Предприятия № 1

НИИ-1 НКАП, МВ, МАП, МОП, ГКАТ, НИИ реактивной авиации (НИРА) НКАП, НИИ реактивных двигателей (НИИРД) МАП, НИИ тепловых процессов (НИИТП) МОМ, МАП, НИИТП им. М.В. Келдыша РКА, ФГУП «Исследовательский центр им. М.В. Келдыша» РАКА

      /г. Москва Лихачевское ш., 6 п/я 1027 (1940-е-60-е)/

      /125438г. Москва ул. Онежская, 8/10 тел. 456-46-08, 456-87-56 www.kerc.msk.ru/

      НИРА образован по пр. НКАП № 111с от 18.02.1944г. на базе оборудования и кадров ликвидированного ГИРТ. Пр. № 115с от 18.02.1944г. начальником временно назначен В.И. Поликовский. По пр. № 149сс от 28.02.1944г. НИРА объединен с заводом № 293 (вместе с ОКБ-293) и преобразован в НИИ-1 в ведении 7ГУ НКАП. Пр. № 364с от 29.05.1944г. начальником НИИ-1 назначен П.И. Федоров, 1-м замом по научно-исследовательской работе – В.Ф. Болховитинов. Пр. № 656с от 2.11.1944г. НИИ-1 передан в 18ГУ, основное направление – реактивное двигателестроение.

      В институте были сосредоточены основные кадры по реактивной технике. Сюда переведены: из ОКБ-293 – ЭКБ-3 М.М. Бондарюка (создан отдел ПВРД, далее – КБ-2 НИИ-1, с 10.1950г. – самостоятельное ОКБ-670); из ЦИАМ – А.М. Люлька (выдано задание на создание ТРД тягой 1250 кг); группа В.П. Глушко; группа Л.С. Душкина; группа А.М. Исаева (ОКО при НИИ-1).

      И.Ф. Флоров, работавший в ОКБ-293, в 07.1944г. назначен начальником самолетного сектора № 43 (позднее – сектор 4) НИИ-1 по пр. № 370сс от 30.05.1944г. (с 1948г. – в ЦИАМ). Здесь же с конца 1944г. по 02.1945г. работал А.А. Боровков. Создан самолет «4302» (1946г.).

      Велась разработка РС. Создана ПУ для М-13 (И.И. Гвай). В соответствии с пост. ГКО № 6029 от 9.06.1944г. боевая установка М-31 пнв. С 1944г. проектировались авиационные турбореактивные снаряды ТРС-82 и ТРС-132 (Е.А. Печерский), затем работы переданы в организованный Филиал № 2 (КБ-2 МСХМ). Туда перешла группа специалистов во главе с Ю.А. Победоносцевым.

      По пр. № 122с от 19.03.1946г. в связи с ликвидацией 18ГУ передан в 8ГУ МАП. В 1946г. НИИ-1 находился в ведении МВ, в том же году опять передан в МАП.138 По пр. № 440с от 21.06.1948г. с 1.07.1948г. НИИ-1 стал филиалом ЦИАМ. В соответствии с пост. правительства от 10.03.1952г. по пр. МАП от 14.03.1952г. НИИ-1 вновь стал самостоятельным и получил также название НИИ РД.59 С 1.10.1951г. – в ведении 6ГУ МАП, в 1953г. – в ведении МОП.138 Имел наименование «п/я 1027» (1948г.). В 12.1957г. НИИ-1 с филиалом передан из 2ГУ МАП в ведение ГКАТ, по пр. № 20сс от 21.01.1958г. передан в его 1-е Управление.169 В 1965г. НИИ-1 ГКАТ передан в подчинение 2ГУ МОМ, в его состав влит НИИ-646,138 и по пр. от 6.03.1966г. институт преобразован в НИИТП. В 1989г. – в ведении МАП.138

      В 1946г. на базе отдела вооружения № 52 создан самостоятельный НИИ-2 МАП.

      В 03.1946г. из НИИ-1 на завод № 81 МАП переведена группа конструкторов (9 чел.), занимавшаяся установками РС. По пр. № 182сс от 30.03.1946г. СКБ А.М. Люльки переведено на самостоятельную опытную базу – завод № 165 МАП, в состав его ОКБ передан личный состав отдела № 21 НИИ-1.

      В 1947г. Келдышем разработан проект ракетного самолета с двумя ПВРД и ЖРД. В 1949г. параллельно с ОКБ-456 велась разработка двигательной установки для ракеты Р-3 (А.И. Полярный).

