Предприятия № 41-60

ЦНИИ кораблестроения № 45 (НИИ-45) НКОП, ЦНИИ-45 НКОП, НКСП, МСП, ГКС, ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова МСП, ГНЦ РФ, ФГУП «ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова», ФГУ «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ)

      /г. Ленинград, 98 п/я 426 «Клюз» (1939г.); г. Казань/

      /196158 (196143) г. СПБ Московское ш., 44 тел. 123-60-39 www.krylov.com.ru, www.ksri.ru/

      В 1890г. Морской технический комитет одобрил проект Опытового бассейна, он был построен на острове Новая Голландия и начал работу в 09.1893г., а 8.03(5).1894г. состоялось его официальное открытие (этот день считается днем рождения института). В 1900-01г. в Опытовом судостроительном бассейне спроектирована ПЛ «Дельфин» (И.Г. Бубнов, М.Н. Беклемишев). В 1912г. велась реконструкция бассейна.

      По пр. РВС от 31.07.1927г. Опытовый бассейн подчинен НТК УВМС РККА. В 09.1932г. на базе Опытового бассейна создан Научно-исследовательский институт военного кораблестроения (НИВК, НИИВК) НКВМФ. В соответствии с решением КО № 87сс от 26.05.1938г. «в целях объединения всех НИОКР по военному кораблестроению» пр. НКОП № 196сс от 4.06.1938г. и НКВМФ/НКОП № 316с от 9.08.1938г. НИИВК был передан (по состоянию на 25.05.1938г.) из НКВМФ и реорганизован в ЦНИИ кораблестроения, получив наименование НИИ-45; в его состав влит НИИ-4. По пр. № 263 от 11.07.1938г. НИИ-45 передан в ведение 2ГУ НКОП, пр. № 316 от 11.08.1938г. утверждено Положение об институте. Пр. № 482с от 31.12.1938г. институт реорганизован в ЦНИИ-45 в ведении 2ГУ. В 1939г. институт передан в ведение 5ГУ НКСП. В том же году в его состав влит НИСС. Являлся ведущей научной организацией отрасли. В 1944г. институту присвоено имя академика А.Н. Крылова. 22.12.1945г. решением НКВМФ НИВК был организован вновь из НТК ВМФ.

      В составе бассейна лаборатории (1930г.): гидродинамическая, механическая, физико-химическая. В начале 1930-х г. Опытовый бассейн реконструирован: за счет перепланировки соседнего здания архива была увеличена длина канала на 20 м, построена третья буксировочная тележка; из Германии поставлена кавитационная труба.

      По пр. НКВМФ/НКОП № 0246/351с от 27.08/5.09.1938г. в институт передано 54-е отделение НИМИСТ с тематикой глушения шумов и вибраций корабельных механизмов со всем личным составом.

      В 1938г., после передачи института в НКОП, пр. № 321с от 13.08.1938г. на него были возложены задачи: выполнение и руководство НИР в области военного кораблестроения; проверка путем предэскизного проектирования ТТЗ на новые военные корабли, согласование их в НКВМФ; научно-техническое руководство проектированием кораблей и механизмов, проведение экспертиз по всем частям всех проектов; планирование и руководство всеми опытными работами по плану 2ГУ; постановка и решение проблемных технических вопросов, выполнение специальных теоретических исследований; НИР в области материалов, борьбы с коррозией; разработка типовых программ испытаний кораблей и механизмов; изучение опыта проектирования и эксплуатации кораблей и передача его КБ и заводам Главка; разработка стандартов для судостроительной промышленности. Пр. № 482с от 31.12.1938г. на институт дополнительно возложены функции: научно-техническое руководство: всем комплексом проектирования кораблей путем координирования работ НИИ и КБ; опытными работами в части корпуса, устройства, систем, конструкции, бронирования, механических установок, электрооборудования; утверждена «Инструкция о научно-техническим руководстве НИИ-45 опытными работами по кораблестроению» и Положение о НТС института. Этим же приказом в институте организована диспетчерская служба для наблюдения за ходом опытных работ.

