Предприятия № 101-150

      

Кыштымский завод № 112 ВСНХ, Динамитный завод Уральского АО ВВ, Государственный Кыштымский динамитный завод ВСНХ

      /разъезд 118 Пермской ж/д Пермской губ.; г. Кыштым Свердловского р-на Уральской обл. (1930г.)/

      Декретом СНК от 27.12.1917г. Динамитный завод Кыштымского Горного округа национализирован, в 01.1919г. – в ведении Химического отдела ВСНХ, в 10.1921г. – Центроконсервдрева Главхимпрома, в 11.1921г. – Взрывсекции Главхима ВСНХ.64 В 10.1925г. завод – в ведении треста «Северохим» УралоблСНХ, находился на консервации. В 02.1930г. Кыштымский завод № 112 – в ведении Вохимтреста ГВПУ ВСНХ.125

      Численность персонала (10.1921г.)- 351 раб., (1.07.1925г.)- 54 чел. (в т.ч. 41 раб.).

      

Завод № 112 им. А.А. Жданова НКСП, НКТП, Нижегородская машинная фабрика, Железоделательный, механический, вагоно-, паровозо- и судостроительный завод АО «Сормово», Сормовский завод ВСНХ, ГС машиностроительный завод «Красное Сормово» ВСНХ, НКТП, ГС ордена Ленина, ордена Отечественной войны I-й степени и ордена ТКЗ завод № 112 МТрМ, ГС завод «Красное Сормово» им. А.А. Жданова МТрМ, МТиТМ, МСП, М-5596, ПО «Красное Сормово», АООТ, ОАО «Завод «Красное Сормово»

      /дер. Сормово Козинской вол. Балахнинского у. Нижегородской губ. (1909г.); г. Горький ул. Баррикад (1966г.) п/я 209 «Мартен» (1947-66г.)/

      /г. Нижний Новгород www.krsormovo.nnov.ru, sormovo.riverships.ru, sormovo.narod.ru/

      21.07.1849г. в пригороде Нижнего Новгорода Сормове «Товариществом нижегородской машинной фабрики Волжского буксирного и завозного пароходства» у помещицы Крюковой куплен участок земли для строительства фабрики, эта дата стала Днём рождения завода. В 1851г. построено первое судно – буксирный пароход «Орел». До 1853г. построено 14 паровых машин, 8 железных и 5 деревянных пароходов. В 1860г. акции предприятия куплены отставным поручиком Д.Е. Бернардаки. Предприятие являлось крупнейшей частной верфью. К 1861г. построено около 60 пароходов, к 1914г. – более 250. В 1858г. построен первый отечественный земснаряд для углубления Астраханского порта, в 1903г. – первый речной теплоход «Вандал». 4.02.1872г. организовано АО «Сормово». В 1902-04г. выполнен заказ Военного ведомства на зарядные ящики. Строились железные баржи, судовые механизмы и паровые машины; якорные и рулевые устройства, паровые шпили для линкоров и крейсеров (1910-14г.); кроме того, завод выпускал паровозы, вагоны, паровые котлы, мосты, стропила, стальные резервуары, артиллерийские снаряды, болты, бандажи; выполнял ремонт машин.

      В 1904г. завод выиграл конкурс на строительство речных канонерских лодок с проектом инженера К.А. Теннисона, 31.10.1904г. заключен контракт на строительство 10 кораблей. Строительство судов велось в большой судояме, в которую во время весеннего паводка впускалась вода, и построенные корабли самостоятельно всплывали и буксировались к достроечной набережной. Имелся 51 мостовой кран. В I-ю мировую войну Сормовский завод (в 1914г. – АО железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово») выпускал военную технику, вооружение и боеприпасы. В 1912г. начато освоение производства болванок для 3-дм полевых орудий, в следующем году болванки поставлялись на Петербургский орудийный завод. В 1915г. выдан заказ на изготовление 2500 тел орудий для 76-мм полевой пушки, для этого с Царицынского завода передано 77 станков. С 1916г. начат их выпуск, в этом году изготовлено 800 шт. (16 % всех пушек в стране), в 1917г. – 1233 (11,5 %). В 1916-17г. выданы заказы на производство боеприпасов: 66 тыс. 42-лин. бомб, 220 тыс. 6-дм бомб и 4450 12-дм гаубичных бомб.

      В 1900-е г. создано отделение завода в пос. Кокуй на р. Шилке для сборки канонерских лодок, для чего были построены временные стапеля. Правление АО находилось (1909г.) в Санкт-Петербурге ул. Итальянская, 11. Входил в «группу Царицынских заводов», изготовлявших в кооперации 3-дм пушки. В группу входили также заводы Лесснера, Петроградский металлический и Коломенский.

      18.06.1918г. Сормовский завод национализирован, 26.06.1918г. передан в ведение Центрального правления национализированных объединённых машиностроительных заводов «Сормово-Коломна». 5.11.1918г. передан в ведение ГОМЗА Отдела металла ВСНХ (и на 10.1927г.). В 1918г. на заводах, выполнявших оборонные заказы, введён институт военных комиссаров. 21.09.1918г. Президиум ВСНХ потребовал устранить военного комиссара с Сормовского завода, который дезорганизовал работу завода. Пост. президиума губисполкома от 17.11.1922г. завод с 23 ноября переименован в «Красное Сормово». В 05.1921г. контролировался СВП, в 06.1926г. в мобилизационном отношении подчинялся подотделу вооружения ВПУ ВСНХ.125В соответствии с пост. СНК № 574 от 16.07.1931г. завод передан из «Парвагдиза» в ведение созданного ВО «Локомотив» ВСНХ. 22.07.1931г. преобразован в комбинат «Красное Сормово», в его составе заводы: вагоностроительный, машиностроительный, металлургический, паровозостроительный, судоверфь, новостройка завода «Новое Сормово». В конце 1931г. орудийное производство комбината вместе с заводом «Новое Сормово» переданы в ведение Орудобъединения ВСНХ. 4.11.1932г. комбинат вновь преобразован в ГС машиностроительный завод «Красное Сормово». 25.02.1939г. переименован в ГС завод № 112. В 1934г. передан в ведение Главречпрома НКТП (и на 03.1936г.), в 1939г. передан в ведение НКСП. С 19.09.1941г. передан в непосредственное подчинение созданного НКТП.106

      В 1918г. заводу было поручено закончить выполнение дореволюционных заказов на снаряды, кроме того, 31.08.1918г. выдан новый заказ на 44 тыс. 48-лин. бомб. Первые 4 месяца 1919г. налаживалось производство снаряда, однако к маю из-за ухода основного числа специалистов завод известил о невозможности продолжать производство. Всего в 1919г. изготовлено бомб: 42-лин. – 3047 шт., 48-лин. – 1810, 6-дм – 1404, 12-дм – 108. Кроме того, выпущено 106 полевых 3-дм пушек, 177 комплектов щитов и люлек, 90 зарядных ящиков.159 Имел задание восстановить к 1.10.1927г. снарядное производство, для чего построить новый кузнечно-прессовый цех и отремонтировать 700 станков. Задание было сорвано (к октябрю было отремонтировано лишь 27 станков).160 Заседанием Мобилизационного совещания ВСНХ от 1.12.1927г. завод определён дополнительным по изготовлению тел и перестволению 3-дм полевой пушки. Этим же заседанием выдано задание на производство: 3-дм полевая пушка обр. 1902г. – 870 шт., 460 перестволений для нее. В 1928/29г. выполнял заказ на изготовление 440 тел 76-мм полевых пушек.

      В 1918-20г. завод занимался ремонтом и вооружением судов Волжской флотилии, строил ПЛ, сторожевик, паровозы, бронепоезда, броневики и плавучие батареи; изготовлял люльки для орудий, корабельные орудийные тумбы. Ремонтировал паровозы и вагоны для бронепоездов. За зиму 1919г. отремонтировано 27 судов, в 1920г. – 5 катеров истребителей и одна канонерская лодка. Решением от 3.06.1919г. заводу поручено завершение заказа на бронирование автомобилей (54 шт. «Фиат» и 41 «Остин»), недоделанного Ижорским заводом. К концу 1920г. с завода сняты военные заказы. Далее освоен выпуск паровозов, вагонов, дизелей, бурового оборудования. По пр. ВСНХ № 4 от 9.01.1922г. для усиления производства самолетов заводу требовалось срочно выполнить выданный заказ на 900 картеров и 2000 цилиндров двигателей.125

      По решению СНК от 10.08.1919г. здесь впервые в России освоено производство танков. Для этого на завод из Москвы 29.09.1919г. передан образец танка “Renault”. Для его копирования была образована бригада из 4 конструкторов во главе с Н.И. Хрулевым. В помощь им с Ижорского завода командирована «группа брони» из 4 человек под руководством Артемьева. Сборка танков организована в пушечном цехе, 31.08.1920г. первый отечественный танк «Борец за свободу тов. Ленин» был готов. В 1921г. ремонтировал танки.

      В составе завода (12.1919г.) цехи: котельный, болтовой, инструментальный. По пр. ВСНХ № 13с от 8.12.1927г. директор завода снят за невыполнение срочных мобзаданий.64 С 1927г. начата реконструкция завода, продолжавшаяся и в 1937г. В 1928/29г. велось строительство ковочно-прессового цеха, реконструкция сталелитейной мастерской. По проекту заводского технического бюро начато строительство танкеров, с 1931г. – грузовых теплоходов. С 1932г. на заводе начато внедрение электросварки, создан специализированный участок. В 1933г. построен первый цельносварной буксир «Сварщик». Выпускал речные суда, средние и малые ПЛ.

