Предприятия № 701-800
Завод № 795 НКАП, НКТМ, ГС Могилёвский локомобильный завод НКТМ, МТМ, МТиТМ, ГС Могилёвский завод подъёмно-транспортного оборудования МТМ, Могилёвский завод подъёмно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова СНХ БССР, Могилевский автомобильный завод им. С.М. Кирова, ОАО «Могилевский автомобильный завод»
/Белоруссия 212601 г. Могилев Витебский пр., 5 www.moaz.ru/
Завод № 795 НКАП образован в 1944г. на площадке эвакуированного завода № 459 НКАП. В соответствии с расп. правительства № 329с от 11.01.1946г. по пр. НКАП/НКТМ № 21с/36с от 23.01.1946г. новостройка передана из НКАП в Главлокомобильдизель НКТМ и переименована в ГС Могилёвский локомобильный завод.
В 04.1946г. собраны первые локомобили. С 1955г. выпускал паросиловые установки мощностью от 10 до 100 л.с. для электрификации и теплофикации сельского хозяйства и местной промышленности. В 1955-68г. выпускал электромостовые краны грузоподъемностью 5 т, маслозаправщики на шасси ГАЗ; с 1960г. завод перешел на производство землеройно-транспортной и автомобильной техники при участии Минского автозавода. В 1960г. с МАЗа переведена группа конструкторов, ставшая основой конструкторско-экспериментальной базы завода.
В 03.1946г. ГС Могилёвский локомобильный завод передан в ведение Главлокомобильдизеля МТМ, в 03.1953г. – Главдизеля МТиТМ, в 07.1954г. – Главлокомобильдизеля МТМ, с 1.10.1955г. – ГУПТмаша МТМ. В 05.1956г. переименован в ГС Могилёвский завод подъёмно-транспортного оборудования, в 1960г. – в Могилёвский завод подъёмно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова. 28.03.1966г. переименован в Могилёвсаий автомобильный завод им. Кирова. Далее действовал в ведении: Управления машиностроения и станкостроения СНХ БССР (14.07.1957-62г.), Управления автотракторного и с/х машиностроения СНХ БССР (14.06.1962-65г.), ГУ по производству грузовых автомобилей Минавтопрома (1966г.-). 7.10.1975г. вошёл в состав объединения «БелавтоМАЗ».175
Завод являлся одним из крупнейших (1990-е г.) разработчиком и производителем землеройно-транспортной техники в странах СНГ.
Производство (1990-е): строительно-дорожная техника (самоходные скреперы); автомобили спецназначения (подземные автопоезда, самосвалы, аэродромные тягачи для буксировки самолетов).
На заводе имелись производства (1990-е): литейное, заготовительное, сварочное, инструментальное, механообрабатывающее, сборочное.
Гендиректор (2007г.)- Н.Г. Михалкович.
Создано: скреперы самоходные МоАЗ-6014, Д-357П.0-е): ьно-дорожная техника; автомобили спецназначения.4, МоАЗ-4048ки на шасси ГАЗгазового х-ва,твердеющих смесей, по
Производство: маслозаправщик МЗ-51М; тягач МАЗ-529 (1958-); самоходный скрепер МоАЗ-546Е-357Г (1959-); автомобили: МоАЗ-522, -542А, -4048, -6401, -6014, -6442, -7411, -75051.
ПО «АвтоМАЗ», Белорусское ПО по производству большегрузных автомобилей «БелавтоМАЗ»
/г. Минск/
ПО «АвтоМАЗ» создано на базе МАЗа в 10.1974г., по пр. Минавтопрома № 253 от 25.09.1975г. переименовано в «БелавтоМАЗ». Действовало в ведении Минавтопрома. По пр. Минавтопрома № 7 от 15.01.1975г. в состав ПО включён Калининградский автоагрегатный завод. 25.09.1975г. в состав ПО вошёл «БелАЗ», 7.10.1975г. – Могилёвский автозавод,175 в 2000г. – ДЭМЗ.
Минский автосборочный завод НКСМ, Минский автомобильный завод (МАЗ) НКСМ, ММ
/Белоруссия 220831 г. Минск ул. Социалистическая, 2/
/Московское представительство: г. Москва ул. Кузнецкий Мост, 21/5/
При оккупации в годы войны немцами на окраине Минска организованы автомастерские “Deimler-Benz”. В соответствии с постановлением ГКО № 7127 от 12.12.1944г. на их базе 26.09.1944г. создан Минский автосборочный завод НКСМ. В 08.1945г. переименован в МАЗ НКСМ, с 02.1946г. – Наркомавтопрома.
