Предприятия № 151-200
Завод № 199 НКОП, Завод № 199 им. Ленинского комсомола НКСП, Амурская верфь, Амурский судостроительный завод (АСЗ) НКТП, НКОП, Завод им. Ленинского комсомола МСП, А-1160, ОАО «АСЗ»
/г. Комсомольск-на-Амуре ул. Аллея Труда п/я 199 «Доки» (1938г.), «Залив» (1966г.)/
/681000 (681015) г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского кр. Аллея труда, 1 тел. 43-224/
10.08.1931г. правительством было принято решение о строительстве судостроительного завода на Дальнем Востоке. Вначале планировалось строить его в районе г. Хабаровска, но пост. Политбюро ЦК ВКП(б) от 16.02.1932г. (протокол № 88) ввиду близости Хабаровска от границы дислокация завода была перенесена на север по Амуру в район между Малмыжем и с. Тамбовское. 9.04.1932г. утверждена площадка для строительства Амурской верфи в селе Пермском на левом берегу Амура возле Силинских озер. К 08.1932г. был разработан комплексный проект завода. Строительство получило название «Дальпромстрой» в ведении Главстройпрома НКТП (и на 1935г.). Днем основания завода считается 1.07.1932г., 12.06.1933г. заложен первый камень первого цеха завода. 17.11.1932г. вышли пост. СТО и КО СССР № 1422/422сс и № 1425/425с«О развитии Амурского судостроительного завода». Начальником строительства был сначала Н.Г. Оксман, затем И. Жданов. Строил трест Дальстрой, в 1936г. для ускорения строительства сформирован военно-строительный корпус численностью 15.000 чел. В 07.1934г. построена электростанция. Первая очередь завода вступила в строй 1.07.1936г., но продолжал строиться вплоть до начала ВОВ. Впервые в мире на заводе реализовано проектное решение, предложенное инженером В.П. Костенко: из-за большого колебания паводкового уровня воды Амура (до 10 м) для постройки кораблей сооружены не традиционные наклонные стапели, а горизонтальные стапельные места в наливных доках, перекрытых отапливаемыми эллингами, в которых размещались козловые и мостовые краны. Наливной док имел глубоководную прорезь, по которой после спуска воды из дока судно выводилось в естественную акваторию. Строилось 9 доков в трех группах: малые доки в эллинге А (№ 3, 5), средние Б, большие В) длиной 114…210 м с общим наливным бассейном. Группа В введена в строй в 1938г., группа А – в 1940г. Кроме того завод имел достроечную набережную, цеха: корпусной, сборочно-монтажный, котельный, механический, литейный, дизель-турбинный; плаз, склад стали. Проектная мощность завода- крейсер, 4 лидера эсминцев и 6 ПЛ в год. 25.05.1935г. на стапеле № 1 был заложен первый корабль – ПЛ-заградитель Л-11 XI-й серии. Пр. № 0023 от 3.02.1937г. утверждены работы по капстроительству на 1937г.: сдать в эксплуатацию группу корпусных цехов (кроме эллинга № 2 и малярно-такелажного цеха), группу гидро-технических сооружений (кроме дока № 2 и береговых устройств), турбо-дизельный и контрагентский цехи, литейный и кузнечно-прессовый цехи, 2-ю очередь ТЭЦ.
Во время строительства был организован строительный участок – филиал завода № 198. Для достройки в нем лидеров пр. 38бис, изготовление которых было начато в Николаеве, был организован цех № 2 («Доки»), а действовавшая временная верфь получила название цех № 1. Пр. № 444сс от 25.11.1938г. заводу предписано построить достроечную базу завода в Совгавани.
По пр. НКОП № 06сс от 30.12.1936г. АСЗ переименован в завод № 199 (эта дата считается днем рождения завода), немного позже получил имя Ленинского комсомола. 22.04.1937г. вышел пр. НКОП № 0088 о приемке АСЗ от НКТП в НКОП по состоянию на 1.03139, в 05.1937г. – в ведении 2ГУ. Пр. № 14 от 16.01.1938г. утвержден Устав завода. В 02.1939г. передан из 2ГУ НКОП в ведение 3ГУ НКСП.
Пр. № 249сс от 17.07.1938г. заводу предписано заложить два крейсера типа «Максим Горький».
По пр. № 335 от 1.09.1938г. для производства работ по контрольно-измерительным приборам на заводе с 1.09.1938г. организовано отделение Московской проектно-монтажной конторы треста «Теплоконтроль».
В годы ВОВ сюда эвакуирована часть заводов № 103, № 189, № 194 и № 638 НКСП.
Пост. ГКО № 2710 от 6.01.1943г. крейсер «Калинин» пр. 26бис постройки завода передан в состав ВМФ.
21.12.1943г. вышло пост. ГКО № 4820 о мероприятиях по обеспечению строительства боевых кораблей на заводе; 27.08.1945г. – пост. ГКО № 9928 о неотложной помощи заводу.
