Предприятия № 21-40

      

Завод № 38 НКТП, АО «Коломенский машиностроительный завод», Коломенский завод ВСНХ, НКТП, Коломенский паровозостроительный завод (КПЗ) им. В.В. Куйбышева НКТМ, Минтрансмаша, Коломенский машиностроительный завод («Коломмашзавод») им. Куйбышева НКТМ, Кировский машиностроительный завод им. 1-го Мая, ОАО «Кировский машиностроительный завод им. 1-го Мая»

      /с. Боброво Сандыревской вол. Коломенского у. Московской губ. (1909г.); ст. Голутвино Московско-Казанской ж/д Коломенского у. Московской губ. (1916-25г.); г. Коломна Московской обл.; г. Киров www.crane.kirov.ru/

      Коломенский завод основан в 1863г. В 1869г. выпустил первый паровоз, в 1903г. – первый дизель. В 1871г. АО «Коломенский машиностроительный завод» построило Кулебакскую верфь на Оке, в 1909г. в составе Общества – Кулебакский чугуноплавильный и железоделательный завод. В 1909г. Общество – в ведении Горного департамента. В конце XIX в. построены первые в мире танкеры, в 1907г. – первый в мире колесный теплоход «Мысль», а в 1908г. – винтовой «Дело». До войны строил также паровозы, тендеры, вагоны, мостовые конструкции, стропила, баки, выпускал чугунное и медное литье, выполнял ремонт различных машин. В годы I-й Мировой войны входил в «группу Царицынских заводов», изготовлявших в кооперации 3-дм пушки (выпускал лафеты). В группу входили также заводы Лесснера, Сормовский и Петроградский металлический. 15.06.1915г. снарядный отдел получил заказ от Управления уполномоченного ГАУ по заготовлению гранат французского образца на 40 тыс. корпусов 3-дм гранат, 21.08.1915г. – заказ ещё на 50 тыс. шт. С 07.1915г. начат также выпуск взрывателей 3ГТ для ГАУ, с 1916г. – 3-дм гранат казённого образца, 6-дм бомб (30.09.1916г. – заказ на 11,5 тыс. шт.), 42-лин. снарядов, взрывателей и запальных стаканов к 6-дм бомбам (8.02.1917г. – заказ на 60 тыс. шт.), орудийных колёс. Макс. месячная производительность в 12.1916г. (шт.): 3-дм снарядов – 90700, 42-лин. снарядов – 24500, 6-дм бомб – 1773, взрывателей 3ГТ – 75 тыс., запальных стаканов – 10 тыс., колёс – 1000.162

      В 1902г. образован отдел тепловых машин и насосов, разрабатывавший дизели. Судостроительная часть завода имела два стапеля размерами 250х 30 и 74х 12,6 м с 25 мостовыми кранами. Осенью 1916г. разработан проект сторожевого судна-заградителя «усиленный «Демосфен».

      Декретом ВСНХ от 30.06.1918г. завод национализирован и передан в ведение ГОМЗА Отдела металла ВСНХ (по 1930г.). Входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.), в 05.1921г. контролировался СВП, в 1926г. – инженерно-техническим подотделом ВПУ ВСНХ.125 1.04.1935г. решением Президиума ЦИК по пр. НКТП № 463 от 17.04.1935г. Коломенскому машиностроительному заводу присвоено имя В.В. Куйбышева. В соответствии с пост. СНК № 574 от 16.07.1931г. завод передан из «Парвагдиза» в ведение созданного ВО «Локомотив» ВСНХ. Далее действовал в ведении: НКТП (1932-39г., в 1935г. – в ведении его Главлокомотива, в 03.1936г. – Главтрансмаша), НКТМ (1939-41г.), НКТП (1941-44г.). В 09.1941-08.1942г. – Коломенский машзавод им. Куйбышева НКТМ (в 1942г. – в его непосредственном подчинении). Затем, вероятно, получил № 38.109 В 1939г. завод награждён орденом Ленина.

      Завод не работал в 1918г., возобновил деятельность в 1919г.64 За первую половину 1919г. изготовлено 25750 взрывателей 3ГТ, 14 снарядных ящиков. По пр. ВСНХ № 4 от 9.01.1922г. для усиления производства самолетов заводу требовалось срочно выполнить выданный заказ на 200 коленвалов, 200 носов, 200 задних крышек и 400 распределительных дисков. В 1927г. начата постройка дизелей (по чертежам фирмы МАН) для ПЛ I-й серии Балтийского завода. В том же году для их производства начата постройка нового цеха.

