Предприятия № 151-200

      

Государственный завод № 181 «Двигатель» НКОП, НКСП, МСП, МТиТМ, п/я 686, Механический завод № 1 Русского АО соединенных механических заводов (бывший Лесснер), Петроградский государственный завод № 4 среднего машиностроения, Государственный механический завод № 29 «Торпедо», Ленинградский государственный минный завод «Торпедо» ВСНХ, Опытный завод № 181 НИИ-400 МСП, Завод «Двигатель» ВСНХ, НКТП, НКОП, МСП, А-7169, ФГУП СКБ «Завод «Двигатель», ОАО «Завод «Двигатель»

      /г. Петроград Сампсониевская наб., 3 (1923-26г.) «Торпедо»; г. Ленинград ул. Госпитальная, 3-8 (1925-28г.); г. Ленинград, К-9 наб. Фокина, 3 п/я 768 «Сдвиг» (1937-66г.)/

      /194175 (195009) г. СПБ Выборгская наб., 13; 194044 г. СПБ Пироговская наб., 13 тел. 542-01-21, 292-27-14 www.dvigatel.net, www.zavod-dvigatel.spb.ru/

      Русское АО соединенных механических заводов (бывшее Лесснер) было в 1916г. (наряду с АО чугунолитейных, машиностроительных и котельных заводов Г.А. Лесснер).158

      Механический завод № 1 Русского АО соединенных механических заводов в соответствии с декретом СНК от 28.06.1918г. пост. ВСНХ от 30.07.1919г. был национализирован и передан в ведение Центрального правления среднего машиностроения СНХ СР, затем законсервирован. В 1920г. переименован в Петроградский государственный завод № 4 среднего машиностроения, в 1921г. – в Государственный механический завод № 29 «Торпедо» Севзапвоенпрома ГУВП ВСНХ, в 1922г. – в Государственный минный завод «Торпедо» (писали также «Торпеда»). В 05.1921г. завод – в ведении Петроградского районного правления заводов среднего машиностроения Петрогубметалла ГУМП ВСНХ. По пр. ВСНХ № 1 от 4.01.1922г. Минный завод № 1 (б. Лесснера) с 26.11.1921г. передан в состав Петровоенпрома, в 03.1922-01.1924г. – в ведении 5-го отдела ТПУ ГУВП ВСНХ. По пр. № 1409 от 14.12.1922г. Морской минный завод (б. Лесснера № 1) переименован в завод «Торпеда», пр. № 124 от 7.03.1923г. – в Петроградский Государственный завод «Торпеда». По пр. ГУВП № 3 от 5.10.1926г. завод передан из Военпрома в ведение создаваемого Орударса ВСНХ, в 06.1926г. в мобилизационном отношении подчинялся подотделу вооружения ВПУ ВСНХ.125 В соответствии с пост. СНК от 27.04.1926г. по пр. ВСНХ/НКВМ/ОГПУ № 73сс от 9.07.1927г. Ленинградский госзавод «Торпедо» с 1.10.1927г. переименован в завод «Двигатель» (пр. ВСНХ № 86с от 22.09.1927г. исполнение предыдущего приказа было приостановлено на месяц),133 с 1.10.1928г. завод – в ведении Орударса ВПУ ВСНХ. С 1.01.1931г. передан из Остехбюро в ведение Оружобъединения ВСНХ (по 01.1932г. в его торпедной группе).160 С 01.1932г. – в ведении НКТП, в 1934г. из ведения Орударса переподчинен непосредственно ГВМУ НКТП (в мае в его ведении).99 Есть информация, что в 1936г. завод «Двигатель» был переименован в завод № 331, но затем возвращено название «Двигатель».138 В 12.1936г. передан в НКОП, по пр. № 06сс от 30.12.1936г. переименован в завод № 181 (далее название «Двигатель» употреблялось наряду с номерным обозначением), в 02.1937г. – в ведении 3ГУ. Пр. НКОП № 100 от 16.03.1937г. утвержден Устав ГС завода № 181, по пр. № 0214 от 26.09.1937г. завод передан в ведение вновь созданного 17ГУ. В 02.1939г. завод № 181 17ГУ передан в ведение НКСП.

      В марте 1918г. готовые мины Уайтхэда были частично вывезены в Нижегородский порт, а их части – в Пермь. Пост. Чрезкомснаба от 2.11.1918г. заводу поручено изготовить 104 тыс. 48-лин. бомб (в счет невыполненного заказа на 1917г.); в 1919г. изготовлено 6043 шт. 48-лин. бомбы и 2500 3-дм гранат. В 1920г. изготавливал ударные приборы для мин заграждения обр. 1912г. и ремонтировал мины Уайтхэда. В 03.1921г. выполнял заказы СВП, в 02.1922г. планировалась остановка производства, в июне находился на консервации. В 1923г. завод не имел военных заказов, в этом году планировалось начать разработку мин Уайтхэда и 21-дм торпед.159В 1923г. часть мастерских завода была сдана в аренду Остехбюро, на предприятии началось частичное возобновление работ, в 1926г. весь завод отдан ОТБ (по пр. ВСНХ № 1048 от 9.09.1926г. создана комиссия по передаче завода), арендовался ОТБ до 1.10.1928г. В 1927г. прошла расконсервация оборудования, возобновились работы.

      Пост. президиума ВСНХ от 21.11.1928г. для расширения завода ему передан соседний земельный участок Сахаротреста (б. сахарного завода Кениг) площадью 15464 м2 со всеми строениями в пределах Сахарного пер. и наб. Фокина (реально передача прошла в 1930г.). 5.09.1936г. утвержден генпроект реконструкции завода («Спецмашпроект»).

      Мощность завода: (1927г.)- 1000 торпед в год, (1937г.)- 1320 шт. В 1927-30г. изготовлено 52 торпеды 53-27. В 1932г. выдан заказ на 364 шт. План на 1936г.: 530 шт. обр. 1927г. (сдано 441), 300 Д-4 (изготовлено 150). По другим данным, в 1935-37г. всего изготовлено 27 торпед Д-4. Пр. № 0031 от 8.02.1937г. заводу предписано создать к 1.01.1938г. мощности по выпуску 2700 торпед Д-4 (вместе с заводом № 182).

      В 1929г. изготовлены первые 30 авиационных мин «ВОМИЗА». В 1931г. освоено производство: делительных головок (выпуск с 1-го квартала 1932г.), форм для шлемов (выпущено 211 шт.).

      В 07.1933г. заводу из УМС РККА передана Феодосийская пристрелочная станция, в 1937г. она являлась филиалом завода (ФОЗД), по пр. № 0173 от 8.08.1937г. станция выделена в самостоятельное предприятие (далее завод № 238 НКОП).

      До 1936г. был единственным заводом, выпускавшим торпеды. Затем на базе его производства организованы заводы № 182 и № 175.

      Заседанием Политбюро ЦК ВКП(б) от 4.05.1934г. (протокол № 6) на заводе введён особый порядок найма и увольнения рабочих, организован отдел найма и увольнения. В составе завода (1936-37г.): цехи: механические № 1, 2, 3, сборочный № 4, инструментальный № 5, горячий № 6, литейный № 7, механо-сборочный № 8, опытный № 9, ремонтно-механический, деревообделочный; лаборатория.

      Схема управления заводом (1937г.). Директор – гл. инженер/зам. директора, пом. директора по коммерческой части (отделы: транспортный, снабжения и сбыта; бюро: финансово-плановое, хозяйственно-жилищное), пом. директора по найму и увольнению (отдел найма), ППО, ОТК главка, 1-й отдел (СШО), 2-й отдел (мобилизационный), отдел подготовки кадров, ФОЗ, ОКС, бухгалтерия, управление делами, юрист, комендант, штаб ПВО, ВПО. Гл. инженер/зам. директора – начальник производства (цехи № 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8), 3-й отдел (опытно-конструкторский) (цех № 9), ОПП (лаборатория, цех № 5), ОГМ (мастерские), инженер по ТБ.

