Предприятия № 41-60

ГС завод № 45 НКАП, МАП, МОП, п/я 229, ММЗ «Салют» МАП, Московское машиностроительное ПО (ММПО) «Салют» МАП, Г-4988, ГУП ФНПЦ, ФГУП «Московское машиностроительное производственное предприятие (ММПП) «Салют»

      /г. Москва Мейеровский пр., 14 (1942г.); 105118 г. Москва пр. Будённого, 14 «Динар»/

      /105118 г. Москва пр. Будённого, 16 тел. 369-80-01 www.salut.ru/

      Организован в соответствии с пост. ГКО № 1283 от 15.02.1942г. и пр. № 151сс от 24.02.1942г. на месте эвакуированного в Куйбышев завода № 24 для производства двигателей АМ-38. Образованный ранее на этой площадке завод № 337 НКАП был ликвидирован, все его оборудование и личный состав переданы заводу № 45.

      В соответствии с постановленем ГКО № 1404с от 7.03.1942г. и пр. НКАП № 191с от 12.03.1942г. завод № 291 НКАП со всем оборудованием и кадрами переведен из Уфы в Москву и влит в состав завода № 45.

      В соответствии с постановленем ГКО № 1440сс от 14.03.1942г. и пр. НКАП № 206сс от 16.03.1942г. в 03-04.1942г. заводу № 45 передано все оборудование и основная часть личного состава завода № 82 НКАП.

      По пост. ГКО № 1832 от 30.05.1942г. заводу необходимо было освоить с 15.07.1942г. выпуск моторов АМ-38, для чего перевести на завод 350 чел. ИТР (в т.ч. с завода № 24 – 200 чел., № 26 – 100 чел. и № 29 – 50 чел.).

      По пр. НКАП № 925с от 31.12.1942г. при заводе № 45 НКАП образован филиал ОКБ завода № 24 из числа бывших работников завода № 24 (25 чел.) для проведения испытаний и доводки мотора АМ-42. Далее с образованием в 02.1943г. завода № 300 туда с завода № 45 было переведено 75 чел. бывших сотрудников ОКБ А.А. Микулина, но филиал был сохранен для помощи серийному производству.

      В соответствии с пост. ГКО № 3063 от 22.03.1943г. завод переведен на выпуск моторов АМ-38Ф.

      В соответствии с пост. ГКО № 5398 от 14.03.1944г. на заводе начата организация производства авиадизеля АЧ-30Б. С 04.1944г. зам. гл. конструктора завода № 500 по внедрению в производство мотора АЧ-30Б на заводе № 45 назначен В.М. Яковлев, в 1945-46г. он – гл. конструктор завода по дизелям. В 1944г. с завода № 45 переведено на завод № 500 на постоянную работу около 250 специалистов.

      В 05.1944г. заводу поручено изготовление части узлов для 5 опытных ТРД С-18 А.М. Люльки, с 1945г. начато освоение производства его летного варианта ТР-1. В послевоенные годы продолжались работы по моторам Микулина (в т.ч. по АМ-46).

      Производство (шт.): (1944г.): АЧ-30Б – 145; (1945г.): АМ-38Ф – 1424, АЧ-30Б – 420.166

      С 03.1946г. завод № 45 – в ведении 3ГУ МАП. По пр. МОП № 475с от 7.07.1953г. передан в ведение его 3ГУ. В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. передан в ведение МосгорСНХ РСФСР. С 1963г. завод № 45 получил название ММЗ «Салют». Имел наименования «п/я 229», Г-4988 (1973-87г.). В 1982(1)г. на базе завода как головного предприятия создано ММПО «Салют», в 1972-87г. – в ведении 3ГУ МАП. В состав ПО вошли также: Воскресенский машиностроительный завод «Салют» (и на 1987г.), а затем – Хойникский завод «Салют» (и на 1987г.), Грибановский и Россошанский машиностроительные заводы.

      По пр. № 182сс от 30.03.1946г. заводу поручено изготовление ТРД ТР-1. С 07.1946г. завод определен как опытная база по постройке реактивных двигателей А.М. Люльки и А.А. Микулина и вскоре, по пр. № 479сс от 23.07.1946г., при заводе образованы филиалы завода № 165 (руководитель- С.К. Туманский) и завода № 300 для организации производства ТР-1 и АМТКРД-01, АМТКРД-02. В 1946г. заводу поручено выпустить малые серии (до 100 шт.) двигателей АМ-44, АМ-46, АМ-39ФК, изготовить 25 шт. ВРД и 100 АМ-ТК-2. В 1946г. планировалось выделить часть территории для строительства испытательной станции завода № 300. Кроме того, планировалось для усиления ОКБ гл. конструктора Яковлева передать ему в корпусе № 68 завода площади цеха № 7 (4000 м2) под механический цех, цеха № 20 (2000 м2) под сборочный цех, корпус № 20 под лабораторию; выделить 220 станков (заводских и трофейных), перевести с завода 600 рабочих.166

      В 1946г. заводу поручено изготовление литых конструкций из спецсплавов для ядерного реактора «А» комбината № 817.

