Предприятия № 41-60

Завод № 43 НКАП, МАП, п/я 2407, Московский машиностроительный завод (ММЗ) «Коммунар» МАП, В-2927, Московское машиностроительное ПО «Коммунар» МАП, ММПП «Коммунар», ОАО «Дукс»

      /г. Москва 3-я ул. Ямского Поля, 26 (1942г.); 125124 (125047) г. Москва, А-124 ул. Правды, 8 «Квадр»/

      /125124 г. Москва ул. Правды, 8 тел. 257-10-93/

      По пр. № 1073с от 20.10.1941г. на площадке эвакуированного завода № 32 были организованы Ремонтные мастерские по установкам вооружения при Ремотделе НКАП, на них налажено массовое изготовление автомата ППШ. Далее это – Московский филиал завода № 32 НКАП. В соответствии с пост. ГКО № 1053 от 23.12.1941г. и пр. № 1190сс от 27.12.1941г. образован новый Машиностроительный завод № 43 НКАП (с ОКБ-43) 2ГУ по производству агрегатов вооружения.

      После эвакуации в Москве осталось около 300 работников завода. Для скорейшего ввода в строй с 01.1942г. на завод переведено большое количество оборудования, оснастки, техдокументации и около 500 человек с завода № 32. В 11.1941г. налажен выпуск противотанковых гранат Сердюка, затем их выпуск передан на 2-й часовой завод. В ноябре вышел приказ освоить выпуск ППШ, на декабрь выдан план 500 шт. С января 1942г. начат массовый выпуск ППШ, по 12 тыс. шт. в месяц. Затем налажен выпуск авиационного вооружения: турелей, бомбодержателей, бомбосбрасывателей. К 1943г. завод выпускал до 3 тыс. установок для РС-82, до 1200 турелей ВУБ-3 в месяц. В годы войны И.С. Голушко разработал ручной 37-мм миномет, был изготовлен опытный образец.

      Организованы цехи (ВОВ): механический № 1 (производство ППШ; далее – № 44), гальванический № 7, стрелковых установок № 21, бомбардировочного вооружения № 22. В 1943г. на заводе действовал базовый отдел стандартизации отрасли.

      После окончания войны налажен выпуск ТНП: детских велосипедов, алюминиевой посуды, цепей для пилы «Дружба», ножей Подымова для булочных, кроватей. В начале 1950-х г. освоен выпуск пылесосов по голландскому образцу. С начала 1950-х г. налажен выпуск дистанционно управляемых систем артиллерийского вооружения для Ил-28, Ту-16 (30 установок в месяц), Ту-22, Ту-95. С 1963г. – производство УРВВ и ПУ. Выпускались также стенды для проверки авиационной аппаратуры.

      После войны организованы цехи: главный сборочный № 8, сборочный электрических машин № 24, коробок управления № 28. Действовали также цехи: механический № 2, инструментальные № 3 (инструмент) и 5 (оснастка), кузнечный № 4, ремонтный № 10, электроцех № 11, испытаний № 15 (1950г., далее - № 20), новый сборочный № 15, пластмасс № 27 (реконструирован в 1955г.), механический № 28, № 31, механический № 44. В 1940-е г. в составе ЦЗЛ организована лаборатория по склеиванию № 45, далее преобразованная в мастерскую. В начале 1950-х организована мастерская точного литья по выплавляемым моделям, затем на ее основе создан базовый цех для всей отрасли № 32 месячной мощностью 30 т и номенклатурой 600 изделий. На заводе действовал (1950-е) серийный конструкторский отдел (СКО), в его составе – КБ по турелям, КБ бытовой техники. Для производства изд. «401» создан цех № 25. В 1959г. начато освоение стрелково-пушечной установки ДК-20.

      С 03.1946г. завод № 43 – в ведении 2ГУ МАП. В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. передан в ведение МосгорСНХ РСФСР. С 1963г. предприятие получило наименование завод (далее ММЗ, ММПП) «Коммунар», имел наименования «п/я 2407», «п/я В-2927». В 1972-87г. – в ведении 2ГУ МАП. В 1990г. ММЗ «Коммунар» в качестве головного предприятия входил в состав ММПО «Коммунар». В состав ПО входил также Трубчевский машиностроительный завод.