      24.10.1927г. на заводе организовано Сормовское отделение ЦБМС для проектирования речных судов. По пр. ГВОРС с 1.07.1930г. отделение преобразовано в самостоятельный «Речсудопроект», предприятие переведено с завода в здание Главного дома бывшей Нижегородской Ярмарки. В 03-04.1934г. «Речсудопроект» был разделен на две части, одна из которых вновь перебазирована на завод «Красное Сормово», объединена с заводским машиностроительным бюро и получила название ПКСМБ. В 09.1935г. ПКСМБ разделено на самостоятельное проектное бюро и КБ, подчиненное директору завода.

      Пост. СТО от 15.01.1937г. и пр. № 0026 от 4.02.1937г. заводу поручено изготовить в 1937г. 500 втулок в/винтов ВИШ-5.

      В соответствии с пост. ГКО № 1сс от 1.07.1941г. начат выпуск танков Т-34. 9.07.1941г. вышло пост. ГКО № 82 об обеспечении производства Т-34 на заводе. Им установлен выпуск в августе 10 машин (выпущено 0), в сентябре 75 (5), а доконца года – 710 (161). Для этого за два месяца были спроектированы и построены новые бронекорпусный и бронетермический цехи общей площадью около 28 тыс. м2, выделено 405 станков (получено 219). В 06.1942г. на завод из Ленинграда было передано 174 станка. Пост. ГКО № 1174 от 18.01.1942г. заводу утвержден ежедневный план выпуска Т-34 в 10 машин. В 1941г. выпущено 173 Т-34, в 1942г. – 2584, в 1943г. – 2962, в 1944г. – 3619, в 1-м полугодии 1945г. – 1860.106

      9.07.1942г. вышло пост. ГКО № 2003 о мерах помощи заводу. К лету 1943г. литейный участок завода был оборудован под крупномасштабное литье танковых башен, в 06.1943г. установлены два сварочных автомата Е. Патона. 5.06.1944г. вышло расп. ГКО № 6004 о поставках оборудования для судов с завода.

      В 09.1941г. завод передан из НКСП в НКТП (в 1944г. – еще в НКТП).

      Кораблестроение прекращено, завод перешел на выпуск танков. Пост. ГКО № 899сс от 14.11.1941г. по пр. № 27 от 17.11.1941г. заводу установлен суточный план по выпуску Т-34 – 10 шт. к концу января 1942г.

      В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. на завод эвакуированы ЦКБ-52 и ЦКБ-18 НКСП, в годы ВОВ сюда эвакуирована также часть завода № 189 НКСП.61

      В конце 1942-начале 1943г. работала группа специалистов НИИ-48 и завода под руководством И. Бурцева по усилению бронирования Т-34, разработана схема экранирования танка навесной броней.

      В соответствии с пост. ГКО № 4776 от 15.12.1943г. на заводе начато производство Т-34-85. Для этого было модернизировано оборудование, литейный цех, зимой 1944г. на завод направлено 100 молодых специалистов.

      В составе завода: цехи: № 5 (1941г.), № 50 (1942г.). В 1942г. имелось 9 сталеплавильных печей общим тоннажем 160,5 т, в 1943-44г. – 15 (257 т), в 1945г. – 14 (322,5 т). Действовало 4 прокатных стана. 6.08.1944г. вышло пост. ГКО № 6332 о строительстве на заводе танкодрома. При заводе действовало танковое КБ (1948г.).

      С 1942г. на заводе работал Р.Е. Алексеев по исследованию подводных крыльев. В 1943г. по его инициативе образована Гидролаборатория, далее НИГЛ. По пр. МСП от 14.12.1954г. НИГЛ передана в качестве филиала ЦКБ-19 МСП. Расп. Горьковского СНХ от 24.12.1957г. филиал преобразован в ЦКБ по СПК завода «Красное Сормово». С 1966г. – самостоятельное ЦКБ по СПК. По пр. МСП № 75/К от 14.02.1968г. ЦКБ по СПК, разделенное на два КБ «А» и «Б», вновь включено в состав завода.

      За годы войны выпущено 11198 танков. Выпуск штамповок и поковок (т): 1942г. – 12786, 1943г. – 17914, 1944г. – 16987, 1-е полугодие 1945г. – 9784. Выпуск проката (тыс. т): 1942г. – 61, 1943г. – 63,8, 1944г. – 64,7, 1-е полугодие 1945г. – 31,4. Выплавка стали (т): 1942г. – 121106, 1943г. – 134636, 1944г. – 161321, 1-е полугодие 1945г. – 84923.106

      С 1946г. завод № 112 вновь передан в МСП. В 1947-53г. – в ведении Минтрансмаша, в 1953-54г. – МТиТМ, Горьковского, Волго-Вятского СНХ (1957-65г.). 26.10.1948г. завод № 112 переименован в ГС завод «Красное Сормово» им. А.А. Жданова, с 03.1953г. лишён статуса ГС завода.В 01.1966г. Завод «Красное Сормово» им. Жданова – в ведении 1ГУ МСП. С 1971г. – завод «Красное Сормово». В 1970г. на базе завода создано ПО «Красное Сормово». Имел наименования: «п/я 209», «п/я М-5596» (1966г.-).205

      В соответствии с ПСМ № 988-411сс от 7.05.1946г. на завод возложена организация серийного производства ПЛ XV серии и достройка ПЛ серии IXбис. На 1.11.1946г. строились лодки серии IXбис: № 296, 297, 298 и 299; XV серии: № 1. В соответствии с ПСМ № 1520-401с от 13.05.1947г. постройка лодок XV серии передана на заводы МСП. В соответствии с ПСМ № 2720-1114с от 21.07.1948г. требовалось достроить на заводе танкер № 267.

      Пост. правительства № 368 от 19.10.1948г. заводу предписывалось в 1949г. изготовить 40 опытных танков Р-39 и БТР Р-40. Из-за неудовлетворительных результатов, полученных в ходе испытаний директор и и.о. гл. конструктора завода были сняты, работы по плавающему танку переданы на завод № 100.

      Завод имел своё металлургическое производство (1947г.). После войны построен новый производственный комплекс для строительства ПЛ: возведен новый эллинг; реконструирован слип, его грузоподъемность увеличена с 2000 до 6000 т; созданы производства для сборки атомных реакторов и обеспечения безопасности при загрузке ядерного топлива и пуска реакторов. Тоннаж и габариты строившихся здесь ПЛ был ограничен размерами шлюзов внутренних водных путей. Был судокорпусный цех № 2 (1956г.). В 1980-е г. для завода построен новый транспортный комплекс в составе плавсредств пр. 20230 и пр. 20270 и дока пр. 1760ПБ.

      В 1954(3)г. при заводе № 112 МТиТМ на базе КО подводного кораблестроения создано СКБ-112 для сопровождения постройки ПЛ пр. 613.

      Имел сдаточные базы: в Баку (1939-56г., затем – НИИ-949 МСП), в Севастополе (1966г.), Северную (1967г.).

      По решению МРФ РСФСР 9.09.1958г. заложено первое серийное СПК пр. 340 «Ракета».

      13.05.1994г. ПО приватизировано и преобразовано в АООТ, с 10.03.1995г. – ОАО «Завод «Красное Сормово». В 2003г. входил в корпорацию ОМЗ, ГК МНП (2004-10г.). По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошел в число стратегических оборонных предприятий. В 2007г. планировалось вхождение предприятия в один из 7 создаваемых в ОСК судостроительных холдингов – ОАО «Западный ЦСС», в 2013г. входило в его состав. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      Производство (2008-10г.): торпедные аппараты (100% в России), подъемно-мачтовые устройства для ПЛ. Являлся крупнейшим в стране строителем речных танкеров (в 2010г. построено 7 судов, в 2011г. – контракты на 8 судов).

      Количество оборудования: (1942г.)- 2166 ед. (в т.ч. 2127 м/р станков), (1944г.)- 2251 ед. (в т.ч. 2209 м/р станков), (1945г.)- 2361 ед. (в т.ч. 2314 м/р станков).

      Производственные площади (ВОВ)- 465 тыс. м2.

      Численность персонала (1850-е г.)- более 700 чел., (1909г.)- 6963 раб., (1914г.)- более 15 тыс. чел., (11.1921г.)- 12500 раб., (1942г.)- 22364 чел., (1943г.)- 22679 чел., (1944г.)- 21465 чел.

      Владелец (1849-60г.-)- Д.Е. Бернардаки.

      Директор (1849-60г.)- А.И. Узатис, (1860-05.1870г.)- Д.Е. Бернардаки, (1870-72г.)- К.М. Окунев, (1872-83г.)- Ф.О. Аштон, (1883-85г.)- К.И. Рейнер, (1885-97г.)- В.В. Воронцов, (1897-1900г.)- Ф.А. Фосс, (1900-05г.)- А.П. Мещерский, (1905-07г.)- Н.Н. Приемский, (1907-12г.)- Н.Д. Москвин, (1912-14г.)- В.П. Ивицкий, (1914-31.07.1918г.)- С.А. Хренников, (15.11-28.12.1918; 15.09.1921-8.11.1922г.)- Н.Д. Данилов, (28.12.1918-11.1919г.)- И.Г. Макаров, (01.1920-15.09.1921г.)- А.С. Чернов-Гречнев, (8.11.1922-30.03.1927; 4.11.1932-1.09.1933г.)- В.И. Курицын, (30.03-2.12.1927г.)- М.И. Ершов, (2.12.1927-08.1929г.)- П.Ф. Лаврентьев, (23.10.1929-06.1930г.)- В.К. Воинов, (14.10.1930-06.1932г.)- А.Ф. Ефремов, (1.09.1933-07.1937г.)- М.А. Сурков, (28.07.1937-11.1939г.)- И.В. Мочалов, (11.1939-07.1942г.)- Д.В. Михалёв (снят за невыполнение плана по танкам), (07.1942-08.1949г.)- Е.Э. Рубинчик (снят), (15.08.1949-04.1950г.)- Н.И. Смирнов, (26.09.1950-12.1955г.)- Н.Н. Смеляков, (01.1956-60г.)- А.И. Ляпин, (08.1960-74г.)- М.А. Юрьев. Гендиректор (1974-84г.)- Н.Е. Леонов, (1984-2008г.-)- Н.С. Жарков.

