Предприятия № 101-150

      

Завод № 135 НКТП, НКОП, НКАП, МАП, ГКАТ, п/я 231, Авиационный завод им. СНК УССР, Харьковский авиационный завод (ХАЗ) НКВМ, ВСНХ, НКТП, ХАЗ им. Ленинского Комсомола МАП, Харьковское авиационное ПО (ХАПО) им. Ленинского Комсомола МАП, В-2660, Харьковское Государственное авиационное производственное предприятие(ХГАПП), ГП «ХГАПП»

      /Украинская ССР г. Харьков, Сокольники (1930г.); Белгородское шоссе п/я 231 (1930г.) «Экран» (1935-38г.); г. Молотов; 310023 г. Харьков Сокольники «Краб»/

      /61023 Украина г. Харьков ул. Сумская, 134 тел. 43-19-85, 707-08-00 www.ksamc.com/

      /Московское представительство: г. Королев Московской обл. тел. 512-24-12/

      После образования 26.03.1923г. «Укрвоздухпути» (УВП) в Харькове в районе Сокольников началось строительство аэродрома и авиамастерских. К концу мая 1924г. новые корпуса большого ангара и здания мастерских были закончены, авиамастерские получили название ОАВУК (Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма). К.А. Калинин с 1925г. работал в УВП. Ему было поручено организовать на базе мастерских производство самолета К-1 собственной конструкции. В середине мая 1926г. УВВС РККА выдало Калинину разрешение на организацию в Харькове авиационного завода. 17.09.1926г. мастерские были преобразованы в Авиационный завод им. Совнаркома УССР. В соответствии с пост. РЗ СТО от 16.10.1929г. и пр. Авиатреста № 21 от 6.11.1929г. (пост. СНК от 10.12.1929г.) завод с 1.01.1930г. передан из УВП в Авиатрест ВСНХ (фактически перешел в управление Авиатреста 24.11.1929г.) и стал называться Харьковский авиационный завод (ХАЗ). В 01.1932г. завод входил в число предприятий, имеющих оборонное значение. По пр. ГУАП № 7/154 от 15.03.1932г. завод передан в ведение Самолетостроительного треста ГУАП НКТП. 21.05.1932г. серийный ХАЗ объединён с ХАЗОСС в единый опытный ХАЗ, директором/гл. конструктором которого стал К.А. Калинин. По пр. ГУАП № 301 от 7.09.1934г. ХАЗОС переименован в завод № 135 ГУАП НКТП. В 1935г. завод вновь перепрофилирован в серийный. В соответствии с пост. СТО от 5.04.1935г. (протокол № 2) по пр. НКТП № 432 и ГУАП № 115 от 10.04.1935г. завод вместе с КБ Григоровича передан в распоряжение завода № 1 (в приказе ошибочно указан завод № 133). В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП. В 01.1939г. передан в НКАП.

      По пр. Авиатреста № 82 от 18.02.1930г. на заводе организован моботдел. 3.11.1930г. образован отдел снабжения завода. При передаче завода в Авиатрест отдел аэрофотосъемки выделен из состава завода. Заседанием Политбюро ЦК ВКП(б) от 4.05.1934г. (протокол № 6) на заводе введён особый порядок найма и увольнения рабочих, организован отдел найма и увольнения. По пр. ГУАП № 78/398 от 22.12.1935г. на заводе организован КО.

      I пятилетним планом предусмотрено развитие мощности завода (мобилизационной) (самолетов): 1929/30г. – 87; 1930/31г. – 124; 1931/32г. – 192; 1932/33г. – 232. Фактически реализовано: на 1.10.1930г. – 24 К-4, 60 К-5, 24 К-6; на 1.01.1932г. – 500 К-5.160 В соответствии с пост. СТО № 158сс от 25.07.1931г. установлен план на 1931г.: К-5 – 205. Производство: (1930г.): К-5 – 1; (1931г.): К-5– 42; (1932г.): К-5 – 77 (план 150), ХАИ-1 – 1, Эталон 1932г. – 2; (1933г.): К-5 – 96; (1934г.): К-5 – 44, И-Z – 30; (1935г.): И-Z – 20; (1936г.): ИП-1 – 31; (1937г.): ИП-1 – 59, Р-10 – 26; (1938г.): Р-10 – 100; (1939г.): Р-10 – 229; (1940г.): ББ-1 – 110; (1941г.): ББ-1 – 635; (1942г.): ББ-1 – 40.

      Пост. СТО № С-44сс от 25.04.1935г. утвержден план развития мощностей завода после реконструкции на 1935-37г.: истребители: 1935г. – 200 шт., 1937г. – 1000 шт. Пост. СТО № С-34сс от 7.04.1935г. требовалось установить на 30 самолетов И-Z пушки АПК-11. Программа самолетостроения на 1935г.: план (сдано на 1.01.1936г.) (шт.): И-Z М-22 – 20 (20); ИП-1 М-25 – 100 (0). По пр. № 081 от 27.06.1936г. для форсирования доводки 30 изготовленных ИП-1 на завод командирован Григорович, ему на время доводки машины предоставлены права директора завода; вместе с ним прибыла бригада в составе Бурмистрова, Попова, Никитина, Беляева, Кениг и летчика Новак. Начальником ОТК завода назначен начальник НИС ХАИ Мирошниченко. Требовалось закончить доводку самолетов за 15 дней.133 В соответствии с пост. СТО № ОК-111с от 11.05.1936г. завод специализирован на производстве истребителей. Пост. СТО от 20.12.1936г. заводу утверждена производственная программа на 1937г. (шт.): 200 ХАИ-5 М-25 (есть упоминание о АИР-10).