      К 05.1939г. разработан предэскизный проект авианосца (пр. 71), дальнейшие работы по нему были прерваны войной.

      Перед войной ЦНИИ имел 9 отделов: кораблестроительный; ходовых и маневренных качеств корабля; конструкции, прочности и вибрации корабля; единых двигателей ПЛ; механического оборудования кораблей с турбинами; механического оборудования кораблей с ДВС; корабельной электротехники; судостроительных материалов, коррозии и сварки;неметаллических материалов. Было начато строительство новой базы института на второй площадке у Московского шоссе. Были построены здания глубоководного бассейна, мелководного бассейна, модельные мастерские. С началом войны все работы прекращены.

      В 1940г. создано отделение института на ЛМЗ, где начаты работы по созданию корабельного ГТД. В 1940-41г. при институте действовало Бюро спецтурбин.

      В 07-08.1941г. в соответствии с пост. ГКО № 99сс от 11.07.1941г. институт был эвакуирован в Казань в помещения Финансово-экономического института (часть оборудования застряла на путях станции Ленинград-Московская товарная и не была эвакуирована). В Казани был создан новый отдел- амортизации и обесшумливания. Институтом в Казани был налажен выпуск установок реактивных минометов М-8. Пост. ГКО № 951сс от 23.11.1941г. институту задан план выпуска установок М-8: 125 шт. в период с 1.12.1941г. по 15.02.1942г.

      В Ленинграде остался филиал – Ленинградское отделение ЦНИИ-45 под руководством В.И. Першина. Весной 1942г. восстановлена работа лабораторий, в 08.1943г. возобновлены работы в кавитационной трубе, а затем – и в Опытовом бассейне. После войны продолжено строительство экспериментально-опытной базы института. 25.11.1948г. МСП утвердило технический проект института, согласно которому он был разделен на 4 самостоятельных подразделения под единым руководством: НИИ-1 (ходкость кораблей и прочность конструкций), НИИ-2 (корабельные энергетический установки), НИИ-3 (электрооборудование кораблей), проектно-исследовательское бюро (ПРИБ) (создано в 1951г.). В 1952г. введены в эксплуатацию глубоководный (672х15х7 м) и мелководный (218х16х1,7 м) бассейны, две кавитационные трубы и мастерские для изготовления моделей кораблей и гребных винтов. В 1953г. начато перебазирование института на новую площадку. В 1958г. вышло пост. правительства о расширении экспериментальной базы института. В 1956-67г. были построены и введены в эксплуатацию лаборатории: магнитных исследований, электрогидродинамической аналогии; средняя кавитационная труба, уникальная машина для прочностных испытаний; почти в два раза был удлинен основной опытовый бассейн, построен циркуляционный бассейн (диаметром 70 м глубиной 6 м; строительство начато в 1937г., закончено в 1968г.).

      По пр. НКСП в 10.1945г. организован отдел автоматического регулирования корабельных энергетических установок. Начаты работы по разработке систем управления (СУ) корабельными техническими средствами (ТС). Создана первая СУ ТС для АПЛ «Ритм». В 1962г. в институт из НИИ-49 переведен коллектив специалистов, начавших работы по созданию СУ движением надводных кораблей, ПЛ, СВП и СПК. Созданы СУ движением АПЛ в нормальном и аварийном режимах «Боксит» и «Тон». В 07.1967г. на базе двух отделений судовой автоматики ЦНИИ-45 и КБ морской автоматики «Секстан» был создан самостоятельный ЦНИИ «Аврора».

      В 1946-47г. спроектированы малошумные гребные винты для ПЛ пр. 613.

      В 1948г. на институт возложена обязанность проводить экспертизу всех проектов кораблей и судов, создаваемых в МСП; проводить НИР по по определению облика перспективных кораблей.

      В 1950г. в институт из ЦКБ-16 переданы работы по проектированию линкора пр. 24. В 1951г. выполнена НИР «Обоснование выбора типа линейного корабля» (Ф.Е. Бесполов). В 1953г. работы по пр. 24 прекращены. Его ориентировочная стоимость (1950г.) – 2,026 млрд. руб.