20.06.1945г. вышло пост. ГКО № 9085 об укомплектовании завода оборудованием.
В 03.1946г. МАЗ передан в ведение Минавтопрома, в 08.1947г. – Минавтотракторопрома, в 03.1953г. – ММ. Далее действовал в ведении: Министерства автомобильного, тракторного и с/х машиностроения (04.1954-55г.), Минавтопрома (08.1955-57г.), СНХ БССР (07.1957-62г.), Управления автотракторного и с/х машиностроения СНХ БССР (05.1962-65г.), ГУ по производству грузовых автомобилей Минавтопрома (11.1965г.-). В 10.1974г. на базе завода создано ПО «АвтоМАЗ».175
В 1948г. сюда переданы экспериментальное производство, КО и разработки по дизель-моторам с закрытого Новосибирского автозавода. В 1950-51г. на завод передано с ЯАЗа производство двухосных грузовиков ЯАЗ-200, -205, -225. Цена МАЗ-205 (1950г.) – 85, 26 тыс. руб.
При заводе действовало СКБ-1 (1960-е). В 1970-е г. на заводе организован ОГК-1 для разработки гражданских тяжелых грузовиков.
В 1998г. называлось ПО «БелавтоМАЗ». В 2000-е г. действовало СП с Венесуэлой по сборке грузовиков.
Директор (1961-96г.)- М.С. Высоцкий. Гендиректор (2003г.)- В.В. Корсаков,138 (2004г.)- В. Гуринович, (2010г.)- А. Боровский.
Коммерческий директор (2009г.)- А. Захарченко.
Производство: грузовые автомобили: ЯАЗ-200, -205, -225 (1950-е), МАЗ-200, -200В, -205, -500, -516; лесовоз МАЗ-501; колесные тягачи: МАЗ-502, -503, -535В, -537 для ПУ А-350, -543, -543М, -547А, -7429, -7912, -7917, -7930;58 полуприцеп МАЗ-99883.
СКБ-1 МАЗ, ОГК-2 МАЗ, Р-6131
В 01.1949г. на МАЗ переведена группа конструкторов с Новосибирского автозавода. По пр. от 25.06.1954г. группа с 23.07.1954г. преобразована в СКБ-1. В 1970-е г. СКБ преобразовано в ОГК-2. Имело наименование «п/я Р-6131».138
В 02.1991г. на базе его опытного производства создан МЗКТ.
Разработка военных тягачей.
В соответствии с ПСМ № 656-267 от 18.06.1960г. СКБ принимало участие в разработке самоходного шасси для подъемно-стыковочного агрегата ракеты комплекса Д-6, в 1961г. работы прекращены.
В соответствии с ПСМ № 503-180 от 3.07.1970г. МАЗ-544-5246 пнв.
Гл. конструктор (1954-70-е)- Б.Л. Шапошник, (1985-2003г.-)- В.Е. Чвялев.
Начальник (1954-60-е)- Б.Л. Шапошник.
Создано: колесные тягачи: МАЗ-535Б для БР «Ладога» (1960), МАЗ-535В для БРТ «Темп»; МАЗ-537; МАЗ-543 для Р-17 и «Темп-С», МАЗ-543М для С-300П, «Фаворит», МАЗ-547А для БР «Темп-2С» и «Пионер», МАЗ-7912 для МБР «Тополь», МАЗ-7917 для «Тополь-М», МАЗ-7930 для «Бал-Э»; автопоезд МАЗ-544-5246 (пнв 3.07.1970г.).
Белорусский автомобильный завод по выпуску сверхтяжёлых самосвалов («БелАЗ»), ОАО «БелАЗ»
/Белорусская ССР г. Жодино Минской обл./
БелАЗ образован 19.09.1958г. Действовал в ведении: Управления машиностроения и станкостроения СНХ БССР (1958-62г.), Управления автотракторного и с/х машиностроения СНХ БССР (16.05.1962-65г.), ГУ по производству грузовых автомобилей Минавтопрома (26.11.1965-75г.), объединения «БелавтоМАЗ» Минавтопрома (25.09.1975г.-).
1-й зам. гендиректора (-2003г.)- А.В. Самолазов.
Директор: коммерческий (-2003г.)- А.В. Самолазов.
Гл. инженер- А.В. Самолазов.
