Предприятия № 151-200

      

ГС инструментальный завод № 165 НКАП, МАП, Завод приспособлений и штампов ВСНХ, НКТП, НКМ, Завод нормалей и штампов НКОП, Инструментальный завод № 1 ОАП НКАП, Государственный объединенный завод № 165 ГКАТ, п/я 2383, Машиностроительный завод «Сатурн» МАП, М-5147, АООТ, ОАО «А. Люлька-Сатурн», НТЦ им. А. Люльки ОАО «НПО «Сатурн»

      /г. Москва Лужнецкая наб., 2/4 (1935г.) п/я 3759 (1941г.)138; г. Куйбышев Безымянка п/я 158 (1942г.); г. Тушино Московской обл./

      /129301 г. Москва, И-301 ул. Касаткина, 13 ст. Ростокино Московской ж/д «Шасси» тел. 283-09-13, 283-94-93/

      Завод приспособлений, штампов и пресс-форм создан в 1931г. на площадке фабрики Гознака в Лужниках (бывшей площадке снаряжательных заводов Н.А. Второва) в ведении треста «Оргметалл» ВСНХ, с 1932г. – треста «Оргаметалл» НКТП (и на 1935г.). Во исполнение пост. Экономсовета СНК от 4-го и 14.02.1938г. по пр. НКОП № 71 от 21.02.1938г. Завод нормалей и штампов принят (по состоянию на 1.02.1938г.) от треста Оргметалл НКМ и по пр. № 72 от 21.02.1938г. включен в состав образованного треста «Оргоборонпром» НКОП. С 1939г. – в ведении треста «Оргавиапром» (ОАП) НКАП. По пр. НКАП от 4.01.1940г. Завод нормалей и штампов, завод № 2 ЦИТ объединены с заводом № 1 ОАП; объединенный завод получил наименование «Инструментальный завод № 1 ОАП НКАП».

      В составе завода (1935г.): цехи: слесарно-сварочный; механический; инструментальный; кузнечный; отделы: производственный; технический; снабжения и сбыта; плановый; бухгалтерия.179

      В соответствии с пост. СЭ № СЭ-147сс от 10.10.1941г. завод подлежал эвакуации на площадку законсервированного завода в пос. Климковка Белохолуницкого района Кировской обл. В конце 1941г. эвакуирован в Куйбышев. На старой площадке в 11.1941г. образован новый завод № 478 НКАП.

      Завод выпускал узлы ротора и крыльчатки к турбокомпрессорам. Производство лафетов для пушек ВЯ (1942г.). Планировалось начать изготовление колес для Ил-2.

      По пр. НКАП № 709с от 18.09.1942г. Инструментальный завод № 1 ОАП НКАП переименован в завод № 165 НКАП в ведении Управления снабжения.

      По пр. № 459с от 31.07.1943г. завод № 453 НКАП (Тушино) реорганизован в филиал завода № 165 ОАП НКАП. На нем началась организация производства специнструмента и приспособлений. С завода № 165 из Куйбышева туда для укрепления производства переведена группа раб. и ИТР (120 чел.). В том же году завод № 165 НКАП переведен на площадку филиала в Тушино.

      Производство лафетов для пушки «ВЯ». В 07.1943г. работы переданы на заводы № 481 и № 454 НКАП. В 05.1944г. заводу поручено изготовление опытной серии из 5 ТРД С-18 А.М. Люльки. В 06.1944г. заводу поручены работы по изготовлению приспособлений для производства моторов для завода № 466 НКАП, в 08.1944г. – оказать помощь в изготовлении частей опытного ПуВРД конструкции В.Н. Челомея.

      По пр. № 377с от 2.06.1944г. завод передан из ОАП в Управление оборудования НКАП.

      По пр. № 705сс от 29.12.1944г. на заводе началась организация производства пяти опытных образцов ТРД С-18 конструкции А.М. Люльки. Для этого на завод откомандирована группа конструкторов во главе с зам. гл. конструктора Луссом.

