Предприятия № 251-300

      

Государственный опытный завод № 300 НКАП, МАП, ГКАТ, п/я 2480, ОКБ-300 НКАП, ММЗ «Союз» МАП, А-3492

      /г. Москва, 21 п/я 3759 (1948г.)/

      /119270 (119048) г. Москва Лужнецкая наб., 2/4 тел. 242-00-49 www.amntksoyuz.ru/

      Образован на базе завода № 8 ОАП НКАП в соответствии с пост. ГКО № 2916сс от 18.02.1943г. по пр. НКАП № 118сс от 25.02.1943г. в 8ГУ (по 1946г.) как Государственный опытный завод № 300 НКАП с ОКБ по ТРД для обеспечения опытно-конструкторских работ гл. конструктора А.А. Микулина.

      Сюда перешел основной конструкторский коллектив и оборудование ОКБ-24. На заводе № 24 оставлен филиал завода № 300 для помощи серийному производству. Микулин оставлен одновременно гл. конструктором заводов № 24 и № 45. На завод переведен освобожденный из ОТБ-16 Б.С. Стечкин.

      3.04.1944г. вышло пост. ГКО № 5525 о моторе АМ-42.

      С 03.1946г. завод № 300 – в ведении 8ГУ МАП. Имел наименование «п/я 3759» (1948г.).166 По 08.1957г. опытный завод № 300 – в ведении 3ГУ МАП, по пр. № 20сс от 21.01.1958г. передан в ведение 3-го Управления ГКАТ.169 Имел наименование «п/я 2480». В соответствии с пост. правительства от 14.02.1963г. по пр. ГКАТ от 7.03.1963г. и от 30.12.1963г. ОКБ-500 слито с ОКБ-300 и ОКБ-26 в «Объединенный опытный завод». В 1966г. ОКБ-300 переименовано в ММЗ «Союз». В 1973г. на базе завода как головного предприятия создано Московское ОКО в ведении 3ГУ МАП, в 1975г. – вновь завод «Союз» 3ГУ. В 1981г. на базе завода образовано МНПО «Союз». Имело наименование «п/я А-3492» (1967-87г.).74

      В 1946г. на завод передано 338 единиц оборудования с завода «Эльстер» в г. Россвайн (Германия); планировалось также передать заводу дополнительно 1016 ед. оборудования (в т.ч. 800 м/р станков). Планировалось закрепить за заводом завод № 45 для изготовления на нём первых серий новых двигателей; передать заводу территорию лесопильного завода № 5 «Дворца Советов» со всеми строениями и оборудованием по балансу на 1.01.1946г. На площадке завода № 45 выделить часть территории под строительство испытательной станции; построить также высотную и моторную лаборатории, камеру низкого давления, – всего 30 тыс. м2 новых производственных площадей.

      В первые послевоенные годы – работы по моторам АМ-39ФН2, АМ-39ФК. Продолжены работы по пульсирующему ВРД ускорителю «УС» (Б.С. Стечкин), начатые в ОТБ-16.

      По пр. № 479сс от 23.07.1946г. при заводе № 45 образован филиал завода № 300 для организации производства АМТКРД-01 и АМТКРД-02. Некоторое время имел в качестве филиала КПП «Авиамотор» (г. Казань). По пр. № 297с от 6.09.1967г. филиалу ММЗ «Союз» присвоено наименование «п/я В-8774».

      В 1960-е г. велись работы по ядерным термоэмиссионным энергоустановкам.

      В соответствии с ПСМ № 364-134 от 30.04.1965г. по пр. № 85сс от 21.05.1965г. задана разработка двигателя Р27Ф-300 для самолета МиГ-23. ПСМ № 1056-356 от 17.11.1967г. по пр. № 419сс от 12.12.1967г. работы по двигателю прекращены, вместо него задано создание Р27Ф2-300 со сроком предъявления на 100-часовые госиспытания в 4-м квартале 1968г.

