Предприятия № 61-100

      

ГС завод № 82 НКАП, МАП, МособлСНХ, МОП, п/я 1309, Тушинский машиностроительный завод(ТМЗ) ГКАТ, МАП, А-1132, ОАО «ТМЗ»

      /г. Тушино Московской обл. ул. Молотова (1947г.); 123362 (123363 Д-363) г. Москва, Д-362 ул. Свободы, 35 ст. Тушино Московской ж/д «Высь»/

      /123362 г. Москва ул. Свободы, 35 тел. 493-30-47 www.oao-tmz.ru/

      14.03.1942г. вышло пост. ГКО № 1442сс о производстве самолетов Як-7. На территории эвакуированного завода № 81 НКАП в Тушино по пр. № 210сс от 16.03.1942г. был образован новый самолетостроительный ГС завод № 82 НКАП при 1ГУ. Имел наименование «п/я 1309».

      Начато освоение производства Як-7. 16.03.1942г. вышло пост. ГКО № 1465 об укомплектовании завода оборудованием; 23.04.1942г. – пост. ГКО № 1631 об обеспечении завода рабочей силой. По пост. ГКО № 1659 от 26.04.1942г. завод к 30.05.1942г. должен был быть пущен в эксплуатацию, в 1942г. завод обязан был выпустить 400 самолетов Як-7. В соответствии с пост. ГКО № 1789 от 19.05.1942г. на заводе начато освоение производства Як-7 с мотором М-105ПФ. 11.08.1942г. вышло пост. ГКО № 2169 об увеличении выпуска Як-7 на заводе, а 9.09.1942г. – новое пост. ГКО № 2281 о программе выпуска Як-7 на заводе. В соответствии с пост. ГКО № 4429 от 26.10.1943г. завод переведен на выпуск Як-9.

      По пр. № 14с от 13.01.1943г. в состав завода № 82 влит завод № 290 НКАП со всем оборудованием и личным составом. 9.05.1944г. вышло пост. ГКО № 5850 о строительстве заводской ВПП.

      Производство (шт.): (1945г.): Як-9 ВК-107А – 443; Як-9У – 1.166

      В конце войны на заводе восстанавливались для летных испытаний два трофейных «Арадо-234».

      В 1945г. на заводе изготовлен опытный троллейбус МТБ-10 на шасси ярославского ЯТБ, с 1946г. развернуто их серийное производство как МТБ-82. В 1946г. начат также выпуск трамвайных вагонов.

      В 1946г. заводу поставлено 5 трофейных прессов фирмы «Шуллер» для глубокой вытяжки.

      С 1.04.1950г. завод № 82 передан из 1ГУ в 10ГУ, а с 1.10.1951г. – в 6ГУ. С 1.04.1955г. завод № 82 передан из 6ГУ в ведение МОП (пр. № 268сс/оп от 19.04.1955г.). В 07.1959г. завод № 82 – в ведении МособлСНХ РСФСР.169 С 1963г. получил название ТМЗ, в 1972г. – в ведении 1ГУ, в 1987г. –12ГУ МАП. Имел наименование «п/я А-1132» (1984-87г.).62

      По пр. МАП № 991 от 17.06.1951г. ОКБ-2 завода № 3 МАП переведено на завод № 82 МАП в Тушино и продолжило работу как ОКБ-4 МАП гл. конструктора Н.И. Камова (далее – МКБ «Молния», гл. конструктор- М.Р. Бисноват).

      Являлся производственной базой ОКБ-82 Потопалова. В 1962-65г. при заводе действовало СКБ гл. конструктора Г.Г. Бубнова.

