Предприятия № 61-100
Завод № 100 им. Сталина НКХП, Азотно-туковый завод
/с. Бобрики, г. Сталиногорск, г. Новомосковск Тульской обл./
В 10.1940г. из состава Химкомбината выделен завод № 100 НКХП, специализировавшийся только на выпуске иприта. Плановая мощность – 11000 т в год.
В соответствии с пост. ГКО № 779 от 13.10.1941г. Сталиногорский азотно-туковый комбинат (завод № 100) эвакуирован в г. Березники, но затем вскоре реэвакуирован и воссоединен со Сталиногорским азотно-туковым комбинатом. В 1942-43г. была попытка восстановить выпуск иприта в цехе № 25 и снаряжение в цехе № 21, но производства не было.71
Бобриковский химический завод, Химический комбинат им. И.В. Сталина, Сталиногорский азотно-туковый комбинат им. И.В. Сталина, Сталиногорский химический комбинат, Новомосковский химкомбинат
/с. Бобрики, г. Сталиногорск, г. Новомосковск Тульской обл./
Химкомбинат начал строиться в 1929г. на новом месте в селе Бобрики. В соответствии с пост. Политбюро ЦК ВКП(б) от 15.01.1930г. требовалось закончить строительство и ввести комбинат в строй к 1.10.1931г. мощностью 40 тыс. т аммиачной селитры и 14 тыс. т мелинита в год (в 1932г. не был сдан).92
Пост. СТО от 22.12.1933г. в состав Бобриковского энергохимкомбината включён Керамический комбинат. В 10.1940г. из состава химкомбината выделен завод № 100 НКХП, специализировавшийся только на выпуске иприта. Во время войны воссоединен со Сталиногорским азотно-туковым комбинатом. 25.03.1942г. вышло пост. ГКО № 1487 о Сталиногорском химкомбинате; 5.10.1942г. – пост. ГКО № 2372 о восстановлении Сталиногорского химкомбината; 26.05.1943г. – пост. ГКО № 3430 о дополнителных мерах по восстановлению комбината. По расп. ГКО № 4095 от 12.09.1943г. на Сталиногорский химкомбинат и Уралхимпромстрой направлено 1000 чел., освобожденных из лагерей. 16.05.1945г. вышло пост. ГКО № 8633 о вывозе на Сталиногорский азотно-туковый завод части оборудования химкомбинатов из г. Хайдебрек и Освенцим.
Производство азотных удобрений. При научной поддержке НИОПИК были пущены цеха по выпуску анилина, малеинового ангидрида, м-фенилендиамина.
Керамический комбинат, Сталиногорский огнеупорный завод НКТП, Сталиногорский шамотный завод НКЧМ, Новомосковский шамотный завод МЧМ, Новомосковский огнеупорный завод МЧМ, АООТ, ОАО «Новомосковскогнеупор»
/г. Сталиногорск Московской обл./
Пост. СТО от 22.12.1933г. Керамический комбинат проектной мощностью 50 тыс. т шамотных изделий в год включён в число действующих в составе Бобриковского энергохимкомбината. В 01.1935г. завод – в ведении треста «Союзогнеупоры» ГУМП НКТП.196 В 03.1941г. – Сталиногорский шамотный завод НКЧМ.
Производство (1935г.): шамотные изделия.
В 10-11.1941г. значительная часть оборудования была эвакуирована. В ходе боевых действий завод подвергся незначительным разрушениям. 12.12.1941г. район был освобождён Красной армией. Завод был восстановлен и продолжил работу.
В 1950г. – Новомосковский шамотный завод. По пр. МЧМ № 409 от 13.05.1976г. переименован в Новомосковский огнеупорный завод.
В 1957г. начата реконструкция завода. После неё проектная мощность завода составила 225 тыс. огнеупоров в год.
В 1994г. завод приватизирован и по пр. № 267 от 4.07.1994г. преобразован в АООТ «Новомосковскогнеупор», по пр. № 397 от 6.11.1996г. преобразован в ОАО.
