Предприятия № 61-100

      

Завод № 81 им. Молотова НКТП, НКОП, НКАП

      /пос. Тушино Московской обл. п/я 1309; г. Москва, 57 (1941г.)/

      Самолетостроительный завод образован в подмосковном Тушино в 1932г. сначала под наименованием завод № 62 в ГУ ГВФ. По балансу на 1.04.1935г. завод № 81 передан из ГУ ГВФ в ГУАП НКТП. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан из ГУАП НКТП в ведение 1ГУ НКОП (и на 12.1938г.).

      Территориально располагался рядом с НИИ ГВФ возле Тушинского летного поля. Осуществлялся ремонт И-16.

      В 1934г. на заводе изготовлены нервюры крыла, подкосы, элероны и механизация опытного самолета ДАР. В соответствии с пост. СТО № К-91сс от 14.07.1934г. в план опытного строительства на 1934-35г. включен химический боевик Х-1 2М-34РН со сроком выхода на заводские испытания 1.07.1935г. Пост. СТО № С-44сс от 25.04.1935г. утвержден план развития мощностей завода после переоборудования и достройки на 1937г.: транспортные самолеты: 6000 шт. (вместе с заводами № 84 и 85). Пост. СТО № С-96сс от 4.08.1935г. требовалось форсировать подготовку производства ДИ-6 на заводе с выпуском серии с начала 1936г. Планом опытного строительства на 1936-37г. предусмотрена постройка «Сталь-11» (госиспытания в 1-м квартале 1937г.). 133

      Программа самолетостроения на 1935г.: план (сдано на 1.01.1936г.) (шт.): Сталь-2 М-22 – 14 (14); Сталь-3 М-22 – 50 (30). В соответствии с пост. СТО № ОК-111с от 11.05.1936г. завод специализирован на производстве разведчиков, штурмовиков и 2-местных истребителей. Пост. СТО № ОК-252сс от 20.12.1936г. заводу утверждена производственная программа на 1937г. (шт.): 200 ДИ-6 М-25А (в кооперации с заводом № 1), 30 Сталь-3 М-27. Решением зам. председателя СНК Чубаря от 4.07.1937г. постройка самолетов Сталь-3 снята с плана (из-за отказа от них ГУ ГВФ). В 1939г. построен 1 ДИ-6 (последний).166

      Пр. № 0032 от 8.02.1937г. заводу предписано к 1.11.1937г. расширить главный корпус до 8000 м2.

      В 1931-1937г. на заводе работал ООС ГВФ А.И. Путилова (самолеты «Сталь»).

      В 1937-41г. на заводе работало КБ (опытный отдел) В.П. Яценко.

      В конце 1930-х г. на заводе базировалось ОКБ Чаромского и Стечкина.

      Пр. № 00112 от 23.05.1937г. на заводе выделены Остехбюро помещения для ОКР по снащению И-16 электроспуском и системой автоматической перезарядки пулемета ШКАС.

      Пр. № 380с от 29.09.1938г. заводу предписано к 1.11.1938г. довести мощность цеха по ремонту крыльев до 200 комплектов в месяц; на завод был переведен инженер Евтихова, к заводу прикреплен зам. гл. конструктора Томашевич.

      В 1939г. проектная мощность завода составляла 800 ближних бомбардировщиков ББ-22 в год.

      По пр. № 115с от 10/13.03.1940г. на завод № 81 НКАП переводился с завода № 43 ОКО гл. конструктора В.К. Таирова, но здесь числился недолго. Еще при переезде, из-за принятия решения о начале серийного выпуска ББ-22 на заводе № 81, В.К. Таиров был оставлен гл. конструктором завода № 43.

      С 03.1941г. началось освоение выпуска Як-3. План производства на 1941г.: 250 Як-3 и 63 Як-4.144

      По пр. НКАП/ ГУ ГВФ № 278с/ 20с от 27.03.1941г. заводу был передан Тушинский аэродром НИИ ГВФ.

      В соответствии с пост. СНК № 1824-817 от 5.07.1941г. и по пр. № 729сс от 22.07.1941г. завод № 81 1ГУ НКАП был эвакуирован в г. Омск на площадку новостройки автосборочного завода и стройки завода № 166 НКАП. Здесь завод влит в состав завода № 166 НКАП и на 10.1941г. выбыл из состава действующих.

      По пр. № 712с от 19.07.1941г. территория завода со всеми сооружениями передана заводу № 1 НКАП. В 03.1942г. на этой территории организован завод№ 82 НКАП (ТМЗ).

      Количество оборудования: (11.1940г.)- 476 м/р станков.

      Численность персонала (1937г.)- 1778 чел.

      И.о. директора (3.09.1935г.-)- В.Ф. Юргенс. Директор (-06-3.08.1937г.)- Д.Е. Кофман, (3.08.1937-39г.)- П.М. Самсонов, (1939-05.1941г.-)- Н.В. Климовицкий.