      Расп. ГУАП № 409 от 29.12.1935г. заводу предписано закончить проект реконструкции к 15.03.1936г. По пр. № 413 от 30.12.1935г. с 1.01.1936г. строительство завода передано строительному тресту «Машинострой». В 1937г. велась реконструкция завода, перепланированы производственные площади. «В связи с неудовлетворительными темпами работ» 13/20.01.1938г. вышел пр. № 10с провести обследование реконструкции завода; пр. № 89с от 10.03.1938г. был снят директор завода, с 15.03.1938г. организована группа по реконструкции завода. Пр. № 302с от 7.08.1938г. требовалось сдать в 1938г. в эксплуатацию 2-ю очередь главного корпуса, котельную и насосную.

      По пр. № 0259 от 3.12.1937г., в связи с освоением на заводе «Саркомбайн» выпуска Р-10 с завода в 12.1937г. необходимо было передать два самолета, комплект стапелей и чертежей, а в 1-м квартале 1938г. – детали и узлы на 10 самолетов; перевести 16 конструкторов во главе с зам. гл. конструктора Арсоном в КО завода и 5 ИТР на завод. По пр. № 61с от 17.02.1938г. требовалось передать в феврале еще 3 самолета; закрепить на «Саркомбайне» бригаду завода № 135 по приспособлениям до 1.05.1938г.

      8/10.07.1938г. вышел пр. № 241с о невыполнении заводом плана по выпуску ХАИ-5. Этим же пр. требовалось к 1.08.1938г. организовать автоматное отделение цеха № 1.

      В составе завода цехи (1938г.): № 1 механический, № 2 слесарно-сварочный, № 3 дюралевый, № 5 сборочный.

      С 1938г. началось освоение производства ББ-1 (Су-2), с 05.1939г. – реконструкция завода под его выпуск. В соответствии с пост. правительства № 237сс от 29.07.1939г. и пр. НКАП № 208сс самолет ББ-1 запущен в серийное производство. Необходимо было уже в 1939г. выпустить 10 машин, а в 1940г. – 500 Су-2. В 1939-1940г. при заводе работало КБ П.О. Сухого.

В 1939г. проектная мощность завода составляла 1000 одномоторных бомбардировщиков в год. План производства на 1941г.: 600 Су-2. К началу войны завод стал головным по выпуску Су-2.144

      В 1940-41г.- на заводе работало КБ П.Д. Грушина.

      До войны (~в 1940г.) заводу № 135 был передан завод № 3 НКВД.

      По пр. № 626с от 5.07.1941г. завод № 450 НКАП преобразован в филиал завода № 135.

      В 11.1941г. завод № 135 1ГУ НКАП был эвакуирован в Молотов (решение о эвакуации принято в середине сентября) на площадку строящегося завода № 19 НКАП, где до 01.1942г. продолжался выпуск Су-2. По пр. № 1050сс от 8.10.1941г. площадку завода № 135 эвакуирован завод № 289 НКАП. Фактически личный состав и имущество завода были переданы заводу № 135 без оформления. Далее завод № 289 продолжил действовать как самостоятельный. Сюда же эвакуированы заводы № 207 и № 480 НКАП и по пр. № 1103с от 9.11.1941г. влиты в состав завода № 135. Производство запчастей к самолетам. В соответствии с пост. ГКО № 916 от 19.11.1941г. заводу поручено производство Ил-2 с М-82. 27.12.1941г. завод получил документацию на освоение производства Ил-2.

      В соответствии с пост. ГКО № 1208сс от 24.01.1942г. и пр. № 79сс от 26.01.1942г. завод № 135 был расформирован, оборудование и кадры переданы заводам № 30, № 23 и № 381 НКАП. Ремонтные мастерские переведены на площадку бывшего завода № 18 НКАП.

      23.08.1943г. Харьков был освобожден, и 28.08.1943г. ГКО принял решение о восстановлении авиационного завода. По пр. от 29.08.1943г. начата организация основных производственных подразделений. Завод вновь образован на своей прежней площадке в г. Харькове под тем же номером в соответствии с пост. ГКО № 4290с от 8.10.1943г. по пр. № 665с от 5.12.1943г. в 6ГУ как ремонтный завод по ремонту самолетов Як-1, Як-2, Як-3, Як-9, Ла-5, Ла-7, Ил-2 и производству самолетных агрегатов. Коллектив завода формировался из небольшого количества бывших работников, местных кадров и работников, переведенных с заводов № 289 и № 451. В 11.1943г. началась сборка Як-7 и Як-9 из агрегатов заводов № 21 и № 166. 29.12.1944г. вышло пост. ГКО № 7225 о переоборудовании на заводе истребителей Як-9 в истребители-бомбардировщики Як-9Б.

      В 1945-46г. на завод поставлено трофейное оборудование из Вены с заводов «Штейер-Дамлер-Пух» (330 единиц), «Мессершмит» и «Хейнкель» – всего 487 единиц (все получены).

      До 1945г. действовал филиал завода № 135 НКАП на территории эвакуированного завода № 450 НКАП в Харькове. По пр. № 414с/0192 от 17/26.10.1945г. площадка филиала и аэродром переданы в ведение 181-й Центральной ремонтной базы ВВС.

      С 03.1946г. завод № 135 – в ведении 11ГУ МАП, с 01.1950г. передан в 1ГУ, а с 1.07.1954г. – в 10ГУ. В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. передан в ведение Харьковского СНХ УССР. В 1966г. завод № 135 МАП переименован в Харьковский авиационный завод (ХАЗ).

      На послевоенную пятилетку планировалось производство легкомоторных транспортных самолетов. В 1946г. велась также подготовка к выпуску комбайнов.

      1.03.1968г. образовано ХАПО МАП, в которое вошли ХАЗ и Конотопский механический завод (и на 1987г.). В 1972г. ХАЗ – в ведении 6ГУ МАП. Пост. СМ УССР от 25.11.1968г. заводу присвоено имя Ленинского комсомола. В 1987г. ХАПО – в ведении 6ГУ МАП. Имело наименование «п/я В-2660» (1984-87г.).