      С 1950-х г., после выделения всех конструкторских организаций в самостоятельные, институт занимался НИР в ракетно-космической области и двигателестроении. В 1954г. создана лаборатория № 6 по динамике КР. В 1950-е г. построена стендовая испытательная база в Тураево. В 1956-57г. построен газодинамический тепловой стенд Ц-12Т для испытаний ракет.59 В 1954-57г. институт принимал активное участие в работах по МБР Р-7, МКР «Буран» и «Буря» (научное обеспечение разработок ЖРД и теплозащиты головных частей). Имелся стенд теплопрочностных испытаний Ц-9Н (1990-е).

      Расп. СМ № 4652 от 9.06.1955г. по пр. от 15.06.1955г. завод № 914 МАП преобразован в филиал НИИ-1 по системам управления КР (по пр. МАП от 1.08.1962г. вошел в состав НИИ-923 в качестве отделения № 1).138

      В 1955г. в институте создана группа под руководством В.М. Иевлева по разработке концепции ядерных реакторов.

      В 1950-е г. из ОКБ-1 НИИ-88 с группой сотрудников переведен А.С. Будник с тематикой крылатой ракеты дальнего действия с ПВРД.

      В 1950-е г. существовала лаборатория систем управления. Разработаны системы ориентации КА на основе солнечных и лунных датчиков (Башкин, Князев). Затем группа Б.В. Раушенбаха переведена в ОКБ-1 ГКОТ.

      Работы (1960-е г.): решение задач по выводу в космос КА, обеспечение надежности ЖРД и продольной устойчивости ракет, создание аппаратуры для космических исследований. Проведены первые фундаментальные исследования ядерных ракетных двигателей (с 1957г.). Обоснована и экспериментально подтверждена эффективность схемы ЖРД с дожиганием генераторного газа. Разработаны схемы электрических плазменных двигателей торцевого типа (А.А. Поротников) и успешно испытаны на КА.

      С 1965г. НИИТП – головная научно-исследовательская организация ракетного двигателестроения.

      В 1970-80-е г. – научное обеспечение создания РДТТ для БРК. Разработан комплекс программ для расчета параметров РДТТ.

      В 1970-75г. создано семейство мощных электродуговых плазмотронов постоянного тока. В начале 1980-х г. создан плазмогенератор «Марабу», создающих вокруг движущегося объекта плазменную оболочку, снижающую радиолокационную заметность объекта.63

      Разработана технология создания в ионосфере плазменно-паровых облаков, отражающих РЛ-излучение (Ю.А. Уткин). Создана электронно-пучковая установка «Онега» с выводом в атмосферу электронного пучка мегаваттной мощности. На космической станции «Мир» испытана установка «Мажор» 63

      Разработан первый в мире мощный газодинамический лазер с мощностью излучения до 100 кВт.

      Принимал участие в программах: «Восток», «Восход», «Союз», «Салют», «Алмаз», «Мир», «Луна», «Марс», «Венера», «Союз-Аполлон», «Вега», «Фобос», «Энергия-Буран» (1977-91г.), МКС.

      В 1990-х г. НИИТП передан в ведение РКА. В 1995г. переименован в Исследовательский центр им М.В. Келдыша. По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошел в число стратегических оборонных предприятий.

      Направления деятельности (2000-05г.): исследования в области термодинамики; исследования и разработки по ракетным двигателям для РКТ (ЖРД нового поколения, электроракетные двигатели); НИОКР по изделиям РКТ, подбор материалов и топлив; НИР по экологически чистым технологиям при производстве и эксплуатации РКТ; разработка технологий для военной, научной и народнохозяйственной техники (водоочистное и опреснительное оборудование, установки термической ликвидации экологически вредных отходов); разработка энергосберегающих технологий (метод передачи тепловой энергии на основе термохимических реакций).

      Разработаны и внедрены (2000г.) на двигателе 11Д58М (РН «Зенит-SL») радиационно-охлаждаемые сопловые насадки.

      Создан отдел «Водородной энергетики». Работы по водородным топливным элементам.

