Предприятия № 1

1-й Государственный проектный институт (ГПИ-1) НКОП, НКАП, Государственная контора «Авиапроект» НКТП, Государственный институт по проектированию авиационных заводов («Гипроавиа») НКТП, НКОП, Государственный институт по проектированию заводов авиационной промышленности («Гипроавиапром») НКАП, МАП, ГКАТ, Ордена ТКЗ Государственный проектно-конструкторский и НИИ авиационной промышленности («ГипроНИИавиапром») МАП, п/я 3908, Г-4617, АООТ, ОАО, корпорация «ГипроНИИавиапром»

      /г. Москва ул. Володарского, 20 (1932-41г.); ул. Нижняя Масловка (1941г.); ул. Верхняя Масловка, 90 (1945г.-); 125083 (103220, К-220) г. Москва, А-83 ул. Верхняя Масловка, 20 «Помпа»/

      /127083 г. Москва ул. Верхняя Масловка, 20 тел. 612-92-03 www.vmgap.ru/

      Для реконструкции и развития авиационных заводов страны в 03.1932г. из состава Московского отделения «Гипроспецмета» выделена Государственная контора «Авиапроект» в ведении самолетного и моторного сектора ГУАП НКТП (по другой информации, контора образована в феврале на базе проектного института «Промстройпроект»52). По пр. НКТП № 487 от 9.07.1932г. она реорганизована в проектный институт «Гипроавиа». В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан из ГУАП в ведение 1ГУ НКОП, в 01.1939г. – в НКАП. По пр. НКОП № 011с от 28.01.1937г. «Гипроавиа» переименован в 1-й ГПИ. По пр. НКАП № 174 от 6.05.1941г. и от 22.07.1941г. ГПИ-1 переименован в «Гипроавиапром». До 1946г. действовал в ведении УКС НКАП, в марте передан в МАП.

      По пр. ГУАП № 24/150 от 5.05.1934г. и № 29/183 от 28.05.1934г. «в связи с необходимостью форсировать реконструкцию завода № 29» на заводе организован отдел реконструкции Гипроавиа, подчиненный директору завода. В составе института (1935г.): секторы: организации производства; энергетики; строительный; санитарно-технический; моторный; самолётный; горячих цехов /г. Москва Б. Черкасский пер., 2/10/ (в его составе группы: кузнечная, термическая, литейная); транспортный; технических исследований; технико-экономический; плановый; административно-хозяйственный; бухгалтерия.

      По пр. № 25/168 от 17.05.1934г. требовалось в 3-месячный срок составить проект радиаторного завода на базе строящегося корпуса завода № 34. По пр. № 64/402 от 22.12.1934г. институту поручено перепроектирование завода № 124 под самолет ТБ-3 и завода № 130 под двигатель Гном-Рон К-14. Пр. № 28/176 от 3.06.1935г. требовалось к 1.11.1935г. разработать техпроект моторостроительного завода авиакомбината № 124. Пр. № 39/251с от 2.08.1935г. требовалось к 15.12.1935г. закончить техпроект завода № 27. Пр. № 50/284 от 1.09.1935г. институту поручено в течение 4 месяцев разработать проект реконструкции завода № 84. Расп. ГУАП № 409 от 29.12.1935г. институту поручено закончить разработку проектов заводов: № 81 – к 15.03.1936г., № 125, 21, 23 – 1.06.1936г., № 30 – 1.03.1936г., № 84 – 1.04.1936г., № 83 – 15.03.1936г., № 33б – 10.04.1936г., № 19б – 25.05.1936г. По пр. ГУАП № 275 от 8.12.1936г. институту поручено разработать техпроекты заводов № 99 и 116 к 1.03.1937г.

      Пр. № 00116 от 28.05.1937г. институту поручено к 1.07.1937г. закончить проект расширения завода № 1; пр. № 300с от 7.08.1938г. срок окончания проекта перенесен на 15.08.1938г., пр. № 418сс от 4.11.1938г. проектирование прекращено. Пр. № 240 от 21.06.1938г. институт определен генподрядчиком проектирования заводов № 124 и 27; по пр. № 247с от 14/15.07.1938г. требовалось к 10.08.1938г. закончить проектирование гл. корпуса завода № 125; пр. № 276с от 7.08.1938г. в ГПИ-1 от Гипромаша передано проектирование завода «Саркомбайн», на заводе организован филиал института; техпроект требовалось закончить к 1.11.1938г., пр. № 484с от 31.12.1938г. срок окончания проекта перенесен на 1.02.1939г. Пр. № 300с требовалось закончить техпроект завода № 21 к 15.08.1938г. Пр. № 329с от 8/17.08.1938г. институту поручено разработать проект испытательной станции завода № 20 с готовностью ее к монтажу к концу года. Пр. № 384сс от 29.09.1938г. институту поручено проектирование ремонтного завода № 377 со сроком представления техпроекта к 1.03.1939г. Велось проектирование прокатного завода комбината № 150, по пр. № 446с от 27.11.1938г. техпроект должен быть представлен к 25.01.1939г.

      В 1937г. организован Юго-Восточный филиал института в Воронеже.

      В начале 1941г. институт перебазирован в новые помещения на Нижней Масловке. Но после начала войны он в течение 10 дней эвакуирован в Куйбышев, Саратов, Оренбург, Янгиюль, Горький, Казань, Уфу, Ульяновск, Новосибирск, Омск, Каменск-Уральский, Свердловск, Нижний Тагил, Верхний Нейвинск, Сарапул, Рыбинск, Сызрань, Андижан, Ташкент, Пермь, Барнаул, Павлово. В 1942-44г. работники были реэвакуированы в Москву.

      В 05.1945г. институт переехал в новое здание (в котором находился и в 2000-е г.) по ул. В. Масловка, 90.

