Предприятия № 21-40

      

КБ № 21 НКОП, Особое техническое бюро («Остехбюро», ОТБ) по военным изобретениям специального назначенияВСНХ, Особое КБ (ОКБ, «Осконбюро») ВВС РККА НКВМ, НКО, НКТП

      /г. Петроград ул. Госпитальная, 3/8 (1921-28г.); г. Ленинград ул. Герцена, ул. Красной Связи; г. Москва (1937г.)/

      В 12.1920г. по решению коллегии НТО ВСНХ при ГОНТИ образована Экспериментальная мастерская по новейшим изобретениям. Пост. СТО от 18.07.1921г. в Петрограде было создано Техбюро с мастерской; 3.08.1921г. вышло пост. СНК об отпуске 15 млн. руб. для «проведения в жизнь изобретения Бекаури в области военно-морской техники». 15.08.1921г. (в соответствии с декретом от 9.08.1921г.) на его базе создано «Остехбюро (ОТБ) по военным изобретениям спецназначения» при НТО ВСНХ для «осуществления в срочном порядке изобретения военно-секретного характера В.И. Бекаури». Остехбюро действовало в ведении НТО (с 1926г. – НТУ) ВСНХ (в 1924г. передано в ведение НКпоВМД131) (есть также упоминание, что ОТБ было переименовано в КБ № 5). 9.01.1929г. вышло пост. СТО об усилении связи НКВМ с Остехбюро. Пост. СНК от 3.06.1930г. ОТБ с 07.1930г. передано в подчинение технического штаба Начальника вооружений РККА НКВМ. Пр. РВС от 28.08.1930г. утверждено новое Положение о ОТБ, согласно которому Остехбюро подчинено непосредственно Наркомвоенмору. В 1932г. основная часть ОТБ (кроме морских работ) переведена в Москву ст. Подлипки и выделена в Экспериментальный институт НКТП по работам РККА (далее – КБ-29). В 03.1932г. Осконбюро передано в ведение ВОТИ НКТП. В соответствии с пост. СТО № 18сс от 27.04.1933г. Осконбюро отнесено к предприятиям, имеющим оборонное значение. По пр. НКОП № 06сс от 30.12.1936г. Осконбюро переименовано в КБ-21; по пр. № 59 от 14.02.1937г. КБ-21 передано в ведение 10ГУ НКОП (находилось по 1939г.), пр. № 90 от 13.03.1937г. утвержден Устав КБ.

      Основателем и руководителем ОТБ был Бекаури, который пользовался поддержкой СТО (кроме работы в ОТБ, Бекаури увлекался созданием несгораемых шкафов повышенной секретности, исключавших возможность взлома; один из таких шкафов был личным сейфом И.В. Сталина). ОТБ разместилось в здании электротехнического корпуса ГОНТИ. Пр. № 1 по ОТБ от 15.08.1921г. в его состав переведены все сотрудники отделов слабых токов и токов высокой частоты ГОНТИ во главе с профессором В.Ф. Миткевичем. По пр. № 2 по ОТБ от 18.08.1921г. в ОТБ образовано 6 отделений: специальное, авиационное, подводного плавания, взрывчатых веществ, электромеханических исследований и экспериментальных исследований.

      В 1921-29г. в ОТБ действовало три основных научно-технических отдела по разработке военно-морского, самолётного и радиотелемеханического вооружения. После передачи ОТБ в НКВМ (в 1930г.) образовано ещё два отдела. Действовали отделы: 1-й по разработке механизмов и приборов управления кораблями, 2-й торпедостроения, 3-й минного вооружения, 4-й авиационного вооружения, 5-й (физико-электротехнический) занимался радиосвязью и телемеханикой. В 1923г. разработана серия мин «ВВС» – морских, речных и сухопутных, устанавливаемых с самолета. В 1925г. ОТБ поручено разработать дрейфующую мину. С 1927г. разрабатывалась авиационная мина МИРАБ, пнв в 1939г. В 1930-е г. разрабатывались «Сверхторпеды» типа «СУ» калибром 610 и 686 мм.

      7.02.1922г. ОТБ передан завод Пека (далее – «Красный изобретатель»). В 1923г. ОТБ арендовало часть мастерских завода «Торпедо», в 1926г. завод передан в ведение ОТБ (в 1932г. стал самостоятельным). В 12.1931г. в составе ОТБ введен в строй опытный Завод им. Ворошилова (в 1932г. он также стал самостоятельным, далее № 231). Возможно, в 1930г. бюро передан ремонтный завод № 47.131 Кроме того, ОТБ имело отделение в Москве, опытно-испытательные станции в Севастополе, на Копенском озере (под Ленинградом), пристрелочную станцию в Феодосии (далее завод № 238).

