Предприятия № 2-3

2-й Государственный проектный институт (ГПИ-2) НКОП, НКСП, МСП, Всесоюзное объединение «Проектверфь» НКТП, ГСПИ «Союзпроектверфь», Проектная фирма (ПФ) «Союзпроектверфь»

      /г. Ленинград; г. Омск; г. Ленинград/

      ВО «Проектверфь» создано 1.01.1931г. по пр. «Союзверфи» № 429 от 29.12.1930г. на базе отдела по проектированию судостроительных заводов и верфей «Судопроверфи» для проектирования реконструкции верфей. Затем – проектирование судостроительных заводов и верфей. Пр. НКТП № 746 от 31.05.1934г. утвержден Устав предприятия. По пр. НКОП № 011с от 28.01.1937г. «Проектверфь» переименована во 2-й ГПИ, пр. № 271 от 3.08.1937г. утвержден новый Устав института. В 02.1939г. ГСПИ-2 2ГУ НКОП передан в ведение 1ГУ НКСП.

      По пр. «Речсоюзверфи» № 87 от 3.05.1933г. Гипроверфь преобразована в Московское отделение Проектверфи в ведении «Союзверфи».

      С 1931г. велось проектирование Амурского судостроительного завода, его генплан необходимо было разработать к 13.04.1932г. Генплан завода был разработан В.П. Костенко, он же разработал проект стапеля «0» для завода № 198, построенный к 1938г. С 1935г. институт приступил к проектированию новых опытовых бассейнов. В 04.1937г. разработан «Организационный план морской судостроительной промышленности на 1937-43г.». По пр. НКОП № 0209 от 20.09.1937г. институту поручено рабочее проектирование завода № 402 НКОП, на площадке строительства завода организован филиал института. В 1940г. разработаны комплексные проектные задания: на строительство трех судоремонтных баз ВМФ; судостроительно-судоремонтного завода ГУСМП в районе пролива Югорский Шар с наливной док-камерой, спроектированной впервые в мире. В связи с начавшейся войной проекты не были осуществлены.

      По пр. № 376с от 27.09.1938г. институту требовалось к 3.10.1938г. перепроектировать подводную часть нового стапеля завода № 189.

      В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. ГПИ-2 НКСП был эвакуирован в Омск в помещения Автодорожного института. В 1942г. разработан проект крупносерийного производства деревянных боевых катеров для завода № 640. В 1944г. институт реэвакуирован в Ленинград. В 06.1944г. в Николаеве создана группа проектировщиков для восстановления местных заводов, в 1945г. на ее базе создан Николаевский филиал ГСПИ-2.

      В 1955г. назывался ГСПИ-2, в 1959г. – ГСПИ «Союзпроектверфь».

      После войны разработаны проекты восстановления николаевских ССЗ: № 444 и № 445, проект нового завода № 872. В 1955-62г. спроектирован ССЗ в Хулудао, в 1959г. – Бохайский ССЗ (Китай); в 1962-64г. – завод промыслового судостроения в Бургасе (Болгария). С 1965г. проектировался (совместно с ЦНИИ-138) ССЗ в Висакхапатнаме (Индия). Проекты: реконструкции: стендового комплекса НИИ «Мортеплотехника»; строительства: цеха окраски СРЗ «Нерпа», блока цехов Царскосельского завода «София»; пункт долговременного хранения реакторных отсеков (РО) в губе Сайда, площадки временного хранения РО; ПО «Севмаш»: специализированные производства комплектующих для АПЛ, устройство средней стапельной линии Южного дока цеха № 50, магнитоизмерительный стенд. В 1988г. утвержден проект строительства завода «Прибой» (г. Советская Гавань).

      В 2002г. – ПФ «Союзпроектверфь», в 2006г. входила в состав ЦНИИТС.

      Выполнены проекты реконструкции: гальванического производства ФГУП «Электроприбор»; производства ФГУП ОКБМ для выпуска парогенераторов КТП-6; Северной верфи, включающий перевод на ее площадку мощностей Балтийского завода (06.2006г.). В 2007г. разработан проект НТК по разработке конструкционных наноматериалов для ЦНИИ КМ «Прометей».