      Институт имел филиалы: Ленинградский (22.07.1940г.-), Харьковский (27.11.1940г.-), Специальное проектное бюро № 1 (СПБ-1) в г. Куйбышев (6.08.1940г.-, с 1947г. – Куйбышевский филиал), СПБ-2 (18.04.1941г.-), СПБ-6 в Казани (10.1941г.-, с 18.10.1952г. – Казанский филиал), Сибирский (1951г.-), Омский (17.10.1959г.-), Уфимский (18.02.1975г.-), СПБ-11 в Ульяновске (1976г.-), Киевский (1987г.).

      Институт находился в ведении: МАП (1946-53; 1953-57; 1965-91г., в 1972-87г. – его ГУПиКС), МОП (1953г.), ГКАТ (1957-65г.; по пр. № 20сс от 21.01.1958г. передан в ведение его Управления проектирования, капстроительства и оборудования169). По пр. ГКАТ от 14.12.1964г. «Гипроавиапром» реорганизован в «ГипроНИИавиапром». Указом Президиума ВССССР от 17.05.1982г. институт награждён орденом ТКЗ. Имел наименования: п/я 3908 (-1960-66г.), Г-4617 (1966-89г.).138

      Институт имел производственную базу в Химках, в 1967г. она передана в ГС ПКБ. В 1987г. институту был подчинён завод «Стандарт».

      В конце 1957г. в институте образована группа по подготовке проекта стартовой и технической позиции создаваемой системы ПРО. В 1958г. эта группа преобразована в ОКБ наземного оборудования. В 1950-х г. создано оборудование технической позиции противоракеты В-1000 системы ПРО «А». Далее оно выделено в самостоятельное ОКБ ГАП.

      Разработаны проекты: для предприятий авиационной промышленности: сборочный корпус завода № 22 (1930-е), аэродинамическая труба Т-128 ЦАГИ, реконструкция здания КОСОС (1950-е), корпус сборочного цеха для Ту-104 завода № 135 (1955г.), здание ЛИК и производственно-лабораторный корпус № 9 для ОКБ-156, УАПК, корпус № 6 СибНИА (1960-70-е), комплекс корпусов для испытаний «Бурана» в НПО «Молния», комплекс Ц-110 в ЦИАМ, МИС завода № 19, малярный корпус для Куйбышевского авиазавода, корпус № 206 для КАПО (1970-80-е), чугунолитейный корпус ВСМПО, цех точного литья ММЗ «Салют», литейный цех УМПО, сборочный корпус для ЛАПИК (1990-е); корпус № 2 для ВАЗа, большое количество объектов гражданского строительства, в т.ч. Лыжного трамплина на Ленинских горах в Москве, реконструкции Пермского театра оперы и балета.

      С 1991г. Ордена ТКЗ ГипроНИИавиапром – в ведении Минпрома. В соответствии с Указом президента РФ от 1.07.1992г. предприятие 30.03.1993г. акционировано и преобразовано в АООТ, с 28.05.1996г. – ОАО «ГипроНИИавиапром». В 2001г. – корпорация «ГипроНИИавиапром». По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. Указом Президента № 1052 от 10.07.2008г. ОАО исключено из перечня стратегических предприятий и включено в состав Корпорации «Ростехнологии».

      Работы (2004г.): НИР, разработка проектов реконструкции предприятий, проекты газотурбинных электростанций, газоперекачивающих станций, глушителей шума.

      Численность персонала: ИТР (10.1946г.)- около 1000 чел., (1972г.)- 4426 чел. (в т.ч. 271 чел. упр.).

      Начальник (02.1934г.)- В.И. Мухин, (-12.1934-37г.)- Н.П. Теплов, (-04.1936-06.1937-; -12.1937-23.05.1938г.)- В.Н. Крицман; и.о. (11.1937; 23.05-07.1938г.-)- С.В. Аврутин; (29.07-12.1938-; 1940г.)- Г.И. Байдаков, (1939г.-)- И.И. Штейнберг, (1940г.)- Г.В. Вазирян. Директор (1955-72г.)- М.М. Тимохин, (1972-93г.)- И.И. Шандура. Гендиректор (1990-е)- Николаев, (-1998-2005г.-)- В.М. Логинов, (-07.2006-09г.-)- С.Ю. Давыдкин.

      1-й зам. гендиректора (2002г.)- А.Н. Панюков. Зам. начальника (директора) (01.1935г.)- В.В. Алле,(1935г.)- Б.П. Меерович, (06.1937г.)- С.В. Аврутин. Зам. гендиректора (-2002-14.12.2005г.)- С.Ю. Давыдкин. Помощник начальника (07.1934г.)- М.О. Рулев.

      Директор: технический (-02.1934-35г.-)- В.В. Алле, (2002г.)- А.Н. Панюков; по экономике и финансам (2002г.)- С.Ю. Давыдкин; по поставке оборудования (2002г.)- С.Ф. Русанов.69

      Гл. инженер (06.1937г.)- С.В. Аврутин.

      Гл. конструктор- В.В. Снежницкий, (2004г.)- И.А. Нечай. Гл. технолог (1979г.)- Н.А. Шапиро.

      Зам. гл. конструктора- И.А. Нечай.

      Гл. инженеры проектов: (1938г.)- И.Н. Кенебас (завод № 124), (06.1938г.)- Рубштейн (завод № 19), (7.08.1938г.-)- Д.Г. Зальцман («Саркомбайн»), (29.09.1938г.-)- М.М. Фадеев (№ 377), (07.1939г.)- Бренгауз (№ 600), (1950-е)- Н.А. Шапиро (техническая позиция В-1000), (2000-е)- В.А. Звягинцев, П. Дунаев.

      Начальники отделов: реконструкции завода № 29 (05.1934г.-)- О.Д. Дунаевский; моторного (-06.1935г.)- О.Д. Дунаевский; генпланов (09.1938г.)- Демидов; технологического (-09.1938г.)- М.П. Зюзин; секретного (1987г.)- А.И. Грязнова; (05.1937г.)- Н.С. Берхен.

