Предприятия № 401-500

      

Завод № 402 НКОП, НКСП, МСП, МТиТМ, п/я 1, Архангельский судостроительный завод НКТП, НКОП, Северное машиностроительное предприятие (СМП) МСП,Г-4572, ФГУП, ОАО «ПО «Севмашпредприятие»

      /пос. Судострой, г. Молотовск Архангельской обл.; г. Северодвинск Архангельской обл. ул. Административное шоссе, 1 п/я 1 «Гранит» (1966г.)/

      /164500 г. Северодвинск Архангельской обл. Архангельское ш., 58 тел. 94-601/

      Решение о строительстве завода принято пост. СНК № 1156 от 25.07.1932г., срок готовности определён к 1.01.1934г. с возможностью достройки ПЛ уже в 1933г.168 В соответствии с пост. СТО № 137сс от 31.05.1936г. утверждено место и начато строительство в Никольском устье Двинской Губы возле Николо-Корельского монастыря. Установлены сроки ввода завода в строй: I очереди – в 1-м квартале 1939г., II очереди – к 3-у кварталу 1939г., III очереди – к 1-у кварталу 1940г. и IV очереди – к 4-у кварталу 1940г. Характерной особенностью завода был (как и завода № 199) горизонтальный вывод судна из сборочного цеха в наливную камеру с глубоководной прорезью, из которой после спуска воды судно выводилось в естественную акваторию. Потановлением СТО от 23.11.1936г. был одобрен проект крытых эллингов. 28.01.1937г. НКТП утвердил проектное задание по Архангельскому судостроительному заводу как крупному предприятию по строительству кораблей всех классов и значений. В 1937г. была углублена акватория и намыта новая территория. В соответствии с пост. СНК от 29.08.1937г. по пр. НКОП № 0209 от 20.09.1937г. строительство Архангельского ССЗ передано в ведение НКОП и получило наименование «завод № 402 НКОП». Этим же пр. на площадке строительства организован филиал 2-го ГПИ для проектирования завода. Во исполнение пост. СНК № 162сс от 22.10.1937г. пр. № 00235 от 29.10.1937г. строительство завода было форсировано, чтобы в конце 1938г. заложить линкор типа «Б». По пр. НКВД от 13.04.1938г. организованы Управление «строительства № 203» ГУЛАГа и Ягринский ИТЛ для строительства завода, которое было возложено на НКВД. По пр. НКОП № 449 от 2.12.1938г. организовано управление директора строящегося завода. В 02.1939г. завод № 402 2ГУ передан в ведение 1ГУ НКСП. 26.06.1939г. принято пост. Экономсовета при СНК № 619-123 о материально-техническом обеспечении строительства завода. В 09.1939г., в связи с принятием решения о сокращении строительства тяжелых крейсеров и линкоров, строительство завода было заморожено.92 Пост. СНК от 5.12.1939г. утверждена расчетная годовая программа завода, включавшая линкор, два лидера и 6 эсминцев. Днем рождения завода считается 21.12.1939г. – день официальной закладки первого корабля, линкора «Советская Белоруссия» (фактически работы начаты в 1938г.). К этому времени введена в строй 1-я очередь завода, включавшая два дока (в т.ч. Южный) длиной по 300 м, закрытые общим эллингом длиной 370 м, высотой 30,6 м (цех № 50). На 06.1941г. имелось 817 единиц оборудования.

      В 1940г. создан судоремонтный отдел завода. Под сухой док был вырыт котлован на о. Ягры. После начала войны все работы были прекращены. После войны здесь создан СРЗ № 891.

      В 07.1941г. на завод эвакуирована часть личного состава артиллерийского ОТБ НКВД из Ленинграда (бывшее Главное артиллерийское КБ), где они работали в 20-м отделе СТП. 20-й отдел организован в 08.1939г. из переведённых сюда из Болшевской тюрьмы семерых судостроителей, в него переведены также из Бутырской тюрьмы А.Р. Эппель, А.Л. Константинов, С. Бондаревский, В.В. Разумов и В.С. Мамашин. Вначале персонал отдела содержался в спецтюрьме на о. Ягры, затем переведен в Молотовск; численность отдела увеличена до 29 чел. В 05.1945г. отдел в полном составе переведен на свое старое место в «Крестах».