      Зам. директора (1927г.)- С.А. Соколовский, (12.1941г.)- Чернецкий, (1947г.)- Гайзер; по МТС (1942г.)- С.П. Русинов. Помощник директора: по техчасти (12.1927г.)- Сахарнов; (1927г.)- И.И. Сизов.

      Гл. инженер-механик (1901г.)- Н.В. Кабачинский. Гл. инженер (-1937г.)- С.В. Волынский, (10.1941г.)- Г.И. Кузьмин, (1942г.-)- Д.В. Михалёв, Н.С. Жарков, (01.1966г.)- А.А. Брызгалов.

      Зам. гл. инженера (1930-е)- В.М. Керичев, (1952-53г.)- В.П. Воробьев.

      Гл. конструктор (1942г.-)- В.В. Крылов; и.о. (-1949г.)- А. Окунев (снят).

      Гл. технолог- Г.М. Годяев. Гл. металлург (1942-50г.)- Н.Н. Смеляков.

      Зам. гл. механика по металлургическому и ПТО (-1968г.)- Е.Н. Бородулин. Зам. гл. металлурга (1942-45г.)- Н.Н. Смеляков.

      Заведующий верфью (1920-е)- В.Т. Лебедев. Начальники цехов: судостроительного (1920-е)- В.Т. Садченко; литейного (1942г.)- Н.Н. Смеляков.

      Начальники отделов: КО (1941г.)- В.В. Крылов; ОГК- А. Животовский; снабжения металлом (1942г.)- С.П. Кузнецов; 1-го (01.1966г.)- М.В. Шишкин.

      Начальники лабораторий: гидродинамической (1.01.1943г.-)- Р.Е. Алексеев.

      Начальники секторов: корпусной части по обслуживанию строительства ПЛ (-1952г.)-

      В.П. Воробьев.

      Строители кораблей: (1934г.-)- С.В. Волынский, (ВОВ)- М.И. Лернер (ПЛ).

      Начальники бюро: (1960-е)- Е.Н. Бородулин, (1940-е)- В.П. Воробьев.

      Производство: пароходы: «Орел» (1849-61-)- 60, «Переворот» (-1871), буксирно-пассажирский «Добрый», «Вел. Князь Алексей», «Вел. Князь Кирилл», «Христофор Колумб», «Петр Чайковский» (1897), «Граф» (1904); грузопассажирские типа «Баян», типа «Вел. Княгиня Ольга», «Канавино» (1913), «Люкс» (1913), типа «Военмор Ворошилов» (1933-34)- 4, типа «Иосиф Сталин» «Иосиф Сталин», «Клим Ворошилов», «Вячеслав Молотов», «Михаил Калинин» (1936-37); дноуглубительный снаряд (1858), землечерпалка «Волжская-9» (1900), землечерпательные караваны для Волги, Днепра и Каспия, дизель-электрические землесосы (1935)- 8, (1945-), морские землечерпалки (1930-е); танкеры: «Николай» (1901), «Алейдар Усейнов» (1905); самоходные «Вандал», «Сармат» (1903), «Русь»; типа «Ленин» «Ленин» (1930), «Профинтерн», «Цюрупа», «Агамали-Оглы», «ВКП(б)», «Коминтерн», «Андрей Жданов», «Молотов», «Сталин», «Каганович», «Берия» (1927-35), «Генерал Гази Асланов» (1950), пр. 576Т «Камгэс» (1960); буксиры: 1000 л.с. «Его превосходительство» (1890-е), 500 л.с. «Святогор», морские «Алеша Попович», «Поток-богатырь», «Илья Муромец», «Микула», «Святослав», «Добрыня» (1912), 1200 л.с. типа «Красный шахтер» («Индустриализация») (1929-32)- 4, 300 л.с. типа «Смидович» (1930-е), 150 л.с. (1930-е), сварной 150 л.с. «Сварщик» (1933), 1200 л.с. III серии «Чубарь», «Циолковский»), «Манычстрой», «Микоян» (1934-36)- 7, дизельный 600 л.с. типа «Сергей Киров» (1935); «Коммунальник» (1930-е); 600 л.с. пр. 10 «Красное Сормово» (1948); сухогрузы: теплоход «Данилиха» (1913); типа «Тюрок» «Тюрок» («Куйбышев»), «Азербайджанец», «Чеченец» («Осетин»), «Серго Орджоникидзе» (1931-36); пр. 570 типа «Инженер Белов» (1960-е)- 1; речные пр. 576 «Шестая пятилетка» (1956), пр. 791 «Профессор Керичев», «Волго-Балт» (1962-); река-море пр. 781 «Балтийский-1» (1961); пр. 1557 «50 лет Советской власти» (1967-)- более 80 (вместе с Волгоградским ССЗ и им. Володарского); пр. 19610 «Волга-4001» (1980-е-1990)- 12; служебный теплоход «Максим Горький» (-1934); паромы: железнодорожные «Сталин» (1927), пр. 721 «Советский Азербайджан» (1962-)- 5; баржи: самоходные типа «Абхазия» (1920-е)- 5, типа «Грузия» (1930-34)- 7; бензоналивная типа «Линда» (1948-)- 18, нефтеналивные на 3700 т (1960-е); канонерские лодки: «Бурят», «Монгол», «Орочанин», «Вогул», «Вотяк», «Калмык», «Киргиз», «Корел», «Сибиряк», «Зырянин» (1907-08); ПЛ: «Маркел» (11.1919), типа «Щука» III серии «Комсомолец» (№ 550/1, 02.1930-) достройка на Балтийском заводе; типа «Щука» Vбис (VII) серии «Семга» (№ 550/2, Щ-308) (11.1932-04.1933, 14.11.1935); Vбис (II) серии «Дельфин» (№ 550/3, Щ-309) (11.1933-04.1934, 20.08.1936), «Белуха» (№ 550/4, Щ-310) (11.1933-04.1935, 20.08.1936), «Кумжа» (№ 550/5, Щ-311) (11.1933-04.1935, 21.08.1936);К.Л. Кулагин «ПЛ типа «Щ» серии IХбис С-7, -8, -9, -10, -11, -12, -13, -14, -17, -18, -101, -102, -103 (1937-05.1941), С-18, -22, -23, -24, -25, -26 (зав. № 296, 297, 298, 299, 1945-48), С-15, -16, -19, -20, -21, -104 (1941-, достройка на заводе 638); Х серии Щ-322, -323, -324 (1934-36), достройка лодок Коломенского завода Щ-313 (Щ-421), Щ-314 (Щ-422), Щ-315 (Щ-423, Щ-139) (-1937); серии XII М-57 (М-49), -58, -96, -97 (07.1937-39), -30, -31, -32, -33, -34, -59, -60, -62, -63 (-48) (-1940), -35, -36, -111, -112, -113, -114, -115, -116, -117, -118, -120 (-1941), М-119, -121, -122 (1942), М-104, -105, -106, -107, -108 (1942-, достройка на заводе 402); пр. 96 XV серии М-214, -218, -219 (1941-, достройка на заводе 402)- всего 11 (9 достраивались на заводе 196); достройка пр. 95 с единым двигателем (ВОВ); пр. 613 (03.1950-12.1951), (1951-56)- 113; пр. 633 (10.1957-12.1959), (1959-61)- 19; пр. 636 «Варшавянка» (2005)- 1 для Китая; пр. 641Б (1972-82)- 18; пр. 651 с КР (1963-68)- 16 (вместе с заводом 189); с ПКР «Аметист» пр. 670А «Скат» К-43 (1967-72)- 11, с КР «Малахит» пр. 670М (1973-80)- 6; пр. 671РТ (1972-)- 7 (вместе с ЛАО); пр. 877 «Варшавянка» («Палтус») (1984-2000)- 21, пр. 877В Б-871 «Алроса» (1988-90); пр. 877Э «Дельфин», «Орел» (1985), пр. 877ЭКМ (1980-е)- всего 11; пр. 945 «Барракуда» (1984); спасательные аппараты пр. 1837 (1970-е), пр. 1837К; глубоководный самоходный аппарат пр. 1855 «Приз» (1986-91)- 4, пр. 18270 «Бестер»; сторожевик № 104 (11.1919); мониторы пр. 1190 «Лазо» («Хасан») (04.1936-, достройка на заводе 368), «Симбирцев» («Перекоп»), «Серышев» («Сиваш») (-1941); ледоколы: «Серго Орджоникидзе» (1936-40); речной «Волга» (1950); пассажирские теплоходы: типа «Леваневский» «Доронин» (1936), «Леваневский» (1937), «Ляпидевский», «Молоков», «Каманин», «Слепнев» (1936-38); типа «Громов» «Громов», «Чкалов», «Беляков», «Байдуков», «Водопьянов», «Коккинаки» (1937); пассажирсие дизельэлектроходы пр. 20 «Ленин» (1958), «Советский Союз» (1959); грузовой теплоход пр. 11 «Большая Волга» (1948); СПК: пр. 340 «Ракета» (09.1958-), пр. 342 «Метеор» (1959), пр. 330 «Вихрь» (1962), пр. 1708 «Буревестник» (1965); плавучие погрузчики морских ракет пр. 1791 и пр. 1791Р «Кальмар» (1972-80)- 3; танкеры: «река-море» пр. 19612А для Мальты (2001-)- 11; для Турции и Туркменистана (2010)- 7; пр. RST27 (-2012); сухогрузы «река-море» для Турции (2003-06)- 6; плавдоки: (1934-35), транспортные пр. 768 (1958), пр. 1767, док-понтон пр. 1755 (1960-е); судоподъемные понтоны (1934-35); понтон пр. 755 (1957-);115 плавучий кран на 250 т «Кер-Оглы» (1960-е, сборка на базе в Баку); паровые машины и котлы для крейсера «Очаков» (1901), паровые машины 800 л.с. для шаланд ШМ-4 (1940-41); дизели: типа МАН (1300 л.с.) для танкеров типа «Ленин» (1920-е), 6БК-43 (350 л.с.) для грузопассажирских судов типа «Иосиф Сталин» (1936); паровоз типа 0-5-0 (11.1919); танки: «Русский Рено» (1920-21)- 15, Т-34 (1941-44)- 9338, Т-34-85 (1944-45-)- 4922, Р-39 (опытный, 1949); пушки: 3-дм полевая (1919), корабельная МК-85 (1946-49); зарядные ящики (1919); детали для РС М-8 (1942);

