Предприятия № 41-60
ЦКБ-53 МСП, п/я 572, Северное проектно-конструкторское бюро(СПКБ) МСП, А-3600, ФГУП, ОАО «СПКБ» ФАП
/г. Ленинград, Л-97 Кировский р-н, ул. Корабельная, 6 п/я 572 «Фрегат» (1966г.)/
/198096 г. СПБ ул. Корабельная, 6 тел. 184-76-74, -73-44 www.severnoe.com/
По расп. правительства № 5134рс от 17.04.1946г. филиал ЦКБ-17 на Северной верфи с 22.04.1946г. преобразован в самостоятельное ЦКБ-53 для проектирования эсминцев. В 01.1966г. ЦКБ-53 переименовано в Северное ПКБ в ведении 2ГУ МСП. Имело наименования: «п/я 572», «п/я А-3600» (1966г.-).205
В 1947-49г. разработаны проекты модернизации эсминцев пр. 7 и 7У, лидеров пр. 1 и 38, трофейных немецких эсминцев.
В соответствии с ПСМ от 06.1951г. начато проектирование модернизированного эсминца пр. 56, технический проект утвержден в 04.1952г. 7.06.1954г. вышло ПСМ № 1116-488сс «О недоборе скорости на эсминцах пр. 41 и 56». Создан проект первого в мире газотурбинного надводного корабля (противовоздушной и противолодочной обороны) пр. 61; пост. правительства № 482-237 от 30.04.2957г. утверждено ТТЗ на пр. 61.
В начале 1950-х г. сюда из СКБ завода № 820 переданы работы по проектированию сторожевика пр. 50. В соответствии с ПСМ № 217-132сс от 14.02.1955г. сторожевик пнв.
С 1956г. начата разработка ракетных кораблей. С 1970-х г. – работы по оказанию технической помощи в проектировании кораблей с последующим строительством их на верфях иностранных заказчиков.
Решением МСП/ВМФ № С-8/003127 от 25/26.07.1955г. ЦКБ поручено разработать проект эсминца, вооруженного ПКР «КСЩ» (пр. 57), техпроект представлен 23.01.1956г. Пост. правительства № 350-170 от 3.04.1957г. утвержден техпроект ракетного эсминца пр. 57бис; пост. № 1229-523 от 30.11.1960г. головной эсминец пр. 57бис пнв. Пост. правительства № 351-171 от 3.04.1957г. утвержден техпроект эсминца пр. 56м. В 1956-58г. был спроектирован ракетный эсминец пр. 58; пост. правительства № 483-238 от 30.04.1957г. утверждено ТТЗ на его проектирование; пост. № 1053-502 от 18.09.1958г. утвержден его техпроект; пост. от 07.1962г. он был классифицирован как ракетный крейсер.
Пост. правительства № 480-235 от 30.04.1957г. утверждено ТТЗ на корабль пр. 62; пост. № 1136-547 от 13.10.1958г. утвержден техпроект корабля.
Пост. правительства № 1054-503 от 18.09.1958г. утвержден техпроект сторожевика пр. 61.
В начале 1960-х г. сюда из ЦКБ-32 переданы работы по рефрижератору пр. 569А.
В соответствии с ПСМ № 572-202 от 24.07.1968г. БПЛК пр. 1134 с ККР П-35 пнв. В 1969-72г. выполнен эскизный проект ракетного крейсера пр. 1164 «Атлант» на базе БПЛК пр. 1134Б.
В 1969г. разработан эскизный проект ПЛ ракетного крейсера пр. 1144 «Орлан» - первого отечественного надводного корабля с АЭУ. В 1971г. был готов технический проект, в котором впервые в мире было реализовано подпалубное размещение ПУ ЗРК и ПКР.
В 1974-87г. велись работы по кораблю ПВО-ПЛО с АЭУ «Анчар» (не завершены). Велась разработка скоростного (50 узлов) БПЛК «Бизон» на воздушной подушке со скегами, не завершена.
