Прочие предприятия "А"

      

Александровский главный механический завод, Пролетарский паровозоремонтный завод НКПС, Пролетарский паровозовагоноремонтный завод НКПС, Пролетарский тепловозостроительный завод, Пролетарский завод судового машиностроения МСП, Пролетарский завод (ПЗ) МСП, М-5880, ОАО «ПЗ»

      /г. Петроград ул. Экипажная; г. Ленинград Невский р-н, пр. Дудко, 3 «Пролетарский» (1966г.)/

      /193171 г. СПБ пр. Дудко, 3 тел. 567-32-30 www.bestrussia.com/net/proletar/

      Александровский чугунолитейный завод основан пост. Кабинета Министров от 27.03.1825г., вступил в строй в конце 1826г. в ведении Департамента горных и соляных дел Министерства финансов. В 1834г. передан в ведение ГУ МПС и преобразован в Александровский главный механический завод. В 1830г. построен один из первых русских пароходов «Нева», в 1834г. – первое в России металлическое судно, ПЛ конструкции инженера К.А. Шильдера. В 1867г. построена «ПЛ № 4» по проекту инженера О.Б. Герна. В 1845-46г. построены первые отечественные магистральные паровозы для линии Петербург-Москва, а вскоре ж/д вагоны. Производил морские суда, судовые паровые машины, паровозы, оборудование для поездов, строительные конструкции (перекрытия Зимнего дворца, Александринского театра), художественное литьё (решётки мостов). Первоначально располагался на площадке Путиловского завода. В 1844г. построены вагонные мастерские («вагонное заведение») на территории примыкающей к железной дороге. После этого завод располагался на двух площадках, разделённых рабочим посёлком. К заводу были также присоединены Главные вагонные мастерские Николаевской ж/д. В конце XIX в. создан Инженерный центр, в котором под руководством проф. Н.Л Щукина создан ряд пассажирских паровозов.

      В 1922г. переименован в Пролетарский паровозоремонтный завод НКПС, в 1931г. – Пролетарский паровозовагоноремонтный завод в ведении ВОРЗ НКПС (по 1946г.).

      В 1931г. из состава завода выделен самостоятельный Октябрьский вагоноремонтный завод.

      В 1932г. начата переделка вагонов под погреба для 356-мм железнодорожной артустановки.

      По расп. СНК № 3778-рс от 22.07.1941г. заводу требовалось изготовить во 2-м полугодии 1941г. штамповки корпусов 120-мм мин: 15 тыс. комплектов в месяц (для завода № 77 НКБ).

      Действовал в Ленинграде в 1942, 1943г.

      С 03.1946г. – в ведении ГУ по ремонту подвижного состава МПС (по 1959г.).65 В соответствии с ПСМ № 639 от 15.06.1959г. завод передан в ведение Управления тяжелого машиностроения ЛенСНХ и переименован в Пролетарский тепловозостроительный завод. В соответствии с ПСМ № 973-330 от 19.09.1963г. и расп. СМ РСФСР № 4071-рс от 19.09.1963г. завод передан в ведение ГКС и, в связи с изменением профиля, переименован в Пролетарский завод судового машиностроения. В 01.1966г. Пролетарский завод – в ведении 3ГУ МСП. По приказу МСП от 20.11.1974г. завод вошел в состав НПО «Компас», которое приказом от 2.12.1975г. переименовано в ПТО «Пролетарский завод».131 Имел наименование «п/я М-5880» (1966г.-).205

      Имел СКБТП, затем ЦКБ (1965-70г., затем – самостоятельный ЦНИИ «Компас»).

      В 1960г. перепрофилирован на производство магистральных тепловозов с гидропередачей. С 1963г. вновь перепрофилирован на выпуск судовых машин и гидравлических механизмов.

      В 1970-е г. принимал участие в проектировании (совместно с Невским ПКБ) испытательного комплекса НИТКА в Крыму. Разработаны аэрофинишеры.

      По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. ОАО вошло в число стратегических оборонных предприятий. По Указу Президента РФ от 22.03.2007г. предприятие вошло в состав Центра технологии судостроения и судоремонта (на базе ЦНИИТС). В 2013г. входил в состав Западного ЦСС ОСК. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      Производство (2003г.): рулевые машины, судовые движители, газотурбогенераторы, посадочные комплексы авианесущих кораблей (аэрофинишеры, аварийные барьеры, опытная паровая катапульта), подводные манипуляторы, судовые грузоподъемные механизмы; паротурбогенераторы, насосы.

