Предприятия № 41-60

      

Союзное ОКБ-52 МАП, ГКАТ, ЦКБ машиностроения (ЦКБМ) МОМ, п/я 80, А-1233

      /г. Реутов Московской обл. Балашихинский тупик «Весна» (1986г.)/

      С 19.09.1944г. (эта дата считается днем основания предприятия) по 02.1953г. В.Н. Челомей был гл. конструктором завода № 51; затем его ОКБ-51 было закрыто, Челомей направлен преподавателем в МВТУ. Затем работал в НИИ-642 (или на заводе № 23). По пр. МАП от 9.06.1954г. возглавил собственную Специальную конструторскую группу (СКГ-10, п/я 010) по созданию морских крылатых УР при заводе № 500. Затем В.Н. Челомей добивается создания самостоятельного ОКБ. В соответствии с пост. правительства от 19.07.1955г. и8.08.1955г. на базе Реутовского механического завода и НИИ-642 26.08.1955г. создано Союзное ОКБ-52 в системе 6ГУ МАП. По пр. МАП от 6.11.1957г. ГС НИИ-642 и ОКБ-52 объединены и преобразованы в НИИ-642 (руководитель- Челомей), ОКБ-52 стало его филиалом. Затем, в соответствии с ПСМ № 293-140 от 8.03.1958г. НИИ-642 ликвидировано, став филиалом № 2 ОКБ-52 по разработке систем управления крылатых ракет (в 1990г. предприятие получило самостоятельность от НПО машиностроения). В 08.1957г. ОКБ – в ведении 2ГУ МАП, затем по 1965г. – в системе ГКАТ. В 1965г. ОКБ-52 МАП преобразовано в ЦКБМ (машиностроения) МОМ. В 1983г. на базе ЦКБ как головного предприятия создано НПО машиностроения (и на 1986г.). ЦКБМ имело наименования: «п/я 80»,157«п/я А-1233» (1986г.).211

      Ввиду определенных объективных (рост объемов и номенклатуры проводимых работ) и субъективных (большое влияние В.Н. Челомея в правящих кругах и личная активность) причин в период 1958-62г. было сформировано мощное конструкторско-производственное объединение. В ОКБ переведено более 30 ИТР из ОКБ-301, в 1959г. – ряд работников из ОКБ-240.

      В 09.1957г. в ОКБ из НИИ-642 переведено КБ гл. конструктора А.Д. Надирадзе. В начале 1958г. Надирадзе предложил проект БР авиационного базирования, с 1959г. он назначен гл. конструктором НИИ-1 ГКОТ.

      В 1959г. в ОКБ из НИИ-642 переведен приборный комплекс (разработка СУ осталась в филиале № 2). В его составе организованы КБ: СУ (с отделом СУ), радиотехнической аппаратуры, электроавтоматики (в его составе два комплексных отдела: по КР и КА; затем переведен из филиала № 2 отдел специальных источников питания); отделы: приборный КО (05-28, создан 17.01.1958г.; в его составе бригады: приборов электрооборудования и антенно-фидерных устройств, электросоединителей и датчиков, гироскопических и счетно-решающих приборов, КПА, электромонтажная), по оптической аппаратуре, телеметрии, испытательный ЖРД. Отдел СУ создан 2.01.1959г. на базе лаборатории автопилотов (реорганизованной из комплексной лаборатории КБ Надирадзе после перевода последнего в состав ОКБ-52); в составе отдела лаборатории: комплексная СУ и моделирования (в 1971г. переведена в состав ВЦ). Затем организованы лаборатории: теоретическая динамики полета (в 1971г. преобразована в отдел), оптико-электронных приборов 415 (в составе КО-4 действовала оптическая группа, по пр. от 28.09.1966г. она преобразована в лабораторию 415. По пр. от 3.01.1968г. на базе лаборатории 415 создан НИ оптический отдел 41 в составе двух лабораторий). В 1985г. организована НИЛ гироскопических приборов БР. В 1963-67г. разрабатывалась СУ для геофизического спутника, затем передана в другую организацию. Создана аппаратура программного управления, индикации и активного демпфирования для станций «Протон» (1965г.). В приборном комплексе самостоятельно было разработано бортовое оборудование и СУ для ОС «Алмаз». Для этого в составе отдела СУ были созданы специализированные лаборатории: систем ориентации (СО), стабилизации (СС), наведения (управления движением центра масс КА), программно-коммутационной аппаратуры, разработки электронных приборов, разработки приборов на элементах вычислительной техники, комплексная СУД-ВА (в составе двух групп: по программированию и экспериментальной отработке БЦВМ, по разработке отдельных приборов и увязке комплекса СУД); мастерская. Затем были организованы цеха № 20, 24, 25, участок печатных плат в цехе № 17, отдел 910.

