Предприятия № 21-40

Завод № 23 НКАП, МАП, ГКАТ, п/я 222, Машиностроительный завод им. М.В. Хруничева (ЗИХ) СНХ, МОМ, В-2775, МПО им. Хруничева, ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр (ГК НПЦ)им. М.В. Хруничева» ФКА

/121087 (121290) г. Москва ул. Новозаводская, 18 тел. 145-99-34 www.khrunichev.com, www.khrunichev.ru/

На территории эвакуированного в г. Казань завода № 22 НКАП в Москве (Фили) в соответствии с пост. ГКО № 1039сс от 17.12.1941г. и пр. НКАП № 1170сс от 18.12.1941г. был образован новый авиационный завод № 23 НКАП в системе 1ГУ для производства самолета «103». Но уже пост. ГКО № 1050 от 23.12.1941г. заводу поручен выпуск Ил-2; 7.01.1942г. вышло пост. ГКО № 1115 о транспортировке Ил-2 по железной дороге и сборке их на заводе № 23. Для комплектования нового завода планировалось передать ему мощности бывшего завода № 30 НКАП. Было передано большое количество оборудования с заводов № 22, 124, 16; направлены кадры с заводов № 1, 16, 22, 24 и 124. По пр. № 79сс от 26.01.1942г. на завод передана часть оборудования и кадров расформированного завода № 135 НКАП.

Пост. ГКО № 1285 от 15.02.1942г. заводу поручено освоение производства Як-3. В соответствии с пост. ГКО № 1388 от 4.03.1942г. на заводе начато освоение производства самолета Як-7. В соответствии с пост. ГКО № 1444 от 14.03.1942г. на заводе начата подготовка производства самолета ДБ-3Ф. 16.03.1942г. вышло пост. ГКО № 1465 об укомплектовании завода оборудованием. В соответствии с пост. ГКО № 2936 от 24.02.1943г. и пр. № 117сс от 25.02.1943г. заводу было поручено к 20.03.1943г. построить Ил-4 с М-82.

В соответствии с пост. ГКО № 1398сс от 6.03.1942г. и пр. № 227сс от 21.03.1942г. в Москву на завод № 23 (планировалось сначала на завод № 81) переведен к 05.1942г. завод № 458 НКАП из Баку со всем оборудованием и личным составом и влит в его состав.

По пр. № 384с от 15.05.1942г. завод № 497 (бывшая мебельная фабрика № 2 им. Мазевского; г. Москва ул. Дубнинская, 68) подчинен на правах филиала заводу № 23 для улучшения организации производства Ил-4. Начальник филиала- Д.И. Степин.

Существовал филиал завода № 23 (бывшая Нотнопечатная фабрика), действовавший в 10ГУ. По пр. № 633с от 18.08.1942г. он был передан заводу № 482 НКАП.

В соответствии с пост. ГКО № 3754 от 17.07.1943г. и пр. № 430 от 20.07.1943г. на заводе начато освоение выпуска Ту-2; 17.11.1943г. вышло пост. ГКО № 4594 об увеличении выпуска Ту-2 на заводе. В 1-м полугодии 1945г. выпускал по 3 самолета в сутки. По пр. № 782 от 14.12.11946г. строились торпедоносцы Ту-2Т под торпеду РАТ.

Производство: (1942г.): ДБ-3Ф – 110; (1943г.): ДБ-3Ф – 257, Ту-2 – 15; (1944г.): Ту-2 – 378; (1945г.): Ту-2 – 689, Ту-2Р (Ту-6) – 20, Ту-2У – 33; (1946г.): Ту-2 – 188, Ту-6 – 1, Ту-2У – 23; (1947г.): Ту-2 – 244, Ту-2У – 78 (всего всеми заводами выпущено 376 машин166); (1948г.): Ту-2 – 259, Ту-6 – 50; (1949г.): Ту-2 – 2.98

По пр. № 706с от 24.11.1943г. в состав завода с 1.11.1943г. влит опытный завод № 117 НКАП (из Читы) и образован объединенный завод № 23 НКАП.

С 03.1946г. завод № 23 – в ведении 10ГУ МАП. В 07.1959г. завод – в ведении МосгорСНХ РСФСР.169 Имел наименование «п/я 222». 3.07.1961г. завод № 23 переименован в Машиностроительный завод им. М.В. Хруничева.77

В соответствии с ПСМ № 633-261сс от 22.03.1946г. по пр. № 183сс от 1.04.1946г. заводу поручено изготовить в 1946г. 940 Ту-2, в т.ч. 125 разведчиков и 150 учебных.166

В 1948г. начата подготовка к производству бомбардировщика Ту-14 («73»), но пост. № 1890-700 от 14.05.1949г. работы прекращены. В соответствии с ПСМ № 4764-2062 от 28.11.1950г. и пр. МАП № 240 начата подготовка к серийному выпуску самолета Ту-85, но самолет не строился, оснастка законсервирована.