      21.03.1922г. в Физико-электротехнической части (ФЭТЧ) Остехбюро образован отдел волнового управления (ОВУ). С 1922г. начались работы телемеханическому оружию. Создана мина ВУ, управляемая звуковым сигналом (испытана в 09.1922г.). В 04.1924г. на Черном море В.Ф. Миткевичем и Н.Н. Циклинским проведены первые эксперименты по радиоуправлению объектами на расстоянии. Создан радиоуправляемый фугас БЕМИ (Бекаури, Миткевич). Испытания закончены в 03.1927г., в 1929г. фугас и прибор телеуправления БЕМИ приняты на вооружение. В 1925г. разработан опытный образец магнитного неконтактного взрывателя для торпеды 45-12 (М.И. Фролов, Н.В. Минаев и В.Л. Сахнин). В 1927г. создана торпеда 53-27 (на базе торпеды, разработанной в 1917г. на заводе Лесснера). К 1929г. была создана и пнв 18-дм торпеда; прибор ВС, обеспечивавший торпеде круговое движение и по спирали; парашют для торпедометания с самолета. Созданы радиоуправляемые торпеды «Акула-1», «Акула-2» (испытаны в 08-10.1935г.).

      По заказу ОТБ в 11.1924г. Туполев начал проектировать ТБ-1. Для него в ОТБ создана телемеханическая система «Дедал». В 12.1925г. по заказу ОТБ начата разработка ТБ-3. Решались задачи создания автопилота (Р.Г. Ниренберг, А.И. Марков). (Вероятно, позднее Р.Г. Ниренберг работал в КБ-29). Телемеханикой занимался Р.Г. Чачикян (с 1933г.). Было испытано несколько систем управления, в т.ч. с автопилотами АВП-3 и АВП-7, но до 1937г. не было создано ни одного приемлемого устройства. 25.01.1938г. работы по теме закрыли, а три ТБ-3, находившиеся в ведении ОТБ забрали. Далее работы по телемеханике велись в НИИ-22 НКАП и на заводе № 379 НКАП.

      Работы по телеуправлению танками. В 1929-30г. испытан танк «Рено», управляемого по кабелю, в 1931-32г.- радиоуправляемого МС-1. В 1932г. испытан Т-26, оснащенный аппаратурой «Мост-1», а затем «Река-1» и «Река-2». В 1933г. испытан телетанк ТТ-18. В 1934г. работа «Титан» по разработке ТТ-26, оснащенного огнеметом и прибором пуска ОВ (в 1935-36г. построена серия из 55 машин). В 1938г. создан ТТ-ТУ с подрывным зарядом. В 1938-39г. – танк А-7 на базе БТ-7, оснащен прибором пуска ОВ КС-60. Работы по телемеханическому танку «Ветер» на базе Т-37А.

      В 1935г. разработана система управления артогнём для танка Т-35 «ПУАТ-35» по образцу корабельных ПУС, в её составе 9-футовый дальномер «Барр и Струд».

      Проводились также работы по телеуправлению катеров. 20.10.1924г. был испытан управляемый по радио «катер-торпеда» «Пионер». Система телеуправления катерами с корабля была создана в 08.1931г. При сравнительных испытаниях предпочтение было отдано системе телеуправления с самолета конструкции А.Ф. Шорина, которая и была принята на вооружение. Всего было изготовлено 50 телеуправляемых торпедных катеров (работы по их усовершенствованию затем вели ЛФ НИИ-10 и ЛФ НИИ-20).139

      В 1926г. начаты работы по созданию авиационных мин. В 03.1932г. пнв «ВОМИЗА-100» («воздушная мина заграждения») как МАВ-1. В 1931г. создана «ВОМИЗА-250» (МАВ-2). Ниренбергом разработана конструкция агитационной бомбы. Заседанием РВС от 17.03.1931г. (протокол № 12) пнв авиабомбы разработки Остехбюро. Создан 4-цилиндровый авиационный компрессор.

      По Положению от 28.08.1930г. ОТБ занималось разработкой и внедрением «изобретений и новых конструкций военного характера в области авиации, телемеханики, радиосвязи и вооружения ВМС».

      Разработаны проекты: телеуправляемого дота, вооруженного пулеметами и огнеметом «Рог» (испытан в середине 1930-х); радиоуправляемого мотоброневагона «Ураган» и бронемотодрезины «Смерч», снаряженных ОВ. Созданы также неконтактные взрыватели для торпед, торпедные аппараты, якоря с часовым механизмом.

      Пр. № 00112 от 23.05.1937г. ОТБ поручено разработать в 1937г. систему автоматической перезарядки и электроспуска пулемета ШКАС на самолете И-16; для этого выделить на заводе № 81 помещения для опытных и конструкторских работ.

      В 1934г. создан 1-й отдел – подводных лодок. Созданы: телеуправляемое автномное подводное специальное судно (АПСС); автономная подводная лодка (АПЛ) «Пигмей»; радиотелеуправляемая подводная лодка; малая подводная лодка. АПСС и АПЛ были построены в нескольких экземплярах, но на вооружение не приняты.

      В 1933г. действовал отдел № 2 модернизации и разработки новых образцов торпедного оружия.

      К 1937г. ОТБ имело флотилию из нескольких десятков экспериментальных судов, в т.ч. эсминец «Конструктор», тральщики «Инженер», «Микула», десятки самолетов (19.09.1937г. вся флотилия передана в НИИ-36 НКОП).

