Предприятия № 2-3

КБ № 2 ОАО ВСНХ

      КБ-2 Орудийно-арсенального объединения (немецкое) действовало в 1931г.

      В 1931г. велись разработки: 203-мм и 305-мм мортир со сроком изготовления опытных образцов в середине 1932г. и начале 1933г. соответственно. Также ему была поручена разработка 305-мм гаубицы, но работа не была выполнена.160


ОКБ-2 НКОП, ГС Объединенное КБ № 15 (ОКБ-15) НКОП, НКВ, МВ, МОП

      /г. Москва 1-й Спасоналивковский пер./

      ОКБ-2 образовано в 1933(34)г. По пр. НКОП № 06сс от 30.12.1936г. ОКБ-2 переименовано в ОКБ-15. По пр. № 0227 от 9.10.1937г. ЦКБ-15 передано в ведение вновь созданного 15ГУ НКОП, пр. № 278 от 20.07.1938г. утвержден Устав ГС ОКБ-15. В 02.1939г. ОКБ-15 15ГУ передано в ведение 15ГУ НКВ.

      В 1931г. С.В. Владимировым создан новый станок для пулемёта Максима (56-Т-421). Создана авиационная пушка ШВАК, в 1936г. Владимиров переведён на завод № 2 для внедрения пушки в производство.

      Пост. СТО № К-27сс от 2.03.1934г. требовалось к 20.03.1934г. предъявить на госиспытания синхронную установку 4-х ШКАС на самолете И-5. Пост. № К-188сс от 20.12.1934г. в ОКБ-2 был переведен конструктор Блюм. Пост. СТО № К-205сс от 29.12.1934г. Шпитальному было предписано: к 1.03.1935г. разработать конструкцию и сдать на испытания пушку 20 мм для стрельбы через втулку винта мотора «Испано-Сюиза»; подать на испытания к 1.04.1935г. аналогичную пушку 37 мм; к 1.06.1935г. окончательно установить конструкцию пулемета ШВАК 12,7-20 мм и закончить отработку чертежей (совместно с заводом № 2). Пост. СТО № С-145сс от 19.10.1935г. Шпитального обязали разработать к 1.06.1936г. типовые стрелковые установки под ШКАС и ШВАК на самолеты ТБ-3, СБ, Р-Z и Р-9, для этого ему обеспечили полностью работу на Тульском заводе, перенеся на другие заводы все работы, которые могут затруднить работу Шпитальному; требовалось также к 1.01.1936г. закончить переоборудование завода № 519, переданного Шпитальному для производства опытных образцов стрелковых установок.133

      По пр. 3ГУ № 72 от 16.07.1937г. группа работников из 12 чел. во главе с Комарицким и Чарнко была командирована на завод № 8. Во исполнение решения правительства № 194сс от 5.08.1938г. пр. № 341сс от 28.08.1938г. ОКБ поручено к 1.09.1938г. разработать синхронный пулемет УШ.

      В соответствии с пост. ГКО № 3705 от 8.07.1943г. начата разработка 45-мм авиационной пушки; пост. ГКО № 3948 от 18.08.1943г. пушка Ш-45 запущена в производство, но доведена до серии не была.

      В 1946г. ОКБ было привлечено к изучению немецкого опыта по созданию РС и пусковых установок.

      В 1948-53г. по единой схеме создана система автоматов Ш-3 калибра 12,7, 14,5, 20, 25 и 30 мм для авиации и катеров ВМФ.152

      После ВОВ неоднократно возникали вопросы к Шпитальному по поводу авторства проводимых в ОКБ работ. Собирались комиссии по этому поводу. Шпитальный пользовался поддержкой в министерстве. После 1953г. Шпитальный потерял поддержку; продолжил работу преподавателем в МВТУ им. Баумана. В 1953г. в помещениях КБ размещено СМУ-304 завода № 304 МВ.

      Начальник (1934-53г.)- Б.Г. Шпитальный.

      Гл. конструктор (1934-53г.)- Б.Г. Шпитальный {7.08.1902-6.02.1972}.

      Гл. инженер (01.1938г.)- Губин.

      Начальник строительной группы (01.1938г.)- Бортновский.

      Работали: (-1936г.)- С.В. Владимиров (ШВАК), Комарицкий (ШКАС).

Создано: пулеметы: авиационный синхронный УШ (1938); пушки: авиационные: 20-мм ШВАК (Шпитальный, Владимиров, авиационная крупнокалиберная) (пнв в 1936г.), 23-мм Ш-3-23 (1949), Ш-3-53 (1953), 30-мм Ш-30 (начало 1950-х); 37-мм Ш-37 (1941), ШФК-37 (Шпитальный фюзеляжно-крыльевая, 1941); 45-мм Ш-45 (1943, опытная); 37-мм зенитный автомат (1936).


КБ-2 УВИ НКО, ГУАП НКТП

      Пост. СТО от 15.12.1935г. проектирование и производство головного и двух серийных самолетов ДАР снято с Ленинградского завода Марти, в связи с перегрузкой последнего, и возложено на КБ-2 УВИ НКО. Требовалось приступить к испытаниям 15.01.1936г. и закончить в месячный срок. КБ-2 объединено с группой строителей самолета ДАР и выделено из системы НКО в ГУАП НКТП вместе со всем личным составом, оборудованием, помещениями и заделом по самолету.133


ЦКБ-2 НКОП, НИИ-2 НКОП, НКСП

      ЦКБ-2 2ГУ НКОП было в 11.1938г. В 02.1939г. НИИ-2 2ГУ передан в ведение 1ГУ НКСП.139

      Подводное судостроение.

      Помощник гл. конструктора (1930-е)- А.Л. Константинов (репрессирован).