      ремонт: сторожевики № 103, № 106, «Борец за коммуну» (1919-); канонерские лодки «Беспощадный», «Авангард революции», «Товарищ» (1919-); катера № 25, «Стерегущий», «Бунчук», «Саша», «Красный моряк», «Работник», «Кашевар», «Пронзительный», «Вятка» (1919-); суда «Кречет», «Эдуард», «Урал», вспомогательное Б-2Б, плавдок № 1 (1919); бронепоезда № 36, № 71 (1919-); переоборудование: торпедные катера пр. 123К по пр. К123к с подводными крыльями (1950-е)- 5; ПЛ пр. 613: по пр. П613 с КР П-5 (1957); по пр. 644 с КР П-5 (1960)- 6, С-162 пр. 644 по пр. 644Д с П-5Д (08.1960-01.1961); по пр. 665 с КР П-5 (1961-63); по пр. 640 (1957-)- 4; по пр. 613С (1960)- 1; по пр. 666 (1962)- 1.116

Судостроительное техническое бюро, КБ, СКБ завода «Красное Сормово»

      В соответствии с пост. СНК от 2.07.1935г. разработан проект тяжелого монитора для Амура пр. 1190. С 1940г. проектировалась ПЛ «ОМ» (открытого моря) пр. 98, проект не завершен в связи с началом войны.

      В 1953г. КО подводного кораблестроения КБ завода выделен в самостоятельное СКБ-112.

      Заведующий- Ф.А. Барановский.

      Гл. конструкторы: (1936г.)- В.В. Крылов (пр. 1190), (-1933-58г.-)- В.М. Керичев («Сварщик», пр. 10, 11, 20, 576, 781, «Волга»), (1960-е)- А.И. Захаров (пр. 1570).

      Создано: канонерские лодки: типа «Бурят», типа «Вогул» (1904); танкер типа «Ленин» (1926); сухогрузы: типа «Тюрок» (1931); пр. 576 типа «Шестая пятилетка» (1955), пр. 791 типа «Профессор Керичев» (1961); река-море: пр. 781 типа «Балтийский» (1957-59), типа «50 лет Советской власти» (1966), типа «Сормовский»; буксиры: сварной 150 л.с. «Сварщик» (1933); речной теплоход 600 л.с. пр. 10 (1940-е); монитор пр. 1190 (1936); ПЛ: типа «ОМ» пр. 98 (1941); проект морского катера на подводных крыльях (1944);61 морская землечерпалка (1930-е); грузопассажирское судно типа «Иосиф Сталин» (1936); бензоналивная баржа типа «Линда» (1947-48); грузовой теплоход пр. 11 типа «Большая Волга» (1948); речной ледокол «Волга» (1950); пассажирский дизель-электроход пр. 20 (1950-е); нефтерудовоз пр. 1570 типа «Нефтерудовоз-1» (1967).116

Сормовская верфь

      В 1929-33г. Сормовская верфь не входила в состав завода «Красное Сормово» и была самостоятельным предприятием. С 1930г. – в ведении «Речсоюзверфи». С 1930г. – строительство ПЛ.

Сормовское отделение ЦБМС, Государственная контора по проектированию речных судов «Речсудопроект» ВСНХ, Проектное бюро металлических судов речного, внутреннего морского и озерного флотов «Речсудопроект» НКВТ, НКТП, Проектно-конструкторское бюро Главречпрома при заводе «Красное Сормово» (ПКСМБ) НКТП, Сормовское Государственное всесоюзное проектно-конструкторское бюро речного судостроения «Речсудопроект» («Сормречсудопроект») НКТП, НКМ, Государственное всесоюзное проектное бюро по проектированию речных и морских судов «Горьковский Речсудопроект», ГС ЦКБ-51 НКСП, МСП, МТиТМ, ГКС, п/я 67, ЦКБ «Волгобалтсудопроект» МСП, ММФ, Ордена ТКЗ ЦКБ «Вымпел» МСП, А-1932, АООТ, ОАО «КБ по проектированию судов «Вымпел»

      /г. Нижний Новгород; г. Горький ул. Свердлова, 15 (1938г.-); ул. Костина, 3 п/я 67 «Вымпел» (1966г.)/

      /603000 г. Горький, г. Нижний Новгород ул. Костина, 3 тел. (8312) 33-41-49 www.vympel.ru/

      В начале 1927г. ГОМЗ принято решение о создании отделения ЦБМС в Нижнем Новгороде. 24.10.1927г. на заводе «Красное Сормово» организовано Сормовское отделение ЦБМС для проектирования речных судов, пост. СТО от 2.10.1928г. переименовано в Сормовское отделение «Судопроекта». По пр. ГВОРС с 1.07.1930г. отделение преобразовано в самостоятельный «Речсудопроект»; контора, насчитывавшая несколько десятков сотрудников, переведена с завода «Красное Сормово» в здание Главного дома бывшей Нижегородской Ярмарки. Решением ВСНХ в 11.1931г. переименовано в Проектное бюро металлических судов речного, внутреннего морского и озерного флотов «Речсудопроект», утверждено его Положение. В 03.1934г. «Речсудопроект» Главречпрома был разделен на две части, одна из которых (с большей частью коллектива) вновь перебазирована на завод «Красное Сормово», объединена с заводским машиностроительным бюро и получила название «Проектно-конструкторское бюро Главречпрома при заводе «Красное Сормово» (ПКСМБ). Другая часть переведена на завод им. Ульянова и получила название «Горьковский Речсудопроект». В 09.1935г. по решению Главречпрома ПКСМБ было разделено на самостоятельное «Сормречсудопроект» Главречпрома НКТП и КБ, подчиненное директору завода «Красное Сормово». В 04.1938г. обе части вновь объединены в Государственное всесоюзное проектное бюро «Горьковский Речсудопроект». 7.09.1939г. переименовано в ЦКБ, а по пр. от 7.10.1939г. – в ГС ЦКБ-51. Действовали в ведении: ВСНХ (1927-31г.), НКВТ (1931-32г.), НКТП (1932-37г.), НКМ (1937-39г.; в 1938г. – в ведении его Главречпрома), НКСП (1939-46г.).

      С 10.1927г. работал инженер-конструктор В.М. Каменецкий.

      ПКСМБ поручено проектирование самоходных судов. Задачей «Сормречсудопроекта» было определено обеспечение строительной программы проектами металлических самоходных, несамоходных и технических судов для всех речных бассейнов СССР, а также для Каспийского и Аральского морей.

      В 02.1938г. бюро перебазировано в центр города на ул. Свердлова, где заняло часть одного этажа дома № 15. В 04.1938г. сюда же переехал Горьковский Речсудопроект. Со временем ЦКБ заняло 4-й и 5-й этажи здания.

      В составе ЦКБ была организована станция испытаний крупномасштабных самоходных моделей судов сначала на Волге (в районе г. Кстово), а затем на одном из незамерзающих озер Балахнинской ТЭЦ. Одновременно организована модельная мастерская, в которой позже освоено макетирование машинных отделений кораблей.

      Предприятию поручено вначале проектирование барж и катеров. Далее, кроме транспортных судов, ЦКБ-51 поручено проектирование вспомогательных судов и катеров для ВМФ. В 1939г. продолжены работы по большому охотнику пр. 115, после установки ГАС «Тамир» переименован в пр. 122. В 1944г. начата разработка улучшенного пр. 122бис, в 1951г. работы по нему переданы ЦКБ-340. В 1949г. начата разработка проекта нового большого охотника пр. 159, в 1950-х г. работы переданы в ЦКБ-340. В 1947г. начата разработка малого охотника пр. 201, в 1951г. работы переданы в ЦКБ-340.

      С конца 1943г. разрабатывался проект тральщика пр. 254, работы переданы в ЦКБ-17.

      Далее действовало в ведении: МСП (03.1946-53; 1954-57; 1965г.-), МТиТМ (1953-54г.), ГКС (1957-65г.). По пр. МСП № 0056 от 31.01.1966г. ЦКБ-51 переименовано в ЦКБ «Волгобалтсудопроект» в ведении 7ГУ, по пр. № 0248 от 6.07.1972г. переименовано в ЦКБ «Вымпел». Указом Президиума ВС СССР от 25.10.1977г. бюро награждено орденом ТКЗ. Имело наименования: «п/я 67», «п/я А-1932» (1966г.-).205

      В 1950-е г. проектировался танкер для ракетного топлива пр. 1541, работы переданы в ЦКБ-32.

      В начале 1960-х г. велось проектирование плавучего крана пр. 1511 грузоподъемностью 100 т, затем работы переданы в ЦКБ «Коралл».

      Велось проектирование десантного корабля на ВП со скегами пр. 1263, затем работы переданы в Зеленодольское ПКБ.

