Предприятия № 101-150
Завод № 126 НКТП, НКОП, НКАП, МАП, п/я 40, Дальневосточный машиностроительный завод (ДМЗ), Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина МАП, М-5873, ФГУП «Комсомольское-на-Амуре авиационное ПО (КнААПО) им. Ю.А. Гагарина», ОАО «КнААПО»
/пос. Дзёмги Хабаровского кр.; 681014 г. Комсомольск-на-Амуре, 14 Хабаровского кр. ул. Советская ст. Дзёмги Дальневосточной ж/д «Канал»/
/681018 г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского кр., ул. Советская, 1 тел. 52-62-00 www.knaapo.ru, www.ceebd.co.uk/knaapo/
/Московское представительство: тел. 933-58-14/
Самолетный завод начал строиться летом 1932г. По пр. ГУАП № 5/128сс от 25.02.1932г. новостройке присвоено наименование – завод № 126 НКТП, по пр. № 7/154 от 15.03.1932г. завод передан в ведение «Авиастроя» ГУАП НКТП (официальным днем рождения считается 18.07.1934г.). Вступил в строй в 1936г. в составе Самолетостроительного треста ГУАП НКТП. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП (и на 12.1938г.). По пр. № 262сс от 22.03.1941г. завод передан в 10ГУ НКАП (и на 02.1942г.). В 1945г. – в ведении 1ГУ НКАП.
Летом 1932г. разлив Амура уничтожил стройплощадку завода, строительство было перенесено на 4,5 км от реки. В соответствии с пост. СТО № 72сс от 13.08.1933г. требовалось закончить основное строительство завода в 1934г., в 1-м полугодии 1935г. начать подготовку производства гидросамолета МК. Пост. СТО № К-118сс от 31.07.1934г. (в развитие пост. СТО № К-21сс от 17.02.1934г.) были установлены сроки сдачи объектов: гл. корпус (без сборочного цеха) – 1.03.1935г., сборочный цех – 1.06.1935г., гидроспуск – 1.05. По пр. ГУАП № 290 от 8.09.1934г. «для своевременной подготовки производства завода» организована «пусковая контора» в Москве под руководством зам. начальника строительства Золотарева со штатом 42 чел. Пост. СТО № 118сс от 31.07.1934г. заводу поручена организация производства Р-6. С 1.04.1935г. начато освоение производства, 1.05.1936г. собран первый Р-6, до конца года построено 20 шт. Пост. СТО № С-59сс от 20.05.1935г. требовалось расширить завод к 1937г. до мощности в 600 самолетов (200 ТБ-3 и 400 гидросамолетов). Пр. ГУАП № 59/324 от 8.10.1935г. заводу предписано: закончить строительство и монтаж оборудования всех производственных объектов к 1.01.1936г., на 1936г. установить программу в 25 ТБ-3; официальный ввод завода в эксплуатацию произвести в 11.1936г. после полного окончания строительства 1-й очереди и освоения производства ТБ-3. В 1936г. действовало 20 цехов.
В соответствии с пост. СТО № 85сс от 1933г. был утвержден мобилизационный план заводу на военное время: ТБ-3: 1935г. – 40 шт.; 1936г. – 150 шт.133
В соответствии с пост. СТО № ОК-128сс от 26.05.1936г. требовалось организовать на заводе в 1936-37г. ремонтный отдел годовой мощностью по ремонту самолетов: МДР-4 – 50, МБР-4 – 100, ТБ-3 – 100, моторов М-34Р – 200, М-34Н – 200, М-34РН – 500. Пр. № 0032 от 8.02.1937г. заводу предписано в 1937г. сдать в эксплуатацию производственные площади в 46 тыс. м2 и начать строительство ремонтного завода с окончанием в текущем году.
