Предприятия № 41-60

Завод № 43 НКВМ, ВСНХ, НКТП, НКОП, НКАП, Червонские авиационные мастерские Ф.Ф. Терещенко, Государственный авиационный завод № 12 (ГАЗ-12), Ремонтно-воздушный авод (РМЗ) № 6 («Ремвоздух-6»)

      /с. Червонное Волынской губ. (1915г.); г. Киев, Святошино, хутор Грушки, Почтамт, п/я 11 «Завод 43» (1929г.)/

      Червонские авиационные мастерские Ф.Ф. Терещенко с примыкавшим к ним аэродромом сформированы в 1909г. на базе сооружений склада боеприпасов в черте г. Киева на окраине (хутор Грушки) рядом с Брест-Литовским шоссе. Вначале строились самолёты собственной конструкции, в 01.1914г. получен заказ Военного ведомства на 8 “Farman-22bis”. В 1915г. выполнялись заказы Военного ведомства. В конце 1915г. в связи с приближением линии фронта мастерские были ликвидированы (ликвидатор – П.Т. Замлилый); часть оборудования, включая 15 станков, переданы заводу «Дукс». Терещенко организовал поезд-мастерскую, которой было затем отремонтировано более 200 самолётов. Здесь же была закончена сборка 15 “Farman-15”, начатая в мастерских в Червонном.

      Во время революции здесь располагался Воздухоплавательный парк, а рядом – 5-й авиапарк. На близлежащем пустыре позже организован аэродром. Во время Гражданской войны все было разрушено. При наступлении поляков в 1919г. оборудование 5-го авиапарка эвакуировано в Москву, основной штат разбросан по фронтам. В 1920г. на старом месте началась реорганизация Киевских главных авиамастерских «Укрремвоздух», куда весной возвратили из эвакуации часть оборудования. Другую часть оборудования, а также часть личного состава разместили на территории Воздухоплавательного парка и сюда же вскоре перевели 3-й Авиапарк. Таким образом, 9.09.1920г. был образован ГАЗ-12 в ведении Главкоавиа. Основатель завода- В.Ф. Бобров.АХ-1/92 Решением СВП от 28.10.1920г. (протокол № 96) утверждена специализация завода – ремонт сухопутных самолетов и радиаторов. В 05.1923г. в связи с организацией Центрального Управления Воздухфлота ГАЗ-12 был передан в его ведение и переименован в Ремонтно-воздушный завод № 6 («Ремвоздух-6») Промвоздуха Главвоздухофлота (есть упоминание, что это было в 09.1921г.). Производил ремонт самолетов «Альбатрос», «Эльфауге», «Ньюпор», «Спад», «Сопвич», «Де Хевилленд», «Фокер», «Анрио» (1929г.), Р-1, У-1, Р-5. Ремонтировались моторы «Рон», «Клерже», «Бенц», «Рафф», «Фиат», «Испано-Сюиза», «СПА», «Сальмсон», «Либерти», БМВ, М-5, М-6, М-15. Кроме того, выпускались самолетные и моторные запчасти, агрегаты и элементы пулеметных установок. Программа ремонта на 1928/29г.: 104 самолета, 92 мотора; на 1929/30г.: самолеты: Р-1 – 32, ФДХ-1 – 37, ФД-7 – 9, «Авро» – 1; 68 моторов, заседанием Президиума Авиатреста от 21.11.1929г. она изменена: самолетов – 108, моторов – 131.

      По пр. начальника ВВС РККА № 89сс от 25.04.1928г. и ВСНХ № 73сс от 16.07.1928г. Ремвоздухзавод № 6 переименован в завод № 43 «Промвоздуха» УВВС. Пост. президиума ВСНХ № 27 от 17.07.1929г. передан с 1.10.1929г. в ведение Авиатреста, с 04.1930г. – ВАО ВСНХ. По пр. ГУАП № 4/23 от 13.01.1932г. завод передан в ведение Авиаремонтного треста ГУАП НКТП. В 01.1932г. завод входил в число предприятий, имеющих оборонное значение. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП (и на 12.1938г.).

      При заводе в 1923-25г. действовало КБ гл. конструктора К.А. Калинина.

      В составе завода (1929г.): цехи: авиасборочный, моторный, столярный, механический, литейный, слесарный, медно-жестяный, автогенно-сварочный, вулканизационный, обойный, малярный; отделы: производственный, технический, контрольный (КО), материально-заготовительный (МЗО), АХО; бюро: технико-нормировочное (ТНБ). Цехами руководители мастера. По пр. Авиатреста № 56 от 31.12.1929г. на заводе организован моботдел. Завод имел свой аэродром. По пр. ГУАП № 44/260 от 9.08.1934г. требовалось до 1.10.1934г. организовать при заводе ОКБ (гл. конструктор – Изаксон).