      6.04.1949г. вышло пост. правительства о запуске в серию МиГ-15УТИ. В 1950г., в связи с началом производства МиГ-15УТИ, завод в очередной раз был реконструирован. В 10.1950г. организован механический цех № 1, в 1951г. – цех № 27, в 1952г. – цеха № 10 (покрытий и лакокрасок) и № 23 (сборки крыла), в 08.1953г. введен в строй корпус механического цеха № 18.

      Производство: (1947г.): Як-18 – 1; (1948г.): Як-18 – 128; (1949г.): Як-18 – 279; (1950г.): МиГ-15УТИ – 698 (собрано 12).166

      В соответствии с ПСМ № 1172-516 от 11.06.1954г. начато освоение производства Ту-104. В 1954г. перед освоением Ту-104 завод в очередной раз реконструирован: в 08.1954г. заводу передана дополнительная территория под строительство нового аэродрома, в 10.1954г. на базе цеха № 23 организованы агрегатные цеха № 28 и № 29, создан заготовительный цех № 33. В 10.1955г. вступил в строй корпус сборочного цеха. В конце 1954г. началась сборка превого Ту-104. А в 01.1955г. заводу было приказано передать всю оснастку и детали заводу № 166 и переходить к освоению Ил-40. Благодаря инициативе Туполева в 1955г. это решение было отменено, и Ту-104 был повторно запущен в серию. В конце 1955г. в Полтаве организован филиал ЛИС завода для испытаний 1-го серийного Ту-104, т.к. заводская ВПП была слишком короткой. В соответствии с ПСМ № 635-312с от 31.05.1957г. заводу поручено построить в 1958г. вместе с заводом № 166 40 Ту-104.

      18.07.1958г. вышло пост. правительства о серийном производстве Ту-124.

      Производство: (1951г.): МиГ-15УТИ – 50; (1952г.): МиГ-15УТИ – 85; (1953г.): МиГ-15УТИ – 158;166 (1954г.): МиГ-15УТИ – 212 (155166); (1956г.): Ту-104 – 8; (1957г.): Ту-104 – 3, Ту-104А – 7; (1958г.): Ту-104А – 15; (1959г.): Ту-104А – 10.98

      В соответствии с ПСМ № 846-341 от 1.08.1960г. начата подготовка к выпуску Ту-134.

      В 1962г. организован отдел механизации, автоматизации и реконструкции (начальник- А.И. Бабушкин). В 09.1964г. организовано заводское отделение Украинского филиала НИАТ.

      В 10.1965г. на заводе вновь введена должность Гл. конструктора, а СКО придан статус отдела гл. конструктора.

      Производство: (1960г.): Ту-124 – 5; (1961г.): Ту-124 – 12; (1962г.): Ту-124 – 18, Ту-124Ш – 2; (1963г.): Ту-124 – 17, Ту-124Ш – 10; (1964г.): Ту-124 – 27, Ту-124Ш – 5; (1965г.): Ту-124 – 26, Ту-124Ш – 7, Ту-134 – 3; (1966г.): Ту-124 – 4, Ту-124Ш – 8, Ту-134 – 6; (1967г.): Ту-124Ш – 15, Ту-134 – 8; (1968г.): Ту-124Ш – 7, Ту-134 – 20; (1969г.): Ту-134 – 28; (1970г.): Ту-134 – 11, Ту-134А, -134Б – 9.98

      В 04.1970г. в цехе № 17 введен в строй участок литья по выплавляемым моделям. В 1975г. организован конструкторско-технологический отдел стандартизации (начальник- А.Н. Котляр).

      В 09.1975г. принято пост. правительства о производстве Ту-141. В 15.09.1976г. вступил в строй цех № 85 для сборки Ту-141.

      Производство: (1971г.): Ту-134А, -134Б – 45; (1972г.): Ту-134А, -134Б – 39; (1973г.): Ту-134А, -134Б – 41; (1974г.): Ту-134А, -134Б – 59; (1975г.): Ту-134А, -134Б – 56; (1976г.): Ту-134А, -134Б – 53; (1977г.): Ту-134А, -134Б – 56; (1978г.): Ту-134А, -134Б – 59; (1979г.): Ту-134А, -134Б – 56; (1980г.): Ту-134А, -134Б – Ту-134А, -134Б –58.98

      В 04.1978г. принято пост. правительства о производстве Х-55. В 12.1986г. принято решение о передаче производства Х-55 на Кировский завод «Авитек» (№ 32).

      По пр. МАП № 63с от 03.1979г. производство Ан-72 было передано с КиАПО на ХАПО. По пр. № 519 от 4.12.1980г. на заводе начаты работы по подготовке серийного производства Ан-72 и Ан-74. По пр. МАП № 15с от 13.01.1982г. на завод с КиАПО передана техдокументация, оснастка и незавешенное производство по Ан-72. В 06.1984г. начались работы по подготовке производства Ан-74.

      19.06.1986г. вступил в строй механический цех № 54.

      Производство: (1981г.): Ту-134А, -134Б – 48, Ту-134УБЛ – 31; (1982г.): Ту-134А, -134Б – 57, Ту-134УБЛ –32, Ту-134СХ – 2; (1983г.): Ту-134А, -134Б – 23, Ту-134УБЛ – 14, Ту-134СХ – 4; (1984г.): Ту-134А, -134Б – 24, Ту-134СХ – 6; (1985г.): Ан-72 – 1; (1986г.): Ан-72 – 4; (1987г.): Ан-72 – 16; (1988г.): Ан-72 – 26; (1989г.): Ан-72 – 14, Ан-74 – 1; (1990г.): Ан-72 – 15, Ан-74 – 2; (1991г.): Ан-72 – 30.98

      30.06.1993г. ХАПО переименовано в ХГАПП Министерства промышленной политики Украины, 16.08.1993г. в состав ХГАПП в качестве филиала вошел Харьковский завод ГА «ТОРА».

