Прочие предприятия "А"

      

Александровский завод им. 50-летия СССР МЭП, В-8197, АООТ «Элекс», ОАО «Предприятие «Элекс»

      /601600 г. Александров, 4 Владимирской обл. ул. Институтская п/я 15 «Иней» (1984г.)/

      /601600 (601650) г. Александров Владимирской обл. ул. Институтская, 3 тел. 26-353/

      Александровский завод основан в 05.1959г. В 1972г. присвоено имя 50-летия СССР. В 09.1984г. – в ведении 2ГУ МЭП. Имел наименования: «п/я 15» (-1966г.), «п/я В-8197» (1984г.).201

      Производство (2002г.): электронные компоненты; операционные усилители; компараторы напряжения; многоканальные ключи; телефонные схемы; схемы управления двигателями; схемы вторичных источников питания; синтезаторы частот; транзисторы, диоды.

      Директор (09.1984г.)- П.Н. Белецкий. Гендиректор (2002г.)- В.А. Быков.69

      Зам. директора по кадрам и режиму (09.1984г.)- В.Д. Клюквин.

      Гл. инженер (09.1984г.)- И.Н. Кононенко, В.А. Быков.

      Начальник 1-го отдела (09.1984г.)- Н.А. Завьялов.

      Производство: телевизоры: «Электроника-450, -452», «Электроника МС6105»; ТУТ 42ТЦ-470; ТМТ 3727, 5507, 5515, 5539, 5599, 7298, 21TI70, 55FT01, 55FT15, 55FT39, 55FT99, 72DP06, 72FT02, 72FT08, 82DP01; «Сокол» 54ТЦ-6100, 37ТЦ-6150, 54ТЦ-6151, 51ТЦ-6152, 37ТЦ-6153, 54ТЦ-6155, 37ТЦ-6254, 37ТЦ-7160, 51ТЦ-7162, 37ТЦ-7164, 54ТЦ-7161, 51ТЦ-7261, 37ТЦ-7262, 37ТЦ-7364, 54ТЦ-7464, 72ТЦ-8618, 72ТЦ-8639, 72ТЦ-8693, 54ТЦ-8704, 37ТЦ-8711, 54ТЦ-8718, 54ТЦ-8739, 85ТЦ-8789, 54ТЦ-8793, 37ТЦ-8798; КВН 37ТЦ-6154.

ПО «Элекс» МЭП, Р-6497, ОАО «ПО «Элекс»

      /601655 г. Александров Владимирской обл. ул. Институтская, 3/

      ОАО создано 2.12.1997г., ликвидировано 17.10.2005г. определением арбитражного суда в связи с завершением конкурсного производства.

      Гендиректор (26.09.2002г.-)- П.Н. Белецкий.

      

Александровский пушечно-литейный завод, Новопетровский пушечный завод, Александровский снарядоделательный завод, Александровский стале-железоделательный, чугунолитейный и снарядный завод, Александровский завод, Онежский металлургический и механический завод («Онегзавод») ВСНХ РСФСР, НКТП, Онежский машиностроительный и металлургический завод («Онегзавод») НКлеса, Онежский машиностроительный завод НКлеса, Онежский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции тракторный завод (ОТЗ), АООТ, ОАО, ООО «ОТЗ», ООО «Амкодор-Онего»

      /г. Петрозаводск Олонецкой губ.; г. Петрозаводск Корельской Трудовой Коммуны, Карельской АССР «Онегзавод» (1935г.)/