      В конце 1950-х г. начато строительство собственного производственного корпуса по ул. Костина, в которое ЦКБ переехало в 1963г. (и размещалось в нем в 2000-е г.).

      В 1965г. во вновь созданное ЦКБ «Коралл» переведена группа проектантов плавучих кранов.

      Ведущий разработчик судов обеспечения ВМФ.

      В соответствии с Указом президента РФ № 721 от 1.07.1992г. и законом «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3.07.1992г. ЦКБ «Вымпел» 4.05.1993г. акционировано и преобразовано в АООТ, а расп. № 1686-р от 6.07.1995г. – в ОАО «ЦКБ «Вымпел». По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. вошло в перечень стратегических предприятий. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      Начальник (-1941-47г.-)- П.А. Сергеев, (-01.1966-68г.)- В.В. Иконников. Гендиректор (2005г.)- В.В. Шаталов.

      Зам. гендиректора (2000-04г.)- С.Н. Беликов.

      Гл. инженер (1936г.)- Н.Ф. Мокеев, (1945г.)- Д.Д. Жуковский, (01.1966г.)- В.А. Евстифеев, (1980-е)- В.В. Шаталов.

      Гл. конструктор (-1942-43г.-)- Н.Г. Лощинский (пр. 122, 253), (1945г.)- В.М. Керичев, Н.Х. Желясков, А.В. Кунахович, (-1968г.)- В.В. Иконников.

      Начальники отделов: корпусного- В.В. Иконников; 1-го (01.1966г.)- М.П. Гришкин; (1980-е)- А.Ф. Кочин.

      Гл. конструкторы: (-1950-60г.-)- В.Е. Губанов (пр. 727, «50 лет КПСС», «Кер-Оглы»), (-1957-60-е)- А.С. Рачков (пр. 721, 749, «50 лет КПСС»), (1950-е-60-е)- В.П. Митюгов (пр. 431, 1821), (-1947-58г.-)- В.А. Евстифеев (пр. 428, 507, 566, 570, 758), (-1958-65г.-)- Б.В. Богданов (пр. 749Б, 758А, 507Б, 1566, 1743, 1745, «Первый»), (1960г.)- Г.В. Школьников (пр. 829, 939), (1967г.)- П.И. Митюгов (пр. 1572, 1576, 15881), (1967г.)- П.И. Цыганов (пр. 1527), (1960-е)- А.А. Оскольский (пр. 946), Б.В. Букин (пр. Р-19), (1960-е-80-е)- В.В. Россихин (пр. 1824, 1824Б, 1844, 17994), (1960-е)- А.С. Рачков (пр. 1799, 1809), (-1968-80-е)- В.К. Зороастров (пр. 1435, 14351, 1746, 19591), (-1970-75г.-)- А.Ф. Гринбаум (пр. 1741), (1970-е)- В.М. Керичев (пр. 1588), (1970-е-80-е)- А.П. Русенко (пр. 05074, 19620), (1980-е)- А.И. Головин (пр. 11510), (1980-е-2005г.-)- Л.С. Макаров (пр. 17994), (1980-е)- А. Животовский (пр. 19610).

      Начальники секторов: корпусного отдела- В.В. Иконников.

      Создано: буксиры: речной сварной типа «Чубарь» («Циолковский») (1934), портовый 200 л.с. пр. 129 (1930-е), 300 л.с. типа «Алексей Стаханов» (1936), колесный 240 л.с. типа «Газоход» (1938); морской спасательный 800 л.с. типа «СП» пр. 135 (1930-е), 1200 л.с. III серии (1930-е); толкачи: 1200 л.с. пр. 749 типа «Зеленодольск» (1957), 1340 л.с. пр. 749Б типа «Плевна» (1958), 800 л.с. пр. 758 типа «ОТ» (озерный толкач) (1958), пр. 758А типа «ОТА» (озерный толкач автоматизированный) (1960), пр. 758Б типа «Улан-Удэ» (1975); 450 л.с. пр. 1741 типа РТ-601 (1970), пр. 1741А (1976), пр. 07521 1400 л.с. (1980-е); землесосы: несамоходный речной пр. 1001 (1935), пр. 81390, пр. 81410; речная землечерпалка пр. 1028 (1936), солеземлесос (1936), самоходный плавучий зерноперегружатель пр. 1049 (1937); пассажирские теплоходы: «Страна Советов» (1937, не реализован), катамаран пр. 939 типа «Отдых» (1960), глиссирующий пр. 946 типа «Заря» (1960-е); шаланды: грунтоотвозные несамоходные пр. 1040, пр. 1178, самоходная пр. 1258 (1930-е); большие охотники за ПЛ: пр. 122 (1939), пр. 122а (1943), пр. 122б (1946), пр. 152 (1943, не реализован), пр. 159 (1949-50-е); малый охотник пр. 174 МО-4 (ВОВ); десантный бот пр. 165 (1942); морской катерный тральщик пр. 253 (1943); мониторы: малый речной пр. 303 (1944-45, не реализован), средний речной пр. 304 (1944-45, не реализован), пр. 311 (1946); десантный катер пр. 1785; малый разведывательный корабль пр. 1824Б (1975); несамоходные артиллерийские щиты-мишени пр. 436 (1949), пр. 436Б, пр. 1784 (1960); телеуправляемый катер-мишень пр. 1392 (1965, совместно с ЦКБ «Алмаз»); мишени: пр. 454, пр. 455, несамоходная пр. 1784Б (1970-е); суда размагничивания: безобмоточного пр. 523 (1950-е), пр. 1799 (1969), пр. 1799А (1976), пр. 17994 (1980-е), экспортное пр. 17994Э; несамоходная плавбаза ПЛ пр. 1821 на базе плавучей казармы пр. 314 (1963); плавучая гидроакустическая контрольная станция пр. 513 (1956); пристрелочная станция пр. 1824 на базе транспорта пр. 1823 (1965); малое гидрографическое судно «Вайгач» пр. 19910, большой гидрографический катер пр. 19920; транспорт радиоактивных отходов пр. 15510 «Пинега» (1980-е, совместно с ЦКБ «Балтсудопроект»); плавучий завод по очистке жидких радиоактивных отходов пр. 00500 (2000); плавучая лаборатория пр. 05090; док-понтон пр. 17621; понтонные парки пр. 534 (1980-е), ПМП, ПМП-М, ППС-84; паромы: ж/д пр. 723 типа «Волга» (1945), пр. 721 типа «Советский Азербайджан» (1961), пр. 1809 типа «Сахалин» (1970); автомобильные пр. 722, пр. 727 (1953); баржи: палубная пр. 425 (1947), наливные пр. 428 (1951), пр. 1844, пр. 1844В, пр. 1844Д (1970-е), пр. 1844М, водоналивная пр. 18444, для дизтоплива пр. 18445 (1990-е); самоходные сухогрузные пр. 431, 431А, 431Т, 431М, 431ПУ (1950-е); несамоходная для перевозки цемента пр. 1745 (1970); плавучая электростанция пр. 1527 типа «Северное сияние» (1967), пр. 15273; плавучие краны: первый отечественный (несамоходный) «50 лет КПСС» (1950); тяжелый морской самоходный на 50 т типа ПК-1 (1951); на 150 т пр. 302А, на 180 т пр. 302Б (1970-е); катамаран «Кер-Оглы» на 250 т (1960); мелкосидящий танкер пр. 566 (1953); сухогрузы: речной пр. 507 типа «Волго-Дон» (1956-), пр. 507А (1962); катамараны пр. 829 (1960), пр. Р-19 типа «Братья Игнатовы»; универсальный пр. 570 (1955-56); полусекционный маршрутный состав «Первый» (1961); III-й серии пр. 507Б типа «Волго-Дон-25» (1965); мелкосидящие пр. 1572 «Кишинев» (1967), пр. 1588 типа «Василий Шукшин» (1976), пр. 15881 типа «Виталий Дьяконов» (1980-е); водоизмещением 5 тыс. т пр. «Русич» (не реализован); составные пр. 1566 «XXIII съезд КПСС», пр. 05074 типа «XXVI съезд КПСС» (1980), одиночный пр. 05074М; пр. пр. 19610 типа «Волга-4001» (1980-е); овощевозы пр. 19620 (1982), пр. Р168 (1983); арктического плавания пр. 1576 типа «Советская Якутия» (1967), пр. 1743 класса «М» типа «Якутск» (1971); судно для перевозки горячего агломерата (до 700 оС) пр. 1572А типа «Вольногорск» (1960-е); пассажирские суда: СВП скегового типа пр. 1435 «Горьковчанин» (1968), пр. 14351 типа «Луч» (1982), пр. 1746 «Орион» (1973), пр. 19591 «Баргузин» (1989); катамаран «Отдых-1» (1972); экологическое судно пр. 872Э (2000-е); танкер «Астана» (2003, дедвейт 12 тыс. т); погрузчик разрядных грузов пр. 20360 (не реализован).61,115,116

Проектное бюро «Горьковский Речсудопроект» НКТП, Проектная контора «Горьковский Речсудопроект» НКТП, НКМ

      /г. Горький ул. Свердлова, 15 (1938г.-)/

      Проектное бюро «Горьковский Речсудопроект» НКТП создано в 03.1934г. в результате разделения «Речсудопроекта» на две части, одна из которых перебазирована на завод им. Ульянова (г. Горький). В 1935г. преобразовано в Проектную контору «Горьковский Речсудопроект». В 04.1938г. обе части вновь объединены в Государственное всесоюзное проектное бюро «Горьковский Речсудопроект».

