Предприятия № 41-60

Завод № 50 НКТП, Мельковская мануфактура, Механический завод Ф.Е. Ятеса, Механический и машиностроительный завод «Металлист» (бывший Ятеса) ВСНХ, Завод «Металлист» НКнефти, НКТП, Свердловский машиностроительный завод «Металлист» Свердловского СНХ, ФГУП «Уральский завод транспортного машиностроения» (УЗТМ, «Уралтрансмаш»)

      /г. Екатеринбург Пермской губ. Арсеньевский пр. (1909г.); г. Свердловск ул. Фронтовых бригад, 9/

      /620027 г. Екатеринбург ул. Свердлова, 6 www.uraltransmash.yek.ru/

      8.09.1817г. была пущена Мельковская золотопромывальная фабрика на реке Мельковке (этот день считается днем рождения завода). Но золотосодержащих песков хватило лишь на 12 лет работы, затем фабрика была закрыта.

      В начале 1840-х г. на базе оставшихся сооружений англичанин П.Э. Тет основал Мельковскую мануфактуру. Были построены новое производственное здание, плотина, гидротехнические сооружения. Выпускались паровые машины и котлы для судостроения. 4.09.1872г. Тет продал завод своему соотечественнику Ф.Е. Ятесу, который продолжил существующее производство. Был освоен выпуск турбин. В 1896г. машиностроительный завод Ятеса входил в восьмерку лучших предприятий России.

      С 06.1922г. завод, бывший Ятес – в ведении Гормета Уралпромбюро ВСНХ,64 в 10.1925г. – Гормета УралоблСНХ. Механический и машиностроительный завод «Металлист» входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.).125В соответствии с пост. ГКО № 811сс от 19.10.1941г. завод «Металлист» передан из НКнефти в ведение НКТП. В 1944г. завод № 50 – в непосредственном подчинении НКТП.106

      В 1924г. изготовлен паровой котел массой более 10 т для парохода «Спокойный». Затем выпускались буровые станки, нефтяные качалки, углепогрузочные машины, гидравлические тракторные погрузчики.

      В 1941г. после начала войны на площадку завода № 50 НКТП (возможно, это завод «Большевик») эвакуированы и влиты в его состав несколько предприятий: танковый завод из Москвы (вероятно, это завод № 37; вошел в состав завода «Большевик» в середине 1942г.), автомобильный завод из Москвы, бронекорпусное производство Подольского завода им. Орджоникидзе, сталинградский завод. Уже 15.12.1941г. был выпущен первый танк Т-60. Затем выпускались САУ, узлы для артиллерийских установок.

      После войны продолжено производство артиллерийских установок, в т.ч. самоходных.

      В 1961г. Свердловский машиностроительный завод «Металлист» – в ведении Управления общего машиностроения Свердловского СНХ, с 01.1963г. – Управления точного машиностроения Средне-Уральского СНХ.81

      По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошел в число стратегических оборонных предприятий.

      На базе УВЗ в 2006г. планировалось создание холдинга, в который также должен был войти Уралтрансмаш; в 2013г. завод входил в состав НПК УВЗ.

      Имелись производства (2000-е): литейное, кузнечное, механообрабатывающее, защитных покрытий, пластмасс, сварочное, сборочно-монтажных работ, производства инструмента и средств механизации.

      В 2010-е г. завод принимал участие в освоении перспективных видов вооружения «Бахча», «Бук», «Панцирь», А190.

      Численность персонала (1909г.)- 321 раб., (1.09.1925г.)- 287 чел. (в т.ч. 250 раб.).

      Директор (1947-49г.)- К.Д. Петухов. Гендиректор (2001г.)- А.Н. Шарков, (-08.2003г.)- Ю. Зибарев. И.О. гендиректора (08.2003-04г.-)- Ю.С. Комратов.

      1-й зам. гендиректора (-08.2003г.)- Ю. Комратов.

