Предприятия № 21-40

ГС ЦКБ-32 НКОП, НКСП, МСП, п/я 352, Центральное техническое бюро, Центральное бюро по морскому судостроению (ЦБМС) ВСНХ, Государственная контора по проектированию судов «Судопроект» ВСНХ, Хозрасчетная контора по проектированию судов и судостроительных заводов «Судопроверфь» ВСНХ, «Судопроект» НКТП, Ленинградский проектный институт НКОП, ЦКБ «Балтсудопроект» МСП, М-5261

      /г. Ленинград; г. Николаевск; г. Казань; г. Ленинград, центр, канал Грибоедова, 90 п/я 352 «Ватман» (1966г.)/

      /190068 г. СПБ канал Грибоедова, 90/

      Проектное Центральное техбюро создано в 23.03.1925г. в ведении Судотреста, по решению ВСНХ от 14.09.1925г. преобразовано в ЦБМС в ведении Главметалла. Пост. СТО от 25.09.1928г. «О мерах по улучшению судостроения и снижению себестоимости судов» ЦБМС со 2 октября было реорганизовано в государственную контору «Судопроект», пост. Президиума ВСНХ от 12.12.1928г. утвержден её Устав. Пр. НКТП № 861 от 16.12.1933г. утвержден новый Устав предприятия. Затем на базе «Судопроекта» и проектного отдела Гипромаша создана контора «Судопроверфь» в ведении Союзверфи ВСНХ. По пр. «Союзверфи» № 429 от 29.12.1930г. на базе отдела по проектированию судостроительных заводов и верфей «Судопроверфи» создана самостоятельная «Проектверфь» (далее – ГПИ-2 НКСП).

      С 1926г. в бюро начато проектирование буксиров, создана специальная группа по буксиростроению. В первой половине 1930-х г. спроектирована механическая установка для буксиров типа «МБ», «Беломорский» (П.И. Титов).

      В начале 1927г. ГОМЗ принято решение о создании отделения ЦБМС в Нижнем Новгороде. 24.10.1927г. на заводе «Красное Сормово» организовано Сормовское отделение ЦБМС для проектирования речных судов. По пр. ГВОРС с 1.07.1930г. отделение преобразовано в самостоятельный «Речсудопроект» (с 1939г. – ЦКБ-51).

      В 12.1936г. «Судопроект» передан в ведение НКОП и по пр. № 011с от 28.01.1937г. переименован в Ленинградский проектный институт 2ГУ НКОП, по пр. № 216 от 21.06.1937г. переименован в ГС ЦКБ-32, утвержден Устав ЦКБ. В 02.1939г. ЦКБ-32 передано из 2ГУ НКОП в ведение 1ГУ НКСП, в 1943г. – в ведении 5ГУ.

      В 1935г. создан проект ледокола типа «Красин» пр. 51, затем работы переданы в ЦКБ-4.

      Разработка проектов средних и малых кораблей. В 11.1940г. разработаны эскизные проекты: эсминца пр. 35, канонерской лодки пр. 61, дальнейшие работы по которым были прерваны войной.

      В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. ЦКБ-32 подлежало эвакуации в Сталинград в помещение школы при заводе № 264 НКСП. В 1941г. было эвакуировано в Николаевск на Волге. В 09.1941г. в его состав влилось ЦКБ-50 НКСП. В 11.1941г. ЦКБ-32 переведено в Казань.

      Был создан филиал ЦКБ на заводе № 640, в состав которого вошла группа конструкторов эвакуированного КБ завода № 5. В 1942г. там разработан проект торпедного катера-малого охотника за ПЛ П-26 (пр. 200) в деревянном и стальном вариантах. В 1942г. разработан проект катера-охотника (пр. 200) в стальном (ТМ-200) и деревянном (ТД-200) вариантах. В 1945г. филиал ЦКБ-32 реэвакуирован.

      В 1943г. в ЦКБ разрабатывался проект боевого корабля на подводных крыльях.

      В 1943г. в Ленинграде работала часть ЦКБ-32 (26 конструкторов), часть из них образовала филиал ЦКБ на заводе № 190 для сопровождения постройки сторожевика пр. 29.