      /Карелия г. Петрозаводск ул. Калинина, 1/

      9.07.1767г. вышел указ о возобновлении литья пушек на Петровских заводах. В 01.1772г. была выбрана площадка для нового завода – на р. Лососинка выше Петровского медеплавильного завода. 17.05.1773г. заложен фундамент доменной фабрики, одновременно начато строительство других фабрик, перестройка Машезерской и Лососинской плотин. Завод получил первоначальное название Новопетровского пушечного. Указом императрицы Екатерины II от 14.06.1774г. переименован в Александровскийпушечно-литейный завод в честь князя Александра Невского. 30.06.1774г. пущены две первые домны, 13 октября отлита первая пушка. В составе завода фабрики (1774г.): доменная, молотовая, сверлильная, кузнечная, слесарная, фурмовая, меховая (воздуходувная). Затем созданы отделения завода в Кронштадте, Петербурге. В 1788г. на заводе построена первая в мире заводская железная дорога – «чугунный колесопровод»; в 1789г. изготовлена первая отечественная паровая машина производственного назначения. В 1795г. часть пушечных мастеров переведена на открытый Луганский пушечный завод. Указом императора от 29.04.1979г. заводу поручено изготовление торговых гирь. В 1830-е г. был основным поставщиком корабельных пушек. В 1837г. изготовлено 379, в 1838г. – 132 орудия для Черноморского флота. В 1877г. построен газовый завод. В 1881г., в связи с завершением производства чугунных пушек, переименован в Алесандровский снарядоделательный завод. В 1907-09г. Александровский стале-железоделательный, чугунолитейный и снарядный завод Олонецкого горного округа – в ведении Министерства торговли и промышленности. Были построены цехи: кузнечно-прессовый (1890-е), ремонтно-механический (1904г.), сборочный (1917г.).

      В 1904г. заводу заказано 10 тыс. 3-дм шрапнелей. В 1916г. выпущено 153 тыс. корпусов снарядов.

      В 1918г. переименован в Александровский завод в ведении Олонецкого ГубСНХ; избрана коллегия по управлению заводом из 5 чел. В конце октября 1918г. коллегия заменена правительственным правлением, ликвидировано в 12.1919г. 5.11.1918г. переименован в Онежский металлургический и механический завод. 20.12.1919г. передан в ведение Петроградского районного правления заводов тяжёлой индустрии. В 1920г. за достигнутые успехи завод включён в список 106 ударных предприятий республики. В 11.1921г. – в ведении ГУМП ВСНХ, в 01-06.1926г. – в ведении ЦСНХ Карелии ВСНХ РСФСР, в мобилизационном отношении подчинялся подотделу вооружения ВПУ ВСНХ. Входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.). В 1927(4)г. на базе завода организован Государственный местный трест «Онежский металлургический и механический завод». В 1928г. переименован в Онежский машиностроительный и металлургический завод. В 1931г. Онежский завод – в ведении Дормашобъединения Главмашпрома ВСНХ, в 1935г. – в ведении Главречпрома НКТП.196 В 07-08.1941г. – Онежский машиностроительный завод НКлеса.

      В 1924г. назначен Ленинградский уполномоченный Онежского завода, в 1929г. образована Ленинградская контора треста, ликвидирована в 1931г.131

      В середине 1920-х г. при заводе действовала Петрозаводская судоверфь, в 1930-е г. преобразована в «Северную точку».

      Пост. Президиума ВСНХ от 5.05.1927г. Севзаплесу разрешено продолжить начатые работы по строительству Онежского завода, отнесенного к работам второй очереди.125 В 1937-38г. проведена реконструкция завода.

      В 1926-30г. в ведении Онегозавода действовал арендованный в Ленинграде «Петрозавод».

      С конца 1918г. освоен ремонт паровозов и вагонов Мурманской ж/д, выпуск запчастей к ним, а также дорожных грейдеров на конной тяге. В 1918-19г. отремонтировано 8 буксирных пароходов Онежской военной флотилии. В 1920г. отремонтировано 26 паровозов и около 100 вагонов; изготовлено свыше 20 тыс. пудов чугунных и медных запчастей. В 1920-е г. Онежский завод выпускал керосиномоторы (4 л.с.) для катеров. С 1922г. начато освоение производства дорожных машин, в 1929-30г. их выпущено 4500 шт.; в 1933г. выпустил 40% всех дорожных машин в СССР. В 1931г. было поручено изготовление грейдеров и окопокопателя «Калифер»; с заказом завод не справился из-за отсутствия оборудования и литейного производства. В начале 1930-х г. изготовлены приводы шлюзовых ворот и каркасы перепускных затворов для Беломоро-Балтийского канала. С 1934г. начато освоение производства паровых машин в 200 л.с. и судовых двигателей в 50 л.с. С 1935г. начат выпуск оборудования для механизации лесозаготовок: электропил, газогенераторных установок, передвижных электростанций. Производство (1935г.): двигатели нефтяные, грейдеры, паровые машины; шпили, иллюминаторы; арматура чугунная, прокат. (1938г.), кроме того: лебёдки, шпалорезные станки, лесные плуги и бороны, кусторезы, канавокопатели, гусеничные прицепы, лесовозные тележки, багры, топоры. В 1939г. изготовлены фермы для мостов ж/д ветки Петрозаводск-Суоярви. С 1940г. – выпуск газогенераторных мотовозов.