      По пр. НКО № 0015 от 2.04.1937г. и НКОП № 075 от 11.04.1937г. Остехбюро в полном составе передано из НКО в ведение непосредственно НКОП. По пр. № 0160 от 20.07.1937г. ОТБ реорганизовано в Особое техническое управление НКОП с дислокацией в Москве. В Ленинграде остался филиал Остехуправления. На базе ОТБ созданы самостоятельные НИИ-22 и НИИ-36. Бекаури отстранен от руководства и арестован, 8.02.1938г. он расстрелян.

      КБ-21 имело экспедицию в Кречевицах.

      29.06.1937г. вышел пр. НКОП № 00144 о неудовлетворительной работе КБ (не было выполнено ни одно из основных заданий правительства). Этим пр. было снято руководство КБ-21; предписано: усилить работы по строительству опытной производственной базы на ул. Швецова; тематику КБ передать: разработку аппаратуры по прямоточным котлам – на завод № 230; производство ДСМ – на завод «Ленпишмаш»; танковую группу – на завод № 213; разработать тематику единого отраслевого института на базе КБ-21 и НИИ № 12 и к 1.01.1938г. представить проектное задание. По пр. № 0196 от 8.09.1937г. КБ-21 ликвидировано. Тематика по автопилотам с оборудованием и кадрами, а также опытный завод КБ переданы в НИИ-12. На базе оборудования и кадров части КБ-21 по телемеханике организован Телемеханический институт (НИИ-20), ему переданы помещения по ул. Красной связи.

      Численность персонала ОТБ (02.1927г.)- 447 чел., (08.1929г.)- 730 чел.

      Начальник КБ-21 (-29.06.1937г.)- Архаров (снят); и.о. (28.06.1937г.-)- М.Ф. Измалков.

      Гл. инженер (23.01-28.06.1937г.)- Г.В. Коренев (снят); и.о. (28.06-25.09.1937г.)- А.Р. Бонин (снят).

      Начальник экспедиции в Кречевицах (28.06.1937г.-)- Г.В. Коренев.139

      Заведующий, начальник ОТБ (1921-11.09.1937г.)- В.И. Бекаури (репрессирован) {1882-1938}.

      Зам. начальника (-06-21.09.1937г.)- Я.Я. Петерсон (снят), (21.09.1937г.-)- П.З. Стась.

      Гл. инженер (-1937г.)- Ю.А. Шаровский.

      Начальники отделов: ОВУ (1922г.-)- В.Ф. Миткевич; минного (1920-е-30-е)- А.А. Пятницкий; № 1 (1934-37г.-)- Ф.В. Щукин; № 2 (1933-37г.)- Г.М. Озеров; (-1928г.)- П.Л. Калантаров.

      Гл. конструктор отдела № 1 (1934-37г.-)- Ф.В. Щукин. Гл. конструкторы: (1927г.)- Р.Н. Корвин-Коссаковский (53-27).

      Начальники лабораторий: радиоприемных устройств (-1938г.)- С.Н. Гарнов; (1936-38г.)- В.В. Самарин, Ю.А. Шаровский. Начальник опытовых работ (-1933г.)- Г.М. Озеров.

      Зам. начальника лаборатории: Ю.А. Шаровский.

      Создано: первый отечественный магнитоэлектрический взрыватель для торпед (1927); «телемеханический самолет ТБ-1», радиоуправляемый МБР-2 (1934); радиофугас БЕМИ (1927); торпеды: 53-27 (1927), 53-36 (1936), радиоуправляемые «Акула-1», «Акула-2» (1935); авиационные мины: ВВС (1923), МАВ-1 (мина авиационная высотная, пнв в 1930-е), МАВ-2 (1932), ВОМИЗ-100 (воздушная мина заграждения, МАН-1, низковысотная), ВОМИЗ-250 (МАН-2), МИРАБ (пнв в 1939г.); АПСС – автономное подводное специальное судно (1936), АПЛ (автономная ПЛ) «Пигмей» (1936).61

Экспериментальная мастерская новейших изобретений (ЭКСМАНИ)

      ЭКСМАНИ организована в 1921г. в ведении НТО ВСНХ.

      Председатель ученого совета (1921г.-)- проф. В.И, Ковалевский.

      Зам. председателя ученого совета (1921г.-)- академик В.Н. Ипатьев.

      Члены ученого совета: (1921г.)- В.И. Бекаури, (1921г.-)- Г.А. Забудский, (1921г.-)- В.С. Игнатовский, (1921г.-)- проф. И.В. Мещерский, (1921г.-)- В.Ф. Миткевич, (1921г.-)- М.М. Тихвинский.

Опытный завод КБ-21

      /г. Ленинград ул. Швецова/

      При ликвидации КБ-21 по пр. № 0196 от 8.09.1937г. опытный завод также передан НИИ-12 и преобразован в Экспериментальный завод по автопилотам, на базе завода организован Ленинградский филиал НИИ-12139 (далее, вероятно, это завод № 379 НКАП).

< 1 2 3 4 60 >