      В соответствии с ПСМ № 472-191 от 26.02.1946г. по пр. МАП № 182сс от 30.03.1946г. ГС инструментальный завод № 165 с 1.04.1946г. передан из Управления оборудования в 8ГУ МАП для развития опытного моторостроения Этим же приказом для расширения работ СКБ гл. конструктора А.М. Люльки при НИИ-1 МАП переведено на самостоятельную базу – завод № 165 МАП и получило название ОКБ-165 МАП. В 1963г. получил название Государственный объединенный завод № 165 ГКАТ. С 1.01.1967г. – Московский Машиностроительный завод (ММЗ) «Сатурн». По 08.1957г. – в ведении 3ГУ МАП, по пр. № 20сс от 21.01.1958г. передан в ведение 3-го Управления ГКАТ.169 В 1972-75г. – вновь в 3ГУ МАП. 6.05.1982г. на базе машиностроительного завода «Сатурн» как головного предприятия создано НПО «Сатурн». С 6.05.1982г. – НПО «Сатурн», в него вошли: ММЗ «Сатурн», Лыткаринский МЗ «Сатурн», МКБ «Гранит» и УКБМ. С 25.07.1984г. – НПО «Сатурн» им. А.М. Люльки МАП. Имели наименования: «п/я 2383», «п/я М-5147» (1.01.1967-82г.).

      Планировалось в 1946-50г. передать завод в подчинение ЦИАМ для изготовления экспериментальных образцов двигателей, агрегатов и оборудования; поручить заводу изготовить оснастку по мотору М-250 для завода № 45. В соответствии с ПСМ № 919-383сс от 22.04.1946г. по пр. № 249сс от 27.04.1946г. заводу поручена доводка созданного Люлькой ТРД ТР-1. По пр. № 479сс от 23.07.1946г. при заводе № 45 образован филиал завода № 165 (руководитель- С.К. Туманский) для организации производства ТР-1.

      В 1946г. заводом изготовлена опытная серия из 30 шт. ЖРД Л.С. Душкина РД-2.167

      В 1950г. двигателям ОКБ присвоено наименование «АЛ».

      Решением СМ СССР от 06.1950г. ОКБ выдано задание на создание ТРД АЛ-5.

      В соответствии с ПСМ № 355-161сс от 2.03.1954г. начата разработка АЛ-7.

      В 01.1955г. вышло пост. правительства о создании филиала ОКБ в Тураево (далее – Лыткаринский машиностроительный завод «Сатурн»), являвшегося испытательной базой ОКБ. В 1958г. вступила в строй его первая очередь. По пр. от 31.05.1955г. филиал завода № 276 (бывшее ОКБ-500) преобразован в филиал завода № 165, по пр. от 7.04.1956г. он преобразован в самостоятельное СКБ-500.

      С 1959г. начались работы по ЖРД. В 1960г. поручена разработка ЖРД 11Д54 для 3-й ступени РН Н-1, затем проект трансформирован в 11Д57.

      В конце 1950-х г. начаты работы по созданию атомного двигателя (ЯСУ), для этого было организовано КБ-2, в его составе – специальная бригада.

      В 1965г. КБ переехало в новое здание.

      В соответствии с ПСМ от 08.1965г. начата разработка двигателя 3-го поколения – АЛ-21Ф (изд. «85»), 1-й экземпляр собран в 09.1966г. В 1970г. создан АЛ-21Ф-3, по решению ВПК от 09.1970г. и пр. от 28.09.1970г. его необходимо было представить на госиспытания в 4-м квартале 1970г.

      В 1960-е г. разрабатывался воздушно-водородный двигатель АЛ-51для самолета-разгонщика ЭПОС «Спираль», в 1976г. работы прекращены. С 1981г. начато создание автономных источников энергии – двигателей для системы «Энергия-Буран», а также посадочных двигателей для ОК «Буран» на базе АЛ-31.

      В 1972г. начаты работы по АЛ-31Ф, они утверждены пост. правительства в 1976г. По пр. МАП № 134 от 10.04.1978г. начата разработка модификации АЛ-31ФВ. С 1984г. ресурс АЛ-31Ф увеличен со 100 ч до 1000 ч. 31.03.1992г. подписан контракт на разработку АЛ-31ФН для Китая. В 2000-е г. создан модернизированный вариант АЛ-31Ф (изд. 99М1).

      В 1981г. начаты работы по двигателю 5-го поколения «изд. 20» (АЛ-41Ф) для МФИ, проект завершен в 1984г. С 1988г. до 2006г. в ОКБ собрано 27 двигателей.140

      По пр. от 19.04.1989г. начаты работы по созданию агрегатов и машин для консервной промышленности.