      В 1959-60г. в ОКБ организовано еще два комплекса: проектный и рабочего проектирования. В их составе создано несколько КБ: проектное ПО-1, КБ-1 (создано в 1959г. на базе проектно-компоновочной службы в непосредственном подчинении ген. конструктора; далее преобразовано в отделение 01), расчетно-теоретическое, систем управления, приборное (в его составе КО-4), двигательных установок, систем терморегулирования, конструкций, радиотелеметрических систем, спецоборудования, средств жизнеобеспечения. Бригада расчета масс, координат центра масс и моментов инерции разделена на две бригады (по одной в каждом из комплексов). В 1964г. организовано подразделение эффективности. В составе ОКБ: отделы 02-20 (динамика СУ), 04-04 (проектирование СУ), 05-28 (конструкция приборов), рабочего проектирования, нормоконтроля; лаборатория 42. В составе КБ-1: отдел научно-технической информации (ОНТИ, создан в 1959г.). Позднее отдел был определен головным в отрасли и переименован в Головной ОНТИ (ГОНТИ), в его составе группы: переводчиков, анализа и обобщения НТИ, научно-технической пропаганды, истории. По пр. от 1.06.1966г. организована служба сетевого планирования и управления (СПУ) – отдел 19. В 1969г. СПУ преобразована в отдел координации и анализа работ по комплексам. В состав отдела входили подразделения (позже выделившиеся в самостоятельные): БТЗ, НОТ, АСУ; группы: КИГ, контрольная, ремонтная, производственная координации и анализа. Разработана АСУ «Ритм-план».

      Имелись корпуса: № 4 проектного комплекса (1960-е), конструкторский 24 (строился в 1960г.), лабораторно-испытательный 31 (введен в эксплуатацию в 1962г.), 33 (1970-е). Ближайшие помощники Челомея имели должность зам. гл. конструктора (хотя гл. конструкторов не было).157 При создании орбитальной станции «Алмаз» был разработаны и изготовлены стенды: определения массы и координат центра масс, комплексные стенды СУ движением станции и возвращаемого аппарата. Далее создана испытательная база, в состав которой входили стенды: трехстепенные для полунатурного моделирования динамики полета, на струнном подвесе для проверки динамических процессов реальных КА, имитаторы орбитального движения, ударные, комплекс теплопрочностных испытаний, тепловакуумных испытаний и проверки на герметичность, комплекс статических испытаний, вибрационные, коллиматорный комплекс для измерения РЛ характеристик аппаратов и антенно-фидерных устройств.

      В 10.1960г. в состав ОКБ-52 вошло ОКБ-23 Мясищева, как Филёвский филиал № 1, с 1980г. получивший самостоятельность как КБ «Салют». Филиалом № 3 недолго было ОКБ-301 МАП (с 18.12.1962г. по конец 1964г.). По 1963г. действовал филиал на заводе № 256 МАП, затем упразднен. Имело Оренбургский филиал (1986г., с 1987г. – КБ «Орион» НПОмаш).

      В 1962г. начато создание испытательной базы ОКБ на Байконуре (далее – Центральная испытательная база, ЦИБ). В ее состав входили: две ПУ для РН «Протон» (объект 333), площадка 81; два МИКа на пл. 92 и 94; лабораторный корпус, пл. 92; два наземных старта для УР-200, пл. 90; два наземных старт для УР-100, пл. 130; две ШПУ для УР-100 (объект 386).

      В составе НПОМаш (1980-е): комплексы: 1-й проектный, 10-й испытательный; вычислительный центр ВЦ-30 (введен в строй 6.03.1989г.). Далее создано проектное отделение 01, в его составе: службы: аэродинамики и газодинамики силовых установок, внешней аэродинамики, баллистики, динамики; отделы: конструкторские, прочности, гидравлики, топливных систем, ОНТИ 01-14, 01-30 (далее – 00-31).

      Головное предприятие по разработке морских крылатых УР.

      В соответствии с ПСМ № 685-313 от 19.06.1959г. комплекс П-5 пнв. 7.09.1961г. вышло пост. № 830-354 «Об ускорении работ по внедрению системы ракетного оружия П-5Д… на вооружение ВМФ и о ее серийном производстве», пост. от 2.03. 1962г. П-5Д пнв. В соответствии с ПСМ № 1149-592 от 17.08.1956г. начата разработка ПКР П-6 и П-35. 11.03.1960г. вышло расп. правительства № 771-рс о совместных испытаниях систем П-6 и П-35. Пост. от 23.06.1964г. комплекс П-6 пнв. В соответствии с пост. правительства от 19.06.1959г. начата разработка КР П-7, пост. от 2.08.1965г. работы по ней прекращены. В соответствии с ПСМ № 903-378 от 16.08.1960г. на базе П-35 начата разработка противокорабельного комплекса береговой обороны П-35Б «Редут», пост. № 631-202 от 11.08.1966г. «Редут» пнв. В 1974г. на базе П-35 начата разработка комплекса 3М44 «Прогресс», в 1982г. он пнв. В соответствии с пост. СМ № 926-386 от 26.08.1960г. началась разработка ПКР П-25, в 11.1964г. работы прекращены. В начале 1960-х г. началась разработка ККР П-120, впервые в мире имевшей комбинированную систему самонаведения: РЛ и тепловую. В соответствии с пост. правительства начата разработка ракеты «Прогресс» на базе П-35.

