Предприятия № 151-200

Завод № 163 НКлеса

      /г. Пенза/

      Ранее – это ГАЗ-7. Пост. СТО № С-123с от 21.09.1935г. (в развитие пост. от 4.07.1935г.) для организации лыжного производства мебельная фабрика Союзлеспромтяжа НКТП передана НКлесу в декадный срок со всеми кадрами, оборудованием и средствами предприятия; она включена в список предприятий оборонного назначения с присвоением ей литерного номера.

Пост. СТО № ОК-26сс от 7.02.1936г. (во изменение пост. № С-123с от 21.09.1935г.) требовалось организовать на заводе № 163 производство авиалыж мощностью: 1936г. – 3000 комплектов, 1937г. – 4000.133


Завод № 163 НКТП, НКАП, МАП, п/я 200, Пензенский приборостроительный завод МАП, Завод «Электроавтомат» МАП, Пензенское ПО «Эра» МАП, А-3808, АООТ, ОАО «Пензенское НПП «Эра»

      /г. Тушино Московской обл.; г. Пенза наб. Мойки, 50 (1947г.)/

      /440052 (440034) г. Пенза ул. Свердлова, 2 «Трос», «Конус» тел. 33-81-02/

      Завод введен в эксплуатацию в 1935г. в Тушино в ведении самолетостроительного треста ГУАП НКТП (предприятие на этом месте существовало с 1901г.). В 12.1936г. завод передан в 1ГУ НКОП (на 12.1938г. не числился в списках предприятий НКОП). Пост. правительства № 177сс от 1.07.1939г. мебельная фабрика «Союз-мебель» НКлеса передана в НКАП и переименована в завод № 163.62 Перед войной – в ведении 10ГУ НКАП.

      Производство деталей самолетов: крыло и оперение для И-16, авиационные лыжи.

      В 1941г. завод эвакуирован в Пензу на площадку бывшего авиационного завода В.А. Лебедева. По пр. № 841с от 12.08.1941г. на завод передано производство шасси с завода № 479 НКАП с соответствующим оборудованием и личным составом.

      По пр. № 529с от 16.07.1942г. в Пензу со всем личным составом и оборудованием переведена основная часть завода № 450 НКАП и влита в состав завода № 163 НКАП. (Есть упоминание, что завод № 163 в 1942г., 04.1943г. находился в Иркутске, разработано цельнодеревянное крыло и оперение для И-16). В годы войны – ремонт отечественных и американских самолетов, полученных по ленд-лизу.

      На старом месте в Тушино затем образован завод № 500.

      С 1.03.1946г. завод передан из 6ГУ в 11ГУ МАП. По пр. № 219сс от 18.04.1946г. завод с 1.01.1947г. передан из 11ГУ в 5ГУ. Имел наименование «п/я 200». В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. передан в ведение Пензенского СНХ РСФСР. Далее переименован в завод «Электроавтомат», в 1972г. – в ведении 9ГУ МАП. Затем на базе завода как головного предприятия создано Пензенское ПО «Эра» (в 1976г. называлось ПКО «Эра», в 1984-93г. – Пензенское ПО «Эра»), в 1987г. – в ведении 5ГУ МАП. Имело наименование «п/я А-3808» (1987г.).74

      В 1946г. начато освоение производства контрольно-испытательных установок. Затем завод специализировался на изготовлении тренажеров, в т.ч. авиационных.

      Работы по тренажеру обучения личного состава наведению ракеты Х-59.

      По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий.

      Количество оборудования (05.1946г.)- 175 м/р станков.

      Численность персонала (05.1946г.)- 1085 раб., (1972г.)- 3150 чел.164

      Директор (01.1940г.-)- Н.Г. Драчев, (-01.1943-05.1946г.-)- А.П. Иваненко. Гендиректор (-1987-90-е)- Б.В. Клюев, (2002г.)- А.Н. Анисимов, (2003г.)- А.Н. Бростилов.

      Зам. гендиректора: по производству (2002г.)- К.В. Чичикин; по коммерции (2002г.)- В.П. Сироткин.69

      Технический директор (1990-е)- Г.И. Балашов.