      Усовершенствование и реконструкция судов и судового оборудования.137

КБ завода № 112 МТМ

      Весной 1948г. КБ было выдано задание на проектирование плавающих танка и БТР. По пр. МТМ № 237 от 16.07.1948г. опытные образцы танка Р-39 и БТР Р-40 должны быть испытаны к 1.06.1949г., а пост. правительства № 368 от 19.10.1948г. предписывалось заводу в 1949г. изготовить 40 опытных танков и БТР. Из-за неудовлетворительных результатов, полученных в ходе испытаний, работы по плавающему танку были переданы на завод № 100.128

СКБ-112 НКСП, НКТП, ЦКБ-112 МСП, п/я 208, Судостроительное КБ (СКБ)«Судопроект» МСП, ЦКБ «Лазурит», В-2715, ОАО «ЦКБ «Лазурит»

      /г. Горький, 3 территория завода «Красное Сормово» п/я 208 «Конус» (1966г.)/

      /603003 г. Нижний Новгород ул. Свободы, 57 тел. 73-84-00/

      СКБ-112 создано по пр. МТиТМ в 1953г. на базе КО подводного кораблестроения для адаптации техдокументации по ПЛ пр. 613 к заводским условиям и модернизации этого проекта. В 01.1966г. СКБ-112 переименовано в Судостроительное КБ (СКБ), к 01.1967г. добавлено название «Судопроект». В 01.1966г. СКБ – в ведении 1ГУ МСП. В 1974г. СКБ «Судопроект» переименовано в ЦКБ «Лазурит». Имело наименования: «п/я 208», «п/я В-2715» (1966г.-).205

      ПСМ № 1454-808сс от 9.08.1955г. утверждены ТТХ ПЛ пр. 633, пост. № 42-15 от 18.01.1960г. головная ПЛ пр. 633 пнв. В 04.1957г. ЦКБ поручено разработать проект переделки ПЛ пр. 613 под 4 ракеты П-5, создан пр. 665. пост. № 993-466 от 30.08.1958г. утвержден техпроект ПЛ пр. 654. Пост. № 359-129 от 30.04.1965г. утверждены ТТХ ПЛ-мишени пр. 690.

      Велись работы по созданию подъемно-мачтовых, выдвижных и заваливающихся устройств, которыми оснащены практически все современные ПЛ. Созданы устройства и системы морских стационарных акустических станций спецназначения. В 1986г. ЦКБ определено головным по созданию глубоководных водолазных комплексов.

      По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. вошло в перечень стратегических предприятий. Входило в ОМЗ, в 03.2006г. вошло в ГК МНП. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      В рамках конверсии в 1990-х г. велись разработки: технических средств для разведки и добычи полезных ископаемых на морском шельфе; в области гражданского судостроения; медицинской баротехники. В 1991г. совместно с Канадой проведены проектные разработки научно-исследовательской ПЛ «Оушн Шаттл». В 1991-92г. совместно с американской компанией SAIC разработано ТЭО подводного комплекса бурения и транспортировки продукции арктических газоконденсатных месторождений. В 1992г. по заказу «Газпрома» разработаны проекты: изыскательско-водолазного судна, земснаряда с разрыхлителем грунта, земснаряда типа «Хоппер», грунтоотвозного судна с раскрывающимся корпусом.

      Разработка (2005г.): комплексы по освоению месторождений нефти и газа.

      Начальник (1954-01.1966г.-)- В.П. Воробьев. Гендиректор (-2002-05г.-)- Н.И. Кваша,17(2007-08г.-)- М.И. Вайнерман.

      Зам. начальника (1984-95г.)- Г.В. Витюгов; по кадрам- В.Н. Волков. Зам. гендиректора (-2007г.)- М.И. Вайнерман; по общим вопросам (2007г.-)- В.Н. Волков.

      Ген. конструктор (2002г.)- Н.И. Кваша, (2007г.-)- Б.И. Голдовский.

      Зам. гл. конструктора (1954-85г.-)- А.И. Аменицкий, (1956г.-)- Ю.Б. Бабанский, (2005г.)- Г. Болонин.

      Директор по административным вопросам (-2007г.)- В.Н. Волков.

      Гл. инженер (1953-54г.)- В.П. Воробьев, (01.1966г.)- Н.И. Кваша, (1984-95г.)- Г.В. Витюгов.

      Начальники отделов: кадров- В.Н. Волков; 1-го (01.1966г.)- Б.Н. Шутов; Г.В. Витюгов.

      Зам. начальника отдела: 1-го- В.Н. Волков; Б.И. Голдовский.

      Гл. конструкторы (1939г.)- В.В. Крылов (пр. 1190), (1954г.)- З.А. Дерибин (пр. 633), (-1954-56г.-)- А.И. Ноаров (пр. 633, 654), (1956г.-)- Ю.Б. Бабанский (электрорадиооборудование), (1956г.)- А.И. Аменицкий (пр. 654), (1958г.)- Б.А. Леонтьев (пр. 665), (-1958-66г.-)- С.Н. Якимовский (пр. 613С, 613Ш, 640Ц), А. Постнов, (-1958-74г.)- В.П. Воробьев (пр. 670, 670М), А.Г. Лещев (пр. 670М), (1971г.)- Н.И. Кваша (пр. 945), (-1961-80-е)- Е.В. Крылов (пр. 690, 1855), (-2007г.)- Б.И. Голдовский; по обеспечению прочности (1954-85г.-)- А.И. Аменицкий.

      Зам. гл. конструкторов: Г.В. Витюгов (пр. 957, дноуглубительные суда, плавучие средства для заглубления трубопроводов), Б.И. Голдовский.

      Начальники секторов: М.И. Вайнерман.

      Начальники бюро: режима- В.Н. Волков.

      Гл. специалист (2005г.)- А. Постнов.

      Создано: ПЛ: пр. 613В с увеличенной автономностью (1962), пр. П613 (совместно с ЦКБ-18), спасательная пр. 613С (1958), с повышенным давлением воздуха в системах пр. 613Е (1959), с серебряно-цинковыми аккумуляторами пр. 613М (1950-е), с новой ГАС пр. 613Ш (1960-е), с ПКР «Аметист» пр. 613А и пр. 613АД (1964); средняя торпедная пр. 633 (1954-56, пнв 18.01.1960г.); РЛ дозора пр. 640 на базе пр. 613 (1955, совместно с ЦКБ-18), пр. 640Ц с системой космической связи (1966); средняя торпедная пр. 654 (1956-58, не реализован); пр. 665 с КР П-5 (1958-); спасательная пр. 666 С-63 (1950-е); лодка-мишень пр. 690 (1961-); спасательная с двумя аппаратами пр. 1837 пр. 940 «Ленок» (1968-75); многоцелевая с комбинированной энергетической установкой, включающей электрохимические генераторы пр. 947 (1971); К-58 пр. 651Э «Нерка» с вспомогательной атомной установкой ВАУ-6 (1980-е); С-273 пр. 613Э «Катран» с воздухонезависимой ЭУ (1989); мишень «Кефаль»; АПЛ: с КР «Аметист» пр. 670 «Скат» (1958-60-е), с КР «Малахит» пр. 670М (1967-72); многоцелевая титановая пр. 945 «Барракуда» (1971-), пр. 945А (1970-е); глубоководные спасательные аппараты: пр. 1837 (1970-е), пр. 1837К, пр. 1839, пр. 1839К (1980-е), самоходные пр. 1855 «Приз», пр. 18270 «Бестер»; транспортный плавучий док пр. 768 (1958), док-понтон пр. 1755 (1960-е); плавучее ремонтное средство для ликвидации аварий на газотрубопроводах; погружающееся судно подводно-технических работ; рыбопромысловые суда пр. 21280, пр. 21640, пр. 91014; блочная ГТ электростанция БГТЭС-9,5; лечебно-реанимационные барокомплексы «Барокс», «Медея» на базе КамАЗ.101

Научно-исследовательская опытная гидродинамическая лаборатория (НИГЛ) завода № 112, Филиал ЦКБ-19 МСП, ЦКБ по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) завода «Красное Сормово», Ордена ТКЗ ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева МСП, Г-4806, НПО «ЦКБ по СПК», АООТ, ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» ФАП

      /г. Горький, 3 завод «Красное Сормово» «Крыло»/

      /603003 г. Нижний Новгород ул. Свободы, 51 «Заря» тел. 73-10-37, -19-09 www.ckbspk.ru/

      В 1942г. инициативная группа при заводе «Красное Сормово» под руководством Р.Е. Алексеева разработала проект катера на малопогруженных крыльях А-4. В 01.1943г. группа преобразована в Гидродинамическую лабораторию для работ по судам на подводных крыльях, в 04.1943г. по инициативе Алексеева она переведена в ОГК завода, осенью 1943г. преобразована в НИГЛ. Лаборатория размещена в небольшом деревянном строении на понтонах в затоне. Постройка А-4 включена в план опытного строительства НКСП с окончанием во 2-м квартале 1944г.

      В 1947г. лаборатории выдано задание по оснащению подводными крыльями серийных торпедных катеров пр. 123бис, переоборудованы опытные катера А-7, А-10, А-11. 17.04.1951г. вышло ПСМ № 1235-621 об оснащении торпедного катера пр. 123К подводным крылом по пр. А-10бис.

      В 1949г. разработан проект первого пассажирского СПК, построена его модель А-8.

      27.08.1952г. вышел пр. Минтрансмаша об организации НИГЛ в составе завода «Красное Сормово». По пр. МСП от 14.12.1954г. НИГЛ с 1.01.1955г. передана в качестве филиала в состав ЦКБ-19 МСП. Расп. Горьковского СНХ от 24.12.1957г. филиал преобразован в ЦКБ по СПК завода «Красное Сормово», в его состав вошли КБ, опытное производство, НИЛ и экспериментальная база. По пр. МСП от 14.04.1962г. ЦКБ выделено (с 30.03.1965г.) в самостоятельную организацию в непосредственном подчинении МСП. 1964г. ЦКБ – в ведении Волго-Вятского СНХ (ВВСНХ), в 01.1966г. – 2ГУ МСП. Имело наименование «п/я Г-4806» (1966г.-).205 Указом Президиума ВС СССР от 4.12.1985г. бюро награждено орденом ТКЗ. 18.12.1986г. ЦКБ присвоено имя Р.Е. Алексеева. 3.05.1989г. на базе бюро создано НПО «ЦКБ по СПК».