      В годы ВОВ сюда эвакуирована часть заводов № 189, № 194, № 196, № 363 и № 370 НКСП. 15.07.1943г. вышло пост. ГКО № 3747 о мероприятиях по обеспечению работы завода; 14.11.1943г. – расп. ГКО № 4574 о мерах выполнения в 4-м квартале 1943г. работ по строительству завода. 22.01.1944г. – расп. ГКО № 5014 о мерах по обеспечению строительства завода инструментом, оборудованием, рабочей силой; 22.08.1944г. – новое пост. о мероприятиях по обеспечению строительства завода. В соответствии с пост. ГКО № 7352 от 19.01.1945г. был переработан генппроект строительства завода.

      В годы войны велось строительство серии «больших морских охотников», эсминцев, достройка ПЛ, переведенных из Ленинграда; выпуск снарядов и авиабомб. 15.08.1944г. вышло пост. ГКО № 6389 об изготовлении на заводе артиллерийских башен Б-2-ЛМТ для тяжелых мониторов. В 1943-45г. выполнен ремонт 108 морских транспортных судов, всего за годы войны отремонтировано 139 кораблей. Часть территории завода использовалась в качестве круглогодичного морского порта.

      В 1948г. завод № 402 – в ведении МСП. В 01.1966г. Севмашпредприятие – в ведении 1ГУ МСП. Имел наименования: «п/я 1», «п/я Г-4572» (1966г.-).205 За строительство головной АПЛ пр. 941 завод награждён третьим орденом Ленина.

      После войны продолжено строительство завода. 4.10.1948г. вышло ПСМ № 3674-1494сс о вербовке с других предприятий в 1948г. 1500 ИТР и квалифицированных рабочих, в т.ч. 1000 чел. для завода и 500 – для ВМСУ-203. К началу 1950-х г. построен закрытый эллинг, ставший крупнейшим в мире, строился цех артиллерийских башен. С 1953г. пост. правительства завод переведен на строительство АПЛ пр. 611. Для этого был реконструирован основной судостроительный комплекс: в каждом из двух доков были оборудованы по три стапельных линии, на которых по рельсам перемещались корпуса ПЛ, строившихся поточно-позиционным методом. В 1954г. цех № 42, выпускавший орудийные башни, реконструирован для производства первой АПЛ и стал цехом № 3; он был соединен судовозными путями с вновь построенным поперечным слипом грузоподъемностью 3000 т. 24.09.1955г. заложена первая АПЛ пр. 627, в соответствии с пост. правительства от 22.11.1955г. начато их серийное строительство по пр. 627А. В 1960-е г. начато проектирование нового судостроительного комплекса (цеха № 55) для серийного строительства АПЛ. Наливной док был перекрыт эллингом длиной 434 м, шириной 120 м и высотой 72 м с двумя козловыми кранами грузоподъемностью по 320 т, введен в эксплуатацию в 1974г. Эллинг (цех № 55) стал крупнейшим в мире, но был специализированным и не мог использоваться для строительства крупных надводных кораблей. Для спуска лодок на воду использовался передаточный плавдок. Были созданы производства для сборки атомных реакторов и обеспечения безопасности при загрузке ядерного топлива и пуска реакторов. В 1974г. комплекс был принят в эксплуатацию, первая АПЛ в нем заложена в 1976г. Имелся стапельно-сдаточный цех № 50 (2007г.).

      После войны продолжен ремонт кораблей ВМФ, начато строительство эсминцев пр. 30бис.

      14.11.1951г. вышло пост. правительства о строительстве на заводе тяжелого крейсера пр. 82, в 10.1952г. корабль, заводской № 401, был заложен в северной камере эллинга. По пр. МТиТМ № 00112 от 18.04.1953г. его строительство прекращено. Ориентировочная стоимость крейсера (1950г.)- 1,168 млрд. руб. Стоимость крейсера пр. 68бис (средняя) – 322 млн. руб.

      К середине 1950-х г. построено 46 кораблей ВМФ и более 30 гражданских судов.

      В соответствии с ПСМ № 1837-831сс от 28.08.1954г. завод освобожден от капремонта ПЛ серии IХ-бис.

      В 1960г. на завод переданы рабочие чертежи транспортной ПЛ пр. 648, в начале 1961г. она была заложена на стапеле. Пост. правительства от 21.06.1961г. строительство было прекращено. В 1964г. начато строительство транспортной АПЛ пр. 664, затем также прекращено.