      В 1925-30-е г. выпускал снаряды. В 1930-е г. – авиационную сталь. С 1939г. освоен выпуск цилиндров для авиамоторов.

      В соответствии с расп. НКлеса от 11.07.1941г. в период 19.07-08.1941г. Онежский машиностроительный завод НКлеса эвакуирован в Красноярск на площадку Красноярского механического завода НКлеса (154 вагона, 1600 чел.), где создан завод № 863, и завода № 399 НКСП. 31.08.1941г. эвакуирована в Беломорск кислородная станция. Часть оборудования (прокатный стан, самоходный разливочный ковш, ряд станков) эвакуировать не успели. Параллельно с эвакуацией до конца сентября продолжал работу «малый Онегзавод» – литейный и прокатный цехи. Выпускал обшивку для бронепоездов, металл для авиационных и танковых заводов. 27.09.1941г. последней эвакуирована кузница. Корпуса и оставшееся оборудование были взорваны. В период финской оккупации (по 1944г.) в помещениях завода размещались ремонтные мастерские финской армии, были восстановлены цехи № 10 и 11. При отступлении остававшееся оборудование было вывезено, цехи и другие сооружения взорваны. 21.10.1944г. вышло пост. правительства «О восстановлении Онежского металлургического и машиностроительного завода НКлеса в г. Петрозаводске», завод включён в список первоочерёдно восстанавливаемых предприятий. В связи с началом строительства Череповецкого меткомбината было решено не восстанавливать металлургическое производство; завод переименован в Онежский машиностроительный. В 04.1945г. начат выпуск продукции.

      В соответствии с пост. правительства от 30.01.1956г. завод передан в ведение Минтракторосельмаша и переименован в ОТЗ. Указом Президиума ВС СССР от 6.01.1971г. завод награждён орденом Октябрьской Революции, в 1974г. – орденом Ленина.

      После войны освоено производство узкоколейных ж/д платформ, плавучих перегружателей, автокранов-погрузчиков, сцепов, передвижных электростанций, снегоочистителей, газогенераторных трелёвочных тракторов, ж/д мотовозов. Пост. правительства в 10.1949г. заводу поручен выпуск серии озёрно-морских буксиров мощностью 150 л.с.

      С 1956г. перепрофилирован на производство дизельных трелёвочных тракторов, с Минского тракторного завода передано оборудование. Вначале осуществлялась сборка из комплектов, поставлявшихся с МТЗ. Первая машина выпущена 29.06.1956г., всего до конца года – 478 шт. 25.07.1957г. собран 1000-й трактор, в 03.1972г. – стотысячный трактор. В 1988г. выпущено 12299 шт.

      В 1-м квартале 1956г. организовано КБ завода по тракторостроению, в том же году – экспериментальный цех и испытательный отряд на базе Нелгомозерского лесозаготовительного пункта. В 1959г. ОГК ОТЗ присвоен статус головной конструкторской организации по трелёвочным гусеничным тракторам средней мощности и колёсным лесопромышленным машинам.