      Гл. инженер (05.1946г.)- Рубинчик.166

      Гл. конструктор (1990-е)- В.Н. Климкин.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- Б.Н. Фатеев, Н.С. Ковалёв.

ОКБ-163 НКАП, МАП, ГКАТ при заводе № 163, Пензенское КБ моделирования(ПКБМ), Пензенское КБ моделирующих приборов и машин МАП, М-5993, ФГУП, ОАО «ПКБМ»

      /г. Пенза п/я 201; 440034 г. Пенза, 34 ул. Свердлова, 2 «Конус»/

      /440052 г. Пенза ул. Гоголя, 60 тел. 33-22-95/

      ОКБ действовало перед началом ВОВ.

      Вероятно, по пр. № 668сс от 12.07.1941г. часть оборудования (30%) и личного состава ОКБ завода № 34 НКАП и опытного цеха с частью тематики переведены в ОКБ завода № 163 (г. Пенза).

      ОКБ в составе 48-52 чел. вновь организовано по пр. № 219сс от 18.04.1946г. в 5ГУ МАП для проектирования и производства контрольно-испытательных установок. С 1955г. начата разработка тренажеров.

      С 08.1957г. – в ведении 4ГУ ГКАТ, по пр. № 20сс от 21.01.1958г. передано в ведение 4-го Управления ГКАТ.169 В соответствии с расп. правительства № 1185-рс от 15.04.1958г. по пр. ГКАТ № 127с от 22.04.1958г. ОКБ-163 передано из ГКАТ в ведение Пензенского СНХ.169 Далее ОКБ-163 переименовано в ПКБМ, в 1972г. – в ведении 9ГУ МАП. В 1984г. – Пензенское КБ моделирующих приборов и машин МАП. В 19876-87г. входило в состав ПКО, ППО «Эра». Имело наименование «п/я А-3808» (1984г.), «п/я М-5993» (1987г.).74

      В соответствии с ПСМ № 1053-353 от 17.11.1967г. по пр. № 421сс от 12.12.1967г. поручено разработать комплексный тренажёр для Ил-76 и предъявить его на госиспытания в 4-м квартале 1971г. В соответствии с ПСМ № 1166-413 от 28.12.1967г. по пр. № 30сс от 23.01.1968г. было задано создание разработать и предъявить на госиспытания в 1971г. комплексный тренажёр лётчика для самолета Як-36М.164

      В 1990-е г. – ведущий разработчик и производитель технических средств обучения авиаперсонала по всем типам ЛА: компьютерных генераторов изображения, шестистепенных динамических стендов, электрических систем загрузки органов управления, вычислительных систем открытой архитектуры, универсальной прогаммной среды и интерфейса. В соответствии с ПСМ № 1254 от 8.12.1990г. ПО «Эра» поручено разработать и изготовить тренажер экипажа самолета-амфибии Бе-200 с предъявлением на госиспытания в 1997г. Работы (1990-е-2002г.): разработка и производство комплексных специализированных авиационных тренажеров для всех типов ЛА.

      В 2002г. имело форму ФГУП. По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. ОАО вошло в число стратегических оборонных предприятий. Входит в состав КАО (2005г.).

      Работы (2005-06г.): разработка: комплексного тренажера среднемагистральных самолетов «Ту»; систем управления движением и самолетовождения.

      Численность персонала (1972г.)- 1261 чел.164

      Гл. конструктор (1948г.)- Королев, (-12.1967-01.1968г.-)- Кондрашин, (1987г.)- Г.Н. Серегин.

      Гендиректор (2002г.)- А.Н. Анисимов,69 (2003г.)- О.Ф. Солдатенков, (2005г.)- М.М. Кваша, (2006г.)- А.Н. Бростилов.

      Зам. гл. конструктора по ВЭД (2006г.)- В.П. Назаров.

      Коммерческий директор (2005г.)- В.П. Назаров.

      Начальники отделов: секретного (1990г.)- Н.И. Буланова.

Создано:тренажеры: КТС- 34 (Ан-124), КТС-32 (Ил-76), КТС- 18 (Су-25), КТС- 21 (МиГ-29), КТС-23 (Су-27); компьютерные системы визуализации «Альбатрос» и «Спектр».


ОКБ-163

      Начальник (1957г.)- И.В. Майоров.