      В составе экспериментальной базы: гиперзвуковая (М=12) аэродинамическая труба, стенды: для исследования плазмы, криовакуумный для испытания мощных ЭРД, для исследования устойчивости ЖРД, для исследований трехкомпонентных ЖРД, для прецизионных измерений тяги и расходов сопел, для генерации и выводов в атмосферу интенсивных пучков электронов.101

      Начальник (02-05.1944г.)- В.И. Поликовский, (05.1944-45г.)- г-м П.И. Федоров (погиб в авиакатастрофе), (1945-46г.)- г-м Я.Л. Бибиков, (29.11.1946г.-)- М.В. Келдыш, (1948-49г.)- В.В. Владимиров, (1949-51г.)- В.А. Окулов, (1951-55г.)- А.Т. Туманов, (1955-88г.)- В.Я. Лихушин. Директор (1988-2010г.-)- академик (1994г.) А.С. Коротеев {22.07.1936-}.

      1-й зам. директора (1985г.)- А.П. Ваничев, (2013г.)- А.М. Губерт. Зам. начальника (1945г.)- проф. Г. Абрамович; по научной части (05.1944-46г.)- В.Ф. Болховитинов. Зам. директора: по науке (1985г.-)- А.С. Коротеев; по ВЭС (2005г.)- А.А. Кленчев; (2003г.)- А.М. Губерт.

      Научный руководитель (1948-61г.)- академик М.В. Келдыш. 59

      Гл. конструктор (02-05.1944г.)- Г.Н. Абрамович, (05.1944г.-)- В.Ф. Болховитинов, (1944г.)- А.И. Полярный.138

      Начальники отделений: В.М. Иевлев, Г.П. Колмыков.

      Начальники отделов: № 13 (-04.1949г.)- Л.С. Душкин; № 20 (1950-е)- А.С. Будник, Л.А. Щербо, Л.П. Самойлов; № 22 (1945г.)- М.М. Бондарюк; авиационных ТРД (1944г.-)- А.М. Люлька; (1938г.-)- Л.С. Душкин.

      Зам. начальника отдела: Водородной энергетики (2005г.)- В. Смоляров.

      Начальники лабораторий: № 4- Г.И. Петров; № 6 (1954г.-)- К.П. Осминин; № 8- А.П. Ваничев, Г.П. Колмыков; систем управления (1950-е)- Б.В. Раушенбах.

      Начальники секторов: (1963г.-)- А.С. Коротеев.

      Начальники групп: ядерных реакторов (1955г.-)- В.М, Иевлев; космических ДУ (1974г.)- Овчинников.

      Ведущие инженеры: (1944-45г.)- А.В. Палло (ЖРД), (1944г.)- П.А. Кузнецов (ТРС-82), (1944г.)- А.Д. Луковцев (ТРС-132).

Создано: самолеты с ЖРД: «4302» (1946), «4303» (1947); гироскопический автомат ГПС-2 для КР «216»; система ориентации станции «Луна-3» (1959); солнечная энергодвигательная установка СЭДУ с СТРД (солнечным тепловым ракетным двигателем).50

Филиал № 1 НИИ-1 НКАП

      /г. Химки Московской обл. ул. 5-го Декабря п/я 2/

      По пр. № 149сс от 28.02.1944г. в состав НИИ-1 передан филиал завода № 301 (бывший завод № 293 НКАП), по пр. № 370сс от 30.05.1944г. он переименован в филиал № 1.

      Здесь работала группа (ОКО) А.М. Исаева по ЖРД.

      Имелся испытательный стенд, на котором были проведены испытания ТРД Jumo-004.

      В соответствии с пост. правительства от 31.05.1946г. и пр. № 361сс от 7.06.1946г. и № 373с от 14.07.1946г. в 7ГУ на базе филиала № 1 вновь образован самостоятельный завод № 293 НКАП (в связи с прекращением работ по самолетостроению в НИИ-1 и непригодности для работ по ЖРД) и передан как опытная база гл. конструктору М.Р. Бисновату. Группа А.М. Исаева переведена на основную территорию НИИ-1. Березняк в 12.1946г. назначен зам. гл. конструктора ОКБ-2 завода № 1 МАП.

      Начальник филиала (01.1946г.)- Нейман.

      Начальник КБ филиала (06.1946г.)- А.Я. Березняк.

Филиал № 1 НИИ-1 МАП

      /г. Москва п/я 3731/

      Расп. СМ № 4652 от 9.06.1955г. завод № 914 МАП преобразован в филиал № 1 НИИ-1 по системам управления КР59 (см. завод № 914). В 1962г. в 4ГУ ГКАТ действовал филиал НИИ-1. В 1965г. Филиал № 1 передан в ведение МОМ.

      В начале 1960-х г. в филиале НИИ-1 (В.П. Морачевский) создана система астронавигации для станции «Луна-9» (Е6).19

      Начальник (1962г.)- А.В. Ежов.