      Управляющий (-1932г.)- Н.Г. Оксман, (1936г.)- Т.В. Сафронов. Начальник (-7.09.1937г.)- Т.В. Сафронов, (7.09.1937-09.1938г.-)- А.С. Южаков, (1940-е)- В.П. Костенко. Директор (10.2002г.)- С.П. Наседкин, (2007г.)- А.Н. Алешкин.

      Зам. начальника (18.06.1942г.-)- В.П. Костенко.

      Гл. инженер (29.12.1930-31г.)- А.И. Балкашин, (1.09.1931-25.02.1941; 1950-56г.)- В.П. Костенко (арестован),61 (-1948г.)- Ф.К. Бакшук, (1953-66г.)- А.А. Борисов, (-2006-07г.-)- Р. Нихенбаум.

      Зам. гл. инженера (1939г.-)- Ф.К. Бакшук, (1946-53г.)- А.А. Борисов.

      Гл. технолог: по судостроению (1.10.1953-56г.)- В.П. Костенко; по машиностроению (1958-62г.)- Ф.К. Бакшук.

      Гл. инженеры проектов: (1932-50г.-)- А.А. Борисов (Мариупольский ССЗ, завод № 402), (2007г.)- Г.А. Прудников (НТК наноматериалов ЦНИИКМ).

      Начальники отделов: № 3805 (2007г.)- В.А. Коренько; № 3814 (2007г.)- С.М. Гончаров; № 3817 (2007г.)- А.Н. Печенкин.

      Начальники секторов: механического (1938г.)- Критский.139

      Начальники бюро: по проектированию завода № 402 (1936г.-)- А.А. Борисов.

«Гипроверфь», Московское отделение «Проектверфи»

      /г. Москва/

      Институт по проектированию заводов и верфей речного судостроения создан в 1931г. в ведении «Речсоюзверфи». По пр. «Речсоюзверфи» № 87 от 3.05.1933г. Гипроверфь передана в состав «Союзверфи» на правах Московского отделения Проектверфи.

Дальневосточное отделение ГСПИ-2, Дальневосточный проектный институт (ДПИ) «Востокпроектверфь» МСП, М-5640, ОАО «ДПИ «Востокпроектверфь»

      /690005 г. Владивосток ул. Ленинградская, 165 «Кран»/

      Дальневосточное отделение ГСПИ-2 (на правах мастерской) создано 22.09.1948г. Вначале располагалось на территории «Дальзавода».

      Первой работой было проектирование объектов «Дальзавода». Затем велось проектирование предприятий судостроительной отрасли на территории от Урала до Камчатки. Созданы проекты эллингов Владивостокского ССЗ, Николаевского-на-Амуре ССЗ, Красноярского ССЗ, здания заводоуправления завода «Звезда», объекты владивостокских заводов «Радиоприбор», «Изумруд», «Дальприбор», арсеньевского «Аскольда», заводов «Ураган», «Красный вымпел». Институт являлся генпроектировщком 21 предприятия (в т.ч. Сретенского ССЗ, владивостокского завода «Варяг»).

      Пр. МСП в середине 1980-х г. филиал преобразован в самостоятельный ДПИ «Востокпроектверфь». В 1992г. построено новое здание института.

      По пр. Россудостроения в 2000г. институт вновь определен генпроектировщиком заводов отрасли на Дальнем Востоке.

      Работы (2000-е г.): проектирование объектов для заводов «Восточная верфь», АСЗ, «Звезда», «Радиоприбор», «Дальзавод», проект реконструкции цеха завода «Варяг»; проектирование муниципальных объектов.

      Численность персонала (1948г.)- 30 чел., (1985г.)- около 400 чел.

      Начальник (1980-е)- С.Д. Федичкин. Гендиректор (2008г.)- В.И. Бандур.

      Гл. инженеры проектов: (1980-е)- В.В. Феропонтов.