      Начальники секторов: организации производства (1935г.)- Е.Е. Гербер; энергетики (1935г.)- Ф.Ф. Цесарцев; строительного (1935г.)- И.И. Калашников, (06.1938г.)- Бибер; санитарно-технического (1935г.)- С.Д. Кронгауз; моторного (05.1934г.)- О.Д. Дунаевский, (1935г.)- И.П. Зюзин; самолётного (1935г.)- С.Н. Берхен; горячих цехов (1935г.)- В.П. Заикин; транспортного (1935г.)- И.Ф. Караваев; технических исследований (1935г.)- И.Е. Якобс; технико-экономического (08.1935г.)- Г.Г. Бугаев; планового (-07.1934-35г.-)- Д.П. Шокин. Гл. инженер самолетного сектора (05.1932г.)- В.В. Алле.

      Начальники групп: водоснабжения (09.1938г.)- Барабанов; (1935г.-)- Е.А. Иванов.

      Архитекторы: (05.1932г.)- Свайкин, (09.1938г.)- Курочкин (№ 377).

Государственный институт по проектированию специальных металлических производств («Гипроспецмет») ВСНХ, НКТП

      /г. Ленинград ул. Чайковского, 28-30/

      «Гипроспецмет» создан 27.01.1930г., действовал в ведении Оружобъединения ВСНХ,88 03.1931г.– в непосредственном ведении ВСНХ.64 С 1932г. – в ведении ГВМУ НКТП, был в 1936г.

      В 1931г. разрабатывал проект «большой реконструкции» завода № 1. В 03.1932г. институту было поручено разработать проект производства на заводе им. Ворошилова (№ 174) двигателей М-5 годовой мощностью 3 тыс. шт., но затем было отменено.160

Московское отделение «Гипроспецмета» («Мосгипроспецмет»)

      В 1932г. разрабатывал проект челябинского завода № 78.160 В 03.1932г. из состава отделения выделена самостоятельная Государственная контора «Авиапроект».

Юго-Восточный филиал ГПИ-1

      /г. Воронеж, 14 Левый пер.; ст. Придача/

      Воронежская бригада института организована в 1937г. на заводе № 18, в том же году она преобразована в Юго-Восточный филиал института. В 1941г. после начала войны эвакуирован в Куйбышев.

Ленинградский филиал ГПИ-1, Г-4941, ОАО «Петербургский Гипроавиапром»

      /194044 (194175) г. Ленинград ул. Смолячкова, 19 «Помпа»/

      /194044 г. СПБ ул. Смолячкова, 19 тел. 542-90-01/

      Ленинградский филиал ГПИ-1 создан 22.07.1940г.

      По пр. № 20сс от 21.01.1958г. филиал передан из ГКАТ в ведение ЛенСНХ. Имел наименование «п/я Г-4941» (1987г.).74

      В 1993г. филиал преобразован в самостоятельный «Петербургский Гипроавиапром».

      Работы (2002г.): комплексное проектирование объектов промышленности и жилья. Являлся ген. проектировщиком предприятий авиационной промышленности Санкт-Петербурга. К 2011г. не действовал.52

      Численность персонала (2002г.)- 75 чел.

      Директор (1987г.)- Е.М. Зорин. Гендиректор (1996-2002г.-)- А.Г. Румановский.

      Зам. гендиректора по экономике (2002г.)- А.М. Островский.

      Гл. инженер (2002г.)- С.М. Павлович.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- В.З. Нечаев.

Создано: проекты предприятий: «Рыбинские моторы», «Красный Октябрь», СмАЗ, Рижский завод промышленных роботов, Завод им. В.Я. Климова.69

Харьковский филиал ГПИ-1, В-8646, ГП «Южный государственный проектно-конструкторский институт авиационной промышленности («ЮжгипроНИИавиапром»)

      /Украинская ССР 310023 (310022) г. Харьков, 23 ул. Сумская, 130 «Помпа»/

      /Украина 61023 г. Харьков ул. Сумская, 130А тел. (38057) 704-10-51/

      Харьковский филиал ГПИ-1 создан 27.11.1940г.

      По пр. № 20сс от 21.01.1958г. филиал передан из ГКАТ в ведение Харьковского СНХ. Имел наименование «п/я В-8646» (1987г.).74

      Далее – самостоятельный «ЮжгипроНИИавиапром», головной институт Украины по комплексному проектированию предприятий авиационного и ВПК.

      Работы (2002г.): разработка проектно-конструкторской документации на строительство, реконструкцию предприятий авиационного и ВПК, аэродромных комплексов, АСУВД.

      Производственные площади (2002г.)- 6000 м2.

      Численность персонала (2002г.)- более 200 чел.

      Директор (-1987-2002г.-)- В.П. Силич.

      Зам. директора (2002г.)- И.Н. Матлахов.

      Гл. инженер (2002г.)- О.Г. Зарница.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- А.Ю. Кабасов.

Создано: проекты предприятий: «Мотор-Сич», АНТК им. Антонова, ВАСО, Белокалитвенский меткомбинат, Тбилавиастрой, ТАВИА, Роствертол; аэродромные центры УВД в Донецке, Одессе, Харькове; радионавигационные системы обслуживания воздушного движения в Бахмаче, Виннице, Донецке, Днепропетровске, Кривом Рогу, Керчи, Львове, Мариуполе, Харькове.69

Специальное проектное бюро № 1 (СПБ-1) ГПИ-1, Куйбышевский филиал «ГипроНИИавиапрома», М-5304, Самарский государственный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности («Самарский «ГипроНИИавиапром»)

      /443058 (443083) г. Куйбышев, 58 ул. Физкультурная, 90 «Помпа»/

      /443083 г. Самара ул. Физкультурная, 90 тел. (8462) 95-21-65/

      В соответствии с пост. правительства от 6.08.1940г. в Москве организовано СПБ-1 ГПИ-1. Расп. НКАП от 3.07.1941г. СПБ-1 переведено в Куйбышев. Сюда же эвакуирован из Воронежа Юго-Восточный филиал института.