Директор (17.03.1941-23.08.1950г.)- В.К. Каменский; и.о. (12.1941г.-)- В. Голов; (23.08.1950-14.12.1972г.)- М.П. Довнар, (29.12.1972-11.12.1973г.)- П.Д. Орехов, (14.12.1973-10.09.1981г.)- Б.Г. Маркелов, (7.09.1981-14.02.1986г.)- П.А. Найденов, (14.02.1986-16.02.1988г.)- В.М. Клюев, (16.02.1988-19.06.1990г.)- В.К. Лепешев, (19.06.1990-2.11.1998г.)- Л.И. Жаворонкова, (3.11.1998г.-)- В.И. Ваткевич.
Начальники отделов: труда (-1941г.)- П.Г. Моисеенко; финансового (-1941г.)- Н.И. Савушкин; транспортного (-1941г.)- И.Е. Ковалев.
Начальник механической мастерской (-1941г.)- В. Голов.
Сталиногорский завод кислот им. Сталина НКТП
В 03.1936г. завод – в ведении Главазота НКТП.
Сталиногорский анилино-красочный завод
В соответствии с пост. ГКО № 779 от 13.10.1941г. завод эвакуирован.
Сталиногорский фенольный завод
В соответствии с пост. ГКО № 2954 от 1.03.1943г. на заводе начато строительство цеха по производству фенола.
ООО «Азотно-туковый завод»
ОАО «Новомосковская акционерная компания (НАК) «Азот»
/г. Новомосковск Тульской обл./
Входила в состав Минерально-химической компании (МХК) «Еврохим» (2004г.).
Гендиректор (2007г.)- Л.Б. Семанив.
Директор: исполнительный (2005г.)- П.Л. Голосниченко, (2006г.-)- А.В. Савенков; по экономике и финансам (2007г.)- В.А. Запрометов.
Опытный танко-моторный завод № 100 НКТП
/г. Челябинск/
По пр. № 55 от 16.02.1942г. на базе бывшего Опытного цеха ЧТЗ и СКБ-2 в 03.1942г. создан Опытный танко-моторный завод № 100 НКТП. В его состав вошли также бывший опытно-тракторный завод и завод им. Молотова. Сюда с ЧКЗ переданы работы по танку КВ-13 («объект 233»).109 В 1945г. завод передан в ведение Наркомтрансмаша.
В 1942г. образован филиал завода № 100 на Кировском заводе. В 06.1949г. он реорганизован в самостоятельный Всесоюзный танковый НИИ-100 МТМ.
В составе завода (1944г.):кузница, сталеплавильная печь, вагранка, участок формовки и литья чугунных и стальных изделий, модельный цех, лаборатория, ОКБ.
В 1942г. разработан тяжелый танк ИС («Иосиф Сталин»). 24.02.1943г. вышло пост. ГКО № 2943сс об изготовлении опытных образцов танков ИС-1 и ИС-2. Пр. НКТП № 261 от 8.05.1943г. заводу № 100 и ЧКЗ предписывалось изготовить 3 танка ИС и перевооружить два КВ-1С 85-мм пушкой (КВ-85). В соответствии с пост. ГКО № 3891сс от 8.08.1943г. КВ-85 запущен в серию на ЧКЗ. Пост. ГКО № 4043сс от 4.09.1943г. танки КВ-85 и ИС-85 пнв и запущены в серию. Пост. ГКО № 4479сс от 31.10.1943г. танк ИС-2 со 122-мм пушкой Д-25 пнв. 29.03.1945г. вышло пост. ГКО № 7950 о модернизации танка ИС-2.
В 07.1947г. завод № 100 являлся филиалом Кировского завода.
В 09.1945г. закончен проект ИС-7, весной 1946г. принято решение о строительстве двух опытных образцов, первый построен в 09.1946г. В соответствии с ПСМ № 701-270сс от 18.02.1949г. дальнейшая разработка ИС-7 прекращена, все материалы заложены в мобрезерв.
