Предприятия № 11-20

      

Завод № 16 ВСНХ, НКТП, НКОП, Завод № 16 им. Сталина НКАП, МАП, МОП, п/я 735, Казанский моторостроительный завод МАП, Казанское моторостроительное ПО (КМПО) МАП, Г-4423, ОАО «КМПО»

      /г. Воронеж ул. Кольцовская; г. Казань с. Караваево/

      /Татарстан 420036 г. Казань, 36 ул. Дементьева, 1 ст. Восстания Горьковской ж/д «Арфа» тел. 54-14-32, 71-94-01 www.kmpo.ru/

      /Московское представительство: тел. 755-42-39/

      Ремонтный завод «Р» образован в 1930г. в ведении ВОА ВСНХ, официальным днем рождения считается 10.08.1931г.143 По пр. ВАО № 5 от 4.01.1931г. строящемуся заводу «Р» присвоен № 16. В 01.1932г. завод входил в число предприятий, имеющих оборонное значение. По пр. ГУАП № 7/154 от 15.03.1932г. завод передан в ведение Самолетостроительного треста ГУАП НКТП. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП, по пр. № 33сс от 1/3.02.1938г. передан в ведение созданного ГУ авиационного моторостроения, в 12.1938г. – в ведении 18ГУ.

      В 1930-34г. производил ремонт двигателей М-17 и М-22, ремонт самолетов ТБ-1, ТБ-3, Р-6, И-4. I пятилетним планом предусмотрено развитие мощности завода (мобилизационной) (моторов): 1931/32г. – 300; 1932/33г. – 2000.160 В 1933г. переведён на выпуск изделий вооружения. В 1934г. строился ТШ-2 С.А. Кочерыгина.

      В соответствии с пост. СТО № 158сс от 25.07.1931г. требовалось в течение 4-го квартала 1931г. – 1-го квартала 1932г. подготовить для заводов № 16 и 18 4 тыс. рабочих. Пр. ГУАП № 14/294 от 3.06.1932г. установлены сроки ввода объектов: сварочный цех, газо-генераторная, кузница и термическая – 1.06.1932г. По пр. № 5/35 от 27.01.1934г. основным направлением деятельности завода определено моторостроение, сохранив на переходный период и производство стрелкового вооружения; в программу завода на 1934г. включен выпуск 25 моторов М-11 в кооперации с № 29. Программа на 1935г.: 250 шт. М-11, 50 М-48. К 01.1936г. было необходимо довести мощность до 500 М-11 и 250 М-48. По пр. № 41/248 от 28.07.1934г., в связи с загрузкой завода заказами по авиамоторам и окончанию всех работ по изделиям вооружения, к 1.10.1934г. их выпуск передан на другие заводы. В соответствии с пост. СТО № К-91сс от 14.07.1934г. по пр. № 44/260 от 9.08.1934г. на заводе не позднее 1.10.1934г. должно быть образовано КБ (гл. конструктор – П.М. Ланде). Пост. СТО № С-44сс от 25.04.1935г. утвержден план развития мощностей завода после окончания строительства и расширения: 1935г.: М-11 – 800 шт.; 1937г.: М-11 – 8000, М-25 – 5000 шт. Производственная программа на 1935г.: план (сдано на 1.01.1936г.) (шт.): М-11 – 705 (200). Планом опытного строительства на 1936-37г. предусмотрена постройка М-11Ф, 140 л.с. с выходом на госиспытания к 1.10.1936г. В соответствии с пост. СТО № ОК-259сс от 27.12.1936г. требовалось организовать в 1937г. производство 6-и и 4-х цилиндровых моторов Рено.133 Пр. № 0032 от 8.02.1937г. заводу предписано к 1.04.1937г. сдать в эксплуатацию главный корпус и термический цех. Пр. № 0127 от 7.06.1937г. предписано в 3 квартале 1937г. внедрить в серию форсированные М-11Д и М-11Е; к 1.10.1937г. перевести ОКО завода в помещение бывших авиамастерских. Пост. СТО № ОК-256сс от 27.12.1936г. утверждена производственная программа завода на 1937г.: 3700 моторов М-11; затем она скорректирована: 3500 М-11 и головная серия 100 шт. «Рено» (вместе с заводом № 24). «В связи с невыполнением заводом правительственного задания по освоению выпуска лицензионных моторов» пр. № 73с от 4/8.03.1938г. требовалось обеспечить к 15.04.1938г. сборку первых 5 моторов МВ-6, во 2-м квартале – выпуск 15, в 3-м – 30, в 4-м – 55 моторов; начать работы по подготовке производства МВ-4 и МВ-12 с выпуском до конца года 45 шт. МВ-4 и 10 МВ-12. В соответствии с пост. правительства № 223сс от 10.09.1938г. и пр. № 381сс от 29.09.1938г. требовалось освоить и выпустить в 1938г. лицензионные моторы: МВ-6 100 шт., МВ-4 250 шт., МВ-12 10 шт.