      Численность персонала (1.01.1917г.)- 1965 раб., (1.04.1918г.)- 2164 раб.131

      Директор (01.1966г.)- В.Е. Мозговой. Гендиректор (2002г.)- И.А. Пашкевич, (-2003-01.2004г.)- В. Суслов, (01-02.2004г.)- В. Гайдамака, (02.2004г.-)- В. Суслов.

      Зам. гендиректора по экономике и управлению (2002г.)- В.А. Богач.69

      Гл. инженер (01.1966г.)- Я.А. Тышнюк, (2002г.)- В.М. Бороздин.

      Начальники отделов: 1-го (01.1966г.)- И.А. Богатыренко.

      Гл. конструкторы: (1989г.)- А.А. Булгаков (аэрофинишеры).

      Зам. гл. конструкторов: (1989г.)- Н.Н. Ларкин (аэрофинишеры).

      Председатель наблюдательного совета (2003г.)- И. Цыплаков.

      Работали: (1935г.)- П.К. Романов (т), (1926-27г.)- В.И. Шестаков (парторг).

      Производство: пароход «Нева» (1830); ПЛ № 4 (1867); судовые машины и гидромеханизмы для атомоходов «Ленин», «Россия», «Севморпуть», супертанкера «Крым»; кран на железнодорожном ходу СМ-539 (1990-е).

Пролетарский вагоноремонтный завод НКПС, Октябрьский вагоноремонтный завод (ОВРЗ) им. Л.М. Кагановича НКПС, МПС, Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ) МПС, АООТ, ОАО «ОЭВРЗ»

      /г. Ленинград, г. СПБ ул. Седова, 45/

      Пролетарский вагоноремонтный завод создан по пр. ВОРЗ НКПС № 252 от 27.06.1931г. на базе «вагонной части» (бывших вагонных мастерских, основанных в 1844г.) Пролетарского паровозовагоноремонтного завода. Пр. НКПС № 15 от 9.01.1932г. переименован в ОВРЗ, в 1935-58г. носил имя Л.М. Кагановича.

      Приказом МПС № Г-23369 от 28.08.1962г. переименован в ОЭВРЗ.

      Производство и ремонт цельнометаллических пассажирских вагонов, моторвагонных секций, тяговых двигателей и вспомогательных машин МВС; ремонт и формирование колёсных пар; стальное литьё.

      17.12.1992г. завод преобразован в АООТ, затем – ОАО «ОЭВРЗ».131

      Крупнейшее в России предприятие по ремонту железнодорожного подвижного состава (2003г.).

      Гендиректор (10.2003г.-)- М. Гаврилов (ранее работал в НПО ТМ).

      Члены совета директоров (-9.10.2004г.-)- И. Гончаров, С.Винник, Й. Арнспергер, К.-Д. Мюллер; (9.10.2004г.-)- М. Матевосян, К. Косолапов, П. Заика, В. Ким, А. Сторчак.

НПО «Компас» МСП, Производственно-техническое объединение (ПТО) «Пролетарский завод» МСП

      НПО «Компас» создано на базе ЦНИИ «Компас». По пр. МСП от 20.11.1974г. в состав НПО «Компас» вошел Пролетарский завод. По приказу МСП от 2.12.1975г. НПО «Компас» переименовано в ПТО «Пролетарский завод». В его состав вошел завод «Экономайзер».131

Механический, литейный и трубочный завод АО «Атлас-Петроград», Государственный литейный, механический и трубочный завод «Экономайзер», Чугунолитейный, механический и трубочный завод «Экономайзер» ВСНХ, Ленинградский топочно-экономайзерный завод «Экономайзер» НКТП, НКТМ, Ленинградский государственный машиностроительный завод «Экономайзер» НКЭСЭП, НКЭП, МТМ, МТиТМ, МСП, А-7415

      /г. СПБ, г. Петроград Шлиссельбургский пр.; г. Ленинград Шлиссельбургский тракт, 10-я верста, Муравьёвский пер., 3/5 (1935г.); г. Ленинград, 33 ул. Цимбалина, 3 (1942г.); г. Ленинград, С-33 пр. Обуховской обороны, 139 (1966г.) «Экономайзер» (1935-66г.)/

      Механический, литейный и трубочный завод АО «Атлас-Петроград» основан в 1842г. Выпускал отливки, трансмиссии, трубы, станки, мины.