В соответствии с ПСМ № 1502-596сс от 12.06.1953г. по пр. № 378сс/оп от 16.06.1953г. план по выпуску Ил-28 на 1953г. уменьшен с 250 до 50 машин, а в соответствии с ПСМ 2462-1019сс от 19.09.1953г. по пр. 76сс от 25.09.1953г. – до 2 шт.166

В соответствии с ПСМ от 19.09.1953г. начата подготовка к производству М-4.

В конце 1950-х г. строились опытные бомбардировщики М-50 и М-52.

Производство: (1950г.): Ту-4 – 27 (собрано 30166); (1951г.): Ту-4 – 80; (1952г.): Ту-4 – 52; (1953г.): Ту-4 – 1, Ил-28 – 2, Ту-14 – 1; (1954г.): М-4 – 2 (1166); (1955г.): М-4 – 8, 3М 4АМ-3 – 1; (1956г.): М-4 – 20, 3М 4АМ-3 – 10, 3М 4ВД-7 – 5; (1957г.): 3М 4АМ-3 – 20, 3М 4ВД-7 – 6; (1958г.): 3М 4ВД-7 – 15; (1959г.): 3М 4ВД-7 – 20; (1960г.): 3М 4ВД-7 – 9.98

До середины 1960г. на заводе осуществлялась сборка самолета «РСР» П.В. Цыбина.

С 1960г. завод являлся производственной базой ОКБ Челомея. В 1960г. при заводе организовано СКБ-38 (далее – КБРП).

С 1962г. предприятие было перепрофилировано на ракетно-космическую тематику. Проведена реконструкция, введено в строй 10 новых цехов (в т.ч. цех 17 постановки ракет на боевое дежурство), информационно-вычислительный центр.

В соответствии с ПСМ № 389-140 от 30.03.1963г. завод принял участие в разработке ракетного комплекса РС-10 с ракетой УР-100. В соответствии с ПСМ № 682-218 от 19.08.1970г. заводу поручено производство комплекса РС-18 с ракетой УР-100Н.

По пр. МОМ от 9.02.1967г. начата подготовка к производству новых изделий ОКБ-52: орбитальной станции с возвращаемым аппаратом и транспортного корабля снабжения для нее. В соответствии с ПСМ № 105-41 от 9.02.1970г. пр. МОМ от 16.02.1970г. заводу предписано принять участие (вместе с НПОМаш) в создании долговременной пилотируемой ОС (ДОС) «Заря». Начато строительство сборочного корпуса 160. В 12.1970г. был собран первый орбитальный блок станции. В 1982-83г. на завод передана документация и начата подготовка производства к изготовлению станции «Мир».

В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. завод передан в ведение СНХ РСФСР. По пр. от 6.03.1966г. Машиностроительный завод им. М.В. Хруничева из системы СНХ передан в подчинение 1ГУ МОМ. Имел наименование «п/я В-2775».

По расп. президента от 7.06.1993г. МЗ им. Хруничева и ОКБ «Салют» объединены в ГК НПЦ им. Хруничева (официальная дата образования ГКНПЦ – 9.01.1994г.). В 1995г. МЗ им. М.В. Хруничева объединился с НПО «Молния». По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в перечень стратегических оборонных предприятий.

В соответствии с пост. правительства от 15.09.1992г. начаты работы по космическому ракетному комплексу тяжелого класса «Ангара», решением Военно-космических сил и РКА в 09.1994г. ГК НПЦ им. Хруничева определен головным разработчиком комплекса.

В 1993г. ГКНПЦ и корпорацией Lockheed-Martinсоздано совместное российско-американское предприятие ILS (InternationalLaunchServices) для осуществления коммерческих пусков РН «Протон».

В 1990-е г. при освоении производства разгонного блока «Бриз-М» была проведена реконструкция корпуса сборочного цеха № 7, построены новые камеры чистоты, рентгеновские камеры, тарировочные стенды.

В 2000-е г. совместно с НПО «Молния» создавался многоразовый универсальный блок «Байкал». Разработана РН «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М».

Расп. президента РФ № 569/рп от 25.11.2005г. гендиректором вместо А. Медведева назначен В. Нестеров.

В состав ГКНПЦ входили (1999г.): Экологический центр; (2002г.): КБ «Салют», Ракетно-космический завод (РКЗ), Завод по испытаниям и эксплуатации РКТ (ЗЭРКТ), Завод медтехники и ТНП, НИИ Космических систем, КБ «Арматура». Имел филиал в г. Коврове. По указу президента РФ № 127 от 3.02.2007г. в состав предприятия в качестве филиалов вошли: Воронежский механический завод, КБхиммаш им. А.М. Исаева, ПО «Полет» и ФГУП «Московское предприятие по комплектованию оборудованием «Длина». В 2007г. на базе ГКНПЦ планировалось создание холдинга по производству РН «Ангара», в который также должны войти филиалы.

В составе РКЗ (2000-е): цеха: № 7 (сборка разгонных блоков), № 22, № 24 (КИС), № 73 (сварки топливных баков).

Количество оборудования (02.1946г.)- 1690 ед.

Площадь производственная (02.1946г.)- 190 тыс. м2.

Численность персонала (02.1946г.)- 15,1 тыс. чел. (10,9 тыс. раб.), (2012г.)- более 43 тыс. чел.