      С 13.12.1993г. – АООТ, затем – ОАО «А. Люлька-Сатурн». 5.07.2001г. образовано ОАО «НПО «Сатурн» путем слияния ОКБ «Люлька-Сатурн» и «Рыбинских моторов». ОКБ преобразовано в НТЦ им. А.М. Люльки. По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. ОАО «НПО «Сатурн» вошло в число стратегических оборонных предприятий. К 2008г. на площадях предприятия построен культурно-развлекательный комплекс. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      В 1990-е г. на базе Краснотурьинского ПТП Тюменьтрансгаза создан центр диагностики и восстановительного ремонта стационарных газотурбинных приводов АЛ-31СТ.

      В 1990-е г. создано совместное предприятие с швейцарско-шведской фирмой «АВВ». В 2000г. создана Дирекция лицензионных программ.

      В 2000-е г. продолжались работы по двигателю следующего поколения АЛ-41Ф и АЛ-31ФП с поворотным соплом; двигателя SaM 146 для RRJ.20. В 2006г. построено 5 экспериментальных образцов двигателя V поколения (тема «117С», совместно с УМПО). В 06.2006г. построен 1-й SaM 146. В 12.2006г. пнв АЛ-31ФМ1 (АЛ-31Ф серии 42). Затем создан АЛ-31ФМ2 с улучшенной геометрией турбины и новым поворотным соплом. В 2007г. создан также АЛ-31ФМ3-1 с новой камерой сгорания с «двойной стенкой».рией турбины и новым поворотным соплом.

      В 2006г. заключен контракт на изготовление 200 малоразмерных ТРДД-50МТ для индийского БПЛА Lakshya.

      С 1993г. – работы (совместно с МНПО «Спектр») по дефектоскопу-снаряду для подземных трубопроводов «КОД-4М».

      Численность персонала (1941г.)- более 2000 чел., (1972г.)- 6300 чел.

      Директор (1935г.)- И.М. Степанов, (1941г.)- С.З. Нейштадт, (1942-12.1944-; 25.04.1946г.-)- Ю.А. Мизюров, (05.1945г.)- Бугров, (1954-77г.)- А.А. Завитаев, (1977-93г.)- А.М. Хартов.68 Гендиректор (-1998-2002г.-)- В.М. Чепкин, В.А. Лебедев.

      Ответственный руководитель (25.04.1946г.-)- А.М. Люлька.

      1-й зам. гендиректора (-2000-02г.-)- В.А. Лебедев, (-2002-07г.-)- Е.Ю. Марчуков; по НИОКР/председатель НТС (2003-04г.-)- В.М. Чепкин. Зам. гендиректора (2006г.)- С. Чуклинов.

      Гл. конструктор (25.04.1946-56г.)- А.М. Люлька. Ген. конструктор (12.1956-84г.)- академик (1968г.) А.М. Люлька {23.03.1908-1.06.1984г.}; и.о. (-03-08.1984г.)- Ю.П. Марчуков; (08.1984-2003г.)- В.М. Чепкин {20.09.1933-}, (2003г.-)- М.Л. Кузменко.

      1-й зам. гл., ген. конструктора (1946г.-)- Э.Э. Лусс, (1960-е)- Ю.Н. Бытев, (1996г.-)- Е.Ю. Марчуков, (2000г.)- Ю.П. Марчуков. Зам. гл., ген. конструктора: по атомной тематике (1959г.)- А.А. Иевлев, по перспективным темам и атомной тематике (1960-е-72г.-)- А.В. Воронцов (АЛ-31Ф); по стендовым и летным испытаниям (-1976-78г.-)- Ю.Н. Бытев; И.И. Жуков, (1946-57г.-)- Э.Э. Лусс, (1946-51г.-)- И.Ф. Козлов, (-1973-78г.-)- С.П. Кувшинников, (-1973-78г.-)- А.М. Хартов, (1978г.)- В.К. Кобченко, (1978г.)- В.А. Горелов, (1997-98г.)- М.Л. Кузменко, Е.Ю. Марчуков.

      Управляющий директор (2002г.)- В.А. Лебедев. Директор Дирекции лицензионных программ (2000г.-)- О.Е. Хлыстова, (2000-е)- В.А. Борисков. Технический директор: (1935г.)- В.В. Власов; Дирекции лицензионных программ (2000г.-)- В.М. Беркович.

