Предприятия № 101-150

      

Специальное КБ № 143 (СКБ-143) МСП, п/я 633, Специальное проектно-монтажное бюро машиностроения (СПМБМ) МСП, В-8195, Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит», ФГУП, ОАО «СПМБМ «Малахит»

      /г. Ленинград ул. Фрунзе, 18 п/я 633 «Штурвал» (1966г.)/

      /196070 (196135) г. Ленинград, г. Санкт- Петербург ул. Фрунзе, 18 тел. 388-35-90 «БОТ»/

      В 1947г. на территории Германии было сформировано «Бюро Антипина», главной задачей которого был сбор документации по немецким ПЛ, оснащенным «турбиной Вальтера» – парогазовой турбинной установкой (ПГТУ), способной работать без доступа атмосферного возуха, на перекиси водорода. По возвращении в СССР с 7.04.1948г. бюро было преобразовано в СКБ-143, разработавшее несколько проектов подобных ПЛ. С 01.1966г. СКБ-143 переименовано в СПМБМ в ведении 1ГУ МСП. 23.02.1974г. в СПМБМ влито ЦПБ «Волна» (ЦКБ-16), и объединенное предприятие получило название СПМБМ «Малахит». Имело наименования: «п/я 633», «п/я В-8195» (1966г.-).205

      Основу коллектива составили специалисты, переведенные из ЦКБ-18.

      В соответствии с пост. правительства от 12(9).09.1952г. начато проектирование первой советской АПЛ пр. 627. Для этого СКБ-143 было полностью реорганизовано: сюда переведена группа проектантов во главе с В.Н. Перегудовым, работавшая над проектом в 1952-53г. в НИИ-8, а также несколько сот специалистов из других бюро и институтов МСП. Проектировались лодки К-27 с жидкометаллическим реактором (А.К. Назаров) и К-3 с водо-водяным реактором (В.Н. Перегудов). В 1953-54г. созданы эскизный и технический проекты лодки. Вначале планировалось вооружить лодку торпедой Т-15 с ЯБЧ калибром 1550 мм, затем была перепроектирована под торпеды стандартного калибра 533 мм. 24.09.1955г. лодка К-3 заложена на заводе № 402, 9.08.1957г. спущена на воду, а 17.12.1958г. пнв. В Обнинске была построена АЭС, на которой в действительности отрабатывалась ЯЭУ первой АПЛ.

      Разработка многоцелевых АПЛ. В 1955г. начато проектирование АПЛ пр. 645 на реакторе с жидким металлическим теплоносителем (ЖМТ). В соответствии с ПСМ № 465-192 от 29.05.1964г. опытная К-27 пр. 645 пнв.

      11.02.1960г. вышло ПСМ № 150-52 «О сокращении проектирования и строительства сверхмалых ПЛ пр. 663». С 1970-х г. начато проектирование малых и сверхмалых ПЛ.

      С 1970г. – головное бюро по созданию технических средств освоения Мирового океана. В 2000-е г. спроектирована ПЛ для комплексного мониторинга моря.

      В соответствии с пост. правительства от 7.06.1978г. начата разработка ПЛ пр. 865.

      С 29.11.1991г. предприятие преобразовано в Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит». Далее преобразовано во ФГУП. По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. Расп. правительства в 06.2007г. ФГУП «СПМБМ «Малахит» преобразовано в ОАО. В 2013г. входило в состав Западного ЦСС ОСК. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      К 2005г. разработано более 50 проектов, по которым построено более 300 ПЛ, подводных аппаратов и надводных кораблей.

      Работы (2005г.): НИОКР по созданию, модернизации, ремонту и утилизации ПЛ, глубоководных аппаратов, комплексов торпедного и ракетного вооружения, комплексов тренажеров для обучения личного состава ВМФ; разработка: арктической транспортной системы на базе подводных коммерческих судов; морских нефтегазодобывающих платформ; проекта нефтегазодобычи с больших глубин с помощью ПЛ; проекты подводного кабелеукладчика, драги, комплекса средств для подъема затонувших объеков.