Филиал № 2 НИИ-1 НКАП, МАП, КБ-2 МСХМ

      /г. Москва Владыкино п/я 2227/

      По пр. № 655с от 11.11.1944г. для развития работ по реактивному вооружению на бывшей территории завода № 482 НКАП (которая была передана полностью со всеми зданиями, оставшимся оборудованием и персоналом) во Владыкино образована база НИИ-1 по данной тематике. По пр. № 699с от 27.12.1944г. база преобразована в филиал № 2 НИИ-1 по реактивному вооружению.

      Из НИИ-1 сюда переведены сектора № 5, № 9, лаборатория «Е» и НИХЛ (химлаборатория) со всем личным составом и оборудованием, в т.ч. Ю.А. Победоносцев, М.К. Тихонравов, В.А. Артемьев, Р.Е. Соркин, А.В. Андрианов, А.Ф. Бакеев, Е.А. Печерский, Н.П. Горбачев, В.В. Горбунов, И.В. Ярополов, В.В. Абрамов. Продолжены работы по снарядам М-13ДД, М-20. Пост. ГКО в 1945г. Ю.А. Победоносцев был назначен руководителем комиссии по изучению организации и опыта работ немецкого Ракетного института в Пенемюнде (Германия).

      В соответствии с ПСМ СССР № 1017-419сс от 13.05.1946г. и пр. МАП/МСХМ № 213сс/123сс от 24.05.1946г. для концентрации работ по пороховым РС филиал № 2 НИИ-1 передан из системы МАП в ведение МСХМ со всеми сооружениями и штатом сотрудников в 350 чел. во главе с Победоносцевым и преобразован в КБ-2 МСХМ. КБ-2 было перебазировано на площадку завода № 67, который стал его производственной базой. В качестве опытного производства КБ-2 передан один из цехов завода. С 1950г. – в ведении ММ.

      На базе бывшего филиала и ГЦКБ-1 МСХМ образован специализированный НИИ пороховых РС, с 1.04.1947г. получивший название НИИ-1 МСХМ.

      В 09.1946г. в КБ-2 переведена часть специалистов ликвидированного ГЦКБ-1, в т.ч. А.Н. Вознесенский, Н.П. Горбачев, В.В. Горбунов, Т.В. Ендовицкая, Р.А. Острецова, Б.В. Пармузин, И.С. Сергеев, И.В. Ярополов.

      Организован отдел К-1, головной по разработке РСЗО. Отдел К-4 разрабатывал двигатели. В конце 1947г. работы по двигателю для М-13А переданы в НИИ-125 и НИИ-6; в 03.1948г. работы по двигателю для М-31А переданы в НИИ-6.

      В 1947г. в КБ-2 из ОКБ при Московском механическом институте переведен А.Д. Надирадзе, в 1948г. пост. правительства ОКБ ММИ полностью влито в состав КБ-2.

      Разработки: РС на базе немецкого R-100BS (1946г.); крылатая ПКР на базе немецкой Hs-293 (1947г.). После пусков трофейной ракеты в 1948г. ее воспроизведение признали нецелесообразным.

      С 08.1946г. велась разработка полевых реактивных систем М-13А и М-31А, КБ-2 определено головным по системам в целом и снарядам М-31А (О-44) и М-13А (О-45). ТТТ к М-13А утверждены 25.04.1947г. Работы по М-31А были закреплены ПСМ № 1401-370 от 7.05.1947г. и далее вылились в разработку РСЗО М-24. ПСМ № 875-441 от 22.03.1951г. она пнв. В соответствии с ПСМ № 1175-440 также велась разработка ТРС-24 для РСЗО М-24. ПСМ № 875-441 от 22.03.1951г. он пнв под индексом М-24Ф, а также химический вариант МС-24. В соответствии с пост. правительства от 14.04.1948г. велась разработка М-24ФУД увеличенной дальности. Пр. МО № 00240 от 31.12.1955г. он пнв. На базе М-13А создана система М-14.

      С начала 1948г. велись работы по турбореактивным снарядам: сначала по 170-мм ТРС-170 (ТРС-17-ОФ), затем – по 132-мм ТРС-132. В соответствии с ПСМ № 1175-440 от 14.04.1948г. и от 27.12.1949г. велись работы по ТРС-140. ПСМ № 4964-1235 от 25.11.1952г. он пнв под обозначением М-14-ОФ (ОФ-949).