      Гл. инженер (1980-е)- Г.И. Зуев.

      Начальник производства- А.В. Чуркин (около 20 лет). Гл. механик (1935г.)- С.П. Бегиев.

      Гл. конструкторы: (1957-76г.)- Э.Э. Лусс, (1960-е г.)- Ю.Н. Бытев (АЛ-21Ф-3), (1964г.-)- М.А. Кузьмин (11Д57), (1978-96г.)- Ю.П. Марчуков (РТВД-14, ТП-22), (1980-е)- М.М. Гойхенберг, (-1992-94г.-)- А.В. Андреев (11Д57, АЛ-31Ф, -31ФН, -31ФУ, -31ФП); по перспективным разработкам (1982г.-)- К.Р. Хачатуров, (2003г.)- М.М. Гойхенберг; (1983-87г.)- В.К. Кобченко (АЛ-31Ф), (1990-е-2002г-.)- А.И. Волков (АЛ-31ФП, АЛ-55), (-2002-07г.-)- Е.Ю. Марчуков, В.М. Андриенко (АЛ-55И), В.В. Кирюхин, М.М. Костюченко (САР), (1990-е)- В.В. Куприк (наземная тематика), В.И. Федюкин (автоматика).

      Зам. гл. конструкторов: по САР, летным испытаниям и эксплуатации (1978-98г.-)- М.М. Костюченко; по испытаниям (1980-е)- Е.Ю. Марчуков; по эксплуатации (1980-е)- В.В. Кирюхин, (2000-е)- Е.В. Балуков; (1994г.)- А.И. Волков (АЛ-31ФП), М.Ф. Вольман, О.Н. Кошиц, (1980-е)- Н.М. Мэнн, (1990-е)- К.Ю. Сорокин.

      Начальники цехов: Н.Н. Якунин.

      Начальники отделов: секретного (1987г.)- В.И. Дюдин; внешних связей и протокола (2002г.)- В.Г. Нестеров.

      Начальники бригад: (2006г.)- Н.В. Кикоть.

      Начальники лабораторий: (1970-е)- А.Ф. Кричигина.

      Создано: авиационные ГТД: ТР-1 (1947), ТР-2 (1948), ТР-3 (1948), АЛ-5 (1947-52), экспериментальный «ЭА» (1948), АЛ-7 (1953-56), АЛ-7Ф-1 (1960), АЛ-7Ф-2 (1963), АЛ-21Ф (изд. «85», 1965-70), АЛ-21Ф-2 (изд. « 87»), АЛ-21Ф-3 (изд. «89», 1970), АЛ-31Ф (изд. «99», 1976-85), изд. «12» и «12ф» на базе АЛ-31Ф для аналога ОК «Буран» (1980-е), АЛ-31ФП с поворотным соплом (1989), АЛ-31ФН для Китая (1998), ТВД АЛ-34-1 (1990-е), АЛ-35, АЛ-37, АЛ-41Ф (изд. «20»), изд. «117А» на базе АЛ-41Ф (2002), изд. «117С» на базе АЛ-31Ф (2006), АЛ-55 (2004), АЛ-55И для Индии (2005); «36», «36МТ» для БПЛА; для надводных кораблей ВМФ М75РУ (2006), М70ФРУ (2007), М90ФР (совместно с «Зоря-Машпроект»); турбостартеры ТС-17 (1949), ТС-19, ТС-20 (1955), ТС-21, ТС-31М; ЖРД: кислородно-водородные 11Д54 и Д-57 (11Д57) для Н-1 (1959-75), Д-57М (11Д57М) для РН «Вулкан» (1976); источник питания 5И43 (1958-65) для ЗУР; морской ТВД МТВД-79 (1964-67) для ПЛ авиационной торпеды; АЛ-51 для ЭПОС (проект, 1976); ракетно-турбовальный двигатель РТВД-14 (изд. «14», 1981-88), его модификация- турбопривод ТП-22 для «Энергия-Буран» («22»); ГДТ для газоперекачивающих станций АЛ-31СТ (1992-94), для электростанций АЛ-31СТЭ (2003);68 проекты: ЯСУ РД-А для М-30 (1950-е), открытого типа ТРДА ПАС для М-60 (1955)ПМ-5/03; дизель СН-6Д 6 л.с. (1986-91); стоматологические электровакуумные печи МТ, МТ-2000, «Русь» (1987-91); горелка для воздушного шара «Вега-2» (1990-е); дефектоскоп-снаряд «КОД-4М» (1993-98)140.

