Предприятия № 701-800

Завод № 751 им. Карла Маркса НКМВ, Завод «Лесснер № 2» («Новый Лесснер»), Соединенный механический завод № 2 Русского АО соединенных механических заводов (бывш. Лесснер) ВСНХ, Государственный механический завод № 2, Морской минный завод ВСНХ, Государственный механический завод № 30 им. Карла Маркса ВСНХ, Государственный завод текстильного машиностроения им. Карла Маркса, Государственный завод № 1 им. Карла Маркса, Машиностроительный, чугунолитейный и котельно-механический завод им. Карла Маркса ВСНХ, Завод текстильного машиностроения им. Карла МарксаНКТП, НКТМ, НКОМ, Машиностроительный завод им. Карла Маркса НКМВ, Государственный ордена Ленина и ордена ТКЗ машиностроительный завод им. Карла Маркса ММиП, ММ, Ленинградское объединение им. Карла Маркса по производству машин для легкой промышленности ЛенСНХ, Ленинградское машиностроительное объединение им. Карла Маркса, АООТ, ОАО «Машиностроительное объединение им. Карла Маркса»

      /г. СПБ Выборгская наб., 23/25 (1909г.); г. Петроград Б. Сампсониевский пр., 78-80 (1915г.); г. Ленинград пр. Карла Маркса (1926г.) п/я 518 (1941г.); г. Ленинград, 44 ст. Кушелевка пр. им. К. Маркса, 78/80 «Трибуна» (1948-54г.)/

      /194044 г. СПБ Б. Сампсониевский пр., 66/

      В 1882г. на новой площадке на берегу реки Большая Невка был основан завод «Лесснер» № 2, в 1898г. «Новый Лесснер» пущен в эксплуатацию как отделение завода «Г.А. Лесснер». Местоположение завода было неудачным из-за постоянной угрозы затопления. В 1904-05г. освоен первых в России автомобилей, производство которых продолжалось по 1910г. В годы I-й Мировой войны выпускал снаряды калибра 3-6 дм. Русское АО соединенных механических заводов (бывшее Лесснер) было в 1916г. (наряду с АО чугунолитейных, машиностроительных и котельных заводов Г.А. Лесснер).158

      Декретом СНК от 28.06.1918г. Соединенный механический завод № 2 Русского АО соединенных механических заводов был национализирован и передан Центральному правлению заводов среднего машиностроения ВСНХ, в 03.1919г. передан в ведение правления петроградских заводов среднего машиностроения СНХ СР. В 1920г. переименован в Государственный механический завод № 2 Секции по металлу Петроградского СНХ. В 05-11.1921г. завод «Лесснер № 2» – в ведении Петроградского районного правления заводов среднего машиностроения Петрогубметалла ГУМП ВСНХ.64 В 11.1922г. Морской минный завод переименован (самостоятельно без согласования с ГУВП) в Государственный механический завод № 30 им. Карла Маркса (б. Н. Лесснер), с 29.04.1922г. – в ведении треста «Петромашинострой» Севзаппромбюро ВСНХ. Входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.). В 01.1926г. переименован в Государственный завод текстильного машиностроения им. Карла Маркса, в 06.1926-27г. – в ведении Ленмаштреста ГУМП ВСНХ, в мобилизационном отношении подчинялся подотделу вооружения ВПУ ВСНХ.125 В 1931г. переименован в Государственный завод № 1 им. Карла Маркса в ведении Всесоюзного треста текстильного машиностроения. С 1936г. – завод текстильного машиностроения им. Карла Маркса в ведении ГУ машиностроения для легкой промышленности. На 19.05.1942г. – завод им. Карла Маркса, а в 07.1942г. – завод № 751 им. Карла Маркса 1ГУ НКМВ.129 В 08.1942г. завод № 751 переименован в машиностроительный завод им. Карла Маркса НКМВ.