      В 1964г. для организации системы КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) создан лабораторный центр № 2, далее на его базе создан цех № 55, в составе цеха – бюро летных испытаний (БЛИ, далее выделено в самостоятельный отдел). В 1968г. построен новый гальванический цех площадью 2400 м2. В 1970-е г. производство разделено на три направления: изготовление УРВВ (цехи № 15 и 25); выпуск стрелково-пушечного вооружения (цехи № 8 и 24); производство ТНП (цех № 21 – пылесосы). Были построены корпус 5а для стрелково-пушечного вооружения, 7-этажный корпус для производства УРВВ. Всего до начала 1990-х г. выпущено более 10 млн. пылесосов.

      С 1993г. – ОАО «Дукс». По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. вошло в перечень стратегических предприятий. В 2007-08г. планировалась ликвидация предприятия.

      Работы (2002г.): производство УРВВ, ПУ; агрегаты различных авиационных систем, приборы; асинхронные электродвигатели; пескоструйные машины.

      Количество оборудования (05.1946г.)- 839 м/р станков.

      Численность персонала (05.1946г.)- 2850 раб., (1972г.)- 9500 чел., (2007г.)- 1336 чел.

      Директор (1941-44г.-)- М.В. Дворкин, (-1946г.)- М.П. Аржаков, (1946-51г.)- Ф.Г. Нестеров, (1951-53г.-)- Н.И. Сысоев, (-1954г.)- В.С. Бриль, (1954-63г.)- Г.Д. Брусникин, (1964-87г.)- В.А. Сперанский, (1987г.-)- Л.И. Козловский. Гендиректор (1990г.)- Л.И. Козловский, (-2002-05г.-)- В.А. Рац.

      Президент (1992г.-)- Л.И. Козловский.

      Зам. директора: (1940-е)- Шапран, (1940-е)- Куксин, (1970г.)- Ю.А. Гамов, И.И. Румянцев; по кадрам (-1956-62г.-)- И.А. Перазич, С.П. Скотников; по строительству (1940-е)- А.И. Мельник. Зам. гендиректора: (1990-е)- В.Я. Михельсон; по финансово-экономическим вопросам (1999-2001г.)- С. Сапельников.

      Директор по маркетингу (2002г.)- В.Н. Сова.69

      Гл. инженер (ВОВ)- В.И. Кузьмин, (05.1946г.)- Объедков, (-1947-54г.-)- С.Г. Максименко, (1957-74г.-)- Н.Н. Тихомиров, (1990-е)- А.С. Носков.

      Зам. гл. инженера: по изд. «62» (1974г.-)- С.Х. Дзасохов; по стрелковым установкам (1970-е)- И.В. Горячев; по подготовке производства- А.С. Носков.

      Гл. конструктор (1942г.-)- А.И. Шульгин.

      Гл. технолог (-1958г.)- К.А. Матешук, (1958-88г.-)- Ф.Г. Заремба. Гл. механик (1940-е-50-е)- В.И. Лозовой, А.С. Носков, Е.Д. Мазаев. Гл. металлург (1950-е)- А.Е. Бычкова, (1950-е)- С.И. Тюрихов. Гл. энергетик (1950-е)- В.Н. Вепренцев. Гл. контролер (1948г.)- М.А. Михайлов, Фридман. Гл. диспетчер (1950-е)- А.И. Душин. Начальник производства (1940-е)- Н.А. Волков, (1954г.)- М.В. Алексеев, Ц.Б. Фридман.

      Зам. гл. механика- А.С. Носков. Зам. начальника производства (1940-е)- А.И. Душин.

      Начальники цехов: № 1 (ВОВ)- А.Б. Хозембо, (1950-е)- П.А. Никитин, (1950-е)- Н.Н. Рукавишников; № 2- С.А. Рубенчик; № 4 (1956г.-)- О.П. Павлов; № 6- С.А. Рубенчик; № 7 (ВОВ-1950-е)- В.В. Тибанов; № 8 (-1947-50г.-)- С.А. Лузгин; № 9 (1947г.)- Г.М. Шимкович; № 10 (1942-50-е)- К.А. Рябов, Е.Д. Мазаев, (1950-е)- Ю.А. Гамов; № 11 (1940-е)- Э. Лапинский; № 15 (1950г.)- Я.А. Цодикович, (1970-е)- Ю.И. Жиглов; № 20- Б. Бурлаков, П. Фитье, Е. Василенко, В.В. Зверлов; № 21 (ВОВ)- В.П. Акифьев, (1970-е)- В.Я. Михельсон, (1990-е)- В.П. Чижиков; № 23 (1940-е)- С.А. Рубенчик; № 24 (1949г.)- А.М. Хозембо; № 25- Н.А. Королев; № 27 (1950-е)- Е.Я. Мигалина; № 28- В.А. Алешин; № 32 (1950-е)- Е.Я. Мигалина; № 44 (1956г.)- М.И. Стрелков; № 49- С.А. Рубенчик; № 55 (1970г.)- С.Х. Дзасохов; инструментального (1950-е)- Е.А. Калинин, С.А. Рубенчик, Киселев; строительного (1940-е)- Г.Д. Палевский, (1950-е)- И.А. Кудрявцев; (06.1948г.)- Ц.Б. Фридман.