      Пр. № 68сс от 26.02.1938г. заводу поручено изготовление опытной партии из 20 шт. торпеды Т-53-38 по образцу фиумской торпеды. Этим же пр. на завод направлено 7 молодых специалистов; пр. НКОП/НКВМФ № 230с от 1.07.1938г. требовалось представить к 10.07.1938г. на госиспытания 7 торпед 53-38. Во исполнение пост. СНК № 202сс от 9.08.1938г. пр. № 349сс от 3/4.09.1938г. заводу установлен план сдачи торпед на 07-12.1938г.: 53-38 – 300, Д-4 – 82 шт. Производственная программа на 1938г.: 120 Д-4 (изготовлено 90), 300 Т-53-38 (159). К 1939г. торпеда Д-4 была признана «вредительской конструкцией».

      Пр. № 415сс от 28/29.10.1938г. заводу поручено изготовить для завода № 231 5 комплектов приборов «ВР», «УЗО» и «КО».

      По пр. № 285сс/904сс от 25.08.1941г. завод № 181 эвакуирован на заводы № 337 НКАП в Куйбышев и завод № 231 НКСП в Уральск. Оставшаяся в Ленинграде часть завода всю войну продолжала выпускать продукцию, ремонтировать торпеды. В 1944г. начато восстановление завода на прежнем месте в Ленинграде. 17.06.1944г. вышло пост. ГКО № 6060 об организации на заводе производства электроторпед ЭТ-80.

      С 1946г. завод № 181 – в ведении МСП, в 03.1953-05.1954г. – МТиТМ, затем – снова в МСП, в 1957-65г. – в ведении Управления судостроительной промышленности ЛенСНХ. В соответствии с ПСМ № 240-108 от 4.03.1959г. по пр. № 0070-ов от 17.03.1959г. завод № 181 присоединен к НИИ-400 в качестве опытного отдела.131 В 01.1966г. завод «Двигатель» – в ведении 4ГУ МСП. В 1973-91г. завод входил в состав НПО «Уран». Имел наименования: «п/я 686», «п/я А-7169» (1966г.-).205

      В 1946г. велась разработка техпроекта бесследной электроторпеды ЭТ-46 для ПЛ.

      Кроме работ по основному профилю, завод изготавливал системы автоматического управления и регулирования ЯЭУ АПЛ и ледоколов «Ленин», «Арктика», «Сибирь», «Россия».

      Производство (2003-07г.): самонаводящиеся, телеуправляемые электрические торпеды; донные и самотранспортирующиеся мины; приборы гидроакустического противодействия; подводные самотранспортирующиеся средства доставки водолазов; подготовка производства торпед: универсальной глубоководной самонаводящейся УГСТ и электрической ТЭ-2.

      В 2003г. имел форму ФГУП. По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. ОАО вошло в число стратегических оборонных предприятий. Входило в состав концерна «Морское подводное оружие» (2007г.). В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      Располагался на одной территории с ЦНИИ «Гидроприбор»

      Численность персонала (1909г.)- 204 раб.,153 (04.1922г.)- 22 чел., (03.1924г.)- 32 чел., (08.1929г.)- 1053 чел., (12.1933г.)- 2709 пр. раб.

      Директор (-1911-07.1917г.-)- М.С. Плотников, А.А. Бачманов. Управляющий (-01.1924-26г.-)- В.С. Петров. Директор (1926-31г.)- Н.К. Чеснов, (1931-34; 7.09.1937-07.1938г.-)- Д.Н. Никаноров, (1930-е)- Антонов, (1934г.)- В.А. Бродский, (-10.1936г.)- Г.А. Абрамов (репрессирован); и.о. (1936г.)- Ф.М. Ломанов; (1.02-16.05.1937г.)- Ф.М. Ломанов; и.о. (29.05-7.09.1937г.)- Б.А. Хазанов; (10.1938г.)- Никаноров, (1939-41г.)- М.Б. Розенштейн, (1941-50г.)- Б.П. Румянцев, (1950-62г.)- Е.Т. Николаев, (1962-70г.)- Г.Д. Картажев, (1970-83г.)- Г.П. Корсаков, (1983-90г.)- Г.Н. Худин, (1991-2005г.-)- В.А. Иванов.101 Гендиректор (2007г.)- П.В. Черепанов.

      Начальник (?) (2001г.)- Е. Матросов.17

      Начальник строительства- Лидванов, (1937г.)- Иванов. Зам. директора: по ПВО и охране (19.07.1938г.-)- П.П. Владиславов; (-06-7.09.1937; 25.09.1937г.-)- П.М. Кнышев; и.о. (02.1937г.)- Баламутов, и.о. 2-го зам. директора (20.08.1937г.-)- А.П. Сальковский. Помощник директора: и.о. (-20.08.1937г.)- Г.В. Галкин; по техчасти (1925г.-)- Г.М. Озеров; по найму и увольнению (-02-06.1937г.-)- А.Ф. Тимофеев; по коммерческой части (02.1937г.)- Галкин, (1937г.)- Андреев; по труду (1930-е)- А.И. Басов.

      Директор: технический (-1936г.)- Виленский, (7.09.1937г.-)- И.К. Германович, (23.11.1938г.-)- Ф.И. Горбатов; коммерческий (-10.1936г.)- Лисичкин (репрессирован).

      Зам. директора: технического (-1930г.)- Г.М. Озеров (репрессирован); коммерческого (-10.1936г.)- Белов (репрессирован).

      Помощник заведующего коммерческой частью (1902г.-)- А.А. Бачманов.

      Гл. инженер (1920-е)- Г.М. Озеров, (08.1936г.)- Виленский (репрессирован); и.о. (1936г.)- Ф.М. Ломанов, (02.1937г.)- Баламутов; (-06-7.09.1937; 25.09.1937г.-)- П.М. Кнышев, (-02-09.1938г.-)- Ф.И. Горбатов, (-21.11.1938г.)- И.К. Германович (снят); и.о (-23.11.1938г.)- Ф.И. Горбатов; (23.11.1938г.-)- Б.П. Румянцев, (01.1966г.)- В.И. Жданов.

      Гл. конструктор (02.1937г.)- Волков.

      Гл. технолог (-23.11.1938г.)- Б.П. Румянцев. Гл. механик (02.1937г.)- Говоров.

      Начальник производства (1920-е)- Г.М. Озеров, (02.1937г.)- Сердцев, (23.11.1938г.-)- Б.П. Румянцев. Начальники отделов: 1-го (02.1937г.)- Тируков, (01.1966г.)- Б.Ф. Зуев; 2-го (02.1937г.)- Шаповалов; 3-го (02.1937г.)- Зельцер; КО (09.1938г.)- Тимофеев; технического (02.1938г.)- Зиновьев; ОТК (02.1937г.)- Кнышев; ППО (-10.1936г.)- Морозов (репрессирован), (02.1937г.)- Бочин, планового (1937г.)- Шемаханов; снабжения (1930-е)- Жестянников (репрессирован); ОПП (02.1937г.)- Баламутов; ФОЗ (02.1937г.)- Железный; ОКС (1936г.)- Соловьев, (02.1937г.)- Иванов; подготовки кадров (02.1937г.)- Баранов; ВПО (02.1937г.)- Новоградский; транспортного (02.1937г.)- Курилов; снабжения и сбыта (02.1937г.)- Нейфельдт; внешних связей и маркетинга (2006г.)- Ю.А. Мельников.

      Зам. начальника отдела: ППО (10.1936г.)- Клюйко (репрессирован).