Производство: паровые котлы, приводы, запчасти для машин (1909), чугунное литьё, механические изделия (1925);153 танк Т-60 (1941-42)- 1238; САУ СУ-122, СУ-85 (ВОВ); ЗРК «Круг» (1960-е); самоходные: гаубицы 152-мм 2С3М «Акация», 9С19 «Мста-С», пушка 152-мм 2С5 «Гиацинт», миномет 240-мм «Тюльпан»; 2С1 «Гвоздика» (2004), БТР-60ПБ (2005), БТР-70 (2005); минный заградитель ГМЗ-3 (2004); узлы и запчасти для танков Т-34, -54, -55, -72, СУ-122, -85, -100; трамвай 71-402 «Спектр» (1995-), автосцепки для подвижного состава, автоматическое устройство заграждения ж/д переездов УЗП; лифтовые лебедки (1997-); нефтяное оборудование: станки-качалки ПШГН (2004), приводы штанговых глубинных насосов (15 модификаций); ремонт машин (1909).

КБ завода

      Действовало в 2000-е г.

      Гл. конструктор- Л.И. Горлицкий.

Создано: самоходная гаубица 2С3 «Акация», самоходный миномет 2С4 «Тюльпан»; гусеничные минные заградители ГМЗ-2, -3.


Завод № 50

      По расп. ГКО № 4098 от 13.09.1943г. филиалы № 1 и № 2 Уральского завода тяжелого машиностроения выделены в самостоятельный завод № 50 НКТП.


Завод № 50

      /150020 г. Ярославль ул. Алмазная, 1А/

      Завод основан в 1931г. В 2003г. являлся филиалом ОАО «Мостостройиндустрия».

      Производство (2003г.): мостовые металлоконструкции; металлочерепица, водосливные системы; каркасы легковозводимых домов; мансардные этажи.

      Численность персонала (2003г.)- 470 чел.

      Директор (2003г.)- В.П. Колгин.

ПО по производству металлических мостовых конструкций и мостостроительного оборудования («Мостостройиндустрия»), ОАО «Мостостройиндустрия»

      /107078 г. Москва ул. Каланчевская, 6/2, стр 2 www.mostin.ru/

      Трест «Мостостройиндустрия» был организован пр. Минтрансстроя № 228 от 23.12.1970г. в качестве промышленной базы для мостостроения с подчинением Главмостострою. В соответствии с пост. СМ СССР № 324 от 14.05.1988г. и пр. № 86-ор от 15.06.1988г. «Всесоюзный трест «Мостостройиндустрия» упразднен и на его базе создано «ПО по производству металлических мостовых конструкций и мостостроительного оборудования» - ПО «МОСТОСТРОЙИНДУСТРИЯ». В 1991г. ПО преобразовано в АО. Все время своего существования «Мостостройиндустрия» остается единственной организацией на территории СССР и Российской Федерации, которая объединяет предприятия, изготавливающие металлические конструкции пролетных строений, опорные части мостов и специальное оборудование для мостостроения. Практически все уникальные внеклассные металлические мосты, возведенные на территории бывшего Советского Союза в период с 1971 г., изготовлены на предприятиях ОАО «Мостостройиндустрия».

      В составе ОАО «Мостостройиндустрия» (2000-е)- 6 предприятий:       ЗАО «Воронежстальмост», ЗАО «Улан-Удэстальмост», ЗАО «Курганстальмост», Люберецкий завод мостостроительного оборудования, Завод № 50 (г. Ярославль), Чеховский завод мостовых конструкций.

      Гендиректор (1987-2000-е)- И.И. Кокота.

            ЗАО «Воронежстальмост»

      Гендиректор (2000-е)- В.Н. Боровиков.

            ЗАО «Улан-Удэстальмост»

      Гендиректор (2000-е)- А.А. Суслов.

            ЗАО «Курганстальмост»

      Гендиректор (2000-е)- Н.В. Парышев.

            Люберецкий завод мостостроительного оборудования

      Директор (2000-е)- С.Н. Жуков.

            Чеховский завод мостовых конструкций

      Директор (2000-е)- А.В. Колесников.


Завод № 50

      /г. Москва/

      Работали: (1941-45г.)- С.Г. Шойхет (и).131