Предприятия № 11-20

      

НИИ-12 НКОП, НКАП, Научно-Технический институт (НТИ), Научный институт автоматики и гидравлики (НИАГ) НКТП, Институт авиационного приборостроения, НИИ самолетного оборудования (НИСО, НИИСО)НКАП, МАП

      /г. Москва Б. Кисельный пер., 4 (1940г.) п/я 643; г. Ульяновск; г. Москва п/я 919/

      В 1927г. была образована Центральная лаборатория Треста точной механики. На ее базе в 1931г. организован Научно-Технический институт (в обиходе именовался также «Институт точной индустрии»). В соответствии с пост. СТО № 18сс от 27.04.1933г. НТИ ВОТИ отнесен к предприятиям, имеющим оборонное значение. Возможно, по пр. НКТП № 782 от 10.11.1933г. переименован в НИАГ. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. НИАГ передан в ведение НКОП и по пр. № 06сс от 30.12.1936г. переименован в НИИ-12. По пр. № 59 от 14.02.1937г. НИИ-12 передан в ведение 10ГУ НКОП (и на 12.1938г.). В 1939г. переименован в Институт авиационного приборостроения. Перед войной институт находился в подчинении 5ГУ НКАП.

      В 1931-34г. действовали экспериментальные мастерские ВОТИ (неизвестно, при институте или самостоятельно). Технический руководитель (-1934г.)- Н.А. Оболенский.

      В 1930-е г. разработан и внедрен в серийное производство гиромагнитный компас.

      Пр. № 00147 от 7.07.1937г. институту поручено («учитывая исключительное оборонное значение электро-магнитно-механической трубки инженера Гнилосырова») к 1.09.1937г. отработать конструкцию трубки и прибор установки из кабины летчика к ней, изготовить 100 опытных трубок и 5 приборов для испытаний.

      По пр. НКОП № 0196 от 8.09.1937г. институту передана тематика автопилотов, оборудование и часть коллектива ликвидируемого КБ-21 НКОП. Также институту передан опытный завод КБ-21 в Ленинграде, преобразованный в Экспериментальный завод по автопилотам, по пр. № 369 от 28.09.1938г. опытный завод преобразован в самостоятельный завод № 379 НКОП. На базе завода образован Ленинградский филиал НИИ-12. По пр. № 385с от 26.11.1939г. филиал передан в 11ГУ НКАП.

      В 1938г. создан прибор управления артогнем УО-37, для определения его возможностей по пр. НКОП/НКВМФ № 386с от 1/2.10.1938г. была создана комиссия.

      Перед войной в институте работали группы по: аэронавигационным приборам, приборам автоматического управления, приборам контроля винтомоторных групп самолета, общему оборудованию самолетов, испытательным приборам, приборам аэродромных служб, теоретическому направлению, неавиационным приборам. Разрабатывались авиакомпасы, авиагоризонты, курсовые системы, манометры масла и бензина, топливоизмерительные приборы и др.

      В соответствии с пр. № 1057сс от 10.10.1941г. институт эвакуирован в Ульяновск на часть площадки строящегося завода № 280 НКАП. Исследования по авиаприборам.

      На площадке эвакуированного института организован ремонт гироприборов сначала при Главремуправлении. Пр. НКАП № 63с от 25.01.1942г. мастерские переданы в 5ГУ. В соответствии с пост. ГКО № 4367с от 2.03.1942г. и пр. № 177с от 8.03.1942г. институт был возвращен из Ульяновска на старую площадку с оборудованием и личным составом, а ремонтные мастерские переведены на площадку эвакуированного завода № 214 НКАП (г. Москва).

      По пр. НКАП № 608сс от 8.08.1942г. на базе института, передаваемого из 5ГУ в 7ГУ (по 1945г.), началось формирование специализированного НИИ по разработке и изготовлению опытных образцов и малых серий оборудования для самолетов с реактивными двигателями. Директором нового НИИ назначен Н.И. Петров. Однако, вскоре пр. № 888с от 15.12.1942г. предыдущий пр. был отменен и организован новый НИИ самолетного оборудования (НИСО) широкого профиля, директором которого остался Н.И. Петров. Имел наименование «п/я 919».62

      По пр. № 91с от 12.02.1943г. в НИСО была передана со всем личным составом и оборудованием лаборатория № 5 ЛИИ по испытательному оборудованию, возглавляемая С.И. Поповым.