      В 1946г. выпускал также автомобильные дизели и турбины для очистки труб крекинг-установок.

      С 1947г. на заводе – производственная база ОКБ гл. конструктора В.Я. Климова.

      С 11.1948г. начат серийный выпуск двигателя ВК-1. В соответствии с ПСМ № 1502-596сс от 12.06.1953г. по пр. № 378сс/оп от 16.06.1953г. план по выпуску ВК-1А на 1953г. уменьшен с 4100 до 3550 шт. В соответствии с ПСМ № 1787-692сс от 15.07.1953г. в текущем году поручен выпуск 40 ВК-1Ф.166 С 06.1956г. начато серийное производство АЛ-7Ф.

      В конце 1950-х на заводе № 45 было налажено производство порохового двигателя ПРД-45 для УРВВ РС-2-УС.

      Производство (шт.): (1950г.): РД-45Ф – 3, ВК-1 – 1898; (1953г.): ВК-1А – 3640, ВК-1Ф – 42; (1954г.): ВК-1А – 1324, ВК-1Ф – 1151; (1956г.): ВК-1А – 1132, ВК-1Ф – 484, АЛ-7 – 9.166

      В 12.1991г. ММПО переименовано в Московское машиностроительное производственное предприятие (ММПП) «Салют». В соответствии с расп. правительства № 952-р от 18.06.1999г. предприятию присвоен статус Федерального научно-производственного центра (ФНПЦ), подтвержден расп. № 188-р от 10.02.2004г. и № 154 от 7.02.2006г. В 2007-08г. планировалась ликвидация предприятия.

      ММПП «Салют» включало в свой состав предприятия: НПП «ЭГА», Гаврилов-Ямский машиностроительный завод«Агат», «МСЗ-Салют», ГП «Статор», филиал в г. Воскресенске по производству узлов двигателей. В 2002г. в состав холдинга «Салют» вошел кишиневский завод «Топаз». В 07.2003г. в состав ММПП «Салют» вошел ФГУП «Воскресенский машиностроительный завод «Салют». В 2003г. построен цех по производству конструкционного графита АТГ-С, применяемого для уплотнительных колец ГТД. В 2005г. в состав ММПП «Салют» входило также МКБ «Гранит», ОАО «Агрегат» (г. Сим), НИИД (в качестве филиала), ОКБ «Горизонт».

      В 1999г. на заводе образовано КБ ПР (перспективных разработок), получившее статус филиала КБ «Прогресс». В него перешла группа специалистов из ОКБ «Люлька-Сатурн».КР- 9/02 Создана модификация двигателя АЛ-31ФН для китайского истребителя J-10.

      10.04.2003г. на базе ММПП «Салют» и УМПО образована корпорация «Газотурбинные двигатели». По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. В 07.2005г. было подписано соглашение о вхождении в состав ММПП «Салют» в течение года ОМО им. Баранова в качестве филиала.

      В 2000г. разработана парогазотурбинная установка ПГУ-60С (МЭС-60).

      Работы (2005г.): модификация АЛ-31Ф-М1 (изд. 99М1) с цифровой системой управления, всеракурсным поворотным соплом (пнв в 12.2006г.); наземная ГТЭС-20С для производства электроэнергии; разработка совместно с ЗМКБ «Прогресс» АИ-222-25 для Як-130. Работы по двигателю для вертолета мощностью 500…1000 л.с. Установка по газификации твердых топлив, установка для озонирования воды, установка опреснительная «Каскад» (совместно со «СВЕРДНИИХИММАШ»). (2007г.): модернизация АЛ-31Ф-М2, -М3 (изд. 99М2, 99М3).

      В 2003г. в Москве создан завод по сжиганию мусора.

      Количество оборудования (05.1946г.)- 3281 м/р станок.

      Численность персонала (05.1946г.)- 8522 раб., (1972г.)- 15950 чел., (1990г.)- около 20 тыс. чел., (середина 1990-х г.)- 4000 чел., (начало 2000-х г.)- 12524 чел., (2005г.)- 15 тыс. чел., (2009г.)- 12214 чел.