      В 1936г. разработан проект форсирования мотора М-11, одобренный пр. ГУАП № 227 от 2.10.1936г.

      В 1939г. проектная мощность завода составляла: МВ-4, -6, -12 – 11 тыс. в год, М-11 – 5 тыс. шт. В 01.1940г. завод переведен на выпуск М-105, на 1941г. утвержден план по выпуску 2000 М-105, 1100 М-62 и 300 МВ-6.144

      Производство: (1939г.): М-11 – 5795 (вместе с заводом № 29), МВ-4 – 69, МВ-6 – 83; (1940г.): М-11 – 3387 (все заводы), МВ-4 – 6, МВ-6 – 9.166

      Завод имел филиал в Воронеже – Завод им. Сталина. Руководитель - Д.А. Морозов (затем- директор завода № 154). Зам. гл. конструктора филиала по маломощным моторам (09.1940г.-)- М.А. Коссов. Сюда в 09.1940г. передано с завода № 16 производство маломощных моторов (М-11 и МВ-6). В соответствии с пост. СНК от 26.07.1940г. и пр. НКАП № 193сс от 3.03.1941г. Завод им. Сталина получил самостоятельность и наименование ГС завод № 154 им. Сталина 3ГУ НКАП.

      В соответствии с пост. ГКО № 741с от 8.10.1941г. и пр. № 1053сс от 9.10.1941г. завод эвакуирован в г. Казань на площадку завода № 27 НКАП. Пр. № 1145сс от 20.11.1941г. образован единый завод № 16 НКАП объединением завода № 16 НКАП и завода № 27 НКАП. Позже влит еще завод № 489 НКАП. В 1941г. на завод № 16 в Казань эвакуировалась ГДЛ из Ленинграда.

      На площадке эвакуированного завода по пр. № 1090с от 28.12.1941г. организованы мастерские по ремонту двигателей М-11, М-88, М-89, М-105, М-35, М-38. Действовал цех по производству 82-мм батальонных минометов. Начальник мастерских- А.И. Седов. В соответствии с пост. СНК № 913-472сс от 11.06.1942г. и пр. № 287с от 16.04.1942г. мастерские должны были получить наименование ГС завод № 444 НКАП. Возможно, так и было некоторое время. Но затем по пр. № 185с от 2.04.1943г. на площадке бывшего завода № 16 организован завод по ремонту авиамоторов и производству запчастей, который получил наименование завод № 265 при 3ГУ НКАП.

      30.05.1942г. вышло пост. ГКО № 1831 об увеличении выпуска на заводе мотора М-105Р. В соответствии с пост. ГКО № 2412 от 14.10.1942г. завод перешел с производства М-105Р на М-105ПФ, 25.12.1942г. вышло пост. ГКО № 2654 об ускорении перевода завода только на выпуск М-105ПФ. К началу 1945г. выпускал 18 моторов в сутки.

      Производство: (1941г.): МВ-6 – 6; (1945г.): ВК-105ПФ – 3897, РД-1 – 180, РД-20 – 5; (1946г.): РД-20 – 51 (все заводы); (1947г.): РД-20 – 1115 (все заводы); (1948г.): РД-20 – 1779 (все заводы); (1949г.): РД-20 – 47 (все заводы).166

      Пр. МАП № 241 заводу поручено производство трофейного ТРД БМВ-004 с выпуском в 1945г. 30 двигателей (не выполнено). В соответствии с пост. ГКО в 1946г. на завод передано 1232 единицы (8 эшелонов, 150 вагонов) трофейного оборудования с завода БМВ в г. Басдорф (Германия), оснастка и задел по двигателю BMW-003.

      В 1946г. на старую площадку завода в Воронеже реэвакуирован завод № 154 из Андижана.