      2.07.1968г. начато строительство Петрозаводского тракторосборочного завода – ОТЗ-II (с 1996г. ПО «ОТЗ-II»). В 1990г. открыт филиал завода в Медвежьегорском районе, представлявший собой ангар площадью 1000 м2 с двумя линиями по выпуску деталей для тракторов ТДТ-55 и ТБ-1.

      В 1993г. завод приватизирован и преобразован в АООТ (с 1996г. – ОАО) «ОТЗ». С 04.2004г. ОТЗ включён в состав концерна «Тракторные заводы». В 2008-09г. предприятие являлось банкротом, имущество выставлено на торги. В 2007г. в процессе реструктуризации создано ООО «ОТЗ», в 10.2016г. оно признано банкротом. В 2019г. предприятие куплено белорусским холдингом «Амкодор», образовано ООО «Амкодор-Онего».

      26.09.2003г. выпущен последний трактор (ТДТ-55А). Производство (2006г.): погрузчики, кусторезы, сучкорезы, трелевочные машины.

      В составе предприятия (2008г.): административный корпус (590 м2); цехи: механические № 2 (16170 м2), № 3 (4071 м2), чугунолитейный (общая площадь 10895 м2), кузнечный, прессосварочный (15377 м2), малярно-сдаточный (2360 м2), заготовительный (1254 м2), инструментальный (6131 м2), термический и экспериментальный (8412 м2), ремонтно-механический, ремонтно-литейный (1872 м2), ремонтно-строительный (1764 м2),паросиловой (4443 м2), транспортный; участки: гидравлики (697 м2), гидроусилителей (981 м2), запорной арматуры (276 м2), электроремонтный (2952 м2), котельный (1503 м2); компрессорная; головное сервисно-конструкторское бюро (2890 м2); 2-я производственная площадка завода по адресу: /г. Петрозаводск ул. Тидена, 1/; испытательная станция /Карелия пос. Нелгомозеро Кондопожского р-на ул. Лесная/.

      В 2008-10г. полностью переведено на 2-ю площадку; 1-я площадка продана для строительства торговых и жилых комплексов.

      Численность персонала (1812г.)- 808 чел., (1909г.)- 1034 раб., (1916г.)- 1528 раб., (11.1921г.)- 620 раб.,64 (1931г.)- около 3 тыс. чел.

      Начальник (1772-82г.)- А.С. Ярцов, (1782г.-)- Ф. Грамматчиков, (1786-94г.)- К.К. Гаскойн. Директор (1806г.-)- А.М. Полторацкий, (1807г.-)- А.В. Армстронг, (1819г.-)- А.А. Фуллон, (1831г.)- М.Е. Кларк, (1833г.-)- Р.А. Армстронг, (1843г.-)- Н.Ф. Бутенев, (1847г.-)- Н.А. Фелькнер, (1849г.-)- И.П. Чебаевский, (1857г.-)- И.П. Егоров, (1864г.-)- П.Ф. Галдобин, (1867г.-)- П.Е. Холостов, (1869г.-)- А.И. Земляницын, (1875г.-)- А.Н. Фелькнер, (1881г.-)- А.К. Чермак, (1883г.-)- В.В. Перловский, (1889г.-)- В.Ф. Поляков, (1892г.-)- Н.И. Оссовский, (1894г.-)- П.К. Гвоздёв, (1900г.-)- В.И. Жолковский, (1901-17г.)- И.С. Яхонтов, (1907г.)- Н. Иосса, (1917-03.1918г.)- Синоленцкий, (1918г.-)- А.М. Пригоровский, (03.1922г.-)- С.М. Эрихман, (1926г.-)- И.М. Жданов, (08.1926-; 1931г.-)- О.Г. Саар, (06.1930г.-)- В.П. Ванхонен, (02.1932г.-)- И.В. Воробьёв, (12.1932г.-)- И.В. Максимовский, (03.1935г.-)- Г.Г. Юрков, (12.1935г.-)- П.З. Старущенко. Начальник (12.1937-41г.)- А.Н. Брызгалов, (03-07.1941г.)- В.В. Тиден, (1941г.-)- С.И. Андреев, (1944г.-)- М.Д. Филиппов. Директор (1951г.-)- И.В. Грачёв, (1961г.-)- Б.Н. Одлис, (1986-2000-е)- Н.М. Волнухин, К.П. Фёдоров. Гендиректор (2002г.-)- К.В. Иванов, (04.2004г.-)- В.П. Кириллов, (03.2005г.-)- М.В. Колесников. Исполнительный директор (2009г.-)- Д.В. Демаков. Директор (2013г.-)- Д.В. Сапожков, (2018г.-)- А.В. Иванов, (2019г.-)- С.И. Гайтюкевич, (2020г.-)- А.А. Шакутин.