      По пр. ГУАП № 1106-со от 11.06.1934г. сюда с завода № 21 требовалось передать весь задел по самолету ХАИ-1. Программа самолетостроения на 1935г.: план (сдано на 1.01.1936г.) (шт.): ХАИ М-22 – 50 (9). Затем производство самолета было приостановлено. Расп. ГУАП № 31 от 31.01.1936г. основной задачей завода определена доводка самолета ХАИ и возобновление его серийного выпуска. Пост. СТО от 20.12.1936г. заводу утверждена производственная программа на 1937г. (шт.): 20 ХАИ-1 М-22 (переходящий задел с 1936г.).

      По пр. ГУАП № 72/385 от 1.12.1935г. на заводе с 1.01.1936г. образовано ОКБ по транспортному и пассажирскому самолетостроению, объединены должности техдиректора и гл. конструктора, которым назначен В.К. Таиров. Его замами назначены М.Р. Бисноват и С.И. Карацуба; с завода № 39 переведен также Л.П. Коротков. Этим же приказом требовалось в 1936г. развернуть строительство на новой территории завода. Расп. ГУАП № 409 от 29.12.1935г. заводу предписано закончить проект реконструкции к 15.03.1936г.

      По пр. № 439сс от 16/19.11.1938г. для постройки на заводе 3-х экземпляров самолета ОКО-3 (с выпуском 1-го к 1.05.1939г.) сюда с завода № 1 командировано на 5 месяцев 38 конструкторов и двух специалистов, 30 раб.; с завода № 156 – 15 квалифицированных раб.; из ЦАГИ – два специалиста по аэродинамике. «Для выполнения срочного и особо важного задания» по пр. 454с от 13.12.1938г. на завод командировано с 15.12.1938г. по 1.05.1939г. с завода № 393 40 раб., с № 215 – 29 и с № 225 – 21 чел.

      По пр. № 568с/ 488с от 18.10.1940г. для расширения завода № 43 из местной промышленности УССР в НКАП передана киевская Фабрика клавишных инструментов.

      Производственная программа завода на 1937г.: 20 ХАИ-1. В начале войны было налажено производство ЛаГГ-3.

      В 07-08.1941г. завод № 43 1ГУ НКАП эвакуирован в Новосибирск и влит в состав завода № 153 НКАП. Оставшиеся производственные площади во время оккупации были полностью разрушены. В 11.1943г. на площадке бывшего завода № 43 началось формирование нового завода № 473 (образован по пр. № 6с от 4.01.1944г.).

      Количество оборудования: (01.1914г.)- 10 ед., (11.1940г.)- 105 м/р станков.

      Численность персонала (1913г.)- 25 чел., (1915г.)- 120 чел., (01.1921г.)- 138 раб., (1.08.1929г.)- 244 чел., (1931г.)- 636 чел., (1932г.)- 819 чел., (1937г.)- 798 чел.

      Директор (1913г.)- А. Пишоф. Управляющий (1929г.)- С.И. Фролов. Директор (-08.1934-03.1936г.-)- И.А. Исаков, (-06.1937-07.1940г.)- В.В. Смирнов, (07-10.1940г.-)- В.М. Пенек.

      Зам. директора по техчасти (-5.04.1937г.)- В.А. Таиров, (5.04.1937г.-)- М.Г. Жужунава. Помощник директора по найму и увольнению (28.09.1938г.-)- Г.П. Царев.

      Технический директор (1.01.1936г.-)- В.К. Таиров, (08.1937г.)- М.Г. Жужунава.

      Гл. инженер (1929г.)- И.Я. Шимелевич, (1937-40г.)- М.Г. Жужунава.

      Гл. конструктор (03.1923-25г.)- К.А. Калинин, (25.08.1934г.-)- Д.Л. Томашевич, (1.01.1936-1940г.-)- В.К. Таиров.

      Зам. гл. конструктора: по ОКБ (1.01.1936г.-)- М.Р. Бисноват; по производству (1.01.1936г.-)- С.И. Карацуба.

      Механик (1929г.)- В.А. Гельцель.

      Зав. производством (1929г.)- Жемчужинов.

      Начальники цехов: № 1 (08.1934г.)- А.Ф. Костюк; № 2 (08.1934г.)- А.И. Свирц.

      Заведующие отделами: техническим (1929г.)- С.И. Карацуба; производственным (1929г.)- Н.А. Жемчужин; КО (1929г.)- П.А. Стельмашенко; МЗО (1929г.)- Д.В. Иощенко; АХО (1929г.)- А.Х. Пивоварчук. Начальники отделов: ОТК (12.1935г.-)- Д.Л. Шумский.

      Мастера цехов: авиасборочного (1929г.)- Э.В. Деревянко; моторного (1929г.)- В.И. Ларионов; столярного (1929г.)- И.С. Анфиногенов; механического (1929г.)- Г.С. Таричев; слесарного и медно-жестяного (1929г.)- А.Е. Семена.

      Заведующие бюро: ТНБ (1929г.)- С.Д. Файнштейн. Заведующий складами (1929г.)- П.Г. Шевченко.