В соответствии с пост. СТО № ОК-111с от 11.05.1936г. завод специализирован на производстве 2-моторных бомбардировщиков и разведчиков, начата подготовка к производству ДБ-3. В 11.1937г. с завода № 39 был передан комплект чертежей и самолет-эталон; на завод командированы специалисты: с завода № 22 – 21 чел., с № 39 – 10 чел., с № 1 – 6 чел., с № 156 – 13 чел., из ВИАМ – 6 чел., из ГПИ-1 – 2 чел., из 1ГУ – 6 чел., с заводов № 32 и 18 – по одному чел. Пост. СТО от 20.12.1936г. заводу утверждена производственная программа на 1937г. (шт.): 100 ДБ-3 с 2М-85 и 2М-100. Но в 1937г. не было построено ни одного самолёта из-за плохих условий труда и возникшей эпидемии, в связи с которой за первое полугодие 1937г. с завода уволилось 800 чел. Первый ДБ-3 собран в 03.1938г., до конца года – 30 машин. С 1939г. планировали также выпускать ДБ-3ТП, в план завода на 1940г. включили 30 машин. В соответствии с пост. КО № 532 от 31.05.1939г. необходимо было с I-го квартала 1940г. начать выпуск ДБ-3Ф (с 1941 по 11.1944г. выпущено 2243 машины90). Цена ДБ-3 (1939г.) – 1530 тыс. руб.
В 1937г. под руководством В.Б. Шаврова (начальника Серийного КО) разрабатывался МДР-7 с использованием элементов конструкции и оборудования ДБ-3.
В 1939г. проектная мощность завода составляла 600 ДБ-3 в год.
В 08.1941г. заводу переданы построенные к тому времени корпуса завода № 130 НКАП. По пр. № 905с от 25.08.1941г. в подчинение заводу № 126 НКАП в качестве филиала передан завод № 83 НКАП с передачей из 1ГУ в 9ГУ. Начальником филиала/ зам. директора завода № 126 назначен Муратов. По пр. № 663с от 28.08.1942г. строительство завода № 130 НКАП передано заводу № 126. В него влит также завод № 329 НКАП. В соответствии с расп. правительства № 7352-рс от 8.06.1946г. по пр. МАП/МСП № 374/0136 от 17.06.1946г. недостроенные цехи № 2 и 13 бывшего завода № 130 с прилегающими к ним участками переданы заводу № 199.
В 11.1940г. заводу выдан план на 1941г. по выпуску 350 ДБ-3Ф.85
Производство (шт.): (1941г.): ДБ-3Ф – 360; (1942г.): ДБ-3Ф – 695; (1943г.): ДБ-3Ф – 658 (всеми заводами построено 1568 шт.166); (1944г.): ДБ-3Ф – 597 (всеми заводами построено 706 шт.166); (1945г.): ДБ-3Ф – 485; (1946г.): ДБ-3Ф – 4 (всего собрано 4 шт.166); (1950г.): МиГ-15 – 1, МиГ-15бис – 4298 (собрано 52), Ли-2П – 8 (2).166
С 03.1946г. завод № 126 – в ведении 10ГУ МАП. В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. передан в ведение Хабаровского СНХ РСФСР. В 1966г. завод № 126 переименован в Дальневосточный машиностроительный завод (ДМЗ), имел открытое наименование «п/я 40». В 1976г. ДМЗ переименован в Комсомольский-на-Амуре авиационный завод, в 1977г. присвоено имя Ю.А. Гагарина. В 1972-87г. – в ведении 1ГУ МАП, имел наименование «п/я М-5873» (1987г.). В 1989г. на базе завода как головного предприятия образовано КнААПО. В его состав вошёл также Комсомольский-на-Амуре машиностроительный завод.
В соответствии с ПСМ № 633-261сс от 22.03.1946г. по пр. № 183сс от 1.04.1946г. заводу поручено изготовить в 4-м квартале 1946г. 20 Ли-2. В 1946г. выпускал также ветровые двигатели.166
В соответствии с ПСМ № 343-217сс от 12.03.1956г. план на 1956г. по выпуску МиГ-17ПФ увеличен до 426 машин.166 В 1956г. начата подготовка к выпуску первых для предприятия сверхзвуковых машин – Су-7, в 1957г. построено первые 4 машины. Из-за отсутствия двигателей серийное производство начато в 1959г.