      В 03.1947г. преобразовано в Куйбышевский филиал «Гипроавиапрома», ликвидирован в 1959г. (вместе с Тольяттинским филиалом «Гипростройдормаша» и Сызранским отделением института «Гипростанок» вошел в состав созданного института «Промстройпроект»). По пр. № 173с от 8.06.1967г. Куйбышевскому филиалу присвоено наименование «п/я М-5304» (и на 1987г.).74

      Проектирование и реконструкция куйбышевских авиационных заводов.137 Разработаны проекты: объектов на Байконуре, в Плесецке; реконструкции заводов «Авиакор», СНТК «Двигатели НК», «Авиастар»; объектов гражданского и жилищного строительства в Самаре.

      В 1991г. филиал преобразован в самостоятельный «Самарский ГипроНИИавиапром» в ведении Минпрома.

      Проектирование и конструирование технологического, ипытательного и др. оборудования для строительства авиазаводов. Работы (2002г.): комплексное проектирование и изыскательские работы литейных, кузнечных, малярных, гальванических, механосборочных цехов. К 2011г. не действовал.52

      Численность персонала (2002г.)- 164 чел.

      Начальник (1941-43г.)- П.Г. Щедровский, (1943-47г.)- М.А. Чикин. Директор (1947-51г.)- Б.П. Маковский, (1951-59г.)- Г.К. Звегинцев,138(-1987-2000-е)- А.П. Кончев.69 Гендиректор (2002г.)- А.А. Карасельников, (2007г.)- Ю.Б. Додонов.

      Гл. технолог- Б.Н. Уваров.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- Е.М. Сухоруков.74

      Гл. конструкторы: В.А. Веденеев, В.Л. Сагай, Ю.А. Селиванов.

      Архитекторы: Н.С. Мартынов, Н.Н. Петров.

СПБ-2 «Гипроавиапрома»

      /г. Москва/

      СПБ-2 создано 18.04.1941г. на базе СПБ треста № 18.138

Специальная проектная бригада № 6 (СПБ-6) «Гипроавиапрома», Казанский филиал «Гипроавиапрома» ГКАТ, МАП, Казанский филиал «ГипроНИИавиапром», Г-4771, Казанский проектно-конструкторский и НИИ авиационной промышленности («ГипроНИИавиапром»), АОЗТ, ЗАО «Казанский «ГипроНИИавиапром»

      /Татарская АССР г. Казань ул. Максимова (1949г.); ул. Восстания; 420039 (420057) г. Казань, 39 ул. Дементьева, 1 (1971г.-) «Помпа»/

      /Татарстан 420127 г. Казань ул. Дементьева, 1 тел. (843) 571-95-48 www.gap-rt.ru/

      В октябре 1941г. в Казани на территории завода № 22 на базе Казанского филиала ГСПИ-10 создана СПБ-6 «Гипроавиапрома» для разработки проектов расширения и реконструкции казанских авиазаводов.

      СПБ-6 размещалась на ул. Максимова, затем филиал располагался в здании на углу улиц Восстания и Красного Знамени (Тунакова). В 1971г. филиал переехал в спроектированное им 4-этажное здание на ул. Дементьева площадью 3800 м2. В 1987-89г. к зданию сделана пристройка площадью 1100 м2, в 2005г. сделана вторая пристройка, в 2007г. надстроен пятый этаж основного корпуса. С 1971 по 2011г. производственные площади института увеличены в 2,5 раза.

      В 1947г. СПБ-6 состояла из строительной и сантехнической групп. В 1953г. на их базе образованы отделы: строительный № 2 и сантехнический № 4. В 1955г. организована группа технологического проектирования. В 1960г. образован сметный отдел № 12 и технический, в 1961г. – технологический № 7, генплана и изысканий № 11 и теплоэнергетический № 19, а также служба гл. инженеров проекта (ГИП). В 1963г. организовано бюро оформления (в 1980г. преобразовано в отдел № 10). В 1966г. образованы отделы: электротехнический № 3, по разработке нестандартизованного оборудования № 8 (НСО, на базе отдела № 7). В 1970г. организованы сектор подготовки производства и планово-производственный отдел (ППО). В 1974г. организована группа механизации инженерных расчетов (МИР), приобретена ЭВМ «Наири-К»; в 1985г. группа реорганизована в отдел № 28, приобретены ЭВМ ЕС-1033; в 2005г. на базе отдела образован Центр информационно-технического обслуживания вычислительной и множительной техники (ЦИТО ВМТ). В 1987г. организовано патентное бюро.

      В соответствии с ПСМ № 4490-1786 от 18.10.1952г. бригада преобразована в Казанский филиал «Гипроавиапрома» МАП. В соответствии с ПСМ № 38-19 от 9.01.1958г. по пр. № 20сс от 21.01.1958г. филиал передан из ГКАТ в ведение Татарского СНХ, по пр. ГКАТ № 372 от 15.10.1963г. передан в его ведение. По пр. ГипроНИИавиапрома № 8 от 14.09.1966г. с 1.01.1967г. предприятие получило наименование «Казанский филиал «Гипронииавиапром». Имел наименование «п/я Г-4771».

      С 1978г. начато проектирование корпуса 206 КАПО. Выполнены также проекты: корпусов гальванических цехов и стального точного литья для Казанского МПО, промплощадки КВЗ, филиала КМПО в Зеленодольске, Зеленодольского машиностроительного завода.

      По пр. МАП № 852 от 11.10.1991г. филиал преобразован в самостоятельный Казанский ГипроНИИавиапром. Пост. Госкомимущества Татарстана № 171 от 30.11.1993г. предприятие преобразовано в АОЗТ, с 1.09.1997г. – в ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром».