      Зам. директора (-10.06.1937г.)- Ю.Б. Эскин.

      Технический директор (21.08.1935г.-)- В.Ф. Юргенс, (23.07.1937г.-)- С.С. Баринов.

      Гл. инженер (-22.05.1938г.)- С.С. Баринов, (31.10.1938г.-)- П.С. Кушпель.

      Гл. конструктор (1935-37г.)- А.И. Путилов, (1938-40г.)- В.П. Яценко, (1940-41г.)- А.С. Яковлев.

      Начальники цехов: (1934г.-)- П.В. Дементьев.

      Начальники отделов: ОТК (-11.1937г.)- Я.И. Луканидин.

      Производство: самолеты: «Сталь-2» (1934-35)- 101,98 «Сталь-3» (1935-36)- 81,98 «Сталь-11» (1937), ДИ-6 (1937-39)- 152166 (15198), И-28, ББ-22 (1940-41)- 120,98 УТ-3 (1940)- 1, Як-1.

Отдел опытного самолетостроения (ООС) ГУГВФ, КБ завода № 62, КБ завода № 81 гл. конструктора А.И. Путилова

      В 1930г. в системе ГВФ создан ООС под руководством А.И. Путилова для разработки и постройки самолета из нержавеющей стали «Сталь-2». 2.04.1932г. вышло пост. СТО и КО СССР № 307/111сс «О развитии базы опытного стального самолета и моторостроения ГУГВФ». Далее, по 1937г., отдел работал как КБ при заводе № 62, затем – № 81. По пр. 1ГУ НКОП № 05 от 17.01.1937г. А.И. Путилов назначен гл. инженером завода № 207.

      Пост. СТО № С-81сс от 4.07.1935г. в план опытного строительства самолетов для ГВФ на 1935-36г. включен «Сталь-11» с ИС (окончание строительства 1.10.1935г.), пост. № С-120сс от 18.09.1935г. срок перенесен на 1.01.1936г. На самолете «Сталь-11» впервые в СССР были применены взлетно-посадочные щитки («щитки ЦАГИ»).

      Гл. конструктор (1930-37г.)- А.И. Путилов.

      Создано: самолеты: пассажирский «Сталь-2» (11.10.1931г.), «Сталь-3» (1933), «Сталь-11» (1937).

КБ завода № 81 НКАП гл. конструктора В.П. Яценко

      /пос. Тушино Московской обл./

      В 1937-41г. на заводе работало КБ (опытный отдел) В.П. Яценко. Оно образовано выделением из ОКБ завода № 1 гл. конструктора С.А. Кочерыгина. После перевода А.И. Путилова на завод № 207 В.П. Яценко по пр. 1ГУ НКОП № 05 от 17.01.1937г. назначен начальником КБ завода № 81.

      Работы по доводке и внедрению в серию самолета ДИ-6 (разработанного на заводе № 1 совместно с С.А. Кочерыгиным), создан истребитель И-28 (первый полет 10.06.1939г.).

      На заводе были проблемы с производственно-конструкторской базой, во второй половине 1940г. КБ располагалось в неприспособленном цехе ширпотреба. Планировалось (пр. № 114с от 10-13.03.1941г.) перевести КБ на завод «Саркомбайн», но затем по пр. НКАП № 21к от 2.01.1941г. В.П. Яценко был назначен гл. конструктором завода № 165 НКАП. Пр. № 31с от 18.01.1941г. личный состав опытного отдела (32 чел., в том числе начальник КБ К.Д. Усиков, начальники секторов Н.В. Кирсанов, А.А. Орлов, А.Ф. Феофанов) и все имущество КБ завода № 81 было переведено на территорию завода № 165.

      Начальник (1937г.-)- В.П. Яценко, (-1941г.)- К.Д. Усиков.

ОКБ завода № 81 НКАП гл. конструктора В.К. Таирова

      По пр. № 115с от 10-13.03.1940г. на завод № 81 НКАП переводился с завода № 43 ОКО гл. конструктора В.К. Таирова, но здесь числился недолго. Была задана работа по проектированию экспериментального истребителя с двигателем АМ-36 или М-120, продолжение доводки ОКО-6. Эти работы были начаты, начато и формирование КБ. Затем, во время переезда, из-за принятия решения о начале серийного выпуска ББ-22 на заводе № 81, В.К. Таиров по пр. № 317сс от 27.06.1940г. был оставлен (возвращен) гл. конструктором завода № 43.

КБ завода № 81 НКАП конструктора Курбалы

      В связи с началом серийного выпуска ББ-22 на заводе № 81 сюда по пр. № 317сс от 27.06.1940г. переданы с завода № 1 все работы по его организации, образовано КБ под руководством инженера Курбала.

      В конце 1940г. проводилась модернизация ББ-22 в пикирующий бомбардировщик ПББ-22.

< 1 27 28 29 60 >