      В соответствии с ПСМ № 1166-413 от 28.12.1967г. по пр. № 30сс от 23.01.1968г. было задано создание на базе Р27-300 двигателя Р27В-300 для СВВП Як-36М со сроком предъявления на 100-часовые госиспытания в 3-м квартале 1970г. Требовалось изготовить в 1968-70г. 9 двигателей.164

      В 1980-е г. разрабатывался Р-179-300 на базе Р-79В-300 для МФИ.

      В 1996г. АМНТК «Союз» вошёл в состав ВПК «МАПО».

      Работы (2002г.): малоразмерные короткоресурсные Р95-300, Р125-300; двигатели для легких деловых самолетов Р123-300, Р124-300, Р126-300, Р127-300, ВК-21; модернизация Р79; (2005г.): Р145М-300 для перспективных боевых самолетов (ПАК ФА); Р125-300 и Р135-300 для тактических КР; ГДЭ-30-300 на базе Р79В-300.

      К 2005г. создано 19 базовых и 44 модификации ТРД.

      Количество оборудования (1946г.)- 413 ед. (в т.ч. 402 станка), 4 стенда.

      Площадь производственная (1946г.)- 22830 м2.

      Численность персонала (1943г.)- 1751 чел., (1944г.)- 2002 чел., (1945г.)- 2094 чел., (1946г.)- 2477 чел.,166 (1975г.)- 12780 чел.164

      Гл. конструктор (1943-55г.)- академик (1943г.) г-м А.А. Микулин {13.05.1895-1985г.}, (1955-56г.)- С.К. Туманский. Ген. конструктор (12.1956-73г.)- академик (1968г.) С.К.Туманский {21.05.1901-9.09.1973г.}, (1973-87г.)- академик О.Н. Фаворский {27.01.1929-}, (1987-2000г.)- В.К. Кобченко {28.01.1930-}, (2001-05г.-)- В.А. Белоусов {29.01.1943-}. Ген. конструктор по ГТП (2002г.)- М.П. Симонов.

      Зам. гл. конструктора: по конструкторской части (1943г.-)- С.К. Туманский; по научно-технической части (02.1943-1955г.)- академик Б.С. Стечкин; по научной части (1950-е)- Г.Л. Лившиц; (-05.1953г.)- П.Ф. Зубец, (1953-56г.)- В.Н. Сорокин, (-1969г.)- Ф.В. Шухов, (2000г.)- А.Ф. Жирнов.

      Ответственный руководитель (1943-55г.)- А.А. Микулин. Гендиректор (1973-87г.)- О.Н. Фаворский, (1995-98г.)- В.К. Кобченко, (1998-2000г.)- О.А. Оганян, (2000-01г.)- М.П. Симонов, (2001-05г.-)- М.О. Окроян.101

      1-й зам. гендиректора (2002г.)- Р.А. Антонян. Зам. гендиректора: по надежности, сертификации и лицензированию (2002г.)- А.Ф. Жирнов; по маркетингу (2002г.)- Ю.М. Малыгин.

      Гл. конструкторы: (-2000-02г.-)- Е.А. Фомин; по малоразмерным двигателям (2002г.)- Ю.П. Ротмистров. И.О. Гл. конструктора (1955г.)- Г.Л. Лившиц (Р15-300).

      Начальник КБ (1943г.-)- С.К. Туманский.

      Директор завода (1943-09.1944г.-)- Г.А. Тихомиров, (-02.1945-08.1946г.-)- И.Г. Навроцкий.

      Начальники отделов: форсажных камер (1950-е)- В.Г. Степанов; (1943г.-)- Ф.В. Шухов.

      Зам. начальника отдела: форсажных камер (1950-е)- И.Б. Кизельштейн, (1950-е)- В.Г. Ливанов.

      Начальники групп: (1943-45г.)- П.Ф. Зубец.