      Декретом СНК от 28.06.1918г. завод национализирован и передан в ведение Секции по металлу СНХ СР, в 03.1919г. передан в ведение правления петроградских заводов среднего машиностроения Секции по металлу СНХ СР (с 02.1920г. ПСНХ). В 10.1921г. переименован в Государственный литейный, механический и трубочный завод «Экономайзер» треста «Машинстрой», с 29.04.1922г. – треста «Петромашинострой» Севзаппромбюро ВСНХ, в 11.1925г. – Ленмаштреста ВСНХ. Чугунолитейный, механический и трубочный завод «Экономайзер» входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.).125 В 1930г. переименован в Чугунолитейный, механический и трубочный завод «Экономайзер». Действовал в ведении ВО «Котлотурбина» (1930-33г.), Главэнергопрома НКТП (1933-39г.), с 1939г. – Главкотлотурбопрома НКТМ. В 1940г. передан из НКЭСЭП в ведение НКЭП, в 02-05.1941г. – в системе его Главкотлотурбопрома, с 05.1941г. – Главтурбопрома НКТМ (и на 08.1942г.).

      Производство (1935г.): экономайзеры, топки цепные, литье чугунное. Пр. НКЭП № 27сс от 13.02.1941г. заводу утвержден план производства на 1941г. (шт.): электровентиляторы судовые – 4. Пр. № 30сс от 17.02.1941г. производство корпусов 122-мм снарядов заменено на 152-мм, переданные с «Электросилы» (50 тыс. шт. в 1941г.).

      В соответствии с постановлением ГКО № 99сс от 11.07.1941г. завод «Экономайзер» НКТМ подлежал эвакуации в Свердловск на стройплощадку Уральского турбинного завода. Действовал в Ленинграде в 01.1943г.65

      С 1946г. завод «Экономайзер» – в ведении Минтяжмаша (и на 1947г.). В 1953г. переименован в Ленинградский государственный машиностроительный завод «Экономайзер» в ведении МТиТМ (03.1953-07.1957г.), Управления тяжелого машиностроения ЛенСНХ, с 12.1965г. – в ведении 3ГУ МСП. По пр. МСП от 20.11.1974г. завод включён в состав НПО «Компас», по пр. от 2.12.1975г. переименованное в ПТО «Пролетарский завод». Имел наименование «п/я А-7415» (1966г.-).205

      В 1945-46г. велось восстановление и реконструкция завода.

      При заводе действовало КБ турбомашин (1967г.), далее – СКБТМ.

      Производство (1947г.) турбонасосы и турбовентиляторы для военных судов.

      Численность персонала (1.01.1917г.)- 523 раб., (1.04.1918г.)- 173 раб., (07.1919г.)- 150 чел. (в т.ч. 125 раб.).

      Директор (04.1940г.)- Красильников, (02.1941г.)- Вержбинский, (01.1966г.)- В.И. Багриков.

      Гл. инженер (01.1966г.)- В.А. Долгов.

      Начальники отделов: спецотдела (01.1966г.)- А.С. Шурыгин.

      Работали: (04.1941г.-)- П.И. Алексеев (м), (04.1941г.-)- К.Н. Громов, (04.1941г.-)- А.Н. Гущин (м), (04.1941г.-)- А.А. Мосин (м), (04.1941г.-)- Полушкин (м), (04.1941г.-)- М.Л. Ревзин, (04.1941г.-)- С.М. Розенков (м), (04.1941г.-)- Савкин, (04.1941г.-)- Семенов (т), (04.1941г.-)- Соколова (к), (04.1941г.-)- В.А. Харзин (м), (04.1941г.-)- Шкловский.

      Производство: приводная паровая турбина ППТ-2.