В 01.1966г. Завод им. Ленинского Комсомола – в ведении 1ГУ МСП. Имел наименование «п/я А-1160» (1966г.-).205
После войны продолжено строительство завода. В соответствии с расп. правительства № 7352-рс от 8.06.1946г. по пр. МАП/МСП № 374/0136 от 17.06.1946г. заводу переданы от завода № 126 недостроенные цехи № 2 и 13 бывшего завода № 130 с прилегающими к ним участками. В 1953г. завершено строительство группы доков Б.
Специализация завода – производство ПЛ, в т.ч. атомных. Водоизмещение строившихся ПЛ было ограничено возможностями их последующей транспортировки по Амуру в плавучем доке. Для строительства ПЛ был реконструирован основной судостроительный комплекс: в каждом из доков были оборудованы стапельные линии, на которых по рельсам перемещались корпуса ПЛ, строившихся поточно-позиционным методом.
В 1960-61г. начаты работы по созданию сдаточной базы завода в пос. Большой Камень недалеко от завода «Звезда», (в 01.1966г. это – завод «Восток»).
С 1993г. – Амурский ССЗ. В 2001г. вошел в ОАО «Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения». В 2004г.- ОАО «Амурский судостроительный завод». В соответствии с Указом президента РФ № 394 от 21.03.2007г. и расп. правительства от 06.2007г. планировалось вхождение предприятия в один из 7 создаваемых в России судостроительных холдингов ОСК – ОАО «ДЦСС». К 1.12.2008г. предприятие частично (20% акций) вошло в состав ДЦСС, в 2013г. входило в его состав. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202
Выпускал также изделия судового и общего машиностроения, мостовые опоры, резервуары, насосы, плуги.
К 2005г. всего построено 396 судов: 194 военных (в т.ч. 41 дизельная и 56 АПЛ), 202- гражданских.101
Имел филиал (2004-08г.)- завод «Восток» (г. Большой Камень).
Численность персонала (1937г.)- 3664 чел., (1.01.1946г.)- 7800 чел.
Директор (1936-3.08.1937г.)- И.М. Жданов (репрессирован), (3.08.1937-04.1943г.-)- А.Л. Токарев,61 (1952-66г.)- Г.К. Волик, (01.1966г.)- А.Т. Деев. Гендиректор (1990-е-06.2005; 12.02.2009г.-)- Н. Повзык, (06.2005-12.02.2009г.)- А.И. Адаменя.
Начальник строительства (1932г.-)- Н.Г. Оксман. Зам. директора (29.03.1936г.-)- П.Г. Гойнкис. Зам. гендиректора: по производству (2008г.)- Г. Васильев; (-06.2005г.)- А.И. Адаменя.
Гл. инженер (29.03.1936-9.05.1938г.-)- П.Г. Гойнкис (репрессирован); и.о. (-1938г.)- З.Г. Сгибнев; (01.1966г.)- А.П. Прохоров, В.Ф. Ивочкин, (2008г.)- А. Меринов.
Начальники цехов: № 2 (13.12.1935г.-)- К.Ф. Терлецкий.
Зам. начальника цеха: № 19 (2008г.)- В. Стародубов.
Начальник УКС (02.1937г.)- Я.П. Варенцов.
Начальники отделов: ППО (02.1938г.)- З.Г. Сгибнев; 1-го (01.1966г.)- К.И. Авдеев.
Гл. строители: (1938-42г.-)- А.З. Голланд (пр. 26бис). Строители кораблей: (12.1935г.-)- К.Ф. Терлецкий (пр. 38бис), (1930-е)- В.Ф. Ивочкин (пр. 38бис).
Уполномоченный завода во Владивостоке (1.09.1938г.-)- З.Г. Сгибнев.
Член совета директоров (2009г.)- Н. Повзык.
