Предприятия № 21-40

ЦКБ-34 МСП, МОП, МО, ГКОТ, МОМ, Морское артиллерийское КБ (МАКБ) НКВ, МАЦКБ, КБ средств механизации (КБСМ) МОМ, ФГУП, ОАО «КБ специального машиностроения» (КБСМ)

/194100 г. Ленинград, г. СПБ Лесной пр-д, 64А, 64Б и ул. Бобруйская, 7, и ул. Кантемировская, 15А, 15Б, 17А тел. 245-51-13/

Весной 1944г. группа конструкторов ЦАКБ (Г. Волосатов, А. Гаврилов, Б. Коробов, Е. Рудяк, Г. Сергеев, А. Флоренский) во главе с И.И. Ивановым была направлена на завод № 232 для освоения серийного выпуска пушки БС-3. На ее базе пост. правительства от 27.05.1944г. «для более успешного решения задач вооружения ВМФ» организован Ленинградский филиал ЦАКБ. Пост. ГКО № 7739 от 8.03.1945г. филиал преобразован в самостоятельное МАКБ в ведении НКВ для проектирования артиллерийских систем кораблей ВМФ. Затем называлось МАЦКБ, с 1948г. – ЦКБ-34. В 1952г. – в ведении МСП.

В 1945г. КБ поручено создание автоматических зенитных установок для ВМФ калибра 45 и 57 мм с дистанционным управлением и высоким темпом стрельбы. Для этого в составе КБ-2 МАЦКБ образован КО. 14.03.1946г. было выдано ТТЗ на разработку 45-мм автомата СМ-21, затем работы переданы в ЦКБ-7.

В 01.1945г. начато проектирование 220-мм атиллерийской башни для крейсера пр. 82. В 1945г. сюда из ЦАКБ переданы работы по 100-мм палубной артустановке С-44, здесь она переименована в СМ-5 («СМ» - фирменный индекс ЦКБ-34, возможно, «система морская»148). Пр. МВМС № 0059 от 11.05.1949г. СМ-5-1 пнв.

14.03.1946г. выдано задание на модернизацию 3-орудийной 152-мм установки МК-5. Техпроект установки утвержден 23.09.1947г., пост. СМ № 3850-1538 от 22.08.1952г. башня МК-5бис пнв.

24.04.1948г. было утверждено ТТЗ на разработку 305-мм пушки СМ-33 для тяжелого крейсера пр. 82, для нее совместно с КБ ЛМЗ велась разработка 3-орудийной башни СМ-31 (в 1953г. разработка башни прекращена). 19.01.1955г. вышло пост. правительства о создании на базе СМ-33 305-мм железнодорожной батареи СМ-41 с качающейся частью СМ-33Т, вскоре по расп. Хрущева работы были прекращены.

В 12.1949г. отдел А.И. Арефьева вошел в состав созданного ЦКБ-7, туда передана тематика морской зенитной артиллерии.

В конце 1940-х г. КБ было привлечено к изучению немецкого опыта по созданию РС и пусковых установок. Разрабатывало ПУ для больших кораблей и ПЛ.

Разработана 180-мм пушка СМ-45 и 2-орудийная башня СМ-48 для крейсера пр. 84, пост. правительства от 25.08.1956г. работы по ним прекращены.

В 1953г. КБ поручена разработка ПУ для передвижного ЗРК С-75.

По пр. МОП от 20.09.1955г. КБ поручена разработка ПУ для ПКР «КСЩ» и ЗРК М-3; в 11.1956г. был готов техпроект СМ-59, затем создана СМ-68. В 12.1956г. выдано задание на разработку ПУ СМ-70 для ККР П-35.

По пр. ГКОТ от 14.06.1960г. начата разработка ШПУ «Шексна» для Р-16.

В 01.1961г. в ЦКБ переданы тематика и личный состав ликвидированного ОКБ-43. Продолжена разработка корабельного комплекса постановки пассивных помех РУПП-140 (КЛ-102). По пр. ГКОТ от 20.11.1963г. работа передана в ЦКБ-7, вместе еще с двумя разработками, начатыми в ОКБ-43: корабельным ПУ КЛ-101 и СМ-126 для ЗРК «Оса-М».

В 1965г. ЦКБ-34 ГКОТ передано в ведение 4ГУ МОМ и по пр. от 6.03.1966г. переименовано в КБСМ (средств механизации)77; (по другой информации, переименование было в 02.1962г.138). В 1970-80-е г. КБ специального машиностроения вновь вошло в МОМ (в ведении 4ГУ).