      С 1918г. по 1924г. с завода вывозилось оборудование, к 1925г. его осталось около 50%, в его числе оборудование шрапнельной и прессовой мастерской. В 03.1921г. выполнял военные заказы, в феврале (возможно, 1922г.) планировалась остановка производства. В 1926г. при заводе им. Карла Маркса организован «военный отдел» по проектированию торпедных аппаратов для ПЛ и надводных кораблей. В 1927г. изготавливал торпедное вооружение для ПЛ I-й серии Балтийского завода. В 1927г. велось восстановление снарядной мастерской для обработки 48-лин. фугасных бомб со сроком ввода к концу года. В 1928/29г. изготавливал затворы для 76-мм полевых пушек. В 1932г. на части территории завода им. Карла Маркса организован завод № 103 для производства торпедных аппаратов. В его состав включен «военный отдел» как конструкторское подразделение. Возможно, в 1927г. в состав завода влит завод «Красная Звезда».

      В 1933г. завод был переориентирован с судостроения (производство деталей для ПЛ, торпедное вооружение, минные компрессоры) на текстильное машиностроение. В связи с этим 3 механические и одна меднолитейная мастерские со всем оборудованием и личным составом были переданы в ведение «Союзверфи».

      Пр. НКТМ № 253сс заводу поручено изготовление 80 комплектов узлов и деталей танка КВ-1 в месяц для Кировского завода. Пр. НКЭП № 30сс от 17.02.1941г. на завод с ХЭМЗа передано производство в 1941г. 200 тыс. корпусов 76-мм снарядов.

      В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. Завод им. Карла Маркса НКОМ подлежал эвакуации в Ташкент на площадку Ташсельмаша и в помещение врачебно-лабораторного корпуса Текстильного комбината. В 02.1942г. часть завода эвакуирована в Пензу на площадку ликеро-водочного завода. Оставшаяся в Ленинграде часть завода продолжила действовать в 1942г.

      С 05.1946г. завод – в ведении Главтекстильлегмаша ММиП, в 03.1953-05.1954г. – ММ, затем вновь в ММиП, с 02.1956г. – Министерства текстильного машиностроения, с 07.1957г. – Управления общего машиностроения ЛенСНХ. В соответствии с пост. ЛенСНХ от 14.09.1962г. на базе Ленинградского государственного машиностроительного завода им. Карла Маркса образовано Ленинградское объединение им. Карла Маркса по производству машин для легкой промышленности, в состав которого вошли также Государственный машиностроительный завод «Вперед», завод «Вулкан», Псковский машиностроительный завод и Псковский литейно-механический завод «Выдвиженец», Ленинградское СКБТМ (1962-66; 1975г.-) и СКБКОМ (12.11.1963г. вышло из объединения). Пост. ЛенСНХ от 24.10.1964г. объединение переименовано в Ленинградское машиностроительное объединение им. Карла Маркса. Пост. правительства от 30.09.1965г. и ЛенСНХ от 20.10.1965г. объединение передано в ведение ГУ машиностроения для производства химических волокон и легкой промышленности (с 1966г. – Главхимтекстильмаша) Минлегпищемаша. В 1967г. псковские заводы выведены из состава объединения. В 1970г. объединению подчинено Ленинградское СКТБМХВ, а в 1975г. оно вошло в его состав.

      Завод восстановлен в 1945г. и переведен на выпуск гражданской продукции. Позднее освоен выпуск оборудования для химической промышленности.

      В составе завода (1947г.) цехи: основные: чугунолитейный, кузнечно-сварочный, термический, жестяных барабанов, ширпотреба, станкостроительный, массовых деталей № 6, инструментальный, гальванический, ватерно-механический № 1, автоматный; вспомогательные: паросиловой, электроцех, стройцех, ремонтный, рифленых цилиндров № 5, заготовительный. (1953г.): основные: механические № 1, 2, 5, 6, механо-сборочный № 7, термический, штамповочный, гальванический, кузнечный, литейный, полировочный, автоматно-револьверный; участок точного литья; вспомогательные: инструментальный, ремонтно-механический, строительный, электроцех, модельный, заготовительный, тарный, транспортный, деревообрабатывающий № 3, малярно-упаковочный № 8; восстановительная мастерская; лаборатории: измерительная, химическая, механическая.