В 1970-е г. велось проектирование эскадренного корабля РЛ дозора-вертолетоносца пр. 1077, затем передано в Невское ПКБ.
В 1984г. выполнен проект восстановительно-реставрационного ремонта крейсера «Аврора» пр. 01917.
С 1989г. в рамках конверсии начато проектирование гражданских судов.
Имелся Николаевский филиал ПКБ (в 2007г. – КИПЦК).
По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. Расп. правительства в 06.2007г. ФГУП «СПКБ» преобразовано в ОАО. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202
Всего спроектировано: (на 2002г.)- более 50 проектов (10 гражданских), по которым построено более 420 кораблей; (на 2005г.) более 550 кораблей, из них – 150 гражданских.17
Работы (2007г.): проектирование: военных кораблей (крейсеров, эсминцев, фрегатов, корветов, десантных кораблей, катеров); гражданских кораблей (сухогрузов, контейнеровозов, рефрижераторов, химовозов, траулеров, пассажирских судов, природоохранных, пожарных, патрульных); успокоителей качки, валопроводов, устройств постановки и выборки буксируемых систем; авторский надзор за строительством и эксплуатацией судов.
Начальник (-1946-47г.-)- Ю.Г. Деревянко, (01.1966г.)- А.К. Перьков, (1979-2000г.-)- В.Е. Юхнин, (08.2004-05г.-)- Ю.Ф. Яров.61 Гендиректор (-02.2008г.)- Ю.Ф. Яров.
1-й зам. начальника (-2005-07г.-)- В.Е. Юхнин.
Ген. конструктор (1979-2004г.; 2005-08г.-)- В.Е. Юхнин (пр. 01917), (08.2004-05г.)- Ю.Ф. Яров.
Зам. гл. конструктора (1967-70г.)- Е.Т. Липатов, (-1981г.)- О.В. Антонов.
Гл. инженер (1947г.)- В.А. Никитин, (1965-74г.)- В.Ф. Аникиев, (2007г.)- В. Спиридопуло.
Гл. генеральный строитель (2006г.)- С.И. Овсянников.
Начальники отделов: 1-го (01.1966г.)- Б.И. Леонтьев; (1970-е)- О.В. Антонов.
Гл. конструкторы: (1946-51г.-)- А.Л. Фишер (пр. 30бис, 56), (1947г.)- А.М. Юновидов (пр. 30К), (-1947-49г.-)- Л.В. Войшвилло (модернизация пр. 7, 7У), (-1947-49г.-)- М.А. Остроумов (модернизация пр. 1, 38), (-1947-49г.-)- И.Г. Коган (модернизация немецких эсминцев), (-1949-56г.-)- В.А. Никитин (пр. 41, 58), (1950-е)- Д.Д. Жуковский (пр. 50), (1950-е)- В.И. Неганов (пр. 50), (-1955-56г.-)- О.Ф. Якоб (пр. 56Э, 56М, 57, 57бис), (-1956-75г.-)- Б.И. Купенский (пр. 50, 61, 61МП, 61Э, 1144, 11442), (1958г.)- К.А. Масленников (пр. 56ПЛО), (1959г.)- А.И. Таптыгин (пр. 56К), (1950-е)- Ф.М. Крылов (пр. 393), (1960г.)- Я. Пикус (пр. 221, 222), (-1961-80г.-)- Н.П. Соболев (пр. 62, 56А, 1135, 11351, 1155), (1967-70г.)- Е.Т. Липатов (вооружение), (1960-е-75г.-)- Е.А. Третников (пр. 569А, 996, 1077, 1155), (1970-е)- В.А. Перевалов (пр. 11442), (-1961-71г.-)- В.Ф. Аникиев (пр. 1134, 1134А, 1134Б, 956), (-1968-72г.-)- В.Г. Королевич (пр. 56У, 57А), (-1969-72г.-)- А.К. Перьков (пр. 1164, 1134Б), (1970-е)- В.И. Мутихин (пр. 1164), (1974г.)- А.Д. Шишкин (пр. 61МЭ), (1975-87г.-)- И.И. Рубис (пр. 956), (1983г.)- В.П. Мишин (пр. 1155, 11551), (1980-е)- А.К. Шныров (пр. 11351), А.Н. Кожевников (пр. 968).