      Летчики-испытатели: (1913г.)- Л.А. Галанчикова, (1929г.)- Л.А. Юнгмейстер.133

      Работали: (1929г.)- В.Н. Амферович, (1929г.)- И.С. Анфиногенов (м), (1929г.)- Т.П. Безпахотная (и), (1929г.)- Н.И. Белов, (1929г.)- Н.И. Борзаковский, (1929г.)- И.Ф. Буткус, (1929г.)- М.А. Венедиктов, (1929г.)- Р.Б. Виткуп, (1929г.)- А.Г. Гетман, (1929г.)- И.В. Григорьев, (1929г.)- Э.В. Деревянко (м), (1929г.)- В.М. Доктор, (1929г.)- М.И. Климюк, (1929г.)- П.Л. Коваленко, (1929г.)- Ф.Ф. Крашенинников, (1929г.)- В.И. Ларионов (м), (1929г.)- К.И. Ленчевский, (1929г.)- Е.А. Ляпидус, (1929г.)- В.Н. Малахов, (1929г.)- П.П. Маркевич (к), (1929г.)- С.Р. Маркс, (1929г.)- Н.Д. Марченко, (1929г.)- С.М. Мельников, (1929г.)- П.И. Мех-Мешенко, (1929г.)- С.Н. Михайлов, (1929г.)- М.Н. Перевертин, (1929г.)- Н.А. Полиновский, (1929г.)- А.С. Полядский, (1929г.)- В.И. Руднев, (1929г.)- Свирц, (1929г.)- А.Е. Семена (м), (1929г.)- И.Р. Силенко, (1929г.)- Г.С. Скрипка, (1929г.)- А.М. Сорочинский, (1929г.)- Г.С. Таричев (м), (1929г.)- И.М. Татаев, (1929г.)- И.Ф. Ткаченко, (1929г.)- Н.Ф. Ульянов, (1929г.)- В.В. Утемов, (1929г.)- Д.А. Федосеев, (1929г.)- П.А. Федосеев, (1929г.)- М.П. Федькин, (1929г.)- В.С. Штокмар.

Производство: самолеты:Farman-22, -22bis” (1914)- 8, “Farman-16” (1915-16)- 20,98 К-1 (1925)- 1, Р-10 (1934-37)- 38, ХАИ-1 (1934-37)- 38,98 ОКО-1; автожир ЦАГИ А-4 (1932-33)- 4;98 крылья и оперение для МиГ-1 (1940-41).

Ремонт: самолетов: И-5 (1935).

КБ завода «Ремвоздух-6»

      В 1925г. К.А. Калинин перешел в «Укрвоздухпуть».

      Гл. конструктор (03.1923-25г.)- К.А. Калинин.

ОКБ гл. конструктора В.К. Таирова при заводе № 43 НКАП

      /г. Киев/

      Сначала была образована конструкторская группа под руководством В.К. Таирова, выделенная из ОКБ Н.Н. Поликарпова и переведенная на завод № 43 ГВФ в конце 1935г. (в 1934-35г. Таиров был зам. гл. конструктора ОКБ Поликарпова на заводе № 21). По пр. ГУАП № 72/385 от 1.12.1935г. «в целях скорейшей ликвидации отставания в проектировании, постройке и серийном производстве вполне современных пассажирских и транспортных самолетов» с 1.01.1936г. на заводе № 43 образовано ОКБ по транспортному и пассажирскому самолетостроению под руководством В.К. Таирова.

      По пр. НКОП № 0259 от 3.12.1937г. планировалось перевести ОКБ завода № 43 гл. конструктора Таирова на «Саркомбайн», назначив его гл. конструктором завода, но это не было выполнено.

      В соответствии с пост. КО № 256сс от 29.10.1938г. по пр. № 439сс от 16/19.11.1938г. в план опытных работ ОКО было включено проектирование и постройка 3-х экземпляров самолета ОКО-3 с выпуском 1-го к 1.05.1939г.

      Сначала велись работы по доводке ХАИ-1, затем на его базе создан ОКО-1; ОКО-2, ОКО-3, ОКО-5, ОКО-6 (Та-1), Та-3. Пр. № 60 от 20.03.1936г. был утверждён проект 6-местного самолета ПП-1 М-25.

      По пр. № 115с от 10-13.03.1940г. ОКО переводился на завод № 81 НКАП, но здесь числился недолго. Еще при переезде, из-за принятия решения о начале серийного выпуска ББ-22 на заводе № 81, В.К. Таиров был оставлен гл. конструктором завода № 43 для окончания доводки самолета ОКО-6 и запуска его в серию (пр. № 317сс от 27.06.1940г.).

      По пр. № 115сс от 6.02.1941г. ОКО В.К. Таирова было преобразовано в самостоятельный завод № 483 НКАП в г. Киеве.

      Гл. конструктор (1936-41г.)- В.К. Таиров.