      В 1963г. на заводе создан второй в отрасли участок фасонного титанового литья (после ЦНИИ-48).

      После введения в 1985г. одностороннего моратория на испытания ядерного оружия на заводе изготовлено две бронекамеры Я-13 для проведения имитационных взрывов (без инициирования ядерного заряда), не регистрируемых сейсмостанциями. Камера представляла собой титановый шар диаметром 24 м с толщиной стенки 700 мм. Одна камера использовалась для испытаний (и в 1990-е г.), другая разрезана на металлолом.196

      Для строительства серии тяжёлых атомных подводных крейсеров пр. 941 (самой большой АПЛ в мире на тот момент) в 1970-е г. проведена реконструкция предприятия: построен новый эллинг (крупнейший в Европе), глубоководная набережная; освоен модульно-агрегатный способ строительства.

      К 2005г. построено 128 АПЛ (к 2012г. – 129). С 1991г. по 2000-е г. построено более 100 гражданских судов (морских понтонов, минибалкеров, речных барж, буксиров) для зарубежных заказчиков.

      В 1990-е г. завод получил статус Государственного Российского центра атомного подводного кораблестроения.61 Входил в состав ГРЦАС. По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. вошло в число стратегических оборонных предприятий. В 2007г. планировалось создать на базе предприятия судостроительный холдинг (один из 7 в России) ОАО «Центр судостроения «ПО «Севмашпредприятие», в который также должны войти Северное ПО «Арктика», СКБ по электрохимии и Калужский турбинный завод. Расп. правительства в 06.2007г. ФГУП «ПО «Севмашпредприятие» преобразовано в ОАО, зарегистрированное 1.06.2008г. В 2013-20г. завод входил в состав Северного ЦСС ОСК. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Минпромторга (2015г.).202

      Имелись производства (2000-е): корпусообрабатывающее, корпусно-сварочное, стапельно-сдаточное (два закрытых эллинга, выводной гидроузел, плавдок «Сухона»), трубообрабатывающее, машиностроительное, инструментальное, металлургическое (цеха: модельный, сталелитейный, специальных видов литья, кузнечно-прессовый, термический, скрапоразделочный), кузнечно-прессовое, малярно-изоляционное, ремонтно-строительное, складское и транспортное хозяйства.

      Утилизация АПЛ (2005г.). В 2009г. на мощностях завода компанией «ФНК» (Финансы, новации, качество) организовано производство упаковочных комплектов хранения отработанного топлива реакторов АЭС мощностью 36-40 комплектов в год.

      Количество оборудования (2000-е)- около 11 тыс. ед.

      Площадь территории (1990-е)- более 300 га.

      Численность персонала (06.1941г.)- около 4000 чел., (1945г.)- около 8000 чел., (1990-е)- более 20 тыс. чел.

      Директор (16.09.1937-21.11.1938г.-)- И.Т. Кирилкин (снят); и.о. (22.11-12.1938г.-)- В.Л. Зильберман; (29.01.1939г.-)- К.С. Красильников, (-1941-42г.)- Г.А. Задорожный, (1943-49г.)- С.А. Боголюбов (репрессирован), (-1952г.)- Г.К. Волик, (-1954-66г.-)- Е.П. Егоров, (1972г.-)- Г.Л. Просянкин, (1970-е)- А.Ф. Зрячев. Гендиректор (1986-88г.)- А.И. Макаренко (1988-03.2004г.)- Д.Г. Пашаев; и.о. (03-04.2004г.-)- В.П. Пастухов; (04.2004-лето 2007г.)- В.П. Пастухов (снят за затягивание контракта по модернизации «Адмирала Горшкова»), (-2008-04.2011; 2020г.)- Н.Я. Калистратов, (2012г.)- А. Дьячков, (2021г.)- М.А. Будниченко.

      Начальник строительства (29.05.1936-8.09.1938г.)- И.Т. Кирилкин (репрессирован). 1-й зам. гендиректора: по производству (2007г.-)- М.А. Будниченко; по экономике и финансам (2007г.-)- Э.С. Борисов; (2001-07г.-)- В.В. Бородин, (-03.2004г.)- В.П. Пастухов. Зам. директора, гендиректора: по экономике (2000-07г.)- Э.С. Борисов; (-1983г.)- Н.Г. Вотинов, С.В. Фокин, (1997-2007г.)- М.А. Будниченко, (2008г.)- С. Новоселов, (2000-е)- А. Дьячков. Помощник директора по найму и увольнению (30.12.1937г.-)- М.Б. Вишнепольский.