      В 1947-50г. ЦКБ-32 – в ведении МСП. К 01.1966г. ЦКБ-32 переименовано в ЦКБ «Балтсудопроект» в ведении 7ГУ МСП. Имело наименования: «п/я 352», «п/я М-5261» (1966г.-).205

      В 1947г. все работы по ледоколам переданы во вновь созданное специализированное ЦКБ-15, туда переведена группа специалистов по их проектированию.

      В 1954г. начато проектирование крупнейшей в мире китобойной базы пр. 392, эскизный проект ее был передан для дальнейшей работы в ЦКБ-14.

      В соответствии с ПСМ № 2788-1149 от 28.07.1949г. требовалось спроектировать в 1949г. плавбазу ПЛ пр. 310; ПСМ № 1204-438сс от 22.03.1950г. отмечено, что ЦКБ не выполнило задание. техпроект плавбазы был утвержден ПСМ № 1259-564сс от 25.06.1954г.

      В конце 1950-х г. проектировались: океанографическое судно пр. 514, морские танкеры пр. 577, пр. 1541, плавмастерская пр. 725; затем работы по ним переданы в ЦКБ-17.

      В 1950-е г. выполнены проектные работы по перспективным гражданским судам: танкеру с алюминиево-магниевым корпусом пр. 586, крупнотоннажному танкеру пр. 1551. Проектировался сухогруз пр. 567, в конце 1950-х г. работы переданы в ЦКБ-21. В 1960г. по заданию правительства начато проектирование престижного пассжирского лайнера пр. 1881, в 1962г. работы прекращены.

      В 1965г. во вновь созданное ЦКБ «Коралл» переведена группа проектантов плавучих кранов.

      Возможно, в 1969г. в состав ЦКБ «Балтсудопроект» вошло ЦКБ буксирных судов.116

      18.06.1960г. вышло расп. правительства № 1797-рс о создании плавучего телеметрического комплекса. В соответствии с ПСМ № 706-264 от 3.09.1968г. начаты работы по созданию плавучих измерительных пунктов для обеспечения полета комплекса Н1-Л3.

      Здесь в начале 1970-х г. спроектирован первый отечественный контейнеровоз пр. 1590К; в 1971г. – первый сухогруз типа «ро-ро» пр. 1607; в 1970-е г. создан самый мощный отечественный буксир-океанский спасатель пр. 1452 мощностью 9000 л.с.; в 1980г. – первый в мире атомный лихтеровоз пр. 10081.

      Вошло в состав ЦНИИ им. Крылова.

      Численность персонала (06.1925г.)- более 50 чел.

      Управляющий (1925г.-)- А.И. Маслов. Начальник (09.1938г.)- М.М. Журченко, (1939г.)- А.А. Яковлев. Директор (-1945-47г.-)- А.М. Фокин, (01.1966г.)- Н.П. Сытов.

      Зам. управляющего (1.11-27.12.1928г.)- В.П. Костенко (репрессирован).

      Гл. конструктор (1943г.)- Ю.Ю. Бенуа (пр. 186), (1945г.)- К.Ю. Буханевич.

      Гл. инженер (-05.1937-09.1938г.-)- Б.А. Горбунов, (1951-66г.-)- Н.В. Голубев.

      Председатель техсовета (11-12.1928г.)- В.П. Костенко.

      Начальники отделов: механического (1934г.-)- П.И. Титов; 1-го (01.1966г.)- П.Г. Пахомов; (09.1938г.)- С.И. Каськов.