      В 1951г. заводу поручено изготовление установочной серии боевых машин РСЗО БМ-24, в 1953г. завод стал ведущим по этим машинам.

      18.12.1992г. объединение преобразовано в АООТ, с 29.07.1996г. – ОАО «Машиностроительное объединение им. К. Маркса».131

      Количество оборудования: (1939г.)- 1687 ед., (1946г.)- 1140 ед., (1947г.)- 1371 ед., (1953г.)- 1513 ед.

      Площадь: территории (1947г.)- 20,4 га, (1953г.)- 18,9 га; застройки (1947г.)- 48727 м2, (1953г.)- 58849 м2; производственная (1939г.)- 51243 м2, (1946г.)- 38991 м2, (1947г.)- 39496 м2, (1953г.)- 79484 м2.

      Численность персонала: (1915г.)- 4520 раб.,158 (1.01.1917г.)- 6511 раб., (1.04.1918г.)- 235 раб., (07.1919г.)- 601 чел. (в т.ч. 450 раб.), (11.1921г.)- 700 раб., (1939г.)- 6621 чел., (1946г.)- 2483 чел., (1947г.)- 2875 чел., (1953г.)- 4150 чел.

      Директор (1909г.-)- В.Л. Старикович, (26.02.1935г.-)- П.А. Макоинов, (1937-39; 1949-51г.)- Н.Н. Чеботарев, (1948г.)- П.Г. Корочин.

      Гл. инженер (1948г.)- Никитин.

      Начальник производства (1948-49г.)- Н.Н. Чеботарев.

Производство: ватеры: прядильные ВВ-76Р, КЛС, ВЛ-108, крутильные ВИШ, ВК-128М, ВК-2 (1947); машины: прядильные ПМ-114, ПМ-88, ПР-108, ПЦ-250; крутильные К-136, К-128, К-176, КВ-150; этажно-крутильная КЭ-200; для производства капрона ПП-700, для производства хлорина ПБ-225, для производства вискозного штапеля ПШ-225; отгонки сероуглерода ОСУ-И; для отделки вискозного жгута ОШ-И; сушильные СЛТ-6, СЛД-6; резательно-мыловочная РМ-И; обмоточная ОГ-2-Э, ОЗ-6-Э; путатель для сушильной машины ПС-180 (1953);129 боевая машина РСЗО БМ-24 (1951-53-).155

Механический завод Гольмстрема и Тунельда, Механический и литейный завод «Вулкан» ТД «Гольстрем и К0», Завод «Вулкан» АО Петроградского механического и литейного завода «Вулкан», Ленинградский государственный медно-котельный, литейный и механический завод «Вулкан», Машиностроительный завод «Вулкан» НКМП РСФСР, НКТМ, НКОМ, НКМВ, п/я 851, Ленинградский государственный машиностроительный завод «Вулкан» ММиП, ММ

      /г. СПБ, г. Петроград ул. Б. Спасская, 28 (1909-15г.); Петроградская наб., 24 (1919г.); г. Ленинград ул. Б. Колтовская, 32 «Вулкан» (1948г.)/

      Завод по изготовлению керосиновых двигателей фирмы Яковлева основан в 1897г. на берегу Малой Невки. В 1907г. куплен АО «Гольстрем и Тунельд» и переименован в Механический и литейный завод «Вулкан». В 1909г. принадлежал ТД «Гольстрем и К0», с конца 1912г. – АО Петроградского механического и литейного завода. В 1916г. действовал под контролем Петроградского района Управления уполномоченного ГАУ по изготовлению гранат французского образца. 10.08.1916г. завод получил заказ от Управления на 50 тыс. запальных стаканов для 3-дм гранат, 22.09.1916г. – ещё на 50 тыс. шт. 22.03.1917г. – новый заказ на 60 тыс. стаканов.162 В 1915г. И.И. Тунельд организовал самостоятельный механический завод.

