Предприятия № 61-100

      

Завод № 83 им. А.М. Горького ГУ ГВФ, НКТП, НКОП, НКАП, Хабаровский завод им. А.М. Горького МСП, А-3243, АООТ, ОАО «Хабаровский завод им. А.М. Горького»

      /г. Хабаровск п/я 338 «Восток» (1966г.)/

      /680052 г. Хабаровск/

      Строительство авиаремонтного завода № 83 начато в 1932г. для ремонта и сборки различных двигателей, в 1934г. отремонтирован первый двигатель, заводу присвоено имя Горького. По пр. ГУАП № 40/254с от 4.08.1935г. строительство завода с 1.06.1935г. передано из ГУ ГВФ в состав подсобного треста ГУАП НКТП, в 12.1936г. завод № 83 им. Горького передан в ведение 1ГУ НКОП (и на 12.1938г.), в 01.1939г. – в НКАП. В 12.1940г. завод передан из 6ГУ в 1ГУ НКАП. По расп. СНК № 15831-р от 1.11.1945г. и пр. № 0260/442с от 13.11.1945г. завод № 83 со всем имуществом и личным составом возвращен в ведение ГУ ГВФ.

      С января 1935г. в еще недостроенном самолетном корпусе начат ремонт самолетов Р-5, а с конца года – освоение ремонта И-5. Производственная программа по ремонту на 1935г. (план), шт.: Р-5 – 16 (50), И-5 – 0 (3); моторы М-17 – 100 (75), М-22 – 4 (25), М-34 – 0 (3). В соответствии с пост. СТО № ОК-128сс от 26.05.1936г. требовалось довести годовую мощность завода к началу 1937г. по ремонту самолетов: Р-Зет – 100, И-16 – 100, моторов М-34Н – 200, М-25 – 200.133

      По пр. № 905с от 25.08.1941г. завод № 83 передан в подчинение заводу № 126 НКАП в качестве филиала с передачей из 1ГУ в 9ГУ. Начальником филиала/зам. директора завода № 126 назначен Муратов.

      Производство оперения, моторам, стоек шасси и др. деталей для ДБ-3 и ДБ-3Ф (1941-42г.). На 1941г. заводу утвержден план по выпуску 50 Як-3.144

      По пр. НКАП № 745с от 4.10.1942г. филиал был вновь выделен в самостоятельный ГС завод № 83 10ГУ НКАП для производства агрегатов к Ил-4. Производство элеронов, посадочных щитков, рулей, законцовок крыла, створок бомболюка велось по 1945г. В годы войны собирал также грузовики «Студебеккер» и «Додж», поставляемые по ленд-лизу.

      За годы войны производственные площади увеличены с 11,5 тыс. м2 до 17,5 тыс. м2, число раб. увеличилось с 822 чел. До 2088 чел. Введены в строй литейный, кузнечный, деревоотделочный, электролитический цеха, установка для производства карбида кальция, газогенераторная и ацетиленовая станции.90

      В 1946г. завод № 83 был передан в ведение МСП. С 1957г. – в ведении управления судостроительной промышленности Хабаровского СНХ, с 1965г. – МСП. В 01.1966г. Хабаровский завод им. Горького с СКБ-83 – в ведении 3ГУ МСП. В 1985г. награжден орденом ТКЗ. Имел наименование «п/я А-3243» (1966г.-).205

      Имел СКБ-83 (1966г.).

      С 1946г. начато освоение производства техники и механизмов для кораблей ВМФ. Выпускал грузоподъёмные механизмы, водоопреснительные установки для судостроения, ТНП.

      С 1992г. завод – в ведении ГКООП. В соответствии с Указом Президента № 721 от 1.07.1992г. завод преобразован в АООТ, а 5.07.1994г. – ОАО «Хабаровский завод им. А.М. Горького». По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. В 2013г. завод входил в состав ДЦСС ОСК. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      Директор (01.1966г.)- Н.Ф. Янушкевич.

      Гл. инженер (01.1966г.)- Н.И. Войтенко, (1980-е)- В.М. Чинак.

      Начальники отделов: 1-го (01.1966г.)- М.Т. Михайлов.

      Создано: заряжающее устройство 49К для РПК-5 «Ливень» (1970-е).

ОАО «Хабсудмаш»

      /680018 г. Хабаровск ул. Гагарина, 22/

      Численность персонала (2005г.)- 785 чел.

      Гендиректор (2005г.)- В.Г. Фомин.

      В 1946г. завод был передан в ведение МСП (и, возможно, получил № 19).

      Количество оборудования: (1935г.)- 93 ед., (11.1940г.)- 100 м/р станков.

      Площадь производственная (1935г.)- 6300 м2.

      Численность персонала (1935г.)- 665 чел.

      Начальник (-1935г.)- Блинов. Директор (02.1936г.)- Ирьянов, (02.1936г.)- Н.М. Попов; и.о. (03.1936г.)- Исаев; (11.03.1937-2.02.1938г.)- И.Г. Мельник (снят), (2.02.1938г.-)- П.П. Сотник, (1940г.)- Прокофьев, (-1941-44г.-)- Муратов; и.о. (1945г.)- Климов.

      Начальник строительства (02.1936г.)- Ирьянов, (02.1936г.)- Н.М. Попов, (03.1936г.)- Исаев. Зам. директора (06.1937г.)- А.С. Попович.

      Помощник начальника строительства (07.1935г.-)- В.Г. Ирьянов.

      Гл. инженер (-06.1937-10.07.1938г.)- А.С. Попович, (10.07.1938г.-)- Н.И. Рыбин,139 В.М. Чинак (завод им. Горького).

      Начальники цехов: самолетного (-1935г.)- Кочмарев.

      Начальники отделов: снабжения (02.1936г.)- Добровицкий; ОРС (02.1936г.)- Строев; коммунального (1935г.)- Борисов.

      

Завод № 83 МАП

      В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. передан в ведение СНХ РСФСР.

      

Ремонтно-тракторный завод № 83

      /г. Энгельс Саратовской обл./

      В 1943г. помещения реэвакуированного завода № 83 переданы заводу № 138 НКТП.