      Начальники цехов: № 1 (02.1937г.)- Цвейман; № 2 (02.1937г.)- Кашевников; № 3 (02.1937г.)- Чуканов; № 4 (02.1937г.)- Якубович; № 5 (02.1937г.)- Балашев; № 6 (02.1937г.)- Воронцов; № 7 (02.1937г.)- Лебедев; № 8 (02.1937г.)- Амчиславский; № 9 (02.1937г.)- Ляпин; сборочного (02.1937г.)- Осокин; литейного (01.1937г.)- Лебедев.

      Зам. начальника цеха: № 3 (08.1937г.)- Сердцев; сборочного (02.1937г.)- Сердцев.

      Начальники: лаборатории (02.1937г.)- Смирнов; бюро: финансового планового (02.1937г.)- Романов; хозяйственно-жилищного бюро (02.1937г.)- Диамидов; штаба ПВО (02.1937г.)- Шаганов. Комендант (02.1937г.)- Владиславов. Инженер по ТБ (02.1937г.)- Розенгаузен.145

      Производство: ПЛ С.К. Джевецкого (1882-83)- 50 (вместе с Невским заводом), полуподводная лодка «Кета» пр. С.А. Яновича (1904-05), сборка ПЛ Лэка «Осетр» (1905); паровые котлы (1909), холодильные машины Вестингауз-Леблан и артиллерийские элеваторы для линкоров и крейсеров (1910-14), воздухонагнетательные насосы торпедных аппаратов для крейсеров (1910-е); торпеды: мина Уайтхеда (1883-89)- 176; парогазовые Т-53-27 (1927-37), 53-36 (1936-38), Т-53-38 (-1938-40-), Т-53-38У (1939-), Т-53-39, Т-45-36; электрические Т-53-36 (Д-4, 1935-38)- 117, ЭТ-80 (1942-), ЭТ-46 (1946-); радиоуправляемая «Акула-1» (1937), самонаводящиеся САЭТ-50 (1950-), САЭТ-50М (1954-), СЭТ-53 (1950-), СЭТ-53М (1960-е), СЭТ-65 (1970-е), СЭТ-65А для АПЛ, телеуправляемые ТЭСТ-68 (1968-), ТЭСТ-71 (1970-е), ТЭСТ-71МЭ-НК (2001-); Д-5, Д-10 (опытные, 1937); мина авиационная «ВОМИЗА-100» (1929-); автомобили: почтовый фургон (1904)- 14, легковые, грузовики на 1,2 т и 2 т, пожарные машины, фургоны, автобусы (1904-09), автомобиль для Предсовмина России (1906); катерный электромагнитный караван-трал КЭМПТ; пистолет-пулемет ППД-40, пистолет «Балтиец», детали к авиабомбам, РС М-13 (ВОВ); аппаратура самонаведения «Сапфир» (1980-е), средство акустического противодействия МГ-74; минно-ракетный и минно-торпедный ПЛК МРПК-1, МТПК-1, МТПК-2, авиационная противодесантная донная мина АПДМ (1980-е); самоходное средство для водолазов «Сирена» (1959-), «Сирена-УМЭ» (2000-е); аппарат «Марина», буксировщики аквалангиста «Нептун», «Протон-У», СОМ-1;17 транспортировочно-спасательная система «Акья» (2000-е); электрофон УРГ, электропроигрыватель «Аврора»; печные и кухонные принадлежности (1909), бытовой газовый комплекс НГБ.

      Ремонт: паровых котлов (1909); мин Уайтхэда (-1920-25-).

«Заведение типографских принадлежностей», Механический чугунолитейный завод «Г.А. Лесснер», Машиностроительный завод АО машиностроительных, чугунолитейных и котельных заводов «Г.А. Лесснер», Завод «Старый Лесснер»

      /г. СПБ Сампсониевская наб., 3 (1909-15г.)/

      Завод основан купцом Г.А. Лесснером в 1853г. Сначала было решено строить ткацкую фабрику и плавильные печи, но был построен как слесарный завод «Заведение типографских принадлежностей». Через несколько лет завод стал одним из крупнейших предприятий Петербурга и получил название «Механический чугунолитейный завод «Г.А. Лесснер», в 1898г. основано АО. В 1909г. – Машиностроительный завод АО машиностроительных, чугунолитейных и котельных заводов «Г.А. Лесснер».

      Строил паровые машины и котлы, паровые молоты, гидравлические ковальные машины, насосы, подъемные краны, стропила, колонны, мосты. С 1877г. выполнял заказы военно-морского ведомства – изготавливал поворотные краны для опускания донных мин, элеваторов для подачи снарядов. В 1878г. стал первым частным предприятием, изготовлявшим мины и минные аппараты. На заводе оборудовано специальное отделение для сборки мин. В 1883г. выпущена первая торпеда – самодвижущаяся мина Уайтхеда. В 1902г. на заводе открыта мастерская по производству нефтяных двигателей для катеров по типу немецкой фирмы Daimler. С 1904г. начат выпуск автомобилей, по 1909г. выпущено 13 моделей. В 1915г. производство автомобилей – в самостоятельном Российском автомобильном обществе «Г.А. Лесснер».

      В 1882г. на новой площадке основан завод «Лесснер» № 2 («Новый Лесснер», далее – завод им. Карла Маркса). Завод на старой площадке (Выборгская наб. и Сампсониевская наб.) стали называть «Старый Лесснер». Имел также неофициальное название Судостроительный завод Лесснера (ССЗЛ). К концу XIX в. созданы две пристрелочные станции: в Кронштадте и Севастополе. В составе завода (1908г.) мастерские: литейная, лафетно-котельная, модельно-токарная; отделение паровых котлов. В 09.1912г. Нобелем и Лесснером учреждено АО «Ноблесснер», в которое вошли заводы «Людвиг Нобель» и «Г.А. Лесснер». Перед I-й Мировой войной производство значительно расширялось, был открыт завод «Русский Уайтхед» в Крыму.

      В 12.1914г. начато изготовление гранат (в декабре выпущено 4150 вместо 10 тыс., в 01.1915г. – 7300 шт. вместо 20 тыс. по плану). В годы I-й Мировой войны выпускал торпеды, компрессоры воздуха высокого давления, затворы для 3-дм полевых пушек, приборы управления артиллерийской стрельбой. Входил в «группу Царицынских заводов», изготовлявших в кооперации 3-дм пушки. В группу входили также заводы Сормовский, Петроградский металлический и Коломенский.

      После революции продолжен выпуск затворов для 3-дм пушек (по 25 шт. в месяц).159

      Численность персонала (1909г.)- 361 раб., (1915г.)- 1000 раб.158

      Производство: газовые и керосиновые двигатели, артиллерийские снаряды; ремонт машин (1909).153

Автомобильная мастерская Российского автомобильного общества «Г.А. Лесснер»

      /г. Петроград ул. Шпалерная, 15/

      С 1904г. начат выпуск автомобилей, по 1909г. выпущено 13 моделей. В 1915г. изготовляла оборонную продукцию.

      Численность персонала (1915г.)- 70 раб.158

Опытно-конструкторский отдел (ОКО) завода «Двигатель», ЦКБ-39 НКОП, НКСП

      Велась разработка новых образцов торпед: Д-5 (1935-36г.), Д-6 (проект), ПБ-7 (авторы Перля, Брун, в 1936г. – опытный образец), Д-10 (проектировалась в 1936г.), ДД-9 (с кислородным двигателем), ПБ-9.

      ОКО имел свою производственную базу (30 станков) (1936г.). По пр. № 0214 от 26.09.1937г. на базе КО завода и соответствующего отдела Остехупра организовано ЦКБ-39 в ведении вновь созданного 17ГУ НКОП. ЦКБ предан в качестве опытно-экспериментального завод им. Ворошилова (с мастерскими «Красный изобретатель» при нем). По пр. № 0238 от 5.11.1937г. ЦКБ-39 размещено вместе с ЦКБ-36 в здании бывшего КБ-21. В 02.1939г. из 17ГУ передано в ведение НКСП.