      Пр. № 277с от 7.05.1943г. для размещения НИСО были выделены помещения филиала завода № 482 НКАП, а старые помещения отданы в жилфонд НКАП.

      Пр. № 377с от 25.06.1943г. в НИСО в полном составе влито ОКБ завода № 456 НКАП гл. конструктора М.Ф. Поликарпова по антиобледенителям и аппаратуре обогрева и жизнеобеспечения кабин.

      По пр. № 579с от 1.10.1943г. при институте образована летная лаборатория с базированием на аэродроме завода № 482 НКАП на Ходынке. Далее в расп. НИСО была передана часть помещений завода № 81 НКАП (два ангара на Ходынке), куда была переведена ЛИС НИСО (пр. № 494с от 21.12.1945г.). В 08.1946г. один ангар передан обратно вновь образованному заводу № 81 МАП.

      К 1944г. создан универсальный регулятор температуры авиамоторов УРТ-НИСО.

      Пр. № 179сс от 28.02.1946г. на НИСО возложены работы по широкому кругу оборудования: авиационным радио- и РЛ-приборам, телемеханике, высотному оборудованию, автоматике управления самолетом и оружием. Проводились работы по оборудованию Як-9 системой телеуправления (1948-49г.), испытания Ту-2 с аппаратурой наведения. Заключения порадиотехническим объектам и антеннам.

      В соответствии с ПСМ № 589-234сс/оп от 14.02.1950г. ввиду неудовлетворительных результатов испытаний радиодатчика для РДС-1 разработки ЦКБ-326 институту поручена параллельная разработка аналогичного прибора к 07.1950г., в августе проект отклонён.

      В 1952г. в составе института действовала лаборатория навигационных приборов. Велась разработка автоматического секстанта («астроориентатора») для дальней авиации.

      В 05.1946г. НИСО – в ведении 7ГУ МАП, имел наименование «п/я 919» (1948г.). В 1955г. передан из 7ГУ в 11ГУ и переименован в НИИ-25 МАП.

      Работы по электрооборудованию для РКТ.

      Численность персонала (1942г.)- 196 чел., (1943г.)- 458 чел., (1944г.)- 606 чел., (1945г.)- 615 чел.166

      Директор (1930-е)- Л.Ф. Иванов, (-23.01.1937г.)- Н.Г. Кильянов, (23.01-28.06.1937г.)- Г.В. Коренев, (7.07.1937г.)- Измаилов, (8.07.1937-2.02.1938г.)- И.А. Ткачев, (2.02-10.1938г.-)- Г.С. Игошин, М.О. Березин, (1941)- Фрадкин, (1942г.-)- г Н.И. Петров. Начальник (1943; -1945-46г.-)- Н.И. Петров, А.Ф. Фаломеев, (до 1944г.)- Г.А. Левин. И.О. начальника (07.1944г.)- Н.Д. Рязанцев.

      Зам. начальника (1955г.)- Н.Д. Рязанцев.

      Гл. инженер (1930-е)- Г.А. Левин, (1947г.-)- Н.Д. Рязанцев.

      Гл. конструктор (01.1950г.)- Н.Д. Рязанцев.

      Руководитель ОКБ - А.С. Абрамов.

      Начальник сектора (-1937г.)- Л.М. Кофман.

      Технический руководитель (1930-е)- М.М. Качкачьян.

      Работали: (1930-е)- Левенталь.139

НИИ авиационного оборудования (НИИАО) МАП, Ю-9539, ФГУП, ОАО «НИИАО»

      /140160 г. Жуковский, 2 Московской обл. ул. Туполева, 18 «Глобус» ст. Быково Московской ж/д/

      /140182(5) г. Жуковский-2 Московской обл., ул. Туполева, 18 тел. 556-23-22 www.niiao.ru/

      Институт создан в соответствии с пост. правительства от 31.12.1982г. и пр. МАП № 99 от 24.02.1983г. на базе филиала ЛИИ и СОКБ, головного разработчика систем отображения информации и средств ручного управления пилотируемых КА, а также тренажеров пилотируемых КА. В 1987г. НИИАО – в ведении 10ГУ МАП. Имел наименование «п/я Ю-9539» (1984-87г.).62

      В составе НИИАО: СОКБ КТ (1983-97г.-), Лаборатория № 40 общей эргономики (-1990г.), Отраслевой центр персональных ЭВМ.