      В 1948г. создано подразделение морской радиолокации. В 1949г. из сотрудников, переведенных из ЦКБ-52, организован отдел 19. Развернуты работы по исследованиям параметров корабельных антенн. В 1953г. отдел реорганизован в отдел 34. Начато новое направление работ по защите кораблей от обнаружения их РЛС противника. В 1963г. отдел переведен в отделение физических полей и получил № 76. В 1964г. разработана инженерная методика расчета вторичного РЛ поля кораблей (Е.А. Штагер, Л.И. Богин). Созданы стенды гидроакустического и электромагнитного моделирования. Для оценки заметности реальных кораблей созданы авиационный (1965г.) и наземный (1975г.) РЛ комплексы. В 1974г. отдел реорганизован в 76-ю лабораторию. Начало развиваться новое направление – лазерная морская локация (М.Л. Варшавчик). В 1978г. лаборатория получила № 74. Начаты исследования по тепловой защите кораблей, созданы стенды светового моделирования лазерной локации, тепловизионный измерительный комплекс. Внедрено в серию радиопоглощающее покрытие кораблей. В 1981г. создан уникальный измерительный комплекс для одновременных измерений РЛ, ИК и лазерных характеристик кораблей. В 1982г. разработаны и внедрены правила проектирования кораблей с малой заметностью по физическим полям в верхней полусфере, созданы научные и производственные основы стелс-технологий.

      В 1950-е г. совместно с ЦНИИВК проведены работы по конструктивной защите крупных кораблей, по снижению магнитного поля кораблей. В 1960-е г. – исследования по снижению теплового и вторичного РЛ излучения кораблей.

      В 1951-52г. в состав института входил НИИ корабельной электротехники и связи (Институт № 3), ликвидирован в 1960г.

      В 1960-е г. велись работы по совершенствованию ПЛ: отработка формы корпусов, конструкции корпусов из титана, обеспечение малошумности, методы магнитной защиты; были созданы гидроакустические покрытия, средства амортизации и акустической развязки механизмов, схемы оптимальной компоновки турбозубчатых агрегатов.

      В 1950-е г. в институте создано специальное проектно-исследовательское подразделение для обеспечения строительства гражданских судов. Работы по поиску рациональных технических решений при проектировании. К началу 1960-х г. разработаны требования к непотопляемости морских гражданских судов. Совместно с ЦНИИМФ и Регистром СССР были выпущены «Нормы прочности морских судов». На институт возложено проведение экспертизы проектов всех гражданских судов.

      В составе института (1970-е): отделения: общепроектное (координационное), гидродинамики, прчности, силовых установок, акустики, ВЦ; СНИЛ-1 (была в 1957г.); Нижегородский филиал (1979г.). В 1976г. Чкаловский филиал ЦКБ по СПК передан в ЦНИИ им. Крылова и перепрофилирован на исследования и испытания СВП (был в 1980-е г.).

      В начале 1950-х г. проведен комплекс работ в области ходкости, управляемости, прочности и акустической защиты первой АПЛ пр. 627. В конце 1950-х г. – НИР по созданию первой в мире титановой АПЛ пр. 661.

      Работы по реактивной кавитирующей торпеде РКТ-45 (1950-е, с НИИ-1 МСХМ).

      В 1960-е г. велись работы по теме «Защита», в 1968г. совместно с НИИ-14 ВМФ изданы «Рекомендации по снижению РЛ заметности надводных кораблей ВМФ». В 1978г. совместно с ЦНИИВК разработаны новые правила выполнения расчетов прочности корпусов надводных кораблей. В 1980-е г. особый приоритет приобрели работы по снижению шумности АПЛ, выполнявшиеся совместно с ЦНИИВК. Для авианесущих кораблей отрабатывались формы обводов, предотвращающих заливание полетной палубы.