      Политический комиссар (11.1918-19г.)- В.П. Солунин.

      Гл. инженер (1944-59г.)- А.Н. Брызгалов.

      Заведующий механическим цехом (1906г.)- А.В. Африкантов. Начальники цехов: энергоцеха (-1937; 1959-61г.)- А.Н. Брызгалов.

      Председатель коллегии (1918г.-)- А.М. Пригоровский.

      Работали: (02.1935г.-)- Н.Б. Бродский (и), (02.1935г.-)- Е.Б. Кац (и), (06.1941г.)- Н.П. Лукин (парторг), (09.1941г.)- И.Т. Масленников (парторг), (1932г.-)- В.В. Тиден (парторг).

      Производство: артиллерийские снаряды (1909; -1925-39-);153 лопата «Беккер» (1930-е); нефтяной двигатель судовой МА-50 (1934-); газогенератор тракторный ЛС-1-3 (1938); электропила цепная ПЭП-500 (1938); мотовозы ж/д ДМ53, МУ34, ИК, АЛТИ-2 (1948-), МШ4 (опытный); тепловоз МДэ-4 (1956, опытный); буксир пр. ТМ-73 (-30.10.1950), (-1956); трактора: трелёвочный ТДТ-40 (1956-), -55А (1968-); ТБ-1 (1974), «Онежец-390, -392»; машины: лесопожарные ЛТХ-100А-06-12, «Онежец-310»; харвестер «Четра КХ-451».

КБ ОТЗ, Головное специализированное КБ (ГСКБ) ОТЗ

      КБ завода по тракторостроению для лесной промышленности создано в 1-м квартале 1956г. Далее преобразовано в ГСКБ с экспериментальным производством.

      Создано: тракторы трелёвочные: гусеничные ТДТ-40М, Т-47А, ТП-90; колёсные Т-210 (1960-е), КГГ-40 (1960-е); трелёвочный тягач МоАЗ-546Г (1960-е).

Петрозаводский тракторосборочный завод, ОТЗ-II, ПО «ОТЗ-II», ООО «Энерголестрак»

      2.07.1968г. начато строительство Петрозаводского тракторосборочного завода – 2-й площадки ОТЗ (ОТЗ-II). Строительство неоднократно приостанавливалось ввиду недофинансирования. Были сорваны установленные сроки ввода завода в строй в 1988г., в 1990г., затем – в 4-м квартале 1991г.

      2-я площадка располагалась на окраине Петрозаводска, рядом с Вытегорским ш.

      Осенью 1992г. завод был пущен, после чего начат поэтапный перевод производства с 1-й площадки на 2-ю. В 12.1992г. начато производство тракторов. В 04.1996г. завод реорганизован в ПО «ОТЗ-II». 5.05.1997г. ПО преобразовано в дочернее предприятие ОТЗ – ООО «Энерголестрак».

      Работы (1990-е): производство спецмашин (бурильные установки, кусторезные машины, тракторы для прокладки лыжных трасс) и прицепных тракторных тележек; капремонт трелёвочных тракторов и кузовов автобусов, сельхозмашин.

      Производство: бурильная установка УРБ-2А-2 на базе болотохода ТЛТ-100-06 (1990-е); тракторы колёсные: ТЛК-4-01 «Онежец-843» (1999-), сортиментовоз ШЛК-6-04 «Онежец-754» (2001-), харвестер ТЛК-4-15 «Онежец-863» (2004-).