      Разработаны проекты: реконструкции: КАПО под производство Ту-160 и Ту-214 (2000-05г.), Саратовского авиационного завода под производство Як-38, Казанского вертолетного завода (корпус № 40), заготовительных, механических и сборочных производств Ульяновского авиазавода и ВАСО, гальванического производства КнААПО, ЛИИ им. Громова, летно-испытательной базы ОКБ Сухого, научно-производственной базы ОАО «Климов», производственной базы УМПО, ФГУП «Звезда» (г. Осташково), Обнинского НПП «Технология», Дубненского МКБ «Радуга», Кумертаусского АПП, НПП «Мотор» (г. Уфа), УПКБ «Деталь», производства и испытательной базы ГМКБ «Вымпел», УППО (г. Уфа), РПЗ (г. Раменское), «Утес» (г. Ульяновск), «Электроприбор» (г. Тамбов), «Техприбор» (г. СПБ), «Радиоприбор» (г. Казань), «Радиоприбор» (г. Альметьевск), ГРПЗ (г. Рязань), «Авитек», аэропортов Казани (топливо-заправочный комплекс, бизнес-терминал) и «Бегишево» (г. Набережные Челны), аэродромов «Борисоглебское» (КАПО), «Придача» (ВАСО), ОАО «Вакууммаш», Бугульминского механического завода, Волочиского машиностроительного завода, Запорожского машиностроительного завода, Азовского ОМЗ, завода «Красный гидропресс», ВНИИСВ (г. Тверь), Бугульминского опытного завода нефтеавтоматики; нового строительства: новых цехов Казанского моторостроительного ПО, производства гироскопов на ТЕМП-АВИА, новых объектов в ДКБА, на ОНПП «Технология», завода инженерного оборудования, автомобильного производства ООО «Северстальавто-Елабуга», Инновационно-производственного технопарка «Идея», Завода поликарбонатного стекла (2007г.); множества объектов жилищного и гражданского строительства в Казани.

      В конце 1990-х г. сформирована служба гл. архитектора. В 2005г. образован финансово-экономический отдел (ФЭО), в 05.2007г. – Центр информационных технологий (ЦИТ), 2.08.2010г. – отдел внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в 11.2010г. – Центр управления проектированием (ЦУП). На базе Казанского ГипроНИИавиапрома создан институт «Транспроект». В составе института (2011г.): отделы: хозяйственный № 34, транспортный № 35; Центры: промышленного проектирования (ЦПП), ЦУП, строительный (в его составе архитектурно-строительные отделы № 2 и 21, группа главных специалистов), ЦИТО ВМТ, ЦИТ; научно-исследовательская и технологическая лаборатория; бригады гл. инженеров проекта (БГИП) № 1 (образована в 2008г. в составе ЦПП, в 2010г. выведена из его состава), № 2, № 3, № 4, П.В. Жидкова (организована в 02.2009г.).

      Работы (2002г.): комплексное проектирование, НИОКР по объектам промышленности и транспорта. (2008г.): проект реконструкции ОАО «Ижсталь». (2010г.): реконструкция корпуса 83 КАПО, проекты гальванических и окрасочных производств КнААПО, РСК «МиГ», ОКБМ Африкантова, энергетические объекты ЦАГИ.

      Численность персонала (1949г.)- около 25 чел., (1955г.)- 54 чел., (1965г.)- 225 чел., (1969г.)- 150 чел, (1990г.)- 385 чел., (2002г.)- 250 чел., (2005г.)- более 300 чел.

      Начальник (10.1941-47г.)- М.И. Пазинич, (1947-63г.)- Н.Н. Дегтев, (1964-77г.)- П.Н. Горин, (1977-87г.)- Н.Г. Абдуллин, (02.1988-92г.)- Б.И. Тихомиров. Директор (01.1992-94г.)- Б.И. Тихомиров. Гендиректор (03.1994-2011г.-)- Б.И. Тихомиров.

      Зам. гендиректора: по науке (11.2003-11г.-)- А.Н. Коршунов; по коммерческим вопросам (2011г.)- И.М. Дюгуров; по административно-хозяйственным вопросам и строительству (07.1995-2011г.-)- С.Н. Сотников; (05.1998-2011г.-)- Э.В. Копсов, (2002г.)- К.Х. Шайхеев, (09.2009-11г.-)- Г.И. Голубев.

      Директор: технический (05.1998-2011г.-)- С.Н. Лалетин; по экономике (-2011г.)- К.Х. Шайхеев, (06.2011г.-)- В.Ю. Крылов; по финансам (09.2011г.-)- Е.Ю. Павлова; по развитию (09.2009-11г.-)- Г.И. Голубев.

      Зам. технического директора (2011г.)- И.И. Шапаев.

      Гл. инженер (1961-66г.)- В.Г. Семенюк, (1966-98г.)- Ю.Я. Мочалов, (04.2007-11г.-)- С.Н. Лалетин.

      Зам. гл. инженера (2011г.)- И.И. Шапаев.

      Гл. конструктор (07.1974-2011г.-)- Э.В. Копсов. И.о. гл. технолога (01.1996-05.1998г.)- С.Н. Лалетин. Гл. технолог (05.1998-2007г.)- С.Н. Лалетин. Гл. архитектор (1980-е)- А.Ш. Кереселидзе, (05.1988-2011г.-)- Д.Ш. Дубоссарский.

      Зам. гл. конструктора (1980-е)- О.А. Кузнецов.

      Начальники отделов: № 2 (1953г.-)- О.В. Грязев, строительного- М.А. Кафиатуллин, (2005г.)- В.А. Кузовенин; № 2 (2011г.)- А.М. Луценко; № 3 (1966г.-)- З.В. Клименко, Г.И. Колесников; № 4 (1953г.-)- В.И. Ларюков; № 7 (-1974-75г.-)- Н.И. Матвеев, технологического (2011г.)- С.Н. Сотников; № 8 (1966г.-)- Н.Г. Абдуллин; № 11 (1961г.-)- М.Л. Магит; № 12 (1960г.-)- С.А. Семелькин; № 19 (1961г.-)- Б.И. Никонов; № 21 (2011г.)- Л.Г. Фролова; технического (1960г.-)- Г.А. Зубрилов; ППО (1970г.-)- М.И. Рочева, (1970-е)- Г.А. Зубрилов, (1990-е)- В.Н. Виноградов, (2011г.)- Б.С. Морозова; проектирования объектов стройиндустрии (2005г.)- А.А. Назмутдинов; секретного (1987г.)- Н.И. Голубина; ФЭО (2005-11г.-)- В.Ю. Крылов; ВЭД (08.2010г.-)- И.М. Дюгуров; (05.1998-2007г.)- Г.И. Голубев, (2002г.)- Е.Н. Игнатенко, (09.1988-96г.-)- С.Н. Лалетин, (1970-е)- А.В. Савин.69

      Зам. начальника отдела: ВЭД (08.2010г.-)- В.А. Харламов; (1980-е)- М.К. Борисов, (07.1986-88г.)- С.Н. Лалетин, (11.1982-84г.)- С.Н. Сотников.

