Предприятия № 41-60

ЦКБ-50 НКСП, МСП, Ленинградский «Речсудопроект», Западное ПКБ(ЗПКБ) МСП

      /г. Ленинград/

      Ленинградский «Речсудопроект» создан в 1934г. для проектирования катеров, бронекатеров, тральщиков, вспомогательных судов ВМФ. В 1939г. преобразован в ЦКБ-50 НКСП. Сюда был передан отдел по проектированию торпедных катеров из КБ-194.

      Работы по проектированию вспомогательных судов и катеров.

      До войны имело Киевское отделение (ЦКБ «Ленинская кузница»).

      В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. ЦКБ-50 НКСП подлежало эвакуации в Сталинград в помещение школы при заводе № 264 НКСП. В 1941г. было эвакуировано в Николаевск-на-Волге. В 09.1941г. ЦКБ-50 влито в состав ЦКБ-32 НКСП. Группа конструкторов катеров была переведена в ЦКБ-19.

      Вновь образовано в 1945(6)г. в Ленинграде на базе КБ завода № 189 и группы конструкторов из ЦКБ-17 для проектирования тральщиков, больших охотников, десантных кораблей, спасательных судов.

      В соответствии с ПСМ № 2294-975сс от 16.10.1946г. ЦКБ поручено к 1.05.1947г. спроектировать пожарный базовый катер пр. 364. Затем, вероятно, работа передана в ЦКБ-370. В начале 1949г. проектирование базовых тральщиков было передано в КБ завода № 363, а рейдовых – в КБ завода № 341. Разрабатывались также проекты сухогрузов, танкеров, противопожарных судов, рыбопромысловых; спусковых, транспортных и ремонтных доков.

      В 1946г. разрабатывался проект тральщика пр. 254, затем работы переданы в КБ завода № 363.

      В 1950-е г. проектировался понтон пр. 755, работы переданы в ЦКБ-17.

      В соответствии с пост. правительства от 02.1958г. начато проектирование тральщиков со стеклопластиковыми корпусами. Пост. правительства № 70-33 от 17.01.1959г. утверждено ТТЗ на рейдовый тральщик пр. 1252. Впервые в мире в 1963-65г. созданы тральщики пр. 1251 и 1252 с корпусом из стеклопластика. В 1969г. сюда из ЦМКБ «Алмаз» передано проектирование тральщика пр. 1258.

      В 04.1958г. ЦКБ было привлечено к рабочему проектированию двухместного подводного аппарата носителя водолазов «Тритон».

      В соответствии с ПСМ № 1159-498 от 12.10.1959г. головной танкодесантный корабль ТДК-8 пр. 188 пнв.

      В соответствии с пост. правительства от 02.1959г. ЦКБ в 06.1959г. выдано задание на проектирование сухогрузно-трейлерного судна пр. 1173 и большого десантного корабля пр. 1171. В 07.1960г. эти проекты объединены в один пр. 1171, технический проект утвержден в 11.1961г.

      В начале 1960-х г. сюда из ЦКБ-17 передано проектирование плавдока пр. 1753.

      В соответствии с ПСМ № 210-68 от 26.03.1965г. корабль противолодочной обороны пр. 159 пнв; пост. № 573-203 от 24.07.1968г. сетевой заградитель пр. 317 пнв.

      Пост. правительства № 432-155 от 16.06.1970г. были утверждены ТТТ на базовый тральщик пр. 1265.

      Спроектирован крупнейший отечественный спусковой плавучий док пр. 2121 «Сухона» грузоподъемностью 25 тыс. т.

      В 1963г. в состав ЦКБ-50 влито ЦКБ-363, из ЦКБ-19 в него переведена группа конструкторов деревянных тральщиков. В 1966г. ЦКБ-50 МСП переименовано в Западное ПКБ.

      На 1994г. – единственный в стране проектировщик противоминных кораблей (ПМК, тральщиков). В 1998г. вошло в состав ЦМКБ «Алмаз».

      Начальник (02.1947г.)- Соколов, В.А. Пономарев.61

      Зам. гл. конструктора (1946-50г.)- В.И. Блинов.

      Гл. конструкторы: (1939г.)- Б.Н. Четвериков (С-40), (-1941г.)- Ю.Ю. Бенуа, (1950г.)- Е.С. Толоцкий (пр. 437Н, 450, 568), (1955г.)- Н.М. Ивашков (пр. 317), (1950-е-60г.-)- И.И. Кузьмин (пр. 188, 189, 1171), (1950-е)- Н.Г. Лощинский (пр. 189, 527), (-1959-65г.-)- Д.Т. Походун (пр. 266М, 1251), (1965г.)- Д.И. Рудаков (пр. 1265Д), (1960-е)- Е.С. Васильев (пр. 106К), (1961-98г.)- М.К. Горшков (пр. 527П, 527М, 527МЭ, 530А, 537, 541, 545, 11980), (1960-е-75г.-)- В.П. Вилунас (пр. 1252, 1256), (1969-91г.)- В.И. Блинов (пр. 1253, 1253А, 12531, 1258, 1258Э, 1259, 1259М, 12591, 12592), (-1969-76г.-)- В.И. Немудров (пр. 257В, 10750, 12255, 1253В, 12531, 1256, 1265Д, 1265Э, 12651, 1300), (1960-е-72г.-)- Н.П. Пегов (пр. 266М, 266МЭ, 923, 12660), (1960-е)- К.И. Чичев (пр. 535), (1970-е-80-е)- В.Ф. Безукладов (пр. 535, 1236, 05035), (1970-е-80-е)- Л.А. Петраков (пр. 1780, 2121, 20230, 20270), (1980-е)- В.В. Черномордик (пр. 01001), (1980-е)- С.В. Чежин (пр. 05430), Г.П. Курилко (пр. 05430), В.Н. Чесноков (пр. 1780), Ю.В. Чуистов (пр. 1769), П.А. Антонов (пр. 1769), Ш.А. Мустафин (пр. 266МЭ), А.А. Форст (пр. 12255), В.С. Сергеев (пр. 12660), А.Г. Минаев (пр. 530); и.о. гл. конструктора (1965г.)- К.Я. Абдулов (пр. 1254).

