Предприятия № 61-100

      

Завод № 81 НКАП

      /г. Нижний Тагил/

      В 1941г. при эвакуации в Нижний Тагил на территорию «Уралвагонзавода» образовался новый завод № 81, объединивший заводы № 380 НКАП, № 381 НКАП и № 445 НКАП, которыевыбыли из состава действующих.

      В 1942г. заводу № 81 НКАП было присвоено название завод № 381 НКАП.

      

Завод № 81 НКАП

      /г. Москва Ленинградское ш., 31-33/

      Ремонтно-сборочный завод № 81 при 10ГУ НКАП организован по пр. № 3с от 2.01.1942г. на площадке эвакуированного завода № 39 в Москве на базе Ремонтных мастерских для обеспечения ремонта армейских самолетов, сборки из готовых частей. Планировался ремонт Пе-2, ДБ-3, производство Пе-2, ДБ-3Ф, из частей, поступающих с заводов № 39, № 166, № 126. Было поручено также провести перевооружение истребителя «Харрикейн» на отечественные образцы.

      В соответствии с пост. ГКО № 1387с от 4.03.1942г. и пр. № 188сс от 9.03.1942г. был организован самолетостроительный завод № 81 НКАП. Поставлена задача освоения производства ДБ-3Ф, для чего в помощь заводу передано оборудование, кадры и документация с заводов № 39, № 126, № 18 и его филиала. Кроме того, с 09.1942г. проводилась модернизация и перевооружение самолетов «Харрикейн», «Бостон-3», которым занималось КБ А.П. Голубкова. Производился ремонт Пе-2. С февраля до конца 1942г. собрано 77 ДБ-3Ф.85

      В соответствии с пост. ГКО № 3028сс от 12.03.1943г. и пр. № 174с от 27.03.1943г. кадры и оборудование завода № 381 1ГУ НКАП из Нижнего Тагила переведены в Москву на площадку завода № 81 и подлежали передаче в его состав. В связи с этим единый завод № 81 должен был передаваться из 10ГУ в 1ГУ. По этому же приказу весь задел работ по иностранным самолетам вместе с КБ А.П. Голубкова были переведены на завод № 89 НКАП. Одновременно (тот же пр.) на площадку завода № 81 переведены кадры и оборудование по деревообработке с завода № 445 НКАП (г. Алапаевск).

      Однако, в итоге объединенный завод получил название завод № 381 НКАП.

      Директор (1942-43г.)- Т.А. Филимончук.

      Зам. директора (1942г.-)- В.М. Курылев. Гл. инженер (1942г.-)- П.М. Морозов.

      

Завод № 81 НКАП

      /г. Москва Ленинградское ш./

      По пр. № 209с от 22.03.1944г. филиал ОКБ-21 НКАП (или к тому веремени уже ОКБ-381 НКАП) гл. конструктора С.А. Лавочкина, размещенный на территории завода № 381 НКАП в Москве, был реорганизован в самостоятельный завод № 81 НКАП 7ГУ на той же площадке для проведения работ по опытному самолетостроению. Основной базой ОКБ-21 С.А. Лавочкина оставался завод № 21.

      С 10.1944г. на завод № 81 перебазировалась часть ОКБ-21 С.А. Лавочкина с завода № 21 (г. Горький). Здесь ОКБполучило название КБ-81.

      По пр. № 393с от 2.10.1945г. завод № 81 переводится на площадку авиаремонтного завода № 301 НКАП (г. Химки) и объединяется (с 1.09.1945г.) с ним под названием Завод № 301 НКАП (первоначально планировалось в конце 1945г. перевести завод № 81 на территорию завода № 134 в Тушино, а гл. конструктора П.О. Сухого перевести с этой территории на Московскую базу завода № 134). Часть помещений (ангар им. Ильча и ангар № 6) по пр. № 494с от 21.12.1945г. передана в расп. НИСО, куда была переведена ЛИС этого института. Основная часть помещений передана обратно заводу № 381 НКАП.

      Директор (1944г.-)- С.А. Лавочкин.

      Гл. конструктор (1944г.)- С.А. Лавочкин, (10.1944-03.1945г.-)- Л.А. Закс.

      Зам. Директора (10.1944-03.1945г.-)- Л.А. Закс.

КБ-81 С.А. Лавочкина на заводе № 81 НКАП

      С 10.1944г. на завод № 81 перебазировалась часть ОКБ-21 С.А. Лавочкина с завода № 21 (г. Горький). Здесь ОКБполучило название КБ-81. В 12.1945г. КБ Лавочкина переведено на завод № 301 и продолжило работу как ОКБ-301.

      Работы (в кооперации с ОКБ-21) по Ла-5: модернизация с моторами М-71 и АШ-82ФН с 2х ТК-3 и ЖРД В.П. Глушко; по Ла-7 (оснащение различными вариантами вооружения, ЖРД РД-1); по экспериментальному самолету с ТРД А.М. Люльки.