      Зам. начальника цеха: № 1 (ВОВ)- Н.А. Горшков; № 2 (1950-е)- Е.А. Ильин; № 4 (1950-е)- И.М. Гольдгора; № 7- И.С. Васильев, А.М. Чинарьян, И.А. Петров; № 8 (1950-е)- М.Е. Прудник; № 15 (1950г.)- С.И. Бекасов, (1950-е)- И.И. Воробьев, (1977г.-)- И.Н. Некрасов; № 20- Е.С. Мучнов; № 21 (1970-е)- Б.И. Тимонин, (1970-е)- И. Д. Говоров; № 25- Н.А. Горшков; № 27 (1950-е)- П.Н. Капранов, (1950-е)- Н.Ф. Клевцов; № 44 (1956г.-)- Ф.Г. Заремба; (1950-е)- В.А. Лихачев.

      Начальники отделов: СКО (1950-е)- Б.П. Бурлаков; новой техники (1958-64г.-)- К.А. Матешук; летных испытаний (1970-е)- А.И. Евланов; ПЭО- В.М. Полозов; снабжения (-1949-50-е)- Г.М. Шнейвайс; секретного (1987г.)- С.А. Нарыкова; АХО (1960-е)- Балашов.

      Зам. начальника отдела: СКО (1958г.)- А.Г. Иванов, И.Н. Витковский; летных испытаний (1970-е)- А.И. Царев.

      Начальники лабораторий: электрорадио (1950-е-69г.-)- Б.В. Зверлов; № 2 (06.1964г.-)- С.Х. Дзасохов. Начальники бригад (1960г.)- С.Х. Дзасохов.

      Начальники бюро: КБ по турелям (1950-е)- А.Г. Иванов; КБ бытовой техники- Н.Н. Тихомиров (10 лет); КБ- И.В. Горячев, В.В. Новгородов; БРИЗ (ВОВ)- Усенко, Мишуков; БЦК (1940-е)- Манушкин, (1950-е)- Гурьев, (1950-е)- А.В. Давыдов, (1950-е)- А.М. Жарковская; технического: цеха № 10 (ВОВ)- В.Н. Королев, А.С. Носков; цеха № 22 (ВОВ)- Е.Л. Хорев; ПДБ (1950-е)- А.С. Ланцева; БЛИ (1970-е)- Э. Семеновский. Начальник тира (1950-е)- М.И. Ильин. Начальник контрольно-испытательной станции- Г. Мясоедов, В. Кузьмин.

      Ведущие конструкторы: (1940-е)- А.Г. Иванов.

Создано: бомбодержатель для Ту-14, спаренная пушка «Ангара» для ЗСУ-37-2 «Енисей».

Производство: винтовочные противотанковые гранаты ВПГС-41 (1941), ракетное оружие РО-82 и балки РУ-82 под снаряды РС-82 (1942); турели УБТ-12,7, Тур-8, -9, ВУБ-3 (ВОВ); держатели Дер-21, электросбрасыватель ЭСБР-3п, замки МД-3-40 (ВОВ); выливные химические авиаприборы ВАП-6м (ВОВ); автоматы ППШ, ПП-43, кассеты для гранат ЛАГ-20, ампулометы (ВОВ); системы пушечного вооружения: ПВ-23 «Звезда» для Ту-4 (1950-53), для Ту-16 (1950-е); для Ту-95 в составе установок ДТ-В12, ДТ-Н12-С и ДК-12 (1950-е); кормовые установки: ИЛК-6 для Ил-28 (1953-), ДМ-20 для Ту-22 (1950-е), ДК-7-12 для Ту-95, УКУ-9К-502-11 для Ту-95МС (1980-е); стационарная тренировочная учебная башня СТУБ; СППУ: СПСВ-24 для Ми-24, ДК-12, ДК-20, ДК-20С, ДК-7-18, СППУ-22-01 (1983); УРВВ: «ИС» (К-51, РС-2-УС) (1959-64), «Звезда» (1959-), Р-3С («310», «Стрела», 1960-70), Р-3Р («320»), Р-13М («380»), К-23, Р-60 («62», 1974), Р-73 («72», 1980-е), К-77; изд. «401»; микровыключатели ВК, КВ (1950-е); пылесосы «Чайка» (1950-е), «Чайка-3, -8, -10», «Акваматик» (1990-е), автомобильный «Чайка-25», карманный микро-пылесос.39

