Предприятия № 41-60

Завод № 49 ВСНХ, НКТП, НКОП, НКАП, Завод «Г» ВСНХ

      /г. Осипенко, г. Бердянск Запорожской обл./

      Механический завод создан в 1884г. Крупное предприятие по выпуску сельскохозяйственного оборудования.

      Завод «Г» образован в 1930г. в ведении ВАО ВСНХ (возможно, это бывший завод «Матиас»). По пр. ВАО № 5 от 4.01.1931г. строящемуся заводу «Г» присвоен № 49. По пр. ГУАП № 7/154 от 15.03.1932г. завод передан в ведение Конторы подсобных производств ГУАП НКТП. Частично введен в эксплуатацию в 1933г. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. подсобный завод № 49 передан в ведение 1ГУ НКОП (и на 12.1938г.).

      Мелкосерийное машиностроение: гильотинные и роликовые ножницы, загибочные, токарно-давильные, вертикально-фрезерные станки.

      По пр. ГУАП № 49 от 28.02.1936г. заводу утверждена производственная программа на 1936г. в 788 станков 26 типоразмеров; для этого требовалось усилить штат КБ на заводе до 10-12 чел. и технологической группы до 5-6 чел.

      В 1940(38)г. на базе завода № 49 НКТП сформирован новый инструментальный завод № 9 ОАП НКАП.

      Директор (-08.1934-8.10.1937г.)- Н.П(И). Ласточкин, (8.10.1937г.-)- А.Г. Травников.

      Зам. директора (-06-8.10.1937г.)- Н.Н. Козьяков, (8.10.1937г.-)- Г.Д. Севастьяненко.

      Технический директор (02.1936г.)- Н.Н. Козьяков.

      Гл. инженер (-06-8.10.1937г.)- Н.Н. Козьяков, (8.10.1937г.-)- Г.Д. Севастьяненко.139

      Гл. механик (-08.1934-02.1936г.-)- И.Ф. Антипов.

      Начальники цехов: механического (08.1934г.)- Антипов, (02.1936г.)- В.В. Купченко; литейного (-08.1934-02.1936г.-)- С.И. Саввин; сборочного (02.1936г.)- Ф.А. Антипов; экспериментального (02.1936г.)- Козмай; ремонтно-инструментального (08.1934г.)- Козмай.

      Начальники отделов: ППО (08.1934г.)- Фухман, (02.1936г.)- М.Е. Рухмина; снабжения (08.1934г.)- Жмунко.

      Заведующие бюро: распределительным (08.1934г.)- Каширин; ТПБ (02.1936г.)- М. Микулин.133

Фабрика сельскохозяйственных машин и орудий «Вдова Матиас и сыновья» в Бердянске, Завод земледельческих машин и орудий ТД «Вдова Матиас и сыновья», АО «Вдова Матиас и сыновья», Авиационный завод «Матиас»

      /г. Бердянск Таврической губ. Воронцовская ул./

      В 1884г. Иваном Матиасом основан завод сельхозмашин (рядом с аналогичным заводом Гриевза). Вскоре, после смерти И. Матиаса, предприятие перешло к Е.П. Матиас и получило название «Фабрика сельскохозяйственных машин и орудий «Вдова Матиас и сыновья» в Бердянске». В 1909г. – Завод земледельческих машин и орудий ТД «Вдова Матиас и сыновья», принадлежавший трём сыновьям умершей вдовы. В 1912г. предприятие было акционировано. В 1913г. была разработана молотилка собственной конструкции. В 1913г. по объёму продукции завод занимал 12-место в России среди 334 предприятий аналогичного профиля. В составе завода: литейная, деревообрабатывающая и малярно-сборочная мастерские, кузница, механический цех. Управление АО располагалось в Петербурге. В 02.1917г. 70% акций завода было продано инженеру П.Ю. Стефанкевичу. Завод был перепрофилирован на авиационное производство. Для этого были приглашены специалисты: Л.Д. Колпаков-Мирошниченко (инженер с петроградского завода Лебедева), Альфред Пишоф (работал на киевском заводе Терещенко и у Анатры), Д. Вершен (конструктор фирмы «СПАД»). Для расширения и реконструкции производства был приобретён новый участок земли за городом (современная территория завода «Южгидромаш»), где планировалось построить два новых корпуса, силовую станцию, ангары и аэродром. После ввода их в строй проектная мощность составляла 70 самолётов в месяц. В апреле начата реконструкция и на старой площадке, где начато строительство временного сборочного корпуса. Предполагалось уже в июле 1917г. начать сборку самолетов. По решению Исполнительной комиссии при военном министре от 22.04.1917г. заводу «Матиас» предполагалось заказать 600 самолетов: 100 Farman-XXX и 500 «Альбатросов» со сроком исплнения заказа в 06.1918г. Затем вместо «Альбатросов» было заказано 200 SPAD-XIV (контракт № 38231/17853 от 13.06.1917г.) со сроком поставки в 12.1917г. 4.12.1917г. задание вновь было изменено – требовалось построить 100 самолетов «Анасаль». Но производство так и не было развёрнуто.