СКБ теплообменных аппаратов и палубных механизмов (СКБТП), ЦКБ Пролетарского завода МСП, А-1097, ЦНИИ судового машиностроения «Компас» МСП, ЦНИИ судового машиностроения (ЦНИИСМ) МСП, ЗАО «ЦНИИСМ»

      /г. Ленинград ул. Малая Садовая, 6 «Компас» (1966г.)/

      /(193171) 192029 г. СПБ пр. Дудко, 3 тел. (812) 640-10-51 www.sudmash.ru/

      СКБТП в составе Пролетарского завода судового машиностроения создано в 1965г. В 01.1966г. КБ, а в 01.1967г. – ЦКБ Пролетарского завода МСП. Имело наименование «п/я А-1097» (1966г.-).205 По пр. МСП № 389 от 22.07.1970г. ЦКБ преобразовано в ЦНИИ судового машиностроения «Компас». Далее на базе ЦНИИ как головного предприятия создано НПО «Компас». По пр. № Н118 от 30.03.1976г. ЦНИИ «Компас» переименован в ЦНИИСМ.

      В составе ЦНИИ (1970г.): 7 специализированных отделений; производственно-экспериментальная лаборатория; отраслевое технологическое бюро ОТБ-3. Далее организованы: НИЛ силового гидропривода; отделение водоподготовки на заводе «Красный гидропресс» (передано из ЦКБС-4). В 1971г. образован отдел проектирования рулевых машин (РМ). Создано научно-исследовательское подразделение по разработке погружных манипуляторных устройств. В 1970-е г. образовано отделение по созданию аэрофинишёров и катапульт для авианесущих кораблей. В 1977г. в состав института включено СКБТМ в качестве отделения.

      Имел филиалы: в Севастополе (1970г.); в Хабаровске (1972г.-).

      Ведущая организация по разработке судовых машин и механизмов, устанавливаемых на все типы судов. К 1970г. созданы и внедрены в производство: ВРШ для рыболовецкого траулера, палубные электрогидравлические краны, рулевые машины, движительные колонки и другие механизмы для плавбазы «Восток». Затем разработаны: ряд аксиально-поршневых гидромоторов типа МГ и насосов типа НК по лицензии фирмы «Константин Раух»; мощные палубные краны г/п 12,5 и 25 т по лицензии шведской фирмы «Хегглундс». С 1971г. начата разработка рулевых машин 3-го поколения, установленных на судах типа «Победа», супертанкере «Крым», ТАКР «Адмирал Кузнецов». Начаты НИОКР по созданию судовых устройств передачи грузов в море на ходу. С 1977г. начаты работы по глубоководному судоподъёму (тема «Норд»). Создано устройство передачи сухих грузов для ПЛ. В 1970-85г. создан и внедрён в производство типоряд опреснительных установок (ОУ); велись научные работы по созданию мембранной опреснительной техники, в т.ч. обратноосмотической. Кроме того, созданы ионитные фильтры, минерализаторы дистиллята, фильтры-дезодораторы, деаэраторы, хлораторы, бактерицидные аппараты. В 1980г. институт назначен головным по ряду узлов системы поиска и сбора железомарганцевых конкреций со дна океана. В 1980г. определён головным исполнителем по созданию индивидуальных буксировщиков лёгких водолазов, в 1986г. тематика передана в ПО «Компрессор» вместе со специалистами. В 1981г. начаты работы по созданию подъёмно-поворотных устройств для испытания гидроакустических комплексов. В 1986г. поручены работы по созданию унифицированного ряда стабилизированных платформ.

      Расп. Невской районной администрации Санкт-Петербурга № 1722-р от 16.07.1996г. ЦНИИСМ приватизирован и преобразован в ЗАО. Входило в группу ИСТ (2004г.). 24.06.2005г. управление ЦНИИ передано ОАО «Балтийская объединенная судостроительная компания» (БОСК). В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ЗАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      С 1991г. начаты конверсионные работы: создание дозировочно-смесительной станции концентратов первых и вторых блюд, электронного сепаратора риса, комплекса оборудования по выработке сосисок, линии по приготовлению мясокостной муки. В 1993г. начаты работы, ранее выполнявшиеся ПКБ «Прогресс» (Украина): разработка шпилей, лебёдок (швартовных, буксирных, траповых), брашпильных приставок. Начата разработка автоматизированного подземно-бурового станка для Ярегского нефтяного месторождения. Создано грузоподъёмное и гидравлическое оборудование для Оскольского электрометаллургического комбината.

      Разработка (2002г.): устройства передачи грузов в море на ходу; взлетно-посадочные комплексы авианесущих кораблей; погружные манипуляторы; оборудование водоподготовки и опреснения; изделия гидравлики; якорно-швартовные механизмы; лебедки; поздемная буровая установка; технологическое оборудование для металлургии; самоходная установка для ремонта электрической железнодорожной контактной сети.