      Выполнено большое количество НИОКР по созданию судов с динамическими принципами поддержания (на подводных крыльях, на воздушной подушке, экранопланов), в т.ч. первого в мире МДК на ПК пр. 1232. Разработан способ снижения буксировочного сопротивления катеров (метод «воздушной каверны»); институт принял участие в проектировании пограничного катера пр. 1408 «Сайгак» с использованием «воздушной каверны».

      В 1969-71г. разработан аванпроект системы автоматизированного проектирования судов.

      В 1970-е г. совместно с ЦНИИМФ проведены технико-экономические исследования транспортных систем по доставке грузов в районы Крайнего Севера.

      В 1978г. выполнена НИР «Взлет» (совместно с ЦКБ по СПК) по перспективам развития скоростного судостроения.

      В 1980-е г. построен опытовый ледовый бассейн. В 1980-е г. для исследования физических полей кораблей и физики океана имелось научно-исследовательское судно пр. 1846 «Академик Алексей Крылов», лабораторный комплекс для которого разработан в институте.

      В 2000г. – ОКР «Катод» по исследованию и разработке функциональных узлов аппаратуры систем катодной защиты от коррозии.

      В 2000-е г. разработана акустико-эмиссионная система диагностики (КАМЭС) состояния сварных конструкций.

      В 2003г. спроектированы 6-м винты для круизного лайнера VoyagerofSeas. В 2003-04г. по заданию норвежской фирмы MOSSMERITIME были отработаны обводы газовозов MOSS-147, -216, -250; разработаны формы поддерживающих колонн плавучести для буровой платформы MOSSKRYLOVOCTABOUY.

      В 1990г. – ЦНИИ им. А.Н. Крылова МСП. В соответствии с Указом Президента РФ № 939 от 22.06.1993г. и пост. Правительства № 649 от 5.06.1994г. институту присвоен статус ГНЦ РФ. По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошел в число стратегических оборонных предприятий. По указу президента от 22.03.2007г. на базе института создан холдинг по научным разработкам в судостроении ФГУ «Крыловский государственный научный центр», в состав которого включены Акустический институт и ЦНИИ судовой электротехники и технологии. В 2013г. КГНЦ – в ведении Минпромторга.

      В составе института (2006г.): ЦКБ «Балтсудопроект», НИИ «Лот».

      Численность персонала (1940г.)- 1500 чел.

      Заведующий Опытовым бассейном (-1901-07г.)- академик А.Н. Крылов, (1908-14г.)- п, г-л И.Г. Бубнов. Начальник Опытового бассейна (1920-28г.)- С.В. Вяхирев, (1925г.-)- С.О. Барановский, (1930-32г.)- Н.В. Алякринский. И.О. начальника (05.1938г.-)- А.И. Балкашин. Начальник (11.07-12.1938г.-)- И.В. Харитонов. И.О. директора (1939г.)- И.В. Харитонов. Директор (1940-61г.)- к-а В.И. Першин (в 1942-44г.- в командировке в США); и.о. (1942-44г.)- Ю.В. Кривцов; (1961-63г.)- Н.Н. Бабаев, (1963-75г.)- А.И. Вознесенский, (-1978-80-е)- Г.А. Матвеев, (1987г.)- В.В. Дмитриев. Гендиректор (-1997-2009г.-)- академик В.М. Пашин, (2013г.)- А. Дутов.

      Старший помощник Заведующего (1900-08г.)- И.Г. Бубнов. Помощник заведующего (1914-20г.)- С.В. Вяхирев. Зам. начальника (директора) (09.1938г.)- и-флагман 2р А.И. Балкашин, (1941г.)- В.В. Ногин (при эвакуации возглавил часть института в Казани), (1956-61г.)- Н.Н. Бабаев. Директор по маркетингу (2004г.)- А. Пылаев.

      Научный руководитель (-2002-08г.-)- В.М. Пашин.

      Гл. инженер (1945г.)- Ю.В. Кривцов,61 (1956-61г.)- Н.Н. Бабаев, (1961-63г.)- А.И. Вознесенский.

      Зам. гл. инженера (1960-е)- С.Ф. Пивоваров.