      Принимал участие в программе создания ОК «Буран». С 1983г. возглавил разработку комплексов стандартного цифрового пилотажно-навигационного оборудования (КСЦ ПНО).

      15.07.1992г. НИИАО зарегистрирован как ГП. По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. ФГУП вошло в число стратегических оборонных предприятий. В 2005г. входило в состав НПЦ «Технокомплекс». По Указу Президента № 1052 от 10.07.2008г. исключено из перечня стратегических предприятий, преобразовано в ОАО и вошло в состав Корпорации «Ростехнологии». В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      Направления работ (2002-05г.): системные исследования; исследования влияния внешних факторов на оборудование и экипаж; разработка и производство: бортовых интегрированных комплексов РЭО; пилотажно-навигационных приборов, систем управления полетом, вычислительных систем самолетовождения, программного обеспечения, систем отображения информации и средств ручного управления пилотируемых КА, пультов космонавтов, систем предупреждения критических режимов полета, лазерных информационно-измерительных систем, стендов для отработки авионики, систем электроснабжения; тренажеров и учебных классов; малогабаритных комплексов оборудования для СЛА; перспективные системы отображения информации; повышение эффективности работы экипажа; разработка методов контроля и прогнозирования технического состояния оборудования; медоборудование (томогрфы, криосистемы, хирургические тренажеры). В 2005г. велась разработка: систем имитации видимости в СМУ для тренировки летного состава двух типов (нашлемной очкового типа и экранной); универсального комплекта интерфейсных БИС для межкомплексного обмена.

      В составе института (2005г.): комплексный ВЦ; центр испытаний на внешние воздействия; стендовый моделирующий комплекс; служба отработки и поставки на серийные заводы разработанных комплексов.

      Начальник (1983-87г.-)- А.А. Польский, (1980-е)- С.А. Бородин. Директор (1990-2005г.-)- Б.М. Абрамов.101 Гендиректор (2006г.)- В. Чернышов.

      1-й зам. директора (2002г.)- Э.П. Алексеев, (2004г.)- А. Евгенов. Зам. начальника, директора (1987г.)- С.А. Бородин, (2002г.)- В.Н. Сучков, (2004г.)- Э.П. Алексеев.

      Гл. конструктор (2002г.)- Г.А. Погосов.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- В.А. Федосенко.74

      Гл. конструкторы: комплексов бортового оборудования (2002г.)- А.В. Евгенов; космической техники (2002г.)- С.А. Бородин.69

      Работали: В.Н. Сучков.

      Создано: КСЦ ПНО-96 для Ил-96 (1988), КСЦ ПНО-204 для Ту-204 (1988), интегрированный комплекс ИКБО-95 для Ту-204, Ту-214, Ту-334, Бе-200, Ил-96, ЦПНК-114М2 для Ил-114, ПНК АРИА-200 для Бе-200 (совместно с американской AlliedSignal Aerospace); комплекс 3-го поколения ИКБО-2005 (2006), комплексы бортового оборудования для Ка-226АГ, Ка-32АГ (2006); пульты космонавтов для ОК «Буран» (1980-е); система отображения информации и средств ручного управления для КК «Союз-ТМА» (2006).

Специализированное ОКБ космической техники (СОКБ КТ) НИИАО, М-5711 ГУП «СОКБ КТ»

      /140160 г. Жуковский-2 Московской обл. ул. Туполева, 18 тел. 556-23-50/

      Создано в 1983г. на базе СОКБ ЛИИ. Имело наименование «п/я М5711» (1987г.).74 С 1997г. – ГУП «СОКБ КТ».

      Разработка и производство (2002г.): средства отображения информации (СОИ) для КК и станций; системы автоматизированного контроля воздушного охлаждения для ЛА и промышленных объектов; климатические испытания РЭО.

      На 2005г. созданы 42 системы СОИ; для ЦПК им. Ю.А. Гагарина изготовлено 23 тренажера

      Имеет дочернее предприятие (2002г.)- ООО «НПП «Альфа-М».

      Численность персонала (2002г.)- 180 чел.