      В соответствии с ПСМ СССР № 1175-440 от 14.04.1948г. начата разработка реактивной авиационной морской торпеды РАМТ-1400 «Щука». Следующим пост. № 5766-2166 от 27.12.1949г. задавалось создание двух вариантов торпеды: упрощенного «Щука-А» и «Щука-Б» с РЛ-визиром.

      ПСМ № 1175-440 была также задана разработка первой отечественной управляемой авиабомбы «Краб» (СНАБ-3000). Работы продолжены в НИИ-642.

      С 1946г. велись работы по воспроизводству трофейной неуправляемой ракете «Тайфун-Р», разработаны обоснования создания стационарных зенитных систем «Звезда-10» и «Звезда-15». В конце 1947г. работы по «Тайфуну» переведены в разряд НИР, получившей название «Экспериментальное и теоретическое исследование тактико-технических возможностей ЗРС с неуправляемыми снарядами» (Т.Б. Каменецкий). По решению Спецкомитета № 2 от 11.1948г. на базе ракеты «Тайфун» в 04.1949г. начата разработка неуправляемого зенитного снаряда. Создан ЗРС-115 (О-115, «Стриж», «Ворон», 1951г.).

      Из-за неудовлетворительных темпов разработки РС в 06.1951г. была проведена смена руководства КБ-2, а затем, в соответствии с ПСМ № 5119-2226 от 15.12.1951г. КБ-2 было расформировано, влито в состав завода № 67, на базе которого в свою очередь создан ГС НИИ № 642. Отдел Н.П. Горбачева с тематикой М-13А (М-14) и М-31А (М-24) переведен в НИИ-1 МСХМ. А в составе НИИ-642 организовано ОКБ-2 гл. конструктора Надирадзе.

      Начальник (11.1944-46г.)- Ю.А. Победоносцев, (1946г.)- Д.Л. Томашевич; и.о. (1946-47г.)- А.Н. Вознесенский, (01.1947-11.1948г.)- Б.М. Сапрыкин; (11.1948-01.1951г.)- В.М. Виноградов, (06.1951г.-)- Н.И. Крупнов.

      Зам. начальника: (1944г.)- Н.В. Климовицкий; по научной работе (1946-47г.)- В.А. Артемьев.

      Гл. инженер (1944г.)- Н.В. Климовицкий, (1947-; 11.1948-51г.)- Б.М. Сапрыкин, (1947-48г.)- М.З. Олевский, (1951г.-)- Н.И. Ефремов.

      Гл. конструктор (1947-52г.)- В.А. Артемьев.

      Гл. конструкторы: (1946-47г.)- Т.Б. Каменецкий («Тайфун-Р»), (1947-51г.)- А.Д. Надирадзе (РЗС-115), (1948г.)- Д.Л. Томашевич («Щука»), (1948г.)- Н.П. Горбачев (М-13А, М-31А), (1948-51г.)- М.В. Орлов («Щука»).

      Зам. гл. конструкторов: (08.1947г.-)- А.Л. Лившиц.

      Начальники отделов: К-1 (09.1946-51г.)- Н.П. Горбачев; К-4 (1947г.)- В.Г. Бессонов; (1940-е)- Т.Б. Каменецкий, (1946г.)- Е.А. Печерский, (1940-е)- Д.В. Свечарник.

      Зам. начальника отдела: К-1 (08.1947г.-)- А.Л. Лившиц.

      Ведущие инженеры: (1946-51г.)- В.В. Горбунов (М-31А), В.С. Бабочкин (М-31А), (07.1946-51г.)- И.В. Ярополов (М-13А).155

Завод Б-175 МАП, Филиал № 2 НИИ-1 ГКОТ, МАП, п/я 10, НИИ машиностроения (НИИМАШ) МОМ, ГУП «НИИ машиностроения»

      /г. Нижняя Салда Свердловской обл. п/я 10/

      /624740 (624610) г. Нижняя Салда Свердловской обл., ул. Строителей, 72 тел. (34345) 217-03/

      С 25.12.1955г. начато строительство завода Б-175 в ведении 2ГУ МАП (по 08.1957г.), по пр. № 20сс от 21.01.1958г. новостройка передана в ведение 2-го Управления ГКАТ.169 Но 1.09.1958г. (в соответствии с ПСМ № 2132 от 26.12.1956г.) на базе строительства завода создан Филиал № 2 НИИ-1, предприятие «п/я 10», для проведения экспериментальных исследований по ЖРД, работающих на специальных топливах (ИС-101). Вступил в строй в 1958г. В 1965г. филиал № 2 передан в МОМ. В 1981г. филиал, п/я 10, преобразован в самостоятельный НИИМАШ и передан в ведение 12ГУ МОМ.