      Создано: ПД: АМ-39ФК2, АМ-40ФК, АМ-42; ТРД: АМ-ТКРД-01 (1948), АМ-ТРД-02 (1949), АМ-3 (1952), АМ-5 (1953), РД-9Б (1954), Р11-300, Р11Ф-300 (1960-), Р27-300 (1967), Р27Ф2-300, РД-15-16, РД-16-17, РУ19-300 (1961), Р-53, Р-73, Р79В-300 (1984-92)- 12, Р95-300, Р95А-300 для КР, Р-126-300, Р-119-300, Р134-300 (проект), ТВ-0-100, ТВД-116, ТВ128-300; КР7-300 (1964), КР-15,РДК-300 для БПЛА (1982); проекты ПД: АМ-43НВ (1944), АМ-46 (1945); ЖРД: Р201-300 (С5.33) для УР Х-22 (1964), Р209-300 для мишени КРМ на базе КСР-2, модули силовых установокР203-300 и Р204-300 (для космических ЛА типа «ИС» и «УС»); термоэмиссионная ЯЭУ «Тополь» (1960-69); турбохолодильная установка ТХМ.69

ОКБ-300 НКАП, МАП при заводе № 300

      /г. Москва п/я 2480/

      ОКБ-300 создано в 1943г., в 1953г. слито с заводом № 300 и исключено из числа действующих.62

ОКБ-2-300 МАП, п/я 4702, Тушинское машиностроительное КБ (ТМКБ) «Союз»МАП, А-3690, ГУП «ТМКБ «Союз»

      /123363 (123362, Д-362) г. Москва, Д-363 ул. Вишнёвая, 7 ст. Тушино Московской ж/д п/я 4702 «Широта»/

      /125362 г. Москва ул. Вишневая, 7 тел. 491-58-65/

      По пр. ГКАТ от 16.10.1964г. ОКБ-500 преобразовано в филиал ОКБ-300 или ОКБ-2-300. Имело наименование «п/я 4702» (1965г.).138 По пр. МАП № 175 от 30.04.1966г. переименовано в ТМКБ «Союз», в 1987г. – в ведении 3ГУ МАП. В 1973г. МКБ «Союз» вошло в состав созданного Московского ОКО.164 Имело наименование «п/я А-3690» (1984-87г.).62

      Разработка атомных двигателей, доводка и сопровождение в серии Р-11-300, Р-27Ф2М-300, Р-29-300, Р-35, РД-33. Разработаны установки на базе ГТД, выработавших ресурс, для очистки ВПП, тушения пожаров, очистки труб нефтепроводов; малогабаритные автономные энергоустановки. Создано более 40 типов и модификаций ТРД.

      Пост. правительства от 22.04.1996г. предприятие преобразовано в ГУП «ТМКБ «Союз». В начале 2000-х ТМКБ «Союз» входило в состав ВПК МАПО, в 2006г. являлось дочерним предприятием РСК «МиГ». В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).

      В состав предприятия входили (2002г.): КБ, ОП, лабораторная база, испытательная станция. Имелись филиалы в г. Жуковский и в г. Ахтубинске Астраханской обл.

      Работы (2002г.): разработка Р95-300; внедрение мобильной информационно-диагностической системы наземного контроля КСК-88; установка для беспрокруточной внутренней консервации двигателей; разработка привода ГТП 55СТ-20 для энергетики; (2006г.): разработка двигателя РД-1700.

      Гл. конструктор (1964-65г.)- Н.Г. Мецхваришвили {1911-65}, (1966-82г.)- К.Р. Хачатуров, (1982-87г.)- Ю.Е. Швецов, (1987-2005г.)- Р.Ю. Нусберг {29.07.1929-},49 (2005г.-)- Л.С. Бардычев.

      1-й зам. гл. конструктора (2002г.)- А.В. Лобурев. Зам. гл. конструктора: по эксплуатации (-2000-02г.-)- В.М. Рузин; (1964-67г.)- К.Р. Хачатуров, (-2000-02г.-)- В.И. Винокуров; А.А. Михайловский, С.Р. Саркисов.