      С 1992г. (по 2010г.) построено еще 59 Ан-74.98

      В 12.1996г. произведена реорганизация управления заводом. Создано 10 департаментов, количество заместителей гендиректора сокращено с 12 до трех. В 12.1998г. закончена реконструкция плазово-шаблонного цеха № 19.

      В структуру ХГАПП входили (2003г.): Департамент по производству (цеха: окончательной сборки 005, покрытий 010, неметаллов 050, эксплуатационно-ремонтный 075, 024, 027, 028, 029, 073, 085, механосборочные, заготовительно-штамповочные, агрегатно-сборочные); Департамент по финансово-экономическим вопросам (ПЭО 103, ОТиЗ 108, финансовый отдел 105, аналитический отдел 304); Департамент по маркетингу (отдел ВЭД 145, отдел маркетинговых исследований и рекламы, отдел сбыта 099); Департамент по коммерческим вопросам (отдел снабжения 060, декларационно-таможенный отдел 134); Департамент информационных технологий (отделы: информационных систем 190, администрирования единой информационной сети предприятия (ЕИСП) 191, разработки и внедрения ЕИСП, WEB-дизайна и Интернет-технологий 193, цех телекоммуникации и связи 194); Департамент по управлению персоналом и режимом (отдел кадров и технического обучения 126); Департамент капстроительства (ремонтно-строительный цех 080, ОКС 071); Департамент технического контроля и сертификации (ОТК, отдел сертификации производства и управления качеством); Департамент по летно-испытательной службе (ЛИК 009, отдел по обеспечению летной деятельности 122, служба авиационной безопасности); Департамент по реализации контракта № 2 (отдел 155); Департамент по связям с общественностью (отделы: аналитики и PR-технологий 170, РИО 171, допечатной подготовки 172, типография 088, музей предприятия 173, редакция газеты 306); Конотопский механический завод, Чугуевский авиационный технологический завод, завод «Сокольники» (отдел 311), ТОРА; отделы АСУП, сопровождения эксплуатации 180 (в подчинении гл. инженера), жилищно-коммунального хозяйства 202, 18, 109, 129, 139, 156.

      В 06.2005г. ХГАПП вместе с АНТК и заводом «Авиант» вошел в созданное ННПО «Антонов». В 02.2007г. завод вошел также в концерн «Авиация Украины».

      Количество оборудования: (11.1940г.)- 502 м/р станков, (05.1946г.)- 580 м/р станков.

      Численность персонала (09.1924г.)- 17 чел., (03.1925г.)- 50 чел., (1927г.)- 107 чел., (1931г.)- 2279 чел., (1932г.)- 2479 чел., (1.12.1933г.)- 1424 пр. раб., (1937г.)- 1848 чел., (05.1946г.)- 1079 раб., (1.01.1965г.)- 8883 чел., (1972г.)- 9570 чел., (1983г.)- 12500 чел., (2002г.)~ 9000 чел.

      Директор (17.09-12.12.1926; 16.10-16.11.1927; 21.05.1932-7.02.1934г.)- К.А. Калинин, (12.12.1926-16.10.1927г.)- Л.М. Мандрыко, (16.11.1927-05.1930г.)- С.А. Кривоконь, (05.1930-25.11.1931г.)- Н.П. Королев, (25.11.1931-21.05.1932г.)- В.И. Ситников, (7.02.1934-1.07.1936г.)- С.Ф. Буздалин, (1.07.1936-10.03.1938г.)- Г.И. Васильев; и.о. (11.05.1938г.-)- И.А. Энгельштейн; (14.05.1938-05.1940г.)- С.З. Нейштадт, (05.1940-02.1941г.)- Ю.Н. Карпов, (02.1941-01.1942; 12.1943-10.06.1946г.)- И.М. Кузин, (10.06.1946-9.08.1949г.)- Б.П. Еленевич, (9.08.1949-5.06.1958г.)- В.М. Лиходей, (5.06.1958-10.10.1967г.)- Н.Ф. Корнилов, (10.10.1967-11.06.1985г.)- Б.А. Хохлов. Гендиректор (11.06.1985-18.01.1990; 20.06.1995-8.07.2002г.)- А.К. Мялица (затем- министр Прмышленной политики Украины), 18.01.1990-28.02.1995г.)- Л.П. Васильченко, (28.02-20.06.1995г.)- В.С. Кладченко, (07.2002-07г.)- П.О. Науменко; и.о. гендиректора (05.2007г.-)- С. Задорожный.

      Зам. директора (15.12.1937-9.09.1938г.)- И.А. Энгельштейн, (9.09.1938г.-)- Ю.М. Бродянский. Помощник директора по найму и увольнению (-06.1937-5.11.1938г.)- П.П. Горяинов, (15.12.1938г.-)- Я.З. Лихолип. Зам. гендиректора: технический директор (06.1997-2003г.-)- В.И. Заяц; по производству (12.2002-03г.-)- С.М. Федак; по финансово-экономическим вопросам (-2002г.)- П.П. Петренко, (08.2002-03г.-)- Н.В. Бородулин; по маркетингу (-2002г.)- М.В. Тернов, (12.2002-03г.-)- А.А. Стешенко; по коммерческим вопросам (01.2003г.-)- Н.И. Кирсанов; по информационным технологиям (12.2002-03г.-)- В.Э. Кавчик; по капстроительству (04.1998-2003г.-)- В.Д. Маркелов; по техническому контролю и сертификации (04.2002-03г.-)- В.С. Сивокозов; по летно-испытательной службе (08.1999-2003г.-)- В.В. Ерофеев; по реализации контракта № 2 (12.2002-03г.-)- П.В. Москаленко; по связям с общественностью (01.2003-05г.-)- С.А. Арасланов.