      В 1958г. велись работы по противоракетам для комплекса ПРО «Сатурн».

      В соответствии с ПСМ № 363-170 от 1.04.1959г. начата разработка КР для ПЛ П-70 «Аметист» – первой в мире ракеты с подводным стартом, пост. от 3.06.1968г. комплекс пнв.

      В соответствии с ПСМ № 695-216 от 11.08.1975г. комплекс управляемого ракетного оружия П-500 «Базальт» (с фугасной БЧ 4Г-80 или спецБЧ ТК-20) пнв ВМФ.

      В соответствии с ПСМ № 630-198 от 28.08.1973г. начата разработка комплекса «Гранит» со сроком предъявления на госиспытания с берегового стенда в 1975г.164

      С 1960г. начаты работы по созданию ракетных комплексов с универсальными МБР, РН тяжелого класса, а также космических систем различного назначения.

      В соответствии с пост. правительства от 23.06.1960г. начата разработка комплекса истребителя спутников в составе ракеты УР-200, разведывательного КА «УС», истребителя спутников «ИС». ОКБ определено головным по системе. Пост. правительства 16.03.1961г. ОКБ определено головным разработчиком систем противоспутниковой обороны ИС. После 1964г. работы переданы в ОКБ-41 КБ-1 (ставшее головным разработчиком), в НПО им. Лавочкина, изготовление спутников-мишеней – в ОКБ «Южное». Комплекс ИС-М пнв в 1978г., ИС-МУ принят в эксплуатацию в 04.1991г.

      В соответствии с пост. правительства от 30.12.1961г. ОКБ определено головным по разработке РН и КА для системы морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) УС-К (17Ф16-К) с КА РЛ разведки УС-А (активный с ЯЭУ), УС-ПУ (пассивный). В 1964г. головным разработчиком МКРЦ стало КБ-1 МРП, работы по КА переданы в КБ «Арсенал».

      В 1962г. разработан аванпроект системы раннего обнаружениястартов БР, состоящей из 20 КА, расположенных на высоте 3600 км.

      4.05.1963г. вышло пост. правительства о разработке системы ПРО «Таран» (ген. конструктор- В.Н. Челомей) с МБР УР-100 («универсальная ракета») и РЛС ЦСО-С. Но руководителем разработки аванпроекта системы назначен А.Л. Минц. В 1964г. работы прекращены.57 В соответствии с ПСМ № 389-140 от 30.03.1963г. началась разработка ракетного комплекса РС-10 с ракетой УР-100. В 1965г. создана самая массовая отечественная МБР УР-100. В соответствии с ПСМ № 682-218 от 19.08.1970г. началась разработка комплекса РС-18 с ракетой УР-100Н. Пост. № 1064-355 от 30.12.1975г. УР-100Н пнв. В 1980-е г. планировалось выводить ракетой УР-100Н на орбиту ракетный комплекс перехвата спутников 17Ф111 «Каскад» (система «Наряд-В»). В 1997-99г. проведены тепловибропрочностные испытания ракеты после 25 лет хранения.

      В начале 1960-х г. начата разработка МБР УР-200. Решением ЦК КПСС Челомею передана конструкторская документация на аналогичную ракету Р-16. После нескольких пусков УР-200 работы по ней прекращены.

      В соответствии с ПСМ № 409-183 от 29.04.1962г. начата разработка МБР УР-500. Пост. правительства № 655-268 от 3.08.1964г. ОКБ поручалась разработка пилотируемого лунного корабля ЛК-1 на базе УР-500 для облета Луны со сроком – 1966-1-е полугодие 1967г. В соответствии с пост. правительства от 25.10.1965г. «О сосредоточении сил…на создании ракетно-космических средств для облета Луны» и пр. МОМ от 13.11.1965г. ОКБ освобождено от работ по пилотируемому лунному кораблю и сосредоточении на создании РН УР-500К с изготовлением в 1966г. 6 ракет.

      С 1963г. начата разработка научной станции «Протон» (Н-4).

      12.10.1964г. началась разработка пилотируемой орбитальной станции «Алмаз» в составе самой станции (ОПС), функционального грузового блока (ФГБ) и возвращаемого аппарата (ВА). ФГБ разрабатывался в филиале № 1. В соответствии с ПСМ № 105-41 от 9.02.1970г. по пр. МОМ от 16.02.1970г. работы по созданию долговременной пилотируемой ОС (ДОС) «Заря» на базе станции «Алмаз» переданы в ЦКБЭМ, туда были отданы 4 уже изготовленных корпуса станции. В ЦКБМ продолжены работы по станции «Алмаз» в интересах МО. В соответствии с пост. правительства № 437-160 от 16.06.1970г. начата разработка ТКС для «Алмаза». Решением ВПК от 12.04.1986г. работы по «Алмазу» возобновлены.