В соответствии с ПСМ № 961-403сс от 29.04.1946г. танк ИС-4 («объект 701») пнв. В соответствии с ПСМ № 701-270сс от 18.02.1949г. необходимо было модернизировать ИС-4 и представить на испытания к 15.07.1949г. 12 машин.
В 08.1949г. сюда с завода № 112 переданы работы по созданию плавающего танка вместе с заделом и оснасткой, 15.08.1949г. вышло ПСМ № 3472-1444 о создании в 1950г. плавающего танка и БТР. 30.08.1949г. сюда переведен Ж.Я. Котин, а16.09.1949г. – 31 конструктор с завода № 112. В 10.1949г. проект танка, первоначально именовавшийся «объект 270», переименован в «объект 740». В 06.1950г. построены два опытных образца. (см. также КБ ЧТЗ)
Директор (1942г.-)- Н. Ворошилов; и.о. (05.1944г.)- Солодухин; (08.1943-44г.-)- г-м Ж.Я. Котин, (07.1947г.)- Гурвич.
Гл. инженер (1942-43г.-)- Н.М. Синев.
Гл. конструктор (1942-05.1944г.-)- А. Ермолаев, (1944-49г.)- Ж.Я. Котин.
Гл. технолог (1942г.-)- Л. Кабардин.
Ведущий конструктор (-1944-45г.-)- М.Ф. Балжа (ИС-3).
Руководитель конструкторской группы (1944г.)- Г. Москвин.
Создано: тяжелые танки: ИС-1 («объект 233», 1943), ИС-2 («объект 234», 1943), ИС-3 (1943), ИС-4 (1943), ИС-1 («объект 237», ИС-85, 1943), КВ-85 («объекты 238, 239», 1943), ИС-2 («объект 240», ИС-122, пнв 31.10.1943г.), ИС-3 («объект 245», 1944), ИС-4 («объект 245», 1944), ИС-5 («объект 248», 1944), ИС-6 («объекты 252, 253», 1944), тяжелый танк прорыва ИС-М (проект, 1944), ИС-3 («объект 703», 1944), «объект 257» (проект, 1945), «объект 258» (проект, 1945), «объект 259» (проект, 1945), ИС-7 («объект 260», 1945), ИС-4 («объект 701», пнв 29.04.1946г.).
Отдельное КБ (ОКБ) Опытного завода № 100 НКТП
Гл. конструктор (1940-е)- А.С. Ермолаев.
Зам. гл. конструктора (1940-е)- Н.М. Синёв.
Работали: (1940-е)- Е.П. Дедов (к), (1940-е)- К.И. Ильин (к), (1940-е)- Н.Ф. Карпачев (к), (1940-е)- Б.А. Красников (к), (1940-е)- М.И. Креславский (к), (1940-е)- Г.Н. Москвин (к), (1940-е)- Г.Н. Рыбин (к), (1940-е)- В.И. Таротько (к).
Всесоюзный научно-исследовательский танковый и дизельный институт № 100 (ВНИИ-100) МТМ, ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИТМ), ЗАО, ОАО «Всероссийский НИИ транспортного машиностроения» («ВНИИтрансмаш»)
/198323 г. Ленинград, г. СПБ ул. Заречная, 2 тел. 149-69-42, 135-98-50/
Всесоюзный танковый НИИ-100 создан в 06.1949г. на базе филиала Опытного завода № 100 на Кировском заводе. В 1966г. он переименован во ВНИИтрансмаш (см. также КБ ЧТЗ).
В соответствии с пост. правительства от 6.05.1955г. по пр. МТМ от 13.05.1955г. в состав института передана ЦБЛ-1 в качестве Московского филиала, 15.08.1967г. он преобразован в самостоятельный НИИ Стали.
До 1960г. – разработка танковых шасси. Принимал участие в создании бронетранспортёра БТР-50П, танков Т-10 и ПТ-76. В 1951-59г. проведен комплекс теоретических и экспериментальных исследований по гидромеханическим трансмиссиям, системам воздухоочистки и охлаждения двигателей, гусеничному движителю. Создан опытный четырехгусеничный танк высокой проходимости. С 1961г. принмал участие в создании танка Т-64.