      В 1929г. начата подготовка производства первых советских электровозов (по западной лицензии), с 1932г. начато серийное производство типа Сс («Сурамский тип советского производства»). В 1931г. построены опытные понтонные парки грузоподъёмностью 10 и 20 т, в 1932г. планировалось организовать цех для их производства. В 1931г. строился опытный дизель М-50 (МН-1) 3200 л.с. для подводной лодки. На 1932г. задан выпуск авиабомб АФ-500 (ни одной не изготовлено) и АФ-1000 (выпущено 17 шт.). В соответствии с пост. СТО от 11.07.1933г. переориентирован на судостроение, судостроительная верфь завода в 1934г. передана в ведение Главречпрома. В начале 1930-х г. изготовлены секции для трех ПЛ, переданные затем на Дальзавод и «Красное Сормово».92,115

      В 1936г. заводу передан танк Т-35 для отаботки на нем паросиловой установки.

      В соответствии с пост. СТО № ОК-191с от 27.08.1936г. на заводе организована производственная база для постройки и сдачи на госиспытания паровой турбины конструкции проф. Уварова. Планом опытного строительства на 1936-37г. была предусмотрена постройка на заводе газовой турбины ГТ-1 конструкции ВТИ.133 В 1941г. на заводе был литейный участок, но не было прессового производства. Пост. ГКО № 222сс от 20.07.1941г. заводу предписано организовать производство бронекорпусов и башен танков Т-60 для завода № 37 с выпуском в августе – 25 шт., в сентябре – 100, в октябре – 200, ноябре-декабре – по 250. С 09.1941г. начат их выпуск. Пост. ГКО № 726сс от 30.09.1941г. заводу поручено изготовление в 10.1941г. направляющих для ПУ М-8.

      В соответствии с пост. ГКО № 752 от 9.10.1941г. танковое производство завода планировалось эвакуировать в Ташкент на площадку завода сельхозмашиностроения, но затем направлено в г. Киров на площадку кранового завода им. Первого Мая и объединено с ним в единый завод № 38 НКТП. К концу 1941г. прибыло 1500 ед. оборудования, 490 из них было установлено. Часть завода эвакуирована в Красноярск на площадку завода № 586 НКВ. Всего было вывезено 3260 вагонов (2590 ед. оборудования, 4840 работников и 5192 члена семей).

      На новом месте начато не только бронекорпусное, но и танковое производство. Пост. ГКО № 899сс от 14.11.1941г. по пр. № 27 от 17.11.1941г. заводу установлен суточный план по выпуску Т-60 – 12 шт. к концу января 1942г. Первые 5 Т-60 собраны в 01.1942г.109 Пост. ГКО № 951сс от 23.11.1941г. Коломенскому заводу в Кирове задан план выпуска установок М-13: 115 шт. в период с 1.12.1941г. по 15.02.1942г. В соответствии с пост. ГКО № 1417 от 9.03.1942г. на заводе № 38 начато освоение производства танка Т-70. 4.05.1942г. вышло пост. ГКО № 1698 о производстве на заводе танков Т-60 и Т-70. В соответствии с пост. ГКО № 2559 от 2.12.1942г. на заводе начат выпуск САУ. Производство (шт.): (1942г.): Т-60 – 537, Т-70 – 1378, СУ-76 – 26; (1943г.): СУ-76 – 1097; (1944г.): СУ-76 – 1103.106

      В составе завода: экспериментальный цех, КБ. В 1944г. цех и КБ переведены на восстановленный завод № 75.

      15.05.1942г. вышло пост. ГКО № 1758 о восстановлении производства дизелей на Коломенском заводе. В 11.1943-03.1944г. Коломенский завод – в ведении НКТМ. После войны на старом месте воссоздан КТЗ: производство тепловозов, дизельных двигателей.

      28.08.1943г. вышло пост. ГКО № 3987 об обеспечении строительства завода в Кирове. 28.03.1944г. – пост. ГКО № 5503 о производстве на заводе дизелей для ВМФ.

      Завод № 38 в 1944г. – в ведении НКТП. 21.08.1944г. вышло расп. ГКО № 6437 о передаче бывшего Кировского машиностроительного завода им. 1-го Мая из НКТП в ведение НКПС.

      Осенью 1944г. основная часть оборудования и кадров завода передана в Харьков заводу № 75.

      В соответствии с пост. ГКО № 8736сс от 26.05.1945г. на завод вывезено 300 м/р станков и 2 турбогенератора с завода «Борзиг» фирмы АЕГ в г. Берлине (Генигсдорф). Затем в соответствии с пост. СНК № 2842-824с от 6.11.1945г. по пр. НКЭП № К-540с от 10.11.1945г. это оборудование, а также документация и оснастка по электровозам переданы на НЭВЗ.