      Пост. ВСНХ от 23.05.1918г. завод «Вулкан» АО Петроградского механического и литейного завода «Вулкан» был национализирован. С 5.04.1919г. Механический и литейный завод «Вулкан» передан в ведение правления петроградских заводов среднего машиностроения СНХ СР, в 1921-22г. – в ведении треста «Тремасс», с 29.04.1922г. – в ведении треста «Петромашинострой» Севзаппромбюро ВСНХ, в 06.1926г. – Ленмаштреста ГУМП, в мобилизационном отношении подчинялся подотделу вооружения ВПУ ВСНХ.В 1927г. машиностроительный завод «Вулкан» объединен с Государственным медно-литейным механическим заводом «Часовой революции» и получил название Ленинградский государственный медно-котельный, литейный и механический завод «Вулкан». В 1927г. завод вошел в состав треста «Тремасс», с 21.10.1931г. – объединения «Росхозметиз». В 1934г. переименован в Машиностроительный завод «Вулкан» в ведении Росмаштреста НКМП РСФСР. В 1938г. передан в ведение Главполиграфмаша НКМ, в 1940г. – Главсельмаша НКОМ.

      До 1926г. находился на консервации. В 1928г. изготовлял пищеварные котлы к походным кухням.160В 1934г. выполнял заказ по изготовлению 10 походных водоопреснительных станций.

      20.10.1928г. заводу в качестве чугунолитейной мастерской № 21 передан завод «Металлопром».

      Пр. НКТМ № 253сс заводу поручено изготовление 80 комплектов узлов и деталей танка КВ-1 в месяц для Кировского завода.

      В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. завод «Вулкан» НКОМ подлежал эвакуации в Ташкент на площадку завода «Ташсельмаш» и в помещение врачебно-лабораторного корпуса Текстильного комбината. В 07.1942г. завод «Вулкан» действовал в Ленинграде в ведении Главсельмаша НКМВ (сначала планировалось передать его в 1ГУ НКМВ). В 1942-45г. имел наименование «п/я 851».

      В 1946г. переименован в Ленинградский завод текстильного машиностроения «Вулкан» Главтекстильлегмаша ММиП, в 03.1953-05.1954г. – в ведении ММ. В 1957г. передан в ведение Управления общего машиностроения ЛенСНХ, с 1960г. – Управления машиностроения ЛенСНХ. Пост. ЛенСНХ от 14.09.1962г. завод «Вулкан» включен в состав вновь созданного Ленинградского объединения им. Карла Маркса.131

      В составе завода (1947г.) цехи: основные: механо-штамповочный № 1, кузнечно-заготовительный № 2, чугунолитейный с компрессорной № 3, сборочный № 8, станкостроительный № 9, текстильных приборов № 10, экспериментальный № 14, механический № 15; вспомогательные: модельный, ремонтно-строительный № 11, инструментальный и термической № 4, ремонтно-механический № 5, электроцех № 6, транспортный № 7, котельные.

      Изготовлял опытные образцы вязальных машин, разработанных в СКБТМ.

      Количество оборудования: (08.1915г.)- 6 ед., (01.1918г.)- 80 ед., (1946г.)- 870 ед., (1947г.)- 951 ед.

      Площадь: территории (1947г.)- 8,92 га; застройки (1947г.)- 30222 м2; производственная (1939г.)- 15410 м2, (1946г.)- 21120 м2, (1947г.)- 21836 м2.