      В 1939г. созданы и пнв торпеды с увеличенным зарядом 53-38У и 45-36НУ. Пр. № 415сс от 28/29.10.1938г. ЦКБ совместно с заводом № 231 требовалось к 1.12.1938г. изготовить две опытные торпеды 53-39. В 07.1941г. скоростная торпеда 53-39 пнв. Для форсирования работ по торпеде АСТ требовалось к 25.12.1938г. закончить проект переоборудования бывшего газового завода в Ленинграде под спецлабораторию ЦКБ-39. Сюда из НИМТИ были переданы работы по первой отечественной электрической торпеде ЭТ-80 (Н.Н. Шамарин), в 1942г. она пнв.

      По пр. № 54сс от 13.03.1941г. ЦКБ-39 ликвидировано, войдя вместе с ЦКБ-36 в состав ОКБ завода № 231 НКСП в качестве КБТ (торпедное).61

      Начальник (2.02-5.11.1938г.)- П.Я. Кононов, (5.11.1938г.-)- М.П. Максимов.

      Гл. конструктор гуппы № 4 (12.1938г.)- Г. Диллон.139

      Работали: (1940г.)- Д.А. Кокряков, (1940г.)- В.Л. Орлов, (1940г.)- Д.Н. Островский.

СКБ завода № 181

      В соответствии с пост. ГКО № 2318 от 17.09.1942г. торпеда ЭТ-80 и глубоководный минный защитник ГМЗ пнв. В соответствии с ПСМ № 1120-583 от 15.08.1956г. торпеда ЭТ-56 пнв.

      В 1961-63г. велись работы по первой отечественной телеуправляемой по проводам торпеде ТЭСТ-68 (разработка РКД и изготовление опытных образцов).

      Проведена модернизация самоходного носителя водолазов «Сирена» в «Сирена-УМ». Затем были разработаны собственные модели буксировщиков водолазов.

      Ведущие конструкторы: (1950-е)- Г.Д. Карташев, (1950-е)- В.А. Косарев, (1950-е)- Д.А. Петров, (-1943-50-е)- Н.Н. Шамарин, (1950-е)- И.П. Яковлев.

      Создано: электроторпеды: ЭТ-80 (пнв 17.09.1942г.), ЭТ-46 (1945, на базе трофейной G-7E),61 ЭТ-56 (пнв 15.08.1956г.); самонаводящаяся САЭТ-60 (1950-е), СЭТ-65КЭ; телеуправляемая по проводам ТЭСТ-68 (пнв в 1968г.), ТЭСТ-71МК (с аппаратурой самонаведения «Керамика»), универсальная ТЭСТ-71МЭ-НК (2000-е); буксировщики водолазов «Сирена», «Сирена-К, -М», «Гроздь», «Анемона-АК», «Нептун», «Протон-У», «Сом-1» (1970-2001). 17

Завод «Русский Уайтхед» ГУВП ВСНХ

      /Крымская АССР г. Феодосия Якорная бухта «Русский Уайт»/

      Завод «Русский Уайтхед» открыт перед I-й Мировой войной как отделение завода «Г.А. Лесснер» при содействии английской фирмы «Виккерс» для производства торпед. Располагался близ Феодосии рядом с пристрелочной станцией торпед Морского министерства.114

      В 01.1924г. – в ведении 5-го (Морского) отдела ТПУ ГУВП ВСНХ. В 1926г. завод расформирован, часть оборудования пост. Президиума ВСНХ от 19.11.1926г. передана Центральному совету народного хозяйства Крыма.159 По пр. ГУВП № 3 от 5.10.1926г. завод передан из Военпрома в ведение создаваемого Орударса ВСНХ, в 06.1926г. в мобилизационном отношении подчинялся подотделу вооружения ВПУ ВСНХ; расформирован в 12.1926г.125

      Производство морских мин.

      Численность персонала (03.1924г.)- 12 чел.

      Управляющий (01.1924г.)- П.М. Румм.

Завод АО торпедных заводов «Русский Уайтхед»

      /г. Петроград/

      АО торпедных заводов «Русский Уайтхед» учреждено инженерами Плотниковым и Балинским 3.08.1914г. (утверждено Императором 27.09.1914г.) для производства торпед («самодвижущихся мин») по патенту австрийского завода Уайтхеда.158

      Директор правления (02.1915г.)- Балинский.

Механический чугунно-меднолитейный и котельный завод «Людвиг Нобель», Завод среднего машиностроения № 7, Петроградский государственный машиностроительный завод «Русский Дизель» ВСНХ, Ленинградский государственный дизелестроительный завод «Русский Дизель» ВСНХ, НКТП, НКМ, НКТМ, МТМ, Ордена ТКЗ ленинградский государственный дизелестроительный завод «Русский дизель», ПО среднеоборотных дизелей «Русский дизель», ГП «Фирма «Русский дизель»

      /г. СПБ Выборгская сторона, Сампсониевская наб., 13-15; г. Ленинград, ГСП-272 наб. Фокина, 13/15 (1935-42г.); Всеволожский район Ленинградской обл./

      Машиностроительный завод «Людвиг Нобель» основан в 1862г. В 1871г. освоено производство 4,2 лин. «скорострельных пушек» Гатлинга-Горлова, затем было изготовлено 8 6-лин. 8-ствольных картечниц В.Н. Загоскина.127 В 1900-е г. стал первым в России заводом по производству нефтяных двигателей (дизелей). Выпускал также станки для оружейных заводов, части для экипажей, арматуру, чугунные и медные отливки; выполнял ремонт. В 06.1902г. заводу выдан заказ на 100 лафетов для 3-дм пушек. В 09.1912г. Нобелем и Лесснером учреждено АО «Ноблесснер», в которое вошли заводы «Людвиг Нобель» и «Г.А. Лесснер». В 1915г. АО машиностроительного завода «Людвиг Нобель» выпускало оборонную продукцию (в т.ч. дизели для ПЛ, до 10 шт. в год).

      Декретом СНК от 28.06.1918г. завод «Людвиг Нобель» национализирован. С 03.1919г. завод передан в ведение Петроградского правления заводов среднего машиностроения СНХ СР (с 02.1920г. Петроградского СНХ), в 07.1919г. он переименован в Завод среднего машиностроения № 7. В 02.1921г. входил в число ударных заводов. В 05-11.1921г. завод «Людвиг Нобель» – в ведении Петроградского районного правления заводов среднего машиностроения Петрогубметалла ГУМП ВСНХ.64 В 10.1921г. переименован в Петроградский государственный машиностроительный завод «Русский дизель» треста «Машинострой», с 29.04.1922г. – в ведении треста «Петромашинострой» Севзаппромбюро ВСНХ, в 1926г. – Ленмаштреста ГУМП ВСНХ, в том же году передан в ведение ВО тяжелого машиностроения ВСНХ. В 1926г., кроме того, контролировался инженерно-техническим подотделом ВПУ ВСНХ.125 В 1931г. переименован в Ленинградский государственный дизелестроительный завод «Русский дизель». В соответствии с пост. СНК № 574 от 16.07.1931г. передан из «Парвагдиза» в ведение созданного ВО «Союздизель» ВСНХ. С 1932г. – НКТП, в 1935-37г. – треста «Союздизель» НКТП, с 1937г. – в ведении Главдизеля НКТП, в 09.1938г. – в ведении Главдизеля НКМ. В 1941-42г. завод являлся филиалом Невского машиностроительного завода им. Ленина. В 08.1942г. завод «Русский дизель» в непосредственном подчинении НКТМ, с 1944г. – в ведении ГУ локомобильного и дизельного машиностроения НКТМ.