      В 1947г. КПЗ им. Куйбышева – в ведении Минтрансмаша. Кировский машиностроительный завод им. 1-го Мая был в 1960-е г.

      Завод имел своё металлургическое производство (1947г.).

      Далее – ОАО «Кировский машиностроительный завод им. 1-го Мая».

      Численность персонала (1900-е г.)- около 10 тыс. чел., (1909г.)- 7758 раб.,153 (11.1921г.)- 9300 раб.

      Директор- И.С. Доценко, (-1938-39г.)- В.А. Малышев, (1941-05.1942г.)- Е.Э. Рубинчик,61 (08.1942г.)- Гоциридзе.

      Гл. инженер (1930-е)- В.А. Малышев, (-1938г.)- С.А. Степанов.

      Гл. конструктор: танкового производства (-1942-44г.)- М.Н. Щукин (СУ-76).

      Зам. гл. конструктора (1930-е)- В.А. Малышев. Зам. гл. металлурга (1941-42г.)- Н.Н. Смеляков.

      Начальники цехов: дизельного (1930-е)- В.А. Малышев; литейного (1940-41г.)- Н.Н. Смеляков.

      Начальники отделов: судостроительного (1933г.)- М.С. Александров.

      Производство: землечерпательница «Окская-1» (1892); теплоходы: буксиры: колесные «Мысль» (1907), «Коломенский дизель» (1907)-15, «Матвей Башкиров» (1916), типа «Горняк» (1928-31)- 6, 1200 л.с. типа «Сергей Киров» (1930-е), 1400 л.с. типа «Первая Пятилетка» (1930-е)- 4; винтовые танкеры «Дело» (1908), «Эммануил Нобель» (1909), (1910-11)- 3; грузопассажирские: типа «Бородино» «Бородино», «Двенадцатый год», «Кутузов», «Багратион», «Цесаревич Алексей» (1911-12), «Иоанн Грозный», «Царь Михаил» (-1914)- 11; типа «Дагестан» «Дагестан», «Туркменистан» (1932-34); минзаги: «Яуза» (1917), «Березина» (1917), типа «Демосфен» «Кубань» (1917-), «Терек» (1917-); бронекатера «Тревога», «Партизан» (1920-31); ПЛ: Х серии Щ-313, Щ-314, Щ-315 (11.1934-, достройка на «Красном Сормове»); электровоз Сс (1932-); танки: Т-60 (1942)- 537, Т-70 (1942)- 1378,106 Т-80 (ВОВ), САУ СУ-76 и СУ-76М (1942-44)- 2226106; судовые дизели: 260 л.с. для канонерских лодок (1906), 42БМ6 для ПЛ «Декабрист» (1927-); типа МАН для сухогрузов типа «Пионер» (1920-е-30-е); 60ГРС-6 (1933), 38В8 и 38К8 для ПЛ «Щука», «Малютка», «К» (1930-е), 38КР8 для речного монитора пр. СБ-12 (1939); 1Д для ПЛ типа «С», «Л» (1940), 6Д для тральщиков пр. 53у (1939), 18Д для буксиров пр. 10 (1940-е); взрыватель 3ГТ (1919), корпуса авиабомб АФ-1000 (1932), детали для РС М-30 (1942); снарядные ящики (1919).

КБ завода № 38 НКТП

      В соответствии с пост. ГКО № 2429сс от 19.10.1942г. начата разработка САУ СУ-12, пнв как СУ-76. В 1943г. создан модернизированный вариант СУ-76М. В 1944г. КБ с экспериментальным цехом завода переведены на восстановленный завод № 75.

      Начальник (1944г.)- М.Н. Щукин.

Вятские железнодорожные мастерские, Вятский завод ВСНХ, НКПС, Крановый завод им. 1-го Мая

      /г. Вятка, г. Киров/

      В 1899г. построены мастерские для ремонта паровозов и вагонов. В год ремонтировали 7-8 паровозов и 200-250 вагонов.

      15.05.1930г. Вятские ж/д мастерские реорганизованы в машиностроительный завод и переданы в ведение «Уралмаштреста». В соответствии с пост. СНК № 574 от 16.07.1931г. Вятский завод передан из ВОМТ в ведение созданного Объединения металлургического и горнорудного машиностроения ВСНХ. В 04.1932г. пост. СТО завод передан в ведение НКПС, ему присвоено имя 1 Мая.

      После Гражданской войны работа мастерских возобновлена. В 1921-23г. ежегодно ремонтировали до 18 паровозов и 650 вагонов; в 1928-29г. годовой план – 25 паровозов, 3485 вагонов.

      С 1930г. начат выпуск горнозаводского и золотодобывающего оборудования (центробежных насосов, буровых станков, машин для обработки руды, узкоколейных вагонов). С 1932г. перепрофилирован на производство подъёмных машин для ж/д транспорта.