      Технический директор (06.1933г.)- Петров, (-08.1934г.)- Щербаков, (2.08.1934-01.1935г.-)- Н.Д. Востров.

      Гл. инженер (28.10.1928-10.1929г.)- Г.Е. Петров (Горбенко), (10.1929-24.02.1933г.)- Б.П. Лисунов, (24.02.1933-16.04.1937г.)- Н.Д. Востров, (16.04.1937-15.12.1937г.)- Н.Е. Шварев (снят), (15.12.1937-9.09.1938г.)- И.А. Энгельштейн, (9.09.1938-02.1941г.)- Ю.М. Бродянский, (02.1941-12.06.1946г.)- П.Г. Чепелев, (12.06.1946-11.06.1950г.)- П.Г. Питерин, (11.06.1950-7.06.1958г.)- Н.Ф. Корнилов, (7.06.1958-18.01.1968г.)- Б.А. Хохлов, (18.01.1968-3.09.1990г.)- Л.П. Васильченко, (3.09.1990-20.04.1996г.)- В.С. Кладченко, (20.04-7.10.1996г.)- В.П. Михнич, (10.1996-2003г.-)- В.И. Заяц.

      Зам. гл. инженера по Ан-74- С.М. Федак.

      Гл. конструктор (12.12.1926-07.1934г.)- К.А. Калинин, (22.12.1935-10.1938г.-)- И.Г. Неман, (30.12.1938г.-)- А.А. Дубровин, (09.1939-40г.)- П.О. Сухой, (11(08).1940-41г.)- П.Д. Грушин, (2003г.)- П.А. Клюев.

      Зам. гл. конструктора (-12.1937г.)- Арсон.

      Гл. технолог (08.1979-10.1996г.)- В.И. Заяц, (2003г.)- Н.А. Лысых. Гл. механик (2003г.)- В.А. Трушев. Гл. энергетик (2003г.)- Е.Н. Полоз. Гл. метролог (2003г.)- В.А. Савченко. Гл. металлург (01.1983-04.2002г.)- В.С. Сивокозов.

      Зам. гл. технолога- В.И. Заяц.

      Руководитель коммерческого департамента (2007г.)- С. Задорожный.

      Гендиректор московского представительства (2002г.)- И.Н. Платоненко.

      Руководитель программы Ту-141 (1976г.-)- А.К. Мялица. Директор программы Ан-140/ начальник отдела 156 (09.12.2002г.)- С.М. Федак. Директор производственно-эксплуатационного комплекса (07.2001-01.2003г.)- Н.И. Кирсанов. Начальник УКС (12.1935г.-)- М.Г. Геллер.

      Гл. инженер УКС (12.1935г.-)- Л.В. Хмельницкий.

      Начальники цехов: сборочного (08.1934г.)- И.А. Галич; слесарного (08.1931-32г.)- А.Г. Жиронкин, слесарно-сварочного (08.1934г.)- И.З. Карлинский; монтажного (12.1932-21.11.1933г.)- А.Г. Жиронкин (погиб в катастрофе К-7), (08.1934г.)- С.М. Шпорхун; инструментального (08.1934г.)- И. Пащенко; деревообделочного (08.1934г.)- А.Ф. Семенов; № 1 (1950г.)- И.В. Филоненко; № 005- С.М. Федак; № 10 (1952г.)- Т.Г. Полякова; № 23 (1952г.)- А.П. Юрковский; № 27 (1951г.)- М.И. Лекарев; № 28 (1954г.)- И.М. Бергардт, № 028 (1980г.-)- С.М. Федак; № 29 (1954г.)- А.П. Юрковский, № 029 (1962г.-)- В.И. Заяц; № 33 (1954г.)- А.П. Чернушенко; № 54 (1986г.)- Л.И. Янов; № 073 (1987г.-)- Н.И. Кирсанов; № 85 (1976г.)- А.К. Мялица.

      Начальники отделов: ОТК (1931-21.11.1933г.)- Л.Ф. Бабчинский (погиб в катастрофе К-7), (27.06.1936г.-)- Мирошниченко; снабжения (11.1930г.-)- И.И. Чуркин, Ваг; ОКС (05.1936г.)- Петренко; секретного (1987г.)- А.Я. Неснов.

      Зам. начальника отдела: снабжения (02.1936г.)- Ваг. Гл. механик ОТК (08-21.11.1933г.)- П.Н. Власов (погиб в катастрофе К-7).

      Руководители бригад: по приспособлениям (-1938г.)- Гринченко.

      Начальники групп: КБ (01.1931-21.11.1933г.)- Л.М. Шкловский, 04.1932-21.11.1933г.)- Г.М. Зарецкий; расчетного отдела (1933г.)- П.И. Семиренько.

      Летчики-испытатели: (1932-21.11.1933г.)- М.А. Снегирев (погиб в катастрофе К-7).

      Производство: самолеты: К-2 (1927), К-3 (1927), К-4 (1928-30)- 39,98 К-5 (1930-34)- 293 (25698), К-6 (1930), К-9 (1930), К-10 (1931), ХАИ-1 (1932)- 1, К-7 (1933)- 1, «Омега» (1933)- 1, И-Z (1934-35)- 50,98 ИП-1 (1936-38)- 90,98 Р-10 (1937-39)- 355,98 ХАИ-51 (1938)- 1, ХАИ-52 (1939), ББ-1 (1939-42)- 785,98 Су-1 (1940)- 1, Гр-1 (1941)- 1, Як-7 (1943-), Як-9 (1943-45), Як-3, Як-8 (1945-47), Як-18 (1947-49)- 408,98 МиГ-15УТИ (1949-54)- 538,98 Ту-104 (1954; 1955-60)- 43,98 Ту-124 (1960-68)- 163,98 Ту-134 (1964-84)- 852Ъ-22.06.11 (84898), Ан-72 (1983-91)- 106,98 Ан-74 (1986-90; 1992-2010-)- 62,98 Ан-140 (1996-2002- ), Ан-74ТК-300 (2001)- 1; крыло для Ан-140 (2004); запчасти для Як-1 (1944-), крыло для Як-3 (1944-), переделка Як-9М в бомбардировщики (1945); БПЛА: Ту-141 «Стриж» (1977-90)- 152; УРВП: Х-55 (1980-87); самоходные пассажирские трапы СПТ-104, СПТ-114, СПТ-154; жатки, запчасти для тракторов (1945-46); тягачи «Харьковчанка» для освоения Антарктиды (1958), «Харьковчанка-2» (1975); установка «Светопровод» для слежения за пусками КА (1960).