      С 03.1946г. завод № 16 – в ведении 3ГУ МАП. По пр. МОП № 475с от 7.07.1953г. передан в ведение его 3ГУ. В 1948-67г. завод имел наименование «п/я 735», с 1966г. – «п/я Г-4423» (и в 1984-87г.). В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. передан в ведение Татарского СНХ РСФСР. В 1972-75г. действовало Казанское ПО 3ГУ МАП в составе моторостроительного завода и Буинского филиала. В 1976г. на базе Казанского моторостроительного завода как головного предприятия создано Казанское МПО, в 1987г. – в ведении 13ГУ МАП. Также имело наименование «п/я Г-4423» (1987г.).74 В состав ПО входил также (1987г.) Буинский машиностроительный завод и подчинён самостоятельный Зеленодольский машиностроительный завод (новостройка).

      В 1946г. выпускал моторы лодочные подвесные и воздушные для нефтяной промышленности.

      В 1946г. для усиления ОКБ гл. конструктора Колосова планировалось выделить ему в корпусе № 36 завода 6000 м2 для размещения механического цеха на 200 станков, сборочного цеха и лаборатории; на испытательной станции завода выделить для ОКБ 2 стенда; передать с завода 130 м/р станков, 250 рабочих и 50 ИТР; передать весь личный состав КБ В.П. Глушко (126 чел.). После закрытия в 1948г. ОКБ-16 С.Д. Колосов продолжил работать на заводе № 16 МАП по газотурбинной установке М-1 для ВМФ. С 05.1954г. он назначен гл. конструктором СКБ газотурбинных установок на ЮТЗ.

      На заводе действовало ОКБ-276, в 1963г. оно слито с ОКБ-16 в единое ОКБ-276-16.

      В 1950г. создан турбовинтовой двигатель для кораблей ТРДВ-1 (5200 л.с.).

      В соответствии с ПСМ № 3193-1214 от 10.07.1952г. на заводе начата подготовка к производству двигателя АМ-3 для Ту-16. В соответствии с ПСМ № 1502-596сс от 12.06.1953г. по пр. № 378сс/оп от 16.06.1953г. план по выпуску ВК-1А на 1953г. уменьшен с 750 до 500 шт, АМ-3 – с 70 до 50 шт. В соответствии с ПСМ № 2037-940сс от 25.09.1954г. по пр. № 617сс план по выпуску АМ-3 на 1954г. увеличен с 240 до 275 шт.166166

      Производство (шт.): (1950г.): ТР-3 – 5; (1951г.): ТР-3 – 11; (1953г.): ВК-1А – 515, АМ-3 – 53; (1954г.): АМ-3 – 138; (1956г.): АМ-3 – 620.166

      С 1993г. – ОАО «КМПО». В 03.1997г. вошло в финансово-промышленную группу «Двигатели НК».50 По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. вошло в перечень стратегических предприятий.

      В 2002г. велись работы по организации участка сборки и испытаний ТВлД PW207 для вертолета «Ансат».

      Количество оборудования (02.1946г.)- 3154 ед. (в т.ч. 3080 м/р).

      Площадь производственная (02.1946г.)- 165 тыс. м2.

      Численность персонала (1931г.)- 3182 чел., (1932г.)- 2285 чел., (02.1946г.)- 11,7 тыс. чел. (8,2 тыс. раб.), (1972г.)- 19 тыс. чел., (2003г.)- около 12. 000 чел.

      Директор (-01-07.1934г.-)- Васильев, (-10.1936-29.08.1937г.)- Г.С. Девдариани (снят), (29.08.1937-; -08.1942-06.1945г.-)- М.М. Лукин, (-09.1941г.-)- В.И. Сухоруков, (-03-05.1946г.-)- Тарасов, (1960-е г.)- Р.Е. Загребельный. Гендиректор (1968-82г.)- П.А. Витер, (1982-2003г.-)- А.Ф. Павлов,49 (-10.2004-05г.-)- Д.З. Каримуллин.

      Зам. директора: (02.1934г.)- Скворцов, (06.1937г.)- М.П. Макарук; начальник филиала (1940-41г.)- Д.А. Морозов; по производству (1975г.-)- А.Ф. Павлов; по ПВО и охране (25.12.1938г.-)- А.С. Хорошилов. Помощник директора по найму и увольнению (27.11.1938г.-)- И.И. Карпов.

      Директор: технический (-01.1934-20.06.1935г.)- Юргенс, (20.06.1935г.-)- Макарук; коммерческий (10.2004г.)- А.В. Березкин.

      Гл. инженер (06.1937г.)- М.П. Макарук, (05.1946г.)- Месяцев, (2002г.)- М.Г. Хабибуллин.69

      Гл. конструктор (1937г.)- А.С. Назаров (переведен из ОКБ-29, в том же году арестован из-за катастрофы «7211»), (-1941г.)- С.Д. Колосов, (1954-63г.)- П.Ф. Зубец, (2002г.)- И.Х. Фахрутдинов.