Директор (12.1941г.-)- В.А. Окулов, (10.1942г.)- Тарасевич, (-07-10.1943г.-)- И.Б. Иосилович, (1944-46г.)- А.Т. Третьяков, (1951г.-)- С.М. Лещенко, (1961-75г.)- М.И. Рыжих, (02.1975-78г.-)- А.И. Киселев. Гендиректор (-1980-е-02.2001г.)- А.И. Киселев, (02.2001-25.11.2005г.)- А.А. Медведев, (25.11.2005-12г.)- В.Е. Нестеров, (19.10.2012г.-)- А. Селиверстов.

1-й зам. гендиректора (2000г.)- А.А. Медведев, (10.2012г.-)- В.Е. Нестеров. Зам. директора: по внешним работам (1960-е-73г.-)- А.И. Киселев; по капстроительству- Г.И. Иванейко. Зам. гендиректора (1995-2001г.)- А.А. Медведев, (2002г.)- А.К. Недайвода; по стратегическим исследованиям и планированию развития РКТ (2010г.)- А.И. Кузин; по качеству (2000-е)- Ю.М. Мирош; по ВЭД (2002г.)- А.С. Кондратьев; (2003г.)- И.С. Додин, (-2003-04г.-)- Д. Пивнюк, (2006г.)- В. Иванов, (2008-12г.-)- В.А. Петрик, (2012г.)- С. Анисимов, (2012г.)- В. Сычев, (-10.2012г.)- А. Селиверстов.

Гл. инженер (12.1941г.-)- П.М. Морозов, Е.М. Купряков, (05.1946г.)- Тихомиров.

Гл. конструктор- Б.Г. Бритков, (2012г.)- Ю. Завора. Ген. конструктор- А.К. Недайвода, (2001-05г.)- А.А. Медведев {3.04.1952-}, (-2012г.)- В.Е. Нестеров.

Зам. гл. конструктора (1960-62г.)- Г.Г. Бубнов.

Гл. технолог (1990-е)- В.Ф. Митин, А.А. Тимм. Гл. сварщик- В.А. Озерцовский.

Зам. гл. технолога (1990-е)- Б.А. Михалкин, М.П. Парфенов.

Директор: Завода по испытаниям и эксплуатации РКТ (2002г.)- И.С. Додин; программы МКС (1999г.)- С.К. Шаевич; коммерческих программ (2006г.)- В. Бронфман.

Начальник кадровой службы (1990-е)- Ю. Г. Вареник. Начальник ОТК (2000-е)- В.М. Трушин.

Начальники цехов: 17 (1960-е)- Г.Ф. Лукашев.

Зам. начальника цеха: 10- В.С. Клевцов; 17 (1960-е)- А.И. Киселев, (1960-е)- А.В. Новоселов, (1960-е)- Б.В. Федосов; 27- В.Н. Аксенов; В.И. Крайнов.

Гл. инженер ОКС- В.А. Юрин.

Начальники отделов: К.П. Сапелкин.

Начальники лабораторий: А.И. Киселев.

Начальник КБ- А.И. Кузнецов.

Производство: самолеты: ДБ-3Ф (1942-43)- 367,98 Ту-2 (1943-49)- 1981,98 Ту-12 («77», 1948)- 5, Ту-4 (1950-53)- 160,98 Ту-14 (1953)- 1,98 Ил-28 (1953)- 2,98 М-4 (1954-56)- 30, 3М (1955-60)- 86,98 М-50, М-52; КВП Т-411 «Аист», легкие транспортные Т-417 «Пегас», Т-420 «Стриж» (2002); вертолёты Ми-6 (1960-62), Ми-8; ЗУР: В-300; МБР: УР-200, УР-100,УР-100УТТХ, УР-100К, УР-100К УТТХ, УР-100Н, -100НУ (15А35, 1974-85), УР-100Н УТТХ (-1991)- 360;РН: «Протон» (-1967-73-), «Ангара», «Рокот», «Протон-М»; головной обтекатель лунного комплекса Л3 (1960-е); разгонные блоки «Бриз», «Бриз-М (1997-), -КМ» (1990-е); 12КРБ, ракетный ускоритель «Байкал»; орбитальные станции: ДОС «Заря» («Салют», 17К, 1969-70), «Салют-2» (1972), (-1979)- всего 6, «Алмаз» (1975), «Мир» (17КС, 1983-84), служебный модуль МКС; модули «Квант» (37КЭ), «Кристалл» (77КСТ), «Спектр» (77КСО), космическая платформа «Яхта»;69КА: связи для Казахстана “KazSat” (2000-е), малый КА связи «Диалог» (2000-е); разведчик «Монитор-Э» (2000-е); антенны РЛС: ЗРК С-75 (1950-е), системы ПРО ЦСО-П (1958-59).

Заводские №. Ту-2: 100716; М-4: 5301518; ДОС «Заря»: 121.