      Направления работ (2022г.): НИОКР, авторский надзор и участие в изготовлении, испытании опытных образцов и выпуске изделий судового машиностроения: рулевых машин; аэрофинишёров взлётно-посадочных комплексов авианесущих кораблей; палубных механизмов (шпилей, лебёдок); судовых кранов г/п до 80 т; подводных манипуляторов; комплексов передачи сухих и жидких грузов между судами в море на ходу; аксиально-поршневых гидромоторов и насосв высокого давления; оборудования водоподготовки.

      Начальник (01.1966г.)- В.Д. Гаврилов. Гендиректор (2002г.)- И.А. Пашкевич. Директор (2022г.)- М.В. Исполов.

      Зам. директора (2022г.)- А.Л. Кочубеевский; по экономике и финансам (2022г.)- Н.А. Беликова. Советник директора (2022г.)- Д.А. Буряков.

      Гл. инженер (01.1966г.)- А.А. Булгаков, (2002г.)- В.Ф. Суслов,69 (2022г.)- Д.В. Суслов.

      Зам. гл. инженера (2022г.)- А.А. Маневич.

      Гл. конструкторы: (1970-е)- В.Н. Белоусов (подводные манипуляторы).

      Создано: гидромоторы МГ12, -20, -25, -32 (1970-е), гидромашины тяжёлые МГ40, -50 (1973); гидронасосы НК12, -20, -25, -32, -40, -50 (1973), насосный агрегат НАК-20М1 (1998); рулевые машины: Р21М2, -24М, -26М (1970-е), РЭГ 8-3МЭ с СУ «Корракс» (2001), роторного типа РМР 100 (2001); устройства постановки и выборки протяжённых антенн «Руза-П» (1975), УПВ-1 (1978); устройства передачи: сухих и жидких грузов: 1-го поколения «Струна» (1975), В1-1,0, -4,0; шланговая линия В2-400; сухих грузов П1-1,0, жидких грузов П2-400 (1998); успокоители качки УКА89-3 (1977), УКА-0,56 (1978), УК 6-1 с СУ «Доломит» (2001); ОУ: паровые одноступенчатые для пр. 1134, испарительного типа для рыбопромысловых судов, многоступенчатые большой производительности для авианесущих кораблей, для атомных ледоколов, для коллективных спасательных средств «Гном» (1993); страховочное устройство для аварийной посадки Як-38 на палубу «Надежда-3» (1984), аэрофинишёр для ТАКР пр. 11435 (1987), разгонное устройство (катапульта) «Маяк» (1987); устройство для обеззараживания воды БАКТ-3 (1984); электрогидравлический специальный привод ПЭГС16 (1985); измерительно-координатное устройство ИКУ-135 (1987); газотурбогенератор ГТГ-1500 (1992); манипуляторное устройство для базы «Гидронавт» УМУ-1 (1992); краны: типа «Атлант» г/п 12,5 т (1993), кран-балка КБЭ-2,5 (2001), электрогидравлические КЭГ 12520, -В8024 (2001); шпили:якорно-швартовный ШГ25 (1995), ЯШ-6ВР (2001), электрический ШЭБ-80 (2001); гидроприборы системы управления «Фианит-1» для рулевых машин (1997); нагрузочные устройства для испытаний рулевых машин АРМ ПН10831, КГР 10831 (1997); коробка управления КУПМ, компенсатор КДП 28 (1998); лебёдки: специальные гидравлические ЛГС37М (1998), -12-3 (2001), траповая ЛТЭ-8 (2001); самоходная установка по ремонту и монтажу контактной подвески железных дорог (СУРКП) (1996).

Филиал ЦНИИ СМ МСП

      /г. Хабаровск/

      Филиал организован в 1972г.

      Сюда к 1975г. переданы из основного института работы по проектированию грузовых и специальных лебёдок.

КБ турбомашин, СКБ турбомашин (СКБ ТМ)

      КБ турбомашин действовало в 1967г. при заводе «Экономайзер». Далее преобразовано в СКБТМ, в 1977г. передано в состав ЦНИИСМ в качестве отделения.

      Разрабатывало (1977г.) корабельные газотурбогенераторы мощностью 600-1500 кВт.