Производство: (1951г.): МиГ-15бис – 362; (1952г.): МиГ-15бис – 428, МиГ-17 – 75; (1953г.): МиГ-17 – 461; (1954г.): МиГ-17 – 604 (443166); (1955г.): МиГ-17 – 124, МиГ-17Ф – 336; (1956г.): МиГ-17Ф – 429; (1957г.): МиГ-17Ф – 113, Су-7 – 4; (1958г.): МиГ-17Ф – 38, Су-7 – 19; (1959г.): Су-7 – 96, Су-7Б – 2; (1960г.): Су-7 – 13, Су-7Б – 102.98
Производство: (1961г.): Су-7Б – 140; (1962г.): Су-7Б – 81, Су-7БМ – 19; (1963г.): Су-7БМ (включая -7БМК, -7БКЛ) – 150; (1964г.): Су-7БМ – 122; (1965г.): Су-7БМ – 100, Су-7У – 5; (1966г.): Су-7БМ – 85, Су-7У – 58; (1967г.): Су-7БМ – 100, Су-7У – 64; (1968г.): Су-7БМ – 130, Су-7У – 52; (1969г.): Су-7БМ – 114, Су-7У – 50, Су-17 – 5; (1970г.): Су-7БМ – 85, Су-7У – 75, Су-17 – 30.98
В 1976г. начата подготовка к производству Су-27, в 1978г. на завод передан комплект рабочей документации. В конце 1980г. собран первый серийный экземпляр, 20.04.1981г. он выполнил первый полет. Пост. правительства от 18.04.1984г. заводу в кооперации с ОКБ поручено построить в 1985-86г. три опытных Су-27К и конструктивно-технологический макет для ЧСЗ.
Производство: (1971г.): Су-7БМ – 62, Су-7У – 51, Су-17 – 60; (1972г.): Су-7БМ – 50, Су-7У – 10, Су-17 – 71, Су-17М – 20; (1973г.): Су-17 – 59, Су-20 – 50, Су-17М – 41; (1974г.): Су-20 – 68, Су-17М – 90, Су-17М2 – 15; (1975г.): Су-20 – 20, Су-17М – 70; (1976г.): Су-20 – 2, Су-17М – 32. Кроме того, построено в период: 1975-78г. – 75 Су-17УМ; 1975-77г. – 253 Су-17М2; 1975-80г. – 92 Су-22; 1976-82г. – 68 Су-22У; 1975-81г. – 488 Су-17М3; 1978-82г. – 165 Су-17УМ3; 1978-84г. – 303 Су-22М. Цена: Су-7Б – 400 тыс. руб.; Су-17 (1974г.)- более 1 млн. руб. По количеству построенных самолетов в период 1965-91г. завод стал третьим (после «Знамя труда» и Горьковского) – 11,9 % всех, выпущенных в стране.98
Производство: в период 1982-83г. – 71 Су-22М3; 1983г. – 9 Су-22УМ3; 1981-88г. – 231 Су-17М4; 1983-90г. – 400 Су-22М4; 1984-90г. – 77 Су-22УМ3К. Также в период 1982-92г. построено около 600 Су-27.98
В 1980-е г. на заводе существовал филиал ОКБ П.О. Сухого (начальник- В.И. Зименко).
Входил в состав АХК «Сухой» (2004г.). По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошел в число стратегических оборонных предприятий. По Указу президента РФ от 20.02.2006г. вошла в ОАО ОАК.
15.11.1994г. образовано совместное с ТАНТК предприятие АОЗТ «ТАКОМ-АВИА» для реализации программы выпуска Бе-103. Пр. по заводу от 23.01.1995г. был открыт заказ на постройку первых 4-х машин Бе-103. Представителем ТАНТК на заводе был Б.Г. Жуков. В 04.1999г. производство было приостановлено из-за катастрофы. 13.05.2002г. на КнААПО была возобновлена постройка 3 машин 32-й серии, а через месяц открыт заказ еще на 10 машин (23.05.205г. он был разбит на две серии- 32-ю и 35-ю по 5 машин).