Московский экспериментальный завод № 1 НКТП

      /г. Москва Лужнецкая наб., 2/4 (1935г.)/

      Московский экспериментальный завод создан в 1933г. для производства инструментальных твердых сплавов. В 01.1935г. завод – в ведении конторы «Союзтвердосплав» Главредмета НКТП.179

      Производство (1935г.): сталинит; режущий инструмент, оснащённый твёрдыми сплавами. Работы (1935г.): производство твёрдых сплавов и режущего инструмента; помощь предприятиям по рациональному использованию режущего инструмента с пластинами из твёрдых сплавов.

      Директор (1935г.)- М.Н. Карташов.

Станкостроительный завод № 1 НКТП, НКОП

      /г. Москва застава Ильича, Гжельский пер., 13 (1935г.)/

      В 1935г. Станкостроительный завод № 1 – в ведении треста «Установка» НКТП, в 1937г.– треста «Установка» 1ГУ НКОП.

      Производство (1935г.): токарно-винторезные и прецизионные станки. Пр. № 0192 от 7.09.1937г. заводу предписано предусмотреть в 1938г. изготовление опытных образцов оборудования для снарядного производства.139

      Директор (1935г.)- А.В. Миллер.

      Технический руководитель (1935г.)- М.Д. Ухолов.179

ОКБ-165 МАП

      /г. Москва п/я 2382/

      ОКБ образовано в соответствии с пост. СНК № 473-192сс от 26.02.1946г. для продолжения работ по ТРД С-18. По пр. МАП № 182сс от 30.03.1946г. СКБ гл. конструктора А.М. Люльки при НИИ-1 МАП переведено на самостоятельную базу – завод № 165 МАП и по пр. № 242сс от 25.04.1946г. получило название ОКБ-165 МАП; в состав ОКБ передан личный состав отдела № 21 НИИ-1.

      Продолжены работы по созданию ТРД ТР-1. 22.04.1946г. вышло ПСМ № 919-383сс о создании ТР-1. В соответствии с ним по пр. № 249сс от 27.04.1946г. требовалось построить 5 двигателей и в 09.1946г. провести 20-часовые стендовые испытания. Испытания начаты в 07.1946г.

      В составе ОКБ бригады: компрессоров, камер сгорания, турбин, форсажной камеры и реактивного сопла, маслосистемы (затем – отдел маслосистем и редукторов), перспективных разработок, прочности, динамической прочности; по подготовке, сопровождению и анализу результатов испытаний; отделы: КО по проектированию газогенераторов и камеры сгорания, горения, программных станков, экспериментально-исследовательский в Тураево (ЭИО-20), эксплуатации, ЛИО. В начале 1960-х г. КБ было разделено на два подразделения: авиационных ГТД и ЖРД. В 1961г. в составе бригады компрессоров организована группа по разработке конструкции насосов для ЖРД, затем она реорганизована в бригаду. В составе бригады камер сгорания создана группа газогенераторов ЖРД. В 1960-е г. создана лаборатория топливно-регулирующей аппаратуры (ТРА). В начале 1980-х г. объединены бригады приводов и маслосистем.

      ОКБ-165 имело филиал на заводе № 45, в 1954г. он влит в состав ОКБ-45. В 1957г. в подчинение ОКБ-165 передано ОКБ-45 и получило название ОКБ-45-165.

      Далее ОКБ объединено с заводом № 165 и действовало как Оытный завод № 165. В 1982г. ОКБ с заводом вошло в состав НПО «Сатурн».

      Гл. конструктор (03.1946г.-)- А.М. Люлька.