      Весной 1918г. завод перешёл в ведение Украинской державы гетмана П. Скоропадского. Весной 1919г. в Бердянске была установлена советская власть, и в апреле-мае на заводе было изготовлено 6 Farman-XXX. Летом 1919г. город вновь был захвачен белыми, на заводе производился ремонт самолетов вооружённых сил Юга России. Пост. Президиума ВСНХ от 25.03.1920г. завод передан в ведение Укрпромбюро Промвоенсовета ВСНХ.159

      По решению Главкоавиа от 27.04.1920г. станки и материалы завода были переданы на заводы в Таганрог и ДЕКА; начат выпуск сельхозинвентаря. В 1920-е г. завод был заброшен. В 1928г. завод предполагалось передать в концессию итальянскому концерну SIAI для организации производства летающих лодок S.62 (для этого в СССР прибыл директор концерна Л. Каппа). Затем в 1929г. велись переговоры с фирмой “Isotta-Fraschini” по организации производства авиамоторов «Ассо». Но в итоге договорённость не была достигнута. Возможно, далее это – завод № 49 НКТП.

      Количество оборудования (1917г.)- 50 ед.

      Площадь производственная (1917г.)- 5415 м2.

      Численность персонала (1909г.)- 320 раб., (1913г.)- около 500 чел., (1917г.)- около 500 раб.

      Директор: распорядитель (02.1917г.-)- П.Ю. Стефанкевич; исполнительный (02.1917г.-)- С. Завадский.

      Гл. инженер (02.1917г.-)- П. Слободчиков.

      Работали: Белоусов, (1917г.)- Кузнецов (и).

Производство: земледельческие машины; ремонт машин (1909);153 самолеты “Farman-30” (1919)- 21.98


ГС завод № 49 НКАП

      /г. Балашиха Московской обл. ш. Энтузиастов, 19-й км; г.Уфа Сталинский район/

      Образовался по пр. № 425с от 8.05.1941г., когда принятому в 03.1941г. из Оргавиапрома заводу № 4 было присвоено название ГС завод № 49 НКАП при 9ГУ. Металлургический завод.

      По пр. № 1057сс от 10.10.1941г. часть завода эвакуирована в Уфу на площадку строящегося гаража НКВД, где завод продолжил действовать под своим номером. Металлургия, производство металлорежущего инструмента.

      По пр. № 69с/06 от 4.02.1943г. производственные корпуса на старом месте переданы во временное пользование заводу № 219 НКАП.

      С 1.01.1945г. завод № 49 влит в состав завода № 150 НКАП (пр. НКАП № 9с от 16.01.1945г.). Помещения и площади завода в Уфе переданы Уфимскому авторемонтному заводу НК автомобильного транспорта РСФСР (пр. № 110с от 21.03.1945г.) и Наркомзему Башкирской АССР (пр. № 118с от 26.03.1945г.).

      Директор (1941г.)- Волошенко, (-08.1942-09.1943г.-)- Антипов.