Предприятия № 21-40


ГС ЦКБ-32 НКОП, НКСП, МСП, Центральное техническое бюро, Центральное бюро по морскому судостроению (ЦБМС) ВСНХ, Государственная контора по проектированию судов «Судопроект» ВСНХ, Хозрасчетная контора по проектированию судов и судостроительных заводов «Судопроверфь» ВСНХ, «Судопроект» НКТП, Ленинградский проектный институт НКОП

/г. Ленинград; г. Николаевск; г. Казань/

/190068 г. СПБ канал Грибоедова, 90/

Проектное Центральное техбюро создано в 23.03.1925г. в ведении Судотреста, по решению ВСНХ от 14.09.1925г. преобразовано в ЦБМС в ведении Главметалла. Пост. СТО от 25.09.1928г. «О мерах по улучшению судостроения и снижению себестоимости судов» ЦБМС со 2 октября было реорганизовано в государственную контору «Судопроект», пост. Президиума ВСНХ от 12.12.1928г. утвержден её Устав. Пр. НКТП № 861 от 16.12.1933г. утвержден новый Устав предприятия. Затем на базе «Судопроекта» и проектного отдела Гипромаша создана контора «Судопроверфь» в ведении Союзверфи ВСНХ. По пр. «Союзверфи» № 429 от 29.12.1930г. на базе отдела по проектированию судостроительных заводов и верфей «Судопроверфи» создана самостоятельная «Проектверфь» (далее – ГПИ-2 НКСП).

С 1926г. в бюро начато проектирование буксиров, создана специальная группа по буксиростроению. В первой половине 1930-х г. спроектирована механическая установка для буксиров типа «МБ», «Беломорский» (П.И. Титов).

В начале 1927г. ГОМЗ принято решение о создании отделения ЦБМС в Нижнем Новгороде. 24.10.1927г. на заводе «Красное Сормово» организовано Сормовское отделение ЦБМС для проектирования речных судов. По пр. ГВОРС с 1.07.1930г. отделение преобразовано в самостоятельный «Речсудопроект» (с 1939г. – ЦКБ-51).

В 12.1936г. «Судопроект» передан в ведение НКОП и по пр. № 011с от 28.01.1937г. переименован в Ленинградский проектный институт 2ГУ НКОП, по пр. № 216 от 21.06.1937г. переименован в ГС ЦКБ-32, утвержден Устав ЦКБ. В 02.1939г. ЦКБ-32 передано из 2ГУ НКОП в ведение 1ГУ НКСП, в 1943г. – в ведении 5ГУ.

В 1935г. создан проект ледокола типа «Красин» пр. 51, затем работы переданы в ЦКБ-4.

Разработка проектов средних и малых кораблей. В 11.1940г. разработаны эскизные проекты: эсминца пр. 35, канонерской лодки пр. 61, дальнейшие работы по которым были прерваны войной.

В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. ЦКБ-32 подлежало эвакуации в Сталинград в помещение школы при заводе № 264 НКСП. В 1941г. было эвакуировано в Николаевск на Волге. В 09.1941г. в его состав влилось ЦКБ-50 НКСП. В 11.1941г. ЦКБ-32 переведено в Казань.

Был создан филиал ЦКБ на заводе № 640, в состав которого вошла группа конструкторов эвакуированного КБ завода № 5. В 1942г. там разработан проект торпедного катера-малого охотника за ПЛ П-26 (пр. 200) в деревянном и стальном вариантах. В 1942г. разработан проект катера-охотника (пр. 200) в стальном (ТМ-200) и деревянном (ТД-200) вариантах. В 1945г. филиал ЦКБ-32 реэвакуирован.

В 1943г. в ЦКБ разрабатывался проект боевого корабля на подводных крыльях.

В 1943г. в Ленинграде работала часть ЦКБ-32 (26 конструкторов), часть из них образовала филиал ЦКБ на заводе № 190 для сопровождения постройки сторожевика пр. 29.

В 1947-50г. ЦКБ-32 – в ведении МСП. Далее, вероятно, ЦКБ-32 переименовано в ЦКБ «Балтсудопроект».

В 1947г. все работы по ледоколам переданы во вновь созданное специализированное ЦКБ-15, туда переведена группа специалистов по их проектированию.

В 1954г. начато проектирование крупнейшей в мире китобойной базы пр. 392, эскизный проект ее был передан для дальнейшей работы в ЦКБ-14.

В соответствии с ПСМ № 2788-1149 от 28.07.1949г. требовалось спроектировать в 1949г. плавбазу ПЛ пр. 310; ПСМ № 1204-438сс от 22.03.1950г. отмечено, что ЦКБ не выполнило задание. техпроект плавбазы был утвержден ПСМ № 1259-564сс от 25.06.1954г.

В конце 1950-х г. проектировались: океанографическое судно пр. 514, морские танкеры пр. 577, пр. 1541, плавмастерская пр. 725; затем работы по ним переданы в ЦКБ-17.

В 1950-е г. выполнены проектные работы по перспективным гражданским судам: танкеру с алюминиево-магниевым корпусом пр. 586, крупнотоннажному танкеру пр. 1551. Проектировался сухогруз пр. 567, в конце 1950-х г. работы переданы в ЦКБ-21. В 1960г. по заданию правительства начато проектирование престижного пассжирского лайнера пр. 1881, в 1962г. работы прекращены.

Численность персонала (06.1925г.)- более 50 чел.

Управляющий (1925г.-)- А.И. Маслов. Начальник (09.1938г.)- М.М. Журченко, (1939г.)- А.А. Яковлев. Директор (-1945-47г.-)- А.М. Фокин.

Зам. управляющего (1.11-27.12.1928г.)- В.П. Костенко (репрессирован).