Производство: ПЛ: сборка лодок завода им. Марти Л-11 (зак. 284, 05.1935-38), Л-12 (зак. 286, 05.1935-38); типа «Щ» (1936-37)- 2; пр. 613 (1954-57)- 11; пр. 629 (1959-62)- 22 (вместе с заводом 402), (1960-е, сборка в Китае)- 2; пр. 877 «Варшавянка» («Палтус») Б-248 (-1980), (1980-2000)- 15; пр. 971; спасательная пр. 940 «Ленок» (БС-257, 1978; БС-486, 1979)- 2; АПЛ: с КР П-5 пр. 659 (12.1958-06.1961), (1961-63)- 4; стратегические ракетоносцы: с Д-5 пр. 667А (1967-74)- 10, 667АУ, 667Б (1972-77)- 8; многоцелевая пр. 671РТМ (1977-92)- 26 (вместе с ЛАО); пр. 675 с КР П-6 К-31 (К-431) (1963-68)- 22; мишень пр. 690 (1967-69)- 4; спасательная пр. 940 (1976-79)- 2; пр. 971 «Щука-Б» головная К-284 «Акула» (1983-91)- 7, К-152 «Нерпа» достроена по пр. 971И (зак. 518, 1993-06.2006), еще 1 заложена в 1980-х, на 2006г. не достроена; «Дракон» («Самара», 1994); эсминцы: пр. 7 «Решительный» (-10.1937), «Ретивый», «Расторопный», «Передовой» («Разъяренный», «Развитой»), «Поспешный» («Решительный»), «Проворный» («Ревностный») (1941), «Пылкий» («Редкий») (1942), всего (-1944)- 7; пр. 30 «Внушительный», «Выносливый», «Властный» (1940-), «Ведущий», «Внезапный» (09.1941-), пр. 30К (1947-48)- 3, пр. 30бис (1949-52)- 18; пр. 56 (1955-57)- 7, 56М «Неудержимый» (-12.1958); пр. 57бис «Гордый» (1959-61); крейсеры: легкие пр. 26бис «Калинин» (06.1938-05.1942), «Лазарь Каганович» (08.1938-05.1944); сторожевики: пр. 29к «Альбатрос» (12.1939-45), «Буревестник» (1947); пр. 50 (1954)- 7; лидеры: пр. 38бис «Киев» (№ 267, «Орджоникидзе», «Баку») (03.1936-07.1938), «Тифлис» (№ 268, «Тбилиси») (08.1936-09.1939); большой охотник пр. 122а «Связист» (1945); корвет пр. 20380 «Совершенный» (07.2006-); железнодорожные паромы пр. 723 «Волга», «Дон» (1944-45), «Амур», «Комсомольск» (1951); несамоходный артиллерийский щит пр. 436 (1949-52); транспортно-ледокольное судно- 10; сухогруз ледового плавания пр. 550 «Амгуема» (1962-)- 13 (вместе с заводом 873); плавбаза для перезарядки реакторов АПЛ пр. 326 (1960-66)- 4; плавучие доки: транспортные пр. 764 (1956-58)- 7 (вместе с заводом 189), пр. 769, пр. 769А (1958-64)- всего 4, пр. 1757, пр. 17571 (1970-е), док-эллинг пр. 1780 (1970-е); транспортно-буксирное судно UТ-722 для Вьетнама (2000-е); танкер-химовоз для Германии (2000-е)- 4; единственное в мире судно сейсморазведки пр. 3383 «Сагар Самикша» для Индии (2006); буксир-кантовщик пр. 01710 «Вагис» (-06.2006); судно по переработке жидких радиоактивных отходов «Ландыш» (-1998);
артиллерийские снаряды (ВОВ)- 161.500, авиабомбы ФАБ-250 (ВОВ)- 5120, ФАБ-100 (ВОВ)- 40895, головки авиабомб, минометные плиты (ВОВ)- 6049; энергетический модуль для морской платформы «Моликпак» (2000-е);
капремонт: ПЛ: типа «Щ» (-1944)- 9, типа «М» (-1944)- 490; мониторов (ВОВ)- 3; тральщиков (ВОВ)- 24; переоборудование ПЛ пр. 659 в пр. 659Т (1968-74)- 5 (вместе с заводом 892); модернизация: плавучих технических баз перезарядки реакторов ЯЭУ пр. 326 по пр. 326М (1970-е); 2 дизельных ПЛ (2006), 1 АПЛ (2006); буровой платформы «Моликпак», «Орлан» для США (2000-е).
Сдаточная база завода № 199, п/я 85, Завод судового оборудования «Восток» МСП, А-7340, А-7349, ОАО «Завод судового оборудования «Восток»
/692804 (692820) г. Большой Камень Шкотовского р-на Приморского кр. ул. Колхозная, 1Б «Клотик» (1966г.)/
В 1960-61г. начаты работы по созданию сдаточной базы завода № 199 в пос. Большой Камень недалеко от завода «Звезда». В 01.1966г. это – самостоятельный завод «Восток» МСП. Имел наименования: «п/я А-7340» (1966г.-), «п/я А-7349» (01.1967г.).205
Переоборудование АПЛ К-55, К-178 пр. 658 в пр. 658Т (торпедная) (1970-е).
Филиал АСЗ, достроечная база (2004-08г.).
Директор (01.1966г.)- Ю.З. Кучмин, (-2008-09г.-)- Г. Вагин.
Помощник директора по режиму (01.1966г.)- Я.И. Саяпин.
Гл. инженер (01.1966г.)- М.И. Сторчило.
Начальники отделов: 1-го (01.1966г.)- Я.И. Саяпин.
Начальники цехов: сдаточно-монтажного (1975г.-)- Л.Г. Мещеряков.
Завод № 199 НКАП
Директор (-11.1940г. )- П.А. Антонов.