ОКБ-23 МАП, ГКАТ, Филиал № 1 ОКБ-52 МОМ, КБ «Салют»МОМ, п/я 1457, Р-6601, НПЦ «Салют» ГК НПЦ им. М.В. Хруничева

/г. Москва ул. Новозаводская, 18 тел. 145-98-02/

В соответствии с ПСМ № 949-469 от 24.03.1951г. для разработки тяжелого стратегического бомбардировщика СДБ («М») по пр. МАП № 249сс/ов от 26.03.1951г. образовано ОКБ-23 на заводе № 23 МАП, гл. конструктором назначен декан самолетостроительного факультета МАИ В.М. Мясищев.

Разработан стратегический бомбардировщик М-4, 19.09.1953г. вышло пост. правительства о его серийном производстве на заводе № 23. В соответствии с ПСМ № 1049-342 от 29(19).03.1952г. начата разработка дальнего высотного бомбардировщика ДВБ (ВМ-28), пост. от 16.10.1954г. работы прекращены. В 07.1954г. вышло пост. правительства о создании самолета М-6 (3М). В соответствии с ПСМ от 31.07.1958г. велась разработка самолета-танкера 3МТ. В соответствии с ПСМ № 1561-868 от 12.08.1955г. на базе 3М разрабатывался проект самолета с ЯСУ. С закрытием ОКБ работы прекращены.

В соответствии с ПСМ от 30.07.1954г. начата разработка бомбардировщика М-50, пост. от 19.07.1955г. предусматривалась установка двигателей НК-6 или ВД-9, пост. 1956г. – двигателей РД16-17. В соответствии с ПСМ № 867-408 от 31.07.1958г. велась разработка М-52К. В соответствии с ПСМ от 31.05.1958г. велись работы по проекту М-56.

В соответствии с ПСМ № 527-232 от 26.03.1954г. и № 957-409 от 20.05.1954г. начата разработка носителя ядерного заряда – тяжелой КР М-40 («40», ракетно-самолетная система РСС-40 «Буран») (научный руководитель- М.В. Келдыш). В соответствии с ПСМ № 1096-570 от 11.08.1956г. и пр. МАП № 453 на ОКБ возложено задание разработать, построить и предъявить на совместные испытания КР «Буран-А» с новой БЧ. В 11.1957г. работы по М-40 прекращены (в пользу МКР «Буря»).59

В 1956-59г. разработка УРВП Х-44 (системы К-44) с термоядерной БЧ изд. «205К» для М-52К и М-56К. Во второй половине 1950-х г. разработан проект стратегической КР М-61 с ядерной БЧ для М-50 и М-52.58

В соответствии с ПСМ № 1119-582 от 15.08.1956г. велась разработка летающей лодки М-70.

В 1959г. разработан проект воздушно-космического самолета ВКА-23 (изд. «48»).

В 1955г. в ОКБ-23 влито ОКБ-256 МАП; в начале 1960г. – также ОКБ-256 П.В. Цыбина.

С конца 1959г. началась переориентация ОКБ на ракетную тематику. По пр. № 377сс/ов от 6.10.1960г. ОКБ-23 В.М. Мясищева было закрыто, коллектив переведен в ОКБ-52, Мясищев назначен начальником ЦАГИ. В начале 1961г. на базе ОКБ образован Филёвский филиал № 1 ОКБ-52. И.О. начальника филиала назначен зам. ген. конструктора по производству Н.М. Гловацкий.

В составе филиала в 1961г. создан комплекс № 3 наземного оборудования РКТ под руководством Г.И. Архангельского, в 1963г. комплекс преобразован в филиал № 2 ОКБ-52, в него переведено около 240 специалистов из бывшего ОКБ-23.77

В 1961г. организован отдел 814 (тепловакуумных испытаний и испытаний агрегатов и систем на реальном топливе), в 1980-е г. отделу поручено создание комплексного стенда по отработке и исследованию физических процессов в космосе.

В 1960-61г. организована контрольно-испытательная станция (КИС, далее – цех № 24 ГК НПЦ). В ее составе участки испытаний: системы управления (СУ) и электрооборудования (ЭО), систем телеметрических измерений (СТИ), пневмогидравлических систем (ПГС).

При филиале № 1 работало ракетостроительное КБ-90.

По 08.1957г. – в ведении 1ГУ МАП. По пр. № 20сс от 21.01.1958г. передано в ведение 6-го Управления ГКАТ.169 Имело наименования «п/я 1457», затем «п/я Р-6601». В 1980г. филиал № 1, ставший самостоятельным, получил название КБ «Салют», действовал в ведении 11ГУ МОМ. 30.06.1981г. КБ включено в состав НПО «Энергия». 22.06.1988г. КБ «Салют» с ОП вышло из состава НПО, вновь став самостоятельным. 7.06.1993г. МЗ им. Хруничева и ОКБ «Салют» объединились в ГК НПЦ им. Хруничева. В 2000г. – НПЦ «Салют» ГКНПЦ им. Хруничева.

В филиале № 1 велись разработки: ракеты УР-200 (с 1960г.), УР-100 (с 1962г.), РН «Протон» (с 1962г.).