      По пр. МСП № 75/К от 14.02.1968г. в составе ЦКБ по СПК с 4.03.1968г. выделено два КБ: «А» – по судам на подводных крыльях; «Б» – по экранопланам; опытное производство преобразовано в самостоятельный завод «Волга». Р.Е. Алексеев снят с должности начальника-гл. конструктора ЦКБ, назначен гл. конструктором КБ «Б». ИС-1 вошла в состав КБ «А». В КБ «Б» перешли отделы: по разработке аэрогидродинамической компоновки, стартовых устройств, аэродинамики; ИС-2 и Каспийская база. Общепроектный, механический и корпусной отделы разделены между двумя КБ. Отделы прочности, стандартизации, патентов, снабжения и др. остались общими для двух КБ. Само ЦКБ по СПК вновь включено в состав завода «Красное Сормово».

      В 1955-62г. создан ряд пассажирских СПК. По решению МРФ РСФСР 9.09.1958г. СПК пр. 340 «Ракета» запущено в серийное производство.

      В 1950-х г. начаты работы по созданию боевых экранопланов. С 1961г. строились самоходные пилотируемые модели экранопланов СМ-1, СМ-2,.. СМ-6.

      Помимо основной работы Р.Е. Алексеевым в 1936-53г. спроектировано и построено 18 спортивных яхт (Р-4 «Щука», «Мир», Р-30 «Ласточка»).

      В составе НИГЛ – экспериментальный цех, в котором размещался первый в стране скоростной опытный бассейн для испытания моделей, стапели. В 1956г. заводом № 112 лаборатории передан цех для организации опытного производства (далее – завод «Волга»).

      Имелась испытательная станция (1953г.) на левом берегу Волги в 8 км от завода «Красное Сормово» в бухте Золотой залив. В 1953г. организована новая испытательная станция (ИС-1) вблизи г. Балахна на берегу незамерзающего Теплого озера. На этой станции имелся двухэтажный корпус со слесарным, механическим и сварочным участками, конструкторскими помещениями; склады с деревообделочным участком. В 1980-86г. здесь построен экраноплан «Волга-2». Для этого был построен ангар для сборки и испытаний, участок изготовления пневмооболочек, здание стенда силовых установок, оборудован пологий спуск в воду.

      В 1958г. на Горьковском водохранилище (в месте впадения р. Троца) у г. Чкаловска на площадке 2,5х 1 км начато строительство испытательной базы экранопланов ИС-2, далее это- Чкаловский филиал. Здесь в 1960-е г. были построены опытовый бассейн, аэродинамическая труба, сборочный цех-эллинг, мастерские, лаборатории (гидродинамическая, аэротрубная, трековая) и стенды, пирс, причал, испытательная полоса длиной 2 км. В 1970-е г. на ИС-2 создан стенд для доработки авиационных ГТД для экранопланов (были конвертированы НК-12МК, НК-8-4К). В 1976г. Чкаловский филиал ЦКБ передан в ЦНИИ им. Крылова и перепрофилирован на исследования и испытания СВП. В 1960-е г. на окраине г. Каспийска на территории завода «Дагдизель» на берегу Каспийского моря создана новая испытательная база. В 1965г. на о. Чечень в Каспийском море построена еще одна испытательная база (№ 3) и место стоянки экраноплана КМ. В 1962г. построен инженерный корпус ЦКБ на берегу Волги. По пр. ВВСНХ от 18.09.1964г. и по предприятию № 1 от 13.01.1965г. на базе испытательной группы был организован летно-испытательный отдел (ЛИО). Он входил в состав летно-испытательной службы (ЛИС), в которую также вошли летный отряд (ЛО) и сектор испытаний. Для тренировки летного состава были приобретены самолеты «Супер-Аэро» и Як-12; для изучения авиационных конструкций – три списанных Ил-28.

      В конце 1960-х-начале 1970-х г. создан комплекс испытаний самоходных радиоуправляемых моделей (РУМ) на открытой воде, включавший стартовый понтон, скоростной катер сопровождения, наземный ангар, центр по расшифровке результатов; организован сектор РУМ. Для РУМ в ЦКБ был налажен серийный выпуск двигателей внутреннего сгорания МД-15, -30, -32; для управления движением моделей создана аппаратура пропорционального управления.

      В 1968г. создан вычислительный центр. В 1973г. организован отдел по испытаниям СМ-6 и пр. 904.

      24.04.1962г. вышло ПСМ № 375-174 «О создании высокоскоростных кораблей противолодочной обороны и ракетоносцев пр. 1133 и 903».

      В соответствии с ПСМ № 357-127 от 30.04.1965г. и пр. МСП № 0089 от 28.05.1965г. начата разработка эскизного проекта военно-транспортного экраноплана (ВТЭ) Т-1. 28.12.1965г. проект был готов. В 06.1966г. работы прекращены.

      26.07.1968г. вышло ПСМ № 587-210, а 15.08.1968г. – пр. МСП № 382 о проведении доработок КМ, о перспективных работах по созданию больших экранопланов.

      В 1972г. в ЦКБ введены должности гл. конструкторов проектов.

      В ~1975г. Алексеев из-за аварии «Орленка» был снят с должности гл. конструктора и назначен начальником отдела (затем сектора) перспективных разработок численностью 23 чел. Начаты работы по теме «Поиск» по созданию военных экранопланов (транспортно-десантных, противолодочных, ракетных). По 1978г. отдел принимал участие в НИР «Взлет» (совместно с ЦНИИ им. Крылова) по перспективам развития скоростного судостроения. В 1979г. отдел реорганизован в комплексный (со штатом около 150 чел.).

      В 1970-е г. по заданию ВМФ разработан проект малого сторожевого корабля на подводных крыльях пр. 133 «Антарес».

      Планировалось строительство 120 экранопланов «Орленок», но после смерти в 1985г. Д.Ф. Устинова программа была закрыта.

      25.02.1991г. НПО присвоено (вновь?) имя Р.А. Алексеева. 25.02.1993г. предприятие приватизировано и преобразовано в АООТ, с 5.08.1996г. – ОАО «ЦКБ по СПК им. Алексеева». По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. вошло в перечень стратегических предприятий. Входило в ФПГ «Скоростной флот» (2007г.). В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202 По 2017г. входило в состав Западного ЦСС ОСК.

      С 1990г. – работы по судам на воздушной каверне.

      Выполнена НИР «Секунда».

      Работы (2007г.): создание семейства морских многоцелевых катеров «Кобра» водоизмещением от 2,4 до 49 т и скоростью 60-100 узлов.

      В 2000г. на базе ЦКБ по СПК создано совместное российско-китайское предприятие.

      Начальник (1.01.1943-65г.)- Р.Е. Алексеев. Ответственный руководитель (1.01.1965-68г.)- Р.Е. Алексеев. Начальник (1968-88г.)- В.В. Иконников. Гендиректор (1988-94г.)- Б.В. Чубиков, (1994-2004г.)- И.М. Василевский, (1.04.2004-08г.-)- С.В. Платонов.

      Зам. начальника: по испытаниям (1960-е)- С.В. Моисеев; (1956-60г.)- Н.А. Зайцев.

      Гл. конструктор (1952-68г.)- Р.Е. Алексеев, (1968-70-е)- В.В. Иконников, (1980-е)- В.Б. Чубиков, (2002г.)- М.А. Суслов.

      Гл. конструкторы: КБ «А» (14.02.1968г.-)- И.И. Ерлыкин; КБ «Б» (14.02.1968-26.09.1975г.)- Р.Е. Алексеев (пр. 904, СМ-6) {18.12.1916-9.02.1980}.

      Зам. гл. конструктора (1956-60г.-)- Н.А. Зайцев; по производству (1959г.)- Г.В. Сушин.

      Зам. гл. конструктора КБ «Б» (1968г.-)- И.М. Шапкин.

      Начальники: КБ «А» (14.02.1968г.-)- Б.В. Садовский; КБ «Б» (14.02.1968г.-)- И.М. Шапкин.

      Гл. инженер (1960-67г.)- Н.А. Зайцев, (1980-е)- В.А. Марков.

      Технический директор (2002г.)- М.А. Суслов.

      Руководитель ЛИС (1960-е)- С.В. Моисеев. Начальники испытательных баз (филиалов): ИС-1 - К.И. Диков, Н.С. Панов, А.И. Хохлов, В.И. Лисицын, Е.В. Маланов, С.Ю. Гусев; ИС-2 (1950-е)- В.П. Ишаков, Б.Е. Спящев, М.А. Агапыцев, Горьковского филиала ЦНИИ им. Крылова (1970-е)- П.А. Малахов; № 3 (1969г.)- В.В. Артемов; Каспийской- М.И. Гайдарбеков.

      Начальники отделов: 31 (1980-е)- В.Н. Переверзев; корпусного (1966г.)- К.М. Шалаев; механического, силовых установок (1966г.)- П.А. Булыгин; по разработке аэрогидродинамической компоновки (1968г.)- Б.А. Зобнин; стартовых устройств (-1968-75г.-)- Э.И. Привалов; корабельных систем (1975г.)- Ю.И. Минеев; электрооборудования и электронного вооружения- К.К. Марков; оборудования помещений и судовых устройств- К.Е. Рябов; аэродинамики (-1961-68г.-)- А.И. Маскалик; прочности (1975г.)- Б.С. Перельман; гидродинамических экспериментальных исследований- А.И. Васин; ЛИО (13.01.1965г.-)- п В.Ф. Логинов; по испытаниям СМ-6 и пр. 904 (1973-75г.-)- Б.А. Зобнин; перспективных разработок (26.09.1975г.-)- Р.Е. Алексеев; 1-го (01.1966г.)- Н.А. Буданов; И.М. Василевский, Л.А. Горбачев, (1980-е)- В.Я. Максимов, М.П. Ярошенко.

