Предприятия № 301-350

Завод № 301 НКОП, НКАП

      /г. Химки Московской обл./

      По решению СТО № 86сс от 27.04.1937г. и пр. НКОП № 0121 от 1.06.1937г. Химкинская мебельная фабрика передана в ведение 1ГУ НКОП для производства авиатехники и переименована в завод № 301, пр. № 331 от 15.09.1937г. утвержден Устав завода. Введён в строй в 1938г., в 12.1938г. – в ведении 1ГУ НКОП, в 03.1941г. – 1ГУ НКАП.

      Начато производство французского самолета “Caudron” С-690 и УТ-2. В 1939г. проектная мощность завода составляла 800 самолетов Я-17 (УТ-3) в год. План производства на 1941г.: 534 Як-7 и 66 Як-1.

      В 1939г. образован филиал завода – КБ гл. конструктора В.К. Грибовского. В 1940г. на базе филиала завода организовано ГС ОКБ-28 НКАП.

      В 08.1939г. построен опытный деревянный фюзеляж для ДБ-3Ф.

      В 1941г. вместе с заводом № 292 выпущено 1354 Як-1.166

      В 07.1941г. планировалось эвакуировать завод в г. Чкалов. По пр. № 1053сс от 9.10.1941г. завод № 301 1ГУ НКАП эвакуирован в г. Новосибирск и влит в состав завода № 153 НКАП. Выбыл из состава действующих с 10.1941г.

      На площадке эвакуированного завода с 10.1941г. были организованы ремонтные мастерские при Ремотделе НКАП. Затем мастерские преобразованы в Ремонтный завод, которому позднее вновь дано наименование ГС завод № 301 НКАП.

      Количество оборудования: (11.1940г.)- 425 м/р станков.

      Численность персонала (1937г.)- 589 чел., (01.1941г.)- более 5 тыс. чел.

      Директор (10.06.1937-11.1938-; 12.1940г.-)- Ю.Б. Эскин.

      Помощник директора (1938г.)- Григорьев (снят).

      Технический директор (10.06-19.07.1937г.)- Е.Ф. Амбольт (снят), (7.09.1937г.-)- И.М. Косткин.

      Гл. конструктор (10.06.1937-30.12.1938г.)- А.А. Дубровин.

      Производство: самолеты: “Caudron” (1938), УТ-2 (1938-39)- 386,98 УТ-3 (1940)- 1198 (всеми заводами выпущено 12 шт.166), Як-1 (1940-41)- 169,98 Як-7УТИ (1941)- 186;98 фюзеляжи для ББ-22.

Филиал завода № 301 НКАП, КБ при заводе № 301 НКАП гл. конструктора В.К. Грибовского

      /пос. Павшино Московской обл./

      КБ гл. конструктора В.К. Грибовского как филиал завода № 301 образовано по пр. № 414с от 20.12.1939г., размещалось в здании недостроенного гаража Мосвоенторга.

      Разработка опытных легких самолетов (создан проект Г-28).

      По пр. № 72с от 10.03.1940г. на базе филиала завода № 301, переданного из 1ГУ в 7ГУ, организовано ГС ОКБ-28 НКАП гл. конструктора В.К. Грибовского для опытных работ по планерам.

ОКБ-301 НКАП, МАП

      /г. Химки Московской обл. п/я 116/

      ОКБ создано в 1937г. вместе с заводом. До конца 1938г. ОКБ-301 возглавлял А.А. Дубровин. Опытные работы по самолетостроению и организации серии (учебно-тренировочные самолеты типа «Кодрон» С-690 и С-713).

      В соответствии с пост. КО от 29.07.1939г. ОКБ перешло в подчинение конструкторов М.И. Гудкова, В.П. Горбунова и С.А. Лавочкина (ответственный конструктор по самолету) для реализации совместного проекта истребителя «К» (И-301, ЛаГГ-1). ЛаГГ-1 первый полет выполнил 30.03.1940г. В.П. Горбунов и С.А. Лавочкин работали в аппарате ГУАП и смогли «выбить» производственную базу для реализации своего проекта (решение об их откомандировании из НКАП вышло 31.08.1939г.). В состав ОКБ через некоторое время влита часть расформированного ОКБ А.В. Сильванского.