      В 1966г. начата разработка сверхмощной РН УР-700, затем – УР-700М, утвержденная пост. правительства от 17.11.1967г.

      С 1976 г. начата разработка космических систем с автоматическими орбитальными станциями ДЗЗ.

      В 1970-е г. сюда из КБЮ преданы работы по разработке ракетно-космического комплекса для системы телевизионной глобальной разведки (ТГР), но они не имели продолжения.

      В соответствии с пост. правительства от 9.12.1976г. начата разработка универсальной стратегической КР 3М25 «Метеорит», после нескольких неудачных пусков работы по ней прекращены.

      В 1978г. НПО освобождено от работ по пилотируемым КА, а с 12.1981г. – вообще от космической тематики. С 1985г. работы по РКТ и МБР возобновлены. В 1992г. начата разработка ОС «Алмаз-1В».

      В соответствии с ПСМ № 173-45 от 9.02.1987г. велась разработка РК «Альбатрос» с планирующим крылатым ББ в качестве ответа на американскую программу СОИ.

      В 1980-е г. принимало участие в создании электрокардиостимуляторов ЭКС-111, -222, -500.

      Выполнены НИР: «Тюльпан», «Прогресс», «Баллистика», «Румб», «Рейс», «Рейд», «Ратуша», «Авангард», «Дедукция».

      Работы (2002-05г.): разработка морских КР, сухопутных противоракетных комплексов, сухопутных МБР, авиационных УРВП; КА для комплексов вооружения, для ДЗЗ, систем спутниковой связи; разработка систем передачи, получения и обработки информации с КА; РН «Стрела»; создание совместно с Индией ПКР «Брамос» (головное предприятие);17 разработка и внедрение космических технологий в экономику.

      В составе ЦКБМ (2002г.): отделения: научно-исследовательские (в т.ч. тепловибропрочности 03), проектно-конструкторские (в т.ч. конструкции механических систем и агрегатов 07), приборостроительное, испытательное; НИЦ, комплексная база стендовых испытаний (в ее составе стенд УТПИ-3), департамент экономических связей и военно-технического сотрудничества, финансово-экономическая служба.

      Гл. конструктор (1955-59г.)- В.Н. Челомей. Ген. конструктор (1959-84г.)- академик (1962г.) В.Н. Челомей {30.06.1914- 8.12.1984}, (12.1984-2006г.-)- Г.А. Ефремов {15.03.1933-}.

      1-й зам. ген. конструктора (-1998-2000-е)- В.В. Витер. Зам. гл., ген. конструктора (-1958г.)- А.Д. Надирадзе, (1960-62г.-)- М.И. Лифшиц, (-1962-74г.-)- А.И. Эйдис, (1976г.)- Д.М. Герчик; по проектному комплексу (1960-е-80г.-)- Г.А. Ефремов; на филиале № 1 (1960г.-)- В.Н. Бугайский; по КР (10-12.1960г.)- П.В. Цыбин; по производству (1961г.)- Н.М. Гловацкий; по конструкторским работам (-1961-63г.-)- В.М. Барышев, по конструкции (1990г.-)- А.А. Горлашкин; по летным испытаниям и эксплуатации РКТ (-1965-75г.-)- Ю.В. Дьяченко; по проектному комплексу (-1963-66г.-)- С.Б. Пузрин, В.П. Гогин; по приборному комплексу (-1962-77г.-)- В.В. Сачков; по бортовым, корабельным и наземным СУ РКК (1997г.-)- А.И. Бурганский; (1959-97г.)- А.И. Бурганский, (1960-е)- В.К. Карраск, (1960-е)- Я.Б. Нодельман, (1960-е)- Ю.С. Храповицкий, (1970-77г.)- Б.А. Николаевский, (1987-91г.)- В.В. Быстровзоров, (-1987-88г.-)- В.В. Витер, (1996г.)- В.А. Модестов, (1999г.)- Д.А. Минасбеков, (2002г.)- А.Г. Леонов, (2002г.)- В.И. Мартынов; и.о. (1963г.)- Б.А. Николаевский.

      Гл. технолог (1959г.-)- Б.А. Николаевский.

      Начальник/гл. конструктор: Филиала № 1 (1960г.)- Д.Ф. Орочко, (1964г.)- В.Н. Бугайский, (1968г.)- Д.А. Полухин; Филиала № 2 (1963-85г.)- В.М. Барышев; Филиала № 3 (1962-64г.)- А.И. Эйдис.

      Начальники комплексов: приборного (1960-е-77г.-)- В.В. Сачков. Начальники отделений: 01- Г.А. Ефремов, (1998г.)- А.Г. Леонов; 05 (2000-е)- А.Н. Кочкин; 07- А.А. Горлашкин; 11 (2000-е)- В.В. Скоробатюк; (1997г.-)- Л.В. Белюстин. Начальник производства- Э.Л. Голодницкий. Начальник испытательной базы, ЦИБ (1962г.-)- Ю.В. Дьяченко.