      Гл. металлург (20.04.1935г.-)- З.А. Радин.

      Начальники отделов: ОКС (05.1936г.)- Линецкий; секретного (1987г.)- Ю.Р. Бондаревский.

      Начальник Серийного КБ (01.1942-04.1944г.)- С.Д. Колосов.

      Производство: самолёт ТШ-2 (1931-32)- 10;98 изделия вооружения: МФ-5, ТКП-5, КП-5, электровыключение Брагина, подвески ДАП-100, РД, мосты к ТБ-3, держатели для Р-5 и Р-6, кассетное ведро МКД, штауферы; ПД: М-11 (1935-37-), МВ-4 (-1939-40)- 75, МВ-6 (-1939-41)- 98, МВ-12, М-105Р (1942), М-105ПФ (1942-), П-800 (2004), М29П (2004); ЖРД РД-1 (1945)- 90; ТРД: РД-20 (1945-), РД-500, ТР-3 (1950-51)- 16,166 АМ-3 (-1953-56-), ВК-1, РД-3М-500, НК-4, НК-8-2, НК-8-3 (1967-76)~ 100, НК-8-4 (1964-79), НК-8-4К~ 15, НК-8-2У (1972-2004-)- более 2500, НК-16, НК-86 (1980-2004-), НК-87 (1986-), НК-93 (2004), АИ-22 (2004); корпуса для РДТТ 5С47 (1960-е); приводы для газоперекачивающих агрегатов НК-16СТ, НК-38СТ (2002), ГТ-009, ГПА-8,16; ремонт НК-8-2У, НК-86 (2002); автоматическая газораспределительная станция АГРС «Исток»; гидромеханическая передача для городских автобусов; газовая турбина для ТЭЦ (2004).

ОКБ завода № 16 НКАП

      /г. Воронеж/

      В 1940г. КБ-2 МАИ под руководством В.А. Добрынина было переведено на площадку завода № 16 НКАП и вошло в состав ОКБ завода. Работы по опытному мотору М-250.

      С началом ВОВ ОКБ по пр. № 1057сс от 10.10.1941г. эвакуировано в г. Уфу на площадку завода № 384 НКАП, а опытное производство (пр. № 1053сс от 9.10.1941г.) – в Уфу на площадку протезного завода. Здесь к 11.1941г. на базе ОКБ и Опытного производства образовано самостоятельное ОКБ-250 НКАП под руководством В.А. Добрынина.

      Численность персонала (06.1941г.)- 486 чел.166

      Гл. конструктор (1940-41г.)- В.А. Добрынин.

Особое КБ 4-го Спецотдела НКВД при заводе № 16 НКАП (ОТБ НКВД завода № 16)

      /г. Казань/

      Особое КБ завода № 16 (ОТБ НКВД) образовано по пр. № 5сс от 2.01.1942г. для лучшей организации работ по опытным моторам МБ-100, М-102 (гл. конструктор- А.М. Добротворский) и М-20. В него вошла группа заключенных конструкторов- моторостроителей из 4-го Спецотдела НКВД, эвакуированная в Казань с завода № 82, и вольнонаемные работники завода. Сюда также была влита Спецгруппа В.П. Глушко, работавшая с 08.1940г. на заводе № 27 НКАП.

      Работы по пульсирующему ВРД ускорителю «УС» (-1943г., Б.С. Стечкин). Стечкин освобожден в начале 1943г. и переведен на завод № 300.

      Создан дизель М-30 и его модификации. В 06.1942г. дизельная группа под руководством А.Д. Чаромского переведена на вновь образованный завод № 500.

      Спецгруппа, затем Техбюро № 2 В.П. Глушко работала над вспомогательными ЖРД. Создан РД-1. 19.11.1942г. в Техбюро № 2 переведен С.П. Королев. 8.01.1943г. для создания реактивной установки РУ-1 для Пе-2 создается группа реактивных установок № 5 во главе с С.П. Королевым. Группа состояла из четырех бригад общей численностью 16 чел., из которых 5 были заключенными, остальные – вольнонаемные. После освобождения Чаромского и Стечкина часть их работников передана Глушко. В Техбюро также пришли молодые вольнонаемные специалисты: А.И. Эдельман, В.Л. Шабранский, П.П. Бровкин, М.З. Поланский. Техбюро имело производственную базу на заводе, свои огневые стенды и лаборатории.