      Директор/ответственный руководитель (-1967г.)- С.Р. Саркисов, (1982-87г.)- Ю.Е. Швецов, (1987-1990-е)- Р.Ю. Нусберг, (-2000-02г.-)- В.И. Винокуров. Гендиректор (2005г.)- Л.С. Бардычев.

      1-й зам. ответственного руководителя- С.Р. Саркисов.

      Начальник управления по маркетингу и стратегическому планированию (2006г.)- С.В. Залашков.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- В.А. Александров.74

      Создано: двигатель Р-11Ф2С-300.

ОКБ-3-300 МАП

      /г. Уфа/

      Пр. ГКАТ от 30.12.1963г. ОКБ-26 передано заводу № 300 и переименовано в ОКБ-3-300. См. ОКБ-26 МАП.

      Работы по двигателю КР21-26 (1964г.).

ОКБ-4-300 МАП, Тураевское машиностроительное КБ (ТМКБ) «Союз» МАП, В-2140, АООТ, ОАО «ТМКБ «Союз»

      /140061 (140000) г. Лыткарино пос. Тураево Московской обл. ст. Мальчики Московской ж/д п/я 1864 «Орден»/

      /140080 г. Лыткарино Московской обл. пос. Тураево тел. (095) 555-02-81/

      В конце 1950-х г. (~1958г.) в Тураево был построен мощный испытательный комплекс для ряда организации, в т.ч. и ЦИАМ, для отработки реактивных двигателей. Здесь строилась экспериментальная база для испытаний ЯСУ ОКБ-165 с подземным отстойником радиоактивных отходов. Затем здесь начаты самостоятельные разработки. По пр. ГКАТ № 280 от 1.08.1964г. на базе филиала завода № 300 (отдела форсажных камер ОКБ-300) было образовано ОКБ-4-300 для проведения работ по ЖРД малой тяги. Далее переименовано в ТМКБ «Союз», в 1972-87г. – в ведении 3ГУ МАП. В 1973г. ТМКБ вошло в состав созданного Московского ОКО. Имело наименование «п/я В-2140» (1984г.).62

      В составе КБ (1987г.): опытный завод.

      Второй тематикой МКБ стали ядерные энергетические установки. В 1968г. с ММЗ «Союз» в ТМКБ передана тема «Тополь» по разработке космической ЯЭУ и около 150 специалистов по этой теме. В 1970г. на стенде в ФЭИ начаты испытания реактора «Тополь». В 1972г. эта тематика передана в «Красную звезду», часть ТМКБ вошла в состав созданного НПО «Красная звезда». В 1972г. КБ передана производственно-экспериментальная база КБ «Красная звезда» в Тураево. Позднее в ТМКБ переданы из ОКБ-52 работы по ядерной энергоустановке «Топаз» (испытана в 1987г.).

      Вместо ЯЭУ ТМКБ в 1972г. переданы рабоы по ПВРД: 3Д80 для КР «Москит» и двигателю для УР Х-31. В 1972г. сюда переведена группа конструкторов во главе с И.Б. Левановым из ОКБ-670 для продолжения работ по ПВРД. В 1978г. эта группа выделилась в КБ «Пламя» при НИИТП МОМ.

      С 1994г. – АООТ, затем – ОАО «ТМКБ «Союз». С 2002г. входило в состав Корпорации «ТРВ». По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. вошло в перечень стратегических предприятий. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      Разработка и производство: ЖРД малой тяги (ЖРДМТ) для КА и БПЛА; СПВРД для крылатых ракет, форсажной камеры и сопла для РД-33 (1973г.). Создан ряд ЖРДМТ размерностью 0,3, 0,6, 1,2, 2,5, 5, 10, 20 и 40 кг.

      В 11.1991г. впервые в мире были проведены летные испытания созданного в ТМКБ гиперзвукового ПВРД.

      В 1990-е г. велись работы по ГПВРД по программам «Орел» и «Холод»; проработки (совместно с ЦИАМ) двигательной установки для гиперзвукового воздушно-космического ЛА разработки НПО «Энергия».