      Гл. конструкторы: (-1932-45г.-)- Л.М. Ногид (гидрографические суда, пр. 59, пр. 78), (-1938-45г.-)- Я.А. Копержинский (пр. 29, пр. 35), (-1934-56г.-)- К.И(Ю). Бо(у)ханевич (ледоколы, пр. 564, 567), (1941-44г.)- Ю.Ю. Бенуа (пр. 1124, 1125), (1942г.)- Л.Л. Ермаш (пр. 200), (1947г.)- Д.Д. Жуковский (пр. 42), (-1949-55г.-)- П.И. Халимович (пр. 563, 573, 730), (1950-е-60-е)- Н.Ф. Щукин (пр. 573, 581, 586, 1552), (1950-е-75г.-)- Д.Г. Соколов (пр. 1551, 1552, 1573, 1881, 1909, 1914, 1919), (-1954-58г.-)- В.И. Могилевич (пр. 310, 392), (1950-е)- С.М. Стеркин (пр. 569, 569А), (1960-е-71г.-)- Н.Л. Кузьмичев (пр. 563, 1559, 1560), (-1959г.)- К.Г. Бородай (БМРТ), (-1959-70-е)- П.С. Возный (пр. 580, 592, 596, 1453, 1918, 05360), (1960-е)- С.А. Никитенков (пр. 592, 1562), (1960-е)- С.Н. Шумилов (пр. 1559В), (1960-е-70-е)- А.Г. Диденко(Дадеко) (пр. 1452, 1574), (1960-е-84г.-)- В.А. Мацкевич (пр. 1575, 1590П, 1590К, 15903, 11810, 16071), (1960-е)- Э.Г. Юсупов (пр. 1375), (-1971г.)- С.М. Стеркин (пр. 1560, умер), (1971г.)- Б.К. Сидоров (пр. 1607, 16073), (1974-2004г.)- Б.П. Ардашев (пр. 1929, 11611, 19510), (1970-е-80-е)- Е.С. Васильев (пр. 1454, 04983), (1977г.)- В.М. Ванурин (пр. 1586, 12990), (-1970-80г.-)- Н.Н. Родионов (пр. 10081, 1551, 15250), В.М. Воробьев (пр. 15250).

      Зам. гл. конструкторов: К.Г. Бородай, (1956г.)- Б.К. Сидоров (пр. 567), (-1974г.)- Б.П. Ардашев.

      Руководитель группы буксиростроения (1920-е)- П.И. Халимович.