      Разработаны проекты баллистической и крылатой ракет Д-1 и Д-2 с РДТТ и проекты Д-3 и Д-4 с ЖРД.59

      По пр. № 00446/262сс от 18.04.1944г. Особое КБ 4-го Спецотдела НКВД было слито с Серийным КБ завода № 16 и образовано единое ОКБ завода № 16 НКАП. Одновременно коллектив В.П. Глушко выделен в самостоятельное ОКБ-16сб.

      Численность персонала (1942г.)- 371 чел., (1943г.)- 347 чел.166

      Начальник (1942-03.1943г.-)- майор ГБ, г-м В.А. Бекетов.

      Начальник Техбюро № 2 (1942-44г.)- В.П. Глушко.

      Зам. начальника Техбюро № 2 (ВОВ)- проф. Г.С. Жирицкий.

      Работали: (1943г.)- Н.И. Артамонов (и), (1943г.)- В.Л. Витка (и), (1943г.)- проф. А.И. Гаврилов, (1942-44г.)- А.М. Добротворский, (1943г.)- Н.А. Желтухин (и), (1942-44г.)- С.П. Королев, (1943г.)- Г.Н. Лист (и), (1943г.)- А.А. Мееров (и), (1943г.)- А.С. Назаров (и), (1943г.)- проф. В.В. Полухин, (1942-44г.)- Д.Д. Севрук (и), (-02.1943г.)- Б.С. Стечкин, (1943г.)- проф. К.И. Страхович, (1943г.)- Н.Л. Уманский (и), (1942г.)- А.Д. Чаромский, (1943г.)- Н.С. Шиякин (и).

Серийное КБ (СКБ) завода № 16, ОКБ завода № 16 НКАП, МАП

      /г. Казань, с. Караваево/

      После слияния заводов заводов № 16 и № 27 образовано Серийное КБ единого завода № 16 НКАП. По пр. № 00446/262сс от 18.04.1944г. СКБ завода № 16 было слито с Особым КБ 4-го Спецотдела НКВД и образовано единое ОКБ завода № 16 НКАП по мощным поршневым моторам со штатом из вольнонаемных и заключенных конструкторов в ведении 8ГУ НКАП (по 1946г.). Работы по МБ-100, МБ-102.

      С 03.1946г. ОКБ завода № 16 – в ведении 8ГУ МАП.

      В составе ОКБ (1946г.): экспериментальная лаборатория (18 установок), испытательная станция (4 стенда).

      Количество оборудования (1946г.)- 69 м/р станков. В 1946г. для усиления ОКБ планировалось выделить ему в корпусе № 36 завода 6000 м2 для размещения механического цеха на 200 станков, сборочного цеха и лаборатории; передать с завода 130 м/р станков, 250 рабочих и 50 ИТР; передать весь личный состав КБ В.П. Глушко (126 чел.); направить 25 выпускников ВУЗов; на испытательной станции завода выделить для ОКБ 2 стенда; в 1946г. начать строительство ОКБ общей площадью 18 тыс. м2; в 1947-48г. построить высотную установку.

      В 1946г. в ОКБ передана тех. документация и задел по ТРД BMW-003 с завода BMW в Басдорфе, из ОКБ направлена группа специалистов на завод фирмы в Штрасфурте. Начаты работы по воссозданию двигателя под наименованием РД-20, его производство готовилось на заводе № 16. Далее для продолжения работ по двигателю создано новое ОКБ-16 МАП.

      Площадь производственная (1946г.)- 3420 м2.

      Численность персонала (1944г.)- 248 чел., (1945г.)- 223 чел., (1946г.)- 274 чел.166

      Гл. конструктор ОКБ (04.1944-07.1946г.)- С.Д. Колосов.

      1-й зам. гл. конструктора (1944г.)- Ф.В. Концевич.

      Начальник СКБ (01.1942-04.1944г.)- С.Д. Колосов.

      Ведущие конструкторы – А.М. Добротворский (МБ-100, МБ-102), И.Т. Мащенко (М-1).

ОКБ-16сб НКАП, ОКБ-РД, ОКБ специальных двигателей (ОКБ-СД) при заводе № 16 МАП, ОКБ-16-2 МАП

      /г. Казань/

      По пр. № 00446/262сс от 18.04.1944г. группа В.П. Глушко была выделена из Особого КБ 4-го Спецотдела НКВД в самостоятельную конструкторскую единицу (в подчинении НКВД) при заводе № 16 НКАП для работ по ЖРД РД-1 и подлежала переводу в НИИ-1 НКАП после завершения его формирования. Некоторое время группа продолжала работать в составе единого ОКБ завода № 16. 9.08.1944г. был освобожден из заключения Королев, а 29.08.1944г. – Глушко, в том же году – Севрук.