Имелись цеха: № 21 (ЛИС), № 30, № 46, прицельных РЛК, гальванопокрытий, механосборочный; корпус под уникальный пресс, ацетиленовая станция. В 1993г. на базе цеха прицельных РЛК создан Дальневосточный радиоэлектронный завод «Авест».
В 1999г. на заводе введена система электронного проектирования и моделирования. Создан Инженерный центр, обеспечивающий внедрение CALS-технологий и компьютерное проектирование.
15.05.2000г. в Отделе рабочего проектирования ОГК завода образовано Комплексное инженерное бюро (КИБ).
Работы (2004г.): освоение производства С-80; подготовка производства семейства российских региональных самолетов RRJ, программа по созданию боевого авиационного комплекса пятого поколения; разработка Су-30МК2, самолета-амфибии СА-20П, СА-21 «Оса».
Производство: (1999г.): Бе-103 – 1; (2000г.): Су-30 – 10, Бе-103 – 1; (2001г.): Су-30 – 38, Бе-103 – 1; (2002г.): Су-30 – 19; (2003г.): Су-30 – 21, Бе-103 – 3; (2004г.): Су-30 – 28, Бе-103 – 2; (2005г.): Бе-103 – 8; (2006г.): Су-30 – 4; (2007г.): Су-30 – 12; (2008г.): Су-30 – 10, SSJ 100 – 2; (2009г.): Су-30 – 1, SSJ 100 – 1; (2010г.): Су-30 – 6, Бе-103 – 2, SSJ 100 – 2.98
Объединение являлось ведущим производителем боевых самолетов в России, крупнейшей авиастроительной компанией России (2004г.).
В период 1992-96г. построено 14 Су-27М, в 1992-2010г. – 50 Су-27СК и -СКМ. В 2006г. построен 1-й Су-80; в 05.2011г. – 1-й экземпляр серийного Су-35С.
26.09.2007г. построен 1-й опытный экземпляр SSJ 100, в 2008г. – второй, в 2009г. – 3 серийных машины; в 2011г. планировался выпуск 14 машин.
Имелось Московское представительство (директор (2005г.)- А.В. Скопин). Имелись цеха: 3, 7, 21, 30, 45, 46, 81.
Количество оборудования: (1936г.)- 226 ед., (11.1940г.)- 500 м/р станков, (05.1946г.)- 997 м/р станков.
Площадь производственная (1936г.)- около 17 тыс. м2.
Численность персонала (1936г.)- около 2 тыс. чел., (1937г.)- 2860 чел., (1945г.)- 6175 раб., (05.1946г.)- 4330 раб., (1949г.)- 5188 раб., (1952г.)- 9213 раб., (1.01.1965г.)- 18884 чел., (1972г.)- 22060 чел.
Директор (-06.1937-21.11.1938г.)- К.Д. Кузнецов (снят), (1937; -1951г.)- С.И. Белиловский, (1938г.-)- А.Н. Тер-Маркарян, (-06.1940г.)- А.В. Коломенский, (06.1940-11.1941г.-)- Д.А. Тимофеев, (-07.1945-05.1946г.-)- Медков, (1950-55г.)- К.Н. Беляк, (1955-65г.)- Ф.А. Березницкий, (1965-73г.)- В.Е. Копылов, (1973-88г.)- В.Н. Авраменко. Гендиректор (1989-94г.)- А.М. Петров, (1994-06.2006г.)- В.И. Меркулов, (3.06.2006г.-)- А.И. Пекарш.
Начальник строительства (10.07.1934г.-)- К.Д. Кузнецов, (22.05.1938г.-)- В.В. Ванециан. 1-й зам. гендиректора (1999г.)- Ю.Л. Иванов. Зам. директора: по техчасти (-3.08.1937г.)- П.М. Самсонов; по качеству (1988г.-)- В.И. Меркулов; (22.05.1938г.-)- В.В. Ванециан, (1941г.-)- Муратов. Зам. гендиректора (2000г.)- В. Викторов, (2003г.)- Б.Д. Брегман, (2006г.)- А. Степченков.