      Построен ряд стендов и опытное производство: в 1962г. – испытательный комплекс 101, в 1963г. – гидролаборатория, в 1964г. – механосборочный корпус. В 1970-е г. созданы испытательные комплексы № 201 и 301. В 1980г. введен в строй испытательный комплекс для ЖРД, работающих на криогенных компонентах топлива.

      Постепенно, кроме сопровождения работ различных ОКБ по ЖРД, в филиале начались самостоятельные ОКР. В 1967г. филиалу поручена разработка ЖРД малой тяги (ЖРДМТ), с 1981г. – головное предприятие в этой области.

      Принимал участие в программах: «Салют» (1970), «Алмаз», «Мир», «Квант», «Кристалл», «Спектр», «Природа», «Союз-Т, -ТМ», «Прогресс», «Прогресс-М», ОК «Буран», МКС, «Космос», «Янтарь», «Молния», «Бриз», «Рокот».

      Разработка ЖРД, ракетных двигателей малой тяги. Создано более 30 ЖРДМТ.

      По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. ГУП вошло в число стратегических оборонных предприятий.

      Директор (1957-66г.)- М.Г. Миронов, (1966-; -2000-02г.-)- Б.А. Некрасов, (-1967-81г.-)- В.И. Чепак, (1990-е)- Е.Г. Ларин, (2010г.)- А.С. Карпенко.

      Зам. директора по НИР (2002г.)- Е.Г. Ларин.69

      Гл. конструктор (-1979-2002г.-)- Е.Г. Ларин.

Создано: ЖРДМТ: РДМТ-0.8, РДМТ-5 для передвижения космонавтов в открытом космосе, РДМТ-100, РДМТ-12, РДМТ-50, РДМТ-135, РДМТ-200, РДМТ-400,50 17Д58Э для КА «Молния», для боевых блоков ГЧ РТ-23.101

КБ-1, ОКБ-1 при НИИ-1 МАП гл. конструктора Л.С. Душкина, п/я 3134

      КБ-1 при НИИ-1 действовало в 04.1946г. С 1948г. ОКБ-1 входило в состав ЦИАМ (вместе с НИИ-1).76 Имело наименование «п/я 3134».138

      Проводились работы по ускорителю самолета С-155 и ускорителю для Е-50.

      В соответствии с ПСМ № 2473-973 от 10.06.1950г. ОКБ-1 гл. конструктора Л.С. Душкина было ликвидировано, личный состав переведён в ОКБ-456, другие лаборатории НИИ-1.76 В 1955г. Л.С. Душкин возглавил ОКБ-165-1. В 1954г. вновь организовано ОКБ-1 МАП, «п/я 3134», в 1955г. оно передано в ведение МВ.

      Гл. конструктор (04.1946; 30.08.1947г.-)- Л.С. Душкин.

      Начальник (1947г.)- Л.С. Душкин.

      Работали: (1949г.)- Преображенский, Чурков.

Создано: ЖРД: РД-2М (1945), РД-2М3В для «302», РД-2М3ВФ для самолета «5» (1946), РД-КС-1 (1946), РД-КС-3, РД-КС-5, РД-3М, УС-2500.

КБ-2 при НИИ-1 МАП гл. конструктора М.М. Бондарюка

      По пр. № 149сс от 28.02.1944г. ЭКБ-3 НИИ ГВФ М.М. Бондарюка вместе с ОКБ-293 влито в состав НИИ-1. Далее оно преобразовано в отдел прямоточных двигателей, а вскоре – в КБ-2. Сначала Бондарюк – руководитель и конструктор КБ, а с 08.1947г. – гл. конструктор КБ-2 (в 1949г. по совместительству работал в отделе № 5 НИИ-88).

      Для дальнейшего ускорения работ и из-за потребности в собственной экспериментальной базе 1.10.1950г. КБ-2 выделено в самостоятельную организацию и получило название ОКБ-670 МАП, гл. конструктор – М.М. Бондарюк.

      Создан первый двухконтурный РД-1А для РС «Шторм».

      Гл. конструктор (30.08.1947-10.1950г.)- М.М. Бондарюк.

      Зам. гл. конструктора – Г.А. Варшавский.

      Начальник (1947г.)- М.М. Бондарюк.