      Гл. конструктор (-1987-2002г.-)- С.А. Бородин.

      Зам. гл. конструктора (2002г.)- С.Т. Марченко, (2002г.)- Ю.А. Тяпченко, (2002г.)- А.Ф. Еремин; по электронике (2002г.)- Е.И. Бондарев.

      Начальник (1982г.)- С.А. Бородин. Директор (2002г.)- С.А. Бородин.

      Зам. директора (2002г.)- С.Т. Марченко, (2002г.)- Ю.А. Тяпченко.

      Гл. инженер (2002г.)- Ю.Е. Масловский.

      Начальник отделения тренажеров для космонавтов (2002г.)- А.Ф. Еремин.

      Создано: СОИ: СИС-1-3КА, СИС-2-3КА для КК «Восток», «Сатурн» для КА «Зонд», «Сириус-М» для «Союз-Аполлон», «Сириус-17К» для станций «Салют», СОИ для станции «Мир», МКС, КК «Союз-ТМА»; приборные доски и пульты управления, пальчиковые ручки управления движением, космонавигационные карты и планшеты, дисплейные процессоры, устройства сопряжения СОИ с бортовыми вычислительными системами; светосигнализаторы, амортизаторы.69

ООО «НПП «Альфа-М»

      /140160 г. Жуковский-2 Московской обл. ул. Туполева, 18 тел. 556-23-50/

      Создано в 1996г. специалистами СОКБ КТ. Являлось дочерним предприятием СОКБ КТ (2002г.).

      Принимало участие в разработке концепции построения интегрированных систем отображения информации больших систем, создании пультов ручного управления МКС, создании интегрированной СОИ для КК «Союз-ТМА». Создан интегрированный пульт управления для орбитальной станции «Альфа».

      Гендиректор (2002г.)- А.Е. Цветков.

      1-й зам. гендиректора (2002г.)- Ю.А. Тяпченко. Зам. гендиректора (2002г.)- С.Т. Марченко.69

Лаборатория общей эргономики № 40 НИИАО МАП, Ж-1962, Филиал ЦНИИЭК, ГП, ФГУП «Межотраслевой центр эргономических исследований и разработок» («Эргоцентр») ГКОП, МОП, Минпрома, ОАО, АО «НПП «Эргоцентр»

      /170021 г. Тверь ул. Хрустальная, 2, корп. 4 ergocentr.com/

      Тверское отделение НИИАО – Лаборатория № 40. Имела наименование «п/я Ж-1962» (1989г.).74 Лаборатория № 40 (Тверское отделение) в 1990г. преобразована в филиал ЦНИИЭК, далее он выделен в самостоятельное предприятие «Эргоцентр».

      ГП «Эргоцентр» действовало в ведении: ГКОП, МОП, Минпрома. 15.02.1993г. получило статус ФГУП. 25.07.2007г. ФГУП приватизировано и преобразовано в ОАО (далее – в АО) «НПП «Эргоцентр». В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      Исследования в области военной и общей эргономики; психологические исследования. Являлся межотраслевым координационным центром в области военной эргономики, а затем и во всех сферах эргономических разработок и исследований. С 2012г. открыты новые направления работ: системные исследования и проектирование, разработка методов и средств системного анализа; информационные технологии и математическое моделирование, разработка специального ПО автоматизированных систем; эргономика визуализации и разработки компоновочных решений ситуационных центров, центров управления и поддержки принятия решений; аккредитация продукции в части подтверждения соответствия установленным международным и национальным нормативным требованиям охраны труда.

      Начальник (-1989-90г.)- П.Я. Шлаен. Директор (1990-04.1998г.)- П.Я. Шлаен, (05.1998-02.2012г.)- В.М. Львов. Гендиректор (15.02.2012-21г.-)- И.Н. Глушков.

ОАО «Российская авиаприборостроительная корпорация» (РАК)

      РАК создана по пр. Госкорпорации «Ростехнологии» в 03.2009г. на базе НИИАО. В ее состав вошли 35 предприятий- разработчиков и производителей авионики, входящих в состав «Ростехнологий», в т.ч. Концерн «Авионика», Корпорация «Авиакосмическое оборудование», «Авиаприбор-холдинг».

      Гендиректор (2009г.-)- г-л А. Тюлин.

< 1 16 17 18 52 >