      Заводские №: 13534 – И-Z.

КБ гл. конструктора К.А. Калинина ХАЗ, ОТОС, Авиазавод Гражданского опытного самолетостроения (ГРОСС) ВСНХ, НКТП, Харьковский авиационный завод опытного самолетостроения (ХАЗОСС) ВАО, КО завода № 135 НКТП

      КБ К.А. Калинина организовано в 01.1924г. в системе УВП. С момента образования завода в 1926г. КБ К.А. Калинина работало на заводе. В 12.1928г. на базе заводского КБ организовано самостоятельное подразделение ОТОС (отдел опытного самолетостроения) в системе УВП во главе с Калининым. В соответствии с пост. СТО от 16.10.1929г. (пост. СНК от 10.12.1929г.) на базе ОТОС создан «Авиазавод ГРОСС» (Гражданское опытное самолетостроение) в ведении Авиатреста ВСНХ. С 1930г. – в ведении ВОА ВСНХ. В 01.1932г. завод входил в число предприятий, имеющих оборонное значение. По пр. ГУАП № 7/154 от 15.03.1932г. завод – в непосредственном ведении ГУАП НКТП. В 05.1933г. Авиазавод ГРОСС переименован в ХАЗОСС (Харьковский завод опытного самолетостроения) и передан в подчинение вновь образованного ВАО. 21.05.1932г. ХАЗОСС объединён с серийным ХАЗом в единый опытный ХАЗ, директором/ гл. конструктором которого стал К.А. Калинин.

      Создан самолет К-1, первый полет 26.07.1925г. В 05.1926г. завершен проект К-2, первый полет 12.05.1927г. В 1928г. создан первый отечественный серийный гражданский самолёт К-4. Заседаниями РВС от 23 января и 3 февраля 1931г. работы по К-7 включены в план опытного самолетостроения.

      По пр. № 39/237 от 15.07.1934г. опытная часть ХАЗОС под руководством К.А. Калинина (группа ИТР 136 чел., производственный персонал, производственное оборудование и транспорт, материалы и лабораторное оборудование) переведена в Воронеж на завод № 18.

      В 1926-35г. в КБ работал А.Я. Щербаков, возглавивший затем ОСК на заводе № 1.

      В 1934-35г. гл. конструктором был Д.П. Григорович. Спроектированы и построены истребители И-Z и ИП-1. В соответствии с пост. СТО от 5.04.1935г. (протокол № 2) по пр. НКТП № 432 и ГУАП № 115 от 10.04.1935г. КБ Григоровича в полном составе переведено на завод № 1. В соответствии с пост. СТО № К-91сс от 14.07.1934г. в план опытного строительства УСР НКТП на 1934-35г. включены: ИП-1 с РЦ со сроком предъявления на Госиспытания 1.11.1934г., пушечный истребитель с АПК, 76 мм (1.06.1935г.), ЛК3 2М-34 (1.11.1935г.), ТК4 Испано (1.12.1935г.). В плане опытных работ по ХАЗОС – ВС-2 2М-22 (заводские испытания 1.05.1935г.).

      По пр. ГУАП № 78/398с от 22.12.1935г. и расп. № 32 от 31.01.1936г. отдел № 2 ХАИ со всем оборудованием, инструментом и работниками передан в ОКБ завода № 135; на заводе организован КО, на который возложено «улучшение и совершенствование строящихся серийных самолетов, их модификация и постройка новых». Гл. конструктором завода назначен И.Г. Неман, вместе с ним на завод переведены из ХАИ ИТР Агапов, Агроник, Агронский, Алпарова, Антоновская, Арсон, Бамдас, Бансанова, Бару, Баткин, Безруков, Беляева, Билобрам, Бондаренко, Босенко, Бутяжина, Винокуров, Вишневецкая, Володин, Герасименко, Гольц, Граница, Гродзиевский, Дейниченко, Демина, Дзюбанов, Егоренков, Жиганов, Жиленко, Жолковский, Захаров, Иванов, Илупин, Кайдинов, Кандевский, Княжевич, Кравченко, Кроль, Ксенофонтов, Лазарев, Ласс, Лейферов, Лифшиц, Лысенко, Мальцева, Марон, Морозов, Никитин, Овсянникова, Осятинский, Пасечник, Пашнева, Потаскаева, Редченко, Режец, Руденко, Сироткина, Сударикова, Тесленко, Теуш, Тупица, Тушинский, Уник, Френкель, Фурсова, Чепелев, Швальбе, Шевченко, Шеметова, Эстров. Пост. СТО № ОК-255сс от 27.12.1936г. утверждена разработка дальнего штурмовика-разведчика (шифр «Иванов») деревянной конструкции со сроком изготовления опытного образца в 08.1937г.В 1936-38г. Неманом разработан ХАИ-5 (Р-10). Пост. СТО № ОК-4сс от 8.01.1936г. в план опытного самолетостроения включены: ХАИ-5 (СР) с М-25 (3-й квартал 1936г.), пикирующий бомбардировщик (2-й квартал 1937г.); пост. СТО от 13.07.1936г. СР М-85 снят с плана.133

      В 1938г. – работы по достройке и испытаниям ХАИ-51 и ХАИ-52, в 1939г. прекращены в связи с началом освоения Су-2.