      Начальники отделов: перспективного (1960-е-70-е)- А.В. Воронцов; компрессоров- И.П. Федюкин, (-1954-88г.)- В.И. Комлев, компрессоров и турбин (1995г.-)- И.Е. Уваров; основных и форсажных камер сгорания- Ю.П. Марчуков; турбин- И.П. Федюкин; топливной автоматики (1967г.)- П.А. Юкало, В.С. Кириллов; маслосистем и редукторов (1991г.)- В.Г. Семенов; КО по проектированию газогенераторов и камеры сгорания- А.М. Хартов; горения- Б.Л. Бухаров; стендовых испытаний двигателей- С.А. Щелин; по анализам параметров двигателей при стендовых испытаниях (2000-е)- В.В. Куприк; испытаний двигателя АЛ-55И- В.А. Фадеев; ЭИО- Ф.А. Ожигин; ЛИО (1960-е-77г.)- И.С. Павлушин, (1980г.)- П.С. Тарабан, Ю.Е. Локотков; по серии- В.Ф. Пономарев; по международному сотрудничеству- В.Г. Нестеров, внешних связей (2000г.)- В.М. Беркович; (1970-е)-М.М. Гойхенберг, (1994г.)- М.К. Сладков.

      Зам. начальника отдела: приводов и маслосистем (1980-е)- В.Г. Семенов; эксплуатации- В.В. Белоконь, по испытаниям и эксплуатации (1995г.)- В.А. Фадеев, (-1998-2000г.-)- Д.Н. Федоров; ЛИО (1986г.)- В. Кирюхин.

      Начальник КБ- М.А. Молчанов.

      Начальники бригад: № 12 форсажной камеры АЛ-31Ф (1970-е)- М.М. Липовицкий; № 16 сопла АЛ-31Ф (1970-е)- М.М. Липовицкий; расчетной по атомному двигателю- Ю.Н. Бытев; динамической прочности- И.А. Скурат; компрессоров (1957г.)- М.А. Дубинин, В.И. Комлев; камер сгорания (1983г.)- А.Н. Щелоков, П.И. Шевченко; турбин- И.Г. Саливон; форсажных камер и реактивного сопла- Б.Л. Бухаров, М.М. Липовицкий, реактивного сопла и фронтового устройства (1979-84г.)- А.И. Волков; маслосистемы- И.Г. Брискин; высотно-скоростных характеристик двигателей- А.В. Чумаков; насосов для ЖРД (1960-е)- М.А. Постников; летной (1949г.-)- М.М. Липовицкий; испытаний (1959г.)- Ю.Н. Бытев; (1967г.)- Л.И. Барбаш, Р.Е. Беленький, И.И. Жуков, М.М. Костюченко, (1950г.)- С.П. Кувшинников, К.В. Кулешов, С.Д. Решедько, И.В. Тарасов, А.Н. Щелоков, П.А. Юкало.

      Начальники лабораторий: кинофотолаборатории (1947г.-)- И. Магер.

      Ведущие конструкторы: (1992г.)- Н.Н. Булычев (АЛ-31СТ), (1972-98г.-)- М.Ф. Вольман (АЛ-31Ф, -31ФН), (1983г.)- А.Д. Дехтяренко (КС), В.В. Ефимов, (1951г.)- И.И. Жуков, (1994г.)- М.М. Костюченко (САУ АЛ-31ФП), М.М. Липовицкий, (1987г.-)- Е.Ю. Марчуков (по автономным испытаниям), (1994г.)- О.Н. Никутов (АЛ-31ФП), (1951г.)- Г.Ф. Новиков, (1990-е)- А.А. Проскурин (наземная тематика), (1994г.)- М.К. Сладков (сопло АЛ-31ФП), (1991г.)- К.Ю. Сорокин, (1951г.)- П.И. Шевченко, (1951г.)- П.А. Юкало.

      Ведущие инженеры: по испытаниям (1998г.)- А.Д. Авиатор, (1967г.)- О.П. Афанасьев, И.Г. Баскаков, М.Ф. Лиходид, (1960-е)- Ю.Е. Локотков, А.А. Макаров (ЖРД), (1960-е)- Л.И. Римский, (1998г.)- Ю.Ф. Слученков; Л.И. Барбаш, В.В. Белоконь (ЖРД), (1955г.)- П.С. Тарабан.

КБ-2 ОКБ-165 МАП

      Создано в конце 1950-х г. для создания атомного двигателя (ЯСУ). Для этого в КБ организована специальная бригада в составе двух групп. Совместно с ИАЭ разработан проект двигателя с реактором МТ-35 на тепловых нейтронах. Затем тема закрыта.

      Начальник (1950-е)- А.А. Иевлев.

      Начальник бригады (1950-е)- Е.В. Комаров.

      Начальники групп: (1950-е)- А.М. Хартов, (1950-е)- В.А. Юшко.

      Ведущие конструкторы: (1950-е)- А.В. Воронцов.