С 1965г. начата разработка функционального грузового блока (ФГБ, 11Ф77) для ОПС «Алмаз». В соответствии с пост. правительства от 1.06.1970г. велась разработка транспортного корабля снабжения (ТКС) для «Алмаза» (Д.А. Полухин). Здесь же разработаны стойки контрольно-проверочной аппаратуры для проверки СУ движением станции. В начале 1980-х КБ принимало участие в разработке документации на станцию «Мир», затем – в разработке модулей дооснащения станции.

Создана орбитальная боевая лазерная станция 17Ф19 «Скиф» с лазером разработки НПО «Астрофизика». Для ее испытаний построен специальный испытательный стенд, включавший 4 вертикальные 20-метровые башни, 10-метровые сферические емкости для криогенных компонентов, лазерную трассу. По пр. МОМ в 09.1987г. работы были приостановлены и больше не возобновлялись.41

В 1980-е г. разработана система «Наряд-В» по выведению ракетой УР-100Н на орбиту ракетного комплекса перехвата спутников 17Ф111 «Каскад». Первый запуск – 20.11.1990г., в 1993г. работы прекращены.

Имелись (2000-е): отделения 82, 83; отделы 114, 317. Отделение 83 – испытательная база в Фаустово (в 2000-е г. – это территория ГосНИПАС). В середине 1960-х г. здесь на площадке 16Ф (далее отдел 822) построены две ШПУ для ракет УР-100 (8К84). В них велись испытания по длительному хранению, на коррозионную стойкость материалов. Также были построены корпуса: административный, компонентных испытаний: 306 – в амиле, 309 – в гептиле. Корпуса 306 и 309, химическая лаборатория были объединены в отдел 823. 824-й отдел занимался измерениями контролируемых параметров; испытанием антенно-фидерных устройств, кабелей, радиопоглощающих покрытий. Отдел 825 обеспечивал базу электричеством, водой, теплом, материалами и транспортом. В его составе: цех № 675, механический участок, группы: энергетика, материально-технического обеспечения, сантехническая, эксплуатации спецтехники. Действовал научно-испытательный отдел НИО-625. В конце 1980-х г. на базе построен комплекс криогенных стендов в составе: А1, А2, В, ГДМ, кислородного, водородного, азотного. На базе прошли испытания: система «Сатурн» дозированной заправки ракет компонентами топлива с использованием радиоактивных изотопов; изд. «44», «204» и «357» (1970-е-80-е); система разделения и сброса головного обтекателя изд. «150», разгонный блок «Бриз-М» (1998г.), РН «Протон» (2000-е). 157

Гл. конструктор (03.1951-56)- г-м В.М. Мясищев, (1960-е г.)- В.Ф. Бугайский. Ген. конструктор (12.1956-60г.)- В.М. Мясищев, (1980-е-91г.-)- Д.А. Полухин, (-1999-2005г.-)- А.К. Недайвода {16.04.1938-}.

Зам. гл., ген. конструктора (1961г.)- Г.И. Архангельский, В.К. Карраск.

Начальник (1960-е г.)- В.Ф. Бугайский, (1980-е)- Д.А. Полухин.

Гл. конструкторы: (-1954-60г.)- Г.Н. Назаров («Буран», М-50, -52, -54, -57), (1959г.)- Я.Б. Нодельман (М-50), (1960г.)- Л.Л. Селяков (М-56), (1993г.)- А.А. Медведев («Бриз-М»).

Начальник отделения 82 (1980-е)- Г.А. Гусаров. Начальники: комплекса (1980-е)- Н.Н. Миркин; ЛИиДБ (1959г.)- Д.Н. Белоногов; КИС (1961г.-)- А.М. Крыгин, Волин.

Начальники отделов: технических проектов (-1953-59г.)- Л.Л. Селяков; НИО-625 (1960-е)- А.А. Восканьянц; 814 (1961г.-)- В.Б. Корабельников, Д.И. Пронин, (1981г.-)- Э.Г. Алехин; (1980-е)- Л.С. Наумов, (2012г.)- И. Партола, (2007г.)- С. Пугаченко, (1956-60г.)- А.Т. Тарасов.

Зам. начальника отдела: НИО-625 (1960-е)- А.П. Садиков.

Начальники участков КИС: СУ и ЭО (1962г.)- В.М. Малобродский; СТИ (1962г.)- В.Л. Крылов; ПГС (1962г.)- Ю.В. Климов.

Начальники групп: проектного отдела (1980-е)- Л.Н. Киселев.

Ведущие конструкторы: (1980-е)- Э.Г. Алхименков, (1980-е)- Сизов («Наряд-В»), (1956-60г.)- А.Т. Тарасов.