      Зам. начальника отдела: корпусного (1960-е)- В.А. Маслов; № 33- В.А. Дементьев.

      Гл. конструкторы: (1972г.-)- Б.Ф. Орлов (пр. 133), (1972-79г.-)- В.В. Соколов (пр. 904), (30.03.1972-76г.)- Р.Е. Алексеев (СМ-6, пр. 904), (1985г.)- В.В. Буланов («Стриж»), (1980-е)- И.И. Ерлыкин (пр. 03520, 12351), (1980-е-2006г.-)- В.Н. Кирилловых (пр. 903), (1980-е-90-е)- А.Н. Павленко (пр. 11770, 14230), В.М. Полежаев (СМ-6), И.Е. Малеханов (пр. 10391), (1980-е)- И.И. Матвеев («Олимпия»), (1980-е)- П.А. Малахов, В.А. Дементьев («Волга-2»), Д.Н. Синицын («Акваглайдер»); по прочности (1961-2005г.-)- Б.М. Нарицын; по гидродинамике (1959-2005г.-)- Э.И. Привалов.

      Зам. гл. конструкторов: (1979г.)- С.А. Васильев (пр. 903, 904), В.А. Дементьев, (1980-е)- В.П. Ефремов (пр. 12351), В.Б. Латышенко (пр. 903).

      Гл. судовой архитектор-дизайнер- О.П. Фролов.

      Начальники секторов: испытаний (1960-е)- А.М. Петров; (1963г.-)- И.М. Василевский. Начальники: средств обеспечения (1966г.)- В.Г. Голяткин; команды техобслуживания (1966г.)- Н.Н. Лукьянченко. Начальник ВЦ- Д.И. Волов.

      Начальники групп: (1980-е)- В.Н. Каратаев.

      Ведущие конструкторы: В.П. Ефремов (КМ), (1969г.)- В.М. Полежаев (СМ-6), (1965г.)- В.В. Соколов (Т-1), (-1969-80-е)- О.А. Черемухин, (1962г.)- В.И. Шадрин.

      Создано: катера на подводных крыльях: А-4 (1943-44), А-5 (1945), торпедные А-7 (123бис, 1947), А-10 и А-11 (М-123бис, 1950), А-10бис (123К, 1952), К-123К (1953), А-1-д (пр. 183, 1953), А-1-20 (пр. 183ТК, 1955); А-8 (1949), разъездной «Волга» (1957), прогулочные: морской «Невка» (1967), «Дельфин» (1979); малый сторожевой пр. 133 «Антарес» (1978); СПК: речные пр. 340 «Ракета» (1956), пр. 342 «Метеор» (1958), сварной пр. 343 «Спутник» (1961), «Чайка» (1962), газотурбоход пр. 1708 «Буревестник» (1963), пр. 1709 «Беларусь» (1963); морские пр. 342МТ «Комета» (1961), «Стрела» (1961), пр. 330 «Вихрь» (1962), «Тайфун» (1969), «Альбатрос (1985), пр. 12351 «Циклон» (1985), «Ласточка» (1986), «Олимпия» (1993); «Восход», пр. 03520 «Восход-2» (1974), «Полесье» (1980), пр. 10391 «Колхида» (1981), «Зенит» (проект); суда на воздушной каверне: десантный катер пр. 11770 «Серна» (1990-е), «Линда», «Меркурий», патрульный пр. 14230 «Согжой» (1990-е), таможенное судно пр. 14232 «Меркурий», десантное типа «Дюгонь» (2000-е); патрульный катер пр. 21850 «Чибис»;

      экранопланы: СМ-1 (самоходная модель, 1960-61), СМ-2 (1962), СМ-2П7 (1964), СМ-3 (1962), СМ-4 (1963), СМ-5 (1963), СМ-8 (1967), КМ («Корабль-макет», «Каспийский монстр», 1962-66), военно-транспортный Т-1 (проект, 1965), СМ-6 (1969), пр. 903 «Лунь» с ПКР «Москит» (1961-81), десантный пр. 904 «Орленок» (1972, пнв в 11.1979г.), УТ-1 (1968), СМ-9 (1977), СМ-10 (1979), СМ-11 (1979), учебно-тренировочный «Стриж» (1985-90), «Волга-2» (1979-80), пр. 09037 «Спасатель» (1987), «Акваглайдер», «Коршун» (проект), «Ястреб» (проект), «Чиж» (проект), пассажирский «Чайка» (проект), «Ракета-2» (проект), «Метеор-2» (проект), «Комета-2» (проект), «Вихрь-2» (проект).141

Опытный завод «Волга», Судостроительный завод «Волга», ОАО «Судостроительный завод «Волга»

      /603603 (603950) г. Горький, Нижний Новгород ул. Свободы, 51 тел. 73-08-23/

      Опытное производство ЦКБ по СПК создано в 1956г. на базе цеха завода № 112. Уникальное производство, созданное на стыке авиационной и судостроительной технологий для отработки постройки и натурных испытаний экранопланов. По пр. МСП № 75/К от 14.02.1968г. опытное производство ЦКБ по СПК преобразовано в самостоятельный завод, с 21.12.1970г. – опытный завод «Волга» ЦКБ по СПК.

      По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. вошло в перечень стратегических предприятий. Входило в ФПГ «Скоростной флот» (2007г.). В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      В 2008г. планировалась постройка 5 десантных катеров на воздушной каверне типа«Дюгонь».

      Начальник ОП- Г.В. Сушин. Директор (1968г.-)- В.Н. Аверьянов, Н.И. Лепилов, (2006г.)- В. Сурков.

      Гл. инженер- А.И. Коносов, В.Г. Алексеев.

      Гл. технолог- Н.И. Лопатин, В.Н. Аверкин.

      Зам. гл. технолога- В.Н. Аверкин.

      Производство: катера: разъездной «Волга» (1958), десантный пр. 11770 «Серна» для ОАЭ (1990-е)- 3; служебно-разъездной пр. 14620 «Дельфин» (2000-е); десантный на воздушной каверне типа «Дюгонь» (2006-); патрульный пр. 21850 «Чибис» (2006); пассажирские теплоходы на подводных крыльях: пр. 340 «Ракета», пр. 342 «Метеор» (12.1958-10.1959), пр. 343 «Спутник» (1961), пр. 330 «Вихрь» (1961), «Комета» (1961), пр. 1708 «Буревестник» (1964), «Катран», «Ласточка» для Китая (2005); экранопланы: КМ (25.04.1963-66)- 1, СМ-6 (-12.1970), пр. 904 «Орленок» МДЭ-150 (С-21, 1970-79), «Дубль» (экземпляр для статиспытаний), МДЭ-155 (С-25, 1981), МДЭ-160 (С-26, 1983); С-23 (1972); пр. 903Р «Лунь» МД-160 (С-31, 1983-07.1986)- 1; учебно-тренировочный «Стриж» (С-11, 1991), С-12 (экземпляр для статиспытаний); поисково-спасательный пр. 09037 «Спасатель» (С-33, 1986-2005-); таможенное судно «Сокжой» пр. 14232 «Меркурий» (-2005)- 1.101

ООО НПП «АэроРИК»

      /603035 г. Нижний Новгород ул. Чаадаева, 1 тел. 29-30-95/

      Образовано 16.05.1991г. выделением из ЦКБ по СПК.

      Имеет отделы аэрогидродинамики, планера, СУ, электрооборудования и авионики, шасси на воздушной подушке, прочности, технологии, эксплуатации, маркетинга.

      Численность персонала (2002г.)- 65 чел.

      Директор/ гл. конструктор (2002г.)- В.П. Морозов.

      Гл. инженер (2002г.)- Е.К. Рубанов.

      Создано: самолет-амфибия «Динго» с шасси на воздушной подушке; легкий самолет “Froggy” с шасси на воздушной подушке.69

Нижегородская верфь

      Была в 1730-е г. В 1860-е г. строились речные шхуны.

Сдаточная база завода «Красное Сормово», п/я 147, Севастопольская база завода «Красное Сормово» МСП, Севастопольские ремонтно-механические мастерские, Р-6341

      В 01.1966г. – Севастопольская база завода «Красное Сормово», в 01.1967г. – Севастопольские ремонтно-механические мастерские. Имела наименования: «п/я 147», «п/я Р-6341» (1966г.-).205

      Начальник (01.1966г.)- И.А. Пигалицин.

      Зам. начальника (01.1966г.)- С.Б. Хейфиц.

Северная сдаточная база завода «Красное Сормово» МСП, А-7547

      /г. Северодвинск Архангельской обл./

      Имела наименование «п/я А-7547» (1967г.).205

      Начальник (01.1967г.)- Ю.К. Меньшиков.

«АКС-Инвест»

      /г. Нижний Новгород/

      Судостроителная компания.

      Производство: катера: пассажирский на ВП типа «Марс-2000» «Югорский-1» (-2006), (2006-)-6; патрульный на ПК «Сокол» (-2007)- 2; морской патрульный «Фрегат» (2007-).

      

ОКБ-112 МАП

      Разработаны автопилоты для мишени Ла-17: АП-53 (1950), АП-60 (1952), АП-61 (1953).

      Гл. конструктор (1950г.)- Б.Е. Антипов.

      

База 112

      См. КБ-11.

< 1 13 14 15 63 >