06.1965г. началась разработка сокращенного образца ЗГРЛС 5Н77 «Дуга-2» на «объекте 3065Н» под Николаевом. 29.09.1969г. задана разработка боевой ЗГРЛС. В 1971г. разработан проект станции 5Н32 «Дуга». ПСМ от 18.01.1972г. задано строительство двух самых мощных в мире станций. Одна станция («объект 2999», 1976г.) построена на Украине: приемная позиция- в 10 км от Чернобыльской АЭС, передающая- около г. Любеч Черниговской обл.; в 1979г. поставлена на опытное дежурство; в 1986г. после катастрофы на АЭС аппаратура перевезена на вторую станцию. Вторая станция («объект 1937», 1978г.) – под Комсомольском-на-Амуре (приёмный центр – в пос. Большая Картель, передающий центр – пос. Лиан-2) (командир- А.В. Скорупский, гл. инженер- В.М. Каневский (затем командир); в 1981г. поставлена на опытное, а 30.06.1982г. на боевое дежурство; 14.11.1989г. снята с дежурства после пожара. Решением ВПК в 09.1980г. институту поручена разработка предложений по созданию РЛ системы загоризонтного обнаружения, которая объединяла бы в единый комплекс освещения воздушной и надводной обстановки комплексы пространственной, поверхностной волны и корабельные ЗГРЛС. В 1981г. разработаны предложения по такой системе «Акватория». В соответствии с пост. СМ СССР от 24.12.1982г. начато создание экспериментальной ЗГРЛС «Волна». В 1999г. на Камчатке начато создание экспериментальной низкопотенциальной ЗГРЛС поверхностной волны «Телец».

      В соответствии с ПСМ от 21.11.1974г. начата разработка РЛС дециметрового диапазона для комплекса «Крона». В 1987г. все работы по комплексу «Крона» переданы из ЦНПО «Вымпел» в НИИДАР.

      В составе института: (1960-е) КБ, СБ-2, СБ-3, Опытный завод (и на 1983г.); (1987г.) научно-тематический центр (НТЦ).

      В 1973г. создан Николаевский филиал для испытаний ЗГРЛС, был в 1983г.

      На территории института создан стенд «Ахтуба» для отладки аппаратуры РЛС «Волга» (1980-е).

      В 1980-е г. выполнена НИР «Урал» по отработке технических решений по РЛС «Волга» (Б.Н. Анохин). В 2000г. – ОКР «Интеграл» по разработке универсального программно-алгоритмического комплекса обработки результатов измерений радиометрических средств и выдачи информации в народном хозяйстве.

      В 1992г. институт вошел в состав ОАО «МАК «Вымпел». В 05.1994г. НИИДАР – в ведении ГУ радиопромышленности ГКООП.194 21.06.1994г. институт акционирован и преобразован в АО «НПК «НИИДАР». ОАО включено в состав концерна «Радиотехнические и информационные системы». По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. вошло в перечень стратегических предприятий. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      В составе института: (1997г.) научно-исследовательский комплекс (НИК); (2004г.) НИЦ «НИИДАР-Резонанс».

      Разработка (2002-04г.): радиотехническое оборудование для РКТ, связи, радиолокации и радионавигации; РЛС для систем ККП, РЛС высокой заводской готовности «Воронеж», перебазируемые ЗГ РЛС для контроля движения воздушных и подводных объектов.

      К 2008г. площади предприятия сдавались в аренду под магазины и офисы; институт планировалось ликвидировать, территорию отдать под технопарк и выставочные комплексы.

      Численность персонала (2002г.)- 3000 чел.

      Директор (1959-60г.)- С.В. Скориков, (1960-01.1963г.)- Ф.В. Лукин, (03.1963-68; 1981-89г.)- В.И. Марков; и.о. (1968г.)- В.П. Васюков, (1970-75г.)- П.С. Лисовец; (1968-70г.)- Ю.Н. Аксенов, (1975-81г.)- Ф.А. Кузьминский, (1983г.)- В.И. Марков, (05.1994г.)- А.А. Трухманов. Гендиректор (1994-2000г.)- А.А. Трухманов, (09.2000-07г.-)- С.Д. Сапрыкин.