      1-й зам. начальника комплекса: 1-го (02.1985-86г.)- В.Ю. Гасюнас; 10-го (05.1986-87г.)- В.Ю. Гасюнас. Зам. начальника комплекса: приборного (15.07.1977г.-)- А.Н. Кочкин. Зам. начальника отделения: 01 (2004г.)- В.Г. Ивашин; «Радиотехнические системы»- В.А. Гонтарев; испытаний (1986-94г.)- А.А. Зайцев. Зам. начальника испытательной базы (1962г.)- А.С. Шехоян.

      Гл. инженер приборного производства- С.Т. Цыганков, В.А. Орлов. Гл. технолог приборного производства- Ю.Е. Попов.

      Начальники КБ: КБ-1- Г.А. Ефремов; СУ (1960-е)- В.Е. Самойлов, С.Н. Хрущев; радиотехнической аппаратуры (1960-е)- С.П. Новиков; электрооборудования (1960-е)- Б.М. Евдокимов.

      Гл. конструкторы: (1960г.)- Д.Ф. Орочко (УР-200), (2004г.)- В. Поляченко, (1973г.)- Ю.В. Дьяченко; направления: (1987г.-)- В.Ю. Гасюнас (5А20, 15А35, «Альбатрос», «Стрела»); КР (1999г.)- О.Я. Артамасов; О.И. Козлов.

      Зам. гл. конструкторов: (1982-90г.)- А.А. Горлашкин, (1973г.)- М.С. Казаков.

      Начальники бригад: общих видов- В.В. Крылов; определения масс комплекса рабочего проектирования (03.1960г.-)- В.М. Царев; определения масс проектного отдела- В.М. Царев; наземного оборудования КБ-1 (1963г.)- В.И. Щеголь; приборного КО: (1960-е)- В.С. Шелагинов; (1960-е)- Е.П. Малинин, В.А. Бажанов; (1960-е)- Б.Г. Максимов; (1960-е)- В.И. Кузнецов, Г.В. Мишуков; (1960-е)- Л.П. Богданов, А.И. Монахов; (1960-е)- М.В. Смирнов, А.Д. Болотников; (1960-е)- Ю.В. Беляев, (1960-е)- А.В. Благов, А.А. Горлашкин, (1960-е)- В.Г. Ивашин, (1960-е)- Г.Д. Кузнецов, (1960-е)- Н.А. Кузюрин,(1960-е)- Г.И. Родин.

      Начальники отделов: 19 (06.1966г.-)- В.А. Пирлик; 41 (01.1968г.-)- А.Н. Кочкин; 42 (1980г.)- Е.Д. Камень; ПО-1 (1960-е-75г.-)- Г.А. Ефремов; КО-4 (1963г.)- В.Е. Самойлов; 04-32 (1999г.)- Б.М. Москалев; 05-28 (1959-87г.)- А.Б. Заболоцкий; 08-80 (2000-е)- Ю.М. Миронов; рабочего проектирования- А.И. Коровкин; электрооборудования КР (1960-е)- А.С. Скангель; электрооборудования КА (1960-е-76г.-)- А.Г. Жамалетдинов; телеметрии (1960-е)- Б.К. Шапиро; двигательных установок (1974г.)- С.В. Ефимов; оборудования (1968г.)- В.Е. Самойлов; СУ (01.1959г.-)- В.Е. Самойлов, НИО СУ КА и КР (-1978г.)- В.Е. Самойлов, (01.1978г.-)- А.В. Туманов, 04-04 (1985г.)- А.В. Туманов; специальных источников питания- Г.А. Болтянский; динамики полета (1960-е)- И.С. Чистяков; баллистики- А.Д. Гончаров; надежности (1974г.)- В.В. Хрусталев; ОНТИ, 01-14- С.И. Егоров, И.В. Курбатов, (2003г.)- Ю.В. Якубовский; Г.Я. Глоба, А.С. Графенбергер, (1960-е)- Ю.Н. Дементьев, (1960-е)- Г.Д. Дермичев, Б.Н. Евдокимов, В.А. Ермаков, (1960-е)- Ю. С Казаков, (1960-е)- О.Х. Кальменев, Б.И. Кушнер, (1960-е)- О.В. Миньшагин, (1957г.)- С.П. Новиков. Начальник ВЦ (1988г.)- М.Н. Щепатов.

      Зам. начальника отдела: КО-4 (03.1958-65г.)- С.Н. Хрущев; СУ (01.1959г.-)- С.Н. Хрущев; проектного (1960-е)- Ю.С. Дегтерев; оборудования (1968г.)- А.В. Туманов; КО (1968г.)- Е.П. Корольков; 04-04 (1985г.)- О.Т. Пахомов; (-1982г.)- А.А. Горлашкин.

      Начальники цехов: Г.В. Аникин, С.С. Красавин, В.В, Кудрявцев, Б.Б. Сафронов, М.И. Финкель, В.М. Шумилин.