      Со второй половины 1970-х г. завод вместе с НПО «Молния» принимал участие в создании ОК «Буран». В начале 1980-х г. здесь был доработан самолет 3М в ВМ-Т для перевозки крупногабаритных осеков МКС «Энергия-Буран». На заводе осуществлялась предварительная сборка планеров ОК «Буран» массой не более 50 т. Она лимитировалась грузоподъемностью самолета ВМ-Т, перевозившего планеры на Байконур, где производилась окончательная сборка.19

      В 1997г. преобразован в ОАО ТМЗ. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      К 2008г. корпуса завода пустовали, площади сдавались в аренду мелким фирмам. Завод планировалось закрыть, на его месте построить торгово-развлекательный центр, гостиницу.

      Количество оборудования (05.1946г.)- 823 м/р станков.

      Численность персонала (05.1946г.)- 2718 раб., (1972г.)- 8950 чел., (1990г.)- около 15 тыс. чел., (2005г.)- около 1000 чел.

      Директор (1939-41г.; 1943-44г.)- Н.В. Климовицкий, (11.1941-04.1942г.)- В.М. Дубов, (04.1942г.-)- Бугров, (11.1944- 02.1947г.)- А.В. Агуреев, (1982-99г.)- С.Г. Арутюнов. Гендиректор (1990-е)- С. Аргунов, (-2000-02г.)- Н.В. Волков, (7.02.2003-05г.-)- А.С. Башилов.

      Зам. директора (1980-е)- И.К. Зверев.

      Гл. инженер и.о. (05.1946г.)- Архипенко; (1955-58г.)- А.В. Потопалов.

      Начальник производства (1952-55г.)- А.В. Потопалов.Начальники отделов: КО (08.1943г.)- Н.С. Черняков; секретного (1990г.)- В.М. Горьков.

      Зам. начальника бригады: (1963-64г.)- С.Х. Нарбиков.

      Производство: самолеты: Як-7 (1942-44)-1320,98 Як-9 (1944-45)- 817,98 Ту-2 (1951-52)- 25,98 Ли-2, Т-4 («100») (конец 1960-х), «105.12» (1976), планеры ОК «Буран» (-1988)- 3, спортивно-пилотажный И-3 (СП-91) (2002); летающие модели «Бор-4» (1980-е); крыло и топливные баки МиГ-23, узлы для истребителей МиГ; ЗУР: изд. «32Б» (1952)- 40, «205» (В-300, 1952-54), «207» (1954-60), «217М» (1960-61), «400» (1961)- опытная партия, ракеты-мишени (2005); ЖРД: С2.711 для В-750 (1955-); антенный передвижной комплекс «Нева»;

      троллейбус МТБ-82 (1945-49); ветроэнергетические установки мощностью 1 МВт (1990-е), оборудование для малых ГЭС (2005); промышленный комплекс по переработке автошин (1998-2005-), городские автобусы (2005).

ОКБ завода № 82 МАП, ОКБ-82 МАП гл. конструктора М.М. Пашинина

      /г. Тушино Московской обл. п/я 1309/

      Сначала для развития гражданского производства в послевоенный период по пр. № 176асс от 29.03.1946г. при заводе № 82 образовано на базе СКО завода ОКБ-82 по разработке и внедрению в серию троллейбуса МТБ-82. Самолетостроительное ОКБ при 7ГУобразовано в соответствии с пост. СМ № 1145-471сс от 31.05.1946г. и пр. МАП № 564(546) от 21.08.1946г.

      К 1947г. в ОКБ переведено около 210 специалистов из Куйбышева (видимо, это бывшие работники завода № 464, где работал Пашинин, эвакуированные на завод № 1).

      Разрабатывался проект винтореактивного самолета С-82 (неудачно).

      ОКБ ликвидировано по пр. МАП № 440сс от 21.06.1948г. Часть площадей и личного состава ОКБ-82 была передана в 07.1948г. вновь организованному ОКБ-4 при заводе № 82, а другая часть – заводу № 82 МАП.

      Гл. конструктор (1946-48г.)- М.М. Пашинин.