В составе ЦКБ: КБ-1 (1965г.) – работы по КП управления РК; конструкторский комплекс № 4 (КБ-4, 1972г.) – работы по ШПУ, БЖРК. Имело филиал в КБОМ (г. Москва).

С 1960-х г. – головное предприятие по наземному оборудованию для РКТ стационарного и мобильного базирования для армии и флота. Создано 13 стартовых комплексов (СК). В 1970-е г. являлось также головным по системе охраны ракетных ПУ. Сюда передана из ОКБ ЛПИ тематика аппаратуры автоматизированного управления системой охраны ракетных ПУ ОС «Лазурь». В 1980-е г. создан стенд для определения давления на железнодорожное полотно при старте ракеты БЖРК.

Создан ряд антенн диаметром до 32 м, радиотелескоп с диаметром зеркала 70 м.

С 1992г. принимал участие в работах по переоборудованию ШПУ МБР 15Ж60 под ракету «Тополь-М». Для этого на экспериментальной базе был построен стенд-имитатор штатной ПУ СМ-Э316.

В 1990-х г. на базе системы амортизации МБР в ШПУ разработана система сейсмозащиты АЭС и других экологически опасных объектов. Создан металлобетонированный контейнер для длительного хранения и транспортировки отработанного ядерного топлива и ЯЭУ.

Работы (2002г.): разработка наземного оборудования ракетно-космических комплексов наземного и мобильного базирования, антенные установки, прецизионные опорно-поворотные установки, оборудование для тепловакуумных камер для наземных испытаний РКТ, монтажно-стыковочное оборудование большой грузоподъемности, транспортные средства.

По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. ОАО вошло в число стратегических оборонных предприятий. Предприятие входило (2010г.) в состав Концерна ПВО «Алмаз-Антей».

В составе экспериментальной базы имелся (2005г.) комплексный стен грузоподъемностью 140 т для бросковых испытаний контейнеров.101

В рамках принятого осенью 2007г. проекта создания Северо-Западного регионального центра (СЗРЦ) концерна «Алмаз-Антей» на базе Обуховского завода планировался перевод предприятия на его площадку.

Площадь территории (2010г.)- 3,71 га.

Численность персонала (2002г.) ~1900 чел.

Гл. конструктор (06.1944-50-е)- г-м И.И. Иванов {1.08.1899-2.05.1967}, (-1958-69г.-)- Е.Г. Рудяк {2.01.1908-4.04.1991г.},58 (1970-е г.)- В.С. Степанов, Г.А. Белов, (-1986-2003г.)- А.Ф. Уткин. Ген. конструктор (2003-06г.-)- Н.А. Трофимов.

Начальник (1949г.)- Д.Е. Брилль, (03.1945-59г.)- г-л И.И. Иванов, (1959-69г.-)- Е.Г. Рудяк, А.М. Шахов, (1970-е г.)- В.С. Степанов, (1980-е-2002г.)- А.Ф. Уткин, (2002г.)- Н.А. Трофимов. Гендиректор (2006г.)- Н.А. Трофимов.

Гл. инженер (2002г.)- В.Г. Долбенков.

1-й зам. начальника (2002г.)- В.Г. Долбенков. Зам. начальника по экономике (2002г.)- И.В. Маркелов.69

Гл. конструкторы: (1953-75г.-)- Б.С. Коробов (СМ-63), (1950-е)- И.П. Шахов (СМ-71П), (1961г.)- В.В. Чернецкий (15П798), (1963г.)- Б.Г. Бочков (СМ-97, -97А, -101, -107), (1972г.)- А.Ф. Уткин (ШПУ для МР-УР100); направления (1998г.)- А.Ф. Уткин.

Начальники отделов: КО (08.1944г.-)- Т.Д. Вылкост; электротехнического (1980-е)- В.А. Баранов; фото- и киносъемки (1988г.)- О.В. Миленков; (-1945-49г.)- А.И. Арефьев.

Начальники лаборатории: (1958г.-)- Е.А. Угрюмов.

Представитель на Байконуре (1972г.)- Р.И. Бирман.

Начальники групп: (1980-е)- В.И. Никитченко.