Создано: ПВРД: РД-430 для Ла-126 и Ла-138 (1948), РД-165 (проект для установки на НВ вертолета И.П. Братухина), РД-350, РД-007 (проект для «10Х», 1948), РД-700 (РД-1, 1948), РД-1А (1949-50), РД-550 для мишени ЛМ-15 (1949).

КБ-3 при НИИ-1 МАП гл. конструктора Г.Я. Диллона

      Также- это отдел вооружения № 52 НИИ-1.

      В 1942г. под руководством Г.Я. Диллона и его заместителя В.П. Голикова начаты исследования и разработка реактивной авиационной торпеды РАТ (работали Ю.Б. Гермейер, В.А. Андреев, О.Т. Сазонова, Я.Л. Рудницкий). Закладывалась серия на заводе № 500.

      В 1944г. Диллон работал в филиале № 2 НИИ-1 по РС.

      В 1948г. действовало КБ-3 при НИИ-1. Разработан пороховой ускоритель У-5 для самолетов (1948г., планировался выпуск на заводе № 500).

      Видимо, после передачи филиала № 2 НИИ-1 в МСХМ и образования НИИ-1 МСХМ группа Диллона действовала там (по разным сведениям, или из отдела № 52 НИИ-1 МАП, или из НИИ-1 МСХМ, группа Г.Я. Диллона из 16 чел., зам.- В.П. Голиков, к 07.1946г. переведена с тематикой по РАТ-52 в НИИ-2 МАП).

СКБ НИИ-1 МАП гл. конструктора А.М. Люльки

      /г. Москва Лихоборы/

      СКБ организовано при институте по пр. № 185с от 13.03.1944г. для развития работ по ГТД. Гл. конструктором утвержден А.М. Люлька (одновременно он – начальник отдела авиационных ТРД института), группа которого со всем заделом и оборудованием была переведена из ЦИАМ. Работы по ТРД С-18 на базе довоенного проекта РД-1. В 05.1944г. принято решение о постройке опытной серии из 5 двигателей на заводе № 165, который был отдан в распоряжение СКБ. Изготовление части узлов поручено заводу № 45. С-18 создан в 1945г., затем его летный вариант – ТР-1.

      По пр. МАП № 182сс от 30.03.1946г. для расширения работ СКБ переведено на самостоятельную базу- завод № 165 и получило название ОКБ-165 МАП.

      Гл. конструктор (03.1944-03.1946г.)- А.М. Люлька.

      Зам. гл. конструктора (1946г.)- И.Ф. Козлов.

      Начальники бригад: компрессоров (1944г.)- Р.А. Майков; испытательной- С.П. Кувшинников.140

Опытно-конструкторский отдел (ОКО) при НИИ-1 МАП

      /г. Химки; г. Москва/

      Вместе с заводом № 293 в состав НИИ-1 в 02.1944г. вошел опытный отдел по ЖРД А.М. Исаева и преобразован в ОКО. До 06.1946г. ОКО располагался на территории филиала № 1 НИИ-1 в Химках. Затем по пр. № 361сс от 7.06.1946г. ОКО 23.10.1946г. переведен на основную территорию НИИ-1.

      Продолжены работы по ЖРД для истребителя «БИ» РД-1, а с конца 1944г. – РД-1М.

      В 1945г. ОКО предложено разработать двигатель для морской торпеды, в 1947г. он был создан.

      В период 3.06-8.09.1945г. Исаев возглавлял ОТБ-2 в Германии (по некоторым данным, перед поездкой в Германию Исаев работал начальником цеха завода № 500). 24.05.1948г. (по другой информации, 1.07.1948г.) в связи с большей перспективностью работ по ЖРД для РКТ ОКО Исаева (22 чел.) переведен в НИИ-88 МВ, где на его базе образован отдел № 9.

      Начальник (-04.1946; -1947-48г.)- А.М. Исаев.

      Гл. конструктор (-1946; 30.08.1947г.-)- А.М. Исаев.

Создано: ЖРД: РД-1 (1944) и РД-1М (1945-46) для «БИ»; опытный одноразовый У-1250 (1945-46); У-400-10 для экспериментальных летающих моделей самолетов ЛМ-6, -9, -12 (1946-48); для торпеды РТ-45-2 (1946-47); ускоритель СУ-1500 (1946).