      Зам. начальника строительства (16.09.1937г.-)- Л.Х. Копп. Вице-президент (-2004-05.2006г.)- В.Я. Поспелов.

      Технический директор (16.09-22.11.1937г.)- Л.Х. Копп (репрессирован).

      Гл. инженер: строитель (16.09.1937г.-)- В.А. Сапрыкин; по эксплуатации (22.11.1938г.-)- В.Л. Зильберман. Гл. инженер (1946г.-)- Г.К. Волик, (1950-52; 1958-62г.)- В.И. Вашанцев, (01.1966г.)- И.М. Савченко, (1980-е)- А.И. Макаренко, (-03.2004г.)- В.П. Пастухов, (2009г.)- А. Алсуфьев.

      Зам. гл. инженера- В.Я. Поспелов.

      Гл. экономист (1997-2007г.)- Э.С. Борисов.

      Зам. гл. конструктора (1980-е)- В.А. Выборных. Зам. гл. технолога (-1979г.)- В.А. Бородин.

      Начальник производства: морской техники и гражданского судостроения (2001-07г.-)- В.В. Бородин; продукции техназначения и ТНП (1997-2007г.)- М.А. Будниченко.

      Зам. начальника производства (-1981г.)- В.М. Вершинин.

      Начальники отделов: № 5 (1980-е)- Ю.Н. Гречков; строителей № 12 (-1950г.)- В.И. Вашанцев; ПДО (1993-97г.)- М.А. Будниченко; 1-го (01.1966г.)- А.К. Поникаровский; (-1945г.)- М.К. Горшков.

      Зам. начальника отдела: строителей № 2 (1940-е)- В.И. Вашанцев; ПЭО (-1997г.)- Э.С. Борисов; ОТиЗ (1991г.-)- Э.С. Борисов; (1997-99г.)- В.В. Бородин.

      Ответственные сдатчики: (-01.1960г.)- М.Я. Баженов (К-19), (01.1960г.-)- В.Л. Кулаков, (1980-е)- В.Б. Авраменко, (1980-е)- Е. Слободян (ТК-208).

      Гл. строители: (1940г.)- А.П. Кириллов (пр. 23), (-1950-55г.-)- В.И. Вашанцев (пр. 627), (1976г.)- А.И. Тихонов (пр. 667АМ), (2012г.)- И. Леонов («Адмирал Горшков»).

      Начальники Управлений: ВЭД (1999-2001г.)- В.В. Бородин.

      Начальники цехов: № 42 (1954-57г.-)- П.В. Гололобов; (ВОВ)- Е.М. Горбенко, (ВОВ)- А.Н. Катков, (ВОВ)- М.И. Радунский, (ВОВ)- И.М. Розенблит, (ВОВ)- П.И. Смирнов.

      Зам. начальника цеха: № 55 (1993-97г.)- М.А. Будниченко; стапельно-сдаточного- В.М. Вершинин.

      Строители кораблей: (-1945г.)- М.К. Горшков, (1942г.)- Г.М. Трусов.

      Начальники бюро: КБ (1940-е)- В.И. Вашанцев; В.А. Бородин.