      Директор (1942-56г.-)- М.С. Комаров,34, 68 (1950-е)- М.Л. Кононенко, (1962-68г.)- И.И. Пудков, (-02-08.1975г.-)- А.И. Горелов, (1983г.)- Ю.Н. Блощицын, (-1987г.)- Ю.В. Пугин, (1987-96г.)- Г.К. Язов, (10.1996-97г.) Ю.С. Елисеев. Гендиректор (12.1997-2007г.-)- Ю.С. Елисеев.

      Зам. гендиректора: по производству (2002г.)- А.В. Жихарев; по науке (2000-06г.-)- В.В. Крымов; по ВЭД (-2002-05г.-)- В.Н. Суралев, (07.2006г.)- И.А. Мулишкин; по МТО и социально-бытовым вопросам (2002г.)- М.А. Скворцов; по экономике (2002г.)- В.И. Брылев; по кадрам (2002г.)- А.В. Пантелеев; по качеству (2002г.)- С.И. Грачев. Директор: по производству (2005г.)- А.Г. Самаркин; по авиационным программам (2005г.)- А.Ю. Потапов; по наземно-промышленным программам (2005г.)- С. Кузнецов.

      Технический директор (1994-96г.)- Ю.С. Елисеев.

      Гл. инженер (1942-44г.-)- М.Л. Кононенко, (05.1946г.)- А.А. Куинджи, (1950-е)- Н.С. Столяров, (1959-62г.)- И.И. Пудков, (1970-е)- М.М. Томашевский, (1976-78г.)- В.М. Толоконников, (1981-2000г.)- В.В. Крымов, (-2002-05г.-)- В.А. Поклад.

      Зам. гл. инженера: по новой технике (1976г.-)- В.В. Крымов; по механизации и автоматизации (1988г.-)- Ю.С. Елисеев, (2004г.)- А.Н. Шутов.

      Гл. конструктор: по дизелям (1945-46г.)- В.М. Яковлев; (-1943-46г.-)- А.А. Микулин (одновременно- гл. конструктор завода № 300). Ген. конструктор (-2002-05г.-)- И.И. Гольдинский.

      Зам. гл. конструктора (1944г.)- С.М. Грибов.

      Гл. технолог (1944г.)- В.В. Чернышов, (1956-59г.)- И.И. Пудков.

      Глава корпорации «Газотурбинные двигатели» (06.2003г.-)- В. Брылев.

      Начальник производства (1953-56г.)- И.И. Пудков. Начальники отделов: секретного (1987г.)- М.И. Гришунов.

      Зам. начальника производства (1952-53г.)- И.И. Пудков.

      Начальники цехов: литейного (-1948-56г.)- О.П. Павлов; (1981г.-)- Ю.С. Елисеев.

      Начальник КБ (1942-47г.)- И.И. Пудков.

Производство: авиационные двигатели: поршневые: АМ-38 (1942-43) и АМ-38Ф (1943-45)- всего более 10.000; дизель АЧ-30Б (1944-45)- 565, АМ-39 (1944-45); ГТД: РД-45 (1948-50), РД-45Ф, ТР-1 (1947-), ВК-1 (1948-52), ВК-1А (1952-60), ВК-1Ф (1953-), АЛ-7 (1956-), АЛ-7Ф (1958-), АЛ-7ПБ (1959-), АЛ-7Ф-1 (1957-68), АЛ-7Ф-2 (1961-1990-е), АЛ-7Ф-3, Р-15Б-300 (1965-1990-), АЛ-21Ф (1972-84), АЛ-31Ф (изд. 99) (1983-2006-), АЛ-31ФП, АЛ-55, Д-436 (2002), Д-27 (2002), ТВД-1500, РД-600; гл. редукторы вертолетов; турбостартер ТС-21; узлы для Д-436Т, Д-27, АИ-222 (2006); ремонт двигателей АЛ-31Ф, Р15Б-300 (-2004-06-); промышленные энергетические и газоперекачивающие установки ГТУ89-СТ-20, ГТУ-20С (2002), БГТЭС-1С, БГТЭС-20С, ПГУ-60 (-2005-06-);69 мотоблоки «Салют», весы напольные, байдарка «Таймень-2», бензогенератор «Салют-БГ».

ОКБ гл. конструктора В.М. Яковлева при заводе № 45 НКАП, ОКБ-45 МАП

      /г. Москва п/я 299/

      С 04.1944г. на заводе № 45 работал В.М. Яковлев, назначенный зам. гл. конструктора завода № 500 по внедрению в производствомотора АЧ-30Б.