      Численность персонала: (1909г.)- 160 раб., (1915г.)- 2100 раб.,158(07.1919г.)- 105 чел. (в т.ч. 80 раб.), (1939г.)- 2057 чел., (1946г.)- 1643 чел., (1947г.)- 1766 чел.

      Директор (1948г.)- Красовицкий.

      Гл. инженер (1948г.)- Мансырев.

Производство: артиллерийские снаряды, насосы; железо оцинкованное и луженое, литье (1909);153 машины чесальные: БК-40, БПВ; станки: для оттяжки шляпок ОС, для точки шляпок ТС, для обтяжки барабанов ОК-2, для шлифовки барабанов ТБВ, ОГТ-1; станки: зубофрезерный 532, токарный (1947).129

Чугуно-меднолитейный и механический завод «Металлопром»

      С 20.01.1926г. завод был арендован С.Г. Микулицким. С 1.10.1928г. вошёл в состав треста «Тремасс», а с 20 октября передан заводу «Вулкан» в качестве самостоятельной чугунолитейной мастерской № 21. В 1930г. мастерская включена в состав завода и перестала быть самостоятельной.131

Псковский машиностроительный завод

      /г. Псков/

      Пост. ЛенСНХ от 14.09.1962г. Псковский машзавод включен в состав вновь созданного Ленинградского объединения им. Карла Маркса, в 1967г. завод вышел из объединения.131

      В 1960-е г. имел филиал в г. Остров Псковской обл.

Специальное КБ по проектированию трикотажных и обувных машин (СКБ ТОМ) ММ, ММиП, СКБ по проектированию кожевенных и обувных машин (СКБ КОМ) ММиП

      /г. Ленинград Измайловский пр., 22/

      В соответствии с ПСМ № 391 от 8.03.1954г. по пр. 174 от 20.03.1954г. организовано Хозрасчётное СКБ ТОМ в ведении Главлегмаша ММ, Устав утверждён 28.04.1954г. По пр. № 6 от 7.05.1954г. передано в ведение ММиП. По пр. № 307 от 28.11.1955г. из СКБ ТОМ выделено СКБ КОМ, Устав утверждён 11.01.1956г. В соответствии с ПСМ № 105 от 28.01.1956г. по пр. № 6 от 2.02.1956г. передано в ведение Главлегмаша ММ, с 1957г. – Управления машиностроения ЛенСНХ. Со 2.10.1962г. передано в состав Ленинградского объединения им. Карла Маркса ЛенСНХ, в соответствии с ПСМ № 949 от 11.09.1963г. по пр. № 85 от 12.11.1963г. выведено из состава объединения и передано в ведение ГК по машиностроению при Госплане. В соответствии с ПСМ № 1083 от 17.12.1965г. по пр. от 12.01.1966г. передано в ведение Главлегмаша Минлегпищемаша, пр. № 156 от 27.03.1967г. утверждён новый Устав.

      Задачи СКБ: разработка новых машин и автоматических линий для трикотажной, обувной и кожевенной промышленности, электроприводов и пультов управления для этих машин.

      Структура СКБТОМ: административно-управленческий персонал: начальник, гл. инженер, гл. конструктор, зам. начальника, ст. инспектор по кадрам и секретной переписке, ст. инженер по планированию и нормированию, ст. бухгалтер, зав. АХО; производственно-конструкторские отделы: плоских трикотажных машин, круглых трикотажных машин, обувных машин, кожевенных машин, технологический, электроприводов и автоматики, экспериментально-исследовательский, по расчёту механизмов и машин; бюро оформления техдокументации.

      Структура СКБКОМ (1950-е): административно-управленческий персонал: начальник, гл. инженер/гл. конструктор/зам. начальника, ст. инспектор по кадрам и секретной переписке, ст. инженер по планированию и нормированию, ст. бухгалтер, зав. АХО; производственно-конструкторские отделы по проектированию оборудования: для мокрых процессов обработки кож, для подготовки деталей обуви и отдельных операций производства обуви, для обтяжно-затяжных и пошивочных операций производства обуви, технологический, электроприводов и автоматики, экспериментально-исследовательский; бюро: нормализации и стандартизации, оформления техдокументации.