ОКБ-4 при заводе № 82 МАП

      /г. Москва Тушино п/я 1327/

      В соответствии с пост. СМ № 4001-1368 от 12.12.1947г. организовано ОКБ под руководством М.Л. Миля. Сначала ОКБ располагалось в помещении 5-й лаборатории ЦАГИ в Жуковском, с 07.1948г. переведено в Тушино на завод № 82. Здесь по пр. МАП № 440сс от 21.06.1948г. создано ОКБ-4 7ГУ, ему передана часть площадей и личного состава ликвидированного ОКБ завода № 82.

      Доводка экспериментального геликоптера ЭГ-1, постройка и испытания вертолета ГМ-1 (Ми-1, первый полет 20.09.1948г.).

      По пр. № 991 от 17.06.1951г. М.Л. Миль с группой конструкторов переведен в Москву на площадку опытного завода № 3 МАП в помещения ликвидированного ОКБ И.П. Братухина, ОКБ-4 ликвидировано и исключено из числа действующих.

      На его место на завод № 82 переведено ОКБ-2 гл. конструктора Н.И. Камова и переименовано в ОКБ-4 МАП.

      Гл. конструктор (07.1948-06.1951г.)- М.Л. Миль.

КБ завода № 82 МАП, КБ-82 МАП, ОКБ-82-51 МосгорСНХ, МКБ «Буревестник» МАП, М-5188

      /г. Москва п/я 4705/

      Образовано в 01.1954г. на базе серийного КО (СКО) завода № 82 для внедрения в производство ЗУР В-300. При передаче в 1955г. завода № 82 в МОП КБ было расформировано. Часть кадров возвращена в СКО, а часть (39 чел.) переведена в ОКБ-301. Вскоре, в 08.1955г., ввиду необходимости продолжения работ по ЗУР «205» и «207А», принято решение о восстановлении КБ завода № 82 МОП с подчинением его ОКБ-301 С.М. Лавочкина. С 1965г. – МКБ «Буревестник», в 1972-75г. – в ведении 1ГУ МАП. Имело наименования «п/я 4705» (1965г.), «п/я М-5188» (1967-68г.). В 02.1976г. объединено с КБ «Молния» в НПО «Молния».

      В 1954-55г. В-300 успешно внедрена в серию, разработана техдокументация на изд. «207А». 8.03.1958г. вышло расп. правительства № 739-рс о комплектации ракет «207А» радиовзрывателями. До начала 1956г. разработана техдокументация на «215» и запущена в производство. Руководил работами М.М. Пашинин.

      В соответствии с ПСМ № 1157-487 от 27.10.1960г. начаты работы по ракете 9М33 для ЗРК «Оса». Из-за отсутствия удовлетворительных результатов решением правительства в 09.1964г. работы переданы в ОКБ-2 («Факел»).

      В 1960-е г. создана ЗУР «218» со специальной БЧ (испытана в 1964г.).

      С 1961г. – разработка ракет-мишеней.

      В ОКБ действовал филиал ОКБ Сухого (1966г.). При МКБ была создана опытно-экспериментальная производственная база по изготовлению деталей самолетов и ракет.

      Численность персонала (1972г.)- 1500 чел.

      Гл. конструктор ОКБ (1958-76г.)- А.В. Потопалов.

      Руководитель (1965-76г.)- А.В. Потопалов.

      Зам. гл. конструктора (-1956г.)- М.М. Пашинин.

      Создано: ЗУР: «207А», «218», опытная «Оса» (9М33, передана в «Факел»), «625», УР-ВС (1960); ракеты-мишени РМ-207 «Белка, «Куница», «Соболь», РМ-217 (1980-е г.), «Звезда», «Стрела» из ЗУР типа В-300; разработка средств системы С-25М, работы по Т-4.

СКБ завода

      Начальник (1962-65г.)- Г.Г. Бубнов.

      Гл. конструктор (1962-65г.)- Г.Г. Бубнов.

      

Специальное технологическое бюро № 82 (СТБ-82)

      См. завод № 444 МСП.

< 1 31 32 33 60 >