Создано: стратегические бомбардировщики: М-4 (20.01.1953, пнв в 1954г.), М-6 (3М, «201», 27.03.1956, пнв в 1957г.), М-50 («50», опытный, 27.10.1959г.); проекты: бомбардировщиков: стратегических СДБ («М», ВМ-25, 1951), 1М (М-2, 1951), «26» (1953), «27», «28» (ДВБ, ВМ-28, 1954), летающей лодки М-70 (1957), тяжелых «31» (ВМ-31, 1953), «32» (ВМ-32), «33», «34», М-52 (1960), М-54 (1960), М-56 (1960), М-57 (1960), с ЯСУ М-30 (1959), М-60 (1959), М-62 (1959); БР: УР-100НУ (РС-18Б, 15А35); разгонные блоки: кислородно-водородные «Шторм», КВРБ для «Протон-М» (2000-е); «Бриз-М» (14С43, 1994) для РН «Протон-М», «Бриз-КМ» (14С45) для РН «Рокот»; ТКС («Космос-929», 17.07.1977г.); орбитальная лазерная боевая станция 17Ф19 «Скиф» (1980-е)63; блок дополнительных приборов для ОК «Буран» (1980-е); малый орбитальный аппарат «Экспресс» (1992-95).19

ОКБ завода № 23 ГКАТ гл. конструктора Н.П. Никитина

/г. Москва/

По пр. ГКАТ № 111 от 12.04.1961г. ОКБ-3 завода № 118 гл. конструктора Н.П. Никитина переведено на освободившиеся площади на заводе № 23 ГКАТ. Продолжены работы по автопилотам для УРВВ: начата разработка СУР-40 для К-40, АПР-80.

В 1963г. ОКБ Н.П. Никитина расформировано. Тематика и личный состав были распределены по профильным организациям. Часть ОКБ передана заводу № 118 ГКАТ и НИИ-923 ГКАТ.

Гл. конструктор (04.1961-63г.)- Н.П. Никитин.

КБ-90 гл. конструктора М.В. Гусарова

В 1966г. КБ-90 поручены работы по проверке возможности боевого применения самолета 3М на малых высотах.

В соответствии с расп. правительства № 1339-рс от 14.06.1966г. и пр. МАП № 482 от 21.11.1966г. КБ-90 филиала № 1 ОКБ-52 МОМ и Филиал Машиностроительного завода им. М.В. Хруничева в г. Жуковском переданы в МАП с образованием на их базе ЭМЗ.

Гл. конструктор (-1966г.)- М.В. Гусаров.

Филиал Машиностроительного завода им. М.В. Хруничева, Экспериментальный машиностроительный завод (ЭМЗ) МАП, В-2739, ФГУП «ЭМЗ им. В.М. Мясищева»

/140185 (140160) г. Жуковский-5 Московской обл. ул. Наркомвод, 1 ст. Быково Московской ж/д «Весна» тел. 728-41-35 www.emz-m.ru/

В соответствии с расп. правительства № 1339-рс от 14.06.1966г. и пр. МАП № 482 от 21.11.1966г. КБ-90 филиала № 1 ОКБ-52 МОМ и Филиал Машиностроительного завода им. М.В. Хруничева в г. Жуковском 14.06.1966г. переданы в МАП с образованием на их базе ЭМЗ. В 1972г. ЭМЗ – в ведении ГУ НИО МАП. В 1976г. ЭМЗ вместе с КБ «Молния» и КБ «Буревестник» вошел в состав НПО «Молния» (и на 1987г.). В 1981г. ЭМЗ присвоено имя В.М. Мясищева. Имел наименование «п/я В-2739» (1987г.).74

Первыми работами стали проекты: транспортного самолета М-12, бомбардировщиков М-18, М-20; ракетного комплекса для борьбы с аэростатами М-33. Работы по увеличению дальности полета самолетов за счет ламинаризации обтекания, по использованию композитных материалов.

В рамках создания перехватчика аэростатов М-17 созданы летающие лаборатории на базе Ту-16: 17ЛЛ-1 для отработки двигателя РД36-51В, 17ЛЛ-2 для отработки комплекса вооружения.

Работы по М-20 велись в соответствии с Указанием МАП от 28.02.1968г. По пр. МАП № 285 от 15.09.1969г. начата разработка бомбардировщика М-18, пр. № 134 от 17.09.1970г. и № 321 от 9.10.1970г. задана кооперация смежников по теме.

ЭМЗ стал головным исполнителем работ по строительству орбитального самолета «Буран» (изделие «11Ф35»), работа над которым началась в 1976г. Разработана кабина экипажа, системы жизнеобеспечения, терморегулирования, спасения и др.; дополнительная двигательная установка аналога БТС. Здесь была построена модель «Бор-5». Создана транспортная система ВМ-Т «Атлант» для перевозки РН «Энергия» и ОК «Буран», первый полет ВМ-Т с грузом выполнил 6.01.1982г.

В середине 1970-х г. создан универсальный контейнер грузового десантирования (УКГД), предназначенную для парашютного десантирования группы из 5 чел.КР-11/03

С 1986г. В.А. Корчагиным на заводе велись работы по амфибии «Ямал». В 1989г. для создания этого самолета был организован консорциум «Авиаспецтранс», в который вместе с ЭМЗ вошли «Тюменьгазпром», ААНИИ, ГосНИИГА, ВНИИ Океангеологии. ЭМЗ стал ответственным исполнителем по эскизному проекту и ОКР «Ямала». В 1990-х г. построен натурный макет самолета.