      Начальники лабораторий: 42 (1960-64г.-)- А.В. Туманов; 415 (09.1966г.-)- А.Н. Кочкин; НИЛ 01-07- Б.Н. Натаров; НИЛ 07-10 (1999г.)- Г.Я. Гулидов; комплексной СУ (1959г.)- А.В. Туманов; СУ движением КА ИС и УС (1960-е)- Г.В. Маркович; СУД КР (1960-е)- Ю.И. Уткин; моделирования (1959г.)- Ю.С. Куликов; СО (1960-е)- В.Ф. Матвеев; СС (1960-е)- И.В. Колчин, (1990г.-)- Г.Ф. Минаев; наведения (1963г.)- В.Д. Магеровский; программно-коммутационной аппаратуры (-1968г.)- Л.М. Манкевич, (1968-70-е)- А.И. Бурганский, 405 (1970-е-90-е)- В.П. Шестаков; разработки электронных приборов (1960-е)- Н.С. Исаев; разработки приборов на элементах ВТ (1960-е)- В.П. Абрамов; СУД-ВА (1960-е)- Ю.И. Уткин; теоретическая динамики полетов (1960-е)- И.С. Чистяков; гироскопических приборов (-1968г.)- А.И. Бурганский, (1968г.-)- О.Т. Пахомов, НИЛ гироскопических приборов БР (1985г.-)- А.И. Бурганский; С.В. Давыдов, (1976г.)- В.М. Иткин, (1972г.)- Л.Я. Плакхин, В.И. Юхновец.

      Начальники секторов: (1985г.)- В.П. Абрамов, В.А. Апальков, (1975г.)- Ю.В. Беляев, (1975г.)- А.В. Благов, А.А. Горлашкин, (1975г.)- Ю.С. Дегтерев, (1985г.)- С.В. Давыдов, (1985г.)- И.П. Ильин, (1985г.)- Н.С. Исаев, Ф.К. Кадыров, И.И. Лопухов, (1985г.)- В.Д. Магеровский, (1985г.)- В.Ф. Матвеев, (1985г.)- Г.Ф. Минаев, (1985г.)- В.И. Уткин, В.П. Чижов.

      Начальники бюро: БТЗ- С.А. Смолина; НОТ- П.А. Кронгауз.

      Начальники групп: проектного комплекса (1963г.)- В.Ю. Гасюнас; оптической КО-4 (-1963г.)- А.С. Сливко, (1963г.-)- А.Н. Кочкин; по программированию (1960-е)- В.И. Юхновец; по разработке приборов (1960-е)- С.В. Давыдов; автопилотов (1959-62г.-)- В.Ф. Матвеев; АСУ- В.И. Андронов; КИГ- А.П. Воликов; по ВА «Алмаз» (1960-е)- Б.И. Шехирев; контрольной- А.Г. Сахарова; ремонтной- Н.Ф. Колпаков; производственная координации и анализа- Н.И. Татаринов; 10-43-3 (1985г.)- И.А. Осокин; (1985г.)- Н.В. Баранов, (1965г.)- Н.С. Исаев, (1960-е)- И.В. Колчин, (1985г.)- Б.М. Москалев, (1978г.)- В.А. Поляченко, (1965г.)- Ю.И. Уткин. Начальники мастерских: отдела СУ (1960-е)- Ф.Н. Андрюшин; (1985г.)- П.Д. Иванов.

      Гл. ведущие конструкторы: (1960-70-е)- М.Б. Гуревич (УС, «Алмаз-Т»), (1960-65г.-)- В.А. Поляченко (ИС, «Алмаз»), Ю.М. Дятлов («Алмаз»), А.Г. Жамалетдинов («Алмаз»), В.Н. Вишневский («Алмаз»), (1970-е)- А.И. Тихомиров («Алмаз-К»), (1986-2003г.-)- И.Ю. Постников («Алмаз»). Ведущие конструкторы: (1950-е)- Д.М. Герчик, (1950-е)- И.М. Шумилов, (1960-77г.-)- В.Ю. Гасюнас (15А30, 15ПО35), (1961г.)- Д.Ф. Орочко (УР-200), (1962г.)- В.А. Тарутин (П-7), (-1963г.)- Э.Л. Голодницкий, (1960-е)- В.М. Рунков (ВА «Алмаз»), (1971г.)- Е.Л. Свердлов (УР-100Н), С.А. Альперович, О.Я. Артамасов (П-35), Н.Н. Барановская, М.Я. Бончик, (1986-91г.-)- Е.И. Головкина («Алмаз»), (1991г.)- Б.П. Грыжин («Алмаз»), О.А. Коновалов, М.А. Левин, (1986-91г.-)- Н.П. Мазов («Алмаз»), Г.Н. Мойсюк, Б.Ф. Ольшевский, (1991г.)- А.К. Сафутин («Алмаз»), В.В. Свешников, А.С. Смирнов, (1986-91г.-)- Г.А. Сребродольский («Алмаз»), (1986-91г.-)- З.С. Субботина («Алмаз»), Ю.А. Третьяков, А.А. Цаплин, (1986г.-)- А.Ф. Шевченко, Э.И. Эдельштейн, (1986г.-)- В.В. Янченко.