      Директор (16.10.1929-21.05.32г.)- К.А. Калинин, (4.02.1934г.-)- С.Ф. Буздалин.

      Гл. конструктор (12.12.1926-07.1934г.)- К.А. Калинин, (1934-35г.)- Д.П. Григорович {6.02.1883-26.07.1938}, (01.1936-11.12.1938г.)- И.Г. Неман (репрессирован) {26.02.1903-52}, (12.1938г.)- А.А. Дубровин (отказался от должности и уехал в Москву).

      Зам. гл. конструктора (1933г.)- А.Т. Руденко.

      Начальник ЛИС и.о. (12.1929г.-)- М.А. Снегирев; начальник летно-испытательной лаборатории (12.1931г.-)- М.А. Снегирев.

      Летчик-испытатель (12.1929г.-)- М.А. Снегирев.

      Создано: самолеты: К-1 (26.07.1925г.), пассажирские К-2 (12.05.1927г.), К-3, К-4 (1928), К-5 (18.10.1929г.), К-6, бомбардировщик К-7 (21.08.1933г.), К-9, К-10, К-12, К-13, К-14, разведчик ХАИ-5 (Р-10).

ОКО завода № 135 НКОП

      ОКО-135 образован при заводе № 135 в 12.1935г.

      По пр. НКОП № 264 от 14.07.1938г. организованы группа найма и секретная часть ОКО (отдельно от завода).

      Зам. гл. конструктора по производству (5.11.1938г.-)- И.А. Энгельштейн.139

ОКО-135, ОКБ завода № 135 НКАП гл. конструктора П.О. Сухого

      Образовано в соответствии с пост. СНК от 29.06(07).1939г. на базе конструкторского отдела № 15 завода № 156, возглавляемого П.О. Сухим для внедрения в серию Су-2. Размещено в помещениях бывшего КБ И.Г. Немана. Тогда же Сухой назначен по совместительству и.о. гл. конструктора завода № 135 с сохранением опытной базы.

      В соответствии с пост. Правительства № 237сс от 29.07.1939г. и пр. НКАП № 208сс самолет ББ-1 запускался в серийное производство на заводе № 135. В связи с этим гл. конструктора П.О. Сухого было редписано в полуторамесячный срок перевести на этот завод. По пр. № 248сс от 7.08.1939г. самостоятельное ОКБ П.О. Сухого в количестве 63 чел. (В.А. Алыбин, А.С. Воскресенский, Г.С. Еленевский, Л.С. Каменомостский, Н.П. Поленов, Д.А. Ромейко-Гурко, Е.С. Фельснер, Н.А. Фомин, В.П. Балуев, Н.С. Дубинин, М.М. Зуев, В.А. Иванов, М.И. Козлов, Е.М. Мен, Я.Б. Нодельман, С.Н. Строгачев, А.Н. Титов, Н.И. Щербинин, П.П. Агадышев, С.М. Александров, В.Ф. Афанасьев, П.А. Бабулин, И.Е. Баславский, М.Д. Гарныш, А.И. Герасимов, М.В. Гусаров, Л.П. Давыдов, Ф.Л. Дементьев, Е.Н. Денисов, М.В. Ермилов, И.М. Закс, П.С. Иванов, Б.М. Каценеленбоген, Н.Т. Козлов, М.М. Колобашкин, И.К. Корнеев, В.А. Кравцова, З.С. Кузнецова, А.И. Кулагин, И.А. Курьянский, В.Н. Латов, В.Т. Легонькова, З.М. Ломоносова, И.И. Марциновский, А.И. Масленников, В.С. Мурашев, И.Ю. Нейман, Б.В. Николаев, Т.А. Перемытова, А.М. Плетнев, А.И. Рыжов, О.А. Сарычева, Н.С. Семенов, Б.П. Симагин, О.В. Смирнова, Н.И. Федосеев, Е.Б. Фенске, В.И. Фурдецкий, П.С. Чурак, П.Ф. Шлыкова, А.А. Юдин) переведено в Харьков на завод № 135. Продолжены работы по ББ-1 (Су-2), начато проектирование Су-6, создан опытный И-135 (Су-1).

      В соответствии с пост. КО № 107 от 4.03.1940г. Сухому поручалась постройка одноместного бронированного штурмовика ОБШ (Су-6) с предъявлением его на госиспытания к 15.11.1940г.

      По пр. НКАП № 96к от 15.04.1940г. ОКБ П.О. Сухого переведено в Подлипки на завод № 289 НКАП. ОКБ переведено в Подлипки из-за бытовой неустроенности; жизнь в отрыве от семей едва не привела к распаду коллектива.

      Гл. конструктор (29.06.1939-04.1940г.)- П.О. Сухой.

ОКО-135, ОКБ завода № 135 НКАП гл. конструктора П.Д. Грушина

      По пр. № 607с от 1.11.1940г. деятельность КБ-1 при МАИ, возглавляемого Грушиным, была прекращена, а П.Д. Грушин назначен гл. конструктором ОКО завода № 135. ОКБ действовало до эвакуации завода в конце 1941г.

      Работы по обеспечению серийного выпуска Су-2. Продолжены работы по ББ-МАИ, создан опытный истребитель Гр-1 (ДИС-135), проект Гр-2. При эвакуации во время бомбежки техдокументация на Гр-1 была уничтожена.

      Далее Грушин был зам. гл. конструктора ОКБ-21.

      Гл. конструктор (08.1940г.-)- П.Д. Грушин.

Авиаремонтный завод (АРЗ) № 420 МГА, ГП «Завод по техническому обслуживанию и ремонту авиатехники» (ТОРА)ХГАПП

      /Украина 61031 г. Харьков ул. Ромашкина, 5 тел. 52-01-62 www.tora.ksamc.com/

      АРЗ основан в 1930г. 16.08.1993г. Харьковский завод ГА «ТОРА» вошел в состав ХГАПП и стал его филиалом. В 08.1999г. на базе предприятия создано Авиаремонтное предприятие «Титан-Харьков», дочернее предприятие Концерна «Титан».