      Начальники отделений: перспективного проектирования кораблей (1975-91г.)- А.М. Васильев; технико-экономических оценок военного кораблестроения (2006г.)- В. Поляков; (-1965г.)- А.А. Азовцев.

      Гл. инженер 4-го отделения (09.1938г.)- Ю.А. Шиманский.

      Директор Чкаловского, Горьковского филиала (1970-е)- П.А. Малахов, (1980-е)- М.П. Пышков.

      Гл. конструкторы: (1955-69г.)- В.Л. Бжезинский, Ф.Е. Бесполов, (1992г.-)- А.И. Вакс, Ю.М. Патраков (корабельные радиопоглощающие покрытия).

      Начальники отделов: 3-го (11.1938г.)- Егоров; 9-го и.о. (11.1938г.)- Ушнев; 10-го (1980-е)- А.А. Русецкий; 19-го (1949г.-)- Г.Г. Власов, 34-го (1953г.-)- Л.П. Купцова; перспективного проектирования боевых надводных кораблей (1957-86г.)- А.В. Вальдман; перспективного проектирования ПЛ (-1992г.)- А.И. Вакс; мореходных качеств корабля (1938-39г.)- М.В. Егоров; аэродинамики и прочности оборудования энергетических установок (1953г.-)- С.Ф. Абрамович; истории (2008г.)- В. Кузин; (1978-84г.)- к1р Ю.Н. Букашко, (2000-е)- В.А. Быков, (-1961г.)- А.И. Вознесенский, (1965г.-)- В.В. Гартвиг, (1938г.)- военинженер 2р В.И. Першин.

      Начальники секторов: перспективного проектирования крупных боевых надводных кораблей (1966г.-)- А.М. Васильев; (1950г.-)- А.А. Азовцев, (1980-е)- Ф.Ф. Болотин, (2001г.-)- В.А. Быков, (1966г.-)- А.И. Вакс, А.И. Вознесенский, (1964-65г.)- В.В. Гартвиг, (-1996г.)- А.С. Горшков, (12.1949г.)- Г.Р. Миндин, Ю.М. Патраков, (1997г.)- Э. Пищук.

      Начальники лабораторий: 76-й (1974-78г.)- В.О. Кобак, 74-й (1978г.-)- Ю.М. Патраков; акустической (09.1938г.)- Сергеев; динамики кораблей и судов и.о. (2009г.)- В. Сергеев; (2000-е)- В.А. Быков, (-1967г.)- В.И. Гольтраф, (1958г.-)- А.С. Горшков.

Создано: корабельные конструкционные радиопоглощающие материалы: «Крыло», «Крона», радиопоглощающие покрытия «Лак», «Лак-М», «Ферроэласт»; экспортный передвижной измерительный комплекс «РИК-Э»;130 аппаратура системы размагничивания корабля KMDS (совместно с НПФ «Меридиан»).

Научный институт судостроения и судовых стандартов (НИСС) ВСНХ, НКТП

      /г. Ленинград/

      Создан в 1930г. в ведении «Союзверфи» в результате разделения НИИСС НКПС. Перед войной вошел в состав НИИ-45 НКСП.

      В 1932г. в институте создано проектное бюро из специалистов НИСС и НИВК для разработки проекта сооружений и средств проведения научных исследований.

      По пр. НКТП от 13.11.1933г. при институте создано специальное управление строительством опытовых бассейнов «Судбасстрой» (далее – НИИС, НИИ-4 НКОП).

      В 1934г. разработан проект деревянного торпедного катера ДТК (построено 4 шт.).

      Директор (1930г.-)- В.Л. Поздюнин.

      Начальники: отделов: гидромеханического (1930г.-)- Ю.В. Кривцов; проектного бюро (1932г.-)- Ю.В. Кривцов.115

НИИ судостроения и судоремонта (НИИСС) НКПС

      НИИСС создан по пр. № 767 от 26.02.1929г. в ведении ЦНИУ НКПС. По пр. № 1692 от 6.08.1930г. разделён на ЦНИМТ, ЦНИРТ НКПС и НИСС ВСНХ.