      По пр. № 261сс от 21.06.1945г. при заводе организовано ОКБ для работ по авиационным дизелям в ведении 8ГУ НКАП.

      Разрабатывались дизели М-51 и М-52 для дальних бомбардировщиков.

      С 03.1946г. ОКБ-45 – в ведении 8ГУ МАП. По пр. № 414сс от 1.07.1946г. ОКБ переведено на завод № 500 МАП (Тушино) в 1946г. и влито в ОКБ-500 МАП. Часть мощностей и коллектива ОКБ переданы для формирования филиала завода № 165 и в расп. гл. конструктора В.Я. Климова.

      В составе ОКБ (1946г.): механический цех, испытательная станция (4 стенда). В 1946г. планировалось для усиления ОКБ: передать ему в корпусе № 68 завода площади цеха № 7 (4000 м2) под механический цех, цеха № 20 (2000 м2) под сборочный цех; корпус № 20 под лабораторию; закончить в текущем году строительство 4 испытательных стендов; выделить 220 станков (заводских и трофейных), перевести с завода 600 рабочих.

      Количество оборудования (1946г.)- 77 м/р станков.

      Площадь производственная (1946г.)- 5400 м2.

      Численность персонала (1945г.)- 167 чел., (1946г.)- 326 чел.166

      Гл. конструктор (06.1945-07.1946г.)- В.М. Яковлев.

ОКБ-45 МАП, ГКАТ, ОКБ-45-165 МАП, Машиностроительное КБ (МКБ) «Гранит» МАП, М-5906, ФГУП «МКБ «Гранит»

      /105118 (105275, Е-275) г. Москва, Е-118 пр. Будённого, 14 «Нептун» п/я 282/

      /105118 г. Москва пр. Буденного, 14 тел. 369-80-13/

      ОКБ-45 образовано 21.06.1945г. на заводе № 45 для сопровождения выпуска РД-45.

      По пр. № 293с от 10.05.1947г. часть коллектива бывшего ОКБ-45 гл. конструктора В.М. Яковлева, а также занимаемый корпус завода № 45 МАП были переданы в распоряжение нового ОКБ гл. конструктора В.Я. Климова для организации работ по РД-45.

      В 1954г. в состав ОКБ влит филиал ОКБ-165 на заводе № 45. В 1956г. на заводе № 466 образуется Ленинградский филиал ОКБ-45. По пр. № 156 от 19.04.1957г. Ленинградский филиал ОКБ-45 преобразован в филиал ОКБ-500.

      В 1957г. ОКБ-45 передано в подчинение ОКБ-165 А.М. Люльки. По 08.1957г. ОКБ-45 – в ведении 3ГУ МАП, по пр. № 20сс от 21.01.1958г. передано в ведение 3-го Управления ГКАТ.169 С 1963 по 1966г. называлось ОКБ-45-165. С 1966г. – МКБ «Гранит», входило в состав ММЗ «Салют». В 1972-75г.– самостоятельное МКБ в ведении 3ГУ МАП. Имело наименование «п/я М-5906».62 С 6.05.1982г. МКБ «Гранит» МАП вошло в состав НПО «Сатурн», в 1987г. подчинялось ему как самостоятельное предприятие.

      В 1945-1946г. разработан двигатель РД-45 («Nene») и его развитие – РД-45Ф, РД-46, РД-47. Далее созданы ТРД ВК-1, ВК-1А и ТРДФ ВК-1Ф для самолетов МиГ-15, МиГ-17 и Ил-28 (доводка и внедрение в серию- Н.Г. Мецхваришвили, переведен с завода № 300). С 1957г. ОКБ специализировалось на доводке и внедрении в серию моторов А.М. Люльки. С 1959г.- доводка двигателя АЛ-7. С 1966г. – доводка двигателя Р15Б-300.

      Позднее ОКБ-45 было переведено на разработку малогабаритных ГТД.

      Принимало участие в программе создания ОК «Буран».

      В 2005г. МКБ «Гранит» входило в состав ММПП «Салют».

      В 1990-е г. создана ГТУ89СТ-20 для электростанции в Ямбурге.

      Работы (2002г.): разработка, производстворемонт ГТД для авиации, электроэнергетики.

      Численность персонала (1972г.)- 1750 чел.