ОКБ-165-1, ОКБ-1 МАП, ГКАТ

      /г. Москва п/я 3134/

      В 1955г. организовано ОКБ-165-1 гл. конструктора Л.С. Душкина.

      Разработан ряд ЖРД, работы по бортовым источникам электропитания (БИП).

      По 08.1957г. ОКБ-1 – в ведении 3ГУ МАП, по пр. № 20сс от 21.01.1958г. передано в ведение 3-го Управления ГКАТ.169 На начало 1960г. имело название ОКБ-1 ГКАТ.

      По пр. № 337сс от 30.07.1966г. ОКБ ликвидировано, коллектив Л.С. Душкина с тематикой БИП вошёл в состав ОКБ-670 МАП.

      Гл. конструктор (-1957-66г.)- Л.С. Душкин.

      Зам. гл. конструктора (1957г.)- А.И. Полярный, С.А. Дубинец.

      Создано: ускорители: РУ-013, С-155; ЖРД: для ЗУР В-1000 (1958).

НПО «Сатурн» МАП, М-5147, НПО «Сатурн» им. А.М. Люльки МАП, ОАО «НПО «Сатурн»

      /129301 г. Москва, И-301 ул. Касаткина, 13 ст. Ростокино Московской ж/д «Шасси»/

      /152903 г. Рыбинск Ярославской обл. пр. Ленина, 163 тел. 24-31-01 www.npo-saturn.ru/

      НПО «Сатурн» образовано 6.05.1982г., в него вошли: МЗ «Сатурн», Лыткаринский МЗ «Сатурн», МКБ «Гранит» и Уфимское КБМ. С 25.07.1984г. – НПО «Сатурн» им. А.М. Люльки, в 1987г. – в ведении 3ГУ МАП. Имело наименование «п/я М-5147» (1984-87г.). В составе НПО (1987г.): машиностроительный завод «Сатурн» (головное предприятие), Лыткаринский машиностроительный завод «Сатурн». Ему также подчинены самостоятельные (1987г.): МКБ «Гранит», Уфимское КБМ. По пр. МАП № 168 от 3.05.1988г. и пр. по ПО № 34 от 18.06.1988г. в НПО из ПО «Кожобувьмаш» переданы Киевский экспериментально-механический завод (КЭМЗ) и киевское СКБ КМА.

      С 13.12.1993г. – АООТ, затем – ОАО «А. Люлька-Сатурн». 5.07.2001г. образовано ОАО «НПО «Сатурн» путем слияния ОКБ «Люлька-Сатурн» и «Рыбинских моторов». По решению правительства № 22-р от 9.01.2004г. и Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. ОАО «НПО «Сатурн» вошло в число стратегических оборонных предприятий.

      В 2005г. создано ЗАО «ВолгАэро»- СП с французской компанией “SNECMA”. В 11.2006г. создано дочернее предприятие – ОАО «Сатурн-газовые турбины», где сосредоточено производство наземных ГТУ. В 08.2007г. создано ЗАО «Управляющая компания «Сатурн-УМПО». В 12.2008г. НПО продано компании «Оборонпром».

      В составе НПО – испытательная база, включавшая открытый испытательный стенд в Полуево, два закрытых бокса № 27 и № 28. Имело филиал (2006г.) в СПБе с КБ. В 10.2008г. НПО «Сатурн» и корпорация «Роснанотех» создали СП «Новые инструментальные решения».

      Численность персонала (2005г.)- около 18 тыс. чел.

      Гендиректор (1987г.)- В.М. Чепкин, (07.2001-06; -2008-10.2009г.)- Ю.В. Ласточкин; и.о. гендиректора (12.2006г.-)- В.Ю. Данилов, (08.2009г.-)- И. Федоров.

      1-й зам. гендиректора по НИОКР (2001-07г.-)- В.М. Чепкин. Зам. гендиректора: по НИОКР (2006г.)- В.М. Чепкин; (2005г.)- А.А. Саркисов, (2006г.)- В.Н. Жигалов.

      Директор: управляющий (1990-е)- В.А. Лебедев; коммерческий (-2002-07г.-)- В.Ю. Данилов; по экономике и финансам (-2002-06г.-)- В.Н. Жигалов, (2008г.)- Л.Ч. Можейко; по персоналу (-2006-07г.-)- С.В. Попов; технический (2001-07г.-)- М.Л. Кузменко; исполнительный (2002г.)- В.М. Межибовский, (2007г.)- И. Юдин; по наземным промышленным программам (2005г.)- О. Брындин; по информационным технологиям (-2006-08г.-)- А.С. Пионтковский; по связям с общественностью (2006г.)- Л.А. Крылова.