      В 03.1921г. выполнял заказы СВП.125 Производство дизельных установок для судостроения (1925г.). В 1925-29г. под руководством В.А. Ваншейдта спроектирован и построен первый в стране двухтактный бескомпрессорный двигатель. Производство (1935г.): дизели: стационарные 30, 100, 150, 200, 300 л.с.; судовые 150, 200, 300, 2160 и 3250 л.с.196

      Пр. НКТМ № 253сс заводу поручено изготовление 80 комплектов узлов и деталей танка КВ-1 в месяц для Кировского завода.

      В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. дизельное производство завода «Русский дизель» НКТМ подлежало эвакуации в Горький на площадку завода «Двигатель революции».

      С 1946г. – в ведении МТМ, с 1955г. – ГУ паровозостроения МТМ, с 1957г. – Управления тяжелого машиностроения ЛенСНХ, с 11.1965г. – ГУ дизелестроения МТЭиТМ. С 1966г. – Ордена ТКЗ ленинградский государственный дизелестроительный завод «Русский дизель». В 1977-86г. завод входил в состав ПО «Звезда». По пр. Министерства тяжёлого и транспортного машиностроения № 1 от 3.01.1986г. завод выведен из состава ПО «Звезда» и в качестве головного предприятия вошёл в состав ПО «Русский дизель». По пр. № 160 от 26.05.1986г. переименован в Гос. завод «Русский дизель». Позднее завод вошел в состав ПО им. Я.М. Свердлова. Далее – ГП «Фирма «Русский дизель».131

      Численность персонала (1909г.)- 620 раб., 153 (1915г.)- 1350 раб.,158 (07.1919г.)- 876 чел. (в т.ч. 690 раб.), (11.1921г.)- 600 раб.

      Директор (1888-1917г.)- Э.Л. Нобель, (09.1938г.)- Маляров, (08.1942г.)- Пассинский, (1955г.-)- Н.А. Дмитриев.

      Коммерческий директор (1997г.)- К. Полянцев.

      Гл. инженер- Л.П. Акимов.

      Зам. гл. инженера- Л.П. Акимов.

      Производство: судовые машины для: линейных кораблей «Ретвизан», «Вола», «Синоп» (1857); картечницы: 4,2-лин. 10-ствольная Гатлинга-Горлова (1871-), 6-лин. 8-ствольная В.Н. Загоскина (1870-е)- 8, 4,2-лин. 6-ствольная Гатлинга-Барановского (1873-); дизели: 250 л.с. для канонерских лодок (1906), для ПЛ «Минога» (1908), для сторожевика «Ястреб», 1320 л.с. серии 2165 для ПЛ типа «Барс» (1915-)- 8, 750 л.с. серии 2126 для танкеров(1926), 1900 л.с. серии 2400 для рефрижераторов типа «Смольный» (1920-е)- 12, типа Зульцера для лесовозов типа «Волголес» (1930-е), 9ДКР 4200 л.с. для ПЛ пр. 41 (1930-е), 6ДР 30/50 для буксира пр. 492 (1949), 8ДР 43/61 для танкера пр. 563 (1950).113-116

КБ завода «Русский дизель»

      Разработаны судовые дизели серий 2126, 2400 (1920-е). В середине 1930-х г. под руководством В.А. Вайншейдта создавались дизели для ПЛ.

      Руководитель (1925г.)- В.А. Вайншейдт.

АО «Нобель-Лесснер» («Ноблесснер»), Петровская верфь

      /Эстония г. Ревель/

      В 09.1912г. Нобелем и Лесснером учреждено АО «Ноблесснер», в которое вошли заводы «Людвиг Нобель» и «Г.А. Лесснер». Активным организатором нового общества был М.С. Плотников. Осенью 1912г. обществом для строительства собственной судостроительной верфи был приобретен участок в Ревеле между Купеческой гаванью (Северный мол) и минной гаванью Военного порта. С юга к участку примыкал завод «Вольта», который вскоре также вошел в состав АО «Ноблесснер». Верфь начала действовать в конце 1913г., окончательно построена к концу 1914г. Были построены: слип, 6 наклонных стапелей по 115 м, достроечная набережная, мастерские: корпусная с плазом (площадью 1790 м2), сборочно-установочная (850 м2), деревообрабатывающая вместе с модельной (1010 м2), литейная и трубомедницкая. 31.05.1916г. верфь «Ноблесснер» переименована в Петровскую. В 1916г. завод получил заказ на 10 ПЛ пр. Голланда, в 1917г. – еще на 10.

      В годы I-й Мировой войны велось судостроение. В 1915г. завод участвовал в конкурсе на эскадренную ПЛ. После революции 1917г. Эстония отделилась от России, и завод остался в ее ведении.

      Гл. инженер (1912г.-)- Г.Г. Бубнов.

      Гл. строители кораблей (1914г.)- Г.Г. Бубнов. Строители кораблей (1914г.)- В.В. Борзаковский.

      Работали: (1912г.-)- И.Г. Бубнов (консультант).

      Производство: ПЛ: «Тигр» (-1915), «Львица» (-1915), «Кугуар», «Леопард», «Пантера» (07.1914-16), «Рысь» (07.1914-16), «Тур» (07.1914-17-), «Ягуар» (07.1914-17-), «Ерш», «Угорь», «Форель» (07.1914-11.1915, переданы на достройку Балтийскому заводу), «Язь» (1915-17-, не достроена); модернизация ПЛ «Барс», «Гепард», «Вепрь» (1915-16).114

Механический завод Мюргеда, Товарищество машиностроительного завода «Феникс», Петроградский государственный станкостроительный завод им. Я.М. Свердлова (бывший «Феникс») ВСНХ, Ленинградский государственный станкостроительный завод им. Я.М. Свердлова ВСНХ, НКТП, НКМС, НКТМ, НКСС, ММ

      /г. СПБ Полюстровская наб., 39-41 (1909г.); г. Петроград, г. Ленинград Полюстровская наб., 29А (1915-35г.); г. Ленинград ул. Минеральная, 13 «Станкозавод» (1935г.)/

      Механический завод Мюргеда основан в 1868г., в 1878г. переименован в машиностроительный завод «Феникс» (возможно, имел отношение к рижскому АО вагоностроительных и механических заводов «Феникс»). Производство станков для обработки металла, приводов, запчастей (1909г.); холодильных машин Вестингауз-Леблан для крейсеров (1916г.). Выпускал также корпуса снарядов, взрыватели, капсюльные втулки.

      30.07.1919г. завод национализирован и включен в состав Районного правления заводов среднего машиностроения СНХ СР (или с 03.1919г.). В 12.1921г. завод переименован в Петроградский государственный станкостроительный завод и передан в ведение Маштреста Севзаппромбюро ВСНХ, в 10.1922г. ему присвоено имя Я.М. Свердлова. С 29.04.1922г. – в ведении треста «Петромашинострой» Севзаппромбюро ВСНХ, в 11.1925-27г. – Ленмаштреста ВСНХ. Входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.).125 С 1929г. Ленинградский государственный станкостроительный завод им. Свердлова – в ведении Всесоюзного треста среднего машиностроения ВСНХ, «Союзстанкоинструмента» (1930-31г.). В соответствии с пост. СНК № 574 от 16.07.1931г. передан из «Союзстанкоинструмента» в ведение созданного «Станкообъединения» ВСНХ. Далее в ведении Главстанкоинструмента НКТП (1932-37г.), Главстанкоинструмента НКМС (1937-39г.), НКТМ (1939-41г.).

      В 11.1925г. завод находился на консервации. К январю 1928г. планировалось восстановить мелкогильзовое производство (50 станков). Пр. НКЭП № 30сс от 17.02.1941г. на завод с завода «Электрик» передано производство в 1941г. 2500 корпусов авиабомб КВ-4.