      Капремонт самолетов и комплектующих, техобслуживание, переоборудование самолетов Л-410; производство шлангов, тросов управления, самоходных трапов СПТ-114, СПТ-154; покраска (2003г.).

      Директор (1990-е)- В.В. Чеботарев, (2003г.)- С.Н. Задорожный.

      Ремонт: По-2, «Супер-Аэро», Ан-2, Як-18Т, Л-410УВП (1984-); двигатели: М-11, Walter-Minor, АШ-62ИР, М-601 (1984-); в/винт АВ-2.

Филиал Харьковского авиационного завода, Конотопский механический завод МАП, М-5459

      /Украинская ССР 245780 г. Конотоп, 6 Сумской обл. ул. Профессийная, 40 «Экран»/

      /Украина г. Конотоп Сумской обл. ул. Профессийная, 8/

      1.03.1968г. Конотопский механический завод вместе с ХАЗом вошёл в состав ХАПО МАП. В 1972г. – филиал ХАЗа. С 1983г. завод являлся филиалом ХАПО, был в 2002г. Имел наименование «п/я М-5459» (1987г.).

      Производство (2003г.): детали авиатехники (кольца, диски, валы, корпусные детали, арматура, крепеж) и средства наземного обслуживания; машины и агрегаты бытового назначения.

      Численность персонала (1972г.)- 480 чел.

      Директор (-1987-2003г.-)- В.С. Москаленко.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- Т.И. Мелай.74

Чугуевский авиационный технологический завод (ЧАТЗ)

      /Украина г. Чугуев Харьковской обл. ул. Мичурина, 4 www.charz-ua.com/

      Филиал ХГАПП (2002г.).

      Производство (2000-е г.): самолетное и нестандартное оборудование; детали для Ан-74, Ан-140; пневмоинструмент, гидроподъемники и домкраты; ТНП.

      Директор (2003г.)- А.М. Степанов, В.Н. Грищенко.

ЗАО «Авиационная фирма «Лилиенталь»

      /Украина 61070 г. Харьков а/я 10038 тел. 719-05-27 www.xai.kharkov.ua/~lilienthal/

      Основан 4.09.1975г. как Общественный дельтапланерный клуб «Лилиенталь», с 1987г.- экспериментальная лаборатория СЛА ХГАПП. С 1991г.- авиафирма «Лилиенталь», с 1995г.- ООО, с 1996г.- ЗАО.

      Разработка и производство СЛА Х-32 «Бекас», Х-32 «Тезей», Х-34, дельталета Х-37 «Чибис».

      Численность персонала (2002г.)- 40 чел.

      Президент (2002г.)- А.В. Бородин.

      Директор по производству (2002г.)- Ю.П. Комаровский. Коммерческий директор (2002г.)- А.А. Волошин.

      Гл. инженер/ гл. конструктор (2002г.)- В.В. Меглинский.69

Завод «Сокольники» ХГАПП

      /Украина 61023 г. Харьков ул. Сумская, 134 тел. 707-88-57 www.sokolniki.ksamc.com/

      Создан на базе цеха ширпотреба 070 ХАЗа. В 1983г. для производства ТНП построен отдельный завод.

      Производство комплектующих для самолетов. Конструирование и производство ТНП (2003г.).

      Директор (2003г.)- Г.В. Абольников.

      Зам. директора по коммерческим вопросам (08.1998-04.1999г.)- Н.И. Кирсанов.

ООО «ИнтерАМИ»

      /Украина 61031 г. Харьков ул. Ромашкина, 5 тел. 431-634/

      Создано в 1999г.

      Разработка и изготовление (2002г.): интерьеры транспортных средств (Ан-140, Ан-74ТК-300, VIP-салоны Ми-2, Ми-8, L-410, Як-40; метро- и железнодорожных вагонов).

      Президент (2002г.)- П. Науменко.

«ИнтерАМИ-Интерьер»

      /Украина 61070 г. Харьков ул. Профессорская, 30 тел. 431-634 www.interior.interami.com/

      Предприятие создано под руководством А.К. Мялицы для модернизации салона самолета Ан-74.

      Разработка и производство интерьеров пассажирских салонов ЛА (2003г.).

Авиаремонтное предприятие «Титан-Харьков»

      /Украина 61004 г. Харьков ул. Октябрьской революции, 76 тел. 23-16-89/

      Создано в 08.1999г. на базе предприятия ТОРА, является дочерним предприятием Концерна «Титан» (2002г.). Занимается техобслуживанием Л-410УВП, Ан-2, Ан-28, Як-18; капремонт Л-410УВП, двигателя М-601Д.

      Численность персонала (2002г.)- 5 чел.

      Директор (2002г.)- А.Н. Чехов.

      Гл. инженер (2002г.)- С.В. Холбан.

      Начальник ОТК (2002г.)- Г.А. Василенко.69

Концерн «Титан»

      /Украина 252015 г. Киев ул. Январского восстания, 17 тел. 290-80-16/

      Создан в 1997г. В него вошли ремонтные и обслуживающие предприятия: «Интерсервис-94», Авиакомпания ATI, УРАРП, центр планирования и обеспечения полетов Flight Service, Аэропорт «Узин Восточный мост», Авиационный научно-производственный и сертификационный центр, «АнРем», «Ан-Люкс», «Титан-Харьков», «Титан-Эко», «Титан-Крым», «Титан-Черкассы», «Титан-Буран».

      Президент (2002г.)- А.И. Левин.

      Вице-президент (2002г.)- В.К. Евтушенко, (2002г.)- Н.А. Марченко.69

< 1 44 45 46 63 >