Зам. начальника строительства (-09.1934-03.1935г.)- Золотарев, (26.02.1935г.-)- П.А. Клевцов, (14.08.1938г.-)- Т.К. Дмитриев. Помощник начальника строительства (06.1934г.-)- А.И. Сапожников. Гл. инженер строительства (10.07.1934г.-)- А.А. Зайцев.
Технический директор (25.06.1934-02.1936г.-)- В.Е. Зверев, (-2001-03г.-)- В.И. Шпорт.
Зам. технического директора по развитию и техническому перевооружению (2007г.)- А.А. Сафонов.
Гл. инженер (1937г.)- Зверев, (14.08.1938г.-)- Т.К. Дмитриев, (1939г.)- Хомский, (05.1946г.)- Белиловский, (1966-67г.)- Куценко, (1993г.)- В.И. Меркулов, (1997-2003г.-)- В.И. Шпорт, (-2005-06.2006г.)- А.И. Пекарш.
Зам. гл. инженера: по производству – В.И. Меркулов; (1993г.)- Ю.А. Цюпко, А.М. Кормич. Зам. гл. технолога: (1993г.)- А.А. Васильев. Зам. гл. металлурга (1990-е)- А.М. Насонов.
Гл. конструктор (08.1940г.-)- А.М. Бульман, (1993г.)- Л.Д. Воробьев, (2001г.)- А.А. Новожилов.
Гл. технолог (17.12.1938г.-)- В.З. Шифрин. Гл. контролер- А.М. Кормич.
Гл. конструкторы: (-2000-05г.-)- П.В. Полищук (СА-20П).
Руководитель дирекции программ: АОН (2000г.)- Л.Д. Воробьев; Бе-103, СА-20П, Су-80 (-2005-06г.-)- С.А. Дробышев. Начальник Управления экспортной службы (2000г.)- С.А. Дробышев.
Зам. начальника по производству Управления по строительству и эксплуатации (12.1935г.-)- Самсонов.
Заведующий производством (05.1934г.-)- М.Г. Гурвиц. Начальник: представительства (06.1934г.-)- А.И. Сапожников, (11.1937г.)- И.Я. Шишов; филиала (1941г.-)- Муратов.
Начальники цехов: № 30 (1990-е)- А.Г. Сильченко; № 46 (1990-е)- Д.Н. Азаров; № 21 (ЛИС) и.о. (11.1937г.-)- Сафроньев; (2003г.)- И. Авгученко; окончательной сборки и.о. (11.1937г.-)- Савельев; фюзеляжного и.о. (11.1937г.-)- Якубовский; механосборочного- В.И. Меркулов; гальванопокрытий- В.И. Меркулов; слесарно-сварочного и.о. (11.1937г.-)- Люстров; (2007г.)- С.А. Жаворонков, А.М. Кормич, (2009г.)- И. Костин.
Начальники отделов: СКО (1937г.)- В.Б. Шавров, (05.1940г.-)- А.М. Бульман; КО по приспособлениям и.о. (11.1937г.-)- С.В. Кулаков; рабочего проектирования (2001г.)- В.Г. Носов; ОТК и.о. (11.1937г.-)- Копытин; ППО и.о. (11.1937г.-)- А.В. Широков; труда и.о. (11.1937г.-)- Марасанов; снабжения и складского хозяйства и.о. (11.1937г.)- Маншин; секретного (1987г.)- Ю.С. Качан, (1990г.)- А.В. Скопин; (2005г.)- А.Л. Канакин.
Начальники: Бюро электросхем (2001г.)- Л.Н. Федоров; КИБ (05.2000г.-)- П.В. Полищук; технологического бюро (1964г.-)- В.И. Меркулов; ПРБ цеха- Р.И. Кормич. Руководитель КБ общих видов (1990-е)- С.А. Дробышев.
И.О. помощника начальника СКБ (11.1937г.-)- А.Г. Гаврилов.