      Производство (1935г.): станки: горизонтально-расточные, продольно-строгальные, продольно-фрезерные, специальные муфто-нарезные и токарно-асбестовые.

      В соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. Завод им. Свердлова НКСС подлежал эвакуации в Свердловск на площадку завода тяжелого станкостроения. Действовал в Ленинграде в 01.1942г.65

      С 1946г. завод – в ведении Министерства станкостроения, ММ (03.1953-04.1954г.), Минстанкопрома (04.1954-06.1957г.), Управления общего машиностроения ЛенСНХ (06.1957-02.1960г.), Управления машиностроения ЛенСНХ (02.1960-10.1965г.). В соответствии с пост. правительства от 30.09.1965г. и ЛенСНХ № 204 от 20.10.1965г. передан в ведение Минстанкопрома. Пост. СМ РСФСР № 1024 от 14.09.1962г. и ЛенСНХ № 273 от 2.10.1962г. на базе завода как головного предприятия, создано ЛСПО им. Я.М. Свердлова.

      Пост. ЛенСНХ № 207 от 7.05.1959г. в состав завода влит завод «Ленстанколит». В соответствии с расп. СМ РСФСР № 4362-р от 24.07.1959г. на базе ОГК и исследовательской лаборатории завода организовано самостоятельное ОКБС. В соответствии с расп. СМ РСФСР № 5098-р от 21.08.1959г. и расп. ЛенСНХ № 11591 от 24.09.1959г. при заводе создано самостоятельное ПКБ «Ленстанкопроект».

      Численность персонала (1909г.)- 262 раб.,153 (1915г.)- 1560 раб.,158 (1.101.1917г.)- 1910 раб., (1.04.1918г.)- 28 раб., (07.1919г.)- 66 чел. (в т.ч. 19 раб.).

      Зам. директора (-1939г.)- А.И. Костоусов.

      Заведующий производством (1930-е)- А.И. Костоусов.

      Начальники цехов: (1930-е)- А.И. Костоусов, (1945-46г.)- В.Д. Лебедев.

      Помощник начальника цеха: механосборочного (1936-38г.)- В.Д. Лебедев.

      Начальники отделов: ОТК (1930-е)- А.И. Костоусов.

      Начальник бюро: автоматики КО (1930-е)- Т.Н. Соколов.

      Создано: станки специальные горизонтально-расточные ЛР-1, -2, -3, -10, -11, -12, -14, -15, -20; рсточные устройства ЛР-30, -31А.88

Ленинградский чугунолитейный завод «Центролит» ВСНХ, НКТП, НКМ, Ленинградский ГС завод «Ленстанколит» НКСС, Минстанкостроя, ЛенСНХ

      /г. Ленинград Полюстровская наб., 7 «Центролит» (1935г.)/

      Ленинградский чугунолитейный завод «Центролит» образован в 1932г. в ведении объединения «Котлотурбина» НКТП. В 09.1933г. передан, вероятно, в Главстанкоинструмент НКТП, в 01.1935г. – в его ведении.196 В 09.1938г. – в ведении Главстанкопрома НКМ. В 09.1944г. переименован в Ленинградский ГС завод «Ленстанколит» в ведении НКСС, с 03.1946г. – Министерства станкостроения, с 1954г. – Минстанкостроя, с 06.1957г. – Управления общего машиностроения ЛенСНХ. Пост. ЛенСНХ № 207 от 7.05.1959г. завод объединен со станкостроительным заводом им. Я.М. Свердлова.131

      По пр. НКТП № 250 от 28.02.1935г. в состав завода влито объединённое строительное управление по строительству завода «Центролит» и реконструкции завода им. Свердлова «Ленинградский станкострой» Главстанкоинструмента НКТП.196

      Производство (1935г.): литьё чугунное для станкостроения.

Ленинградское станкостроительное ПО (ЛСПО) им. Я.М. Свердлова, Ленинградское станкостроительное объединение (ЛСО) им. Я.М. Свердлова, АООТ Холдинговая компания «Станкостроительное объединение «ЛСПО-Свердлов»

      Пост. СМ РСФСР от 14.09.1962г. и ЛенСНХ от 2.10.1962г. на базе Ленинградского станкостроительного завода им. Свердлова как головного предприятия, создано ЛСПО им. Я.М. Свердлова. Действовало в ведении: ЛенСНХ (1962-63г.), ГК по машиностроению при Госплане (1963-65г.), ВПО «Союзтяжстанкопром» Минстанкопрома (1965-84г.-). В его состав вошли также заводы: Ленинградские: станков-автоматов, станкостроительный им. Ильича, станкопринадлежностей; Боровичский механический завод, ОКБС (1970г.-), ОКБ-3, СКБ ШО. К 1966г. в составе объединения остались три завода: им. Свердлова, им. Ильича и станков-автоматов (в состав ПО им. Я.М. Свердлова входил завод «Русский дизель»114). В 1966г. объединение награждено орденом Ленина. В 1984-88г. в состав ЛСО входило ЛСКБ ТУС.

      Структура ЛСПО (1965г.): канцелярия; отделы: АХО, ПЭО, производственный, ОТиЗ, ОГТ, технический, технической информации, рационализации и изобретательства, ОТК, МТС, сбыта, внешнего монтажа и наладки, кадров, технического обучения кадров, ОГМ, ОГЭ, гл. металлурга, техники безопасности, ОКС, центральная лаборатория измерительной техники.

      Производство станков широкого профиля: металлорежущих, продольно-строгальных, универсально-расточных и специальных.

      Решением Регистрационной палаты мэрии СПБ № 9105 от 20.07.1994г. Ленинградское станкостроительное объединение им. Я.М. Свердлова преобразовано в АООТ Холдинговую компанию «Станкостроительное объединение «ЛСПО-Свердлов», в 08.2000г. оно ликвидировано.131

      Директор (1975-78г.)- Н.А. Паничев.

Опытно-конструкторское бюро станкостроения (ОКБС) ЛенСНХ, Особое КБ станкостроения (ОКБС) ЛСО им. Я.М. Свердлова, ОАО «ОКБС»

      /195108 г. Ленинград, г. СПБ Свердловская наб., 4/

      Опытно-конструкторское бюро станкостроения создано в соответствии с расп. СМ РСФСР № 4362-р от 24.07.1959г. на базе ОГК и исследовательской лаборатории завода им. Свердлова. По пр. № 399 от 3.12.1964г. переименовано в Особое КБ станкостроения. Действовало в ведении ЛенСНХ (1959-63г.), по пр. № 85 от 12.09.1963г. передано в ГК по машиностроению при Госплане (1963-65г.), по пр. № 30 от 9.02.1966г. – в ведение МСиИП (1965-70г.). По пр. № 144 от 18.05.1970г. ОКБС включено в состав ЛСО им. Свердлова.

      НИР по проблемам станкостроения; конструирование высокопроизводительных серийных и специальных крупных и тяжёлых металлорежущих станков (горизонтально-расточных, прецизионных координатно-расточных, копировально-фрезерных, продольно-фрезерных, автоматических с программным управлением).

      Далее преобразовано в ОАО.88

      Зам. директора (02.1980г.)- В.И. Крысанов.

Ленинградское специальное КБ шлифовального оборудования (СКБ ШО) ЛСПО им. Я.М. Свердлова

      /г. Ленинград/

      СКБ ШО создано в соответствии с ПСМ РСФСР № 655 от 19.04.1958г. Действовало в ведении ЛенСНХ (1958г.-). По пр. № 165 от 25.05.1984г. на базе ликвидируемых СКБ ШО и ОКБ АРС создано ЛСКБ ПС.

      В 1975г. СКБ ШО передан КО и техархив Станкостроительного завода им. Ильича.

      Проектирование высокоточных станков, автоматов и автоматических линий для подшипниковой и др. отраслей промышленности.

