Предприятия № 2-3
2-й Государственный проектный институт (ГПИ-2) НКОП, НКСП, МСП, Всесоюзное объединение «Проектверфь» НКТП, п/я 202, ГСПИ «Союзпроектверфь», А-3907, Проектная фирма (ПФ) «Союзпроектверфь»
/г. Ленинград; г. Омск; г. Ленинград, В-34 наб. Красного Флота, 68 «Кран» (1966г.)/
ВО «Проектверфь» создано 1.01.1931г. по пр. «Союзверфи» № 429 от 29.12.1930г. на базе отдела по проектированию судостроительных заводов и верфей «Судопроверфи» для проектирования реконструкции верфей. Затем – проектирование судостроительных заводов и верфей. Пр. НКТП № 746 от 31.05.1934г. утвержден Устав предприятия. По пр. НКОП № 011с от 28.01.1937г. «Проектверфь» переименована во 2-й ГПИ, пр. № 271 от 3.08.1937г. утвержден новый Устав института. В 02.1939г. ГСПИ-2 2ГУ НКОП передан в ведение 1ГУ НКСП.
По пр. «Речсоюзверфи» № 87 от 3.05.1933г. Гипроверфь преобразована в Московское отделение Проектверфи в ведении «Союзверфи».
Задачи института: разработка географического распределения судостроительных центров и районирования судостроительной промышленности, специализации и кооперирования заводов и верфей; составление перспективных планов развития предприятий; проектирование заводов и верфей отрасли на базе изучения современного состояния морской и речной судостроительной промышленности.
С 1931г. велось проектирование Амурского судостроительного завода, его генплан необходимо было разработать к 13.04.1932г. Генплан завода был разработан В.П. Костенко, он же разработал проект стапеля «0» для завода № 198, построенный к 1938г. С 1935г. институт приступил к проектированию новых опытовых бассейнов. В 04.1937г. разработан «Организационный план морской судостроительной промышленности на 1937-43г.». По пр. НКОП № 0209 от 20.09.1937г. институту поручено рабочее проектирование завода № 402 НКОП, на площадке строительства завода организован филиал института. В 1940г. разработаны комплексные проектные задания: на строительство трех судоремонтных баз ВМФ; судостроительно-судоремонтного завода ГУСМП в районе пролива Югорский Шар с наливной док-камерой, спроектированной впервые в мире. В связи с начавшейся войной проекты не были осуществлены.
По пр. № 376с от 27.09.1938г. институту требовалось к 3.10.1938г. перепроектировать подводную часть нового стапеля завода № 189.
В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. ГПИ-2 НКСП был эвакуирован в Омск в помещения Автодорожного института. В 1942г. разработан проект крупносерийного производства деревянных боевых катеров для завода № 640. В 1944г. институт реэвакуирован в Ленинград. В 06.1944г. в Николаеве создана группа проектировщиков для восстановления местных заводов, в 1945г. на ее базе создан Николаевский филиал ГСПИ-2.
В 1955г. назывался ГСПИ-2, в 1959г. – ГСПИ «Союзпроектверфь», в 01.1966г. – в ведении ГУПиКС МСП. Имел наименования: «п/я 202» (1960г.-), «п/я А-3907» (1966г.-).205 В 1975г. институт награждён орденом ТКЗ.
Имел филиалы: Киевский (в 01.1966г. – самостоятельный институт «Гипроверфь»); Дальневосточное отделение (1966г.).