КБ-1 НИИ-1 ГКАТ, КБ приборов контроля, М-5199, СКБ ВНПО «Каскад», ГП, ФГУП, ОАО «Специальное КБ (СКБ) «ТОПАЗ»

      /г. Москва Старокалужское ш., 62/

      /117587 (113545) г. Москва Варшавское ш., 125 стр. 1 и Волоколамское ш., 112 тел. 319-42-78/

      КБ-1 при НИИ-1 создано по пр. МРП от 26.01.1966г., затем переименовано в КБ приборов контроля. Имело наименование «п/я М-5199» (1970г.). С 2.06.1971г. – самостоятельное КБ приборов контроля, затем вошло в качестве СКБ в состав ВНПО «Каскад». В 1985г. включено в состав НИИ «Кулон».138

      С 29.01.1991г. – ГП «СКБ «Топаз». Расп. Минимущества № 7394-р от 30.12.2003г. ФГУП «СКБ «Топаз» преобразовано в ОАО. По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. По Указу Президента РФ № 297 от 20.03.2009г. СКБ вошло в состав Концерна радиостроения «Вега». 8.04.2009г. на предприятии введено внешнее управление сроком на 12 месяцев. В соответствии с расп. правительства № 2081-р от 25.12.2009г. «в целях реализации мер по предупреждению банкротства» предприятию в 2009-10г. были выделены бюджетные ассигнования. К 2014г. СКБ ликвидировано.

      ОАО «СКБ «Топаз» имело три филиала: № 1, 2 и 3.

      Работы (2005г.): НИОКР по созданию аппаратуры и подвижных комплексов приема и обработки информации, пунктов связи и управления; телевизионных и фотографических средств наблюдения; малые БПЛА, аппаратура для самолетов; устройства ДЗЗ;101 автоматизированное дешифрование данных воздушного наблюдения.

      Гендиректор (1990-е-2000г.)- Ю.Ф. Кутаев, (2000-03г.)- В.С. Прохоров, (2003-04г.-)- В.А. Ермаков, (2009г.)- С.А. Тегель. Внешний управляющий (8.04.2009г.-)- Л.М. Мирабян.

      Зам. ген

      директора (2003г.)- В.А. Марченок.

      Гл. конструктор (2000г.)- А. Михоленок.

      Гл. эксперт (2003г.)- В.И. Пузыревский.

      Начальник управления № 1 (2003г.)- М.И. Петрушин.

      Член совета директоров: (2003г.-)- В.А. Ермаков, (2003г.-)- В.А. Марченок, (2003г.-)- П.М. Мусатов, (2003г.-)- П.С. Подшибякин, (2003г.-)- Т.П. Стретович.

Создано: ДПЛА «Мушкатель» (2003), мини-ДПЛА «Локон» (2005); передвижной комплекс приема и обработки информации.102

Филиал № 1 ФГУП «СКБ «ТОПАЗ»

      /344092 г. Ростов-на-Дону пр. Космонавтов, 2/

      Директор (2000-е)- Г.М. Корнилов.

Филиал № 2 ОАО «СКБ «ТОПАЗ»

      /140300 г. Егорьевск Московской обл. ул. Владимирская, 2/

      Директор (2000-е)- Т.А. Лесничная.

Филиал № 3 ОАО «СКБ «ТОПАЗ»

      /301731 г. Кимовск Тульской обл. пос. Шахтинский/

      Директор (2004г.)- С.А. Олейников.

КБ «Пламя» при НИИТП МОМ, НПВО «Пламя» МОМ, ЗАО «ОКБ ДУ «Пламя»

      КБ «Пламя» образовано при НИИТП в 1978г. из группы конструкторов ОКБ-670 во главе с И.Б. Левановым, переведенных в 1972г. в ОКБ-4-300 для продолжения работ по ПВРД.

      В 1991г. КБ преобразовано в самостоятельное НПВО «Пламя» МОМ. Размещалось в помещениях НИИТП. Весной 1994г. было принято решение о преобразовании НПВО «Пламя» в ОКБ, входящее в состав НИИТП, а в 04.1994г. НПВО ликвидировано. Коллектив перебазирован на другую территорию, где было образовано ЗАО «ОКБ «Пламя». В 02.1998г. ОКБ ДУ «Пламя» вошло в состав ГНПЦ «Звезда-Стрела».

      В конце 1970-х г. велись работы по ядерному ПВРД для низколетящей КР. Работы по СПВРД для ПКР «Яхонт» (испытания- с 1987г.). Работы по ГПВРД по программе «Орел».

      Руководитель (1978-99г.-)- И.Б. Леванов.58

      Гл. конструктор (1978-99г.-)- И.Б. Леванов.