      1-й зам. директора (1960-61г.)- С.В. Скориков. Зам. директора: по научной части (1964-75; 1981-83г.)- Ф.А. Кузьминский, В.П. Сосульников; по кадрам и режиму (1974г.)- В.Н. Новиков, (1980-е)- В.Н. Плаксин, (05.1994г.)- Г.Н. Надеждин. Зам. гендиректора (1994-2001г.)- В.В. Сычев, (2002г.)- Л.С. Рафалович.69

      Гл. конструктор (1982г.)- Ф.Ф. Евстратов, (1993г.)- А.С. Самусев. Ген. конструктор (1988г.-)- А.А. Кузьмин,130 (11.1998-2007г.-)- С.Д. Сапрыкин.

      Ген. конструктор: по СПРН и ККП (1986-2000г.)- А.А. Кузьмин.

      Зам. ген. конструктора (1991г.-)- В.А. Якунин.

      Научный руководитель (1960-63г.)- Ф.В. Лукин.

      Гл. инженер (1958-63г.)- В.П. Сосульников, (1964(3)г.-)- Ф.А. Кузьминский, (1968г.-)- П.С. Лисовец, (1974г.)- В.И. Корнилов, (1983г.)- В.Н. Кондратов, (05.1994г.)- С.А. Симонов.

      Гл. конструкторы: (1960-74г.-)- В.П. Сосульников («Дунай-2, -3, -3М», 45Ж6, 20Ж6), (-1960-63г.)- Д.И. Юдицкий (Т-340А, К-340А), (1963г.-)- Л.В. Васильев (Т-340А, К-340А), (-1966-82г.)- п А.Н. Мусатов («Дунай-3У, -3УП», «Дарьял-С», «Волга»), (1966-68г.)- В.П. Васюков (5Н77), (1968-81г.-)- Ф.А. Кузьминский (5Н77, 5Н32), (1968-70г.)- Ю.Г. Бурлаков («Неман»), (1982-2004г.-)- С.И. Миронов («Волга»), (1980-е)- А.С. Самусев («Волга»), С.Д. Сапрыкин («Селенга»), (2004г.)- В.А. Алебастров, (2004г.)- Э.И. Шустов. Гл. разработчик – А.А. Рубо.

      1-й зам. гл. конструктора: Э.И. Шустов (ЗГРЛС). Зам. гл. конструкторов: (1960-е)- В.П. Васюков («Дунай-2, -3М»), В.К. Гурьянов, А.А. Мыльцев, М.А. Архаров, В.М. Клюшников, В.М. Давидчук, В.К. Шур, (1968г.)- Е.Н. Белкин («Дунай-3У»), (1972-78г.-)- С.И. Миронов («Дунай-3У», «Волга»), (1980-е)- В.И. Стрелкин («Волна»), (1980-е)- И.В. Горностаев, (1980-е)- Б.Н. Анохин («Волга»), А.А. Масленников («Волга»), Б.К. Дунаев, Л.В. Васильев («Дунай-3У, -3УП»), А.Я. Арушанов, Э.Л. Аргутинский, А.А. Трухманов, Ю.С. Ушаков, Э.И. Шустов (ЗГРЛС), (1998-2004г.-)- В.А. Якунин (ЗГРЛС «Контейнер»), (-2003г.)- г-л Н.И. Родионов.

      Начальники отделений: НИО-2 (1972-82г.)- А.Н. Мусатов; НИО (1980-88г.)- В.М. Давидчук, (1982-87г.)- С.И. Миронов, Э.И. Шустов; научного (1963г.-)- В.П. Сосульников, (1964-88г.)- Л.В. Васильев; конструкторского (-1978г.)- А.А. Трухманов. Директор НИК (1997-98г.)- С.Д. Сапрыкин.

      Зам. начальника отделения: НИО (-1999г.)- А.А. Масленников; (1979-82г.)- Е.Н. Белкин. Зам. директора НТК (1990г.-)- г-л Н.И. Родионов.

      Начальники отделов: № 17 (1962-64г.)- Е.С. Штырен; антенно-фидерных устройств (1959-66г.)- В.П. Васюков; вторичной обработки информации (1968-73г.)- В.М. Давидчук; по модернизации «Дунай-3» (1973-80г.)- В.М. Давидчук; передающих устройств (1976г.-)- А.А. Масленников; теоретического (1965-69г.)- В.А. Дмитриев; НИО (1980-е)- Ю.Ф. Маркешкин, (1980-е)- Б.С. Кукис, В.А. Алебастров; 1-го (1974г.)- А.Г. Малофеев, (05.1994г.)- А.В. Потоцкая; (1980-е)- А.Я. Арушанов, (1971-79г.)- Е.Н. Белкин, (1980-е)- К.Н. Будже, (-1982г.)- С.И. Миронов, (1964-68г.)- А.Н. Мусатов, С.Д. Сапрыкин, А.А. Трухманов, Э.И. Шустов. Начальник вычислительного центра- В.М. Давидчук.