После войны разработаны проекты восстановления ленинградских заводов, николаевских ССЗ: № 444 и № 445, проект нового завода № 872. В 1955-62г. спроектирован ССЗ в Хулудао, в 1959г. – Бохайский ССЗ (Китай); в 1962-64г. – завод промыслового судостроения в Бургасе (Болгария). С 1965г. проектировался (совместно с ЦНИИ-138) ССЗ в Висакхапатнаме (Индия). Выполнены проекты: ССЗ 2-го поколения в Херсоне и Выборге (1947-55г.), комплекса «Волга» в Зеленодольске, ССЗ 3-го поколения в Керчи и Николаеве; реконструкции: «Пролетарского завода», «Знамя Октября», «Северного пресса», Завода штурманских приборов, Завода им. Кулакова, «Буревестник», «Петрозавода», предприятий ЭРА, стендового комплекса НИИ «Мортеплотехника»; строительства: производства: гребных винтов и судовых котлов Балтийского завода, неметаллического судостроения заводов «Пелла» и Средне-Невского; эллинга для постройки СВП «Зубр» на СФ «Алмаз», цеха окраски СРЗ «Нерпа», блока цехов Царскосельского завода «София»; пункт долговременного хранения реакторных отсеков (РО) в губе Сайда, площадки временного хранения РО; ПО «Севмаш»: специализированные производства комплектующих для АПЛ, устройство средней стапельной линии Южного дока цеха № 50, магнитоизмерительный стенд. В 1988г. утвержден проект строительства завода «Прибой» (г. Советская Гавань). Спроектированы испытательные бассейны и комплекс с крупногабаритными док-камерами высокого давления ЦНИИ им. Крылова, стенды и стендовые корпуса ЦНИИ КМ «Прометей», НПО «Аврора», НИИ «Гидроприбор», института «Морфизприбор».
В 1991г. – ГПИ «Союзпроектверфь», в 2002г. – ПФ «Союзпроектверфь». В 1994г. институт был присоединен к ЦНИИТС (и на 2006г.).
Выполнены проекты реконструкции: гальванического производства ФГУП «Электроприбор»; производства ФГУП ОКБМ для выпуска парогенераторов КТП-6; Северной верфи, включающий перевод на ее площадку мощностей Балтийского завода (06.2006г.). В 2007г. разработан проект НТК по разработке конструкционных наноматериалов для ЦНИИ КМ «Прометей».
Управляющий (-1932г.)- Н.Г. Оксман, (1936г.)- Т.В. Сафронов. Начальник (-7.09.1937г.)- Т.В. Сафронов, (7.09.1937-09.1938г.-)- А.С. Южаков, (1940-е)- В.П. Костенко. Директор (01.1966г.)- Н.Н. Мидин, (1998-10.2002г.-)- С.П. Наседкин, (2007г.)- А.Н. Алешкин.
Зам. начальника (18.06.1942г.-)- В.П. Костенко.
Гл. инженер (29.12.1930-31г.)- А.И. Балкашин, (1.09.1931-25.02.1941; 1950-56г.)- В.П. Костенко (арестован),61 (-1948г.)- Ф.К. Бакшук, (1953-66г.)- А.А. Борисов, (01.1967г.)- И.А. Микулин, (-2006-07г.-)- Р. Нихенбаум.
Зам. гл. инженера (1939г.-)- Ф.К. Бакшук, (1946-53г.)- А.А. Борисов.
Гл. технолог: по судостроению (1.10.1953-56г.)- В.П. Костенко; по машиностроению (1958-62г.)- Ф.К. Бакшук.
Начальники отделов: № 3805 (2007г.)- В.А. Коренько; № 3814 (2007г.)- С.М. Гончаров; № 3817 (2007г.)- А.Н. Печенкин; 1-го (01.1966г.)- О.В. Харькова; С.П. Наседкин.
Гл. инженеры проектов: (1932-50г.-)- А.А. Борисов (Мариупольский ССЗ, завод № 402), (2007г.)- Г.А. Прудников (НТК наноматериалов ЦНИИКМ).
Начальники секторов: механического (1938г.)- Критский.139
Начальники бюро: по проектированию завода № 402 (1936г.-)- А.А. Борисов.