      По пр. № 606 от 16.09.1966г. СКБ утверждено в качестве головного и специализированного на проектировании оборудования для кожевенной и обувной промышленности.

      Структура СКБКОМ (1969г.): административно-управленческий персонал: начальник, гл. инженер, зам. начальника по производству и проектированию, сектора: планово-производственный, снабжения, кадров; бухгалтерия, техбиблиотека, техархив, АХО; производственно-конструкторские отделы по проектированию оборудования: для мокрых процессов обработки кож, для сухих процессов обработки кож, автоматических линий, пресс-форм для обувного производства; экспериментально-исследовательский; сектора по проектированию: обувных автоматов, многооперационных обувных машин и агрегатов, обтяжно-затяжных машин, оборудования для пошивочных операций, электроприводов и автоматики, гидравлических и пневматических приводов кожевенных и обувных машин; по техническим расчётам кожевенных и обувных машин; экспериментальныелаборатории: обувных машин, кожевенных машин; бюро: нормализации и стандартизации, оформления техдокументации.

      Начальник (1969г.)- М. Смирнов.88

Специальное КБ трикотажных машин (СКБТМ) ММиП, ЛенСНХ

      /194044 г. Ленинград пр. Карла Маркса, 66/

      СКБТМ создано по пр. № 307 от 28.11.1955г. в ведении Главлегмаша ММиП, в 1957-65г. – в ведении Управления машиностроения ЛенСНХ, с 1965г. – Минлегпищепрома. С 1962г. входило в состав Ленинградского объединения им. Карла Маркса. По пр. № 22 от 7.12.1965г. СКБТМ административно подчинено объединению им. Карла Маркса, по пр. № 11 от 12.01.1966г. передано в ведение Главлегмаша. По пр. № 386 от 26.07.1975г. вновь включено в состав объединения им. Карла Маркса в качестве производственного подразделения.

      Проектирование кругловязальных трикотажных машин, основовязальных машин и чесально-вязальных агрегатов для производства нетканых материалов. Своей экспериментальной базы СКБ не имело, опытные образцы изготавливались на заводе «Вулкан» и Оршанском объединении «Промшвеймаш».

      Директор (1977г.)- С.А. Башков.88

Хозрасчётное специальное констукторско-технологическое бюро машин химических волокон (СКТБ МХВ)

      СКТБ МХВ создано в соответствии с ПСМ № 795 от 23.07.1958г. и расп. СМ СССР № 952-р от 17.04.1959г. и расп. СМ РСФСР № 2530-р от 12.05.1959г. в ведении Управления общего машиностроения ЛенСНХ. В соответствии с ПСМ № 949 от 11.09.1963г. СКТБ передано в ведение ГК по машиностроению при Госплане, в его составе организовано ОП для проведения предпроектных и экспериментально-исследовательских работ. С 1.01.1966г. – в ведении Главхимтекстильмаша Минлегпищемаша. По пр. № 180 от 29.04.1970г. СКТБ подчинено Ленинградскому объединению им. К. Маркса, а по пр. № 386 от 26.07.1975г. вошло в его состав.

      Задачи СКТБ: проектирование машин, агрегатов и поточных линий для промышленности химических волокон (искусственных и синтетических), а также технологической оснастки для производства данного оборудования.

      По пр. № 606 от 16.09.1966г. СКТБ утверждено головным КБ для проектирующих конструкторских служб заводов Главхимтекстильмаша (завода им. К. Маркса, Псковского машзавода, Орловского завода «Химтекстильмаш», Чебоксарского завода «Химтекстильмаш», ММЗ им. 1 Мая, Серпуховского мехзавода «Х Октябрь», Селиванского машзавода).88