В 1960-е г. разработано несколько вариантов самоходной ПУ для МБР «Темп-2С»: 4-гусеничные на базе танка Т-64 («объект 432») и тягача «объект 429» или «объект 775»; двухгусеничная на базе СПУ РК РТ-20П; сочлененная на базе тягача «объект 821» с полуприцепом МАЗ-537.
В 1960-е г. разработаны проекты луноходов (экскаваторов, самосвалов, дорожных и строительных машин), многофункциональной машины «Муравей» для долговременной базы на Луне, создано шасси для «Лунохода-1» и «Лунохода-2» (руководитель работ- А.Л. Кемурджиан). В 1980-е г. разработана система крепления бортового манипулятора для ОК «Буран».
Разработка и производстворобототехники: комплексы «Клин-1» на бесклиренсном шасси на базе машины ИМР-2 (1986г.), специализированный транспортный робот СТР-1, принявшие участие в ликвидации аварии Чернобыльской АЭС; КРТ-100, КРТ-200, машина радиационной и химической разведки.
В 1975-90г. на институт были возложены задачи координации НИОКР по военным гусеничным машинам (ВГМ) и оказания помощи КБ заводов. В 1990-е г. принимал участие в разработке целевых программ развития ВГМ.
В 1993г. институт акционирован. По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. ОАО вошло в число стратегических оборонных предприятий. Указом Президента РФ№ 1102 от 27.08.2007г. ОАО включено в состав корпорации «Уралвагонзавод». В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202
В 1990-е г. в рамках конверсии разработаны: машины для фрезерования дорожных покрытий, вакуумно-подметальные; технологическое оборудование для прокладки волоконно-оптических линий связи и контактной сети ж/д транспорта; информационно-вычислительные комплексы и электромеханические приводы для судовых ЯЭУ; тележки, токоприемники, беззазорные сцепные устройства для ж/д транспорта; гидропневматические подвески для троллейбусов.
Разработка аппаратуры для исследования планет.69 Создан аппарат для исследования Фобоса (1980-е г.). Проект марсохода на бесклиренсном шасси (2000-е г.).
В 2000г.: ОКР «Турбина» по разработке опытного образца газотурбиной расширительной энергетической установки (ГРЭУ) для котельных жилищного городского комплекса на базе узлов утилизируемых танковых ГТД.
Работы (2005г.): модернизация ВГМ, разработка средств противодействия ВТО 2-го поколения; производство приборов выверки для танковых пушек; подготовка к выпуску высокозащищенной машины радиационной и химической разведки. К 2005г. институт принял участие в разработке более 150 образцов ВГМ, более 100 из которых приняты на вооружение.101
Предприятие планировалось включить в создаваемый в 2006г. холдинг ОАО «НПО «Бронетанковая техника и артиллерия». В 2013г. планировалось объединить ВНИИТрансмаш, ВНИТИ и ЦНИИМ в единый научно-исследовательский комплекс на площадке 6,3 га (г. СПБ ш. Революции, 58А) с площадью производственных помещений 56 тыс. м2. А на площадке ВНИИТрансмаша в 1,5 га (пос. Горелово Ленинградской обл. ул. Заречная, 2) планировалось строительство завода по производству литий-ионных аккумуляторов для спецтехники и гражданских потребителей площадью 8 тыс. м2.
Директор (1949г.-)- г-м Ж.Я. Котин, (1980-е)- А.Л. Кемурджиан. Гендиректор (2002г.)- Б. Абрамов, 17 (2003г.)- В.В. Степанов.
Гл. конструктор (1949г.-)- Ж.Я. Котин.
Филиал Всесоюзного проектно-технологического института транспортного машиностроения, Особый проектно-технологический институт специального машиностроения
В соответствии с пост. правительства от 1.12.1957г. филиал преобразован в самостоятельный Особый проектно-технологический институт специального машиностроения в ведении 5-го управления Свердловского СНХ.81