      По пр.НКАП № 656сс от 2.11.1944г. из состава ОКБ-16 НКАП выделилось в самостоятельное ОКБ-16сб (вошла также группа реактивных установок Королева) в подчинении вновь образованного 18ГУ по реактивной технике. В разное время имело различные названия: ОКБ-РД при заводе № 16 (03.1945г.), ОКБ-СД при заводе № 16 (04.1946г.), ОКБ «СД»-16 МАП (1946г.), ОКБ-16-2 МАП (1946г.).

      Продолжены работы по РД-1, его установке на Пе-2 (РУ-1), Ла-7 и др. Созданы РД-1ХЗ (химическое зажигание, 1944г.), РД-2, РД-3. В 07-12.1945г. и в 05-12.1946г. Глушко находился в Германии для ознакомления с трофейной техникой. С 7.10.1945г. в командировке в Германии был Королев.

      По пр. № 122с от 19.03.1946г. ОКБ-СД с 20.03.1946г. передано в ведение 8ГУ МАП. В 1946г. планировалось передать весь личный состав КБ В.П. Глушко (126 чел.) в ОКБ завода № 16 гл. конструктора Колосова. По пр. № 424с от 3.07.1946г. ОКБ-16-2 предоставлена производственная база – завод № 456 МАП с образованием ОКБ-456, Глушко назначен его гл. конструктором. Расп. СМ от 29.09.1946г. ОКБ-16-2 переведено на площадку завода № 456 МАП.

      Численность персонала (1946г.)- 126 чел.

      Гл. конструктор (1944-46г.)- В.П. Глушко; и.о. (1945г.)- Д.Д. Севрук.

      Зам. гл. конструктора (12.1944г.)- С.П. Королев, (03.1945г.)- Н.Л. Уманский, (04.1946г.)- Д.Д. Севрук.

      Гл. конструкторы: (1944г.)- С.П. Королев (РУ-1).

      Начальники отделов: экспериментального (07.1944г.-)- Д.Д. Севрук.

ОКБ-16 МАП

      /г. Казань п/я 735/

      Для продолжения работ по ТРД BMW-003 по пр. № 414сс от 1.07.1946г. образовано новое ОКБ-16 МАП.

      С 10.1946г. в ОКБ работало несколько немецких специалистов. На базе РД-20 велось опытное строительство и доводка двигателей РД-21, РД-25 и РД-80. В 1946г. велась доводка опытного мотора МБ-103 для тяжелых бомбардировщиков.

      В середине 1948г. в ОКБ переведена из ОКБ-2 завода № 36 МАП группа под руководством немецкого специалиста М. Христиана для работ по ТВД. В 1950г. работы закрыли, М. Христиана перевели на завод № 2 МАП для участия в создании ТВ-2.

      По пр. № 426сс/ов от 13.06.1950г. ОКБ-16 ликвидировано, работники переведены на заводы № 16 и № 2 МАП.

      Колосов продолжил работать на заводе № 16 МАП по газотурбинной установке М-1 для ВМФ.

      Гл. конструктор (07.1946-48г.)- С.Д. Колосов.

      Зам. гл. конструктора (1948г.)- М. Христиан.

ОКБ завода № 16 МАП, ОКБ-16 МАП, ГКАТ, п/я 751, Моторостроительное проектное бюро МАП, Казанский моторостроительный завод (КМЗ) «Союз» МАП, М-5731, Казанское ОКБ «Союз», ГП, ФГУП, ОАО «Казанское ОКБ «Союз»

      /Татарская АССР 420036 г. Казань-36 ул. Дементьева, 1 ст. Восстания Горьковской ж/д п/я 751 «Полюс»/

      /Татарстан 420036 г. Казань ул. Дементьева, 1 тел. 54-14-33/

      ОКБ завода № 16 вновь образовано по пр. № 275 от 22.12.1953г., в 1957г. оно выделено в самостоятельное Государственное ОКБ-16 МАП. По 08.1957г. – в ведении 3ГУ МАП, по пр. № 20сс от 21.01.1958г. передано в ведение 3-го Управления ГКАТ.169 В 1960-е г. имело наименование «п/я 751». В 1963г. слито с ОКБ-276 (г. Казань) и получило название ОКБ-276-16. В 1966г. вновь выделено в самостоятельное ОКБ-16. В 1967г. переименовано в Моторостроительное проектное бюро, в 1973г. Проектное бюро машиностроения вошло в состав Куйбышевского ОКО. В 1978г. переименовано в Казанский моторостроительный завод «Союз» МАП, а в 1990г. – в Казанское ОКБ «Союз». В 1972-87г. – в ведении 2ГУ МАП. Имели наименование «п/я М-5731» (1984-87г.).62