ОКБ завода № 43 НКАП, ОКБ-43 НКАП, МАП

      /г. Москва п/я 2464/

      По пр. № 146с от 21.02.1942г. часть ОКБ-1 (33 чел.) и конструкторская бригада ОКБ-2 (6 чел.) и часть коллектива опытного цеха (11 чел.) завода № 32 НКАП были переведены в Москву в состав вновь созданного ОКБ завода № 43 НКАП для разработки бомбардировочных, минно-торпедных и стрелковых авиационных установок. При заводе организован также опытный цех.

      Сюда же по пр. № 272с от 6.05.1943г. передана часть опытного цеха завода № 32 после перевода ОКБ-2 Можаровского и Веневидова в Москву в состав ОКБ-140 НКАП.

      С конца 1944г. на завод № 43 из Кирова было полностью переведено ОКБ-32 гл. конструктора И.И. Торопова (возможно, часть ОКБ отдана заводу № 140 НКАП) с опытным цехом и влито в состав единого ОКБ-43 (по пр. № 484с от 3.08.1944г.). Гл. конструктором ОКБ стал И.И. Торопов (видимо, в связи со смертью А.И. Шульгина).

      В 01.1945г. ОКБ-43 – в 7ГУ. По пр. № 447сс от 14.11.1945г. в целях укрупнения конструкторских организаций сформировано объединенное ОКБ-43 путем перевода в состав ОКБ-43 основной части личного состава (142 чел.), оборудования и материальных ценностей ОКБ-487 гл. конструктора И.П. Шебанова, который назначен зам. гл. конструктора; в состав ОКБ-43 влито также ОКБ-315-2.62

      В соответствии с расп. правительства № 15676-рс от 29.10.1945г. (в развитие пост. ГКО № 8934сс от 6.06.1945г.) ОКБ-43 (совместно с НИИ-627 НКЭП) поручено разработать систему стрелкового вооружения для Б-4 (Ту-4) по имеющимся американским образцам под пушки Б-20 со сроком заводских испытаний в 01.1946г. и сдачи одного комплекта в 03.1946г. В соответствии с ПСМ № 1534-682сс от 9.07.1946г. ОКБ (совместно с НИИ-627) требовалось закончить разработку и изготовление системы вооружения для Б-4 и поставить заводу № 22 2 комплекта в июле и 3 – в августе.

      По пр. № 148с от 22.03.1946г. группа конструкторов и производственников (25 чел.) во главе с И.П. Шебановым выделена из состава ОКБ-43 МАП и переведена на завод № 81 МАП.

      В 05.1946г. – в ведении 7ГУ МАП. ОКБ размещалось на втором этаже главного 4-этажного корпуса завода. С 11.1949г. ОКБ-43 И.И. Торопова была предоставлена новая опытная база – завод № 134 МАП (Тушино), по пр. № 914сс от 17.11.1949г. оно получило новое название ОКБ-134 МАП. ОКБ-43 ликвидировано, площади переданы заводу № 43 МАП с 1.01.1950г.

      Гл. конструктор (1942-44г.)- А.И. Шульгин, (1944-49г.)- И.И. Торопов (система стрелкового вооружения Ту-4).

      Зам. гл. конструктора (1945-46г.)- И.П. Шебанов, (1946г.)- В.И. Ермилов.

      Начальники лаборатории: (06.1948г.)- Г.А. Голубков.

      Гл. конструкторы: (1945-46г.)- И.П. Шебанов.

      Ведущие инженеры: (06.1948г.)- Н.А. Рубин.

Создано: держатели ПКД-2М, Дер-3-44, Дер-4-44 для Ту-2; система пушечного вооружения ПВ-23 для Ту-16 в составе турелей ДТ-В7, ДТ-Н7 и кормовой башни ДК-7 (1950).

Трубчевский машиностроительный завод МАП, В-2103

      /242220 г. Трубчевск Брянской обл. ул. Фрунзе, 2 ст. Суземка Московской ж/д «Рычаг»/

      В 1987г. Трубчевский машзавод – в ведении 2ГУ МАП. В 1990г. входил в состав ММПО «Коммунар». Имел наименование «п/я В-2103» (1987г.).

      Директор (1987г.)- А.В. Кондрусин.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- А.А. Киселёв.74