      Зам. гл. конструкторов: (-1961г.)- М.К. Горшков (пр. 188, 189, 254, 265, 309, 527).

      Начальники отделов: корпусного (1935г.-)- Ю.Ю. Бенуа.

Создано: бронекатера: большой пр. 1124 (1934), малый пр. 1125 (1930-е), пр. 1125у, пр. С-40 (1939), морской пр. 138 (1940); охотник за ПЛ пр. 159 (1941, пнв 26.03.1965г.); торпедный катер пр. 157 (1941), пр. 158 (1942, не реализован); тральщики: морские 2-го поколения пр. 254 (1946), пр. 266, пр. 266М «Аквамарин» (1965-69), экспортный пр. 266МЭ (1977); стеклопластиковый пр. 1251 «Рубин» (1959-63, не реализован), морской 3-го поколения пр. 12660 «Рубин» (1972-); базовые: стеклопластиковый пр. 1252 «Изумруд» (1965), стеклопластиковый пр. 1265П «Яхонт» (1965-70), деревянный пр. 1265Д (1965-70), экспортный пр. 1265Э (1970-е), пр. 12651 «Яхонт-1» (1970-е, не реализован); рейдовые пр. 1258 «Корунд» (1969-), пр. 1258Э, 3-го поколения пр. 10750 «Сапфир» (1975-), 10750Е; пр. 1253, шнуроукладчики пр. 1253А (1967-70), пр. 12531 (1976-78); прорыватели минных заграждений пр. 1254 «Базальт» (1965-68, не реализован), пр. 1300 (1975-78), пр. 12255 (1980-е); волновой охранитель пр. 1256 (1975-); морской вертолетоносец пр. 923 (1972-79, не реализован); речные: стеклопластиковый пр. 1259 «Малахит» (1968-72), пр. 1259М (1970-е, не реализован), пр. 12591 (1970-е, не реализован), пр. 1259МЭ (12592) (1977-82), пр. 13000 «Челнок-Т», пр. 12255 «Лазурит», пр. 12561 «Топаз-1»; сетевой заградитель пр. 317 (1955-58, пнв 24.07.1968г.); пассажирские катера: типа «Леваневский» (1936), типа «Громов» (1936); сухоргузные транспорты: пр. 450 (1950), пр. 450Б (1955), пр. 568 (1950-е); танкер пр. 437Н (1954); рейдовый буксир пр. 255Б на базе тральщика пр. 255 (1950-е, совместно с СКБ-341); корабли-водители шнуроукладчиков пр. 257В (1969), пр. 1253В «Аметист» (1969-70); спасательные суда: универсальное пр. 527 (1950-е), пр. 527П (1960-е), пр. 527М (1970-е), пр. 532, пр. 539, пр. 541, экспедиционное судно-носитель глубоководных аппаратов пр. 545 (1960-е-70-е, не реализован), пр. 2666, многоцелевое спасательное пр. 537 «Осьминог» (1964-70), 05430 «Гиндукуш» (1985), судоподъемные пр. 530 «Карпаты» (1966), пр. 530А (1968), пр. 05410 «Байкал» (1980-е, не реализован); поисково-обследовательское судно пр. 01001 «Саяны» (1980-е, не реализован); плавучая лаборатория пр. 02546 (1980-е); десантные корабли: средний (СДК) пр. 188 (пнв 12.10.1959г.); малые (МДК) пр. 189 (1950-е), пр. 106К «Сайгак» (1965); пр. 572 (1950-е), пр. 586; большой пр. 1171 «Тапир» (1961); пожарные суда: дезактивационное пр. 1893 (1967), пр. 1893А, для нефтедобычи пр. 1893Н, пр. 1993 (1979), для нефтяников пр. 1993Н; специальные суда: пр. 1931, опытовое судно для испытаний минно-торпедного оружия пр. 1236 (1970), пр. 1236М, пр. 963, водолазные боты: пр. 535 (1969), пр. 535М, пр. 11980; пр. 05035 (1983); пр. переоборудования баржи пр. 415 для слива радиоактивных отходов (1958); плавучие доки: транспортные: грузоподъемностью 1700 т пр. 764 (1956), пр. 769 (1950-е), пр. 769А на 4500 т (1962), пр. 1753 (1962), на 4800 т пр. 1767 «Нева», на 8500 т пр. 1757 «Амур», на 11500 т пр. 17571 «Зея», пр. 1637 «Онега»; для АПЛ пр. 767, пр. 782 (1960-е); спусковые: на 12.000 т пр. 1769 «Балтика» (1971), 17690, 17691, на 25.000 т пр. 2121 «Сухона» (1978); док-эллинг на 12.000 т пр. 1780 «Шилка» (1970-е); на 12.000 т пр. 1759 «Вуокса», пр. 1759Р «Двина» (1960-е); пр. 1779 «Луга», пр. 00187; плавсредства пр. 20230 «Ока-2», пр. 20270 «Ока-4» (1980-е); судоподъемные комплексы: «Глубина» (1968), пр. 01000 (1970-е, не реализован), пр. 01001 «Норд».101,116