Создан самолет М-101Т «Гжель» (1995г.). В 01.2003г. он получил сертификат типа.Ъ-15.01.03

В 04.2001г. вместе с НГАЗ «Сокол» и компанией «Каскол» объединился в авиастроительную компанию«НоРС» (Новые региональные самолеты). По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошел в число стратегических оборонных предприятий.

Работы (2002г.): разработка самолетов: семейство М-60, учебно-тренировочного М-200, сельскохозяйственного М-500, многоцелевого М-102 «Дуэт», М-201 «Сокол», многоразовой аэрокосмической системы С-XXI для М-55, космической платформы «Демонстратор».

В состав предприятия входили: ОКБ, опытное производство, летно-испытательная база.

Численность персонала (1972г.)- 3608 чел. (в т.ч. 463 чел. упр.), (2002г.)- 2000 чел.69

Ген. конструктор (1967-78г.)- В.М. Мясищев {28.09.1902-14.10.1978}, (1992-2005г.-)- В.К. Новиков {28.05.1939-14.06.2012}. Гл. конструктор (1978-92г.)- В.К. Новиков, (-1990г.)- В.А. Федотов.

И.О. директора (1967г.)- И.М. Липкин. Директор (1977г.)- С.Г. Арутюнов (?), (1990г.)- В.В. Мокиенко.

1-й зам. ген. конструктора (1996г.)- В.Б. Слуцкий, (2002г.)- В.А. Ширинянц. Зам. ген. конструктора: по проектированию (2004г.)- В.И. Погодин; по финансово-экономической деятельности (2002г.)- А.А. Горбунов; (2002г.)- Л.А. Соколов, (2002г.)- Е.С. Чарский. Зам. ген. конструктора/начальник проектного комлекса (2004г.)- А.А. Брук.КР-2/04

Зам. начальника проектного комлекса по проектированию – В.И. Погодин. Главный специалист по конверсии (-2004-05г.-)- С.Г. Смирнов.

Гл. конструкторы: (1986г.)- Е.В. Ежов («Ямал»), (2002г.)- Л.А. Соколов (М-55), (2002г.)- Е.С. Чарский (М-101).

Зам. гл. конструктора (1979-86г.)- В.К. Новиков.

Начальники отделов: общих видов – В.И. Погодин; секретного (1987г.)- В.Н. Павлов. Начальник бригады аэродинамики ОКБ ЭМЗ (1973-83г.)- С.Г. Смирнов. Начальник производства/ зам. гл. конструктора (1990-е-2004г.-)- В.В. Тормышев.

Создано: самолеты: высотный перехватчик аэростатов М-17 «Стратосфера» (26.05.1982г.), разведчик М-55 «Геофизика» (М-17РМ, 16.08.1988г.); ВКП Ил-22; транспортный ВМ-Т «Атлант» (29.04.1981г.); легкий многоцелевой М-101Т «Гжель» (31.03.1995г.); проекты: бомбардировщиков: стратегических М-20 (1960-е), М-18 (1974); контейнер безопасного десантирования «Ганимед»; кабина экипажа, системы терморегулирования и жизнеобеспечения для ОК «Буран» (1980-е).

СКБ-38 завода № 23, КБ радиотехнических приборов (КБ РП), НИИ радиофизики (НИИРФ) им. академика А.А. Расплетина, ОАО «Радиофизика»

/123364 г. Москва ул. Героев Панфиловцев, 10 тел. 492-55-70/

В 1960г. организовано СКБ-38 завода № 23. В 1966г. на базе СКБ-38 создано КБ РП. 15.01.1970г. КБРП вошло в состав ЦНПО «Вымпел». В 1981г. КБРП преобразовано в НИИРФ им. академика А.А. Расплетина.130В 1993г. преобразован в ОАО «Радиофизика».

Разработка сложных антенных систем. В 1960-е г. принял участие (вместе с НИИДАР) в разработке и настройке антенных систем ЗГРЛС «Дуга-2» под Николаевом (Г.Г. Бубнов).104С 1968г. КБРП руководило проектированием и строительством Гомельского радиозавода. Работы по созданию мощных СВЧ систем, в т.ч. для системы ПРО «А». Совместно с НИИРП создана первая в мире мощная РЛС миллиметрового диапазона «Руза». В 1990-е г. велись работы по созданию ретрансляторов фиксированной связи для интегрировнной спутниковой информационной системы «Глобис».

В 1986г. в институт переведен коллектив разработчиков мощных РЛС из МНИИРП.

На предприятии действовала (2000-е) аккредитованная испытательная лаборатория по электромагнитной совместимости и электробезопасности.

Выполнены НИР: «Техпласт» (2000г.) по разработке технологии формирования поверхностей со сложной пространственной кривизной из листовых алюминиевых сплавов с использованием эффекта сверхпластичности; «Магистраль» по разработке технологической системы оперативного дистанционного контроля и управления состоянием удалённых необслуживаемых объектов.

Разработка и производство (2002-07г.): РЛ средства для обнаружения и высокоточного измерения координат космических объектов; радиометрические системы; антенные системы всех типов (в т.ч. для КА); ретрансляторы и наземные ретрансляционные станции; средства спутниковой и мобильной связи; аппаратура передачи и приема телеметрической информации КА; единая авиационная фиксированная система связи УВД.