      По пр. № 657сс от 23.11.1940г. С.А. Лавочкин назначен гл. конструктором завода № 21, часть ОКБ-301 под его руководством была переведена на завод № 21 НКАП и продолжила работы по доводке и организации серии И-301 как ОКБ-21. Другая часть ОКБ под руководством В.П. Горбунова переведена на завод № 31 НКАП и действовала как ОКБ-31. Основная часть ОКБ-301 под руководством М.И. Гудкова продолжила работы по модификациям ЛаГГ-3 в Химках. Ответственным конструктором по самолету остался С.М. Лавочкин. 14.08.1941г. вышло пост. ГКО № 482 о серийном производстве ЛаГГ-3.

      По пр. № 1072сс от 15.10.1941г. планировалось эвакуировать ОКБ на завод № 21, затем- на завод № 31, но это не было выполнено. В ~12.1941г. ОКБ-301 Гудкова было эвакуировано в Новосибирск на завод № 153. Продолжены работы по модификации ЛаГГ-3 с пушками Шпитального и Таубина, самолету Гу-37.

      В 12.1941г. Гудков с группой сотрудников откомандирован в Горький на завод № 21 для внедрения в серию самолетов Гу-37 и Гу-82. Но на заводе № 21 он так и не работал, т.к. ему препятствовал Лавочкин. В итоге через несколько месяцев Гудков вернулся в Химки на старое место. Оставшаяся в Новосибирске часть коллектива, работавшая при СКБ-1 завода № 153, по пр. № 145с от 21.02.1942г. была реэвакуирована на площадку бывшего завода № 301 в Химки. Были построены самолеты Гу-37, Гу-82, проект ЛаГГ-3 с дополнительным РТД-1 А.М. Люльки. После аварии Гу-37 по пр. № 405с от 1(10).07.1943г. ОКБ-301 было ликвидировано, личный состав передан в ОКБ Лавочкина (часть кадров переведена на завод № 156). Этим же пр. М.И. Гудков назначен зам. начальника ОТК завода № 84 НКАП. Затем (на 01.1946г.) Гудков снова занимался конструкторской деятельностью, в 1956-59г. – гл. конструктор ОКБ-424 МАП по автоматическим аэростатам.

      Гл. конструктор (1937-30.12.1938г.)- А.А. Дубровин, (05.1939г.-)- М.И. Гудков.

      Зам. гл. конструктора (1937-38г.)- А.Г. Брунов.

      Ответственный руководитель (05.1939г.-)- М.И. Гудков.

      Работали: (1937-38г.)- Е.Г. Адлер, (1937-39г.-)- С.М. Алексеев, (1939-40г.)- В.П. Горбунов, (1939-40г.)- С.М. Лавочкин.

      

Завод № 301 НКТП, Егорьевский станкостроительный завод «Комсомолец» (ЕСЗК) НКТП, ОАО «ЕСЗК»

      /140300 г. Егорьевск Московской обл. ул. Профсоюзная, 34 тел. 4-58-64 www.eszk.ru/

      Оставшаяся в Егорьевске часть эвакуированного завода № 222 «Комсомолец» реорганизована в самостоятельный завод № 301 в ведении 2ГУ НКТП.

      Выпускал трубки стабилизаторов и другие узлы для артиллерийских орудий. Продолжалось производство станков (серийных и специальных).

      С 05.1942г. начата реэвакуация отдельных работников и оборудования из Казахстана, в 10.1944г. основная часть завода вернулась в Егорьевск.

      ЕСЗК специализировался на производстве зубообрабатывающего оборудования (станки зубофрезерные, зубодолбёжные, зубошлифовальные, зубофасочные, зубошевинговальные, зубозакругляющие).

      В 1991г. завод приватизирован и преобразован в АОЗТ. В 1992г. предприятие вошло в состав холдинга Рязанского станкостроительного завода. 18.01.1998г. преобразовано в ОАО. По 2007г. ОАО входило в ПГ «Росстанком». По решению суда предприятие было признано банкротом и ликвидировано 18.01.2008г.

      Завод специализировался на производстве зуборезных станков, к 2003г. их выпущено более 62 тыс.

      Площадь (2000-е): территории- 18,4 га; производственная- 40.885 м2.

      Численность персонала (2000-е)- 550 чел.

      Гендиректор- А.В. Губанов, А.С. Васильев.

      Коммерческий директор (2000-е)- В.Д. Салтыков.

      Начальники отделов: ОМТС (2000-е)- И.М. Володин; РИО (2000-е)- К.И. Савченко.

      Производство: станки: зубофрезерные полуавтоматы 53А11, -50, -50Н, -80, -80Н; зубодолбёжный полуавтомат 5А140П.

< 1 2 57 >