      Зам. начальника НТЦ (1987г.-)- С.И. Миронов.

      Начальники лабораторий: (1980-е)- Э.Л. Аргутинский, (-1971г.)- А.Л. Григорьев, (1965г.-)- С.И. Миронов, (1959-64г.)- А.Н. Мусатов, (1961-63г.)- В.Т. Овчаров, (-1982г.)- В.А. Пылакин, А.А. Трухманов, (1970-73г.)- Е.С. Штырен, Э.И. Шустов.

      Зам. начальника лаборатории: (-1968г.)- В.Н. Волков.

      Начальники секторов: (1968-71г.)- Е.Н. Белкин, (1961-64г.)- Л.В. Васильев, (1965г.-)- В.А. Пылакин, С.Д. Сапрыкин.

      Научные руководители НИР: (1962-64г.)- Е.С. Штырен («Дуга-1»).

      Руководители групп: (1964г.-)- А.А. Трухманов.

      Председатель совета директоров (2004г.)- С.Ф. Боев.

      Создано: ЭВМ для ПВО Т340А, К340А (1963); РЛС: дальнего обнаружения БР: «Дунай-2» для системы ПРО «А» (1958), «Дунай-3, -3М, -3У, -3УП» системы А-35 и А-35М, «Волга» для СПРН (1970-е), ВЗГ «Воронеж» для СПРН (2000-е), обнаружения самолетов «Резонанс» и «Двина» (2000-е), распознавания ИСЗ 20Ж6 для комплекса 45Ж6 «Крона» (1970-е); ЗГРЛС Н-17 «Дуга-1» (1964), 5Н77 «Дуга-2» (1972), 5Н32 «Дуга» (1976), «Волна» (пнв в 1996г.); ЗГРЛС на гидрографическом судне «Адмирал Невельской» (1987-89г.), «Телец» (1999);

      дозатор темпа ходьбы (1981).

КБ НИИДАР

      Работы по доводке аппаратуры и координации изготовителей аппаратуры для РЛС «Дунай-3» (1960-е-70-е г.).

      Руководитель (1960-е)- О.М. Федоров, А.А. Трухманов, К.Н. Будже.104

СБ-2

      Начальник (1968-71г.)- А.Н. Мусатов.

СБ-3

      Начальник (1966-68г.)- В.П. Васюков.

Николаевский филиал НИИДАР МРП, В-2201

      /(327030) 327007 г. Николаев ул. Кирова, 238 «Трибуна» (1976-83г.-), «Радио»/

      Создан в 1973г. для испытаний ЗГРЛС 5Н77. В 1974-83г. вместе с институтом входил в состав ЦНПО «Вымпел» МРП.188 Имел наименование «п/я В-2201» (1974-83г.).96

      Строился в 1974г. В 1976г. на станцию установлен комплект модернизированной аппаратуры для РЛС 5Н32, станция получила название «Комплекс-М».

      Далее здесь создан экспериментально-исследовательский центр ЗГРЛ (был в 1982г.).

      Директор (1973г.-)- В.Н. Стрелкин, В.А. Алебастров, (1983г.)- В.П. Богаченко.

      Гл. инженер (1974г.)- Ю.К. Скотников, (1983г.)- Ю.М. Давыдов.

      Научный руководитель (1973г.-)- Э.И. Шустов, (1982г.-)- В.А. Алебастров.

      Начальники отделов: (1973г.-)- А.А. Кирякин, (1973г.-)- В.С. Кристаль, (1973г.-)- Д.Д. Садов.104

НИЦ «НИИДАР-Резонанс»

      Гендиректор (2004г.)- Э.И. Шустов.

ЗАО «Научно-техническое предприятие «НИИДАР-СФЕРА»

      /107258 г. Москва 1-я ул. Бухвостова, 12/11 тел. 223-68-69/

      НТП «НИИДАР-СФЕРА» создано в 194г.

      Работы (2007г.): разработка и изготовление малогабаритных мобильных пеленгационных систем (ММПС) для поиска незаконных источников радиоизлучений.

      Гендиректор (2007г.)- Ю. Волков.

      Создано: ММПС «Ветла», «Ветла-Н».