      Создано: станки: круглошлифовальные 3110М, 3153М, 3В12, 312П, 3А12, профилешлифовальный с пантографом 3Б95; суперфинишные Л3-15, автомат Л3-227; полуавтомат 3Р17; жёлобошлифовальные автоматы Л3-105, -164, -184, -185, -202, полуавтоматы Л3-41М, -209, для шлифования жёлоба переменного сечения Л3-211; бесцентровый внутришлифовальный автомат ЛШ-1.88

Проектно-конструкторское бюро (ПКБ) «Ленстанкопроект» при станкостроительном заводе им. Свердлова, Всесоюзный проектно-технологический институт литейного производства (ВПТИ ЛИТПРОМ)

      /г. Ленинград Кондратьевский пр., 2/

      ПКБ «Ленстанкопроект» при станкостроительном заводе им. Свердлова создано в соответствии с расп. СМ РСФСР № 5098-р от 21.08.1959г. и расп. ЛенСНХ № 1159 от 24.09.1959г., деятельность начата в 02.1960г. Действовало в ведении Управления машиностроения ЛенСНХ (1959-63г.). В соответствии с ПСМ № 949 от 2.09.1963г. по пр. № 853 от 12.09.1963г. передано в ведение Управления по развитию кузнечно-прессового и литейного машиностроения созданного ГК по машиностроению при Госплане (1963-65г.). По пр. № 202 от 20.07.1965г. на базе ПКБ создан ВПТИ ЛИТПРОМ с экспериментальным производством в ведении Управления проектирования и капстроительства ГК по машиностроению при Госплане. В соответствии с ПСМ от 23.10.1965г. и № 482 от 20.06.1966г. по пр. № 30 от 9.02.1966г. передан в ведение Главного технического управления МСиИП (1965-75г.-).

      На ПКБ возложены задачи комплексного проектирования заводов машиностроения и их отдельных объектов, связанного с реконструкцией заводов и внедрением средств автоматизации и механизации, конструированием оборудования для литейных цехов.

      Пр. по ПКБ № 901 от 31.05.1960г. утверждена структура бюро: бюро: ГИП, оформления техдокументации, чертёжно-копировальное, светокопировальное; отделы: автоматизации и механизации, машиностроительный, металлургический, литейного оборудования, автоматики и энергоснабжения, промышленной вентиляции и теплоснабжения, архитектурно-конструкторский, генплана и механизированного транспорта, техно-экономический, ППО, технический; сектора: хозяйственно-технического снабжения, кадров и спецработы; техбиблиотека, бухгалтерия. Пр. по ПКБ № 1311 от 23.07.1960г. создан Технический совет. В соответствии с пост. ЛенСНХ № 3572 от 20.08.1960г. по пр. Управления машиностроения № 181 от 13.09.1960г. и пр. по ПКБ № 187 от 17.09.1960г. организован отдел материальных нормативов и экономии сырья и материалов. По пр. № 157 от 4.08.1960г. и пр. по ПКБ № 2133 от 26.10.1960г. в составе техотдела организовано бюро по внедрению изобретений. Пр. по ПКБ № 21 от 1.02.1961г. образован сметный отдел, пр. № 23 от 3.02.1961г. – отдел внедрения новой техники с группой учёта изобретений. Пр. по ПКБ № 84 от 5.04.1961г. техотдел преобразован в технический кабинет, подчинённый гл. инженеру. В соответствии с пост. ЛенСНХ № 373 пр. по ПКБ № 217 от 1.08.1961г. создан Совет молодых специалистов. Пр. по ПКБ № 294 от 18.10.1961г. лаборатория литейных процессов преобразована в совместную лабораторию литейных процессов ПКБ и Северо-западного заочного политехнического института (СЗЗПИ), пр. по ПКБ № 754 от 25.06.1962г. и пр. СЗЗПИ № 1675 от 26.06.1962г. она передана в отдел литейного оборудования. Пр. по ПКБ № 77 от 27.06.1962г. при секторе новой техники создано бюро по рационализации и изобретательству. По пр. № 2037 от 21.07.1962г. и пр. по ПКБ № 108 от 11.09.1962г.: ликвидированы отделы: генпланов и механизированного транспорта, функции сектора генпланов переданы архитектурно-конструкторскому отделу, а сектора механизации – в отдел механизации; автоматики и электроснабжения, функции сектора автоматики переданы в отдел литейного оборудования, а сектора электроснабжения – в отдел промвентиляции и теплоснабжения; технический кабинет, сектор новой техники, техбиблиотека, БРИЗ объединены в отдел новой техники. Пр. по ПКБ № 115 от 19.09.1962г. при техсовете организованы секции: литейная, машиностроительная и строительная. По пр. № 2 от 3.01.1963г. и пр. по ПКБ № 1 от 4.01.1963г. ликвидирован сектор нормативов. Пр. по ПКБ № 82 от 25.03.1964г. на базе отдела литейного оборудования создано два отдела: механизации и автоматизации изготовления форм и стержней, комплексной механизации финишных операций; из состава отдела выделена лаборатория литейных процессов в подчинении гл. инженера. Ликвидированы отделы архитектурно-строительный и промвентиляции, на их базе организован отдел специальных конструкций. Создан отдел автоматики и электротехники. Ликвидирован отдел новой техники, на его базе созданы отделы: ОНТИ, стандартизации и нормализации. Металлургический отдел реорганизован в отдел прогрессивной технологии и оснастки, машиностроительный – в отдел технологии машин и средств механизации. По пр. № 108 от 30.03.1964г. и пр. по ПКБ № 92 от 30.04.1964г. в составе ОНТИ образована патентная группа. Пр. по ПКБ № 34 от 20.05.1965г. группа генплана переведена из отдела механизации транспорта в отдел спецконструкций. К концу 1965г. утверждена структура ПКБ: отделы: прогрессивной технологии и оснастки, механизации и автоматизации изготовления форм и стержней, комплексной механизации финишных операций, технологии машин и средств механизации, механизации погрузочно-разгрузочных и транспортных работ, автоматики и электротехники, спецконструкций, перспективного развития, сметно-экономический, ОНТИ, стандартизации и нормализации; лаборатория литейных процессов; группа ГИП и гл. конструкторов проектов; бюро: оформления, чертёжно-копировальное; светокопировальная мастерская; техархив. Пр. по институту № 72 от 26.07.1966г. группа ТЭО передана из сектора экономических обоснований в отдел литейной технологии, пр. № 92 от 2.11.1966г. организован самостоятельный сектор экономических исследований. Пр. по институту от 7.01.1967г. на базе отделов технологии машин и организации производства создан отдел НОТ и управления производством. Пр. по институту № 1314 от 29.09.1967г. на базе отделов литейной технологии и перспективного развития созданы отделы: литейной технологии и перспективного развития литейного производства отрасли; техотдел; литейной оснастки. Пр. по институту № 42 от 23.04.1968г. был создан корреспондентский пункт, пр. № 39 от 16.04.1969г. образована лаборатория множительной техники (ЛМТ). По пр. № 331 от 29.11.1968г. и пр. по институту № 1522 от 30.12.1969г. лаборатория литейных процессов реорганизована в специализированные лаборатории: плавки чугуна, формообразования, очистки литья; созданы отделы: перспективного развития отрасли, технологического проектирования. Пр. по институту № 273 от 6.03.1970г. при НТС организовано бюро и секции: технологии; проектирования; перспективного развития, организации и экономики литейного производства; секция в Тихвинском филиале. Пр. по институту № 322 от 3.03.1972г. из состава ОНТИ выделен сектор размножения в составе группы электрографической и офсетной печати, фотолаборатории, копировального бюро, бюро оформления, машинописного бюро, переплётной мастерской, светокопировальной мастерской и техархива. В 1972г. при научно-методическом отделе создана служба техники безопасности, организован Совет НОТ. Пр. по институту № 144 от 18.09.1972г. группа оборудования научно-методического отдела переведена в ОНТИ, по пр. № 181 от 13.12.1972г. при ОНТИ образован проектный кабинет. Пр. по институту № 130 от 22.08.1973г. созданы лаборатории: формовочных материалов; технологии литейных форм (в составе отдела технологии и механизации производства крупного и среднего чугунного литья, ОКСЛ). Пр. по институту № 1564 от 29.10.1973г. создан патентно-информационный отдел. Пр. по институту № 55 от 10.04.1975г. отдел стандартизации и нормализации переименован в отдел метрологии и стандартизации, в его составе организован сектор метрологии. Структура института (1975г.): отделы: технологии и механизации производства мелкого чугунного литья (ОМЛ), технологии и механизации крупного и среднего чугунного литья, КО, перспективного развития литейного производства (ОПР), научной организации и экономических исследований литейного производства (ОЭИ), проектирования и внедрения АСУП, научно-методический (НМО), электротехнический (ОЭ), общепроектных работ (ОП), стандартизации и нормализации (ОСМ), патентно-информационный (ПИО), ППО, кадров, АХО; лаборатории: технологии плавки металла (ЛП), технологии финишных операций литья (ЛФО), математического моделирования (ЛММ); сектор множительной техники (СМТ); группа гл. инженеров ГИП; опытное производство (мастерские); бухгалтерия.