      Производство: линкоры: пр. 23 «Советская Белоруссия» (21.12.1939-, не достроен), «Советская Россия» (22.06.1940-, не достроен); эсминцы: пр. 30 «Осмотрительный» (1940-), «Охотник» (1940-), «Жаркий», «Живой», «Жуткий», «Жесткий» (1941-), пр. 30К (1947-48)- 2, пр. 30бис «Огненный», «Отчетливый» (1947-49), (1949-53)- 16; пр. 41 (12.1950-, не достроен); крейсеры: пр. 82 (зак. № 401, 11.1952-53-, не достроен); пр. 68бис «Архангельск» (зак. № 303, достройка завода № 194, 1954, не достроен), «Владивосток» (зак. № 304, достройка завода № 194, 1954, не достроен), «Молотовск» («Октябрьская революция») (зак. № 301, 07.1952-05.1954, 11.1954), «Мурманск» (зак. № 302, 01.1953-04.1955, 09.1955); большой морской охотник пр. 122А «Штурман», БО-151 (1944-45)- 9; ПЛ: достройка лодок: завода 189 XIIIбис серии Л-20, Л-22 (1942), завода 112: XII серии М-104, -105, -106, -107, -108 (1942-43), XV серии М-214, М-218 (1947-48), М-219 (не достроена); пр. 611 (1956-58)- 13, пр. В611 (1955), пр. АВ611 (1957)- 4; пр. 629 (1957-62)- 22 (вместе с заводом 199), пр. 629Б (-1960-63-); пр. 636 (-2003-05)- 2 для Китая; АПЛ: К-3 «Ленинский комсомол» пр. 627 (24.09.1955-9.08.1957)- 1, пр. 627А «Кит» (1956-63)- 12, пр. П627А (1958-, не достроена); пр. 645 (06.1958-10.1963)- 1; пр. 658 К-19 (10.1958-10.1959), (1960-62)- 7; первая в мире титановая с ПКР «Аметист» пр. 661 К-162 (12.1963-68); пр. 664 (1964-67-, не достроена); РПКСН: с Д-5 пр. 667А К-403 «Казань» (1971), (1967-74)- 23, с Д-9 пр. 667Б (1972-77)- 10, пр. 667БД (1975)- 4, с РСМ-50 пр. 667БДР «Кальмар» К-223 «Подольск» (1977-79), (1976-82)- 13, с РСМ-54; пр. 667БДРМ К-18 «Карелия» (-1989), (1984-90)- 6; пр. 675 «Барс» с КР П-6 (1963-68)- 7; титановая глубоководная пр. 685 К-278 «Комсомолец» (04.1978-83); пр. 705 (1977-80-е)- 6 (вметсе с заводом 196); пр. 885 «Ясень» «Северодвинск» (12.1993-06.2010), пр. 885М «Ясень-М» «Казань» (07.2009-); с РСМ-52 пр. 941 «Акула» («Тайфун») ТК-208 «Дмитрий Донской» (зав. № 711, 06.1976-09.1980, 29.12.1981), ТК-17 «Архангельск», ТК-20 «Северсталь», ТК-202, (-1989)- всего 6; с КР «Гранит» пр. 949 (07.1975-12.1980)- 2, пр. 949А К-410 «Воронеж» (02.1986-88), пр. 949АМ К-139 «Белгород» (1992-2006-); пр. 955 «Борей» К-407 «Новомосковск» (-02.1990), «Юрий Долгорукий» (11.1996-02.2008), «Александр Невский» (03.2004-), пр. 955А «Владимир Мономах» (03.2006-12.2012), «Князь Владимир» (07.2012г.-); пр. 971 «Щука-Б» «Барс» (05.1985-88), К-317 «Пантера» (11.1986-90), «Волк» (-1991), «Леопард» (-1992), «Тигр» (-1993), «Вепрь» (-1994), К-335 «Гепард» (-12.2001г.), «Кугуар» (2001); исследовательская пр. 09852 (12.2012-); гражданская ПЛ «Нептун» (1990); морские буксиры, несамоходные лихтеры (1940-е); плавучие доки: (1940-е), пр. 1637 (1970-е), передаточный пр. 2121 (1979); несамоходный артиллерийский щит пр. 436 (1949-52); железнодорожный паром пр. 723бис (1951-52)- 4; станции размагничивания пр. 523 (1950-е); плавбаза для перезарядки реакторов АПЛ пр. 326 (1960-66)- 4; несамоходный транспорт радиоактивных отходов пр. 1783 (1960-е); речные баржи типа «Европа-2»; причалы: тяжелый стоечный для АПЛ пр. 746 (1961), плавучий металлический ПМ-61М (1970-е), сборно-разборный пр. 747А (1978-90-е); плавучая АТЭС малой мощности «Академик Ломоносов» пр. 20870 (2006; официально заложена 15.04.07г.; в 08.2008г. передана на Балтийский завод); первая в мире ледостойкая стационарная буровая платформа «Приразломная» (2006); морская буровая платформа Moss CS-50 MkII пр. 2958 для Норвегии (2006-07-); танкеры для Норвегии (2004-)- 8; мегаяхты океанского класса (2006)- 2;