      Ген. конструктор (1987г.)- В.М. Чепкин, (07.2001-07г.)- М.Л. Кузменко, (2007г.-)- А.А. Саркисов {19.05.1936-}.

      1-й зам. ген. конструктора (2000г.)- М.Л. Кузменко.

      Гл. инженер (2002г.)- В.Н. Крылов.69

      Зам. коммерческого директора по ВЭД (2006г.)- И. Григорьев.

      Председатель НТС (2001г.-)- В.М. Чепкин.

      Директор программы АЛ-55И (2007г.)- А.А. Саркисов.

      Начальники отделов: секретного (1990г.)- В.М. Демидов.

      Председатель совета директоров (-2001-06г.)- В.К. Глухих, (28.12.2006г.-)- Ю.В. Ласточкин.

      Члены совета директоров: (2001г.)- А.А. Вишняков, (2001г.)- Ю.М. Дмитриев, (2001г.)- В.Н. Жигалов, (2001г.)- Ю.В. Ласточкин, (2001г.)- В.М. Межибовский, (2001г.)- В.Г. Михеев, (2001г.)- А.Г. Федоров, (2001г.)- В.М. Чепкин.

ЗАО «ВолгАэро»

      /г. Рыбинск Ярославской обл./

      Совместное предприятие с французской компанией “SNECMA”, создано в 2005г. на территории НПО «Сатурн» для серийного производства деталей и узлов двигателя SaM 146.

      Площади: производственные- более 10 тыс. м2; офисные- 2500 м2.

ЗАО «Управляющая компания «Сатурн-УМПО»

      Создана в 08.2007г. для управления совместными проектами НПО «Сатурн» и УМПО по производству двигателей АЛ-31ФП, разработке АЛ-55 и наземной энергетике.

      Председатель совета директоров (2007г.-)- А. Артюхов.

      Гендиректор (2007г.-)- Ю. Ласточкин.

Лыткаринский машиностроительный завод «Сатурн» МАП, Р-6280

      /140061 пос. Тураево Люберецкого р-на Московской обл. ул. Тураевская, 21 ст. Мальчики Московской ж/д/

      Филиал ОКБ-165 в Тураево основан в соответствии с ПСМ от 19.01.1955г. как испытательная база ОКБ, в 1958г. на стенде Т-1 начаты испытания двигателя АЛ-7Ф. Далее это – Лыткаринский машиностроительный завод «Сатурн». В 1982г. вошел в состав НПО «Сатурн» (и на 1987г.). Имел наименование «п/я Р-6280» (1987г.).74

      В 1974г. вступил в строй испытательный стенд с наддувом и подогревом воздуха на входе в двигатель. В 1975г. на нем начаты испытания АЛ-31Ф.

      Директор (1955г.-)- М.С. Беренсон, (1987г.)- В.Н. Павленко.

      Гл. инженер (1980г.)- В.Н. Павленко, (2008г.)- С. Новиков.

      Начальники цехов: испытательного- Ф.А. Ожигин. Начальник испытательных стендов (1998г.)- Ф.А. Ожигин.

      Начальники отделов: ПДО- И.А. Объедков; секретного (1987г.)- Г.И. Кочаровский.

      Начальники бригад: испытаний- М.Ф. Вольман, (1970-е)- В.И. Рогожин.

ЗАО «Новые инструментальные решения»

      Совместное предприятие, учрежденное в 10.2008г. НПО «Сатурн», корпорацией «Роснанотех» и Газпромбанком для производства монолитных инструментов с наноструктурированным многослойно-композиционным покрытием разработки Курчатовского института (в основном, твердосплавного инструмента для обработки деталей авиадвигателей).

      Производство планировалось развернуть на площадке НПО «Сатурн» в Рыбинске.

ОАО «Сатурн-Газовые турбины»

      Создано в 11.2006г. Производство наземных ГТУ, газоперекачивающих агрегатов, а также нестандартного оборудования для Росатома.

      Гендиректор (2011г.)- И. Юдин.

< 1 16 17 18 63 >