      Основной задачей ОКБ определено сопровождение серийного производства двигателя АМ-3. Затем на базе АМ-3 создана модификация двигателя РД-3М-500 для Ту-104. Дальнейшим развитием РД-3М стал М16-15 («изд. 27»).

      Работы по копированию двигателя “P & W” J75-Р-13 самолета U-2 под обозначением РД-16-76 (в соответствии с пост. правительства от 28.06.1960г.). Прекращены в 1963г. Работы по двигателю РД-16-17, прекращены в 1963г. Создана ВСУ ТГ-16.

      С 1959г. ОКБ переориентировано на разработку РДТТ. Конструкторское подразделение по РДТТ возглавил А.А. Мусатов. Специалисты по ГТД переведены в Казанский филиал ОКБ-276.

      Работы по РДТТ для ЗУР «500» (1959г.), по газогенератору для ПВРДТТ и стартового ТТД для разгонной ступени ПР В-1100 (1959г.). Осенью 1960г. получено задание на разработку разгонного РДТТ 5С47 для А-350Ж. В ОКБ созданы двигатели для всех принятых на вооружение противоракет систем ПРО.

      В 1987г. завод «Союз» имел филиал в г. Троицке Московской обл.

      В 2002г. ФГУП «Казанское ОКБ «Союз» преобразовано в ОАО и включено в состав Концерна «Алмаз-Антей». По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      Разработка и производство (2002г.): энергоустановки различного назначения; технологические быстропроточные лазеры для сварки, резки; оптические системы и элементы, устройства формирования и фокусировки лазерного излучения; опытные образцы РДТТ; стеклопластиковые баллоны.

      Численность персонала (1972г.)- 3800 чел.164

      Гл. конструктор (1954-83г.)- проф. П.Ф. Зубец {21.07.1915-8.01.1996}, (1983-01.1995г.)- проф. И.Х. Фахрутдинов {5.06.1933-}, (1996-2008г.-)- Р.Х. Раимов {15.09.1947-}.

      1-й зам. гл. конструктора (1980-83г.)- И.Х. Фахрутдинов. Зам. гл. конструктора (1957-60-е)- И.Г. Мащенко, (1959г.)- А.А. Мусатов, (1969-80г.)- И.Х. Фахрутдинов, А.М. Беленький.104

      Начальник (1954г.-)- П.Ф. Зубец. Ответственный руководитель (1970-е)- П.Ф. Зубец, (1987г.)- И.Х. Фахрутдинов. Гендиректор (-1996г.)- И.Х. Фахрутдинов, (02.1996-2008г.)- Р.Х. Раимов, (2008г.-)- Н.Ш. Латыпов.

      1-й зам. ответственного руководителя (1980-83г.)- И.Х. Фахрутдинов.Зам. гендиректора по производству (-1996г.)- Р.Х. Раимов.

      Директор (1987г.)- В.М. Белоног.74 Начальник производства- Р.Х. Раимов.

      Научный руководитель (01.1995г.-)- И.Х. Фахрутдинов.

      Начальники отделов: внутренней баллистики и газовой динамики РДТТ- Д.М. Гальперин; проектного (1990-94г.)- Н.И. Михеев; секретного (1987г.)- М.Г. Брюханов.

      Зам. начальника отдела: Д.М. Гальперин.

      Гл. конструкторы: САПР- Д.М. Гальперин.

      Зам. гл. конструкторов: Д.М. Гальперин.

      Начальники цехов: Р.Х. Раимов.

      Начальники бригад: перспетивных разработок (-1969г.)- И.Х. Фахрутдинов; Д.М. Гальперин, (1986-90г.)- Н.И. Михеев.