По Указу Президента РФ в 03.2007г. включено в состав Концерна ПВО «Алмаз-Антей». Затем входило в состав ГСКБ «Алмаз-Антей» им. А.А. Расплетина (2010г.).

Начальник (1960-62г.)- Г.Г. Бубнов.104 Директор (1965-86г.)- Г.Г. Бубнов, (1986-93г.)- В.В. Петросов. Гендиректор (1993-2005г.)- В.В. Петросов, (2005-07г.-)- Б.А. Левитан.

1-й зам. директора (-1986г.)- В.В. Петросов. Зам. гендиректора (-2005г.)- Б.А. Левитан.

Ген. конструктор (1986-2004г.-)- А.А. Толкачев («Аргунь», «Руза»).69

Зам. ген. конструктора (1987г.-)- Б.А. Левитан.

Гл. инженер (-1986г.)- В.В. Петросов.

Зам. гл. инженера- В.В. Петросов.

Научный руководитель (1965-86г.)- Г.Г. Бубнов. Научно-технический руководитель (1986г.-)- А.А. Толкачев.

Создано: РЛС: сантиметровая с полноповоротной ФАР «Аргунь» (1973).

«РОКС-Аэро», ОКБ «Аэропрогресс», «Рос-Аэропрогресс», ОКБ ГК НПЦ им. Хруничева, АНПК завода им. Хруничева

/г. Москва Ленинский пр., 42/

В 08.1996г. фирма «Рос-Аэропрогресс» влилась в состав ГК НПЦ им. Хруничева, на ее базе создано самолетостроительное ОКБ. До этого Е.П. Грунин работал в Центральной лаборатории спасательной техники (ЦЛСТ) ОСВОДа, где в 1973г. им был разработан проект экраноплана Ан-2Э на базе Ан-2.

Гл. конструктор (1990-е-2004г.-)- Е.П. Грунин.

Зам. гл. конструктора (2004г.)- В. Заблотский, Л. Тарасевич, М. Васюк, В. Медников.

Создано: самолеты Т-101 «Грач», Т-411, Т-435 «Пеликан», Т-440 (1990-е); проект самолета Т-511 (2003).

НИИ космических систем (НИИКС)

/141091 г. Юбилейный Московской обл. ул. Тихонравова, 36 тел. 515-60-40/

НИИКС создан 7.10.1997г. Входил в КГНПЦ им. Хруничева в качестве филиала (2000-07г.).

Исследования в области отработки, испытаний и эксплуатации космической техники, создание систем и техники специального назначения; проведение ТЭО разработки, создания и эксплуатации КС; специализированные системы управления, сбора и обработки информации, системы мониторинга Земли; технологии навигационно-баллистического обеспечения КА.

Директор (-2000-04г.-)- В.А. Меньшиков.

Зам. Директора: по научной работе (-2002-04г.-)- И.Н. Голованев;69(2005г.)- В.В. Меньшиков.

ЗАО «Авиаоборудование»

/140160 г. Жуковский-5 Московской обл. ЭМЗ/

Создано в 2000г. при ЭМЗ.

Разработка и производство бортовых комплексов авионики (2003г.).

Гендиректор (2003г.)- А.П. Ленивцев.

ЗАО «Мясищев-Техсервис»

/140180 г. Жуковский Московской обл. ЭМЗ тел. 745-01-12 www.m-t.ru/

Создано в 1994г.

Работы (2006г.): модернизация самолетов Л-39, Л-410; разработка, производство и монтаж мобильных комплексов хранения, мобильных сооружений, систем осушения для МО; разработка технологического оборудования для десантируемого топливозаправщика.73

Завод по испытаниям и эксплуатации ракетно-космической техники (ЗЭРКТ) ГНПЦ им. М.В. Хруничева

Расположен на Байконуре.

Директор (2010г.)- И.С. Додин.

Завод медицинской техники и ТНП ГНПЦ им. М.В. Хруничева

/г. Москва ул. Новозаводская, 18 www.zmttnp.dol.ru/

Директор (2000г.)- Г.М. Митинский.

Экологический центр ЗИХ

/г. Москва ул. Новозаводская, 18А/

Руководитель (1999г.)- В.П. Кизим.

ГС контора комплектования оборудованием МАП, А-7430, Московское предприятие по комплектованию оборудованием «Длина» МАП, ФГУП «Московское предприятие по комплектованию оборудованием «Длина»

/127410 (127572, И-572) г. Москва, И-410 Алтуфьевское ш., 79А «Длина»/

В 1987г. ГС контора комплектования оборудованием – в ведении Управления гл. механика и гл. энергетика МАП. Имела наименование «п/я А-7430» (1987г.). В 1990г. – Московское предприятие «Длина» МАП.

По указу президента РФ № 127 от 3.02.2007г. ФГУП «Длина» включено в состав ГКНПЦ им. Хруничева в качестве филиала.

Директор(1987г.)- Ю.В. Родионов.

Начальник секретного отдела (1987г.)- В.З. Кредисов.74