      Зам. гл. ведущих конструкторов: (1961г.-)- Н.П. Белогруд (УС), (1961г.-)- А.И. Тихомиров (ИС).

      Космонавты: Л.К. Беликов, А.А. Гречаник, Е.Д. Камень, В.М. Киселев, В.Г. Макрушин, (1979г.)- В.А. Романов, (1966г.)- Л.Д. Смиричевский, (1970г.-)- Э.Д. Суханов, Л.Н. Тарарин, А.М. Чех, Д.А. Ююков.

      Создано: УР: 10Х (пнв в 1953г.), 14Х, «Комета-3», высотная сверхзвуковая «Метеорит-А» (3М25А, опытная, 1980г.), «Метеорит-Н» (3М25), «Метеорит-М»; «Альфа» (опытная, 1993г.); КР: П-5 (4К48, пнв 19.06.1959г.), П-5С (ФКР-2, 2К17, пнв в 1962г.), П-5Н, П-5НА, П-5Д (1959, пнв 2.03.1962г.); для ПЛ П-6 (1959, пнв 23.06.1964г.); П-7 (4К77, опытная, 1961); П-35 (4К44, 21.10.1959г., пнв в 1962г.), береговой П-35Б «Редут» (4К44Б, 1963, пнв 11.08.1966г.), «Прогресс» (3М44, пнв в 1982г.); «Утес» (пнв в 1973г.); П-6 (пнв в 1964г.); П-25 (4К70, опытная, 1961); П-500 «Базальт» (4К80, пнв 11.08.1975г.); для ПЛ П-70 «Аметист» (4К66, 1960, пнв 3.06.1968г.); П-120 «Малахит» (4К85, пнв в 03.1972г.); противокорабельная П-700 «Гранит» (3М-15, пнв в 1983г.), «Болид»; П-750 «Гром»; береговой РК К-300П «Бастион» (в составе ПУ К-340, машин: боевого управления К-380, транспортно-заряжающей К-342) с 3М55 П-800 «Оникс» (1983), экспортный вариант «Яхонт»; П-1000 «Вулкан» (3М70, пнв в 1987г.); БР: УР-500 «Урал» (опытная, 1962г.), конверсионная РН УР-500К «Протон» (8К82К, 16.07.1965г.); УР-200 (8К81, опытная, 4.11.1963г.); УР-100 (8К84, 19.04.1965г., пнв 21.07.1967г.), УР-100УТТХ (РС-10, пнв в 1970г.), УР-100К (РС-10М, пнв в 1972г.), УР-100К УТТХ (пнв в 1974г.), УР-100Н (РС-18, 15А30, пнв 30.12.1975г.), УР-100НУ (РС-18Б, 15А35), УР-100Н УТТХ (пнв в 1980г.), конверсионные РН «Рокот» на базе 15А35, «Стрела»;58 РН УР-700, ЛК-700 (проект); КА: спутники: маневрирующие ИС (5В91, «Полет-1», 1.11.1962г.), «Полет-2», 12.04.1964г.); геофизический Н-2 (проект, 1964), мишень И-2БМ (1967); РЛ разведки УС-А системы МКРЦ «Легенда» (с ЯЭУ, с 3.10.1970 по 14.03.1988г. 32 пуска), И-2М, И-2П (1968), разведки «Кондор», связи «Руслан-ММ»;50 бронированный спутник-мишень ДС-П1-М; комплексы: для облета Луны ЛК-1, для посадки на Луну ЛК-700 (проект), для полета на Марс УР-700МК «Аэлита» (проект); изд. ЕР (1966); орбитальные пилотируемые станции: «Алмаз-1» (11Ф712, «Салют-2», 3.04.1973г.) с орбитальным блоком 11Ф71, КСИ (11Ф76) и возвращаемым аппаратом ВА (11Ф74), «Алмаз-2» («Салют-3», 25.06.1974г.), вооруженная пушкой НР-23 (1975г.), «Алмаз-3» («Салют-5», 22.06.1976г.); автоматические станции: «Алмаз-Т» (11Ф668, 1981, 18.07.1987, «Космос-1870»), «Алмаз-1» (31.03.1991г.); научные станции «Протон-1 (Н-4, 16.07.1965г.), -2 (2.11.1965г.), -3 (24.03.1966г.), -4» (Н-6, 16.11.1968г.); орбитальная ДЗЗ (1976);69 транспортный корабль снабжения (ТКС) для станций «Алмаз» (11Ф72, «Космос-929 (17.07.1977г.), -1267, -1443, -1686 (27.09.1985г.)»); комплекс притапливаемых боевых ракет «Туман»; управляемые боевые баллистические головки АБ-200 (М-2, 27.03.1963г.), АБ-200Б, АБ-500; изд. МП-1 (1962); легкий космический самолет ЛКС (1980-е, проект); приборы: гироскопический автомат курса АК-1 для КР П-7 (1962), ПСМ связи с аппаратурой «Меч», программно-временные устройства ПВУ-1, -9, согласования ПСИ-4, ПВУ-5М; для изд. МП-1 и М-2: блок ориентации БО, блок усилителей, стабилизации и коммутации РУБ, электромеханический фильтр ЭМНФ (1962); программные устройства МПК-25, -66 для станции «Протон» (1965); для СУД «Алмаз»: блок распределения питания БРП, блок бортовой автоматики ББА, ПРСИ стыковки СУД с системой «Игла» (1960-е); выдвижные антенны АТ-5, АФ-4, ША-16, -18.157

      Производство: револьвер газовый 9 мм ГР-005 (2000).