      ГИП: (1961г.-)- О.А. Грязев, (1961г.-)- А.Л. Нафиков, (1961г.-)- Н.П. Фадеичев (корпус 101 КМПО), (04.1969-97г.)- В.П. Скляров (корпус 206 КАПО), Г.И. Матяж (корпуса 14 и 14а САЗ), Г.К. Пашинин (корпус 4 КВЗ), (04.1984-95г.)- С.Н. Сотников, (2011г.)- Э.А. Ахунзянов, (2011г.)- Г.Т. Гайсина, (2011г.)- Н.В. Галанцев, (2011г.)- П.В. Жидков, (2011г.)- И.Н. Зарипов, (2011г.)- Т.Н. Киндинова, (2011г.)- Е.В. Крамин, (2011г.)- С.И. Пичугин, (2011г.)- (2011г.)- А.П. Сабанов, (2011г.)- В.А. Сабанова, (2011г.)- Е.А. Сизов, (2011г.)- Р.М. Хасаншин, (2011г.)- И.И. Шапаев.

      Директора Центров: промышленного проектирования (04.2007-09г.)- Г.И. Голубев, (09.2009-11г.-)- С.Н. Сотников; ЦУП (2011г.)- А.Е. Энский; строительного (2011г.)- В.А. Кузовенин; ЦИТО ВМТ (2011г.)- Р.Х. Исмаилов; ЦИТ (2011г.)- С.А. Калистратов. Начальник службы экономической безопасности (-2010-11г.-)- В.А. Харламов.

      Зам. начальника ЦУП (2011г.)- А.А. Субботин. Гл. инженер строительного центра (2011г.)- А.В. Индейкин.

      Гл. конструкторы: отдела (09.1966-74г.)- Э.В. Копсов.

      Начальники секторов: подготовки производства (1970г.-)- В.Н. Виноградов; (1974г.)- А.П. Сабанов.

      Начальники групп: строительной (1944-47г.-)- О.А. Грязев; технологического проектирования (1955г.-)- П.Т. Варнашев; сметно-договорной ФЭО (07.2003-11г.-)- Н.Б. Липатова; гл. специалистов строительного центра (2011г.)- А.В. Индейкин; (02.1983-98г.)- Г.И. Голубев, (1970-е)- Ю.М. Жидкова, (1970-е)- Г.Г. Зайцев, (1959г.)- М.А. Кафиатуллин, (1976г.)- В.А. Лукин, (03.1975-79г.)- Б.И. Тихомиров, (1980-е)- В.П. Уханов, (2000-е)- А.Е. Халиуллина, (1970-е)- И.С. Янгазина. Архитекторы: (1990-е)- Р.Р. Ахметзянов, (2000-е)- Е.Е. Бахтин, А.Х. Белостоцкая, Л.В. Березина, (2000-е)- Б.И. Блинов, (2000-е)- Г.В. Боброва, С.Ю. Быстрицкий, (2000-е)- Р.Н. Валиев, (2000-е)- Д.Р. Вафина, (2000-е)- Р.Ш. Галлямов, (2000-е)- Т.С. Ганина, (2000-е)- О.Н. Григорьева, (2000-е)- Г.Ф. Детинкина, (1990-е)- Д.Ш. Дубоссарский, (2000-е)- Р.М. Ибрагимов, А.Ш. Кереселидзе, Л.Я. Козырева, С.В. Кузнецов, Ю.Г. Мавлюдов, (2000-е)- К.И. Мусина, 1960-е)- Г.М. Пичуев, (1950-е)- Н.А. Победимский, (2000-е)- С.В. Спатлова, (2000-е)- И.Г. Тазетдинова, (1990-е)- Г.Ф. Уткузова, (2000-е)- Ф.Р. Хисамутдинов, Р.М. Шамсутдинов, (2000-е)- Р.А. Шафигуллин, (2000-е)- И.М. Шигапова, (1990-е)- Р.К. Юлдашбаев, (2000-е)- Л.П. Юлдашбаева, (2000-е)- А.А. Юсупова, И.В. Юферова.52

Омский филиал «Гипроавиапрома», В-8447, ОАО «Омский проектно-конструкторский институт авиационной промышленности» («Омскавиапроект»)

      /664021 (664010) г. Омск, 21 ул. Богдана Хмельницкого, 283 «Помпа»/

      /644021 г. Омск ул. Маяковского, 74 тел. (3812) 36-11-80/

      Омский филиал «Гипроавиапрома» организован 17.10.1959г. Имел наименование «п/я В-8447» (1987г.).74

      В 1991г. филиал преобразован в самостоятельный «Омскавиапроект». ОАО было в 2004г. В 2006г. планировалось перепрофилирование «Омскавиапроекта» в институт по комплексному проектированию объектов обустройства месторождений нефти и газа и переименование в ОАО «Омскнефтегазпроект», но это не было осуществлено. К 2011г. не действовал.52

      В составе института (2008г.): 9 основных производственных отделов.

      Численность персонала (2006г.)- более 70 чел.

      Директор (-1987-2002г.-)- Ю.К. Обвинцев.69 Гендиректор (2008г.)- Н.А. Василенко.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- А.А. Куклин.