      Задачи института: изучение плавающих и подлежащих постройке судов, судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов; разработка требований для повышения качества судов; испытания судов, судовых конструкций, судомеханического оборудования.

      Институт имел Нижненовгородскую и Днепровскую станции.88

ЦНИИ «Аврора», НПО «Аврора» МСП, А-3500(?), ГУП ГНПЦ «НПО «Аврора»

      /194021 г. СПБ ул. Карбышева, 15 тел. 247-22-50, 297-23-11/

      По пр. НКСП в 10.1945г. организован отдел автоматического регулирования корабельных энергетических установок. Начаты работы по разработке систем управления (СУ) корабельными техническими средствами (ТС). В 1962г. в институт из НИИ-49 переведен коллектив специалистов, начавших работы по созданию СУ движением надводных кораблей, ПЛ, СВП и СПК. В 07.1967г. на базе двух отделений судовой автоматики ЦНИИ-45 и КБМА «Секстан» был создан самостоятельный ЦНИИ «Аврора». В 1970г. на базе ЦНИИ и серийного завода в Ставрополе создано НПО «Аврора», в 1979г. – в ведении 5ГУ МСП. Возможно, имело наименование «п/я А-3500». В 1971г. в состав НПО вошли ЦКБ «Луч» и серийный завод во Владивостоке, в 1979г. – Куйбышевский приборостроительный завод № 5.

      Разработка и производство корабельных систем управления (КСУ), в т.ч. автоматических.

      Созданы СУ: дизельными, газотурбинными, атомными энергетическими установками; маневрированием и стабилизацией параметров движения кораблей; электроэнергетикой, судовыми агрегатами и механизмами, противоаварийными средствами.

      С 1999г. – ФГУП «НПО «Аврора». В начале 2000-х г. имело статус ГНПЦ. По Указу Президента РФ от 22.03.2007г. на базе НПО «Аврора» создано ОАО «Концерн «НПО «Аврора».

      Головное предприятие (2006г.) по автоматизации технических средств кораблей и ПЛ ВМФ.

      Гендиректор (1983-2007г.-)- В.В. Войтецкий.

      1-й зам. гендиректора (1983-92г.)- В.В. Астров. Зам. гендиректора: по науке (-2003-05г.-)- В. Корчанов; по НИОКР (2003г.)- Ю. Немокаев; (1992г.-)- В.В. Астров, (2005г.)- В. Хорошев.

      Гл. инженер (1971г.-)- В.В. Войтецкий, (1983-92г.)- В.В. Астров.

      Директор направления (2006г.)- В. Корчанов.

      Гл. конструкторы: корабельных СУ (2005г.)- Ю. Черныш; СУ энергетическими установками (1992г.-)- В.В. Астров; (1995г.)- А.Н. Бабаев (СУ глубоководных аппаратов).

      Начальники отделов: СУ движением надводных и подводных кораблей и судов (2004г.-)- А.Н. Бабаев; В.И. Гольтраф, (2006г.)- Г. Сус.

      Начальники лабораторий: (1967г.-)- В.И. Гольтраф, (2006г.)- В. Киселев.

      Начальники секторов: (1967-81г.)- А.Н. Бабаев, В.И. Гольтраф.

Создано: КСУ: для ПЛ «Булат», автоматическая «Литий» в составе СУ «Лена» и центральной КСУ «Лазурь» (2000-е); для надводных кораблей: «Флора-32» для СВП «Зубр» (1985), «Флора-32Ц» (в составе: СУ: движением «Хризолит-32Ц», ГЭУ «Туман-32Ц», ЭЭУ «Ишим-32Ц», общекорабельными системами «Невель-32Ц») (2000-е); «Иолит-М» для катера «Мираж» (2000-е); «Фауна-20380», «Север-М1» для ледокола, «Фрегат-56», КАС-956ЭМ, “Fics-3,-8” для скоростных пассажирских судов (Superfoil).