      Начальник (6.12.1948-18.02.1953г.)- А.Н. Антипин {20.02.1904-29.01.1967}, (18.02.1953-16.04.1958г.)- В.Н. Перегудов {28.06.1902-14.09.1967}, (16.04.1958-20.11.1962г.)- В.И. Дубовиченко {4.07.1903-1.07.1963}; и.о. (20.11.1962-18.12.1963г.)- Б.К. Разлетов; (18.12.1963-5.04.1974г.)- академик (1970г.) Н.Н. Исанин {22.04.1904-1.03.1990}, (5.04.1974-14.04.1986г.)- Г.Н. Чернышев {23.08.1919-24.07.1997}, (14.04.1986-21.05.1992г.)- В.В. Беломорец {1.06.1931-}, (06.1992-30.12.1998г.)- А.В. Кутейников {18.02.1932-}, (30.12.1998-2006г.-)- В.Н. Пялов {28.02.1934-}.

      1-й зам. начальника (01.1949-18.02.1953г.)- П.З. Голосовский, (02.1953-30.06.1958г.)- В.П. Фуников, (07.1958-20.11.1962; 18.12.1963-5.04.1974г.)- Б.К. Разлетов; и.о. (20.11.1962-18.12.1963г.)- В.П. Горячев; (5.09.1974-06.1992г.)- А.В. Кутейников, (13.07.1992-2006г.-)- В.А. Остапенко. Зам. начальника (1950-е)- А.В. Угрюмов.

      Гл. конструктор (6.12.1948-18.02.1953г.)- А.Н. Антипин, (18.02.1953-16.04.1958г.)- В.Н. Перегудов, (16.04.1958-20.11.1962г.)- В.И. Дубовиченко; и.о. (20.11.1962-18.12.1963г.)- Б.К. Разлетов; (18.12.1963-5.04.1974г.)- Н.Н. Исанин, (5.04.1974-16.05.1984г.)- Г.Н. Чернышев, (14.04.1986-21.05.1992г.)- В.В. Беломорец. Ген. конструктор (16.05.1984-14.04.1986г.)- Г.Н. Чернышев, (06.1992-30.12.1998г.)- А.В. Кутейников, (30.12.1998-2006г.-)- В.Н. Пялов.

      Ген. конструктор: боевых ПЛ (-2005-08г.-)- В.Н. Пялов; глубоководной техники (2005г.)- Ю.М. Коновалов.101

      1-й зам. гл., ген. конструктора (01.1949-18.02.1953г.)- П.З. Голосовский, (02.1953-30.06.1958г.)- В.П. Фуников, (07.1958-20.11.1962; 18.12.1963-5.04.1974г.)- Б.К. Разлетов; и.о. (20.11.1962-18.12.1963г.)- В.П. Горячев; (5.09.1974-06.1992г.)- А.В. Кутейников, (13.07.1992-2006г.-)- В.А. Остапенко. Зам. гл. конструктора: по пр. 627 (1950-е)- В.П. Горячев; (1948-53г.)- П.З. Голосовский.

      Гл. инженер (01.1949-18.02.1953г.)- П.З. Голосовский, (02.1953-30.06.1958г.)- В.П. Фуников, (07.1958-20.11.1962; 18.12.1963-5.04.1974г.)- Б.К. Разлетов; и.о. (20.11.1962-18.12.1963г.)- В.П. Горячев; (1974г.)- В.В. Беломорец, (5.09.1974-06.1992г.)- А.В. Кутейников, (13.07.1992-2006г.-)- В.А. Остапенко.134

      Начальники отделов: 1-го (01.1966г.)- М.В. Бородин; 4-го (02.1951г.)- В.П. Горячев; турбинных установок (1953-56г.)- Г.А. Воронич; (1948г.-)- В.П. Горячев.