Гл. конструктор (1943г.)- Ю.Ю. Бенуа (пр. 186), (1945г.)- К.Ю. Буханевич.

Гл. инженер (-05.1937-09.1938г.-)- Б.А. Горбунов.

Председатель техсовета (11-12.1928г.)- В.П. Костенко.

Гл. конструкторы: (-1932-45г.-)- Л.М. Ногид (гидрографические суда, пр. 59, пр. 78), (-1938-45г.-)- Я.А. Копержинский (пр. 29, пр. 35), (-1934-56г.-)- К.И(Ю). Бо(у)ханевич (ледоколы, пр. 564, 567), (1941-44г.)- Ю.Ю. Бенуа (пр. 1124, 1125), (1942г.)- Л.Л. Ермаш (пр. 200), (1947г.)- Д.Д. Жуковский (пр. 42), (-1949-55г.-)- П.И. Халимович (пр. 563, 573, 730), (1950-е-60-е)- Н.Ф. Щукин (пр. 573, 581, 586, 1552), (1950-е-60г.-)- Д.Г. Соколов (пр. 1551, 1552, 1881), (-1954-58г.-)- В.И. Могилевич (пр. 310, 392), (1950-е)- С.М. Стеркин (пр. 569, 569А), Н.Л. Кузьмичев (пр. 563), (-1959г.)- К.Г. Бородай (БМРТ), (-1959-60г.-)- П.С. Возный (пр. 580, 592, 596), (1960-е)- С.А. Никитенков (пр. 592).

Зам. гл. конструкторов: К.Г. Бородай, (1956г.)- Б.К. Сидоров (пр. 567).

Начальники отделов: механического (1934г.-)- П.И. Титов; (09.1938г.)- С.И. Каськов.

Руководитель группы буксиростроения (1920-е)- П.И. Халимович.

Создано: буксиры: рейдовый типа «Профинтерн» (1926), колесный типа «Горняк» (1928), морской типа «МБ» 400 л.с. пр. 130 (1933), 400 л.с. типа «Беломорский» (1930-е), морской паровой 500 л.с. пр. 730 (1940-е); сухогрузы: типа «Пионер» (1928), пр. 564 (1950-е), пр. 567 (1956); лесовозы: типа «Волголес» (1929), пр. 580 (1950-е), пр. 596 (1961), поисковый корабль пр. 596П (1960-е); грузопассажирские теплоходы: типа «Дельфин» (1928), типа «Карелия» (1928), типа «Абхазия» (1930-е), типа «Дагестан» (1932); танкеры: типа «Баку» (1929), типа «Моссовет» (1930), грузоподъемностью 18500 т (1930-е), пр. 563 (1949-50), пр. 573 (1955-59), пр. 586 (1950-е, не реализован), пр. 1551 (1950-е, не реализован), пр. 1552 (1962); водоналивной транспорт пр. 561 (1950-е); катера (1930); пассажирские: речной трамвай (1930-е); теплоход пр. 592 (1959); лайнер пр. 1881 (1960-62, не реализован); плавучие доки: на 5000 т пр. 75 (1930), на 1200 т пр. 76 (1930-е); гидрографические суда: типа «Г. Седов», типа «Челюскин», типа «Норд» (1932); ледокольные транспорты «Севморпуть-I», «Севморпуть-II» (1935); ледоколы пр. 51 (1935), типа «Серго Орджоникидзе» (1936); спасательное судно пр. 54 (1937); лоцмейстерское судно типа «Рулевой» (1930-е); учебный крейсер пр. 78 «Аврора» на базе корпуса недостроенного «Адмирал Бутаков» (1940); эсминец пр. 35 (1940); сторожевики: пр. 29 (1939), пр. 29к (1943), пр. 29бис (1946, не реализован), пр. 42 (1947-50); пограничный (ПСК) пр. 52 (1938); тральщики: пр. 59 (1939), пр. 73 (1942), пр. 73к (1945), пр. 253 (1942), пр. 253-Л для испытаний ядерной торпеды (1955); сетевой заградитель пр. С-149 (1938); бензозаправщик пр. 155 (1940); торпедные катера: пр. 123бис (1942), ближнего действия пр. 268 (1942, не реализован), деревянный ТКД-32 (1943, не реализован); бронекатера: речные пр. 1124, пр. 1125 (ВОВ); пр. 186 (1943-44, не реализован), пр. 190 (1944), пр. 191 (1944);61 десантный корабль (ВОВ, не реализован); плавбаза ПЛ пр. 310 (1954-58); рефрижераторы: пр. 569 типа «Актюбинск» (1955), пр. 581 типа «Севастополь» (1959); паровая машина для грузопассажирского парохода типа «Анадырь» (1929).115

Филиал ЦКБ-32 НКСП на заводе № 640

Филиал ЦКБ-32 на заводе № 640 создан в 1942г., в его состав вошла группа конструкторов эвакуированного КБ завода № 5. В 1942г. там разработан проект торпедного катера-малого охотника за ПЛ П-26 (пр. 200) в стальном (ТМ-200) и деревянном (ТД-200) вариантах. В 1945г. филиал ЦКБ-32 реэвакуирован. Группа конструкторов катеров из КБ завода № 5 и филиала ЦКБ-32 была переведена в ЦКБ-19.

Разработка и организация конвейерного производства деревянных боевых катеров (ВОВ).

Руководитель (ВОВ)- Н.Н. Исанин.

Зам. по проектированию (ВОВ)- Л.Л. Ермаш (одновременно был начальником КБ завода № 5).

Гл. конструкторы (1942г.)- Л.Л. Ермаш (пр. 200).

Создано: катер пр. 200 (1942), бронекатер пр. 191 (1944).61


Объект № 32

29.08.1943г. вышло пост. ГКО № 3997 об обеспечении строительства объекта № 32.