      По пр. № 64 от 28.02.1967г. на базе Тихвинского завода литья и металлоконструкций создана самостоятельная комплексная лаборатория ВПТИ, в соответствии с ПСМ № 760 от 24.09.1968г. по пр. от 29.09.1969г. она преобразована в Тихвинский филиал. В 11.1973г. Тихвинский завод «Центролит», филиал ПО «Кировский завод» и ВПТИ ЛИТПРОМ были объединены в Тихвинские производства ПО «Кировский завод». По пр. № 262 от 15.08.1974г. образован Липецкий филиал ВПТИ на самостоятельном балансе в подчинении Главцентролита.

      В соответствии с ПСМ РСФСР № 1430 от 26.08.1959г. и № 907 от 15.07.1961г., пост. ЛенСНХ № 316 от 30.10.1961г. ПКБ утверждено головной организацией по технической информации и распространению передового опыта. В 1965г. утверждены направления деятельности института: проведение НИР и проектно-технологических работ по совершенствованию и созданию новых прогрессивных техпроцессов литейного производства; создание и внедрение в литейных цехах автоматических и поточных линий; проектирование средств механизации и автоматизации литейного производства. По пр. № 312 от 15.08.1966г. институт определён головным в отрасли литейного оборудования. Работы: создание новых техпроцессов литейного производства; проектирование средств механизации и автоматизации, автоматических и поточных линий и спецоборудования литейного производства.

      Численность персонала (12.1960г.)- 243 чел.88

Тихвинский филиал ВПТИ ЛИТПРОМ

      По пр. № 64 от 28.02.1967г. на базе Тихвинского завода литья и металлоконструкций создана самостоятельная комплексная лаборатория ВПТИ, в соответствии с ПСМ № 760 от 24.09.1968г. по пр. от 29.09.1969г. она преобразована в Тихвинский филиал ВПТИ. По пр. № 411 от 23.02.1972г. филиал передан в ведение Главцентролита.

      Филиалу при образовании определены задачи: оказание техпомощи строящимся заводам-центролитам и действующим литейным цехам во внедрении в литейное производство прогрессивных техпроцессов и нового оборудования, повышении качества литья; выполнение заданий Главцентролита по координации строительно-монтажных и пуско-наладочных работ.88

ЗАО «Станкостроительный завод «Свердлов»

      /195197 г. СПБ Свердловская наб., 4/

      ЗАО «Станкозавод «Свердлов» зарегистрировано решением Регистрационной палаты СПБ № 50959 от 9.09.1996г. Решением Арбитражного суда СПБ от 23.09.2004г. предприятие признано банкротом.

      Временный управляющий (11.2003г.-)- А.Р. Досовицкий.85

Механический завод мелкого машиностроения «Конструктор», Ленинградский союзный завод револьверных станков НКТМ, Ленинградский государственный завод станков-автоматов

      /г. Ленинград ул. Б. Разночинная, 14/

      В 1927г. основан механический завод мелкого машиностроения «Конструктор» Управления ускоренной подготовки кадров при Ленинградском областном отделе труда («Лентрудкадры»), в 1931-32г. он подчинен Ленинградскому институту труда, с 1932г. – тресту «Учполиттехоборудование» Наркомпроса. В 1939г. реорганизован в Ленинградский союзный завод револьверных станков НКТМ. Действовал в Ленинграде в 1942г. Производство боеприпасов.65

      В 1946г. переименован в Ленинградский государственный завод станков-автоматов Министерства станкостроения. Далее завод – в ведении Главстанкопрома ММ (03.1953-04.1954г.), Минстанкопрома (04.1954-06.1957г.), Управления общего машиностроения ЛенСНХ (06.1957-02.1960г.), Управления машиностроения ЛенСНХ с 02.1960г. Пост. ЛенСНХ от 2.10.1962г. завод включен в состав Ленинградского станкостроительного объединения им. Свердлова.131

Ленинградский государственный завод станкопринадлежностей НКТМ, НКСС, Завод гидроаппаратуры, Ленинградский опытный завод «Гидроавтоматика», АОЗТ, ЗАО «Гидроавтоматика»

      Ленинградский государственный завод станкопринадлежностей создан в соответствии с пост. правительства от 8.12.1940г. по пр. НКТМ от 18.12.1940г. на базе артели «Красный рабочий» Ленметаллопромсоюза. В 1942г. завод эвакуирован в Москву на площадку завода «Приспособлений».

      В 07.1944г. завод восстановлен на прежнем месте, передан в ведение НКСС, с 1946г. – Министерства станкостроения, ММ (03.1953-04.1954г.), Минстанкопрома (04.1954-06.1957г.), Управления общего машиностроения ЛенСНХ (06.1957-02.1960г.), Управления машиностроения ЛенСНХ (02.1960-10.1965г.). С 10.1965г. – в ведении ГУ по производству гидроаппаратуры Минстанкопрома. В 1962-66г. завод входил в состав ЛСПО им. Свердлова. С 16.04.1966г. переименован в завод гидроаппаратуры, 19.11.1970г. переименован в Ленинградский опытный завод «Гидроавтоматика» Минстанкопрома.

      В 1959г. к заводу присоединён завод «Ленбрикетмаш».

      В 1993г. предприятие преобразовано в АОЗТ, далее – ЗАО «Гидроавтоматика».131 62г. з-д д н-ту

Республиканский Ленинградский завод торфяного машиностроения («Ресленторфмаш») НКМП РСФСР, Ленинградский завод брикетного машиностроения «Ленбрикетмаш»

      /г. Ленинград ул. Роменская, 12/

      Завод «Ресленторфмаш» создан в 1944г. в ведении Главтоппрома НКМП РСФСР, в 1947г. – в ведении Министерства местной и топливной промышленности РСФСР. 9.10.1954г. переименован в Ленинградский завод брикетного машиностроения «Ленбрикетмаш» Министерства топливной промышленности РСФСР, с 07.1957г. – в ведении Управления машиностроения ЛенСНХ. По пр. ЛенСНХ от 31.03.1959г. «Ленбрикетмаш» влит в состав завода «Станкопринадлежностей».131

Боровичский механический завод НКМП РСФСР

      В 11.1943г. завод – в ведении НКМП РСФСР.

      В 1962г. завод вошел в состав ЛСПО им. Я.М. Свердлова.

< 1 40 41 42 63 >