Создано: морские артустановки: зенитные: 45-мм СМ-7 (1947), 2-орудийная СМ-16 (1949), ее нестабилизированный вариант СМ-17 (1949), СМ-21 (1947); 57-мм 2-орудийная СМ-24; 100-мм палубная 2-орудийная СМ-5-1 (пнв 11.05.1949г.), 100-мм башенная СМ-52 (1955), 3-орудийная башенная 152-мм МК-5бис (пнв 22.08.1952г.), 180-мм СМ-45 (проект, 1956), 180-мм башенная СМ-48 (проект, 1956), 3-орудийная башенная 220-мм СМ-6 для крейсера пр. 66 (проект, 1953), 220-мм СМ-40 для пр. 66 (1953), 3-орудийная башенная 305-мм СМ-31 (проект, 1950-53, совместно с КБ ЛМЗ), 305-мм СМ-33 (1950-е); 305-мм железнодорожная СМ-41 (1955, проект); СМ-2-1 (1950-е); пушки: 406-мм СМ-54 (2А3) на самоходном шасси для стрельбы ядерными боеприпасами «Конденсатор» (1956); баллистический ствол СМ-Э77 для СМ-40 (1953); командно-дальномерный пост КДП2-8 СМ-18 и СМ-18-1 для пр. 68К и 68бис (1940-е); ПУ: СМ-44 (2П5) для РСЗО «Коршун» на шасси ЯАЗ-214, КрАЗ-214 (1955); для ККР: СМ-58 для КСС крейсера пр. 67 (проект, 1955), СМ-59 для «КСЩ» эсминца пр. 56Э (1956), СМ-77 для П-7 (проект, 1950-е); для ЗРК: СМ-63 для С-75 (1954), СМ-64 «Волхов» М-2 крейсера пр. 70Э (1957), СМ-68 (СМ-64-1) для корабельного М-3 (1957), СМ-69 и поворотная СМ-76 для П-40 крейсера пр. 63 (проект, 1955-); СМ-70 (штатная), 4-х контейнерная СМ-82 (для наземных испытаний) и СМЭ-142 (опытового судна ОС-15) для П-35 (1959); СМ-90 для С-75М (1960), СМ-126 для «Оса-М» (проект, -1963), для «Малахит», П-800 «Оникс»,58 3С14Э для “Club-N”; для БРПЛ: СМ-60 для Р-11ФМ и Р-13, СМ-87 для Р-21, для Р-27; СМ-95 для Д-6 ПЛ пр. 667; СМ-97 (для ПЛ пр. 661), -97А (для ПЛ пр. 670А), -101 (для плавучего стенда), -107 (для ПЛ пр. 613А) для КР ПЛ П-70 «Аметист» (1963); самоходная 15У59 на шасси «объект 815» для РТ-15 (1960-е); СМ-71П для В-1000 системы ПРО «А» (1958); транспортно-пусковой контейнер СМ-162 для для БР РТ-1-1963 (1965); стартовые средства для мобильного РК 15П696 с РТ-15 (1960-е); стартовая позиция комплекса «Шексна» для БР Р-16; ШПУ: для Р-36 (1964), одиночного старта ОС-98 для РТ-2 (15П798, 1960-е), 15П715 для МР-УР100 (1970-е), Р-36М2 (1980-е); наземный комплекс для БР РТ-20П (1960-е); ЗКП 15В52 с системой амортизации 15У50 для ШПУ РТ-2 (1960-е); СК СМ-196 для С-300П (5П85, проект), 5П85С на шасси МАЗ-543М для С-300ПС (1977), 15П765-18Э для «Тополь-М», 15П761, 15П952 для БЖРК РТ-23 «Молодец» (1987), 15П961 для БЖРК РТ-23УТТХ (пнв в 1989г.); сдвижная крышка 15У9 для ШПУ (1960-е); артиллерийская часть ракетного комплекса «Филин» 2П4; транспортно-упаковочный комплект для хранения ОЯТ ТУК-104 (1995-97, совместно с ЦНИИ КМ «Прометей» и Ижорским заводом); стенды «Кардан» и «Платформа» отработки системы ориентации КК «Союз» (1965, совместно с ЦНИИАГ).

КБ-1 КБСМ

В 1965г. КБ-1 КБСМ поручена разработка подземного защищенного КП (ЗКП) управления купольного типа для РК РТ-2.

Гл. конструктор (1965г.)- Е.Н. Рудяк.

КБ-2 МАЦКБ

В 1945-47г. разработан 45-мм зенитный автомат СМ-7, на его базе – СМ-21.

Гл. конструктор (1945г.-)- Д.Е. Брилль.

Начальники отделов: КО (1945г.-)- А.И. Арефьев.


ГКБ-34 (Главное КБ)

См. завод № 183 НКОП.