«Гипроверфь», Московское отделение «Проектверфи»
/г. Москва/
Институт по проектированию заводов и верфей речного судостроения создан в 1931г. в ведении «Речсоюзверфи». По пр. «Речсоюзверфи» № 87 от 3.05.1933г. Гипроверфь передана в состав «Союзверфи» на правах Московского отделения Проектверфи.
Киевский филиал ГСПИ-2 МСП, п/я 71, Киевский институт «Гипроверфь» МСП, А-7427
/г. Киев, 110 ул. Преображенская, 25 п/я 71 «Кран»/
К 01.1966г. Киевский филиал ГСПИ-2 преобразован в самостоятельный Киевский институт «Гипроверфь» МСП. Имел наименования: «п/я 71», «п/я А-7427» (1966г.-).205
Директор (01.1966г.)- К.Я. Просветов, (01.1967г.)- Н.Г. Хайло.
Гл. инженер (01.1966г.)- Н.Г. Хайло.
Начальники отделов: 1-го (01.1966г.)- Н.С. Сундукова.
Дальневосточное отделение ГСПИ-2, «Союзпроектверфи» МСП, п/я 202, Дальневосточный проектный институт (ДПИ) «Востокпроектверфь» МСП, М-5640, ОАО «ДПИ «Востокпроектверфь»
/690005 г. Владивосток, 5 ул. Ленинская, 165 «Кран» (1966г.)/
/690091 г. Владивосток ул. Светланская, 72, стр. 4 vpv.su/
Дальневосточное отделение ГСПИ-2 (на правах мастерской) создано 22.09.1948г. «в целях оперативного разрешения вопросов проектирования Дальневосточных заводов, улучшения организации и руководства изыскательскими работами и оказания регулярной технической помощи новостройкам и строительству на действующих заводах». К 01.1966г. переименовано в Дальневосточное отделение «Союзпроектверфи» МСП. Имел наименования: «п/я 202», «п/я М-5640» (1966г.-).205
Вначале располагалось на территории «Дальзавода».
Первой работой было проектирование объектов «Дальзавода». Затем велось проектирование предприятий судостроительной отрасли на территории от Урала до Камчатки. Созданы проекты эллингов Владивостокского ССЗ, Николаевского-на-Амуре ССЗ, Красноярского ССЗ, здания заводоуправления завода «Звезда», объекты владивостокских заводов «Радиоприбор», «Изумруд», «Дальприбор», арсеньевского «Аскольда», заводов «Ураган», «Красный вымпел». Институт являлся генпроектировщком 21 предприятия (в т.ч. Сретенского ССЗ, владивостокского завода «Варяг»).
Пр. МСП в середине 1980-х г. филиал преобразован в самостоятельный ДПИ «Востокпроектверфь». В 1992г. построено новое здание института.
По пр. Россудостроения в 2000г. институт вновь определен генпроектировщиком заводов отрасли на Дальнем Востоке.
Работы (2000-е г.): проектирование объектов для заводов «Восточная верфь», АСЗ, «Звезда», «Радиоприбор», «Дальзавод», проект реконструкции цеха завода «Варяг»; проектирование муниципальных объектов.
Численность персонала (1948г.)- 30 чел., (1985г.)- около 400 чел.
Начальник (01.1966г.)- М.В. Сперанский, (1980-е)- С.Д. Федичкин. Гендиректор (2008г.)- В.И. Бандур.
Исполнительный директор (2020г.)- Д.А. Глухенько.
Зам. исполнительного директора: по технологического развитию (2020г.)- Е.С. Матурин; по инженерным изысканиям (2020г.)- А.А. Громаков; по экономике и финансам и.о. (2020г.)- Л.И. Картавцев.
Гл. инженер (01.1966г.)- К.И. Шульгин, (2020г.)- Д.С. Солкин.
Начальники отделов: по персоналу и социальным программам (2020г.)- Р.А. Коробенко. Начальник административно-хозяйственной службы (2020г.)- А.Ф. Авилов.
Гл. инженеры проектов: (1980-е)- В.В. Феропонтов.