      Гл. конструкторы: (1950г.)- А.А. Антипин (пр. 617), (-1954-59г.-)- В.Н. Перегудов (пр. 627, П627А, 705), (-1955-65г.-)- А.К. Назаров (пр. 645, 705А), (1955г.)- В.П. Фунтиков (пр. 639), (-1961-65г.-)- Г.Я. Светаев (пр. ПТ627А, 705А), (1950-е-61г.-)- М.Г. Русанов (пр. 653, 705), В.В. Ромин (пр. 705), (1964г.)- А.В. Угрюмов (пр. 627А), (-1959-76г.-)- Г.Н. Чернышев (пр. 671, 671Б, 671РТ, 671РТМ, 971), (-1963-2008г.-)- Р.А. Шмаков (пр. 613РВ, 633РВ, 6332, 633КС), (-1964-65г.-)- В.В. Борисов (пр. 687), (1973г.)- Н.А. Киселев (пр. 717, 927), (1974-92г.)- С.М. Бавилин (пр. 865, 1851, 10830), (1970-е)- Л.В. Чернопятов (пр. 08650), (1980-е-2005г.-)- Ю.К. Минеев (пр. 08650), (1980-е)- Г.П. Москалев (пр. 1710), (1991г.)- В.Н. Пялов (пр. 885), (2004г.)- В.Ф. Николаев.

      Зам. гл. конструктора: (1953-56г.)- Г.А. Воронич, (1998г.)- А.М. Антонов, (2005г.)- Е. Маслобоев.

      Начальник секции (02.1951г.)- П.Х. Резник.

      Ведущие конструкторы: (1969-83г.)- Г.А. Воронич.

      Создано: ПЛ: пр. 617 с ПГТУ (1950); многоцелевая 4-го поколения с ПКР П-800 пр. 885 (08850) «Ясень» (1991), пр. 885М (08851) «Ясень-М» (2000-е); АПЛ: первая советская АПЛ пр. 627 К-3 (1955), пр. 627А «Кит» (1956), П627А с КР П-20 (1956-58, не реализован), с торпедами 650 мм ПТ627А (1961, не реализован); первая в мире ПЛ с БР пр. В611 «Волна» (1955), пр. В613, пр. 613РВ с ракето-торпедой «Шквал» (1962-63); ретранслятор пр. 629Р (1976); пр. 639 с БР Р-15 (1955, не реализован); первая отечественная АПЛ с реактором на ЖМТ пр. 645 (1955-58, пнв 29.05.1964г.); пр. 653 с КР П-20 (1958-59, не реализован); первая титановая ПЛ пр. 661 (1960-е); торпедная пр. 671 (1959-66), с БР Д-5 пр. 671Б (пр. 679) (1960-е, не реализован), первая лодка с ПЛ ракетами пр. 671В, пр. 671РТ (1963-), пр. 671РТМ (1976), подводный истребитель пр. 705 (1959-63), с КР «Малахит» пр. 705А (пр. 686) (1960-е, не реализован), с БР Д-5 пр. 705Б (пр. 687) (1964-65, не реализован), пр. 705К (1970-е); десантная пр. 717 (1967-74, не реализован); подводный танкер пр. 927 (1973, не реализован); многоцелевая пр. 971 «Щука-Б» (1975-), «Барс»; сверхмалые ПЛ: пр. 663 (1960), разведывательная пр. 08650 «Пиранья» (1973-80), «Пиранья-Т», «Пиранья-2»; носители водолазов: двухместный «Тритон-1М» (1966-78, в 1978г. пнс), 6-местный «Тритон-2М» (1969-82, в 1982г. пнс); ПЛ-лаборатория гидродинамических испытаний пр. 1710 (1985); глубоководные аппараты: пр. 1832, база-лаборатория пр. 1840, пр. 1841, пр. 1906, пр. 1981 «Консул», пр. 16810 «Русь» (пнв в 2007г.); проекты: малых ПЛ П-130, П-170, П-550, П-650Э, П-750 (2000-е).

< 1 54 55 56 63 >