      В 10.1941г. на площадку кранового завода им. 1-го Мая эвакуирован завод № 38. В результате объединения создан объединенный завод № 38.

      Численность персонала (1900г.)- около 300 чел., (1914г.)- около 600 чел.

      Производство: кран ж/д ПК-6 (1936-41)- 365.

Коломенский завод им. В.В. Куйбышева НКТМ, Коломенский паровозостроительный завод (КПЗ) им. В.В. Куйбышева Минтрансмаша, МТиТМ, Коломенский орденов Ленина, Октябрьской Революции и ТКЗ тепловозостроительный завод (КТЗ) им. В.В. Куйбышева МособлСНХ, ПО «Коломенский завод им. В.В. Куйбышева» МТМ, А-7187, ОАО «Холдинговая компания «Коломенский завод»

      /г. Коломна Московской обл./

      Восстановленный в Коломне машиностроительный завод (возможно, в 1944г.) действовал в ведении: НКТП (-1944г.), НКТМ (1944-45г.), Наркомтрансмаша (1945-46г.). В 1945г. награждён орденом ТКЗ. 21.11.1945г. переименован в КПЗ им. Куйбышева.

      В годы войны на старом месте в Коломне восстановлено производство паровозов, а затем тепловозов, дизельных двигателей. 29.08.1943г. вышло расп. ГКО № 4002 о дополнительной поставке заводу материалов для производства паровозов; 14.11.1943г. – расп. ГКО № 4573 о расселении в Коломенском районе 4000 раб. завода и о возвращении на завод из армии 28 квалифицированных раб. 8.12.1944г. вышло пост. ГКО № 7094 о ходе организации производства на заводе тюбингов для 4-й очереди Московского метрополитена.

      Далее действовал в ведении: Минтрансмаша (1946-53; 1954-57г.), МТиТМ (1953-54г.), МособлСНХ (1957-65г.), Министерства тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения (1965-75г.), Министерства тяжёлого и транспортного машиностроения (1975г.-). 1.06.1956г. КПЗ переименован в КТЗ им. Куйбышева, 14.09.1976г. он вошёл в состав ПО дизелестроения и тепловозостроения г. Коломны. 24.04.1979г. на базе завода создано ПО «Коломенский завод им. Куйбышева», имело наименование «п/я А-7187». В 1971г. завод нагаждён орденом Октябрьской Революции.

      Пр. по заводу от 10.06.1948г. была создана ЦНИЛТМ.

      Производство: паровозы, тепловозы, вагоны, дизели, передвижные электростанции, трамваи, щиты и тюбинги для метрополитена, металлические части мостов, сельхозмашины. На заводе также проектировались товарные и пассажирские вагоны, тепловозы, электровозы, танк-паровозы, паровозы: высокого давления, бестопочный.137

      29.11.1967г. вышло расп. правительства № 2755-рс о невыполнении заводом работ по созданию судового дизеля 8Д49. Расп. правительства № 2037-рс от 24.09.1970г. КТЗ освобожден от работ по созданию дизеля мощностью 12 тыс. л.с.

      Единственный в России производитель магистральных тепловозов (2004г.). Разработка и производство (2005г.): двигатели и дизель-генераторы энергетических установок для кораблей ВМФ.

      В 2005г. – КТЗ. В 2005г. вошел в ТМХ.

      Гл. конструктор: по машиностроению (2005г.)- В.А. Рыжов.

      Гл. конструкторы: (1980-е)- Е.А. Никитин (30ДГ), (1990-е)- В.А. Рыжов (28ДГ).

      Член совета директоров (2001г.-)- И.Е. Левитин.

      Производство: тепловозы: ТЭП60 (1960-е-80-е), ТЭП70 (2003); пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К (2007); судовые дизели: 37Д для ПЛ пр. 611, 613, 629, 633, 649 (1950-е); 42Д для ПЛ пр. 641, 641Б (1960-е); 43Д для ПЛ пр. 651, «Кефаль» (1960-е); 30ДГ для ПЛ пр. 636, 877 (1980-е); 28ДГ с дизелем Д-49 (ЧН26/26) (1990-е) для ПЛ пр. «Лада», «Амур»; дизель-дизельный агрегат 1ДДА12000 с дизелями 16Д49 для корвета типа «Стерегущий» (2000-е); тепловозные дизель-генераторы: 4-36ДГ, 5-26ДГ (2006).

      

АРМ-38 ГВФ

      См. АРЗ № 411 ГА.

      

НИИ-38 НКОП

      См. завод № 185 НКОП.

< 1 54 55 56 60 >