Руководитель лаборатории средств объективного контроля (2001г.0- О.В. Буценко.
Летчики-испытатели: (1942г.)- Галицкий, (2003г.)- В.А. Губер, (1999г.)- А.Н. Демченко, В.Д. Остренко, (1995-2002г.-)- А.В. Пуленко, С.В. Пырков, (-2002-03г.-)- Л.В. Чикунов, Ю.А. Эйсмонт.
Председатель совета директоров (2004г.)- М.А. Погосян.
Производство: самолеты: Р-6 (1936)- 20;98 ДБ-3 (1937-41)- 280,98 ДБ-3Ф (1941-46)- 2799,98 Ли-2 (1946-50)- 353,98 МиГ-15бис (1950-52)- 833,98 МиГ-17, -17Ф (1952-58)- 2180,98 Су-7 (1957-60)- 133 (13298), Су-7Б (1959-62)- 325,98 Су-7БМ, -7БМК, -7БКЛ (1962-72)- 1017,98 Су-7У (1965-72)- 365,98 Су-17 (1968-88)- 1705,98 Су-20 (1973-76)- 140,98 Су-22 (1975-90)- 1020,98 Су-27 (1980-2010-)- около 664,98 Су-30 (2000-10-)- 139,98 Су-33 (1986-2004-)- 33,98 Су-35 (1992-2004-), Су-35С (2011-), С-80 (1998-), Бе-103 (1995-2001; 2003-05; 2010-)- 18,98 Са-20П (2002)- 1, SSJ 100 (2007-11-)- 5;98 КР П-5, П-6 (1962); агрегаты для Ил-62 (1977-91): киль- 116, ГО- 120, обтекатели- 50;98 крыло, оперение и хвостовая часть для Су-24; комплектующие для ОК «Буран»; катера: «Восток», «Амур», «Амур-7, -К» (1990-е), «Стрела-3, -4, -8» (1990-е-2000-е), «Авиакобра» (1990-е-2000-е); автоматы для фасовки сыпучих продуктов (1990-е).
Комсомольский-на-Амуре машиностроительный завод МАП, Ю-9765
/681014 г. Комсомольск-на-Амуре, 14 Хабаровского кр. Комсомольское ш. «Канал»/
В 1987г. завод – в ведении 1ГУ МАП, с 1989г. – в составе КнААПО МАП. Имел наименование «п/я Ю-9765» (1987г.).74
Директор (1987г.)- А.М. Петров, (1990г.)- Г.А. Барабанов.
ОАО «Дальневосточный радиоэлектронный завод «Авест»
/681018 г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского кр., ул. Советская, 1 (а/я 8)/
Завод создан в 1993г. на базе цеха прицельных РЛК КнААПО.
Производство: телевизоры: «Авест» 37ТЦ-03-28, 37ТЦ04-75, 37ТЦ05-072, 38ТЦ04-ПС29, 38ТЦ05-ПС072, 54ТЦ01-02, 54ТЦ01-20, 54ТЦ02-36, 54ТЦ03-36, 105ТЦП01-10, 51ТЦЖК01-346; проигрыватели компакт-дисков: «Авест» AVD-03-R600, -04-M101, -05-R300, -06-202.
Комплексное инженерное бюро (КИБ) КнААПО, КО легких самолетов (КОЛС)
По пр. Гендиректора КнААПО № 520 от 15.05.2000г. в Отделе рабочего проектирования ОГК образовано Комплексное инженерное бюро (КИБ) во главе с П.В. Полищуком для создания экспериментального самолета-амфибии на базе Бе-103 с отечественными двигателеми и авионикой. По пр. № 144 от 12.02.2001г. началась постройка амфибии СА-20П.
По пр. № 540/к от 19.03.2002г. на базе КИБ создан Конструкторский отдел легких самолетов (КОЛС).
Начальник (15.05.2000-02г.-)- П.В. Полищук.
Завод № 126 НКАП
/г. Куйбышев/
Образован в 1941г. в 10ГУ НКАП.