КБ гл. конструктора А.Д. Надирадзе

      В 09.1957г. КБ А.Д. Надирадзе переведено из НИИ-642 в состав ОКБ-52.

      Комплексная лаборатория КБ преобразована в лабораторию автопилотов всех изделий разработки ОКБ-52, в 10.1958г. она переехала с территории НИИ-642 в ОКБ-52. Работы по автопилотам для П-5, П-5Д, П-6, П-35.

      В 1959г. А.Д. Надирадзе назначен гл. конструктором НИИ-1 ГКОТ.

      Начальники лабораторий: автопилотов (1957г.-)- А.В. Туманов.

      Начальники групп: СУ П-35 (1958г.-)- Ю.И. Уткин.157

НПО машиностроения МОМ, А-1233, ГУП «ФНПЦ «НПО машиностроения», ФГУП «НПО машиностроения»(«НПОмаш») РАКА, ОАО «Военно-промышленная корпорация (ВПК) «НПО машиностроения»РАКА, ФКА

      /г. Реутов Московской обл. Балашихинский тупик (1986г.)/

      /143966 (143952) г. Реутов Московской обл. ул. Гагарина, 33 тел. 302-11-85/

      НПО машиностроения создано в 1983г. на базе ЦКБ как головного предприятия. В 1986г. – в ведении 1ГУ МОМ. В его состав входили также (1986г.): Опытный завод машиностроения, Оренбургский филиал ЦКБМ (с 1987г. – КБ «Орион»). Имело наименование «п/я А-1233» (1984-86г.).211

      В 1996г. присвоен статус Федерального научно-производственного центра (ФНПЦ). В состав НПО входили (2002г.): ЦКБМ, Опытный завод машиностроения (ОЗМ), КБ «Орион», проектно-строительный комплекс. По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. ФГУП «НПОмаш» вошло в число стратегических оборонных предприятий. В 10.2004г. создан холдинг ОАО «Военно-промышленная корпорация (ВПК) «НПО машиностроения» (создание корпорации под названием «Реутов-Альбатрос» планировалось еще в 2001г., но тогда это не было осуществлено). В него вошли: ГУП «Федеральный научно-производственный центр (ФНПЦ) «НПО машиностроения», ПО «Стрела», пермский «Машиностроитель», ПО «Авангард» (Смоленская обл.), НПО электромеханики, НИИ электромеханики, Уральский НИИ композиционных материалов, холдинг «Гранит-Электрон». В 03.2007г. ФГУП «НПО машиностроения» преобразовано в ОАО «ВПК «НПО машиностроения», в которое вошло 11 предприятий. В соответствии с пост. Правительства № 96 от 20.02.2004г. по пр. Минпромторга № 1828 от 3.07.2015г. ОАО включено в реестр организаций ОПК. Действовало в ведении Роскосмоса (2015г.).202

      К началу 2000-х г. разработано 260 типов изделий, 119 из них изготовлены, 37 пнв.

      Гендиректор (1986г.)- Э.А. Вербин, (2007г.)- Г.А. Ефремов, (-2009-10г.-)- А. Леонов.

      1-й зам. гендиректора (2002г.)- А.Г. Леонов, (2002г.)- А.В. Хромушкин, (2002г.)- В.И. Мартынов. Зам. гендиректора (1987-91г.)- В.В. Быстровзоров, (1997г.-)- Л.В. Белюстин, (1999г.)- В.П. Царев, (2000-е)- В.М. Чех, В.П. Гогин, П.Я. Носатенко.

      Председатель совета директоров (03.2007г.-)- А.Г. Бурутин.

Опытный завод машиностроения (ОЗМ) НПОмаш МОМ

      С 1983г. ОЗМ – в составе НПОмаш МОМ (и на 2002г.).

      Зам. директора ОЗМ- А.И. Ермаков, И.С. Сметанкин.

Оренбургский филиал ЦКБМ МОМ, КБ «Орион» НПОмаш МОМ, Р-6062

      /(460000) 460005 г. Оренбург ул. Шевченко, 2 «Яшма» (1986г.)/

      В 1986г. Оренбургский филиал ЦКБМ – в составе НПОмаш МОМ. В 05.1987г. – КБ «Орион» НПОМаш (и на 2002г.). Имел наименование «п/я Р-6062» (1986г.).211

      Начальник (1986г.)- Б.В. Нестеров, (1999г.)- В.И. Надсадин.

< 1 29 30 31 43 >