      Создано: РДТТ: для ЗУР «500», 9М82, 9М83, 9М38; для противоракет: 5С47 для А-350Ж (1968), для В-825 (1969), для В-1100, для А-925 (1970-е), для ПРС-1 (1970-е); передвижной автогазозаправщик ПАГЗ-5000-25 (2002).69

Филиал КМЗ «Союз» МАП, В-8306

      /142092 г. Троицк Подольского р-на Московской обл. ст. Подольск Московской ж/д «Магнит»/

      Филиал Моторострительного проектного бюро создан по пр. № 189с от 12.05.1974г., по пр. № 300с от 4.08.1975г. ему присвоено наименование «п/я В-8306» (и на 1987г.).74

      Директор (1987г.)- А.П. Авдошин.

ОКБ-276-16 МАП, п/я 751, Казанское проектное бюро машиностроения (КПБМ) МАП, Р-6838, ОАО «КПП (конструкторско-производственное предприятие) «Авиамотор»

      /Татарская АССР 420036 г. Казань, 36 ул. П.В. Дементьева ст. Восстания Горьковской ж/д «Алмаз»/

      /Татарстан 420036 г. Казань ул. Дементьева, 1 тел. 70-80-70 www.kazan.ru/aviamotor/

      ОКБ-276-16 создано в 1963г. в результате слияния ОКБ-16 и ОКБ-276 (г. Казань). По пр. МАП от 6.03.1966г. переименовано в КПБМ, из его состава выделено самостоятельное ОКБ-16 МАП. В 1975г. – в ведении 3ГУ МАП. В 07.1981г. КПБМ вошло в Куйбышевское НПО «Труд» (и на 1987г.). КПБМ МАП имело наименование «п/я Р-6838» (1984г.).62

      КПБМ действовало как Казанский филиал ОКБ-276 для внедрения в серию и доводки по надежности и ресурсу двигателей НК-8, затем – НК-86А, наземного НК-16СТ. Сюда переведена часть специалистов по ГТД из ОКБ-16 МАП. Некоторое время являлось филиалом завода «Союз» (ОКБ-300).

      В 1994г. КПБМ преобразовано в ОАО «КПП «Авиамотор». В 03.1997г. вошло в финансово-промышленную группу «Двигатели НК».50 По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. вошло в перечень стратегических предприятий. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      Работы (2005г.): разработка ГТУ ТЭЦ с двигателем НК-18СТЭ.

      Гл. конструктор (1966-83г.)- А.А. Мухин, (1983-90г.)- Е.А. Гриценко, (1990-2002г.-)- В.С. Гагай.

      1-й зам. гл. конструктора (1986-90г.)- В.С. Гагай, (2002г.)- А.Н. Королев. Зам. гл. конструктора (1981-86г.)- В.С. Гагай,49 (2002г.)- И.Г. Чистов.

      Гендиректор (1983-90г.)- Е.А. Гриценко, (1990-2002г.-)- В.С. Гагай, (2002-05г.-)- В.Н. Понькин.101

      Зам. гендиректора по производству и экономике (2002г.)- В.Н. Понькин.

      Начальник КБ (2002г.)- И.Г. Чистов.

      Зам. начальника КБ (1972-81г.)- В.С. Гагай.

      Гл. инженер ОП (2002г.)- Р.Я. Кадыров.69

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- Р.С. Рахимов.

      Создано: модификация НК-8-2У сер. 2, морской НК-8-4К, НК-87 для экранопланов; воздушные стартеры: СТВ для НК-8-2У (1967), СТМ для НК-86 (1976); выходные устройства двигателей НК для Ил-62, Ту-154, Ил-86; наземный НК-16-18СТ, газоперекачивающий агрегат ГПА-16 «Волга» (совместно с НИИ «Турбокомпрессор»); наземные установки: на базе РД-3М-500 для очистки ВПП, на базе ВК-1 для очистки самолетов от обледенения; инструментальные средства диагностики двигателей.

Филиал КМЗ, Буинский машиностроительный завод МАП

      /Татарская АССР 422400 г. Буинск ст. Буа Горьковской ж/д «Мотор»/

      В 1972г. филиал моторостроительного завода – в составе Казанского ПО.164 В 1987г. завод входил в состав Казанского моторостроительного ПО.

      Директор (1987г.)- Р.З. Шакиров, М.М. Гисматуллин.

Зеленодольский машиностроительный завод МАП, Ю-9926

      /Татарская АССР 422520 г. Зеленодольск ул. Столичная, 34 ст. Паратск Горьковской ж/д «Титан»/

      В 1987г. новостройка завода подчинялась Казанскому моторостроительному ПО МАП. Завод имел наименование «п/я Ю-9926» (1987г.).74

      Директор (1987г.)- Ф.П. Каюмов.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- Л.И. Бех.

< 1 32 33 34 52 >