      Работы (2002г.): ЖРД малой тяги; силовые установки КА; ПВРД, малоэмиссионные камеры сгорания СПВРД и ГПВРД; форсажные камеры ВРД.

      Гл. конструктор (1964-83г.)- В.Г. Степанов, (1983-91г.)- Д.Д. Гилевич, (1991-2004г.)- Г.В. Комиссаров {5.11.1942-}, (2005г.)- И.И. Костенко.

      Зам. гл. конструктора (1960-е)- И.Б. Кизельштейн, (1960-е)- В.С. Титов, Г.М. Грязнов, (1970-е)- В.И. Сербин, (1970-е)- И.Б. Леванов, (2002г.)- Б.П. Лысенко, (2002г.)- И.И. Костенко.

      Гендиректор (1991-2004г.)- Г.В. Комиссаров, (2004-05г.-)- Ю.Т. Руднев.

      Зам. гендиректора (2002г.)- И.В. Земнухов.

      Директор опытного завода (1987г.)- Ю.П. Конин, производства (2005г.)- И.В. Земнухов.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- А.А. Пуксов; (1960-е)- Д.Д. Гилевич, (1960-е)- Н.В. Ульянов.

      Председатель совета директоров (2002г.)- В.М. Петренко.69

      Создано: ЖРДМТ: КР-15 для БПЛА «Ястреб», 210 для КА «Полет», 5Д18, 4Я18, 11Д78, 11Д79 для межпланетных КК (1967); ПВРД: 3Д80, 3Д81, 3Д82 и 3Д83 для КР 3М80 комплекса «Москит»; 31ДПК для Х-31 (ПВРД-52, 1977), «52М» для Х-31А; ПВРД «изд. 58» для гиперзвуковой ГЭЛЛ (1988);49 двигательная установка системы обеспечения запуска для разгонного блока «Д» (1960-е); форсажная камера и всережимное регулируемое сопло для РД-33 (1970-е).101

Филиал ММЗ «Союз» МАП, В-8774

      По пр. № 297с от 6.09.1967г. филиалу ММЗ «Союз» присвоено наименование «п/я В-8774».

Московское опытно-конструкторское объединение (ОКО) МАП, Московское НПО (МНПО) «Союз» МАП, А-3492, Авиамоторный научно-технический комплекс (АМНТК) «Союз», ОАО «АМНТК «Союз»

      /119048 г. Москва, Г-48 Лужнецкая наб., 2/4 «Кабина»/

      /119270 г. Москва Лужнецкая наб., 2/4 тел. 242-00-49 www.amntksoyuz.ru/

      Московское ОКО создано в 1973г. в ведении 3ГУ МАП, в его составе: ММЗ «Союз» (головной), МКБ «Союз» (г. Москва), Машиностроительное бюро «Союз» (г. Уфа). Затем в состав объединения вошло Тураевское МКБ «Союз». МНПО «Союз» образовано в 1981г. на базе ММЗ «Союз», в 1987г. – в ведении 13ГУ МАП. В 1967-87г. имело наименование «п/я А-3492». В состав НПО, кроме завода «Союз», входило (1987г.) ОКБ «Союз» (имело те же реквизиты, что и объединение) и подчинялось самостоятельное Моторостроительное КБ (г. Омск). Далее в состав МНПО вошдо ОКБ моторостроения (г. Воронеж).

      В 1996г. АМНТК «Союз» вошёл в состав ВПК «МАПО». По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. ОАО вошло в перечень стратегических предприятий. В 2008г. планировалось предприятие ликвидировать, территорию отдать под гостинично-торговый и офисный центр. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).

      Численность персонала (1972г.)- 12775 чел.164

      Гендиректор (1987г.)- О.Н. Фаворский, (1990г.)- В.К. Кобченко.

      Гл. конструктор (1987г.)- О.Н. Фаворский, (1990г.)- В.К. Кобченко.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- Б.М. Веселов.

      

Завод № 300 НКСС

      Производство инструмента (11.1943г.).

< 1 52 53 >