      тральное вооружение, мины, бронебойные снаряды, фугасные авиабомбы (ВОВ), орудийные 130-мм башни Б-2-ЛМТ для мониторов пр. 1190 (1946-47); бронекамера Я-13 (1980-е)- 2; радиационно-защитные контейнеры для отработанного ядерного топлива ТУК-108/1 для США (2006)- 60;

      переоборудование: ПЛ: М-171 XII серии в пр. 604 (1944); Б-67 пр. 611 в пр. В611 «Волна» (первая в мире ПЛ с БР, 1955), затем в ПВ611; пр. 611 по пр. П611 с КР П-10 (1957); пр. 658: К-19 по пр. 658М с Д-4 (1962), по пр. 701 с БР Р-29 (1970); К-140 пр. 667А по пр. 667АМ с Д-11 (1970-е); лихтера в несамоходные плавмастерские по пр. 734 (1950-е); баржи пр. 415 для слива радиоактивных отходов (1958); лихтера пр. М11 в хранилище технологических каналов реакторов по пр. 324 (1950-е), лихтера для обслуживания АПЛ пр. 645 с ЖМТ (1960-е); плавдока пр. 71 по пр. 767 для АПЛ (1960-е); модернизация: плавучих технических баз перезарядки реакторов ЯЭУ пр. 326 по пр. 326М (1970-е); ТК-208 «Дмитрий Донской» по пр. 941УМ для испытаний БР «Булава-30» (2005), крейсера пр. 1144 «Адмирал Нахимов» (2005-), крейсера «Адмирал Горшков» для Индии (-2007-12-); капремонт: ледоколы «Красин», «А. Микоян», «Л. Каганович» (1942), танкер «Азербайджан» (1942), ПЛ серии IХ-бис (-1954), АПЛ К-317 «Пантера» пр. 971 (2006-07).

Государственный Российский Центр атомного судостроения (ГРЦАС)

      ГРЦАС создан в соответствии с пост. правительства от 8.09.1993г. В составе ГРЦАС (2000-е) 9 предприятий, в т.ч.: ПО «Севмаш», СРЗ «Звездочка», НИПТБ «Онега», СПО «Арктика». Далее функции переданы созданному в составе ОСК Северному центру судостроения и судоремонта.

      Президент (2000-е)- Д.Г. Пашаев.

      Вице-президент- В.Я. Поспелов.

      

АРБ (авиаремонтная база) № 402 ГВФ, АРЗ № 402 МГА, АООТ, ОАО «Быковский АРЗ» (БАРЗ)

      /140150 пос. Быково Московской обл. ул. Аэропортовская, 14 тел. 558-48-10 www.basco.ru/

      Образован пр. ГВФ № 106 от 7.11.1931г. как Ремонтные мастерские Московской Авиабазы сельхозавиации. С 1942г. – АРБ № 402.

      Возможно, в 1940г. из состава Реммастерских выделен завод № 241 ГВФ.

      В 05.1994г. АРЗ преобразован в АООТ «Быковский АРЗ».

      В 1990-е г. велась подготовка к освоению ремонта Ил-114 и двигателя ТВ7-117С.

      Численность персонала (2002г.)- 1894 чел.

      Директор (1947-70г.)- А.Н. Шахов. Гендиректор (1990-е)- В.Г. Черняев, (2002г.)- А.А. Рыбин.

      Председатель совета директоров (1998г.)- В.Д. Сафонов.49

      Коммерческий директор (2002г.)- А.В. Блюгер.

      Производство: самолёт П-5 (1936)- около 225.98

      Ремонт: двигателей: М-11 (1932-), М-17 (1941-), АШ-62ИР (1945-), АШ-82В (1957-), РД-3М (1958-), РД-3М-500 (1963-), ТГ-16 (1963-2002-), Д-30 (-1974-2003-); самолетов: Р-5, П-5, У-2 (1932-), Ли-2 (1945-), Ан-2 (1951-), Ил-18 (1960-2002-), Ил-76 (1980-2002-), Як-42 (1985-2002-), Ту-204 (2002); Ми-4 (1956-), Ми-6 (1965-), Ми-8 (1976-); переоборудование Ил-76МД в Ил-76ТД (2002).69

ООО «БАЗ»

      /пос. Быково Московской обл./

      Ремонт (2003): ВСУ ТГ-16, в/винт АВ-68И; комплектующие изделия для Ил-76, Ил-18, Як-42, двигателей Д-30, -КУ, -КП, НК-8-2.