ОАО «Концерн «НПО «Аврора»

      Концерн создан по Указу Президента РФ от 22.03.2007г. на базе НПО «Аврора». В него также вошли ОАО «Варяг» и ОАО «Нептун» (г. Ставрополь).

ЦКБ «Балтсудопроект»

      /г. Ленинград, г. СПБ/

      ЦКБ «Балтсудопроект», верятно, это – бывшее ЦКБ-32.

      В 1965г. во вновь созданное ЦКБ «Коралл» переведена группа проектантов плавучих кранов.

      Возможно, в 1969г. в состав ЦКБ «Балтсудопроект» вошло ЦКБ буксирных судов.116

      18.06.1960г. вышло расп. правительства № 1797-рс о создании плавучего телеметрического комплекса. В соответствии с ПСМ № 706-264 от 3.09.1968г. начаты работы по созданию плавучих измерительных пунктов для обеспечения полета комплекса Н1-Л3.

      Здесь в начале 1970-х г. спроектирован первый отечественный контейнеровоз пр. 1590К; в 1971г. – первый сухогруз типа «ро-ро» пр. 1607; в 1970-е г. создан самый мощный отечественный буксир-океанский спасатель пр. 1452 мощностью 9000 л.с.; в 1980г. – первый в мире атомный лихтеровоз пр. 10081.

      Вошло в состав ЦНИИ им. Крылова.

      Гл. инженер (1951г.-)- Н.В. Голубев.

      Гл. конструкторы: (1960-е-70-е)- П.С. Возный (пр. 1453, 1918, 05360), (1960-е)- С.Н. Шумилов (пр. 1559В), (1960-е)- С.А. Никитенков (пр. 1562), (-1966-75г.-)- Д.Г. Соколов (пр. 1573, 1909, 1914, 1919), (1960-е-70-е)- А.Г. Диденко(Дадеко) (пр. 1452, 1574), (1960-е-84г.-)- В.А. Мацкевич (пр. 1575, 1590П, 1590К, 15903, 11810, 16071), (1960-е-71г.-)- Н.Л. Кузьмичев (пр. 1559, 1560), (1960-е)- Э.Г. Юсупов (пр. 1375), (-1971г.)- С.М. Стеркин (пр. 1560, умер), (1971г.)- Б.К. Сидоров (пр. 1607, 16073), (1974-2004г.)- Б.П. Ардашев (пр. 1929, 11611, 19510), (1970-е-80-е)- Е.С. Васильев (пр. 1454, 04983), (1977г.)- В.М. Ванурин (пр. 1586, 12990), (-1970-80г.-)- Н.Н. Родионов (пр. 10081, 1551, 15250), В.М. Воробьев (пр. 15250).

      Зам. гл. конструкторов: (-1974г.)- Б.П. Ардашев.