      Гл. конструктор (1947-56г.)- В.Я. Климов (одновременно в 1946-55г. руководил ОКБ-117 в Ленинграде), (1956-57г.)- Н.Г. Мецхваришвили, (1957-69г.)- Э.Э. Лусс {1912-80г.}, (1969-85г.)- Ф.В. Шухов {1915-90г.}, (1985-2002г.-)- С.Р. Саркисов.

      Зам. гл. конструктора (1947г.-)- Н.Г. Мецхваришвили, (2002г.)- В.И. Фетисов.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- В.А. Королёв.74

Создано: ТРД: МД-45 для БПЛА «Крыло» (1976), МД-120 для БПЛА «Дань» (1982), ТВД-150; турбостартеры ТС-17, -19, -20, -21, -31; ГТУ-89СТ-20, МГТЭС, ТВД-400.69

Завод «Топаз», ОАО «Топаз»

      /Молдавия г. Кишинев/

      В 2002г. российско-молдавское СП ОАО «Топаз» вошло в состав холдинга ММПП «Салют». Принимало участие в создании завода по сжиганию мусора в Москве.

      Гендиректор (1998-2003г.-)- В. Буцану.

Воскресенский машиностроительный завод «Салют» МАП, А-3448, ФГУП «Воскресенский машиностроительный завод «Салют»

      /140240 пос. Белозерское (п/о Фаустово) Воскресенского р-на Московской обл. тел. 556-07-86/

      Завод основан 8.10.1974г., в 1987г. входил в состав ММПО «Салют». Имел наименование «п/я А-3448» (1987г.).74

      В 2001г. являлся филиалом «Салюта». В 07.2003г. вошел в состав ММПП «Салют».

      Производство (2002г.): детали и узлы для ГТД; сборка и испытания; мотокультиваторы.

      Численность персонала (2002г.)- 1500 чел.

      Директор (1987г.)- П.Н. Болдашев, (-2002-05г.-)- В.С. Фузеев.

      Гл. инженер (2002г.)- М.В. Сухарников.69

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- В.С. Уланов, (1990г.)- П.С. Кириллов.

Хойникский машиностроительный завод «Салют» МАП, Ю-9659

      /Белорусская ССР 247600 г. Хойники Гомельской обл. «Клён»/

      В 1987-90г. завод входил в состав ММПО «Салют». Имел наименование «п/я Ю-9659» (1987г.).

      Директор(1987г.)- Е.Д. Теплов, (1990г.)- П.Л. Бакаушин.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- Н.С. Будкова.74

Грибановский машиностроительный завод, АООТ «Грибановский машиностроительный завод»

      Завод образован в 1936г.

      Выпускал оборудование для легкой промышленности.

      В 1982г. Грибановский машзавод вошел в состав созданного ММПО «Салют».

      В 1991г. завод преобразован в ОАО, в 2003г. – в ООО.

Дочернее ФГУП «Статор»

      /143300 г. Наро-Фоминск Московской обл. Володарский пер., 23А тел. 34-360/

      Предприятие основано в 1991г. Производство роторных и статорных лопаток для авиадвигателей. Входило в состав ФГУП «ММПП «Салют» в качестве дочернего предприятия (2001-02г.).

      Численность персонала (2002г.)- 180 чел.14

      Директор (2002г.)- В.М. Тягунин.

      Зам. директора (2002г.)- А.В. Тягунин.

      Гл. инженер (2002г.)- А.В. Тягунин.

ЗАО «Московский станкостроительный завод «МСЗ-Салют»

      /123056 г. Москва ул. Б. Грузинская, 60 стр. 1 тел. (499)785-89-26 www.msz-salut.ru/

      Создано 24.01.2000г. на базе оборудования и сотрудников обанкроченного Московского станкостроительного завода шлифовальных станков (МСЗ).

Производство: станки: зубошлифовальные 5М841, 5А841, 5А868, МШ350, МШ395, МШ441Е, МШ500С, МШ504С, 5843ЕФ4; резьбошлифовальный МШ520Р; рейкошлифовальный МШ428; шлицешлифовальный 3В451; профилешлифовальный МШ397; круглошлифовальные МШ475, МШ476; внутришлифовальный МШ204; торцешлифовальный МШ273; зубо-шлице-фрезерный МШ305; обрабатывающий центр для турбинных лопаток МШ600.

Корпорация «Газотурбинные двигатели»

      Корпорация создана 10.04.2003г. на базе ММПП «Салют» и УМПО.

      Гендиректор (2003-05г.-)- В.И. Брылев.


Государственный завод № 45 ВСНХ, Самарский завод взрывчатых веществ, Сергиевский завод ВВ

      См. завод № 15 НКБ.