Уфимский филиал «ГипроНИИавиапроекта», В-8472, ОАО «Уфимский проектно-конструкторский институт авиационной промышленности «Уфаавиапроект»

      /Башкирская ССР 450040 (450030) г. Уфа, 40 ул. Ульяновых, 18 ст. Черниковка Куйбышевской ж/д «Мотор»/

      /Башкортостан 450112 г. Уфа ул. Победы, 11А тел. (347) 242-02-34/

      Уфимский филиал «ГипроНИИавиапроекта» организован 18.02.1975г., по пр. № 260с от 7.07.1975г. получил наименование «п/я В-8472».

      В 1993г. филиал преобразован в самостоятельный «Уфаавиапроект». По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. ОАО вошло в число стратегических оборонных предприятий. Указом Президента № 1052 от 10.07.2008г. ОАО исключено из перечня стратегических предприятий и включено в состав Корпорации «Ростехнологии». К 2011г. не действовало.52

      Директор (1987г.)- А.А. Дерновой. Гендиректор (2009г.)- Н.Х. Шангареева.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- С.Г. Гаврилов.74

Сибирский филиал «Гипроавиапрома», В-8094, ОАО «Сибирский проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности» («СибпроектНИИавиапром»)

      /630015 (630091) г. Новосибирск, 15 1-я Школьная ул., 29 «Помпа»/

      /630015 г. Новосибирск ул. Королева, 29 тел. (383) 279-06-50 www.sibgap.ru/

      В 1941г. в Новосибирск направлена бригада проектировщиков «Гипроавиапрома» для ускорения ввода в строй эвакуированных заводов НКАП.

      В 1951г. бригада преобразована в Сибирский филиал «Гипроавиапрома». По пр. № 20сс от 21.01.1958г. филиал передан из ГКАТ в ведение Новосибирского СНХ. Имел наименование «п/я В-8094» (1987г.).74

      Филиал получил статус генерального проектировщика авиационных заводов Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. Кроме того, институту поручено проектирование оснащения аэродромов радиотехническим, светосигнальным и метеооборудованием.

      Разработаны проекты: корпуса № 2-6 СибНИА, самолеторемонтного корпуса ТАПОиЧ, Тюменского моторного завода, завода ТАПОиЧ в Фергане (1989г.), МИК для ОК «Буран» (254-я площадка Байконура), реконструкции ИАЗ. В 1990-е г. разработаны проекты обустройства нефтяных месторождений Тюменской обл., складов нефтепродуктов, АЗС, объектов жилищного строительства.

      27.05.1994г. акционирован и преобразован в ОАО, в 2000г. переименован в «СибпроектНИИавиапром». По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. Указом Президента № 1052 от 10.07.2008г. ОАО исключено из перечня стратегических предприятий и включено в состав Корпорации «Ростехнологии».

      Работы (2002г.): комплексные проектно-изыскательские и конструкторские работы для заводов авиационной промышленности. (2008г.): проекты реконструкции: КнААПО, НАПО им. Чкалова, корпуса № 6 СибНИА, ОП ЦКБ «Геофизика» (г. Красноярск); комплекс испытаний крупногабаритных конструкций для ЦАГИ.

      Структура института (2009г.): бюро: гл. инженеров проектов; гл. специалистов; отделы: архитектурно-строительный; электротехнический; отопления и вентиляции; технологический; нестандартизированного оборудования и транспорта; теплотехнический и промразводок; водопровода и водоотведения; инженерных изысканий; вычислительной техники и автоматизации проектирования; технический; сметный; оформления и экспедиции; плановый; эксплуатационно-хозяйственный; режима и кадров; служба качества; бухгалтерия. Имелись: производственный корпус, корпус по ремонту буровой техники.

      Площадь: производственная (2009г.)- 9020 м2.

      Численность персонала (2002г.)- 170 чел.

      Директор (1987г.)- Ю.А. Добрынин. Гендиректор (-2002-09г.-)- Р.Т. Армяков.

      Директор: технический (2002г.)- В.А. Серпионов; финансовый (2002г.)- В.А. Жилкин.69

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- Н.И. Вавильченко.

      Гл. инженеры проектов: П.В. Кожухов (СибНИА).

Специальное проектное бюро № 11 (СПБ-11) «ГипроНИИавиапрома», ГП, ОАО «Ульяновский государственный проектно-конструкторский институт авиационной промышленности» («Ульяновский «Гипроавиапром»)

      /432010 г. Ульяновск ул. Врача Михайлова, 34 тел. (8422) 25-33-50/

      СПБ-11 «ГипроНИИавиапрома» создано в 1976г. для сопровождения строительства УАПК.

      В 1993г. преобразовано в самостоятельный Ульяновский «ГипроНИИавиапром», далее – ОАО «Ульяновский Гипроавиапром». Указом Президента № 1052 от 10.07.2008г. ОАО включено в состав Корпорации «Ростехнологии». К 2011г. ОАО «Ульяновский Гипроавиапром» не действовало.52

      Работы (2002г.): проектирование объектов жилищного и гражданского строительства.

      Численность персонала (1976г.)- более 150 чел.

      Директор (2002г.)- И.Я. Егоров,69 (2010г.)- К.М. Сосин.

Киевский филиал «ГипроНИИавиапрома», Ю-9843

      /252080 г. Киев-80 ул. Фрунзе, 17/2 «Помпа»/

      Киевский филиал был в 1990г. Имел наименование «п/я Ю-9843».74

ОКБ наземного оборудования «Гипроавиапрома», ОКБ ГАП МАП, ГС проектно-конструкторское бюро (ГС ПКБ) МАП, ГС завод «Горизонт МАП, Г-4802, Московское ОКБ (МОКБ) «Горизонт» МОМ, АООТ, ОАО «Горизонт»

      /125083 г. Москва, А-83 Петровско-Разумовский пр-д, 28 «Диск»/

      /103287 (127287) г. Москва Петровско-Разумовский пр-д, 28 тел. 214-60-40/

      Производство: /г. Химки Московской обл. ул. Репина, 6/

      В конце 1957г. в составе «Гипроавиапрома» из специалистов технологического отдела и отдела подъемно-транспортного оборудования организована группапо подготовке проекта стартовой и технической позиций системы ПРО «А». В связи с большим объемом работ в 1958г. группа преобразована в ОКБ наземного оборудования. Далее выделено в самостоятельное ОКБ ГАП. По пр. МАП № 338 от 30.07.1966г. ОКБ ГАП преобразовано в ГС ПКБ (этот день считается днем рождения предприятия), в 08.1967г. – в ведении 2ГУ МАП. По пр. № 131 от 15.05.1969г. ГС ПКБ преобразовано в ГС завод «Горизонт». Имел наименование «п/я Г-4802». По пр. № 424с от 27.12.1967г. передано в ведение созданного 9-го управления 2ГУ. В 1972г. КБ, а в 1975-87г. завод – в ведении 2ГУ МАП. По пр. № 389А от 28.11.1989г. ГСЗ преобразован в МОКБ «Горизонт» МАП.74 Возможно, в 1980-е г. передавался в ведение 11ГУ МОМ.