Создано: плавучие КИК: пр. 1909 «Космонавт Юрий Гагарин» на базе танкера пр. 1552 (1970), пр. 19510 «Адонис» (1970-е-80-е), «Космонавт Владислав Волков», переоборудование лесовоза пр. 596 по пр. 1918 «Селена-1» (1966) и по пр. 1929 «Селена-2» (1975), пр. 1919 (1969-70, не реализован), пр. 1914 «Маршал Неделин» (1975-82); плавучая ракетно-техническая база пр. 2001 (1970); атомный лихтеровоз пр. 10081 «Севморпуть» (1980); судно освещения подводной обстановки для ВМФ пр. 11810 (1986); транспорты: большой эскадренный пр. 11611 (1980-е, не реализован), радиоактивных отходов пр. 11510 (1980-е, совместно с ЦКБ «Вымпел»); научно-исследовательские суда для гидроакустических исследований пр. 1924С и пр. 1924У (1984, совместно с ЦКБ «Изумруд» и «Черноморсудопроект»); гидрографический бот пр. 1896 (1965); госпитальное судно пр. 1845 (совместно с ЦКБ «Изумруд», 1960-е, не реализован); рудовоз пр. 1573 (1966, не реализован); сухогрузы: пр. 1562 типа «50-летие комсомола» (1968), пр. 1586 типа «Николай Жуков» (1972), пр. 1607 типа «Иван Скуридин» (1971), пр. 16073 типа «60-летие СССР» (1981); с горизонтальной грузообработкой пр. 16071 типа «С. Киров» (1984), пр. 16075 типа «Кронштадт» (1990); танкеры: пр. 1559 типа «Великий Октябрь» (1966), комплексного снабжения для ВМФ пр. 1559В «Морской простор» (1969), пр. 1551 типа «Мир» (1970), пр. 1589 пререоборудования танкера пр. 1552 для ВМФ, водоналивной пр. 1549 (1971), пр. 1560 типа «Никифор Рогов» (1970), пр. 12990 типа «Победа» (1977-); арктический пр. 20070 (1990-е); лесовозы: пр. 1574 типа «Советский воин» (1960-е), пр. 1575 типа «Балхаш» (1960-е), пакетовоз пр. 1590П (1970); контейнеровозы: пр. 1590К типа «Сестрорецк» (1971), пр. 15903 типа «Капитан Сахаров» (1978); плавучий жиромучной завод пр. 1375 типа «Днепр» (1969); буксиры: спасатели: 9000 л.с. для ВМФ пр. 1452 (1973), для ММФ пр. 1453 типа «Ягуар» (1973); для ВМФ мощностью 3000 л.с. пр. 745 (1971), пограничный корабль пр. 745П; для ММФ пр. 1454 (1973); рейдовые 900 л.с. пр. 737К, пр. 737М (1960-е); портовый 1200 л.с. пр. 498 (1975); кантовщик 1600 л.с. пр. 04983 (1982); типа «Рюрик»; спасательные суда-носители глубоководных аппаратов пр. 05360 (1977), пр. 05361 (1981); дизельный ледокол пр. 21900 (совместно с КБ Балтийского завода, 2000-е); плавучая АТЭС пр. 15250 (1980-е). 116

ЦКБ буксирных судов

      В 1960-е г. разработан проект малого лесовоза пр. 1575.

      Возможно, в 1969г. вошло в состав ЦКБ «Балтсудопроект».116

ЦНИИ «Лот»

      /199178 г. Ленинград/

      Институт вошел в состав ЦНИИ им. Крылова.

      В 1989г. разработан архитектурный проект для служебного катера пр. 14110.

      Гл. инженер- Ю.А. Копытов.

НИИ корабельной электротехники и связи (Институт № 3)

      НИИ корабельной электротехники и связи основан в 1935г.

      Создание НИИ-3 (электрооборудование кораблей) в составе ЦНИИ-45 было утверждено МСП 25.11.1948г. В 1951-52г. НИИ корабельной электротехники и связи (Институт № 3) действовал в составе ЦНИИ-45 МСП,149 ликвидирован в 1960г.88

      В соответствии с расп. СМ № 11076-рс от 14.07.1950г. и ПСМ № 4748-1828 (?) от 15.07.1950г. по пр. МСП № 0541 от 20.07.1950г. институту переданы имущество и заказы ликвидированного ЦКБ-52.

      В соответствии с ПСМ № 2854-1088сс от 21.06.1952г. требовалось создать к 3-му кварталу 1953г. загородную базовую лабораторию института.

      Начальник сектора (02.1951г.)- И.А. Коновалов.

ЦНИИ судовой электротехники и технологии (ЦНИИСЭТ), ФГУП «ЦНИИСЭТ»

      /г. Ленинград, г. СПБ/

      Организован в 1965г. по инициативе А.А. Азовцева.

      В составе института: 6 филиалов (в т.ч. во Владивостоке, Калининграде); полигон на острове в Финском заливе.

      По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошел в число стратегических оборонных предприятий. По Указу Президента РФ от 22.03.2007г. вошел в состав Крыловского государственного научного центра.

      В 1995г. Нижегородское отделение института включено в состав Нижегородского предприятия «ЭРА».

      Директор (1965г.-)- А.А. Азовцев.