Зам. гл. конструкторов: В.Ф. Аникиев (пр. 57бис).
Начальники секторов: В.Ф. Аникиев, (1970-е)- О.В. Антонов.
Создано: эсминцы: пр. 30К (1946), пр. 30бис (1946); пр. 41 (1949); экспериментальный носитель ПКР КСЩ пр. 56Э (1955), БРК пр. 56М с ПКР (1956), пр. 56ЭМ (1958), пр. 56ПЛО (1958), экспериментальный с ЗРК «Волна» пр. 56К (1959), с усиленным вооружением пр. 56А (1961-64), экспортный для Польши пр. 56АЭ «Светлый» (1970), БПЛК пр. 56У (1972); пр. 57 (1956, не реализован), пр. 57бис с ПКР КСЩ (1956, пнв 30.11.1960г.), БРК пр. 57Б, БПЛК пр. 57А (1968); ракетный пр. 58 (1956-58); пр. 956 «Сарыч» (1971-75), экспортный пр. 956ЭМ; для Китая типа «Ханчжоу» (2000); ракетные крейсеры: пр. 1164 «Атлант»; ТАРК: пр. 1144 «Орлан» (1969-71), пр. 1144.2 (1980-е); БПЛК: пр. 1134 «Беркут» с ККР П-35 (1961-63, пнв 24.07.1968г.), пр. 1134А «Беркут-А» (1965), пр. 1134Б (1966), для испытаний ЗРК С-300Ф пр. 1134БФ (1970-е); пр. 1155 «Фрегат» (1972-75), пр. 11551 (1983), пр. «Бизон» (1980-е, не реализован); сторожевики (СКР): пр. 50 (1953, пнв 14.02.1955г.), ПЛО-ПВО пр. 61 (1956-58), 61М (1960-е), пр. 61К (1961, не реализован), БПЛК пр. 61А (1966, не реализован), БПЛК пр. 61МП (1971), для испытаний ЗРК «Ураган» пр. 61Э (1975), для Индии пр. 61МЭ (1974); для Индии типа «Раджпут» (1980-е); ПЛО пр. 1135 «Буревестник» (1964-), пр. 1135М (1970-е), пограничный пр. 11351 «Нерей» (1979-80), фрегат для Индии пр. 11356, ПСКР пр. 22460 (2007); малый ракетный корабль пр. 902 (1958-63, не реализован); корабли РЛ дозора: пр. 62 (1960-е), базовый пр. 996 (1970-е, не реализован); корабль управления пр. 968 (1970-е, не реализован); пр. 221, пр. 222 переоборудования финских судов в экспедиционные гидроакустические (1960); корвет С-1350, пограничный корабль пр. 22500П (2006); фрегат пр. 22350 (2003); средний десантный корабль СДК 1400, СДК 1700; патрульно-пограничный корабль ПК-500 (2006); китобойное судно пр. 393 типа «Мирный» (1950-е); транспортный рефрижератор пр. 569А типа «Сибирь» (1960-е); научно-исследовательские суда «Сергей Вавилов», «Петр Лебедев», «Профессор Визе»; патрульный сторожевой ледокол пр. 10590 (1990-е); танкер-химовоз пр. 90101 (1991), типа «Иберия»; многоцелевые сухогрузы: пр. 15760 (1990-е), типа «Сакала», пр. 17380 (1993); контейнеровоз типа «Донбасс»; быстроходное судно снабжения пр. 22180; балкер.101
Николаевский филиал СПКБ, Казенный исследовательско-проектный центр кораблестроения (КИПЦК) Украины
На Николаевском филиале СПКБ спроектирован фрегат пр. 11351.
В 2007г. – КИПЦК.