      Сюда переведены специалисты из НИАТ, МКБ «Факел», с заводов «Универсал», «Дзержинец». В составе ГС ПКБ организованы два проектно-технологических бюро: КБ-1 по разработке стартовых позиций; КБ-2 по разработке технических позиций.

      По пр. № 262с от 14.08.1967г. «в целях своевременного обеспечения монтажно-наладочных работ на спецобъектах системы А-35 и выполнения экспериментальных и опытных работ по тематике ГСПКБ» на базе производственных мастерских Гипроавиапрома в г. Химки в составе ГСПКБ «Горизонт» организовано хозрасчетное «Головное производственно-техническое предприятие».

      По пр. № 355сс от 21.10.1967г. КБ назначено соразработчиком КР Х-28М по подвижной технической позиции ракеты. В соответствии с пост. правительства от 20.05.1968г. ГСПКБ назначено головным разработчиком стартовых и технических позиций системы ПРО А-35.

      Принимало участие в создании наземных технических комплексов для РКТ (1960-е), в т.ч. для «Даль», «Алдан», «Азов», «Аргунь», «Амур». Создана техническая позиция «Саксаул», в/ч 02014 /г. Боровск Калужской обл./ системы А-35. Реконструкция объектов Балхашского полигона. Совместно с НИАИ разработаны основы крупномасштабного моделирования старта противоракет. Разработка УВ «Автомат-Ф», АПП-50. В 1970-е-80-е г. разработан комплекс наземного оборудования, в т.ч. система обеспечения температурно-влажностного режима, для ШПУ А-925. Принимало участие в программе создания ОК «Буран».

      В 1992г. бюро передано в ведение Департамента авиационной промышленности Минпрома РФ. 21.10.1993г. МОКБ акционировано и преобразовано в АООТ, затем – ОАО. По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. вошло в перечень стратегических предприятий. В 2005-06г. ОКБ «Горизонт» входило в состав ММПП «Салют» в качестве филиала. В соответствии с указом Президента № 591 от 9.05.2004г. вошло в состав Корпорации ТРВ.

      В 2000-е г. – головное по комплексам наземного оборудования, стартовым и техническим позициям системы ПРО А-135. Работы (2004г.): наземное оборудование для ПРО А-135; разработка и производство комплексов БПЛА, средств защиты ЛА в полете, комплексов наземного обслуживания КА, систем пожаротушения ЛА.

      Численность персонала (1972г.)- 1800 чел.164

      Руководитель группы (1957г.-)- Н.И. Пахомов. Начальник (1950-е)- И.Г. Федичев, (1960-е)- Н.А. Шапиро, (08.1967г.)- Ильичёв. Директор (1987г.)- И.А. Ерамов, (1990г.)- Б.М. Тарасов. Ответственный руководитель (1987-93г.)- Б.Н. Глазырин. Гендиректор (1993-2002г.-)- В.И. Спиридонов, (2004г.)- Ю.В. Соломатин.

      Зам. начальника (1950-е)- Е.В. Рулькевич. Зам. Гендиректора (1997-2002г.-)- Ю.В. Соломатин, (2002г.)- Ю.К. Чистяков.69

      Гл. конструктор (1966-87г.)- В.В. Ильичев, (1987-93г.)- Б.Н. Глазырин. Ген. конструктор (2004г.)- Ю.В. Соломатин.

      Зам. гл. конструктора: по стартовым позициям (1969-81г.)- В.В. Манцевич, (1981г.-)- А.А. Мудренов; по техническим позициям (1969г.-)- И.А. Дьяченко, В.Н. Беляев; (1970-е-80-е)- В.И. Соколов (более 25 лет), (1989г.-)- Ю.В. Соломатин, (1998г.-)- А.Н. Семезов. Зам. ген. конструктора (06.2000-04г.-)- А.Н. Семезов.104

      Руководители: КБ-1 (1966г.-)- М.В. Жуков; КБ-2 (1966г.-)- В.Н. Беляев.

      Гл. конструкторы проекта: (1997г.-)- А.Н. Семезов.

      Директор завода (1969-83г.)- Б.А. Дубов, (1983г.)- В.И. Спиридонов, (1983-88г.)- И.А. Ерамов, (1988-93г.)- Б.М. Тарасов. (1993г.)- А.С. Трошин, (1994-96г.)- Б.Х. Салатов, (1996г.)- А.А. Кондратьев, (1996-2002г.-)- Ю.К. Чистяков, (2003-06г.)- А. Шутов.

      Начальники отделов: КО (-1989г.)- Ю.В. Соломатин; секретного (1987г.)- А.Ф. Воронин, (1990г.)- О.К. Князев.

Машиностроительный завод «Стандарт» МАП, Ю-9804

      /Грузинская ССР 383130 г. Марнеули ул. Гогебашвили, 2/

      В 1987г. завод подчинялся ГипроНИИавиапрому. Имел наименование «п/я Ю-9804» (1987г.).

      Директор(1987г.)- Л.Г. Сихарулидзе.74

Институт «Транспроект»

      /Татарстан г. Казань/

      Создан на базе ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром» для разработки проектов дорог и мостов.

      Численность персонала (2008г.)- 140 чел.