      Создано: буксиры: рейдовый типа «Профинтерн» (1926), колесный типа «Горняк» (1928), морской типа «МБ» 400 л.с. пр. 130 (1933), 400 л.с. типа «Беломорский» (1930-е), морской паровой 500 л.с. пр. 730 (1940-е); сухогрузы: типа «Пионер» (1928), пр. 564 (1950-е), пр. 567 (1956); лесовозы: типа «Волголес» (1929), пр. 580 (1950-е), пр. 596 (1961), поисковый корабль пр. 596П (1960-е); грузопассажирские теплоходы: типа «Дельфин» (1928), типа «Карелия» (1928), типа «Абхазия» (1930-е), типа «Дагестан» (1932); танкеры: типа «Баку» (1929), типа «Моссовет» (1930), грузоподъемностью 18500 т (1930-е), пр. 563 (1949-50), пр. 573 (1955-59), пр. 586 (1950-е, не реализован), пр. 1551 (1950-е, не реализован), пр. 1552 (1962); водоналивной транспорт пр. 561 (1950-е); катера (1930); пассажирские: речной трамвай (1930-е); теплоход пр. 592 (1959); лайнер пр. 1881 (1960-62, не реализован); плавучие доки: на 5000 т пр. 75 (1930), на 1200 т пр. 76 (1930-е); гидрографические суда: типа «Г. Седов», типа «Челюскин», типа «Норд» (1932); ледокольные транспорты «Севморпуть-I», «Севморпуть-II» (1935); ледоколы пр. 51 (1935), типа «Серго Орджоникидзе» (1936); спасательное судно пр. 54 (1937); лоцмейстерское судно типа «Рулевой» (1930-е); учебный крейсер пр. 78 «Аврора» на базе корпуса недостроенного «Адмирал Бутаков» (1940); эсминец пр. 35 (1940); сторожевики: пр. 29 (1939), пр. 29к (1943), пр. 29бис (1946, не реализован), пр. 42 (1947-50); пограничный (ПСК) пр. 52 (1938); тральщики: пр. 59 (1939), пр. 73 (1942), пр. 73к (1945), пр. 253 (1942), пр. 253-Л для испытаний ядерной торпеды (1955); сетевой заградитель пр. С-149 (1938); бензозаправщик пр. 155 (1940); торпедные катера: пр. 123бис (1942), ближнего действия пр. 268 (1942, не реализован), деревянный ТКД-32 (1943, не реализован); бронекатера: речные пр. 1124, пр. 1125 (ВОВ); пр. 186 (1943-44, не реализован), пр. 190 (1944), пр. 191 (1944);61 десантный корабль (ВОВ, не реализован); плавбаза ПЛ пр. 310 (1954-58); рефрижераторы: пр. 569 типа «Актюбинск» (1955), пр. 581 типа «Севастополь» (1959); плавучие КИК: пр. 1909 «Космонавт Юрий Гагарин» на базе танкера пр. 1552 (1970), пр. 19510 «Адонис» (1970-е-80-е), «Космонавт Владислав Волков», переоборудование лесовоза пр. 596 по пр. 1918 «Селена-1» (1966) и по пр. 1929 «Селена-2» (1975), пр. 1919 (1969-70, не реализован), пр. 1914 «Маршал Неделин» (1975-82); плавучая ракетно-техническая база пр. 2001 (1970); атомный лихтеровоз пр. 10081 «Севморпуть» (1980); судно освещения подводной обстановки для ВМФ пр. 11810 (1986); транспорты: большой эскадренный пр. 11611 (1980-е, не реализован), радиоактивных отходов пр. 11510 (1980-е, совместно с ЦКБ «Вымпел»); научно-исследовательские суда для гидроакустических исследований пр. 1924С и пр. 1924У (1984, совместно с ЦКБ «Изумруд» и «Черноморсудопроект»); гидрографический бот пр. 1896 (1965); госпитальное судно пр. 1845 (совместно с ЦКБ «Изумруд», 1960-е, не реализован); рудовоз пр. 1573 (1966, не реализован); сухогрузы: пр. 1562 типа «50-летие комсомола» (1968), пр. 1586 типа «Николай Жуков» (1972), пр. 1607 типа «Иван Скуридин» (1971), пр. 16073 типа «60-летие СССР» (1981); с горизонтальной грузообработкой пр. 16071 типа «С. Киров» (1984), пр. 16075 типа «Кронштадт» (1990); танкеры: пр. 1559 типа «Великий Октябрь» (1966), комплексного снабжения для ВМФ пр. 1559В «Морской простор» (1969), пр. 1551 типа «Мир» (1970), пр. 1589 пререоборудования танкера пр. 1552 для ВМФ, водоналивной пр. 1549 (1971), пр. 1560 типа «Никифор Рогов» (1970), пр. 12990 типа «Победа» (1977-); арктический пр. 20070 (1990-е); лесовозы: пр. 1574 типа «Советский воин» (1960-е), пр. 1575 типа «Балхаш» (1960-е), пакетовоз пр. 1590П (1970); контейнеровозы: пр. 1590К типа «Сестрорецк» (1971), пр. 15903 типа «Капитан Сахаров» (1978); плавучий жиромучной завод пр. 1375 типа «Днепр» (1969); буксиры: спасатели: 9000 л.с. для ВМФ пр. 1452 (1973), для ММФ пр. 1453 типа «Ягуар» (1973); для ВМФ мощностью 3000 л.с. пр. 745 (1971), пограничный корабль пр. 745П; для ММФ пр. 1454 (1973); рейдовые 900 л.с. пр. 737К, пр. 737М (1960-е); портовый 1200 л.с. пр. 498 (1975); кантовщик 1600 л.с. пр. 04983 (1982); типа «Рюрик»; спасательные суда-носители глубоководных аппаратов пр. 05360 (1977), пр. 05361 (1981); дизельный ледокол пр. 21900 (совместно с КБ Балтийского завода, 2000-е); плавучая АТЭС пр. 15250 (1980-е); паровая машина для грузопассажирского парохода типа «Анадырь» (1929).115, 116

Филиал ЦКБ-32 НКСП на заводе № 640

      Филиал ЦКБ-32 на заводе № 640 создан в 1942г., в его состав вошла группа конструкторов эвакуированного КБ завода № 5. В 1942г. там разработан проект торпедного катера-малого охотника за ПЛ П-26 (пр. 200) в стальном (ТМ-200) и деревянном (ТД-200) вариантах. В 1945г. филиал ЦКБ-32 реэвакуирован. Группа конструкторов катеров из КБ завода № 5 и филиала ЦКБ-32 была переведена в ЦКБ-19.

      Разработка и организация конвейерного производства деревянных боевых катеров (ВОВ).

      Руководитель (ВОВ)- Н.Н. Исанин.

      Зам. по проектированию (ВОВ)- Л.Л. Ермаш (одновременно был начальником КБ завода № 5).

      Гл. конструкторы (1942г.)- Л.Л. Ермаш (пр. 200).

      Создано: катер пр. 200 (1942), бронекатер пр. 191 (1944).61

      

Объект № 32

      29.08.1943г. вышло пост. ГКО № 3997 об обеспечении строительства объекта № 32.