Работали: (1970-е-2000-е)- А.В. Самолазов (к).
Производство: самосвалы: МАЗ-525, -530, БелАЗ-531, -540, -540А, -548, -549, -6411, -7510, -7525.175
Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), РУП «МЗКТ»
/Беларусь 220021 г. Минск Партизанский пр., 150 тел. 217-97-47/
Создан в 02.1991г. на базе производства специальных колесных тягачей МАЗа. Входил в МФПГ «Оборонительные системы», в 2002г. вошел в Концерн «Алмаз-Антей».
Единственное в мире предприятие по выпуску уникальных многоосных колесных тягачей высокой проходимости и грузоподъемности.
Производство (2002г.): внедорожные автомобили, самосвалы, автопоезда для перевозки длинномерных труб, оборудования для ремонта и бурения скважин, шасси для кранового оборудования.69
Директор (1980-е)- Б.Л. Шапошников.
Гл. конструктор (2000-е)- В.Е. Чвялев.
Производство: МЗКТ-79221 для МБР «Тополь-М».58
Калининградский мотороремонтный завод, Калининградский ремонтный завод, Калининградский машиностроительный завод автотранспортных прицепов, Калининградский завод «Автозапчасть», Калининградский автоагрегатный завод, АОЗТ, ОАО «Балтмазсервис»
/236013 г. Калининград 1-я Алтайская ул., 29/
Калининградский мотороремонтный завод в ведении Калининградского облуправления сельского хозяйства создан в соответствии с ПСМ № 2624 от 21.07.1947г. по пр. МСХ «О мерах развития сельского хозяйства Калининградской области». По пр. МСХ 3 1525 от 5.10.1948г. переименован в Калининградский ремзавод. В 1956г. передан в ведение Минавтопрома и переименован в Калининградский машиностроительный завод автотранспортных прицепов. По пр. Минавтопрома № 213 от 20.11.1956г. переименован в Калининградский завод «Автозапчасть». По пр. № 99 от 13.06.1957г. передан в ведение Управления машиностроения Калининградского СНХ. По пр. Минавтопрома № 7 от 15.01.1975г. переименован в Калининградский автоагрегатный завод в составе ПО «АвтоМАЗ» (с 09.1975г. – ПО «БелавтоМАЗ»).
Ремонт автомашин и их агрегатов, стационарных двигателей, станков; производство ремоборудования и инструментов для сельского хозяйства. С 11.1956г. перпрофилирован на производство запчастей к автомобилям. В том же году освоен ремонт ГАЗ-51 и тракторных двигателей. В 1960г. освоено изготовление узлов для автомобиля «Победа», в 1962г. – выпуск коробок передач к а/м ЗиЛ-157, -485, -123, -1528. С 1975г. специализировался на выпуске запчастей для большегрузных автомобилей и стальной трубопроводной арматуры.
В 07.1958г. организован цех по производству топливной аппаратуры к судовым двигателям. В 02.1959г. образован филиал завода «Судозапчасть».
По пр. Управления машиностроения № 46 от 4.04.1960г. организована реставрация деталей топливной промышленности.
В 1990-е г. преобразован в ОАО «Балтмазсервис». В 2019г. управляющей организацией являлось ООО «Балтстанкозавод».
Количество оборудования (1955г.)- 104 ед.
Площадь: застройки (1955г.)- 65800 м2; производственная (1955г.)- 4530 м2, (1980г.)- 12100 м2.
Численность персонала (1955г.)- 156 чел., (1984г.)- 902 чел., (1990г.)- 917 чел., (2018г.)- 0.
Директор (1947г.-)- Н. Олейничук.200
Дзержинский экспериментально-механический завод (ДЭМЗ), ОАО «ДЭМЗ»
/Беларусь 222720 г. Дзержинск Минской обл. ул. Фоминых, 46 beldemz.ru/
ДЭМЗ введен в эксплуатацию 1.01.1977г.
Завод был построен для обеспечения строительного комплекса Белоруссии металлоконструкциями.
В 2000г. предприятие включено в состав ПО «БелавтоМАЗ».
С 2000г. начато освоение производства каркасов и кузовов автобусов МАЗ. Кроме того, продолжен выпуск строительных металлоконструкций, металлоформ для ЖБИ, бетоносмесителей, строительной оснастки.
Годовая мощность завода (2000-е): переработка 11,2 тыс. т листового металла и 11,8 тыс. т проката.
Площадь: производственная (2000-е)- 24,7 тыс. м2.